Гурий [Степанов], архиепископ Иркутский. Александр, епископ Павловский. Борис [Соколов], архиепископ Рязанский. Иоасаф [Шешковский], епископ Малоярославецкий, управляющий Калужской епархией. Серафим [Протопопов], епископ Рыбинский. Амвросий, епископ Сызранский. Амвросий, епископ бывший Брянский. Иоасаф [Удалов], епископ Чистопольский. Герман [Коккель], епископ Ибресинский. Парфений [Брянских], епископ Ананьевский. Константин [Дьяков], епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией. Митрофан [Русинов епископ Бутурлиновский. Пётр [Зверев], епископ Старицкий. Вассиан [Пятницкий], епископ бывший Егорьевский. Аверкий [Кедров епископ Житомирский. Иннокентий [Тихонов], епископ Ладожский. Амвросий [Полянский], епископ Каменец-Подольский. Вениамин [Глебов], епископ Рославльский. Иов [Рагожин], епископ Пятигорский. Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Воткинский. Пётр [Гасилов], епископ Осинский, Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переяславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковицкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Пётр, Митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми НАШЕГО ОТЦА, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

[vi] В межсоборный период Священный Синод определил включить в состав Собора новомучеников и исповедников Российских: 24 декабря 2004 г . от Московской епархии: протоиерея Георгия (Извекова; 1874 — 27 ноября 1937), протоиерея Николая (Сафонова; 1900 — 15 декабря 1937), иеромонаха Валентина (Лукьянова; 1875 — 1 июня 1940), священника Николая (Гаварина; 1870 — 24 апреля 1938), священника Алексия (Скворцова; 1875 — 4 июля 1938), монахиню Мстиславу (Фокину; 1895 — 10 марта 1938), Иоанна (Колесникова; 1877 — 17 апреля 1943); от Тамбовской епархии: священника Михаила (Богородицкого; 1872 — 7 декабря 1937). 20 апреля 2005 г . от Астраханской епархии: протоиерея Василия (Залесского; 1887 — 15 февраля 1938), протоиерея Николая (Тарбеева; 1875 — 8 января 1931), священника Михаила (Ражкина; 1871 — 8 марта 1938), священника Николая (Залесского; 1877 — 8 января 1931), диакона Михаила (Смирнова; 1880 — 8 января 1931); от Московской епархии: архимандрита Никанора (Морозкина; 1870 — 1 июля 1938), протоиерея Николая (Георгиевского; 1865 — 10 сентября 1931), протоиерея Владимира (Соколова; 1883 — 9 сентября 1940), священника Василия (Сунгурова; 1876 — 20 сентября 1937), священника Василия (Гурьева; 1869 — 13 октября 1937), иеромонаха Евфросина (Антонова; 1885 — 13 ноября 1937), иеродиакона Иннокентия (Мазурина; 1874 — 13 ноября 1938), монахиню Севастиану (Агееву-Зуеву; 1872 — 11 июля 1938), монахиню Антонину (Степанову; 1886 — 15 декабря 1937), послушницу Марию (Журавлеву; 1869 — 15 декабря 1937), послушницу Веру (Графову; 1878 — 1932), псаломщика Димитрия (Ильинского; 1894 — 17 февраля 1938), Андрея (Аргунова; 1904 — 5 августа 1938), Михаила (Агаева; 1875 — 15 февраля 1938), Ольгу (Евдокимову; 1896 — 10 февраля 1938); от Одесской епархии: епископа Ананьевского Парфения (Брянских; 1881 — 22 ноября 1937), викария Одесской епархии. 16 июля 2005 г . от Брянской епархии: протодиакона Серафима (Василенко; 1905 — 13 октября 1937); от Йошкар-Олинской епархии: протоиерея Сергия (Стрельникова; 1887 — 8 августа 1937); от Московской епархии: протоиерея Павла (Ансимова; 1891 — 21 ноября 1937), протоиерея Александра (Цицерова; 1884 — 9 сентября 1939), иеромонаха Космы (Магды; 1904 — 15 декабря 1937), диакона Димитрия (Троицкого; 1884 — 21 сентября 1937), послушницу Наталию (Бакланову; 1880 — 31 марта 1938), послушницу Ксению (Петрухину; 1897 — 20 марта 1938), послушницу Анну (Горохову; 1896 — 20 марта 1938), Феодора (Гусева; 1874 — 1 февраля 1940), Параскеву (Кочневу; 1890 — 8 апреля 1939); от Рязанской епархии: протоиерея Михаила (Кобзева; 1874 — 23 декабря 1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Михаила (Чельцова; 1870 — 7 января 1931); от Санкт-Петербургской и Тверской епархий: епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева; 1878 — 17 сентября 1937).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

