В 1928 г., по окончании ссылки, епископ Парфений вернулся в Данилов монастырь, но осенью 1929 г. был снова арестован и отправлен на 3 года в ссылку в Казахстан. В 1931 г. Антонина с матерью переехала к брату в село Уил Актюбинской области. Здесь Антонина вела переписку брата, систематизировала его труды. После окончания ссылки епископа Парфения, Антонина с матерью поселились в г. Кимры. Туда приехал и епископ Парфений. В Кимрах Антонина работала в Кимрской конторе Московского областного Всесоюзного объединения " Заготзерно " счетоводом. В 1934 г. епископа Парфения снова арестовали за " активную церковную деятельность по созданию контрреволюционной организации " Истинно Православной Церкви " " . В 1935 г. его приговорили к ссылке в Северный край. Антонина Арсеньевна вместе с матерью поехала за братом в Архангельск. В июле 1937 г. епископ Парфений был вновь арестован и заключен в тюрьму г. Архангельска. 15 октября постановлением Тройки УНКВД по Архангельской области он был приговорен к высшей мере наказания. 22 ноября приговор был приведен в исполнение. За несколько дней до этого, 16 ноября, Антонина Брянских была арестована за «участие в тайных богослужениях». 29 декабря Тройка УНКВД по Архангельской области признала Антонину Брянских «активной церковницей и активной участницей контрреволюционной группы церковников епископа Парфения (Брянских), которая среди окружающего населения вела контрреволюционную агитацию». Антонина Брянских была приговорена к расстрелу. Определением Синода от 21 августа 2007 г. имя Антонины Брянских внесено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Ист.: Определения Свящ. Синода от 21 авг. 2007 г.//ЖМП. 2007. 9. С. 8. Лит.: За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репресированные в Северном крае (1918-1951). Архангельск, 2006. С. 65. Рубрики: Ключевые слова: НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2475725.html

Сщмч. Парфений (Брянских), еп. Ананьевский. Тюремная фотография. 1937 г. (Брянских Петр Арсеньевич; 30.10.1881, Иркутск - 22.11.1937, Архангельск), сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии. Из семьи купца 2-й гильдии, гласного Иркутской городской думы (в 1889-1897), потомственного почетного гражданина Арсения Петровича Брянских, члена комитета Иркутского епархиального правосл. миссионерского об-ва. Брат мц. Антонины Брянских. Учился в начальной школе «Детский сад», окончил 4 класса Иркутской гимназии. При переходе в 5-й класс заявил о желании получить духовное образование и поступил в Иркутскую ДС, к-рую окончил в 1902 г. по 1-му разряду. Поступил в КДА. В 1907 г. окончил ее со степенью канд. богословия за соч. «Книга святого пророка Захарии. Объяснение I-VI глав». В том же году был направлен для продолжения образования в Германию и в течение неск. месяцев слушал курс библейских наук в Берлинском ун-те. 5 дек. 1907 г. назначен преподавателем в Красноярскую ДС на кафедру обличительного богословия, истории и обличения рус. раскола. С 1 нояб. 1908 г. также исполнял обязанности библиотекаря фундаментальной и бесплатной б-к. Там он начал подготовку магистерской диссертации о пророке Захарии и 6 авг. 1909 г. обратился к синодальному начальству с прошением перевести его в др. семинарию, где у него была бы возможность работать с лит-рой по теме. В том же году переведен преподавателем ВЗ и НЗ в Рязанскую ДС. 31 авг. 1912 г. архиеп. Антоний (Храповицкий ; впосл. митрополит) в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре постриг Петра Арсеньевича в монашество с наречением имени Парфений. 1 сент. рукоположен во диакона и 2 сент.- во иерея. 6 сент. назначен преподавателем в Житомирское уч-ще пастырства, где помощником инспектора уч-ща был в то время архим. сщмч. Прокопий (Титов ; впосл. архиепископ). 5 сент. 1914 г. П. стал помощником начальника уч-ща, возведен в сан архимандрита. В 1915 г. по предложению возведенного ранее на Елисаветградскую викарную кафедру Херсонской епархии еп. Прокопия (Титова) назначен инспектором и преподавателем ВЗ пастырско-миссионерской ДС при Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Херсонской и Таврической епархии. С 26 дек. 1916 г. начальник семинарии. После того как в 1918 г. семинария была закрыта, П. переехал в Херсон, где проживал в архиерейском доме и исполнял обязанности секретаря Николаевского еп. Прокопия (Титова).

