Писания на родной язык, как некогда Симеон держал в руках благословенный предмет их (Писаний) свидетельства, то он, подобно ему, сказал бы: Господи! ныне отпускаешь Ты раба Своего с миром, потому что глаза мои видели Твое спасение. Уже тридцать лет, по словам Евгения, он усердно молился, чтобы сделан был такой перевод, так как в древнем славянском переводе есть много мест совершенно непонятных» 69 . В сознании пользы от распространения слова Божия в русском переводе среди народа и воспитывающегося поколения, многие иерархи, духовные и светские власти, а также и частные лица, речами, пастырскими посланиями и соответствующими цели действиями способствуют таковому распространению, и притом из иерархов, не только единомысленные с Филаретом Московским по вопросу о переводе, каковы: уже известный нам Симеон, архиепископ Ярославский, Парфений Чертков , епископ Владимирский 70 , Неофит, епископ Архангельский 71 и др., но и те, которые потом обнаружили явное не сочувствие мысли о переводе, каковым например, кроме вышеупомянутых Серафима и Евгения, был еще Филарет Амфитеатров , в то время (1819–1825) епископ Калужский 72 . Ближайшие училищные начальства также следуют примеру духовных и светских властей. Так напр. Архангельским «семинарским начальством, с позволения Его преосвященства (Неофита), положено читать Новый Завет на русском наречии при столе духовных воспитанников, дабы питаясь телесно питались и духовно» 73 . Подобным образом в Сарапульском уездном училище штатный смотритель Кошкарев ввел чтение Нового Завета на русском языке перед началом учения, чрез что, как писал он в главный Комитет Библ. Общества, «дети вверенных мне училищ соделываются лучшими в поведении и прилежнее к учению» 74 . Духовенство низшее читает и объясняет слово Божие, соделавшееся чрез перевод более вразумительным, народу по воскресным дням 75 и т. д. Но были также лица и не сочувствовавшие делу перевода Библии на русский язык, как из духовных, так и из светских лиц. Так как это несочувствие у многих из таковых лиц находилось в связи с несочувствием Библейскому Обществу и яснее всего выразилось уже в 1824 году, а так как об этом времени у нас еще будет речь впереди, то мы в настоящее время укажем лишь на отзыв о переводе, сделанный знаменитым государственным мужем, в последствии графом М.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Блажени ей, мертвии, умирающий о Господе: ей глаголет дух: да почиют от трудов своих 6 . Да почиет и наш Подвижник, по совершении многотрудного поприща, на лоне блаженной вечности! Ах! вся жизнь его была жертвою, принесенною на алтарь Церкви и Отечества; вся жизнь его, от первых шагов юного питомца наук до степени Иерарха, – была ознаменована многоразличными, тягостными, беспрерывными подвигами. Едва юность начала раскрываться в силах и способностях; уже пламенная ревность чрез колючие терны нужд и бедности повела его от трудов к трудам, от усилий к усилиям. Быстрые успехи и зрелые понятия, превышавшие незрелость лет, ознаменовали ревность сию. Достоинства, обратившие внимание продержавших властей, облекли его в достоинство Наставника. Новые подвиги, новые усилия, и – новое многоплодное преспеяние в совершенствах! Здесь-то проницательное око приснопамятного Пастыря, мудрого Платона прозрело в нем великие надежды, – зарю славы, имевшей сопровождать его в дальнейшем шествии,– Дабы светильник паче и паче разливал свет познаний, опытный Прозорливец поставил его на свещнице. Святилище наук, его лучами осияваемое и согреваемое, преходило от силы в силу, от славы в славу. Ах! сколько тогда образовалось достойных служителей Алтаря и самых Пастырей, возращенных по благотворным его влиянием! Таковая неутомимость, таковое рвение к общему благу, сопровождаемые счастливыми успехами, как веселили дух, как