19 нояб. 1925 г. И. был арестован вместе с пребывавшими в Даниловом мон-ре архиепископами Гурием (Степановым) и сщмч. Прокопием (Титовым) . Позднее по тому же делу были арестованы архиеп. Пахомий (Кедров) , епископы священномученики Амвросий (Полянский) , Дамаскин (Цедрик) , Парфений (Брянских) и др. И. содержался во внутренней тюрьме ОГПУ. Его обвиняли в том, что он оказывал «пособничество и укрывательство группе монархических епископов и мирян, поставивших своей задачей использование Церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата, путем воздействия на массу и на церковнослужителей». 21 мая 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ И. был приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Затем место ссылки было изменено на с. Туруханск, куда И. прибыл в авг. 1926 г. Во время ссылки вел переписку с митр. Кириллом (Смирновым). После появления «Декларации» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) И. вместе с митр. Кириллом перешел в оппозицию к митр. Сергию (утверждение, что И. отказался подчиняться митр. Сергию из-за назначения управляющим Казанской епархией архиеп. Афанасия (Малинина), ошибочно). В то же время И. не разделял и крайних взглядов тех противников митр. Сергия, к-рые считали безблагодатными таинства, совершаемые в «сергианских» храмах. Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский. Фотография. Тюрьма г. Казани. 1937 г. Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский. Фотография. Тюрьма г. Казани. 1937 г. По окончании ссылки И. 2 месяца жил в г. Енисейске, затем был отправлен в г. Козмодемьянск Марийской автономной обл. под адм. надзор с запретом на служение в храмах. 30 нояб. 1930 г. арестован, переведен в Казань, содержался в тюремном изоляторе Полномочного представительства ОГПУ в Татарской АССР. Проходил по делу «Казанского филиала Всесоюзного центра контрреволюционой монархической организации Истинно-православной церкви» вместе с еп. Нектарием (Трезвинским), бывш. профессорами КазДА В. И. Несмеловым, М. Н. Васильевским , Е. Я. Полянским , И. М. Покровским , бывш. ректором Казанского Богословского ин-та прот. Николаем Петровым и др. И. был обвинен в руководстве «Казанской церковно-монархической организацией». Отказался признать себя виновным в «контрреволюционной деятельности», не стал давать показания против др. обвиняемых. Заявил следователю, что его неподчинение митр. Сергию и поддержка позиции митр. Кирилла, обвинявшего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в превышении данных ему полномочий, «не имеет никакого политического характера». Сам И., по его словам на допросе, во время ссылки был «в отдалении от митрополита Сергия, но не в отделении». В случае если бы он получил возможность личной встречи с Заместителем Местоблюстителя, то «возможно на многое вышеизложенное изменил бы настоящую точку зрения». 5 янв. 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/578054.html

   Прошение казначеи Белоградского Рождество-Богородицкого женского монастыря о высылке шнуровой книги для описи имущества монастыря и описание Глинской Богородицкой пустыни//ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39. ИГУМЕН ПАИСИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1794—1796)     Игумен Паисий был серб, родился в купеческой семье. В его послужном списке сказано, что он «обучался российской грамоте», знал русский, греческий, итальянский и турецкий языки. В монашество был пострижен в 1754 г. в Крушедоле, 2 февраля того же года преосвященным епископом Парфением в Карловце был посвящен во иеродиакона. В 1758 г. о. Паисий был протодиаконом при сербском патриархе Василии, который 15 августа 1763 г. рукоположил его во иеромонаха. В 1770 г. отец Паисий был назначен иеромонахом на русский фрегат и участвовал в русско-турецкой войне. После окончания войны, по определению Святейшего Синода, он стал настоятелем Брянского Петропавловского монастыря и 12 сентября 1775 г. возведен в сан игумена епископом Севским и Брянским Кириллом. В 1778 г. он был определен присутствующим Севской Духовной консистории и экономом при Севском архиерейском доме. 30 марта 1784 г. преосвященный Феоктист, епископ Севский, назначил отца Паисия настоятелем Путивльского Молченского монастыря.    Стремление к высшим иноческим подвигам под покровом Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы побудило игумена Паисия в 1794 г. подать прошение о переводе его в Глинскую пустынь. 11 октября того же года он был определен настоятелем Глинской обители. Но недолго он подвизался в пустыни. По указу Святейшего Синода 17 февраля 1796 г. игумен Паисий был снова назначен настоятелем Путивльского Молченского монастыря, а 10 июня 1799 г. преосвященным Феоктистом возведен в сан архимандрита . 