http://pravenc.ru/text/2579069.html

В 1925 году последовал новый арест. Владыка был арестован по делу митрополита Петра и приговорен к 3 годам ссылки в Коми-Зырянский край. В обвинении было сказано, что он «ставил себе задачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата», в частности, осмелился «защищать эмигрантскую часть церковников», то есть, выступать в защиту зарубежной части Русской Церкви, «отрицая ее антисоветскую направленность». В 1928 году владыка Парфений вернулся из ссылки и вновь поселился в Даниловом. Жил он здесь на нелегальном положении, в храме служил втайне от властей. Официально он числился на покое, однако реально продолжал участвовать в церковной жизни – вел переписку с многочисленными духовными чадами, поддерживал связь с патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским), с митрополитом Кириллом (Смирновым). «Даниловская оппозиция» Фактически владыка стал во главе так называемой «даниловской оппозиции» по отношению к митрополиту Сергию (Страгородскому). После издания митрополитом Сергием печально известной Декларации 1927 года о лояльности Церкви к советскому режиму, владыка Парфений разорвал с ним церковное общение. Епископ Парфений (Брянских), тюремное фото В 1929 году владыка Парфений снова арестован. На этот раз – по обвинению в том, что «настраивал верующих к сопротивлению закрытию одной из церквей Даниловского монастыря под продовольственный склад». Владыка был выслан на три года в Казахстан. По дороге из Бутырской тюрьмы в ссылку епископа Парфения избили, и он лежал в Самарской тюремной больнице… Далее, до сентября 1933 года владыка проживал в г.Уиле близ Актюбинска. Из ссылки владыку освободили в сентябре 1933 года и выслали в город Скопин. Там он проживал до декабря. Ни паспорта, ни регистрации ему не давали. Около года он скитался, не имея постоянного пристанища. В декабре 1933 года он отправился в г. Ананьев, где некогда был на кафедре. Владыка прибыл на место, однако регистрации получить не смог. Узнав место жительства своей матери, в 1934 году он выехал к ней в город Кимры Тверской области.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

15 октября постановлением Тройки при Управлении НКВД за организацию «контр-революционной группы из числа церковников и ссыльного духовенства» епископа Парфения приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. 22 ноября 1937 года владыка был расстрелян. Несколькими днями раньше, 16 ноября 1937 года, арестовали и Антонину Брянских. Обвинение ей предъявлено не было. Показания против нее дал всего один лжесвидетель, являвшийся негласным сотрудником НКВД. Допрашивали Антонину только один раз. На этом единственном допросе она держалась мужественно и наотрез отрицала то, что ее брат и она сама занимались «контрреволюционной деятельностью». Икона святителя Парфения Однако следствие сочло показания лжесвидетеля достаточными для обвинительного заключения. 29 декабря 1937 года тройка УНКВД по Архангельской области признала Антонину Брянских «активной церковницей и активной участницей контрреволюционной группы церковников епископа Парфения Брянских, которая среди окружающего населения вела контрреволюционную агитацию», и приговорила ее к расстрелу. 9 января 1938 года, в праздничные Святочные дни, приговор был приведен в исполнение. В 2005 году постановлением Священного Синода к лику святых новомучеников и исповедников Российских был причислен епископ Парфений (Брянских), а в августе 2007 года – его сестра и верная сподвижница Антонина. Читайте также:  Святой патриарх Тихон: Без лукавства и святошества Отец Гавриил Масленников – кузнец, георгиевский кавалер, священномученик Священномученики Александр (Смирнов) и Феодор (Ремизов): зверски убиты «на всякий случай» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 марта, 2022 4 июля, 2021 11 июня, 2021

