Дальнейшее развитие иерархии после митр. Амвросия излагается в книге М.Я. Монастырева « Исторический очерк австрийского священства после Амвросия ». В своем сочинении, доведенном до 1875 г., автор особое внимание уделяет споров окружников и противоокружников. В силу особой важности для старообрядцев личности патр. Никона имеет большое значение оправдать этого выдающегося человека от многовековой клеветы. Этой цели служит книга Н.И. Субботина «Дело патриарха Никона: историческое исследование» . Важным источником сведений о патр. Никоне являются записки его келейника и иподиакона Иоанна Шушерина , пострадавшего вместе с ним, – «Житие святейшего патриарха Никона» . В книге архиепископа Игнатия (Семенова) «Истина святой Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой Соловецкой, о вере» разбирается знаменитая «Соловецкая челобитная» – одна из «символических книг» старообрядчества. Автор убедительно доказывает, что авторы челобитной считали правой верой лишь современные им обряды и не посчитали нужным выяснить, согласны ли эти обряды с древними. Для этого он исключительно на материалах богатейшей библиотеки Соловецкого монастыря отвечает на доводы челобитчиков против новых книг и обрядов. Сразу две статьи с одинаковым названием «Взгляд Аввакума на учение и обряды православной церкви» (авторов Т.К. и Тихона Попова ) посвящены богословским взглядам этого знаменитого расколоучителя и его неустанной полемике с патриаршей Церковью , в которой он вопреки святым отцам и исторической правде находит господство антихриста. В статьях убедительно показано, как Аввакум глумится над Церковью и постоянно искажает смысл богослужебных текстов, приписывает Церкви самые разные ереси (например, католическое филиокве). Таким фанатичным и несправедливым было лжеучение самого знаменитого старообрядческого святого! Своеобразное историческое исследование о старообрядчестве предпринял схиигумен Парфений (Агеев) в «Книге о Промысле Божием, как он чрез православие ведет ко спасению, а неправославных обличает собственными их делами» . В ней он рассказывает и о своем обращении из раскола, и приводит различные исторические свидетельства против австрийского священства и вообще против старообрядчества. 12д. Выписки из старописьменных, старопечатных книг и сочинений отцов Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

—59— в таком порядке: 1) Мишина Александра, Коновалова Дмитрия, Яворского Василия, Постникова Петра, 5) Бенеманского Михаила, Виноградова Анатолия, Левитова Павла , Гординского Федора, Сахарова Сергея, 10) Голубева Виктора, Высоцкого Николая, Виноградова Михаила, Попова Павла, Златова Гавриила, 15) Кантова Владимира, Богданова Александра, Краснопевцева Алексея, Добромыслова Павла, Чистилина Дмитрия, 20) Лавровского Федора, Покровского Сергея, Невского Михаила, Титова Михаила, Запольского Андрея, 25) Горского Михаила, Любинского Александра, Триумфова Александра, Покровского Михаила, Якимова Григория, 30) Зорина Петра, Моисеева Николая, Гапонова Сергея, Холмогорова Дмитрия, Троицкого Ивана , 35) Габараева Константина, Овчинникова Василия, Отрезова Ивана, Афанасьева Матфея, Дмитриева Николая, 40) Доброгаева Павла, Горского Дмитрия, Олесницкого Вениамина, Поспелова Николая, Алфеева Аркадия, 45) Покровского Василия, Грота Иустина, Соловьева Ивана, Романова Виктора, Евстратиадиса Федора; 50) Платона иеромонаха и 51) Беха Валериана. 