Мониторинг СМИ Реставратор Николай Попов: «Мне стыдно сейчас перед Преображенкой!» 17.02.2021 11:26 Бывший главный реставратор музея «Кижи» Николай Попов - о современной истории реставрации Преображенской церкви, недоделках, на которые все закрывают глаза, и отказе от премии в 100 тысяч. Накануне новогодних праздников глава Карелии Артур Парфенчиков подписал распоряжение о присуждении республиканских премий в области культуры, искусства и литературы за 2020 год. Среди трех лауреатов оказался бывший главный реставратор музея «Кижи» Николай Попов. Он был отмечен за личный вклад в сохранение уникальных объектов деревянного зодчества и реализацию проекта по реставрации церкви Преображения Господня ансамбля Кижского погоста. Но пенсионер Николай Попов, отдавший 16 лет своей жизни Преображенке, премию в 100 тысяч рублей не стал получать. В декабре он заявил «Столице на Онего», что отказался от всех наград еще за 8 месяцев до объявления лауреатов премии правительства Карелии. Виною всему недоделки, которые, по мнению реставратора, были допущены при работах на Преображенской церкви. Что же беспокоит Николая Попова, благодаря которому сдвинулась с мертвой точки реставрация уникального 22-главого храма, закрытого уже более 40 лет? Почему он не приедет на официальное открытие Преображенки, намеченное на лето этого года? Об этом известный реставратор рассказал в откровенном интервью «Столице на Онего». «СО СТОРОНЫ СМОТРИТСЯ КРАСИВЕНЬКО…» - Николай Леонидович, в 2013 году вы, как главный реставратор музея «Кижи», написали заявление об увольнении из-за нежелания «работать с новой командой» во главе с Андреем Нелидовым. Вы ушли, но Преображенскую церковь из виду не выпустили? Неужели не хотелось вернуться и закончить начатое? - Я 16 лет отработал в музее, из которых 12 был замдиректора по реставрации. Жил на острове безвылазно и зимой, и летом. Конечно, после ухода из музея я всегда был в курсе, что там происходит. Но вернуться не мог. Хватило того, что немного поработал советником по реставрации при Нелидове. Сразу понял, что у пришедших ребят было другое на уме, а не Преображенская церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

8 марта 1886 г. И. был назначен епископом Томским и Семипалатинским. Генерал-губернатор Вост. Сибири гр. А. П. Игнатьев назвал печальным событием отъезд из Красноярска «твердого и заботливого архипастыря». Перед отъездом И. помолился во всех красноярских храмах, посетил дома не только священников, но и низших членов клира, средние и начальные школы. 5 мая того же года он отбыл из Красноярска. 12 мая И. прибыл в Томск, посетил кафедральный собор, произнес слово, в к-ром приветствовал православных, старообрядцев и даже язычников, пожелав им «просвещения светом истинной веры». Заботясь об эффективности миссионерской деятельности, 22 июня 1886 г. И. вступил в члены Томского отд-ния противораскольнического братства свт. Димитрия Ростовского. Он неоднократно посещал Алтай и ознакомился с деятельностью Алтайской духовной миссии. 4 дек. 1887 г. И. освятил новосооруженный Александро-Невский храм в г. Колывань, в том же месяце совершил поездку в Нарымский край и проповедовал веру Христову среди хантов. Архипастырский визит в этот край стал первым со времени приезда Томского еп. Парфения (Попова). Современники вспоминали, что в ходе поездок И. везде совершал богослужения, убеждал духовенство открывать школы, чаще общаться с прихожанами. По завершении богослужений епископ нередко «собирал вокруг себя детей и подолгу проводил с ними беседы о молитве, о кресте и его силе, о почитании родителей и о пользе грамоты» ( Федотов Ф. Прощание томской паствы с преосв. Исаакием и отбытие его в Кишинёв//ПрибЦВед. 1891. 15. С. 487-489). 5 окт. 1886 г. по благословению И. и в его присутствии при архиерейской домовой церкви в Томске были возобновлены религиозно-нравственные чтения для народа, по окончании читался Акафист Божией Матери. Нередко епископ проводил такие чтения по воскресным дням, а затем публиковал материалы бесед и раздавал брошюры всем желающим. И. заботился о развитии школьного образования, снабдил все храмы программами для церковноприходских школ, а там, где не было школьных зданий, разрешил проводить занятия в церковных сторожках. К концу его пребывания в Томской епархии количество церковноприходских школ возросло более чем в 2 раза (ок. 150, не считая школ Алтайской духовной миссии). Для контроля за ведением школьного дела И. назначил наблюдателей из местного духовенства, проводивших регулярные ревизии и информировавших о результатах епархиальный училищный совет. По благословению И. проводились тщательные проверки Томского, Барнаульского и Красноярского духовных уч-щ. В целях улучшения положения воспитанников Томской ДС 26 апр. 1887 г. было учреждено попечительство о ее бедных учащихся; И. присутствовал при открытии попечительства и был избран его покровителем и руководителем. По ходатайству И. указом Святейшего Синода от 18 сент. 1889 г. Томское 3-классное епархиальное жен. уч-ще было преобразовано в 6-классное. При уч-ще была устроена домовая церковь, освященная И. 9 сент. 1890 г.