радовали сердце Мужа совета и разума, стяжавшего столь благопотребный сосуд! Достоинства и заслуги приобрели полное право на его доверенность, и соделали как бы присным. В сей-то школе опыта, в школе Платона, который, надеясь в нем видеть достойного сотрудника, в мудрых внушениях, в сладостной беседе переливал в него, так сказать, свои мысли, свои чувства, свой дух, каких не мог почерпнуть уроков для высокой науки жизни и достойного правления? Наконец волею Вседержавного Владыки воззван на чреду Первосвященства 7 – пасти церковь Господа нашего Иисуса Христа и сподвизаться в делании винограда Божия с великим делателем и Пастырем. Кому на сем новом и многотрудном поприще, кому неизвестны его доблести, его ревность к благоуспешному устроению паствы, ко славе всесвятого имени Божия? Кому не известно его неутомимое трудолюбие? Не раз Помазанник Божий, АВГУСТЕЙШИЙ МОНАРХ с высоты Престола обращал высокое внимание на достославное его служение; не раз удостоивал ревность и отличные подвиги знаками отличной Своей милости 8 –

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Очевидно это было уже не одною только молвой или слухом, а прямым, необходимо вызывавшим собою деятельное исполнение правительственным актом, поражавшим в самое сердце святителя московского. По получении этого указа в Москве, последней не мог не излить тяжкой скорби своей в письме на имя митрополита Серафима от 8 декабря. В этом письме он горько жалуется на допущение сего указа, коим ниспровергается весь иерархический строй, так как совершенно одобренные Св. Синодом Катехизисы теперь останавливаются печатанием и продажею, как бы содержание в себе не православное учение 95 . В ответ на это письмо Серафим пишет Филарету, что в православии катехизисов его никто не сомневался и не сомневается, но что приостановка издания и продажи их имела для себя основание в том, что « Символ веры , Отче наш н Десятословие изложены в них русским, а не славянским языком...» Вы спросите,-продолжает Серафим,-почему русский язык не должен иметь места в Катехизисе, а наипаче Кратком, который предназначен для малых детей, незнакомых вовсе со славянским языком, а потому неспособных понимать истин веры, которые излагаются на языке сем, тогда как он, то есть русский язык, доселе удерживается в священных книгах Нового Завета и в псалмах? На сей и на другие многие вопросы, которые по сему случаю сделать можно, я удовлетворительно ответствовать вам никак не могу. Надеюсь, что время объяснить нам то, что теперь нам кажется темно. А время сие скоро, по моему мнению, настанет. И так потерпи,– заключал свое успокоительное письмо Серафим, – пастырь добрый,-терпение не посрамить; оно доставить вам опытность, которая в последствии времени крайне полезна вам будет, что я имел случай и сам над собою дознать» 96 . В виду этого письма Филарет от 31 декабря того же года писал своей родительнице: «преосвященнейший митрополит много пишет мне о Катехизисе, уверяя, что о православии его никто не сомневается, но что все дело идет о русском наречии» 97 . От того же числа декабря митрополит Серафим писал к Парфению (Черткову) епископу Владимирскому: «Катехизисы преосвященного московского остановлены потому, что в них наипаче в Кратком изложен Символ веры ; Десятословие и молитва Господня русским наречием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Первоначально мон-рем управляли игумены с келарем, казначеем и собором старцев, однако в кон. XVII в. соборные старцы не упоминаются, а с 1760 г. упразднена должность келаря. Из настоятелей наибольший вклад в строительство обители внесли игумены Герасим (1631-1649) и Арсений (1666-1682). При освящении в 1684 г. нового соборного храма патриарх Московский и всея Руси Иоаким возвел игум. Евфимия (1682-1697) в сан архимандрита и даровал