См. Толстого 114, у Царского 153). 346 История исправления книг при Патриархе Никоне описана: а) в предисловии к служебнику 1655 г; б) в предисловии к скрижали 1656 г.; в) в предисловии к увету духовному 1682 г.; г) в летописи о мятежах, стр. 360–366 (Москва 1782). 347 Раскольники внесли в свои списки проскинитария и такое, чего не писал Арсений; напр. в их списках Арсений спорит с Патриархом Парфением о двуперстном крестном знамении и о хронологии, тогда как по словам самого же Арсения он вовсе и не видал Парфения. Ошибки и несправедливости Арсния весьма дельно показал саровский иеромонах Мелетий в своем описании путешествия в Иерусалим, изд. в Москве 1798 г. Обозрение проскинитария у Муравьева, в 4 изд. путешествия в Палестину. СПб 1840 предисловия 58–63. 348 Прежде всего указом Патр. Никона от 11 Янв. 7161 (1553 г.) вытребована была опись книгам степенных монастырей, на тот конец: «чтобы было ведено, где которыя книги взяты, книг печатново дела исправления ради». По этой описи значится этих книг 2673. Опись издана в Чтен. Моск. Общ. Ист. 1848 6. 350 Сколько можно видеть по каталогу библиотекаря Евфимия (изд. в чтен. Моск. Общ. Ист. 1847) из числа богослужебных книг привезено: Библии 2 экз. Псалтыри 4 экз. Евангелия 6 экз. Апостола 2 экз. Служебников слав. 4 экз. Евхолодии или требника 3 экз. Устава 8 экз. Молитвослов 1 экз. Канонника 2 экз. Часослова 1 экз. Песней троичных 1 экз. Кондакария 1 экз. Миней служебных на Сентябрь 3 экз. Окт. 1 экз. Ноябрь 1 экз. Декаб. 2 экз. Генв. 2 экз. Август 1 экз. Чина священнослужения 1 экз. Чина пострижения в монашество 1 экз. Но в каталоге Евфимия показаны книги, взятые с иверского подворья и из воскресенского мон., но не показаны остававшиеся в Патриаршем доме. По афонским грамотам видно, что из одного Иверского афон. монастыря взято Арсением 150 книг. (Черткова прибавление к Росс. Библ. 434. 436). Денисов, прославляя раскол, пишет: «никто же оная новшества возражающь кроме Павла, добляго епископа коломенского, и великоревностного протопопа Аввакума, в самое первособория время сия возразивших и прочих малых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

с трех сторон три карниза сребреные, не золочены, на длинной стороне два столбца сребряные... В раке обито бархатом золотым. Около раки решетка железная, золочена. Над тою ракою крышка, внутрь обита бархатом золотым. На той крышке в средине лист сребреной, золочен, на ним изображение образов Распятия Господня, Пресвятыя Богородици, Иоанна Богослова. Оная крышка сверху обложена вся сребром» (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Вязка 233. 139. Л. 7-7 об.). К 1763 г. над ракой установлен резной балдахин. В 1822-1823 гг. московский серебряных дел мастер И. Г. Завьялов изготовил новую деревянную, обложенную серебром раку. 23 июня 1823 г. в присутствии еп. Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) и духовенства Суздаля состоялись освящение новой гробницы и переложение мощей святого, в память о чем был учрежден крестный ход. К нач. XX в. украшенная балдахином рака с мощами стояла в Преображенском соборе при входе в алтарь у южной. двери. Рака была обложена серебром и посеребренной латунью, украшена чеканными клеймами Преображения Господня, Св. Троицы с предстоящими преподобными Евфимием и Сергием Радонежским, архимандритскими регалиями. При раке находились принадлежавшие, по преданию, прп. Евфимию вериги, митра, железный посох, медный крест и напрестольное Евангелие. Рисунок раки для мощей прп. Евфимия Суздальского. 1822 г. (РГАДА. Ф. 1203. Вязка 279. 188. Л. 49) Рисунок раки для мощей прп. Евфимия Суздальского. 1822 г. (РГАДА. Ф. 1203. Вязка 279. 188. Л. 49) К нач. XX в. в соборе Е. м. хранилось немало др. святынь и древностей: чтимые икона прп. Евфимия Суздальского, украшенная сребро-позолоченным венцом с эмалью (XV в.), древний список Корсунской иконы Божией Матери с золотой чеканной ризой, с окладом на полях, украшенный драгоценными камнями, а также икона Распятия Господня (кон. XVI - нач. XVII в.), Владимирский образ Божией Матери (кон. XVI - нач. XVII в.), икона Преображения Господня с серебряным чеканным окладом на полях (кон. XVII - нач. XVIII в.), неск. икон - вклады князей Пожарских.