—569— гим из наших иерархов предходит теперь примикирий с „великой лампадой возожжённой“, при отправлении их из кельи, так как очень немногие из них продолжают жить подле своего кафедрального храма, но обычно всех наших владык встречают к службе с лампадой и дикиротрикириями, заменившими, вероятно, те две больших свечи, с которыми ходили к службе древнерусские святители по большим праздникам и Иерусалимский патриарх с давнего времени к пасхальной утрене. В очень редких случаях в настоящее время восточные и славянские деспотисы ходят к вечерне и литургии, предшествуемые лампадой и дикиротрикириями; даже патриархи обычно обходятся без них, но во время совершения самых служб: вечерни, полунощницы, утрени и литургии „святителева“ свеча как прежде нередко ставилась, так и теперь в известные моменты возжигается перед патриархом, находится ли он среди церкви или на своём вне-алтарном троне. А это неоднократное возжжение лампады на службах, преимущественно в начале и в конце их, не о том же ли говорит, что она была вызвана к жизни впервые потребностью в свете, освещении, соображениями практическими, но не символическими? Со временем последние взяли перевес над первыми: лампада превратилась в символ, стала наглядным выражением мысли, что лица, перед которыми она носится и держится, суть „светочи благодати, светильники веры и пламенники благочестия“ 1374 или по крайней мере должны быть таковыми по своей идее. Угасали эти светильники, но свет от их учения и добродетельной жизни продолжал, предполагается, светить остававшейся после них пастве. Образным выражением этого служил, а в некоторых местах востока и доселе служит обряд поставления возожжённой лампады у ног умершего святителя в месте его последнего упокоения. А. Голубцов Голубцов А.П. О старом архиерейском месте в храме//Богословский вестник 1905. Т. 2. 7/8. С. 570–583 (3-я пагин.) —570— В соборных, многих приходских и даже монастырских церквах Греции, Болгарии и Сербии подле правого хора, насупротив южных дверей алтаря, есть место для святителя, так называемый архиерейский трон (ρχιερατις ϑρνος, στασδιον). В кафедральных храмах православного востока он представляет столь же заурядное явление, сколько обычна игуменская кафедра в тамошних монастырях. В главнейших из них, например в константинопольской патриархии, имеется два трона: один для стояний патриарха со славой, в мантии и в преддержании архидиаконом посоха, по праздникам, другой (παραϑρνιον) назначен для дней рядовых 1375 . Будучи иногда одинакового почти устройства с игуменскими местами, архиерейский трон в одних восточных церквах мало чем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—506— молитва ли иерарха со свечей в последней пред началом службы, или что другое вызвало к жизни обряд осенения, положительно не знаем; но только благословение одной, тремя или двумя – в первое время безразлично – возженными свечами постепенно вошло в богослужебную практику и, благодаря Самим Спасителем данной символике света, столь согласовавшегося с характером архиерейской службы и праздничным временем ее совершения, нашло в ней широкое применение. Но ставши видной ритуальной принадлежностью архиерейского священнослужения, осенение дикирием и трикирием не сделалось служебным одних архиереев преимуществом. В старину у нас игумены многих монастырей, а не некоторых только, как в настоящее время, служили с одной или двумя осеняльными свечами. Да и теперь священник служит на Пасхе с трикирием и крестом в одной руке и кадилом в другой – так именно, как начиналась в соборных церквах, по свидетельству Симеона Солунского , каждая воскресная утреня. Даже диаконы прежде и Византийские императоры в свое время, как лица помазанные и полупосвященные, осеняли народ дикирием или трикирием – первые, когда на преждеосвященной Литургии, взамен священников, обращались к нему со словами: Свет Христов просвещает всех, вторые – когда с амвона и вообще публично предлагали своим подданным то или другое наставление. Осенив народ дикирием и трикирием, архиерей, сидя или стоя, слушает часы, отправляемые на стороне его священником, и начало Литургии вместе со сослужащими, все время до малого входа оставаясь среди церкви. С точки зрения древнего обряда это не особенность, а обычный порядок. Не говоря уже о часах, которые, быв вначале вместе с полунощницей и повечерием делом личной набожности, справлялись каждым на дому, в церковном притворе, другой какой-либо части храма, но никак не в алтаре; даже такие важные службы, как праздничные вечерня и утреня, начинались вне последнего, пред закрытыми церковными дверьми, как начинается в паперти и до сих пор наша пасхальная утреня. Воспоминание о начальном