Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСЛИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Преображения Господня в Гуслицком Спасо-Преображенском мон-ре. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2006 г. Церковь в честь Преображения Господня в Гуслицком Спасо-Преображенском мон-ре. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2006 г. (Балашихинской епархии Московской митрополии), находится в г. Куровское Орехово-Зуевского р-на Московской обл., на берегу р. Нерской. Основан в 1858 г. по инициативе митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) иером. Парфением (Агеевым) . Источником по истории Г. м. является составленное в обители анонимное «Сказание о начале и настоящем положении... Гуслицкого монастыря» (М., 1863). По местному преданию, зафиксированному в «Сказании...», в нач. XV в. в волости Гуслица митр. Московским свт. Фотием была построена деревянная Спасская ц. В 1410 г. свт. Фотий 40 дней скрывался в Гуслицкой вол. от преследования татар. При переправе через р. Нерскую митр. Фотий стал тонуть, но чудесным образом избежал гибели, велел срубить на берегу реки храм, назвав его Спас на Нерской. Согласно Писцовым книгам Приказа Большого дворца 1631-1633 гг., Преображенская ц. «была уничтожена, но когда и по какому случаю - неизвестно», а церковная земля сдавалась в оброк. В 1677 г. на этой земле неким свящ. Григорием была построена новая деревянная церковь, в XVIII в. она горела и отстраивалась вновь. С кон. XVII в. в глухих лесах Гуслицы селились староверы, к сер. XIX в. здесь был один из крупнейших центров старообрядчества, в основном Белокриницкой иерархии,- Гуслицу называли «старообрядческой Палестиной». Находившийся среди старообрядческих селений Спасский храм почти не имел прихожан, при нем в 2 избах жили священник, дьячок и сторож, отставной солдат. В церкви хранилась почитаемая старообрядцами икона Нерукотворного образа Спасителя, обретенная, по преданию, в кон. XVII в. во мху (возможно, с этого времени храм именовался Спас на Мошеве). Со святыней совершались регулярные крестные ходы по окрестностям, что, вероятно, и было основным источником дохода беднейшего прихода.

http://pravenc.ru/text/168424.html

Так, благодаря совместным усилиям и с помощью Божией, на некогда пустой территории перед фасадом здания 11-й пожарной части на Лесном проспекте появилось место, где можно приклонить главу сразу перед всеми павшими в огне. На памятных досках мемориала золотом высечены имена более чем двух тысяч сотрудников гарнизона, погибших при исполнении служебного долга в годы блокады Ленинграда, а также в послевоенное время. Жемчужиной комплекса стал Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Его торжественное освящение состоялось 27 июня 2003 года и было приурочено к 200-летнему юбилею создания профессиональной пожарной охраны города на Неве. Благоукрашение храма продолжается и поныне. Проведены работы по оформлению внутреннего убранства, уже выполнены роспись стен алтарной части, подкупольное пространство украсил образ Святого Духа в окружении ликов святых ветхозаветных пророков. На стенах храма изображены образы Пресвятой Богородицы «Оранта» (что значит «Молящаяся»), святых апостолов и евангелистов. Гарнизонный Храм петербургских пожарных является одним из храмов Военного благочиния Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Для того чтобы те, кто исполняет служебный долг перед Родиной, могли молитвенно обратиться к своим святым покровителям, стараниями священников храма были собраны иконы. Осуществить этот замысел и подарить иконы гарнизонному храму решился прихожанин храма офицер-подводник Николай Семенович Чесноков. Он обратился к художникам Елене и Владимиру Агеевым, которые, приехав на остров Залета испросить благословения у священника Николая Гурьянова на написание икон, так навсегда и остались проживать на этом острове. Отец Николай Гурьянов почил в 2002 году, а художники по его святым молитвам усердно трудятся, создавая образы святых. Так были написаны для гарнизонного храма петербургских пожарных иконы святых воинов: архангела Михаила — «вождя воинства Господня»; великомученика Георгия Победоносца; святых благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского и Димитрия Донского; преподобного Илии Муромца; преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) Радонежских; святого праведного воина Федора Ушакова.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-часовня_и...

