отпал в унию; 1604 Епархия управлялась униатами до 1621 года Паисий (Ипполитович-Черковский), епископ рукоположен с января 1621 по 1633 сведён с кафедры; последний православный иерарх; 1634 Василий, епископ упоминается неизвестно Дионисий (Балабан-Тукальский), епископ рукоположен с 1650 по 1651 удалён с кафедры, с 1655 – епископ Луцкий Далее епархия отпала в унию, и православных владык на ней не было. Черниговская Учреждена в 991 году Черниговская (и Рязанская) Кафедра в Чернигове Имена Сведения Неофит I, епископ упоминается с 992 по 1021 неизвестно Мартирий, епископ упоминается в начале XI века неизвестно Феодул, епископ упоминается неизвестно Неофит II, титулярный митрополит упоминается в 1070, мае 1072 Иоанн (Исайя), епископ рукоположен 23.03.1112 Феоктист, епископ, свт. рукоположен с 11–12.01.1113 (настолование 19.01.1113) 06.08.1123 Парфений, епископ упоминается неизвестно Пантелеймон, епископ, свт. упоминается Онуфрий, епископ рукоположен с 1145 по 1147 управлял митрополией; 1147 Евфимий (Феотоки), епископ упоминается в 1148, 1150 неизвестно Антоний (Грек), епископ упоминается с 1158 и 1163 до около 1168 изгнан; неизвестно Порфирий I, епископ рукоположен Черниговская С 1198 года Имена Сведения Порфирий II, епископ упоминается в 1230 и 1239 около 1239 Иоанн I, епископ упоминается неизвестно Черниговская и Брянская С 1240 года Кафедра в Брянске Имена Сведения Захария, епископ упоминается в 1285 (1215, 1320) неизвестно Митрофан, епископ упоминается неизвестно Арсений, епископ упоминается неизвестно Павел, епископ рукоположен в апреле 1332 до сентября 1335 неизвестно Иоанн II, епископ рукоположен в 1335 упоминается в 1345 неизвестно Брянская и Черниговская Около 1360 года Имена Сведения Нафанаил, епископ упоминается с 1356 по 1376 Григорий, епископ рукоположен около 1375 упоминается в 1377 неизвестно Исаакий, епископ рукоположен 15.11.1415 Кафедра была свободна до 1448 года. Брянск заняли Литовские князья. Черниговская и Брянская (в составе Киевской митрополии) Имена

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По его благославлению, в нашей Херсоно-Одесской Епархии, а также Харьковской, Екатеринославской и Таврической, (говорю о тех Епархиях, о коих знаю),— установилась такая практика: нужно прежде всего наблюдать, от кого и когда получил свою хиротонию обновленческий священник или диакон. Если его рукоположил православный Епископ, т.е. такой Епископ, который воспринял благодать архиерейства в недрах Святой Церкви Божией, и не изменял святому православию, например, укажу известных тебе святителей: Преосвященный Епископ Прокопий (Титов) Николаевский или же Преосвященный Епископ Парфений (Брянских), или я, многогрешный, то всех клириков таких ни в коем случае нельзя вновь рукополагать, ибо хиротонию свою эти клирики приняли от благодатных епископов и Церковь Божия строго карает нарушителей сего. Послушай, что говорит 68 Апостольское правило: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон приемлет от кого либо второе рукоположение – да будет извержен от священного чина, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верным, ни служителям Церкви быть не возможно». Посему, если такие клирики, рукоположенные православными святителями, все время верными Церкви Божией, захотят придти в Православную Церковь от обновленческого раскола, то после соблюдения обычных в сем случае условий:    На этом основании я принял в общение с Церковью Божиею от обновленческого раскола рукоположенного Ювеналием во диаконы и иереи – Павла Матковского (ныне в Криворожском округе) – в сущем сане чрез таинства покаяния, которое я над ним лично совершил, ибо он был рукоположен 5 и 11 июля 1923 года; рукоположенного же Ювеналием в «иереи» православного диакона Александра (фамилии не помню) из Березовского благочиния, Одесского уезда, как рукоположенного в апреле 1924 года я рукоположил, как Епископ Управляющий Херсоно- Одесской Епархией, в сан иерея. И, наконец, рукоположение обновленческими лжеепископами, получившие свое «архиерейство» не в недрах Церкви, а уже в расколе (по предложению ВЦУ, ВЦС или же самочинного «священного синода», например, известное Тебе – К.К.