2) В виду требований, изложенных в определении Святейшего Синода от 11 марта / 9 апреля 1869 года, – греческого уроженца Евангела Саригиани также удостоить перевода во II-й курс и дать соответствующее его успехам и поведению место в списке, а сербского уроженца Луку Иокича по вниманию к тому, что неудовлетворительные познания его в предметах академического курса, обнаруженные на испытаниях, могли зависеть от недостаточного знания им русского языка, – оставить в I курсе на второй год. II. а) Внесенные председателями комиссий, производивших испытания студентов II курса, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. – По рассмотрении сих списков оказалось, что из 46 студентов II курса – 9-ть имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям балл не менее 4½, 17-ть – не менее 4 и 15-ть – не менее 3. Студент Николай Величкин не держал устного испытания по истории философии; Парфений Грузинов – по патристике, общей церковной истории, истории философии и русской гражданской истории;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Честь имею смиреннейше просить Наше Преосвященство дозволить мне в будущем учебном году продолжать учение во вверенной Вашему Преосвященству академии с оставлением меня на повторительный год на третьем курсе по болезни. Для поправления расстроенного здоровья, по совету врачей, я должен был прервать занятия в академии и провести год дома в деревне. В настоящее время я успел укрепиться настолько, что надеюсь, по истечении летних каникул буду в состоянии продолжать учебные занятия. Поэтому покорнейше прошу Ваше Преосвященство оставить меня на повторительный курс по болезни с оставлением за много прежней моей казенной или же какой-нибудь полной стипендии, так как воспитываться на свои средства я не имею никакой возможности, будучи лишен родителей и имея самые скудные средства для жизни. – При сем прилагаю свидетельство земского врача о состоянии моего здоровья». 2) Василия Зеленцова: «Сего мая месяца 1899-го года, вместе с прочими студентами третьего курса, я держал экзамены для перехода на четвертый курс – 4-го числа по Священному Писанию Нового Завета, 10-го числа по Русской церковной истории и 15-го числа по Истории русского раскола. Расстройство здоровья вынуждает меня временно оставить учебные занятия. – Прошу Совет Академии дозволить мне держать остальные экзамены в августе месяце сего года. При сем представляю свидетельство академического врача о моей болезни». 3) Ивана Пампулова: «Не имев возможности по болезни явиться на испытание по предмету гомилетики и истории проповедничества, имею честь покорнейше просить Совет Академии разрешить мне подвергнуться таковому в начале будущего учебного года». Определяли: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов III курса, перевести их в следующий, IV-й, курс в таком порядке: 1) Малинина Алексея, Платонова Александра, Минина Петра, Попова Иосифа, 5) Максимова Васи- —125— лия, Нарского Николая, Смирнова Алексея, Зерцалова Григория, Бондаря Семена, 10) Федоровского Всеволода, Приклонского Николая, Фаминского Николая, Рудакова Ивана, Румянцева Николая, 15) Стыранкевича Виталия, Смирнова Сергея , Успенского Павла, Бугославского Петра, Артамонова Петра, 20) Арбекова Николая, Червинского Агафона, Алексинского Феодора, Третьякова Василия, Левитского Александра, 25) Купленского Александра, Шипулина Владимира, Грацианского Дмитрия, Бутомо Павла, Суворовского Александра, 30) Ивановского Михаила, Сильвестра иеродиакона, Любомудрова Георгия, Беляева Владимира, Протопопова Петра, 35) Лилеева Михаила , Федорова Ивана, Грузинова Парфения, Соболева Александра, Шувалова Дмитрия, 40) Другова Александра, Величкина Николая и 42) Пиотуховича Евстафия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