обители архимандритию. В сер. XVIII в., при настоятелях архим. Николае (1738-1741, 1741-1768) и архиеп. Иосифе (Квабулидзе; 1741), при обители сформировалась груз. община. После реформы 1764 г. мон-рь как принадлежащий к 3-му классу был лишен архимандритии. Игуменами чаще всего назначались префекты и ректоры московских духовных школ, в т. ч. проповедник Славяно-греко-латинской академии Макарий (Сусальников; 1779-1782), префект академии Иннокентий (Полянский; 1782-1783), префект Перервинской ДС Ириней (Клементьевский ; 1783-1784), префекты академии Моисей (Гумилевский; 1784-1788) и Геннадий (Шумов; 1808-1810). Префект Перервинской ДС Иннокентий (Смирнов) , возглавлявший мон-рь в 1810-1812 гг., был возведен в сан архимандрита в 1812 г., после назначения бакалавром в СПбДА по кафедре церковной истории, для «вящшаго поощрения его к усердному продолжению служения». За исключением инспектора МДС игум. Феоктиста (Орловского; 1817), с этого времени настоятелями были архимандриты: префект МДА Парфений (Чертков ; 1813-1814), ректор Вифанской ДС и Московского уездного ДУ Неофит (Докучаев-Платонов ; 1814-1816), ректор Заиконоспасского ДУ Аполлос (Алексеевский; 1816-1817), инспектор МДА Евлампий (Пятницкий ; 1830-1831), инспектор МДА Платон (Казанский; 1831-1833), ректор Вифанской ДС, позже МДС Леонид (Краснопевков ; 1850-1854), ректор Вифанской ДС, позже Московской ДС Игнатий (Рождественский ; 1859-1863), инспектор, впосл. ректор Вифанской ДС и МДС Сергий (Спасский; 1863-1872); инспектор Вифанской ДС Кирилл (Орлов; 1872-1880). Со 2-й пол. XIX в. из числа настоятелей часто избирались викарные епископы, в т. ч. архим. Кирилл (Орлов) и Макарий (Троицкий) были хиротонисаны в викарии Воронежской епархии, архим. Модест (Никитин) - в викарии Московской епархии. Среди настоятелей были переводчик игум. Софроний (Младенович; 1770-1776), переводчик архим. Гавриил (Альбицкий-Игнатьев; 1821-1825), духовный писатель и проповедник архим. Митрофан (Воронцов; 1839-1845), христ. философ архим. Серапион (Машкин; 1897-1900).

http://pravenc.ru/text/2564206.html

Не прошло года, исполнилась кара: и лже-Димитрий низвержен, и прах его рассеян. Разительный пример, ничтожности усилий человеческих представляет злосчастный Государь Василий Иванович Шуйский. Едва не с места казни избранием народа взойдя на трон, заслуженный низложением самозванца, был любим подданными за снисхождение, милосердие, правосудие: в этот муж совета, опыта в доблестей, постыдно пал в развалинах Государства. Народ почитал его царем неблагословенным, отверженным 15 . Так падают опоры человеческие, без воли и благословения Божия! Не вопияла ли и на него кровь праведного отрока» обвиненного в самоубийстве? IU напротив, не очевидный ли пример благоволения и покровительства Божия, явленного над отроком Михаилом? Можно ли было думать, что тот отрок, которого и родители и кровные были в изгнании, лишены всего имущества, отрок уединенно, как сирота, проживавший то в своей отчине 16 , то в обители, среди крамол и неустройств будет взыскан, возведен на престол против своей волн; восстановит, устроит растерзанную мятежами и войною державу, и будет родоначальником славных Российских Венценосцев? Можно ли было думать? – Но цветет царственный дом Романовых, идет от силы в силу, от славы в славу – то мудростью Царя Алексея, то творческими доблестями Великого Петра; то глубоким умом и законодательством Екатерины, то свыше вдохновенным 17 , непоколебимым мужеством Благословенного Александра, отстоявшего свободу отечества, поправшего страшные полчища сильнейшего из сильных земли, низвергшего с престола раздаятеля венцев и скипетров. Льзя ли вообразить высший степень величия и славы, на который взошла Россия? Но не здесь грань ее величия. Она взошла, и восходит выше и выше; она блистает