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance КАЛУГА - ТОЛЬКО ФАКТЫ 6 мин., 01.01.2008 Общая площадь Калужской области составляет 29,9 тысяч квадратных километров. Она расположена юго-западнее Москвы и граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской и Орловской областями. Численность населения области – 1021, 5 тысяч человек, из них 75, 4% – в городах. У калужан есть своя особо почитаемая святыня – чудотворная икона Божией Матери Калужской. Даже пленные французы во времена войны 1812 года утверждали, что во время сражений под Калугой и Малоярославцем неоднократно видели эту икону, «стоящую на воздухе». Сейчас икона находится в церкви Георгиевской «за верхом» в Калуге. В Малоярославце на вратах Никольского монастыря видны выбоины вокруг изображения Спаса Нерукотворного. Это следы французских ружейных и картечных пуль, оставшиеся с тех же времён. Но, несмотря на интенсивный обстрел ворот, ни одна пуля не попала в лик Спасителя. Летописи сохранили интересную подробность: оказывается, это было предсказано иконописцем. Когда он расписывал врата, неприятель был уже близко. Многие горожане просили не писать образ, боясь, что враг надругается над ним. «Он поругаем не будет» – ответил иконописец и продолжил работу. Его слова сбылись – икона не пострадала. Калуга – только факты Кафедральный Троицкий собор в Калуге строился в XVII веке по проекту известного архитектора Ясныгина. Массу споров тогда вызвала его идея соорудить первый в России купол в 24 аршина диаметром (около 18 метров) без всяких побочных укреплений. Многие считали, что такой купол неминуемо обрушится. Но Ясныгин победил, и храм с его великолепным куполом радует калужан по сей день. Любопытно, что появлением знаменитого русского святого Пафнутия Боровского калужане обязаны … татаро-монгольскому игу. Однажды один татарин-баскак (представитель хана Золотой орды на завоеванных землях) крестился в городе Боровске в Православие. Своего сына Иоанна он воспитал в вере и благочестии. А сын Иоанна, внук татарского баскака, мальчик Парфений, стал затем Пафнутием Боровским.

http://foma.ru/kaluga-tolko-faktyi.html

6 января 1919 год – Святейший Патриарх Тихон освобожден из-под домашнего ареста. 1934 год – Будучи проездом в Москве, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) посетил митрополита Сергия (Страгородского). Священномученик Кирилл (Смирнов) Состоявшимися переговорами оба иерарха были неудовлетворены: каждый остался при своем мнении относительно интересов Русской Церкви и способов ее сохранения в условиях атеистического государства. Из ссылки в Туруханском крае митрополит Кирилл был освобожден 15 ноября 1933 г. В этот день он получил паспорт на год и выбрал местом проживания г. Гжатск. В январе 1934 г. он поселился в Гжатске и восстановил письменное общение с епископами Афанасием (Сахаровым), Николаем (Добронравовым), Дамаскином (Цедриком), Парфением (Брянских), Серафимом (Самойловичем), Иоасафом (Удаловым). В феврале 1934 г. митрополита Кирилла здесь посетил епископ Дамаскин (Цедрик). Постепенно вокруг митрополита Кирилла сплотились оппозиционные иерархи, к нему обратились ряд оппозиционных митрополиту Сергию церковных иерархов с просьбой вступить в права местоблюстителя патриаршего престола. Однако митрополит Кирилл не счел это возможным до тех пор, пока жив митрополит Петр или пока сам митрополит Петр не отказался от своего местоблюстительства. Иное поведение митрополит Кирилл считал нарушением церковного строя. 1937 год – В СССР проведена Всесоюзная перепись населения. В ее анкету по предложению И. В. Сталина впервые был включен вопрос о религиозной принадлежности, на который должны были отвечать все граждане, достигшие 16-летнего возраста. Их ответы на этот вопрос должны были ясно показать, насколько успешной была политика советского государства, направленная на уничтожение Православной Церкви и на утверждение в качестве официальной идеологии воинствующего безбожия. Перепись обнаружила размеры неуспеха строительства безбожного социализма в стране. Население страны осталось в основе своей православным, сохранив национальные духовные корни. Такие результаты не могли быть обнародованы и, следовательно, стать достоянием международной общественности. Сталин запретил публиковать результаты переписи 1937 г., а ее организаторов объявил вредителями. Все они подверглись различным репрессиям. Вместе с тем сам Сталин прекрасно понимал, что запрещенная им перепись раскрывала истинное положение дел. Верующие оставались той силой, с которой, несмотря ни на что, приходилось считаться властям предержащим.