27 октября 1804 г. архимандрит Паисий был назначен благочинным Софрониевой и Глинской пустыней . Литература    Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 16—18.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 88.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Так как некоторые из сих родов упоминаются и в первом Синодике, то можно предположить, что первоначальный Синодик был в 2-х экземплярах, или в одном из Синодиков сделаны были вставки. Означенные роды писаны на первых страницах, а вторые оставались пробельными. На некоторых из них записывались имена поминаемых после, напр., род Генеральши Салтыковой, род Орлянина Владимира Феодоровича Селивестрова. Но род монаха Парфения написан (на обороте 14 стр.) так искусно, что будто бы это древнее писание. С 16 листа указываются года: 18041809, причем на 21 листе указан год. Здесь все роды указываются подряд, в столбце против имен, написанные большею частью уставным, но неизначальным письмом. Но 30 листе именуется Великая Княжна Наталия Алексеевна, а на 31 – род Владимира Владимировича Долгорукова, род Генерала Ивана Ивановича Бибикова, а на последней – род иерея Иоакима Варлаамского, иерея Григория Павловича и род Совеловых. Причем оборотные стороны остались пробельными. Очевидно эти листы сохранились от подлинника и занимают место не то, которое им подобало бы по их достоинству. 3 . Третий Синодик относится к началу сего века. В нем, как в конце предшествующего Синодика, в переднем столбце указываются кратко роды, а потом далее пишутся имена, которые иногда занимают и всю страницу. С 4 листа указываются года – ак. С 9 по 16 лист вписаны роды Карачевцев, потом идут роды Брянцев. Далее разных деревень, потом опять Брянцев и Карачевцев, Орловцев и Тульских. Здесь вообще имен много, а потому хотя Синодик сей не очень древний, но конечно и он имеет значение, особенно по отношению к определению родов Карачевцев и Брянских, и благочестия их, столь же неоскудного и доныне. 4 . Четвертый Синодик по всему составляет продолжение 3-го. В него внесены имена в течение 18221849 годов. И по числу имен он одинаков с прежним. Но роды здесь помещены большею частью разных благодетелей, что конечно зависело от того, что монастырь стал входить в общую известность и даже славу. 5 . Пятый Синодик служит продолжением предшествующих. В нем производились записи с 1839 по 1884 год, и осталось много пробельных листов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Все это были архипастыри, разделяющие взгляды митрополита Петра как на обновленческий раскол, так и на характер возможных переговоров со светской властью. Наверное, не случайно все эти архипастыри (кроме епископов Парфения, Николая и Дамаскина) окончили Казанскую Духовную академию, в которой в период с 1895 по 1900 год ректорствовал епископ Антоний (Храповицкий) и в которой иночествующее студенчество духовно окормлялось у преподобного старца Гавриила Седмиезерского . Впрочем, епископ Дамаскин (Цедрик) окончил факультет восточных языков в Казани, и потому личность его также формировалась под влиянием личности старца Гавриила и идей епископа Антония об ученом монашестве 422 . Митрополит Петр проявлял заботу о судьбе вверенного ему духовенства. Известно, что епископу Парфению (Брянских), управлявшему после ареста владыки Феодора (Поздеевского) Даниловским монастырем, митрополит Петр передавал деньги для отправки их томящемуся в заключении духовенству. Патриарший местоблюститель и сам направлял деньги находившимся в ссылках митрополиту Кириллу (Смирнову), архиепископу Никандру (Феноменову), секретарю патриарха Тихона Петру Гурьеву и др.; благословлял приходские причты жертвовать деньги и продукты в пользу заключенных священнослужителей 423 . Непреклонная и твердая позиция митрополита Петра в переговорах со светской властью заставила ГПУ предпринять меры к изоляции местоблюстителя патриаршего престола. 