870 Свящ. Вакх Гурьев. О. Павел Андреевич Соболев, Томский кафедральный протоиерей//Странник. 1862. Октябрь. С. 416–418. 873 Из автобиографии игумена Парфения. С. 30. Напомним здесь, что инок Парфений уже в 1852 г. знал о старце Феодоре Кузьмиче: направил к нему купца С.Ф. Хромова (см. главу I). 883 ЕЭС. С. 73. Благовещенский храм в Красноярске построен по указу Преосвященного архиепископа Тобольского Варлаама. Строил его протоиерей Алексий Алексеев на средства купца Пороховщикова. Этот каменный трехэтажный храм с колокольней имел четыре престола: Благовещения, Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, апостола Иоанна Богослова и преподобных Зосимы и Савватия. Восстановление храма начато в 1990 г. Преосвященным епископом Антонием (Черемисовым) при поддержке государства. 887 Упоминание кладбищенской церкви, а не храма Благовещения, связано либо с перемещениями о. Петра за эти годы, либо с совмещением им этих должностей. Настоятельство в храме Благовещения подтверждается в «Сказании…», с. 224. 891 Смолич И.К. Указ. соч. С. 700. Дальнейшее служение архиерея Павла (Попова) складывалось так: с 9.11.1866 г. – епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии; с 10.06.1870 г. по 1873 г. – епископ Енисейский и Красноярский, затем – глава Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии до 25.05.1877 г. (Там же. С. 693, 700). Умер владыка в Красноярске в 1880 г. (Мельнищий М.Ф. Указ. соч. С. 90). 892 Федоров В.И. Александр Благословенный – святой старец Феодор Томский (монарх-монах). Томск, 2004. С. 172. 895 Сказание… С. 224. Дата поездки не указана в источнике. Но судя по тому, что далее речь идет о посещении старцем в Томске С.Ф. Хромова, это могло произойти не ранее 1852 г., когда купец познакомился со старцем, и не позднее 1858 г., когда Феодор Кузьмич переехал в Томск на постоянное жительство к Хромову. Имя и отчество Тыжнова установлены по «Памятной книжке Енисейской губернии на 1863 г.» (СПб., 1863. С. 91, 93). 901 Протоиерей Георгий Персианов. Рачковский Иоанн Матфеевич//ЕЭС. С. 516–517; Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. С. 91–92.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 мая 1836 г. в Иркутске награжден набедренником еп. Мелетием (Леонтовичем). 28 сент. 1836 г. определен членом Красноярского духовного правления. С февр. 1843 г. П. посещал арестантов в Красноярском тюремном замке «для приведения их убеждениями в чувство чистосердечного раскаяния» и «много благодетельствовал заключенным в тюрьме». После смерти (не позднее июня 1857) супруги Ираиды (в девичестве Шастиной) вел «почти монашескую жизнь», не брал денег с бедняков за совершение церковных треб, мн. горожане избирали его руководителем в духовной жизни. В Красноярске «бедные знали о нищелюбии» свящ. Петра «и пятками и десятками ходили к нему за милостыней, между прочим, за теми или другими обносками и отопками; он их наделял ими и таким образом спасал их от холода и простуды» ( Виноградов. 1878. 1. С. 4). 8 дек. 1858 г. по представлению Томского и Енисейского еп. Парфения (Попова) (с характеристикой: «кроток и смирен сердцем») возведен в сан протоиерея и назначен благочинным городских церквей. В сер. XIX в. архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским свт. Иннокентием (Вениаминовым) был поднят вопрос о переустройстве Камчатской епархии, в которую с 1852 г. входила обширная Якутская обл. Паства состояла из новокрещеных якутов, тунгусов, ламутов, чуванцев, юкагиров, чукчей. По ходатайству (1855) свт. Иннокентия на территории области разрешалось строить молитвенные дома, не придерживаясь обычных правил архитектуры, т. е. без составления планов и проч.; приход не ограничивался количеством прихожан; иконостасы и иконы не требовались, подвижной иконостас на холсте каждый раз привозил священник. В 1858 г. духовенству Якутской обл. были даны особые права и привилегии, в т. ч. повышены оклады. Определением Синода, Высочайше утвержденным 21 дек. 1858 г., Камчатская епархиальная кафедра была перенесена из Якутска в Благовещенск. В 1859 г. в Камчатской епархии было 72 церкви и до 130 часовен, в основном они находились в Якутской обл. В 1857-1858 гг. вышло 1-е издание богослужебной книги на якутском языке.