http://pravoslavie.ru/5318.html

Письма Георгия, затворника Задонского монастыря, с присовокуплением кратких сведений о жизни его» Сост. П. Григорьев. М., 1844. 2 т.; 4-е изд. Воронеж, 1860. (Есть также современные репринтные издания). Подвижническая жизнь схимонаха Феодора. М., 1901. Порфирий, иеромонах. Жизнь и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни. Муром, 1892. Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII в. СПб., 1902; 2-е доп. изд. 1905. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. 2-е изд. СПб., 1901; 3-е изд. 1910. (Есть также современные репринтные издания.) «Русский паломник», 1992, 5, 6; 1993, 8. Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения. К., 1898. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца иеросхимонаха отца Стефана. Вятка, 1893. Симеон (Холмогоров), архимандрит. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елиазаровой пустыни. СПб, 1996. Собеседник православных христиан. СПб, 1995. Соловьев А. Старчество по учению святых отцов и аскетов. Семипалатинск, 1900. Соль земли, то есть сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Сергиев Посад, 1909 (см. также: Христианин. 1908, 10–12; 1909, 1, 5). Софроний, иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952 (эта книга была неоднократно выпущена и в России). Смолич И. К. Русское монашество. М., 1999. Старцы Брянской Белобережской пустыни по запискам иеромонаха Израиля/Орловские епарх. ведомости. 1909, 44–45 (главным образом о старце Феодоре). Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва, 1913. «Странник», 1800, 7 (о старце архимандрите Агапите Нило-Столобенском). Субботин Н. И. Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова Новоезерского монастыря. СПб., 1862 (воспоминания старца Феофана на с. 57–72). Тихон (Ципляковский), игумен. Историческое описание Темниковской пустыни Санаксарского монастыря. Темников, 1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его кафедральным храмом был киевский Малософийский собор (основной храм Св. Софии был захвачен автокефалистами самосвятами - сторонниками В. Липковского ), при к-ром под рук. М. организовался сплоченный приход, установивший связи с др. приходами, верными Патриаршей Церкви. По благочиниям создавались орг-ции духовенства и мирян, собирались средства для ссыльных епископов. Вместе с пребывавшим в Киеве на покое еп. бывш. Ананьевским сщмч. Парфением (Брянских) М. совершил негласные хиротонии викарных епископов: Радомысльского Сергия (Куминского), Черкасского Филарета (Линчевского ; впосл. архиепископ), Сквирского Афанасия (Молчановского), Вышгородского Феодора (Власова), Хорольского Варлаама (Лазаренко) , на которых было возложено управление отдельными частями Киевской епархии, а также приходами ближайших епархий, оставшихся без архипастырского окормления. Как заместитель митр. Михаила (Ермакова), М. пытался выступать и в качестве исполняющего обязанности патриаршего экзарха Украины, однако в апр. 1924 г. патриарх свт. Тихон сообщил в письмах Екатеринославскому архиеп. Иоанникию (Соколовскому) , в. у. Харьковской епархией, и Полтавскому архиеп. Григорию (Лисовскому) , что юрисдикция М. ограничивается Киевской епархией. В 1923-1924 гг. неск. раз его на короткое время заключали в тюрьму. В янв. 1925 г. был еще раз арестован и освобожден в кон. того же года. Управлявший Киевской епархией во время заключения М. викарный Богуславский еп. Георгий (Делиев) отказался передавать ему дела, что привело к конфликту между архиереями. Вскоре М. был выслан в Харьков. В дек. 1925 г. вместе с 12 др. укр. архиереями он подписал постановление о лишении сана бывш. Лубенского еп. Феофила Булдовского как инициатора автокефалистского лубенского раскола. В марте 1926 г. вместе с 8 др. архиереями, находившимися в Харькове, М. подписал обращение к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) о поддержке его действий против организаторов григорианского раскола .