9 декабря 1925 года, через неполные восемь месяцев управления Русской Православной Церковью, митрополит Петр был арестован, успев накануне оставить два документа. Первый из них, датированный 5 декабря 1925 года, гласил, что в случае кончины митрополита Петра права и обязанности патриаршего местоблюстителя «до законного выбора нового патриарха» переходили временно, согласно завещанию Святейшего Патриарха Тихона, митрополиту Кириллу и митрополиту Агафангелу. «В случае невозможности, по каким-либо обстоятельствам, тому и другому митрополиту вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые, – указывал митрополит Петр, – передать Высокопреосвященнейшему митрополиту Новгородскому Арсению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К позиции священномученика Кирилла была в те годы близка и каноническая платформа Русской Зарубежной Церкви, которая отказалась от подчинения Московской Патриархии еще в 1927 г., а в 1931 г. разорвала с ней молитвенное общение. При этом таинства митрополита Сергия признавались благодатными, а священников Московской Патриархии, убегавших за границу, в Зарубежной Церкви долгое время принимали без покаяния. Помимо указанных движений существовали другие оппозиционные течения, группировавшиеся вокруг ярких лидеров. Например, даниловская оппозиция считала своим главой архиепископа Феодора (Поздеевского) , включала таких архипастырей, как Парфений (Брянских), Гавриил (Аболымов) и др. Мечёвская оппозиция сформировалась вокруг общины праведного Алексия Мечёва в храме святителя Николая в Кленниках в Москве. Настоятелем храма был сын протоиерея Алексия священномученик Сергий Мечёв . Было бы неверно считать, что все эти течения были независимыми друг от друга группами, на самом деле они переплетались и друг с другом, и со сторонниками Московской Патриархии. Известно, например, что представитель правой оппозиции епископ Макарий (Кармазин) в ссылке жил в одном доме с архиереем Московской Патриархии епископом Порфирием (Гулевичем). Святители не только находились в дружеском общении, но и совместно совершали литургию. Впоследствии возникло неверное представление, что Российская Церковь в те годы делилась на благоденствующих последователей митрополита Сергия и гонимых последователей митрополита Иосифа, скрывавшихся в катакомбах. Приходится сталкиваться с именованием правых оппозиционных течений «Катакомбной Церковью». На самом деле это не так, и понятие «Катакомбная Церковь » намного шире. Вплоть до 1940-х гг. В стране легально существовали как приходы правой оппозиции, так и приходы митрополита Сергия. Также параллельно существовали «катакомбные», или тайные, приходы и даже монашеские общины. Часть из них поминала митрополита Сергия (Страгородского) , часть – лидеров правой оппозиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 2004. С. 362). В Москву тогда были высланы с Украины священномученики архиепископы Черниговский Пахомий (Кедров) и Херсонский Прокопий (Титов) , епископы Каменец-Подольский священноисп. Амвросий (Полянский), Ананьевский сщмч. Парфений (Брянских) и Глуховский Дамаскин (Цедрик). С ними, а также с Владимирским архиеп. сщмч. Николаем П. советовался по важнейшим вопросам церковной жизни. Позднее на допросе он сообщил: «Что касается епископов, с мнением которых я считался особенно, то это: Николай Добронравов, Пахомий, Прокопий, Амвросий и другие» (Кифа. 2012. С. 749). После кончины патриарха Тихона снова активизировались обновленцы. Уже 11 апр. 1925 г. обновленческий синод выпустил воззвание (опубл. в советской печати) с призывом ко всем архипастырям и пастырям «отложить пререкания, создавшиеся в связи с церковным разделением, и миролюбиво подготовлять свои паствы к предстоящему в скором времени Поместному Собору, который мог бы внести в православную церковь умиротворение» (Изв. ЦИК. 1925. 15 апр.). В действительности предлагаемое «умиротворение» подразумевало фактическое подчинение православных («тихоновцев») обновленцам, что П. хорошо понимал. Три месяца он как мог уклонялся от контактов с направляемыми к нему делегациями обновленцев, поскольку знал, что прямой отказ от переговоров с ними может привести к реакции со стороны гос. властей, которые негласно стояли за обновленчеством. Наконец 28 июля 1925 г. местоблюститель выпустил послание, в к-ром однозначно заявил, что «не о соединении с Православной Церковью должны говорить так называемые обновленцы, а должны принести искреннее раскаяние в своих заблуждениях» (Акты свт. Тихона. С. 420). Это выступление значительно повысило авторитет П. среди клира и паствы, но грозило ему преследованиями со стороны властей. В то же время в окружении П. был составлен проект чиноприема возвращающейся из обновленчества иерархии. Он предусматривал довольно строгое отношение к кающемуся обновленческому духовенству, особенно хиротонисанному в расколе, однако фактически признавал таинства обновленцев и не требовал совершать их заново (см.: Чины приема в Православную Церковь из обновленческого раскола: Док-ты Патриарха Тихона и Патриаршего Местоблюстителя митр.