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Чтобы судить о воззрениях Филарета на тот или другой предмет, – для этого нужно взять не одно его сочинение, а все. Односторонность и, поэтому, некоторую блазненность «Изложения разностей» Филарет и сам сознавал и без поправок не хотел издавать своего сочинения, писанного на скорую руку и в такое время, когда он только что вступал в жизнь и находился под влиянием своего учителя – благодетеля м. Платона, в катехизисе которого о предании не говорится. В каком же порядке излагать догматическое учение м. Филарета? Как на этот вопрос, так и на тот, как вообще излагать догматическое учение Филарета, нам хотелось бы сказать и, по мере возможности, выполнить то, что сказал и что сделал сам святитель, говоря в праздник Рождества Христова, вместо своего слова, слово Григория Богослова . Вот что говорил он тогда, приступая к произнесению слова св. Григория: «Я буду только служитель трапезы, а угоститель ваш – святой Григорий: мои уста, его слово» 19 . Нашим угостителем будет не Григорий Богослов , а Филарет, сравниваемый с знаменитым вселенским богословом. В основу догматической системы, составляемой нами по сочинениям Филарета, мы положим его собственный план, написанный им для преподавания Догматического Богословия в С.-Петербургской дух. академии. Этот план находится в «Обозрении богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах» 20 . Понятно, нам нельзя следовать этому плану рабски, во всех его мельчайших подробностях. Порядок частных мыслей догматической системы необходимо должен определяться тем отношением их, в каком они находятся в сочинениях самого Филарета, также и тем, в каком вообще удобнее находиться им в стройной системе. Самостоятельность наша главным образом в этом и будет проявляться. 1 См., напр., письма Филар. к Парфению Черткову : 11, 14–15, 17, 22–24, 27, 34, 36–40. «Скудные и и в ранних летах силы, при немалых трудностях служебной деятельности, не обещали мне поздних лет», говорил восьмидесятипятилетний старец. Слова, изд. 1885 г., 5–579. 9 См., напр., письма его к Муравьеву: 8, 43, 55, 67, 97, 112, 113, 140, 188, 189, 205, 284, 286, 288, 301, 307, 314, 333, 355, 375, 386, 404, 431и 446. Читать далее Источник: Догматическое богословие по сочинениям Филарета, митрополита московского. Казань: Типография Губернского правления, 1887 год. Содержание: VIII, 303 страниц Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Писания на родной язык, как некогда Симеон держал в руках благословенный предмет их (Писаний) свидетельства, то он, подобно ему сказал бы: Господи! ныне отпускаешь Ты раба своего с миром, потому что глаза мои видели Твое спасение. Уже тридцать лет, по словам Евгения, он усердно молился, чтобы сделан был такой перевод, так как в древнем славянском переводе есть много мест совершенно непонятных» 36 . В сознании пользы от распространения слова Божия в русском переводе среди народа и воспитывающегося поколения многие иерархи, духовные и светские власти, а также и частные лица, речами, пастырскими посланиями и соответствующими цели действиями способствуют таковому распространению и при том из иерархов не только единомысленные с Филаретом московским по вопросу о переводе, каковы: уже известный нам Симеон, архиепископ ярославский, Парфений Чертков , епископ владимирский, Неофит, епископ архангельский и др., но и те которые потом обнаружили явное несочувствие мысли о переводе, каковым например, кроме вышеупомянутых Серафима и Евгения, был еще Филарет Амфитеатров , в то время (1819–1825) епископ калужский. Ближайшие училищные начальства также следуют, примеру духовных и светских властей. Так например