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина). Церковь Николы Надеина Карта и ближайшие объекты Построена в 1620-21 гг. В Народном переулке, выходящем на Волжскую набережную, стоит церковь Николы Надеина. Она возводилась на средства " гостя государственной сотни " , купца Надея Свешникова, по имени которого и получила свое название. Современный облик храма из-за многочисленных переделок и перестроек далек от первоначального. Когда-то фасады четырехстолпного пятиглавого храма на подклете оживляла глубокой игрой света и тени открытая аркада двухъярусной галлереи. Невысокая шатровая колокольня, под которой располагался отдельный вход в северный, Благовещенский придел, удачно дополняла это монументальное сооружение. Церковь Николы Надеина - первый после Смутного времени каменный посадский храм, заложивший основы самобытной ярославской школы культового зодчества XVII века. Система ступенчато повышенных сводиков, поддерживающих барабаны, обработка столбов галереи ширинками, рисунок межэтажных декоративных " катушечных " поясов целиком заимствованы из художественного арсенала предшествующего периода московского зодчества. Однако создатели церкви не просто повторили старые архитектурные образцы. Такие традиционные формы, как полукружия закомар и профилированные круглые окна в их плоскостях, превращены здесь в чисто декоративные элементы. Первоначальное отсутствие южного придела и постановка колокольни над северо-западным углом галереи свидетельствуют о стремлении зодчих к более свободной, живописной компоновке объемов. Именно такой тип храма, с асимметричной и в то же время уравновешенной композицией, стал характерным для ярославских церквей первой половины XVII века. В 1640-1641 гг. церковь была расписана артелью мастеров во главе с известным художником XVII века Любимом Агеевым, о чем свидетельствует надпись на западном столбе. В куполе изображен Христос Вседержитель, на сводах - евангельские сцены и редкая в то время композиция " София - премудрость Божия " , на столбах изображены святые, князья и цари. Основные композиции, расположенные в три яруса на стенах, исполнены на тему жития Николая Чудотворца, нижний ярус - орнаментальный. Каждая сцена обособлена от другой. В декоративных архитектурных фонах и разработке одеяний уже чувствуется стремление к узорочью, которое станет основным направлением живописи второй половины XVII века. Подробно изображены сцены, где Никола оказывает помощь бедным, спасает младенца, возвращает зрение сербскому царю Стефану. В Благовещенском приделе, который являлся домовой церковью Надея Свешникова, написаны богородичные сцены. На паперти изображены многочисленные библейские композиции и " Страшный суд " .

http://sobory.ru/article/?object=00577

Церковь напоминает больничную ц. преподобных Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом мон-ре и храм прп. Мартиниана в Ферапонтовом мон-ре, а тот в свою очередь - придел прп. Авраамия собора ростовского Богоявленского мон-ря. Членение на прясла неодинаково для разных фасадов, стройный шатер венчает непосредственно четверик (восьмерик снаружи не выявлен). В. В. Седов относит больничный храм к категории церквей с конструктивными шатрами, открытыми во внутреннее пространство ( Седов Вл. В. Шатровый придел собора Павло-Обнорского мон-ря//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 54-59). Шатер с луковичной главкой возвышается над 3 сплошь покрытыми декором кокошниками, завершающими каждую из стен. С юж. стороны к церкви пристроена трапезная, которая соединялась с сенями Больничных палат. С зап. стороны над крышей трапезной находилась маленькая звонница псковско-новгородского типа на 2 столбах. В 1649 г. вологодский иконник Терентий Фомин писал для этого храма деисусный ярус на 11 досках ( Кочетков, Лелекова, Подъяпольский. 1994. С. 90). В 1638 г. был перестроен в ризничную палатку верх Гаврииловской ц., при этом проемы звона были заложены и превращены в окна. В 1647-1648 гг. к западу от собора на месте деревянных были построены одноэтажные каменные кельи настоятельского корпуса. Первоначальный облик фасада здания определяли окна с килевидными наличниками и высокие открытые лестницы на 2-й этаж с крыльцами. В кон. XVII в. над кельями возвели верхний этаж. В 1665 г., после того как К. Б. м. сильно пострадал в результате пожара, казенные кельи были перестроены. Перестройка коснулась различных зданий, прежде всего собора, к-рый был расписан в 1641 г. артелью во главе с мастером Любимом Агеевым. К 1649-1650 гг. местными каменщиками были заложены большие окна и арочные проемы паперти и затем расписаны. Сохранившийся внутри паперти сев. портал с резными колонками и со стрельчатыми архивольтами, украшенными дыньками и сноповидными капителями, соответствует традиц. формам, сложившимся еще во владимиро-суздальском зодчестве.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Ольга 11 августа 2021, 22:51 Из письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «А мне вот один святой жизни человек в свое время сказал, что все мы являемся " существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны " . Дорогая моя, это я и Вам советую запомнить на всю жизнь и только в Боге одном искать себе укрепления и утешения». Но, возможно, статья совсем о другом, о насущном. С подтекстом. Поскольку говорится о коронавирусном аде, не исключаю, что «человек спасается только соборно» - завуалированный призыв к всеобщей вакцинации, а «возлюби ближнего твоего» - напоминание об истории, поведанной священником Димитрием Агеевым.) Анна С.В 11 августа 2021, 20:27 Даже если один человек останется во вселенной он не погиб) если он верит в Бога и молится ему) Как может быть одиноким человек общающийся с Богом , Богородицей и святыми посредством молитвы. Это только для атеиста одиночество без людей рядом. Алексей 11 августа 2021, 20:24 Спасибо, Андрей Александрович! Далее, как обычно. Андрей 11 августа 2021, 20:05 Пандемия надела на людей медицинские маски, но с многих сбросила маски лицемерные и обнажила клыки звериные. Впрочем, тоже самое происходит при любом ужесточении условий обитания, например, в среде армейской или долгом пребывании в море. Масштабы конечно у COVID-19 побольше чем рота или экипаж. Илья 11 августа 2021, 20:03 Павел К, но ведь " сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному " (Быт.2.18). Эти слова по Библии были сказаны ещё до падения, когда и богообщение прямое было, хотя возможно и " на перспективу " . Христос также освятил брак своим присутствием, а после и словами о его нерушимости. Человеку нужен человек помимо Бога. Ощущение одиночества может быть и объективное (потому что оно правда " не хорошо " ), а может быть и от уныния. И спасение в христианстве через ближнего (что сделали ближнему-то сделали Богу). Именно ближнего, т.к. " дальних " " любить " легко, но чаще это иллюзия и мечтательность. Также вспомнилось что Господь Иисус Христос перед преданием на казнь просил учеников побыть с ним...

