Ольга Попова: «Я эмигрировала из Древней Руси в Византию» Один из крупнейших в мире специалистов по Византии о военном детстве, князьях в коммуналке, чёрно-белом искусствоведении и первой встрече с Парфеноном. 17 января, 2020 Один из крупнейших в мире специалистов по Византии о военном детстве, князьях в коммуналке, чёрно-белом искусствоведении и первой встрече с Парфеноном. 17 января 2020 года в Москве на 82-м году жизни скончалась искусствовед, византинист, заслуженный профессор МГУ Ольга Сигизмундовна Попова. Несколько лет назад мы взяли у нее интервью. Ольга Сигизмундовна Попова — доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Один из крупнейших в мире специалистов по древнерусскому и византийскому искусству. В 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией» и в 2004 году – докторскую диссертацию «Византийские и древнерусские миниатюры». «Я помню детство как сплошную трудность» Родители мои — поляки, отец вообще был эмигрантом из Польши, а мама — из поляков, которые издавна жили на территории нынешней Белоруссии, то есть, тогда Восточной Польши. Мой отец был журналист, а мама по образованию филолог, лингвист, она даже была ученицей Николая Яковлевича Марра, занималась сравнительным славянским языкознанием. Но ей не пришлось заниматься наукой. Марр преподавал и жил в Ленинграде, и мама тоже жила там. В послереволюционные годы человек ничего не выбирал, ему приказывали. Так мою маму, сняв ее с аспирантуры, к сожалению, послали в какую-то очень глухую белорусскую деревню, населенную поляками. В Белоруссии тогда были целые гнезда польского населения, потому что это были пограничные области. И там была польская школа, на польском языке. В царской России этого ничего не было, а Ленин учредил сразу: гимназии упраздняли и создавали национальные школы для национальных меньшинств. Маму послали, конечно, возражения не принимались, — по комсомольской молодежной линии преподавать в эту школу. Она горько плакала, но пришлось поехать. И когда она оттуда вернулась в Ленинград, ее научно-исследовательское продвижение оборвалось.

http://pravmir.ru/olga-popova-ya-emigrir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИРКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Иркутской епархии, выходившее с 1 янв. 1863 по 1919 г. В 1863-1894 гг. издавались еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. Первоначальный тираж составлял 1,2 тыс. экз., в 1864 г. издатели выпустили 600 экз., в дальнейшем тираж назначался в зависимости от спроса. Подписчиков в 1864 г. было 526, в т. ч. из Москвы, Орла, Рязани, Смоленска, Архангельска и др. городов. Первым редактором «И. е. в.» стал протоиерей кафедрального Богоявленского собора в Иркутске Прокопий Громов (до 1870), затем журнал редактировали ректор Иркутской ДС архим. Модест (Стрельбицкий ; впосл. архиепископ Волынский) (1871-1877), начальник Иркутской духовной миссии архим. Мелетий (Якимов ; впосл. епископ Рязанский) и преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский ; впосл. епископ Симбирский) (1877), ректор ДС архим. Григорий (Полетаев ; впосл. епископ Омский) (1878-1887), кафедральный прот. Афанасий Виноградов (1888-1894). Далее редакция вновь перешла в семинарию, редакторами были ректор архим. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит Крутицкий) (1895-1896), преподаватель свящ. Иннокентий Подгорбунский (1897-1904), ректор архим. Никон (Бессонов ; впосл. епископ Енисейский) (1905). С перерывами издание редактировали преподаватель ДС прот. Иоанн Дроздов (1905-1916), ректор архим. сщмч. Евгений (Зернов ; впосл. митрополит Горьковский) (1906-1913), ректор архим. Зосима (Сидоровский; впоследствии архиепископ Енисейский) (1913-1914), ректор архим. Софроний (Арефьев ; впоследствии архиепископ Краснодарский) (1914-1917), свящ. П. А. Попов (1916-1917), М. В. Одинцов и Д. Н. Дурницын (1917-1918). В «И. е. в.» публиковался прот. Александр Сулоцкий . Разрешение на выпуск «И. е. в.» было дано указом Святейшего Синода от 23 окт. 1862 г. по ходатайству Иркутского архиеп. Парфения (Попова) . Структура журнала была утверждена Синодом. В офиц. части публиковались указы, распоряжения Синода, сведения о награждениях, о перемещениях по службе священнослужителей, о поездках и служении правящих архиереев, о происшествиях, подробнейшие отчеты о деятельности духовно-учебных заведений, попечительства о бедных и др. В первых номерах журнала публиковались данные обо всех органах епархиального управления: списки членов Иркутской духовной консистории и попечительства о бедных, благочинных, настоятелей мон-рей, миссионеров, депутатов епархиальных съездов, полного состава духовно-учебного ведомства, сведения о церковных старостах и об их деятельности. За 1863-1888 гг. в офиц. части был опубликован 1231 материал, в т. ч. 920 высочайших манифестов, указов и определений Синода, 311 распоряжений иркутского епархиального начальства.

http://pravenc.ru/text/674059.html

В Москве состоялся фестиваль духовной музыки «Видеть и слышать» 22 июня 2022 г. 10:25 С 9 по 16 июня 2022 года на площадке выставки «Монументальное искусство в Церкви» в выставочном зале Московского союза художников (г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 11) прошел фестиваль духовной музыки «Видеть и слышать». Художественный руководитель фестиваля — главный дирижер Московского Синодального хора заслуженный артист России Алексей Пузаков. Фестиваль состоялся при поддержке Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения . В фестивале «Видеть и слышать» приняли участие ведущие церковные хоры столицы: Московский Синодальный хор, хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря , хор храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москвы, ансамбль старинной музыки Ex Libris Ensemble, хор Школы византийского церковного пения «Схолион Псалтикис». На открытии выставки и фестиваля выступил Московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова. Программу открыл антифон «От юности моея» знаменного распева. Затем прозвучали произведения Степана Дегтярева, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова. Также прозвучали песнопения авторов XX и XXI веков — Юрия Костюка, протоиерея Николая Ведерникова, митрополита Илариона (Алфеева) . В исполнении хора «Схолион Псалтикис» прозвучала богослужебная музыка византийской традиции на греческом языке. 10 июня выступил хор Сретенского монастыря под управлением заслуженного артиста России Никона Жилы. Хор начал выступление с исполнения тропаря Пасхи византийского распева в гармонизации диакона Александра Амерханова на греческом языке. Также на греческом языке хор исполнил гимн Пресвятой Богородице «Агни Парфене». Прозвучали произведения XIX и XX веков, а также современных композиторов: «Кирие Элейсон» Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, «Во Царствии» митрополита Илариона (Алфеева), «Богородице Дево, радуйся» участника хора Федора Степанова. 14 июня выступил хор храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне под руководством церковного композитора, преподавателя Академии хорового искусства им. В.С. Попова Андрея Полторухина. В программе концерта прозвучали его произведения «Покаяния двери», причастный стих Пятидесятницы «Дух Твой Благий», «Свете Тихий», «Ныне отпущаеши», а также его гармонизации — ирмосы Пасхи знаменного распева, «Агни Парфене». Хор также исполнил произведения композитора XX века диакона Сергия Трубачева и других современных церковных композиторов — Максима Котогарова, священника Андрея Бессарабова.

http://patriarchia.ru/db/text/5938778.ht...