http://pravenc.ru/text/2561328.html

Прожив около года в послушническом звании, он решил удалиться желая избежать искушений от множества родных и знакомых в своем городе. Он явился к преосвященному Парфению, мужу поистине святому и мудрому, открыл ему свои намерения и просил его благословения. Святитель одобрил его намерение идти странствовать и искать уединенного места вдали от родины и удостоил его архипастырского благословения; но, прощаясь, отечески предрек участь юного подвижника такими словами: «В мире скорбни будете, но дерзайте – Господь победил мир, спасет и вашу душу». По отправлении из Смоленска Илье предстоял путь мимо прекрасного села, которое досталось ему по наследству и где, как выше сказано, отец его построил церковь . Илья не зашел в него, не повидался с родными, но расположился переночевать в густой роще. Долго молодой странник сидел под деревом и при свете луны глядел на блестящий крест церкви, на свой дом, на тихо волновавшееся близ дома большое озеро и погружался в глубокую думу. Потом вынул из сумки карандаш и бумагу и написал: оставляючи туда иду, Где вместо оного прискорбный путь найду. Путем иду я тесным Ко благам пренебесным. Потом написал на своей сумке: Жизнь, как сон, есть кратко время; Понесу в ней тяжко бремя. К этому в утешение свое приписал на сумке Спасителевы слова: иго Мое благо и бремя Мое легко есть ( Мф. 11:30 ). Потом тихо пропел следующую песнь своего сочинения: Внуши, Боже, глас мой. Зовет Тебя раб Твой; В полях, лесах, везде Тебя ищу, Доколь, о мой Возлюбленный, Тебя я не сыщу... Тихие слезы оросили траву, на которой лежал Илья, имея вместо изголовья свою сумку. Только стало всходить солнце, как беглец спешил уже удалиться, чтобы не встретиться с кем-нибудь из своих крестьян, выходящих на работу. Но вот он видит вдали стадо, слышит свирели пастухов и берет в сторону лесом; лай собак едва не обличил его бегства. Он вышел на большую дорогу и направил свой путь к Рославлю и Брянску. В Рославльских и Брянских лесах он посещал многих старцев-пустынножителей (был и у старца Василиска) и у некоторых жил подолгу; дивился их жизни, чтил их как угодников Божиих, много получил пользы душевной от их простоты, нищеты, смирения и любви к Богу, но не мог остаться: такая жизнь совершенно была не по его характеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1925 году скончался патриарх Тихон, и епископ Иоасаф был одним из тех, кто 11 апреля служил литургию при гробе Святейшего Тихона 824 , а 12 апреля принимал участие в погребении и подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру 825 , доверенным лицом которого епископ Иоасаф стал довольно скоро. Он участвовал в ответственных переговорах митрополита Петра с властями об организации Священного Синода Русской Церкви, составил по просьбе патриаршего местоблюстителя (и руководствуясь его тезисами) проект декларации, в которой говорилось об отношениях между Русской Православной Церковью и советским государством и которая должна была быть направлена в СНК СССР от имени патриаршего местоблюстителя. Владыка Иоасаф прочел составленный текст жившим тогда в Даниловом монастыре епископам Пахомию (Кедрову), Парфению (Брянских) и Амвросию (Полянскому) и, после их замечаний и поправок, представил откорректированный текст на утверждение митрополита Петра 826 Но митрополит Петр не желал передавать декларацию советскому правительству через представителей ГПУ, поскольку в этом документе говорилось об «административном давлении» (фактически, гонениях) на Церковь , нарушении законности в отношении нерегистрируемых православных общин, насильно удерживаемых вне своих епархий иерархов, духовных лиц, содержащихся в тюрьмах вместе с уголовниками и пр. В проекте обращения митрополита Петра, составленном епископом Иоасафом, в частности, говорилось: «...беру на себя смелость возбудить ходатайство пред Совнаркомом о смягчении участи административно наказанных духовных лиц. Одни из них – и притом некоторые в преклонном возрасте – не один год томятся в глухих безлюдных местах Печоры и Нарыма со своими застарелыми недугами без всякой медицинской помощи кругом, другие на суровом Соловецком острове исполняют физическую принудительную работу, к которой большинство из них совершенно не приспособлено. Есть лица, амнистированные ЦИКом СССР и после этого вот уже 2 года томящиеся в безводных степях Туркестана, есть лица, отбывшие свой срок ссылки, но все еще не получившие разрешения возвратиться на места служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