новыми лучами славы. Ея пределы мужеством победоносных сынов распространены далее и далее. Гордые и дерзновенные враги смирились, и укрываются под ее щитом. Отторженные насилием сыны православной церкви, в огромность числе – двух миллионов, возвращены в ее недра. И сколько воздвигнуто вековечных памятников во славу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Слово на обновление храма Дмитриевского собора Слово на обновление храма дмитриевского собора, построенного в XII-м столетии великим князем Всеволодом III (Дмитрием Юрьевичем, братом святого Андрея Боголюбского), и по Именному Высочайшему Повелению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА восстановленного в первобытный вид Произнесено Парфением, Архиепископом Владимирским и Суздальским, Августа 24 дня, 1847 года Благословен Бог отец наших, Иже даде сице в сердце Царево, да прославит дом Господень. ( 1Ездр.8:27 ) Этою хвалебно-благодарственной песнью первостоятель в Богомудрый законоучитель иудейской церкви Ездра, от лица иудеев, изведенных им из Вавилонского плена, возвеличил и благословил Господа, вложившего в сердце персидского царя Артаксеркса святую мысль – восстановить, и от щедрот своих благолепно украсить дом Господень, никогда препрославленный и дивный храм Иерусалима. И мы, сыновья Сиона, возрадуемся о Царе своем; и мы в чувстве духовного веселия, в благоговейной признательности, возвеличим Господа, и вознесем имя Его вкупе: благословен Бою отец наших, Иже даде сице в сердце Царево, да прославит, и восстановит в прежнюю лепоту это древнее святилище Божие! Паче же да возрадуется душа твоя, благоверный, Великий Княже Димитрие! Славный памятник твоей пламенной ревности к славе Царя славы, венец зодчества, вызывавший всю тварь – всякое дыхание хвалит Господа 1 , противостоявший более 6-ти веков 2 всепожирающему пламени, свирепости стихий, губительному нашествию неистовых монголов, подобно преклонному летами старцу , уже испытывал тяжесть всесокрушающего времени: и вот обновлен, и вот восстановлен в первобытную лепоту! И кем? – Преемником, наследовавшим чрез ряды веков твое княжение, и не одно княжение; обновлен Самодержцем всея России, обладателем различных царств, различных племен, некогда твоей державе враждебных, ныне тлившихся в один состав величайшей Империи, – обновлен Благочестивейшим Самодержавнейшим, Великим ГОСУДАРЕМ, ИМПЕРАТОРОМ IHUKOЛAEM ПАВЛОВИЧЕМ. IU вот твои сокровные, почивающие телесами с тобою 3 , и венчанные славою на небеси, в ликах своих 4 призирая на храм твой вновь благоукрашенный, вновь освященный благодатью Всесвятого и всеосвящающего Духа, разделяют с нами священное радостное торжество. О, вознесем имя Господне вкупе: Благословен Бог отец наших, Иже даде сице в сердце Царево, да прославит дом Господень!

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

церкви, свидетельствуют великолепные храмы, во славу просвещения; свидетельствуют многочисленные высшие святилища наук. Сколько сооружено убежищ на пользу немощных, к призрению сирых, к отраде злосчастных! Какое разительное доказательство, что правый род Романовых, храня в себе залог благодати Божией, как залог небесных благословений, покоится и хранится в крове Бога небесного! Какое доказательство, что милость Господня от века и до века па боящихся Его? И настоящее торжество не есть ли торжество святой ревности ко славе Божией, торжество благочестия доблественного, Боголюбивого Монарха нашего? Благословен Бог отец наших, Иже даде сице в сердце Царево, да прославит дом Господень! Благословен Бог отец наших, Иже даде сице и в сердце наследника Всероссийского Престола, всечестной отрасли Благословенного корня, радостнейшей надежды отечества, благоволившего с Супругою своею, благоверною государынею цесаревною и великого княгинею МАРИЕЮ АЛЕКСАНДРОВНОЮ, послужить престолу славы Божией приношением благочестивого своего усердия 18 . Но Тебе, Господи, величество, и сила и слава; Тебе, Господи, царство и великолепие во всех; Ты над всеми начальствуеши Господи, начало всякого начала ( 1Пар.29:11–12 ): Тебе убо просим, спаси ЦАРЯ Тобою избранного, и превознесенного паче царей земных; ввек сохрани к Нему милость Свою, сохрани благословенье и благодать Свою, да и семени Его, и дому Его ( 3Цар.2:33 ), и престолу Его мир да будет до века ( 1Пар.22:19 ). Мы же, сыновья России, дадим сердца наши, и души наши, еже взыскати Господа Бого нашего, и ходити во всех путях Его, да будет Господь Бог наш с нами, якоже с отцы нашими ( 3Цар.8:57 ). Аминь. 1 Собор построен из белого камня. На трех наружных стенах – западной, северной и южной, высечены из камней разные лица и фигуры. Каждая стена представляет три отделения. На западной стене высечены 23 лица, в венцах сидящие; среди них Дух Святой. На стенах северной и южной, по 24 лица стоящие; над ними Господь Вседержитель. На восточной части северной стены – Божия Матерь с Предвечным Младенцем, окруженная 4 лицами в положении благоговейно преклоняющихся; на всех трех стенах травы и деревья.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Воззрите на древние роды, и видите, кто впроча Господеви, и постыдеся ( Сир.2:10 )? Всех сильнее есть благочестие ( Прем.10:12 ). Очи Господни назирают всю землю, еже укрепити сущих сердцем совершенных к нему ( 2Пар.16:9 ). Милует и карает, карает и милует; взвешивает судьбу царств на весах правды и милости, полагая пред Собою или отступление и неправды наши, или обращение наше, и хождение пред ним в правоте: Воззрите на древние роды, и видите, кто верова Господеви и постыдеся? Приложим сию непреложную и спасительную истину к истории нашего возлюбленного отечества. Кто мог думать, что род Владимира Мономаха , род внука его – Великого Князя Всеволода III, до последней отрасли – до благочестивого Царя Феодора Иоанновича, и с отрочества Богоизбранного Михаила Феодоровича – до благословенно ныне Царствующего Венценосца, кто мог думать, что род Мономаха, пройдя сквозь ряд веков бурных, сквозь огнь и кровь, поставит Россию на столь высокую степень могущества, величия и славы? Но так благоволил Божий промысел, верный в обетовании, что род правых, семя честное, благословится. Какие блистательные и благотворные светила, одно за другим, являлись на тверди России? Начнем с великого Князя Димитрия, основателя храма, ныне обновленного. Каких заслуг не принес он на алтарь отечества? Воспитанный в Греции, мужественный в битвах – и в каждой победитель, душа союза Князей удельных, любовь Владимирцев – готовых за него сложить свои головы 5 , ревностный к святыне и Божией славе, заслужил в летописях имя великого, рожденного царствовать 6 ; скончался оплакиваемый не только супругою и детьми, но всем народом. Какими тяжкими жертвами искупал отечество, в страшное нашествие Батыя, наследовавший великое княжение благословенный плод его, Святой и благоверный Великий Князь Георгий? Сыновья его пали в кровавой сече со свирепыми монголами; супруга Агафья с семейством и боярами, после подвигов бдения и молитв, напутствованная Св. тайнами, чтобы не быть позором и добычею наглого нечестия, обрекла себя на вольную смерть и сгорела во пламени, как жертва Богу благоприятная.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