http://pravenc.ru/text/2578501.html

Попова Иосифа, Максимова Василия, Бондаря Симеона, Смирнова Алексея, Зерцалова Григория и Бугославского Петра – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; II) Румянцева Николая, Стыранкевича Виталия, Фаминского Николая, Смирнова Сергея , Успенского Павла, Любомудрова Георгия, Федоровского Всеволода, Артамонова Петра, Червинского Агафона, Алексинского Федора, Третьякова Василия, Левитского Александра, Суворовского Александра, Шипулина Владимира, Рудакова Ивана, Бутомо Павла, Сильвестра (Братановского), иеромонаха, Купленского Александра и Протопопова Петра – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 академического устава; III) Арбекова Николая, Беляева Владимира, Грацианского Дмитрия, Величкина Николая, Грузинова Парфения, Другова Александра, Зеленцова Василия, Ивановского Михаила, Лилеева Михаила , Пампулова Ивана, Пиотуховича Евстафия, Поповича Савву, Соболева Александра, Шувалова Дмитрия и Федорова Ивана – в звании действительного студента с предоставлением права на получение степени кандидата богословия: Арбекову – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по патристике, библейской археологии и русскому языку; Беляеву – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по библейской археологии и Священному Писанию Нового Завета; Величкину – по представлении новых семестровых сочинений по метафизике и Священному Писанию Нового Завета; Грацианскому – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения и новых семестровых сочинений по патристике и библейской археологии; Грузинову – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения, новых семестровых сочинений по библейской археологии и новой гражданской истории, одной проповеди и удовлетворительном выдержании новых устных испытаний по истории философии и русской гражданской истории; Другову – по представлении одной проповеди и удовлетворительном выдержании нового устного испытания по русской гражданской истории; Зеленцову – по представлении одной проповеди; Ивановскому – по представлении нового семестрового сочинения по библейской археологии и одной проповеди; Лилееву – по представлении нового кандидатского сочинения, семестрового сочинения по патристике и одной проповеди; Пампулову – по представлении новых семестровых сочинений по патристике, библейской археологии и метафизике и удовлетворительном выдержании новых устных испытаний по Священному Писанию Ветхого Завета и педагогике; Пиотуховнчу – по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения, нового семестрового сочинения по церковной архео-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благовещенская келлия Руссика – келлия Благовещения Пресвятые Богородицы Пантелеимонова монастыря. Вершок – мера длины. Вурдунарня (греч. ворданарис) – конюшня для мулашек, см. муларня. Галата – район в Константинополе, где находилось подворье Русского Пантелеимонова монастыря, Андреевского и Ильинского скитов. Георгиевская (Ближняя) келлия – Древняя, в 40-х годах XIX века была реставрирована в русском вкусе неким архимандритом Амвросием и переосвящена в честь преподобных Киево-Печерских. В конце 50-х годов сгорела, а в 1863 году была возобновлена, усердием отставного капитана Е. Г. Хабарова для преподобного Илариона Грузина и была освящена в честь святого Георгия Победоносца. Георгиевская (Дальняя) келлия – келлия Руссика в трех с половиной верстах к северо-западу от обители. Геронта (греч. старец) – обычное обращение к настоятелю монастыря или уважаемому монаху. Григорьевская келлия Руссика – келлия святого Григория Неокесарийского Пантелеимонова монастыря, недалеко от Руссика, вверх по потоку в северном направлении. Устроена издревле, на ней часто жили духовники монастыря. В 1836 году была возобновлена греком монахом Парфением, а в 1842 году церковь восстановлена иеросхимонахом Мефодием (Соловецким). Даскалас (греч. учитель) – образованный монах. Дикей (греч. справедливый) – начальник (управляющий, настоятель) скита, который решает все общие вопросы и осуществляет связи с внешним миром. Дмитриевская келлия Руссика – келлия святого Димитрия Мироточивого