http://pravenc.ru/text/674782.html

Димитрий Иоаннович отличался еще глубоким смирением, которое, по мере возраста его и успехов учебных, не только не умалялось, но еще более увеличивалось. Смирение его было искреннее и безыскусственное. Раз, Димитрий Иоаннович был старшим дежурным по классу; в это время случился беспорядок в другом отделении, ему неподведомом. Ректор академии, архимандрит Иннокентий (Борисов) , впоследствии архиепископ Херсонский, не разобрав дела, сделал ему строгий выговор. Макаров молча выслушал с потупленным взором незаслуженный выговор и затем, смиренно поклонившись отцу ректору, попросил у него извинения. Седьмой выпуск Киевской духовной академии, к которому принадлежал студент Макаров, отличался даровитыми личностями, занимавшими впоследствии видные места в Русской Церкви. Между студентами, окончившими курс в этой академии в 1835 году мы видим: Климента Муретова, впоследствии Димитрия, архиепископа Херсонского, Алексея Ильинского, впоследствии Евсевия, архиепископа Тверского, Павла Бортовича, впоследствии архимандрита Афанасия, Димитрия Макарова, впоследствии архимандрита Лаврентия, Василия Курковского, впоследствии профессора академии, Петра Попова, впоследствии Парфения, архиепископа Иркутского, Платона Троицкого, впоследствии Петра, епископа Аккерманского. Димитрий Иоаннович, считавшийся по списку четвертым, был одним из даровитейших студентов этого курса. 17 октября 1835 года студент Макаров был утвержден комиссией духовных училищ в степени магистра богословия и словесных наук, и определен бакалавром Киевской духовной академии по церковной истории. Студентам 9 курса Киевской духовной академии довелось слушать его лекции и быть первыми ценителями его профессорских способностей. Ректор академии архимандрит Иннокентий часто посещал лекции профессоров и всегда одобрял лекции Димитрия Иоанновича. 27 мая 1838 года бакалавр Макаров определен был помощником инспектора академии. По этой должности он каждодневно присутствовал в столовой при обеде и ужине студентов, также при чтении ими утренних и вечерних молитв. Любвеобильное отношение к ближним особенно сказалось в Макарове при этой должности: он был не столько начальником, сколько отцом студентов, и за то пользовался любовью и уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 нояб. Н. назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским с управлением Александро-Невской лаврой, 30 нояб. 1848 г.- членом секретного комитета о раскольниках и отступниках от правосл. веры. 9 дек. 1848 г. Н. выехал из Варшавы, утром 17 дек. прибыл в С.-Петербург. «Все ожидали от него много доброго и ожидания эти сбылись, по крайней мере, отчасти: он не употреблял мер строгих и жестоких, хотел быть доступным и внимательным к своим подчиненным и был с ними кроток» ( Морошкин. 1901. С. 131). За 8 лет пребывания на С.-Петербургской кафедре Н. освятил 13 церквей, в т. ч. ц. Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в санкт-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Христова женском монастыре (28 июля 1854), ц. ап. Никанора при доме призрения малолетних убогих; совершил 10 епископских хиротоний: Христофора (Эмаусского) (25 марта 1850), Антония (Шокотова) (2 апр. 1850), Макария (Булгакова) (28 янв. 1851), Димитрия (Муретова) (4 марта 1851), Григория (Миткевича) (9 дек. 1851), Антония (Павлинского) (8 июля 1852), Никодима (Казанцева) (14 февр. 1854), Парфения (Попова) (14 марта 1854), Иоанникия (Горского) (16 янв. 1855), Платона (Фивейского) (24 мая 1856). В 1849, 1851, 1853 и 1855 гг. проводил ревизии СПбДА и дважды (28 сент. 1851, 13 нояб. 1853) получал благодарность Синода за «отчетливое и подробное обозрение» и