месте совершения в древности названных служб сохранилось и в позднейших уставах, образовавшихся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За час до полуночи колокол зовет всех на службу. В храме шумно и тесновато: толпа у свечного ящика, очереди к исповедующим иеромонахам, группы новичков, любопытно рассматривающих иконы. Всюду нетерпение и ожидание. Наконец возглас священника возвещает о начале полунощницы. Еще тонет в громких разговорах волнующаяся речь чтеца, ненавязчиво призывая всех к тишине, но вот хор начинает канон Великой Субботы и первым же ирмосом, словно морскою волною, захлестывает празднословящих и накрывает их своим напевом, лишает их последней дерзости и силы. Всё в едином порыве устремляется навстречу пасхальной утрени. Небольшая суета возникает, когда из алтаря заблаговременно выносят запрестольную икону и крест для крестного хода, но и эта суета быстро сменяется молчаливым и сосредоточенным возжиганием свечей. Ожидание и предощущение радости сковывает все члены людей, и только глаза, оставшись подвижными, устремляются к царским вратам. И вот тихое алтарное пение как бы неимоверным усилием отодвигает завесу, царские врата распахиваются, и поток света и звука устремляется из алтаря в храм, из храма в ночную тьму и властно растекается по всей земле. Отец наместник с клиром, блистанием праздничных одежд умножая пасхальное сияние, следуя по проложенному пути, выходит из церкви. И кажется, что за этим шествием, как за кометой, тянется сверкающий шлейф. Крестный ход огненным кольцом опоясывает храм и замирает только пред его затворенными дверями. И словно срывается с уст возглас: " Да воскреснет Бог и расточатся врази Его… " . Что за великие и таинственные слова! Как трепещет и ликует душа, слыша их! Какой огненной благодати они преисполнены в пасхальную ночь! Они необъятны, как небо, и близки, как дыхание. В них долгое ожидание, преображенное в мгновение встречи, житейские невзгоды, поглощенные вечностью жизни, вековые томления немощной человеческой души, исчезнувшие в радости обладания истиной. Ночь расступается пред светом этих слов, время бежит от лица их. Кажется, что храм сотрясается, его двери растворяются сами, не сдержав могучего потока людского ликования, нахлынувшего на них. Эхо пустого храма подхватывает пасхальный тропарь, но вскоре, сторонясь многолюдства, прячется в куполе храма и исчезает в его белых сводах. Храм становится подобен переполненной заздравной чаше. " Приидите, пиво пием новое… " . Брачный пир уготован Самим Христом, приглашение звучит из уст Самого Бога. Уже не пасхальная служба идет в церкви, а пасхальный пир. " Христос воскресе! — Воистину воскресе! " ,— звенят возгласы, и вино радости и веселья брызжет через край, обновляя души для вечной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

1 вопр. А где в Триоди Цветной упомянутые нами трипеснцы? Дело в том, что на протяжении всей книги мы их не найдем. А обнаружим их только в приложении, где говорится, что в прежних (т.е. дореформенных) триодях они предназначены были для пения на блаженнах литургии, а по нынешнему современному уставу они должны употребляться на повечериях. А поскольку повечерия на приходах не совершаются, то и трипеснцы практически выпадают из богослужения. 2 вопр. Почему она называется “Цветная”? Это название осталось от того деления, согласно которому Постная Триодь заканчивалась св. Четыредесятницей, в канун Лазаревой субботы, а все дальнейшие богослужения «носили» разные цвета (имеются в виду богослужебные облачения): от Недели ваий, Страстной седмицы и всего последующего пасхального цикла, отчего и получили название Триоди Цветной. Итак, в Цветной Триоди находятся все необходимые нам в дальнейшем молитвословия пасхальных богослужений и иных, следующих за ними. 3. Когда петь упомянутые нами пасхальные последования? В те же самые соответствующие богослужениям суточного круга промежутки времени, которые мы с вами обсуждали на 7ом занятии. Только вместо третьего, шестого, девятого часов, а также повечерия и полунощницы вы поете, так называемый, пасхальный час. Хотя более точно его лучше называть “вместочасием”. А вместо Утрени и Вечерни (или утренних и вечерних молитв) вы пока можете совершать соответственно утром — пасхальный канон, а вечером – петь пасхальные стихиры. Найти их можно в той же Триоди или в молитвословах. Итак, радуяся и торжествуя во Христе, упражняйтесь в означенных нами пениях и песнех духовных, поминая, что ПАСХА НАША – ХРИСТОС! Не прощаюсь с вами. До скорой встречи! Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 237  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек

http://azbyka.ru/video/18-pashalnye-moli...