Архангельск. Собор Илии Пророка на Смольном Буяне. Карта и ближайшие объекты Основанием для постройки Свято-Илиинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю " чумными бунтами " . Именно необходимость закладки городских кладбищ и строительство на них православных храмов вынудили архангельского губернатора Ивана Петровича Измайлова обратиться к архиепископу Варнаве с пространным посланием заканчивающимся словами: " предлагаю Вашему архипастырству на рассуждение, дабы умерших тела хоронены были вне города… " Первый кладбищенский храм в этой части Архангельска построен был в 1773 году усердием и трудами архангельского купца Афанасия Юсова и купеческой вдовы Иулиании Дорофеевой. Он имел три престола, главный из которых был освящен в честь Преображения Господня, а два других - свт. Николая и Стефана Пермского. 11 августа 1806 г. в храм попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма. Памятуя о недавней трагедии, архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея. Сооружение этой церкви продолжалось с 1807 по 1809 год. Освящена она была в том же 1809 году Преосвященным Парфением, Епископом Архангельским и Холмогорским Несколько позже, в 1845 году, к ней пристроен придельный теплый храм иконы Божией матери " Всех скорбящих радосте " , и тогда же освящен епископом Варлаамом. Примерно в 100 метрах на восток от Ильинской церкви, на месте ранее сгоревшего храма, была построена каменная церковь с главным приделом Преображения Господня, а так же престолами во имя свт. Николая(с южной стороны) и Трех Святителей (с северной стороны). Сооружение этого храма осуществлялось с 1811 по 1815 г. на средства купца I гильдии, Коммерции Советником Василия Алексеевича Попова и ктитора Андрея Огапова. Храм был выстроен из кирпича от городского Общества. В 1882-84 годах к юго-западной стороне храма пристроен малый придел во имя свв. Ап. Петра и Кирилла, патриарха Александрийского с прекрасным мраморным иконостасом и массивными бронзовыми Царскими Вратами искусно вызолоченными и являвшими в то врем большую редкость. И внешне храм был очень красив. Построенный в " классическом " стиле он был увенчан тремя главами голубого цвета и усеянного золотыми звездами… Одновременно с храмом в ограде собора была построена круглая колокольня. В основании звонницы устроена богадельня и сторожка. Изначально на " ярусе звона " располагался набор колоколов в количестве 6 штук, теперь их количество вдвое больше. Звонница ныне является учебной колокольней для начинающих приходских звонарей епархии.