предоставление мн. полезных предложений по усовершенствованию преподавания академических наук (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 200, 201). Обращаясь к выпускникам 1849 г. (18-й курс), в числе которых были И. Л. Янышев (буд. протопресвитер) и А. И. Поповицкий, буд. писатель и издатель духовных журналов, Н. говорил: «Церковь, как возродившая вас и воспитавшая, потребует от вас многого; от ваших познаний Богословских - христианской деятельности по учению веры, философских - здравых суждений, согласных с учением веры, исторических - подражания святым своим учителям и пастырям, от познаний церковной словесности - не пышных слов и надутых фраз, но благочестивых мыслей и чувств в простоте и ясности слова» (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 415). 26 янв. 1854 г. конференция СПбДА по предложению ректора Макария (Булгакова) единогласно ходатайствовала перед Синодом о возведении Н. в степень почетного доктора богословия, и указом Синода от 6 июля он был удостоен степени, а 12 июля получил диплом.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Архангельск. Собор Илии Пророка на Смольном Буяне. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основанием для постройки Свято-Илиинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю " чумными бунтами " . Именно необходимость закладки городских кладбищ и строительство на них православных храмов вынудили архангельского губернатора Ивана Петровича Измайлова обратиться к архиепископу Варнаве с пространным посланием заканчивающимся словами: " предлагаю Вашему архипастырству на рассуждение, дабы умерших тела хоронены были вне города… " Первый кладбищенский храм в этой части Архангельска построен был в 1773 году усердием и трудами архангельского купца Афанасия Юсова и купеческой вдовы Иулиании Дорофеевой. Он имел три престола, главный из которых был освящен в честь Преображения Господня, а два других - свт. Николая и Стефана Пермского. 11 августа 1806 г. в храм попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма. Памятуя о недавней трагедии, архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея. Сооружение этой церкви продолжалось с 1807 по 1809 год. Освящена она была в том же 1809 году Преосвященным Парфением, Епископом Архангельским и Холмогорским Несколько позже, в 1845 году, к ней пристроен придельный теплый храм иконы Божией матери " Всех скорбящих радосте " , и тогда же освящен епископом Варлаамом. Примерно в 100 метрах на восток от Ильинской церкви, на месте ранее сгоревшего храма, была построена каменная церковь с главным приделом Преображения Господня, а так же престолами во имя свт. Николая(с южной стороны) и Трех Святителей (с северной стороны). Сооружение этого храма осуществлялось с 1811 по 1815 г. на средства купца I гильдии, Коммерции Советником Василия Алексеевича Попова и ктитора Андрея Огапова. Храм был выстроен из кирпича от городского Общества. В 1882-84 годах к юго-западной стороне храма пристроен малый придел во имя свв. Ап. Петра и Кирилла, патриарха Александрийского с прекрасным мраморным иконостасом и массивными бронзовыми Царскими Вратами искусно вызолоченными и являвшими в то врем большую редкость. И внешне храм был очень красив. Построенный в " классическом " стиле он был увенчан тремя главами голубого цвета и усеянного золотыми звездами… Одновременно с храмом в ограде собора была построена круглая колокольня. В основании звонницы устроена богадельня и сторожка. Изначально на " ярусе звона " располагался набор колоколов в количестве 6 штук, теперь их количество вдвое больше. Звонница ныне является учебной колокольней для начинающих приходских звонарей епархии.