828 Дату 18 ноября называет сам епископ Иоасаф в анкете арестованного. – см. Архив КГБ РТ, д. 2–18199, т. 1, л. 249об. Дату 19 ноября называет иеромонах Дама­скин. – см. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч. С. 490. 831 Арестованные были осуждены: кто – к трем годам концлагерей (епископы Амвросий (Полянский), Прокопий (Титов), священник Петр Шипков, псалом­щик Иоанн Попов , бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода Петр Истомин), кто – к трем годам ссылки в Казахстан и Зырянский край (епископы Тихон (Шарапов), Николай (Добронравов) , Дамаскин (Цедрик), Гурий (Степанов) , Иоасаф (Удалов), Парфений (Брянских), Пахомий (Кедров), священники Николай По­кровский, Василий Скворцов, Константин Скворцов , священник Иоанн Сквор­цов, бывший обер-прокурор Александр Самарин, миряне Владимир Токаревский, Кирилл Матвеев, Федор Челищев), кто – к ссылке на два года (епископ Герман (Ряшенцев), священник Николай Семеняко, диакон Михаил Шик, миряне Лев Хреновский, Иоанн Мещерский), кто – к условной высылке в Зырянский край на 2 года (Константин Виноградов), кто – к лишению прав проживания в шести крупных городах с областями (бывший обер-прокурор Владимир Саблер, известный дореволюционный дипломат Павел Мансуров). – см. Дамаскин (Ор­ловский), иером. Указ, соч. – С. 491. 837 Именно как «отказ» рассматривали многие иерархи «молчание» митропо­лита Сергия на просьбу митрополита Кирилла направить их переписку на суж­дение митрополита Петра. 843 Помимо епископа Иоасафа были привлечены: Скворцов Александр Яков­левич, 1885 г. р., уроженец с. Нурбаш, ТАССР, отбывающий срок наказания; Са­пожников Николай Петрович , 1891 г. р.; Бойчук Андрей Николаевич, 1884 г. р., уроженец дер. Скришили (Польша); Савинский Константин Софронович, 1882 г. р., уроженец Сниткеево, б. Подольской губернии; Егоров Лев Михайлович, 1889 г. р., уроженец Ленинграда; Тумбасов Александр Иванович , 1902 г. р., уроженец Яранска; Юшков Савелий Семенович, 1882 г. р., урож. с. Казанцево, быв. Засибкрая; Цивилева Варвара Панфиловна, 1902 г. р., урож. г. Минусинска, монахиня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ Серафим (Звездинский) и сопровождавшие его в пути духовные чада, покидая в конце апреля 1925 года 418 Усть-Сысольск и направляясь на поселение в Дмитров, прощались с митрополитом Кириллом, который при расставании сказал: «Видел я сон: стою на берегу бушующей реки, а мне надо следовать по ней. Вдруг огромная льдина преградила путь. Видно, мне сейчас закрыт путь в Москву, а что будет, Богу известно» 419 . Очевидица этих событий вспоминала: «Когда мы были уже на пароходе, митрополит Кирилл, в белом подряснике, стоял на берегу, провожая владыку Серафима в новый путь, на новые подвиги и испытания» 420 . Новые испытания ожидали впереди и самого владыку Кирилла. Вступление митрополита Петра в права местоблюстителя, признанное Собором епископов, вполне устраивало гражданские власти. Митрополит Петр не был столь опытен в церковно-административных делах, как митрополит Кирилл, и не проявлял еще такой непреклонности, как Казанский святитель. В результате, вместо освобождения митрополит Кирилл получил новую ссылку в еще более отдаленное место, чем прежде, – в станок Переволок (Коми-Зырянского края) на р. Ухте. Митрополит Петр, вступив в права местоблюстителя, продолжил твердую в вопросах веры позицию противления обновленчеству, украинским самосвятам и прочим расколам. Лояльность по отношению к государству, которую декларировал местоблюститель, была лишена роняющих достоинство Церкви заявлений об идеологической близости с государством или о том, что Церковь пользуется в советском государстве свободой 421 . Несмотря на то что власти ожидали от митрополита Петра компромисса с обновленцами, патриарший местоблюститель своим посланием от 28 июля 1925 года резко отклонил всякую возможность переговоров с обновленчеством. Кроме того, митрополита Петра окружали архиереи из так называемой «даниловской» группы: епископы Парфений (Брянских), Иоасаф (Удалов), Амвросий (Полянский), Прокопий (Титов), Тихон (Шарапов), Николай (Добронравов) , Дамаскин (Цедрик), Гурий (Степанов) , Пахомий (Кедров), Герман (Ряшенцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010