Этот же Евхологий указывает после «кафисмы» «Молитвы полиелея недельного во св. Четыредесятницу» (намек на первоначальное употребление полиелей только в Четыредесятницу), причем далее видимо приводит эти молитвы, первую не надписывая никак, а следующие называя «молитва 5-го антифона» (следовательно предыдущая 4-го), «6-го антифона», «молитва 7-я», — всех 4: по последней (8-й) замечание: «затем кондак, 50-й (псалом) и тотчас диакон Миром Господу помолимся, молитва 9-я…, Заступи спаси… Утреннюю и…. (τν ρθρινν κα τν.), Ангела мирна… Прощения… и тотчас песни и по 9 песни Паки и паки… с молитвою». Таким образом после антифонов полиелея или какой-либо праздничной кафисмы этот Евхологий указывает сразу кондак, 50-й пс., просительную ектению с началом из мирной и малой и только тогда канон («песни»), но канон очевидно очень краткого состава (так как нет речи об обычных междупесниях), может быть двупеснец или трипеснец; впрочем ранее в этом Евхологии пред речью о полиелейных молитвах замечание: «по 6-й же песни кондак»; может быть на будничной утрени взамен полиелея был полный канон (драгоценные следы древнего строя утрени на переходу от кондакарной системы к канонной). Все же другие из указанных Евхологием после 50 пс. предполагают обычный полный канон, но грузинские перед ним по 50 пс. помещают мирную ектению особого и разного в обоих рукописях состава (один из 6 прошений, другой из 9) и с нынешним возгласом (что пред каноном). Грузинские памятники назначают ектению с молитвою и на 7 песни канона молитву на 8 песни. (Возможно, что ектении бывали на каждой песни и здесь остаток этой практики, как ныне на пасхальной утрени и в Криптоферратском Типиконе на рождественской [ 117 ]). Порядок ектений в конце утрени во всех нынешнего праздничного типа, но в Патмосском — нынешнего будничного (хотя утреня предполагается праздничная). Грузинские не называют сугубой ектении, а указывают только ее молитву, первый с 9-кратным «Господи помилуй» [ 118 ]. Если Студийский и Иерусалимский уставы имели так много общего в строе важнейших суточных служб — вечерни и утрени, то во второстепенных службах, каковы часы, повечерие, полунощница и изобразительные, они совершенно обезразличивались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается,– входные молитвы начинаются с «Святый Боже». Последование облачения Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим честь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды. Священник берет подризник, а диакон – стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя». Облачение диакона Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: Благослови, владыко, стихарь со орарéм. Священник, благословляя, произносит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон говорит: «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося: Возрадуется душа моя о Господе, облечé бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одéя мя, яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси мя красотою. Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении – на правую руку: Десница Твоя, Господи, прослáвися в крепости, деснáя Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостáты; на левую руку – Руце Твои сотвористе мя и создáсте мя, вразуми мя, и научуся зáповедем Твоим. Облачение священника Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет подризник, произнося: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): «Возрадуется душа моя о Господе...» И также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из этих трёх видов ветхозаветного богослужения – храмового, синагогального и семейного – уже в первые века по Р.