http://sobory.ru/article/?object=08847

Определил и: 1) Вновь просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшем Синодом об утверждении преподавателя Харьковской духовной семинарии, кандидата богословия, Николая Страхова в степени магистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации кандидата Н. Страхова и копии с отзывов о ней и. д. ординарного профессора Петра Казанского и экстраординарного профессора Василия Кипарисова . На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „Сент. 9. Представить, с приложением книги.“ 6 сентября Присутствовали, под председательством ректора академии архимандрита Лаврентия, члены совета академии, кроме профессоров В. Ключевского , П. Цветкова и А. Смирнова , не присутствовавших по болезни. Слушал и: а) Отношения правлений духовных семинарий с препровождением документов студентов семинарий, назначенных ими, по распоряжению высшего начальства, для поступления в состав нового (LV) академического курса: Вифанской – Николая Румянцева, Владимирской – Николая Приклонского, Вологодской – Владимира Шипулина, Волынской – Агафона Червипского, Воронежской – Ивана Федорова, Калужской – Иосифа Попова, Курской – Александра Платонова, Могилевской – Павла Бутомо, Московской – Николая Нарского и Александра Суворовского, —246— Пермской – Павла Успенского, Подольской – Виталия Стыранкевича, Полтавской – Симеона Бондаря, Рязанской – Петра Минина и Алексея Малинина, Тверской – Егора Волосова, Томской – Всеволода Федоровского и Петра Ястребова, Тульской – Георгия Любомудрова и Ярославской – Фёдора Алексинского. б) Прошения на имя о. ректора академии о допущении к приёмным испытаниям студентов семинарий, прибывших волонтёрами: – Вифанской – Николая Величкина, Парфения Грузинова, Александра Другова, Александра Купленского, Сергея Махаева, Николая Покровского , Алексея Смирнова, Дмитрия Шувалова, Дмитрия Ярре; Калужской – Григория Зерцалова; Могилевской – Евстафия Пиотуховича; Московской – Дмитрия Бажанова, Владимира Беляева, Сергея Голубева, Михаила Ивановского, Михаила Касаткина, Сергея Лебедева, Петра Протопопова, Александра Соболева; Нижегородской – Николая Фаминского; Полтавской – Павла Левитского; Псковской – Ивана Рудакова; Рязанской – Николая Арбекова, Дмитрия Грацианского, Василия Зеленцова; Тверской – Владимира Максимова; Черниговской – Петра Бугославского; Ярославской – Михаила Лилеева , Сергея Смирнова и Василия Третьякова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богоявленской, в Елохове, церкви прот. И.И. Березкина: Прот. И.И. Березкин Св. И.И. Архангельский Св. Н. Смирнов Церковный староста Вознесенской, на Гороховом поле, церкви прот. Г.И. Холмогорова: Св. А.Г. Покровский М.Т. Константинова Воскресенской, в Екатерининском богадельном доме, церкви св. И. Лихачёва: От причта Крестовоздвиженской, в Алексеевском монастыре, церкви прот. А.И. Афонского: Прот. А.И. Грузов Св. П.Д. Воздвиженский Св. С.А. Ковганкин Св. В.К. Смирнов От причта Николаевской, в богадельне имени братьев Боевых, церкви св. A.I. Крылова: От причта и других лиц —35— 182 Петропавловской, в Новой Басманной, церкви св. П.П. Поспелова: Св. П.П. Поспелов Сапожников Неизвестный Св. С.В. Касаткин Покровской, в Красном Селе, церкви св. М.П. Холмогорова: Промышленное и торговое Товарищество П. Малютина и сыновья В.А. Ленточников А.И. Ушаков Скорбященской, в больнице имени братьев Бахрушиных, церкви прот. С.П. Косминкова: Прот. С.П. Косминков Троицкой, в Елисаветинском Институте., церкви св. В. Платонова: Св. В. Платонов Троицкой, в Ермаковской богадельне, церкви св. И.Н. Четверухина: Св. И.Н. Четверухин Сретенского сорока 4-го отделения. 188 Софийской, на Лубянке, ц. прот. С.М. Садковского: Прот. С.