Пантелеимонова монастыря. Находится у Старого Руссика, на высоте 450 метров над уровнем моря. Древняя, возобновлена в 1863 году. Дохиар, дохиарная – см. келарь; келарная. Епитимия (греч. наказание) – «врачевание духовное», определенная мера, предназначенная для духовного наказания провинившегося. Епитроп – заместитель игумена, благочинный, наместник. Живоносный Источник (келлия) – келлия Живоносный Источник Пантелеимонова монастыря. Находится на дороге в Карею, близ хребта, через который идет перевал на другую сторону Афона. Древняя, возобновлена иждивением московского купца Михаила Ефимовича Попова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впрочем, ошибаюсь: я знал, что разрешения никакого на их печатание не было, но не считал нужным, чтобы такое разрешение было, т. к. не знал, нужно ли оно. Распоряжения по поводу выдачи ссыльным семьям – половины содерж[ания] я делал словесные, как, например – семье высланного священника Дулова: письменных указаний на этот счет не делал, во всяком случае об этом не помню. Показание мне прочитано и с моих слов [записано] правильно, в чем и подписываюсь. Подпись: П[етр] Полянский ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 123. Подлинник. Рукопись. 14. Протокол допроса митрополита Петра 28 января 1926г. 28/I–1926 года Полянский Петр Вопрос: Приходилось ли Вам уволить на покой возвратившегося из ссылки или тюрьмы и обвинявшегося в к[онтр]р[еволюционной] деятельности епископа какого-либо? Ответ: Нет, не приходилось; причины этому – патриарх никого не увольнял [из] таковых лиц и считал их кафедры на время ареста или ссылки за ними. [Я] как временно управляющее лицо, не считал для себя возможным это делать, тем более что тогда пришлось бы уволить большое множество архиереев; в случае разрешения им властью выехать к местам прежнего жительства – [я] им никаких препятствий не чинил. Показание мне прочитано и с моих слов записано правильно, в чем и подписываюсь. Подпись: П[етр] Полянский ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 124. Подлинник. Рукопись. 15. Постановление о соединении следственных дел под одним номером 30 января 1926г. Января «30» дня 1926 года, я, Уполномоченный 6-го отделения СООГПУ Казанский А. В., рассмотрев следственное производство по делам: 36033 на ПОЛЯНСКОГО Петра Федоровича, 35368 на АНДРОНОВА Владимира Васильевича, 35315 на ВИНОГРАДОВА Константина Александровича, 35318 на КРУТЕНЯ Дмитрия Антоновича (Серафима), 35926 на ПОПОВА Ивана Сергеевича, 35102 на ТИТОВА Прокопия Семеновича, 35104 на УДАЛОВА Ивана Ивановича (Иосафа), 35316 на ПОЛЯНСКОГО Александра Алексеевича (Амвросия), 35175 на ДЕГТЯРЕНКО Николая Федоровича (Никона), 35335 на САМАРИНА Александра Дмитриевича, 35301 на ЧЕЛИЩЕВА Федора Алексеевича, 35103 на СТЕПАНОВА Алексея Ивановича (Гурия), 35295 на ПЕРОВА Анатолия Павловича, 35664 на ПАЕВСКОГО Михаила Львовича (Мельхиседека), 35663 на АЛЕКСАНДРОВА Серафима, 35321 на МЕЩЕРСКОГО Ивана Сергеевича, 35298 на РЯШЕНЦЕВА Николая Степановича (Германа), 35666 на ШИПКОВА Петра Алексеевича, 35324 на ДАНИЛКИНА Сергея Павловича, 35300 на ШИК Михаила Владимировича, 32917 на ЦЕДРИКА Дмитрия Дмитриевича (Дамаскина), 32892 – ШАРАПОВА Константина Ивановича (еп[ископа] ТИХОНА), 35329 на БРЯНСКИХ Петра Арсеньевича (Парфения), 35330 на КЕДРОВА Петра Петровича (Пахомия), 35665 на ТАЛЫЗИНУ Ольгу Анатольевну, 35297 на СИДОРОВА Сергея Алексеевича, 35338 на ИСТОМИНА Петра Владимировича, 36009 на ПАШКЕВИЧ Константина Михайловича, 35332 на СЕМЕНЯКО Николая. НАШЕЛ, что вследствие причастности всех перечисленных лиц к одному делу, для удобства следствия необходимо объединить под одним номером, а посему полагаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