архангельским «семинарским начальством, с позволения его преосвященства (Неофита), положено читать Новый Завет на русском наречии при столе духовных воспитанников, дабы питаясь телесно питались и духовно». Подобным образом в сарапульском уездном училище штатный смотритель Кошкарев ввел чтение Нового Завета на русском языке пред начатием учения, чрез что, как писал он в главный комитет Библейского Общества, «дети вверенных мне училищ соделываются лучшими в поведении и прилежнее к учению». Духовенство низшее читает и объясняет слово Божие, соделавшееся чрез перевод более вразумительным, народу по воскресным дням 37 и т. д. Но были также лица и несочувствовавшие делу перевода Библии на русский язык, как из духовных, так и из светских лиц. Так как это несочувствие у многих из таковых лиц находилось в связи с несочувствием Библейскому Обществу и яснее всего выразилось уже в 1824 году, а об этом времени у нас еще будет речь впереди, то мы в настоящее время укажем лишь на отзыв о переводе, сделанный знаменитым государственным мужем, в последствии графом М.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Тяжело заболев ревматизмом еще осенью 1849 года, в начале января 1850 года архиепископ Игнатий собственноручно написал духовное завещание, по которому передавал свою библиотеку Олонецкой Духовной семинарии. Скончался Игнатий на Митрофановском синодальном подворье в Петербурге 20 января 1850 года, погребен 23 января 1850 года в Федоровской церкви Александро-Невской лавры при участии митрополита Петербургского Никанора (Клементьевского) , в свое время он участвовал в хиротонии Игнатия, архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) , архиепископа Нижегородского Якова (Вечеркого), епископов Ревельского Нафанаила (Савченко), Рижского Платона (Городецкого) и Винницкого Евсевия (Орлинского) . В погребении также приняли участие протопресвитер Василий Баженов, обер – священник армии и флота Василий Кутневич, восемь архимандритов, 44 протоиерея, священников и монахов, два протодьякона, 18 дьяконов и множество причетников. Надгробную речь произнес инспектор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Макарий (Булгаков) , в будущем митрополит Московский 4 . Один из учеников Игнатия по Новгородской семинарии, сопутствовавший ему потом в Петрозаводске, Новочеркасске и Воронеже, архимандрит Ириней (Боголюбов;1804–1860) оставил восторженные воспоминания о владыке 5 . На могиле Игнатия в лаврской церкви установлена шлифованная плита из олонецкого порфира с текстом: В надежде воскресения Здесь в ввереной земле Бренные останки Преосвященного Игнатия, Архиепископа Воронежского и Задонского, Бывшего Первосвятителя Олонецкой епархии, Преставившегося 20 января 1850 года На 60 году своей жизни, в 22 лето Архипастырского служения своего Церкви Божией. 22 февраля 1850 года на место Игнатия на Воронежскую кафедру был переведен из Владимира архиепископ Парфений (Чертков ; 1782–1853). Обширный некролог почившего владыки в 12 номерах опубликовали «Воронежские губернские ведомости» 6 . Он принадлежал перу преподавателя духовной семинарии Алексея Данского (ок. 1809–1865), женатого, кстати сказать, на внучатой племяннице митрополита Евгения (Болховитинова) , Вере Стефановне 7 . После этого воронежские церковные историки надолго забыли об Игнатии. Первая публикация в церковном журнале появилась в 1993 году затем последовали статьи в справочнике архиереев и в двух местных энциклопедиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Не чудо ли всесильной защиты Божией совершилось над сыном героя Донского Великим Князем Василием Дмитриевичем? Тамерлан, провозглашенный владыкою 20-ти держав, повелитель Азии. пленивший могучего монарха Баязета, двинулся с четырьмястами тысяч победоносных монголов к пределам нашего отечества. Ему ли бояться битв? Но оп целые две недели был неподвижен, и в смятении бежал к Азову. Памятник благочестивого усердия, обитель, созданная Великим