http://pravenc.ru/text/2580122.html

60 . Но сердце мое еще более расстроилось в беспоповском монастыре от бесполезного прения, что мы заградили один другому уста, а истинной Церкви найти не могли; я положил обещание, чтобы больше о верах прения не иметь ни с кем. Потом много мне наговорили хорошего о Кержинских скитах и о тамошних непроходимых лесах. Через Брянск я прибыл в Москву, прямо на Рогожское кладбище. Походивши по Москве, отправился в Кержинские леса. Также много слышав про Саровскую пустынь, с товарищем вознамерился побывать в Сарове. Чрез Владимир и Муром прибыли в Саров. Когда начали подходить, сквозь лесу показалась каменная белая ограда и златоглавые церкви. Затрепетало мое сердце, как голубь, и слезы полились из глаз. Товарищ мой спросил: «Что ты переменился в лице?» Я ответил: «Не знаю и сам, что со мною делается. Как увидел обитель – кипит сердце, да и только». Пришедши на гостиницу, нас приняли очень ласково; мы ходили в церковь ко всем службам. Что за правило, вся служба, напевы и чины общежительные приводили меня до восхищения. Видел старца Серафима, как он шел после ранней Литургии в свою келию; тысячи народа стояло от церкви до самой келии ряда в два; все желали принять от него благословение, но от множества народа нельзя было получить от него благословения, и только прикасались к его одежде; мы взошли уже в его сени, чтобы побеседовать с ним, потому что я духом уже был близок к Церкви. Но товарищ мой сказал: «Как же мы взойдем к нему – ведь нужно от него принять благословение?» Что же, как бы молотом ударило меня, и мы немедленно вышли. И так не сподобились получить благословения от старца Серафима. Но Бог , может быть, это сам отвел, потому что время еще не пришло обращению. Но дабы мне побольше всего показать, чтобы я искал Святую Церковь не в юном уме, но в мужском, совершенном. За то нам и не позволено испытывать неиспытанные судьбы Божие; вот показал нам немного Святой Церкви, да и опять сокрыл от очей наших, дабы мы после с великими трудами и старанием, и скорбями ее доискивались.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

группа архиереев во главе с Екатеринбургским (Свердловским) архиеп. Григорием (Яцковским) при негласной поддержке ОГПУ организовала самочинный Временный высший церковный совет (ВВЦС), который попытался захватить власть в РПЦ, но встретил решительное противодействие со стороны митр. Сергия. В свою интригу деятели ВВЦС пытались вовлечь и заключенного в тюрьму патриаршего местоблюстителя, пользуясь его недостаточной осведомленностью о происходивших событиях, однако после выяснения всех обстоятельств митр. Петр подтвердил полномочия заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия и запретил инициаторов григорианского раскола в служении. Находившийся в ссылке К. узнал о происшедших в жизни Церкви изменениях только в июне 1926 г., после переезда из Переволока в Усть-Сысольск. По собственному признанию К., он «не мог мысленно не приветствовать твердость митр. Сергия в охранении того церковного устроения, какое принято было митр. Петром после почившего Патриарха» (Там же. С. 340-341). По мнению К., существование григорианского ВВЦС могло бы иметь оправдание, если бы этот совет не претендовал на власть в Русской Церкви, а был бы объявлен лишь органом управления для тех епархий, архиереи которых находились с ним в общении. Однако, поскольку ВВЦС был учрежден с иными целями, «затея архиеп. Григория,- как писал К.,- повисла в воздухе и так и висит без канонического под собою основания - законного правопреемства» (Там же. С. 338). К. считал, что архиеп. Григорий совершил самочиние и поставил себя вне общения с РПЦ. Впосл. К. заявлял на допросе, что, проживая в Коми области, он «с высшими духовными инстанциями переписки никакой не вел. О церковной жизни никаких сведений не имел и был совершенно от всего в стороне» (ГАСПИКО. Д. СУ-11404. Т. 1. Л. 96 об.). В Усть-Сысольске К. познакомился со ссыльным Ананьевским еп. сщмч. Парфением (Брянских) . В окт. 1926 г. К. был задержан и доставлен из Усть-Сысольска в Вятку, откуда по распоряжению губ. управления ОГПУ был определен на жительство в г.

http://pravenc.ru/text/1840285.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010