http://sobory.ru/article/?object=08847

Мониторинг СМИ Реставратор Николай Попов: «Мне стыдно сейчас перед Преображенкой!» 17.02.2021 11:26 Бывший главный реставратор музея «Кижи» Николай Попов - о современной истории реставрации Преображенской церкви, недоделках, на которые все закрывают глаза, и отказе от премии в 100 тысяч. Накануне новогодних праздников глава Карелии Артур Парфенчиков подписал распоряжение о присуждении республиканских премий в области культуры, искусства и литературы за 2020 год. Среди трех лауреатов оказался бывший главный реставратор музея «Кижи» Николай Попов. Он был отмечен за личный вклад в сохранение уникальных объектов деревянного зодчества и реализацию проекта по реставрации церкви Преображения Господня ансамбля Кижского погоста. Но пенсионер Николай Попов, отдавший 16 лет своей жизни Преображенке, премию в 100 тысяч рублей не стал получать. В декабре он заявил «Столице на Онего», что отказался от всех наград еще за 8 месяцев до объявления лауреатов премии правительства Карелии. Виною всему недоделки, которые, по мнению реставратора, были допущены при работах на Преображенской церкви. Что же беспокоит Николая Попова, благодаря которому сдвинулась с мертвой точки реставрация уникального 22-главого храма, закрытого уже более 40 лет? Почему он не приедет на официальное открытие Преображенки, намеченное на лето этого года? Об этом известный реставратор рассказал в откровенном интервью «Столице на Онего». «СО СТОРОНЫ СМОТРИТСЯ КРАСИВЕНЬКО…» - Николай Леонидович, в 2013 году вы, как главный реставратор музея «Кижи», написали заявление об увольнении из-за нежелания «работать с новой командой» во главе с Андреем Нелидовым. Вы ушли, но Преображенскую церковь из виду не выпустили? Неужели не хотелось вернуться и закончить начатое? - Я 16 лет отработал в музее, из которых 12 был замдиректора по реставрации. Жил на острове безвылазно и зимой, и летом. Конечно, после ухода из музея я всегда был в курсе, что там происходит. Но вернуться не мог. Хватило того, что немного поработал советником по реставрации при Нелидове. Сразу понял, что у пришедших ребят было другое на уме, а не Преображенская церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Свято-Ильинский кафедральный собор (Архангельск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Строительство Свято-Ильинского кафедрального собора относят к началу XIX века. В 1809 году храм был освящен Архангельским и Холмогорским Епископом. Содержание История [ править править код ] Основанием для постройки Свято-Ильинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю «чумными бунтами». Именно необходимость закладки городских кладбищ и строительство на них православных храмов вынудили архангельского губернатора Ивана Петровича Измайлова обратиться к архиепископу Варнаве с пространным посланием заканчивающимся словами: «предлагаю Вашему архипастырству на рассуждение, дабы умерших тела хоронены были вне города…» Первый кладбищенский храм в этой части Архангельска построен был в 1773 году усердием и трудами архангельского купца Афанасия Юсова и купеческой вдовы Иулиании Дорофеевой. Он имел три престола, главный из которых был освящен в честь Преображения Господня, а два других — свт. Николая и Стефана Пермского. 11 августа 1806 г. в храм попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма. Памятуя о недавней трагедии, архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея. Сооружение этой церкви продолжалось с 1807 по 1809 год. Освящена она была в том же 1809 году Преосвященным Парфением, Епископом Архангельским и Холмогорским Несколько позже, в 1845 году, к ней пристроен придельный теплый храм иконы Божией матери «Всех скорбящих радосте», и тогда же освящен епископом Варлаамом. Примерно в 100 метрах на восток от Ильинской церкви, на месте ранее сгоревшего храма, была построена каменная церковь с главным пределом Преображения Господня, а так же престолами во имя свт. Николая(с южной стороны) и Трех Святителей (с северной стороны).Сооружение этого храма осуществлялось с 1811 по 1815 г. на средства купца I гильдии, Коммерции Советником Василия Алексеевича Попова и ктитора Андрея Огапова. Храм был выстроен из кирпича от городского Общества. В 1882-84 годах к юго-западной стороне храма пристроен малый придел во имя свв. Ап. Петра и Кирилла, патриарха Александрийского с прекрасным мраморным иконостасом и массивными бронзовыми Царскими Вратами искусно вызолоченными и являвшими в то врем большую редкость. И внешне храм был очень красив. Построенный в «классическом» стиле он был увенчан тремя главами голубого цвета и усеянного золотыми звездами…