Князем 13 в память векам, красноречивее похвальных слов возвещает потомству, что единственно милость небесная спасла Россию от ужаснейшего из всех завоевателей: кто верова Господеви и постыдеся? Скажем о последней отрасли рода Владимира Мономаха , или Всеволода III. Лютый Хан Казыгирей с многочисленными полчищами облег столицу России все было в ужасе. Один человек наслаждался спокойствием души непоколебимой: он молился, когда кипела битва под Москвою. Все трепетали, но он, с полною надеждою на Всесильную помощь, сказал робкому вельможе: будь спокоен, завтра не будет Хана 14 ! И Хан бежал. Тайна его непоколебимого спокойствия: Бог бе с ним. Народ любил Царя Феодора Иоанновича, как Ангела земного, озаренного лучами святости и благодати: всех сильнее есть благочестие. Род правых благословится. Возразит лжеименный разум, что тогда бодрствовал на страже отечества, кому вся земля приказана была от Самодержца , муж совета и силы, твердо уверенный, что скипетр, выпав из руки последнего венценосца Мономаховой крови, будет вручен ему. Так! Но казалось бы, когда держава и скипетр вручены были Годунову, царство его должно цвести и благоденствовать и восходить от силы в силу, при неусыпной его деятельности, мудрой твердости, и глубокой политике: но никогда не была злосчастнее Россия. Ужасный голод опустошал отечество, внутри гибельные мятежи; бродяга лже-Димитрий ниспроверг престол его, искоренил род и восхитил державу и скипетр. Чем объяснить ужасный переворот, ниспровергший и род в державу Царя избранного, доблестного? – Не тем ли, что Господь не бе с ним, Господь не благоволил к нему? Не тем ли, что кровь порфирородного отрока Димитрия, вопиявшая на небо, низвела с неба не благословение, а клятву и мщение? Спросят: как же допустил вседержавный Промысл восторжествовать злодею? Но счастливый злодей был только орудием праведного гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Знаменский собор расписали, а согласно новым веяниям на куполе было изображено Всевидящее око. Стены и своды декорировали лепкой по рисункам М. Казакова, была построена новая колокольня, имевшая парадный вход в обитель. И снова мирное и благополучное течение монастырской жизни нарушилось – началась война 1812 года. Монастырский казначей Мефодий самые ценные реликвии вывез в Вологду, а остальное разграбили и уничтожили наполеоновские солдаты. Они жгли образа, мучили монахов, но монастырь не разрушили. Спасло обитель то, что в царских палатах остановился французский провиантмейстер, который раньше находился на русской службе. Он приложил усилия к тому, чтобы сохранить монастырские постройки, и способствовал проведению богослужений в Знаменском соборе – это было почти исключительное явление во время оккупации Москвы французами. После того как неприятель оставил Москву, в государевых палатах разместился архиепископ Августин, в 1813 году настоятелем Знаменского мужского монастыря стал архимандрит Парфений Чертков, будущий архиепископ Владимирский и Суздальский. На восстановление Знаменской обители в Москве Священный Синод выделил 15 000 рублей, жители города также жертвовали средства для такого благого дела. В течение 10 лет отстраивали монастырь, и в 1827 году Знаменский монастырь вновь стал функционировать. Основную роль в том, что до крайности обветшавший монастырь не снесли, а восстановили, сыграло то, что это было родовое гнездо, колыбель царского дома Романовых. С приходом на трон Александра II монастырь вновь вступил в эпоху возрождения. Посетив его в 1856 году и обнаружив плачевное состояние исторического подворья, император отдал приказание восстановить палаты в первоначальном виде и обустроить в них музей. Кроме того, все работы Александр II контролировал лично, ведь приближался 250 юбилей царствования династии Романовых. Следующим шагом был выкуп государевых палат у монастыря за 20 000 рублей. Теперь палаты принадлежали Придворному ведомству Московской придворной конторы.