М. Садковский Церковный староста Псаломщик Парфений Грузинов Николаевской, в Звонарях, церкви Протоиерея А.Г. Богородицкого: Протоиерей А.Г. Богородицкий —36— 190 От церкви Вознесенской, близ Сретенки, церкви свящ. В.П. Вишнякова: Священник В.П. Вишняков П.Т. Подрезов-Тихонов Гребневской, на Лубянке, церкви прот. Е.П. Успенского: Н.А. Хлебников Введенской, на Лубянке, церкви протоиерея Н.П. Антушева: Протоиерей Н.П. Антушев Глафира Ал. Попова Николаевской, в Дербентском, церкви священника А.И. Богословского: А. Малютин Николаевской, в Драчах, церкви протоиерея П. Богданова: От причта Священник А. Пировский Панкратиевской, близ Сухаревой башни, церкви: Церковный староста П.В. Шагаева И.И. Казаков Преображенской, в Спасской, церкви прот. Г.А. Орлова: От причта Пётр Булатов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1847 г. было опубликовано «Введение в православное богословие». М. первоначально подготовил сочинение в виде 3 выпусков, каждый из которых поэтапно отправлял на рассмотрение духовных цензоров. В С.-Петербургском духовном цензурном комитете рукописи рассматривал архим. Аввакум (Честной). Далее рукописи поступали на рассмотрение в Синод, поручивший изучение текстов Курскому архиеп. Илиодору (Чистякову) . Архиерей допустил к печати все 3 выпуска, но в 1-м отзыве порекомендовал заменить первоначальное авторское название «Энциклопедия православного богословия» другим, «более сообразным с существом дела» (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 1-14). По поручению Синода в 1847 г. архиеп. Иннокентий (Борисов) должен был просмотреть сочинение М. и сообщить, можно ли эту книгу преподнести императору. Архиеп. Иннокентий отметил, что «книга сия и по важности своего содержания, и по способу изложения предметов, и по значительности труда, коего стоила она сочинителю» может быть преподнесена в качестве дара главе гос-ва, и одновременно высказал мнение, что будет справедливо М. «как за сей новый ученый труд, так и за предшествовавшие,- особенно по истории Русской Церкви», удостоить докторской степени (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 17-19). Ходатайство архиеп. Иннокентия и митр. С.-Петербургского Антония (Рафальского) было удовлетворено, и 31 окт. 1847 г. М. был удостоен степени доктора богословия. В 1849 г. был опубликован 1-й том «Православно-догматического богословия». 20 дек. 1850 г., после перевода бывшего ректора СПбДА еп. Евсевия (Орлинского) в Самару, М. был определен ректором СПбДА с присвоением степени настоятеля первоклассного мон-ря и оставлением за ним должности профессора богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1925). 20 янв. 1851 г. последовал указ о хиротонии М. во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, и о назначении настоятелем первоклассного Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря с оставлением на посту ректора СПбДА. На вакантную кафедру Синод на выбор предложил еще 2 кандидатов: настоятеля рязанского в честь Преображения Господня монастыря , ректора Рязанской ДС архим. Антония (Смолина) и настоятеля одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , ректора Херсонской ДС архим. Парфения (Попова) . М. оказался самым младшим, но император из 3 кандидатов выбрал именно его. 24 янв. 1851 г. состоялось наречение М., а 28 янв.- хиротония, к-рую совершил в Казанском соборе С.-Петербурга митр. Никанор (Клементьевский) в сослужении архиеп. Казанского Григория (Постникова) , архиеп. Астраханского Евгения (Баженова) , еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) , митр. Неофита Илиупольского и еп. Ревельского Христофора (Эмаусского) (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1955).