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

По возвращении в Россию поступил на работу в систему духовных школ. Сперва преподавал в Красноярской семинарии (1908-1909), затем в Рязанской (1909-11). В 1911 году принял монашеский постриг, был возведен в сан иеромонаха, затем игумена, в том же году стал архимандритом и был назначен помощником начальника пастырского училища в Житомире. В 1916 году был переведен в Херсон, где стал помощником начальника миссионерской семинарии при Бизюковом монастыре. После революции семинария при монастыре была закрыта. В 1919 году отец Парфений переехал в Херсон, где поселился в архиерейском доме и стал секретарем епископа Николаевского Прокопия (Титова), викария Одесской епархии (расстрелян в 1937 году; в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). Гонения на верующих, гибель первых новомучеников, позорный обновленческий раскол решительно перевернули сознание отца Парфения: грезы о всепобеждающей Руси Православной уступили место заботам о выживании Церкви в безбожном государстве. В разгар Гражданской войны, в 1921 году он принимает крест архиерейского служения и вступает в неравную борьбу с богоборческой властью. Тайная Церковь Епископ Макарий (Кармазин) В 1921 году архимандрит Парфений был рукоположен во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии. В 1922-м он – епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии. В том же году совершается архиерейская хиротония его ближайшего друга, епископа Макария (Кармазина), который становится епископом Уманским, викарием Киевской митрополии (расстрелян в 1937 году; в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). Владыки Парфений и Макарий решительно отвергают обновленческий раскол и становятся оплотом Патриаршей Церкви на Украине. Вокруг них консолидируются сторонники патриарха Тихона. Под руководством этих двоих владык на Украине создается сеть тайных общин верующих, не связанных отношениями со светской властью и находящихся в общении с Патриархом Московским. Втайне от представителей власти епископ Макарий и епископ Парфений совершают хиротонии верных Церкви людей, рукополагают тайных епископов на случай ареста всех остальных, создают на Украине неподконтрольное ГПУ церковное управление, проводят секретные собрания духовенства, на которых обсуждают ситуацию в стране и в Церкви, организуют сбор средств для сосланных епископов и священников и помощи их семьям.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

Епископ Парфений не раз открыто выступает против безбожной власти и предостерегает верующих от участия в обновленческом расколе. Протопресвитер Михаил Польский отмечал, что владыка Парфений «отличался необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество». За это уже в 1922 году он подвергается первому аресту (всего арестов в ближайшие 15 лет владыке предстоит пять). Через полгода, в 1923-м, он выходит на свободу, однако из своего кафедрального города Ананьевска его высылают. Владыка переезжает в деревню Светошино и поселяется там у своего сподвижника, священника Виктора Велмина. Находясь в деревне, владыка продолжал управлять епархией. Он вел тайную переписку со священниками епархии и с епископом Макарием. Чтобы письма не были прочитаны властями, владыка не пользовался почтой, но передавал их через доверенных прихожанок, приезжавших в Светошино. «Нанесение ущерба диктатуре пролетариата» После освобождения из ссылки владыка приехал в Киев. Там он был вновь арестован и выслан в Москву. В Москве он был поселен в Даниловом монастыре без права выезда (Ананьевское викариатство к тому времени было уже упразднено). Данилов монастырь того времени стал центром притяжения архиереев и священников, однозначно неприемлющих обновленческий раскол и бескомпромиссно настроенных по отношению к безбожной власти. Иными словами, всех самых ярых «антисоветчиков» из числа представителей духовенства. Даниловский монастырь После ареста в 1924 году настоятеля монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского), братию возглавил владыка Парфений. В это же время он становится ближайшим помощником патриаршего местоблюстителя, митрополита Петра (Полянского). В 1924 году сюда же, в Данилов, прибыли сестра владыки Парфения Антонина с матерью Анной Васильевной. Они только что пережили смерть главы семейства, Арсения Петровича, за которой последовала конфискация имущества. Отныне они сопровождали владыку Парфения во всех ссылках. Антонина Брянских посвятила жизнь помощи брату, помогала ему вести переписку, систематизировала его научные труды, добывала ему и матери средства к существованию.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