Х. сложилось христианское богослужение, которое разделяется на два типа: си наксис (греч. σναξις «собрание») и евхаристию (греч. εχαριστα «благодарение»). К синаксису относятся богослужения суточного круга (вечерня, повечерие, полунощница, утреня и часы), а также первая часть любой литургии – «литургия оглашенных». Во время евхаристического богослужения («литургии верных») совершается воспоминание всего, что Господь для нас сделал, а также Тайной Вечери, после чего дары – хлеб и вино – приносятся в жертву Богу, а Он возвращает их Своему народу Телом и Кровью Своего Сына, которым в конце литургии причащаются верные. Подобно храмовому богослужению, службы синаксиса приурочены к определённому времени суток и, подобно синагогальному богослужению, состоят в основном из пения псалмов и чтения Священного Писания . Евхаристия же является в основном воспоминанием (и этим похожа на пасхальную трапезу) и жертвоприношением (что было основным содержанием храмового богослужения). Среди церковных богослужений нет ни одного, на котором не звучали бы псалмы. Для служб синаксиса некоторые из них являются основой, к которой добавляется всё остальное (например, шестопсалмие и «хвалитны» на утрене), другие читаются в тот или иной день недели. Евхаристия, которая сама не содержит псалмов, тем не менее всегда совершается в их обрамлении: перед ней обязательно бывает литургия оглашенных, на которой поются те или иные псалмы (в некоторые дни вместо неё служится вечерня), а по окончании Евхаристии с древнейших времён исполняется Пс. 33 ради содержащегося в нём намека на причащение: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» С появлением в IV в. монашества возникает особое монашеское богослужение, в котором псалмам отводится исключительная роль. Например, службы часов, каждая из которых теперь содержит по три псалма, в монастырях Египта состояли из двенадцати псалмов. Там же появился известный «Чин двенадцати псалмов», который предназначался для тех, кто не мог выучить на память всей Псалтири. В одних обителях Псалтирь прочитывалась в течение недели, в других – дважды в неделю, в иных – в течение суток. В качестве постоянной краткой молитвы до появления в VI в. молитвы Иисусовой монахи использовали те или иные стихи из псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Монахиня N также вспоминает, что, путешествуя с духовными чадами по монастырям России, он с трудом покидал стены обителей. Встречался он в этих поездках и беседовал с другими братьями, знакомыми по Оптиной. Наверное, слова поддержки, сказанные в эти встречи, были обоюдно важны. Конечно, какое-то время в душе отца Силуана оставалась человеческая обида на то, что изгнали, не разобравшись в ситуации. С тех пор следом за ним шла клевета, ведь мир православный тесен. Иногда она достигала приходов, где нес послушание монах Силуан, и смущала неокрепшие сердца. Да и не только их, ведь зачастую все мы легче верим в пороки людские, чем в добродетели. Бывало, почти все прихожане, уже ставшие ему близкими, отворачивались от него без объяснений, веря злым наветам. Доходило и до «проверок». Так, однажды отца Силуана поставили читать Деяния апостолов перед пасхальной полунощницей. Он с радостью начал чтение. Но спустя продолжительное время, обернувшись, чтобы попросить воды смочить горло, увидел, что никто не отзывается. Сменить чтеца тоже не было желающих. А телосложения он был тучного и духоту переносил тяжело — повышалось давление, болело сердце. Тогда он еще не знал, что болен диабетом — поэтому так часто и мучительно хотелось пить. С Божией помощью отец Силуан дочитал священную книгу до начала полунощницы. Но как же горько стало ему, когда один из священников подошел и сказал: «Ну вот, я знал, что все эти слухи — неправда, ведь колдун не смог бы так долго читать Священное Писание!» Было больно. Потому что пульсом любви билось его огромное, живое, открытое, действительно «горячее восточное сердце». Всё его тепло он отдавал тем, кто приходил к нему за советом или просто поддержкой. Отдавал всем, кто встречался ему на пути: от ребенка до старца, от уличного пьяницы до богатого предпринимателя, от простосердечной прихожанки до академика. Духовное внимание его, уделяемое каждому, было максимальным. Прихожане могли звонить ему фактически в любое время. Кроме встреч и занятий в храме он при необходимости долго беседовал по телефону, иногда прогуливался с ними по парку или улице.

http://azbyka.ru/fiction/pesnya-pereshed...