http://pravenc.ru/text/2561378.html

Прочие изложенные нами подробности о киприановом избрании в наместники заимствованы из записок и рассказов отца Онуфрия и отца Филарета. Иначе передается вся эта история в некоторых печатных рассказах. Так, в известной «Повести» Платона Афанацковича повествуется, будто бы Киприан Тимофеев был злейшим противником Амвросия и сам будто бы Амвросий, желая расположить его в свою пользу, настоял на том, чтобы его внесли в число кандидатов на архиерейство, а потом «хитрою рукою» взял именно киприанов жребий. Далее следует целая сказка о том, как будто бы Киприана силою повели в монастырь и как он со всей своей семьей, вооруженной дрекольем, ухватами и помелами, отбивался от народа и даже в церкви в лицо ругал Амвросия, пока не узнал о назначении своем в епископы, после чего «в одно мгновение превратился в кроткого» и проч. («Сборн.» Н. Попова , ч. 1, стр. 25–29). Со слов этой странной «Повести», то же самое передает игумен Парфений в своей «Книге о промысле», исключив только сказку о процессии с дрекольями, но прибавив со своей стороны, что Амвросий будто бы всячески противился и долго не соглашался поставить кого бы то ни было в епископы (стр. 120–121). Подобный же рассказ находим в составленной г. Липранди в 1847 году официальной «Записке ко всеподданнейшему докладу шефа жандармов». Здесь говорится, что «Киприан был предложен в кандидаты единственно по усиленному личному настоянию митрополита, а как сам же митрополит клал на престол и брал с него жребий, то первенство, доставшееся Киприану, едва ли было делом одного только случая, ибо митрополиту во всех отношениях выгоднее и безопаснее иметь себе помощника и объявленного преемника, в простом мужике, чем в таком человеке, каков был Геронтий, или казначей – клеврет Геронтия» («Чтение общ. ист. и др.» 1871, кн. 4, отд. 5, стр. 161). В рассказах Афанацковича и игумена Парфения вымысел очевиден; но г. Липранди, надобно полагать, писал на основании каких-нибудь донесений и иных секретным способом добытых сведений, – и, тем не менее, переданные им известия, будто Киприян выбран единственно по настоянию Амвросия и этот последний не случайно, а с намерением, по своим личным расчетам, взял именно киприанов жребий, не могут быть признаны достоверными, так как не подтверждаются свидетельством людей, близко знающих весь ход дела об избрании Киприана, да и самому положению Амвросия в Белой-Кринице не соответствуют: Амвросий не имел ни цели, ни возможности агитировать в пользу кого-либо из белокриницких липован и в то время едва ли даже близко знал кого-нибудь из них; при том же, не умея читать писаного по-русски, как мог бы он отличить жребий Киприана от двух остальных, если бы даже рассматривал их перед тем, как класть на престол?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В 1886 году: «Стихиры, положенные на Крюковые ноты», творение царя Иоанна, деспота Российского (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Послание к неизвестному против люторов», творение Парфения Уродивого, писателя XVI в. (там же); «Повесть о Царьграде» (его основание и взятие Турками в 1453 году) Нестора Искандера, XV в. (там же); «Письма А. Н. Попова , И. И. Срезневского и А. Ф. Гильфердинга» («Записки Имп. Русского Археолог. Общества», новая серия, т. «Польское показание о Димитрии Самозванце» («Русский Архив», т. III). В 1887 году: «Житие преподобного Власия мниха» (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Смутное время и Московско-Польская война от появления первого самозванца из Польши в 1604 году до Деулинского перемирия» 1618 года (там же); «Абхазия и ее христианские древности», СПб. 1887 г.; «Сказания Епифания мниха о пути к Иерусалиму», 1415–1417 гг., «Православный Палестинский Сборник», (вып. XV). В 1888 году: «Ефрема, епископа Переяславского, посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца» (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Три статьи к Русскому Палестиноведению» («Православн. Палестинский Сборник», вып. XVI); «Две грамоты царя Ивана Васильевича Грозного в Суздальский Покровский девичий монастырь», 1580 и 1582 гг. («Русский Архив», кн. V) «Откуда родом была св. великая княгиня Русская Ольга», («Русская Старина», кн. 7). В 1889 году: «Сказание о св. Софии Цареградской», памятник древней русской письменности к. XII в. (Памятники, изд. Общ. Люб. Древней Письм.); «Благодатная сила таинств Православной церкви» (Троицкие листки, 2); «Древняя рукопись» («Русский Вестник», кн. IV); «Казанский митрополит Маркел» 1698 («Русский Архив», кн. «Письмо Н. В. Гоголя к одному из Оптинских старцев» (там же, кн. XII). В 1890 году: «Два памятника древнерусской Киевской письменности XI–XII веков: 1) слово о перенесении мощей преп. Феодосия Печерского , сочинение монаха Нестора, и 2) похвала преподобному Феодосию Печерскому , неизвестного архимандрита Серапиона» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «Новгородская история», сочинение П. И. Сумарокова, 1812–1815 гг. (там же, кн. II), «Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX–X веков: памятники сих веков по сохранившимся спискам XI–XVII веков» (там же, кн. III); «Сведения о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных», (там же, кн. IV); «Граф Петр Андреевич Толстой», заметка («Русский Архив», кн. IV); «Келейный лечебник преосвященного Варлаама Линицкого» («Киевская Старина», т. XXXI); «Филологическая заметка» («Русский Филолог. Вестник», кн. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010