Парфений (Брянских), епископ Ананьевский, викарий Херсонский, с 1922 г. был преследуем сов. властью. Отличался своей необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество. В 1925 г. его выпустили из Балтской тюрьмы, где он просидел всю осень и зиму в нетопленной камере и без окон. Прибыв в г. Киев и не решаясь идти к знакомым, дабы никого не подвести, он, будучи совершенно расслабленным, покрытый струпьями и насекомыми, сидел долгое время в садике, пока не подошла к нему старушка Мариамна Никитична, торговавшая семечками. Спросив откуда он, взяла его к себе в подвальную лачужку, где обмыла его и стала лечить. Так он прожил у нее тайно с месяц, а затем она привезла его в Киево-Печерскую Лавру, к знакомому послушнику. (Послушником этим был ныне здравствующий Преосвященный Леонтий, Епископ Сантъягский и Чилийско-Перуанский, который не только был свидетелем страданий целого ряда епископов и других духовных лиц, Но их соузником. Целый ряд сведений о сих мучениках получен от него. См. «Источники»). Не могла его привести к Лаврскому начальству, т. к. все жили под страхом и не каждый мог принять его, даже на временное жительство. Ибо таким, как он, нельзя было по советским законам жить в больших городах. Владыка Парфений прожил в Лавре с месяц, а затем он связался с правящим Преосвященным, епископом Макарием Уманским, и они вместе тайно хиротонисали трех епископов: еп. Сергия (Куминскаго), еп. Афанасия (Молчановскаго) и еп. Феодора (Вышгородскаго). Незадолго перед этим были арестованы и сосланы: митрополит Михаил (Ермаков), Архиепископ Василий (Богдашевский) , епископ Назарий (Блинов) и епископ Димитрий (Вербицкий). Дабы избежать нового ареста Владыка Парфений из Лавры выехал в Москву. Перед его отъездом в келлии того же послушника было тайное совещание епископов Парфения, Дамаскина, Макария, Феодора и Сергия. В Москве Владыка Парфений жил некоторое время в Даниловом монастыре у архиепископа Феодора (Поздеева). Пробыв недолго на полулегальном положении, Владыка Парфений был снова арестован и посажен в Бутырскую тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Когда в 1841 году была объявлена высочайшая милость на разрешение и дозволение сбора милостыни в России для афонских монахов, первым туда отправился отец Парфений. Была, правда, и другая причина отъезда отца Парфения. Очень ему хотелось обратить в православную веру своих приемных родителей. Призвав отца Парфения, отец Иероним начал говорить ему: «Мы основали русскую церковь святителя Митрофана, а монастырь наш небогатый… надобно потрудиться тебе съездить» 90 . Отец Парфений горько плакал и настойчиво стал отказываться, ведь он твердо решил остаться с мудрым отцом Иеронимом до конца своих земных дней. Но послушание было для него превыше собственных желаний, да и стремление обратить приемных родителей в веру православную было сильно. После многих слез и уговоров отец Парфений по совету и благословению старцев Арсения и Иеронима отправился в Россию на Фоминой неделе 1841 года. В путешествии своем посетил город Киев и великую Киевскую Печерскую Лавру, далее через город Брянск и Белобережскую пусть отправился к городу Козельску, желая всей душой увидеть и услышать великого старца отца Леонида в Оптиной Введенской пустыни: «…прибыл в общежительную Оптину пустынь, что в Калужской губернии, близ города Козельска. Прежде, за много лет, я слышал о живущем в Оптиной пустыни великом старце, иеросхимонахе Леониде, и давно желал видеть его, насладиться его беседы и получить от него наставления и в скорбях своих утешение… По прибытии моем в Оптину пустынь я нетерпеливо желал сходить к отцу Леониду, с надеждою получить себе утешение; и расспросив о келлии его, пошел к нему немедленно. И пришедши в его сени, убоялся, ово от радости, что сподобляюсь видеть такого великого отца, ово от мысли, как я недостойный явлюсь пред такого великого старца; и долго стоя в сенях, опаса лся отворить дверь. Потом вышел его ученик. Я спросил: “Можно взойти к старцу?” Он ответил: “Можно”. Потом я вошел к нему в келлию; но там еще более убоялся и вострепетал. Ибо почти полная келлия была людей разного звания: господ, купцов и простых; и все стоят на коленях со страхом и трепетом, как пред грозным судиею, и каждый ожидает себе ответа и наставления; и я также, позади всех, пал на колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Кто участвовал в этом нелегальном совещании, я не знаю, и мне о них