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Ильински...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕНИСЕЙСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Красноярской и Енисейской епархии), в г. Енисейске. Основан в 1623 г. указом царя Михаила Феодоровича по благословению 1-го сибир. архиерея архиеп. Тобольского Киприана (Старорусенникова) . История обители мало исследована, т. к. большая часть архива сгорела во время неоднократных городских пожаров. Мон-рь, первоначально именовавшийся в честь Рождества Христова, возглавляли игум. Параскева (Племянникова), игум. Стефанида (Кошелёва; с 1664), мон. Вера, мон. Марина (с 1672), игум. Агриппина (Сальникова; с 1681), игум. Феодора (Волкова; с 1683), игум. Анастасия (Мещерская; 1704), наместница София, игум. Иулиания (с 1713), игум. Марфа (Черницкая; с 1742), затем игум. Иустина (Могилёва), игум. Анфиса (Протасова; с 1754). Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1679 г. Е. м. владел 1460 дес. земли близ Енисейска. В монастырских вотчинах - Еланской и Усть-Лаврентьевской - трудились 29 крестьян по «вечной записи». В обеих деревнях имелось по мельнице. Монастырь вел широкую торговлю хлебом, рыбой, пушниной во мн. сибир. городах. К сер. XVIII в. к Е. м. было приписано 249 крестьян. В кон. XVII-XVIII в. в Е. м. находилось «особое тюремное отделение с железными решетками для помещения преступниц женского пола» ( Сельский С. Ссылка в Вост. Сибирь замечательных лиц//Русское слово. 1861. 8. С. 4). Вероятно, именно в Е. м. содержалась Прасковья Салтыкова (впоследствии жена царя Иоанна V Алексеевича ). В 1735 г. в Е. м. была сослана камер-медхен имп. Екатерины I Яганна Петрова. О ссылке сектанток в Е. м. упоминал Н. С. Лесков в очерке «О квакереях». В 1764 г. Е. м. стал штатным и был приписан к 3-му классу. По штатному расписанию девичьему мон-рю полагалось иметь 17 монахинь вместе с настоятельницей. Тогда же в Е. м. были переведены нек-рые насельницы тобольского Богородице-Рождественского мон-ря. Е. м. возглавляли игум. Иулитта (Иовлева; с 1776), игум. Прокла (Соловьёва; с 1793), игум. Девора (Коновалова; в 1815-1826, 1830-1842), игум. Евпраксия (Попова; с 1826), игум. Евгения (Старикова; с 1842). При игум. Деворе (Коноваловой) сестры Е. м. совершали паломничества к святыням Киева. В янв. 1843 г. в Е. м. поселился старец св. прав. Даниил Ачинский . Последние дни жизни он провел на попечении игум. Евгении (Стариковой) и был похоронен в мон-ре. В 1860 г. по благословению еп. Томского и Енисейского Парфения (Попова) в 5 саж. от Рождественского храма над могилой старца была построена каменная часовня во имя прп. Даниила Столпника (в 1869 сгорела, в 1870 отстроена), ставшая местом паломничества. Служивший в Рождественском храме мон-ря прот. Василий Касьянов составил жизнеописание подвижника.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Понедельник, 26 февраля 2024 г. (13 февраля ст.ст.) Седмица о мытаре и фарисее Глас 5, Поста нет прп. Мартиниана Кесарийскаго (Палестинскаго) (V) . свт. Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского (1950) . прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V) . прп. Евлогия, архиепископа Александрийского (607-608) . прп. Симеона Мироточиваго, в миру Стефана Неманя, царя Сербскаго (1200) . Собор святых Омской митрополии. сщмчч. Василия Триумфова и Гавриила Преображенского, пресвитеров (1919) . сщмчч. Зосимы Трубачева, Николая Добролюбова, Василия Горбачева, Иоанна Покровского, Леонтия Гримальского, Владимира Покровского, Парфения Грузинова, Иоанна Калабухова, Иоанна Косинского, Михаила Попова, пресвитеров и Евгения Никольского, диакона, прмцц. Анны Корнеевой, Веры Морозовой и Ирины Хвостовой послушниц, мч. Павла Соколова (1938) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Пет.1:20-2:9 Ев.- Мк.13:9-13 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. преподобному Мартиниану Кесарийскому (Палестинскому) Тропарь преподобному Мартиниану Кесарийскому (Палестинскому) , глас 8 Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне,/и, морская вол­нения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси://препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя. Кондак преподобному Мартиниану Кесарийскому (Палестинскому) , глас 2 Яко подвижника благочестия искусна,/и страдальца произволением честнаго,/и пустыни жителя и всельника,/в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго://той бо змия попра. Молитва преподобному Мартиниану Кесарийскому (Палестинскому)