В июне 1826 г. по поручению Синода Л. вместе с архиеп. Минским и Литовским Анатолием (Максимовичем) в виленском Свято-Духовом мон-ре производил освидетельствование нетленных мощей мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , к-рые после рапорта архиереев в Синод были торжественно открыты для поклонения. К лету 1828 г. Л. тяжело заболел. После беседы с имп. Николаем I, в 1829 г. посетившим Чернигов, подал прошение в Синод о почислении на покой в Данилов мон-рь Переславля-Залесского (в городе проживали его родственники). 14 марта 1831 г. Л. был уволен на покой с назначением пенсии в 3 тыс. р. ассигнациями. В Даниловой обители Л. написал «Беседы против евреев», оставшиеся в рукописи, вел обширную переписку, в т. ч. с митрополитами Новгородским и С.-Петербургским Серафимом (Глаголевским), Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым), архиепископами Ярославским и Ростовским Авраамом (Шумилиным) , Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) . По приглашению Л. в 1832 г. Данилов мон-рь посетил Саратовский и Царицынский еп. Иаков (Вечерков) , в 1836 г.- свт. Филарет (Дроздов), неск. раз - еп. Черниговский и Нежинский Павел (Подлипский) и архиеп. Парфений (Чертков). Л. был погребен у сев. стены соборного придела прп. Даниила. Над захоронением была укреплена медная посеребренная доска с датой кончины архиерея. По духовному завещанию передал 5 тыс. р. в Данилов мон-рь и 5 тыс. р. для бедных духовного звания Владимирской епархии. К 2015 г. захоронение архиерея утрачено. Соч.: Слово на освящение храма. СПб., 1818; Записка очевидца...//Маяк. 1842. Т. 2. Кн. 4. С. 53-67; То же, изм. загл.: Записка о сохранении драгоценностей Николаевского Перервинского мон-ря и о достопамятных событиях в сей обители в 1812 г.//Журн. для чтения воспитанникам воен.-учеб. заведений. СПб., 1852. Т. 94. 374. С. 132-156; То же, изм. загл.: Записка о сохранении ризничных ценностей обители в Вологде и событиях в ней в 1812 г.//Тр. Коми отд. Акад. воен.-ист. наук. Сыктывкар; Вологда, 2012. Вып. 12. С. 84-100.

http://pravenc.ru/text/2462461.html

с 1883 года архиепископ Израил Никулицкий 1883–1888 Епископы Вологодские и Тотемские: Израил Никулицкий 1888–1894 Антоний Флоренцов 1894 Великоустюжское викариатство Учреждено в 1888 году. 25 Кафедра в Великом Устюге. Епископы: Иоанникий Казанский 1888–1891 Петр Лосев 1891–1892 Варсонофий Курганов 1892–1894 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже. Епископы Воронежские и Елецкие: Митрофан, святой 1682–1703 в 1682–1696 еп. Воронежский, 1699–1700 еп. Воронежский и Азовский, с 1700 – Воронежский и Елецкий Арсений Кастюрин, архиеп. 1704–1712 Пахомий Шпаковский, митроп. 1714–1723 Иосиф 1725–1726 Лев Юрлов 1727–1730 Иоаким Струков 1730–1742 Вениамин Сахновский 1742–1743 Феофилакт 1743–1757 Кирилл Ляшевецкий 1758–1761 Иоанникий Павлуцкий 1761–1763 Тихон Соколов, святой 1763–1767 Тихон Якубовский 1767–1775 Тихон Малинин 1775–1788 Епископы Воронежские: Иннокентий Полянский 1788–1794 Епископы Воронежские и Черкасские: Мефодий Смирнов 1795–1799 Афанасий Иванов 1799 Арсений Москвин 1799–1810 Антоний Соколов 1810–1816 Епифаний Саввич-Каневецкий 1816–1825 Архиепископы Воронежские и Задонские: 26 Антоний Смирницкий 1826–1846 до 1833 епископ Игнатий Семенов 1847–1850 Парфений Чертков 1850–1853 Иосиф Богословский 1853–1864 до 1860 года – епископ Серафим Аритинский 1865–1886 до 1871 года епископ Вениамин Смирнов, еп. 1886–1890 Анастасий Добрадин, еп. 1890 Острогожское викариатство Учреждено в 1841 году. 27   Епископы (в Воронеже): Иринарх Попов 1841–1842 Елпидифор Бенедиктов 1842–1848 Феогност Лебедев 1848–1852 Антоний Павлинский 1852–1853 Феодосий Макаревский 1867–1871 Вениамин Боковский 1871–1879 Филарет Косинский 1879–1880 Кирилл Орлов 1880–1882 Макарий Троицкий 1882–1886 Анатолий Станкевич 1887–1890 Владимир Соколовский 1891 Вятская Учреждена в 1657 году. Кафедра в Вятке. Епископы и архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674 Иона Баранов, архиеп. 1674–1699 Дионисий Ушаков, архиеп. 1700–1718 Алексий Титов, архиеп. 1719–1733 Лаврентий Горка 1733–1737 Киприан Скрипицын 1737–1739

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010