никто ничего не говорил и не писал. Митрополит Кирилл Смирнов с нашим братством был связан через епископа Афанасия Сахарова , который в беседах со мной передавал нам о настроениях и действиях Кирилла. (Это все было в письмах. – Ред.) Вопрос: Расскажите о встречах епископов Ряшенцева Гермогена (так в деле. – Ред.) и Парфения Брянских Петра Афанасьевича с архиепископом Поздеевским Федором в ссылке и о характере бесед их. Ответ: О встречах и характере бесед Брянских и Ряшенцева с архиепископом Поздеевским знаю лишь следующее: епископ Парфений Брянских и архиепископ Поздеевский в начале 1935 года в Москве привлекались по одному контрреволюционному делу. Поздеевскому инкриминировалось то, что он якобы послал в Ананьевскую епархию епископа Парфения с контрреволюционными целями, о чем дал показания лично Парфений. (Откуда Холмогоров может знать о показаниях епископа Парфения? Грубо подделано. – Ред.). Поздеевский это отрицал. После этого у них была одна встреча в Архангельске, но она политического характера не носила. С епископом Ряшенцевым Поздеевский встречался в 1936 году в г. Сыктывкаре, где они вместе были в ссылке». (Лл. 218–219) Допрос о. Симеона – 13 мая: «Вопрос: Когда к Вам в г. Киржач приезжал архимандрит Поликарп Соловьев? Ответ: Архимандрит Поликарп Соловьев приезжал ко мне в г. Киржач два раза – 13 или 14 октября и 27 или 28 декабря 1936 года. Вопрос: По каким вопросам в части контрреволюционной деятельности т. н. «Иноческого братства благоверного князя Даниила» Вы беседовали с Соловьевым? Ответ: Точно не помню, в первый или второй его приезд ко мне, мы с Соловьевым обсуждали вопрос о «безблагодатности» тех церквей и духовенства, которые в знак свидетельства своего лояльного отношения к Советской власти отмечают это особым чином при богослужении, согласно указа митрополита Сергия. В этом вопросе мы остались при прежних наших взглядах, отрицательного отношения к таким общинам и служит. культа. Это положение основным пунктом входит в нашу контрреволюционную платформу, о которой я дал показания на предыдущем допросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Там в ноябре 1934 года он был в очередной раз арестован и переправлен в Бутырскую тюрьму. На этот раз обвинение гласило: «вел антисоветскую агитацию, устраивал на своей квартире тайные богослужения». Во время допроса владыка не скрывал своего неприязненного отношения к советской власти и утверждал, что «Русская Церковь лишилась своей внутренней свободы и оказалась порабощенной у антирелигиозного государства». В начале 1935 года епископ Парфений был приговорен к пяти годам ссылки в Архангельск. «Пропаганда фашизма» В Архангельске владыка Парфений жил вместе с матерью и сестрой. В своей квартире он принимал местных и ссыльных священников, совершал тайные богослужения, проповедовал. Также он совершал тайные богослужения в домовых храмах прихожан сел Соломбалы и Маймаксы Ломоносовского района. В том, что эти встречи и богослужения достаточно долго были тайной для властей и соглядатаев, была заслуга его сестры и сподвижницы Антонины. Она по-прежнему доставляла матери и брату средства к существованию, работая сначала счетоводом в городской типографии, а затем учительницей немецкого языка в школе для взрослых. Однако через некоторое время информация о тайном служении владыки все же была получена властями. В результате последовал следующий – и последний, – арест. Епископ Парфений был арестован 31 июля 1937 года и направлен под стражу в Архангельский следственный изолятор. При обыске, благодаря предусмотрительности сестры владыки Антонины, никакой антисоветской и вообще религиозной литературы обнаружено не было. Однако власти не стремились соблюдать объективность расследования и прибегли к помощи лжесвидетелей. На основании их показаний 17 августа епископу Парфению было предъявлено обвинение в «организации нелегальных контрреволюционных сборищ», «пораженческой агитации» и «пропаганде фашизма». На допросе владыка все обвинения отверг. Не желая подвергать кого-либо из своих духовных чад опасности, он показал, что «никаких связей ни с кем не имел, контр-революционной деятельности не вел». Касательно «пропаганды фашизма» он пытался объяснить, что речь шла не о борьбе с советским государством как таковым, но о том, что русским людям нужно сохранить верность Церкви и православной вере, чтобы не дать погибнуть России…

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010