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

В Воронеже установлена мемориальная доска с именами выдающихся пастырей, архипастырей и государственных деятелей, которые были преподавателями и выпускниками Воронежской духовной семинарии 11 февраля 2006 г. 15:40 Торжественная церемония открытия мемориальной доски в память священнослужителей, деятелей российской культуры и науки состоялась в пятницу 10 февраля у исторического здания Воронежской духовной семинарии. Мероприятие прошло в рамках празднования 260-летия этого духовного учебного заведения. Воронежская духовная семинария воспитала тридцать пять архиереев, тысячи церковно- и священнослужителей Русской Православной Церкви и деятелей Российского государства. Имена наиболее известных преподавателей и воспитанников Духовной школы увековечены на мемориальной доске, сообщает АНН. Прежде всего, это прославленные в лике святых преподаватели и выпускники Воронежской духовной семинарии, — священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Московского Патриаршего престола, святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский, новомученики и исповедники Российские — Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский, Борис (Воскобойников), епископ Ивановский, Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, последний клирик Свято-Димитриевского Иларионовского Троекуровского монастыря священник Тихон Архангельский, священники Александр Вислянский, Даниил Алферов, Николай Садовский. На доске указаны также имена выдающихся архиереев РПЦ — митрополита Леонтия (Лебединского), архиепископов Димитрия (Самбикина), Модеста (Никитина), Митрофана (Вицинского), Парфения (Попова) и Владимира (Петрова), преподавателей — архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), последнего ректора дореволюционной Семинарии и выдающего профессора-библеиста Н.Н. Глубоковского. Наконец, это имена видных деятелей российской культуры, науки и политики поэтов И.С. Никитина и А.П. Сребрянского, синолога И.И. Захарова, публициста В.И. Аскоченского, мостостроителя Л.Д. Проскурякова, врачей О.И. Рудинского и В.В. Пашутина, депутата 3-й Государственной Думы С.А. Петровского. «Открытие мемориальной доски с именами замечательных сынов Русской Православной Церкви и Российского государства, преподававшими и учившимися в Воронежской духовной семинарии, несомненно, станет важным событием в духовной и культурной жизни города и области, способствующим возрождению исторической памяти нашего народа», — подчеркнули в епархии. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/82254.html

В июне 1868 г. М. был назначен ректором Иркутской ДС, с 11 сент. являлся членом Духовной консистории и цензором проповедей, произносимых в кафедральном соборе. С 16 июля 1870 г. являлся цензором и с 1 янв. 1871 г.- редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». По пути в Иркутск в Москве М. встречался с митр. Московским свт. Иннокентием (Вениаминовым) и хотел просить о перемещении в другое место, «но потом предался воле Божией». Иркутская семинария (в ней обучалось 154 ученика) при М. готовилась к переходу на новый устав. Впоследствии М. с благодарностью вспоминал о помощи архиеп. Иркутского Парфения (Попова) . «Тогда еще не было полного преобразования семинарии. Мы, все, тогда служащие, изучали смысл устава, встречали недоумения, местные вопросы и затруднения. Преосвященнейший Парфений энергически выводил нас из подобных затруднений... Когда наступил 1871 г., назначенный для преобразования нашей семинарии, преосвященнейший Парфений сам назначил, где жить ректору, инспектору, где быть каким классам, как распределить предметы между наличными преподавателями и даже сам собственноручно написал проект полного преобразования семинарии» (Слова, поучения. Од., 1893. Т. 1. С. 498-499). После кончины архиеп. Парфения Иркутскую кафедру возглавил еп. Вениамин (Благонравов) , к-рый впоследствии признавался, что в беседах с М. он «отводил душу». При отъезде М. из Иркутска в С.-Петербург на хиротонию архиеп. Вениамин подарил М. архиерейскую панагию с Тихвинским образом Божией Матери, ранее принадлежавшую митр. С.-Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Антонию (Рафальскому) . Много усилий «не по долгу только, но и по требованию души» приложил М. для повышения нравственного и образовательного уровня в семинарии, добиваясь, чтобы «воспитанники не механически, а с любовью занимались науками» (Речь, произнесенная преподавателем семинарии иером. Гурием. 1877. 10. 5 марта. С. 132), изыскал средства на приобретение книг в ученическую б-ку. Фундаментальная б-ка при М. была пополнена совр. сочинениями на рус. и иностранных языках по предметам семинарского курса. В целом деятельность М. имела благотворное влияние на все стороны жизни семинарии, к-рую он сумел поставить «в параллель с лучшими семинариями России, как по учебной части, так и по воспитательной» (Там же. С. 134). Проявлял миролюбие, доброту и снисходительность, чем заслужил любовь и уважение наставников и воспитанников. Время ректорства М. признано «одним из лучших в истории семинарии» (Там же. С. 131).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010