«Игумен Парфений был высокой духовной жизни» Отец Парфений видел каждую душу: ее прошлое, настоящее и будущее Мы вспоминаем с монахиней Евпраксией игумена Парфения. И она сразу говорит, что игумен был высокой духовной жизни. Кроткий, смиренный, глубокой веры. Считавший себя хуже других. «Видел каждую душу: ее прошлое, настоящее и будущее, – вспоминает монахиня. – Это был чудный священник. Своим духовным чадам он часто говорил, что будет период расцвета Церкви в России, но после начнется гонение на христиан, Господь попустит войну – страшную, но недолгую, которая унесет много душ, чтобы антихрист меньше запечатлел людей. После войны придет антихрист, а после антихриста – Страшный суд». Архимандрит Парфений (Невмержицкий) Его ценил правящий архиерей и просил остаться – быть духовником епархии. Полюбили и прихожане. Духовной дочерью его была монахиня Кира (Попова) – певчая и казначей Покровского собора, он духовно окормлял и наставлял ее. Но в 1961 году игумен Парфений уехал на Украину, за ним поехали его духовные чада – Поликарп Родионович, его жена Клавдия и четверо детей (фамилию, к сожалению, монахиня Евпраксия не смогла назвать). После они вернулись обратно в Тобольск. Я говорю буквально с придыханием об игумене Парфении, мол, он претерпел заключения и гонения за веру, а монахиня Евпраксия останавливает: так жили тогда все священники, все православные, все несли крест исповедничества. И я ловлю себя на мысли, что для меня эта жизнь – очень-очень далекая, где-то на небесах, а для монахини Евпраксии – повседневность, реалии, в которых жило целое поколение христиан. Их духовный и нравственный подвиг, к сожалению, не оценен пока в полной мере моими современниками, как, впрочем, подвиг всех новомучеников и исповедников Российских. Вспоминаются пророческие слова петербургского священника Василия Ермакова о том, что откроются храмы и туда придет много случайных людей, в том числе духовенство, принося с собой мирской дух… Как понятно сейчас это сердцу. И как больно за это. И вместе с тем ты отчетливо понимаешь, что верными Христу в дни гонений оставались самые чистые, самые высокие и самые преданные души. Кажется, отделяет нас несколько десятилетий, а на самом деле – вечность, куда многие из них уже ушли. А нам остается помнить, смиряться, молиться и тянуться – тянуться душой туда, в недосягаемую высоту.

http://pravoslavie.ru/115506.html

Описание первых 15 лет жизни академии, свидетелем к-рых он не был, основано на воспоминаниях Н. И. Ильминского , прот. А. П. Владимирского, И. Я. Порфирьева . Глубиной и яркостью отличаются характеристики Казанских архиереев Владимира (Ужинского) , Григория (Постникова) , Афанасия (Соколова) , ректоров КазДА, в т. ч. Григория (Митькевича) , Парфения (Попова) , Иоанна (Соколова), преподавателей А. М. Бухарева , Ильминского, В. И. Григоровича , А. П. Щапова. При этом автор не скрывал резко отрицательного отношения к деятельности некоторых архиереев и администраторов, давал весьма жесткие оценки научному уровню и педагогическому мастерству профессоров. Подробно и ярко описан быт студентов и преподавателей. За эту книгу по предложению Ключевского Московский ун-т удостоил З. ученой степени д-ра гражданской истории. По свидетельству В. В. Розанова , «История Казанской Духовной Академии...» пользовалась не меньшей популярностью, чем художественные сочинения ( Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995. С. 242), являлась образцом для составления исторических очерков вузов (см., напр.: Загоскин Н. П. История Имп. Казанского ун-та. Каз., 1902. 4 т. и др.). Более поздней истории КазДА - периоду ректорства архиеп. Никанора (Бровковича) - посвящена ст. З. «На память о покойном архиеп. Никаноре» (1891). В многочисленных некрологах, написанных З., биографические подробности сочетаются с глубокими характеристиками научной деятельности профессоров КазДА. З. являлся сотрудником Гурия Казанского святителя братства . После смерти инициатора создания братства Ильминского систематизировал и описал его архив, который позднее перешел в фонды НАРТ (Ф. 968). Кн. «На память о Н. И. Ильминском» посвящена особенностям его научной, общественной, миссионерской и педагогической деятельности. По поручению К. П. Победоносцева З. подготовил к печати переписку обер-прокурора с Ильминским. З. исследовал жизнь и творчество Бухарева, переписывался с его вдовой. В ст. «Печальное 25-летие» трагическая судьба Бухарева была им рассмотрена на широком фоне церковной жизни 50-60-х гг.

http://pravenc.ru/text/199943.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010