http://sobory.ru/article/?object=25386

В храме находилась могила князя Петра Ивановича Багратиона, обнесенная железной решеткой, с надписью: «Князь Петр Иванович Багратион, находясь у друга своего князя Бориса Андреевича Голицына, Владимирской губернии, Юрьевского уезда, в селе Симе, получил Высочайшее повеление быть Главнокомандующим 2-й западной армией; из Симы отправился к оной, и будучи ранен в деле при Бородине, прибыл опять в Симу и скончался сентября 11 дня». В 1839, по воле государя императора Николая Павловича, прах Багратиона перенесен был на Бородинское поле ко времени торжественного открытия памятника во славу воинов, павших на этом поле. О принятом государем решении сообщал в письме от 18 апреля 1839 Александру Борисовичу Голицыну поэт Денис Васильевич Давыдов: «Что делать! Расставайся, любезный друг князь Александр Борисович, с прахом князя Багратиона, - что еще скажу тебе? Этой разлуки виновником человек истинно и от всей души тебя любящий, а именно: я, как и ты, как все в душе русские скорбили, что наш герой, или лучше сказать глава наших героев, всех наших армий, Багратион, заброшен в пустынное место, тогда как Бог знает, кого хоронят в Александро-Невской Лавре: все скорбили, никто не возвышал голоса! Конечно, тебя утешало то, что прах Багратиона у тебя в имении, и это простительно, - но прах этот, ты сам знаешь, есть принадлежность Отечеству, а не частного человека и потому я никак не думаю, чтобы ты, зная, куда он теперь будет перенесен, огорчился этой для тебя потерей. Напротив, сколько я тебя знаю, ты, верно, радуешься, что Багратион ляжет на место, завоеванное им собственною кровью и жизнью. Славное место, возле памятника погибших за Отечество!..» Заупокойную службу по приснопоминаемому рабу Божию Петру (Багратиону) в Симе возглавил архиепископ Владимирский Парфений (Чертков, 1782-1853). По окончании заупокойной службы он произнес: «Речь в напутствие тела князя П.И. Багратиона...» В исполненном высокого одушевления слове прозвучали мысли о бессмертии души и слова свидетельствующие о глубоком понимании сложных условий Бородинской битвы и трагизма подвига Багратиона («Ты всегда учил твоих ратобоорцев побеждать врагов», «но здесь ты учил умирать за Отечество»).

http://sobory.ru/article/?object=60074

Иларион 1681–1705 митроп. с 1682 Ефрем Янкович 1708–1712 Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719 Варлаам Леницкий 1719–1724 Иоаким 1725–1731 Гавриил Русской 1731–1735 Афанасий Кондоиди 1735–1737 Симон Тихомиров 1739–1747 Порфирий Крайский 1748–1755 Сильвестр Главатский 1755–1760 Геннадий Драницын 1760–1775 Тихон Якубовский 1775–1786 Епископы Владимирские и Яропальские: Платон Петрункевич 1748–1757 Антоний (бывш. Каталикос) 1757–1762 Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770 Иероним Формаковский 1770–1783 Виктор Онисимов 1783–1786 Епископы Владимирские и Суздальские: 18 Виктор Онисимов 1786–1800 до 1799 года еп. Суздальский и Владимирский Ксенофонт Троепольский 1800–1821 Парфений Чертков 1821–1850 с 1833 г. архиепископ Иустин Михайлов 1850–1863 Феофан Говоров 1863–1866 Антоний Павлинский, архиеп. 1866–1878 Феогност Лебедев 1878–1892 с 1883 г. архиепископ Сергий Спасский 1892 Муромское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (во Владимире): Андрей Поспелов 1868 Иаков Кротков 1870–1884 Аркадий Филонов 1885–1887 Александр Богданов 1889–1892 Тихон Клитин 1892 Волынская. 19 Учреждена в 991 году. Кафедра в Житомире. 20 Епископы Владимиро-Волынские: Стефан I 991 Иоанн Антоний I Анитий Кодриус Геласий Стефан II, святой 1090–1094 Амфилохий, святой 1105–1122 Симеон, святой 1123–1136 Феодор 1137 упом.1147 Лаврентий Прокопий Антоний II Иоасаф 1223–1230 Василий 1229–1265 Никифор I, Сатанило упом. 1226 Косма 1271 Марк 1271–1287 Евсигний (Евгений) 1287 упом.1301 Афанасий I 1328–1353 Uoha I упом.1358 Афанасий II 1388–1391 Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 Герасим 1414–1416 Весвассиан Даниил I упом. 1441, в 1451 удален Даниил II 1451 Никифор II 1458 Порфирий упом.1470 Феодосий 1485 Дамиан упом. 1487 Мартиниан Вассиан I 1487–1497 Вассиан II 1505–1512 Пафнутий 1513–1521 Uoha II упом. до 1535 Геннадий упом.1545 Иона Борзобогатый-Красенький нареч. еп. Владимирский Иосиф упом. 1558 Феодосий Лазовский 1566–1588 Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010