Елена 17 мая 2012, 00:02 Спаси Вас Господи, Ольга, за рассказ. Многая и благая лета отцу Илию! Александр 16 мая 2012, 23:54 Стахий а Вы я смотрю эгоист законченный...к нему со всей России едут...всех запомнишь и все разве успеешь?Или Вы тут требуете,чтобы он тут Вам чудеса,как фокусы выделывал?Сами и сотой части его креста понести не сможете,а все туда же... Александр 16 мая 2012, 23:52 Александр Вы я смотрю много чего в жизни " знаете " ,что так сразу на такого великого старца бочку катить стали...ни за кого он не призывал голосовать,какую то ерунду в интернете распустили,а вы и рады и верить... Татьяна 16 мая 2012, 21:26 Никакие не слащаво-умилительные рассказы у Ольги, а добрые и жизнеутверждающие! Лариса Л. 16 мая 2012, 19:44 Тем,кто любит покритиковать неизвестного им человека:Батюшку Илия знаю с 1995г.,окормляюсь у него.Он совершенно равнодушно относится к похвале,разл.наградам,дифирамбам.Это люди так выражают свою благодарность,скорее,им это надо.Хочу сказать,Батюшка не всем открыт.Некоторые люди не могут воспринимать благодать Св.Духа,их просто корежит,заставляя писать и говорить всякие гадости про Старца.Батюшка Илий в свои 80 лет строит храмы в Калуж.,Орловсой обл.,в Крыму.Открывает приюты,правосл.гимназии,содержит их.Бесконечно помогает бедным,страждущим,духовно болящим ,и не только советом.Направляет своих многочисленных дух.чад на помощь бедным и на строительство храмов.Кроме этого,О.Илий служит утром и вечером,исповедует,беседует.Когда он жил в Оптиной,свет в его келии выключался ок.2ч.ночи,а загорался в пятом часу.в 5.30-Полунощница.Кто ему дает силы?Господь.А тем, кто клевещет?...Догадайтесь сами. В моем сердце хранится драгоценный опыт общения с нашим любимым Батюшкой.Редко он приезжает в Оптину теперь,так не хватает его.Многая лета схиархимандриту Илию!!! михаил 16 мая 2012, 18:43 ...видел его в Оптиной лет 6 назад, конечно совершенно ничего не знал, кто этот маленький сгорбленный человек...Он всё время старался быть незаметным и всё время на службе забивался в уголок не подымая глаз. Он так сильно отличался от всей братии и от него исходило что-то непонятное, заставлявшее периодически искать его силуэт среди монахов. Единственно что приходило в голову, что если и есть сейчас святые люди, так это именно он. Ни слова мне не удалось от него услышать, да и не искал я никаких его слов, было главное - есть такой человек. Только совсем недавно увидел его на Пасхальной службе по ТВ узнал... и стало его жалко: сколько боли было в его глазах и захотелось крикнуть: " Не мучьте человека, отпустите в Оптину, хватит над ним глумиться " ...

http://pravoslavie.ru/53543.html

   Такой чин песнопений полагается совершать вместо 1, 3, 6, 9-го часов, полунощницы и повечерия.    Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.    Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» – «Христос воскресе» (трижды) и обычные стихи «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши».    После начального возгласа Литургии иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды «Христос воскресе». Певцы повторяют «Христос воскресе» (трижды). Иерей – 1-й стих «Да воскреснет Бог». Певцы – «Христос воскресе» (единожды) и прочее, как в начале утрени. В заключение священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы – «и сущим во гробех живот даровав». Великая ектения.    Антифоны Пасхи. Входное – «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Певцы – «Христос воскресе» (единожды). Ипакои «Предварившия утро», «Слава, и ныне» – кондак «Аще и во гроб». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».    Указанное начало Литургии, то есть «Христос воскресе» со стихами, антифоны, «Елицы во Христа крестистеся», а также причастный стих поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи.    Прокимен, глас 8-й – «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Стих «Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его». Апостол – Деян., зач. 1. «Аллилуиа», глас 4-й. Евангелие – Ин., зач. 1.    При соборном служении Евангелие читают на разных языках: на церковнославянском, русском, и на древних, на которых распространялась апостольская проповедь: на греческом и латинском, а также на языках народов, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, старший диакон – на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель – на горнем месте, старший диакон – на амвоне, прочие же диаконы – на различных местах, «ставше от святаго престола до западных врат церковных». Евангелие обычно делится на 3 статии: 1-я статия – 1—5-й стихи, 2-я статия – 6—13-й стихи, 3-я статия – 14—17-й стихи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010