http://pravoslavie.ru/141055.html

Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Если растительный орнамент керамических плит близок к белокаменной резьбе московских храмов, то кирпичное «узорочье» напоминает излюбленный мотив украшения стен памятников Пскова. Закомары собора имели острое килевидное завершение. Над закомарами поднимались ещё два яруса кокошников, которые создавали переход к массивному барабану, увенчанному шлемовидной главой. Такая композиция придавала довольно крупному зданию лёгкость и устремлённость ввысь. Входы в собор были оформлены характерными для московского зодчества прекрасно вытесанными из камня перспективными порталами с килевидным завершением, которые имеют характерные для московских построек бусины и сноповидные капители. Из трёх порталов сейчас сохранился только северный, выходящий на паперть. В 1641 году Успенский собор был расписан костромским мастером Любимом Агеевым «с товарищи» на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Впоследствии облик собора был сильно изменён различными пристройками и переделками. Особенно заметны перестройки XVIII века, придавшие ему некоторые черты господствовавшего тогда стиля барокко: исчезли кокошники, вместо низкого шлемовидного завершения на барабане сооружена высокая глава сложной, несколько вычурной формы, растёсаны окна. Сохранился иконостас, созданный около 1497 года. Он является уникальным памятником древнерусской иконописи. Это самый крупный комплекс одновременных икон, дошедший до нашего времени. В 2010 году музей приступил к реставрации Успенского собора. В настоящее время завершены работы по реставрации барабана и главы, выполнено устройство наружного дренажа, реставрация столярных заполнений и фасадов храма. Для спасения уникальных фресок в соборе сделаны электроподогреваемые полы, что дало возможность регулирования температурно-влажностного режима. Реставраторами было проведено раскрытие живописи, укрепление и тонировка утрат живописи внутри собора. Центральный соборный комплекс, в т.ч.: Успенский собор (1497 г.) с северной папертью (конец XVI в.) и западной пристройкой (1791г.), церковь Владимира (придел Успенского собора) (1554 г.), церковь Епифания (придел Успенского собора) (1645 г.), церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) (1781-1784 г.г.) ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря - памятник федерального значения, состоящий под государственной охраной в соответствии с Постановление Совета Министров РСФСР 1327 от 30 августа 1960 г., находится в государственном реестре особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ 275 от 02.04.97г.

http://sobory.ru/article/?object=05139

В сцене подношения в дар малолетнему вел. кн. Иоанну Васильевичу 11 янв. 1535 г. хрустальной чаши с крышкой («крабицы») (ГИМ. Син. 149. Л. 97 об.) М. показан дважды. На 1-м плане он сидит в открытом возке, окружен свитой. На 2-м, главном, плане М. подносит малолетнему князю большой крест (в тексте летописи упом. «крест сапфир»); архиепископ облачен в белый клобук (миниатюра не раскрашена), мантию с «источниками», у него короткая округлая борода. На 2-й миниатюре показаны пир в честь М. и его отъезд из Москвы 28 янв. 1535 г. (Л. 98). Большое количество миниатюр в «Царственной книге» связано с участием М. в венчании на царство вел. кн. Иоанна Васильевича, с жизнью царской семьи, а также с почитанием в Москве различных чудотворных икон, напр., привозом в столицу Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца в 1555-1556 гг. Цикл миниатюр, повествующих о явленных иконах из Ругодива (Нарвы) и их принесении на поклонение в Вел. Новгород и в Москву в 1558 г. (ГИМ. Син. 962. Л. 343-344 об., 378-381), послужил прообразом для фресок ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина), созданных мастерами во главе с Любимом Агеевым (1640-1641, под записью XIX в.). В последний раз на страницах лицевой хроники образ М. появляется в сцене погребения (ГИМ. Син. 962. Л. 501). В правом верхнем углу М. изображен лежащим на своем дворе, на нем черный клобук, красная мантия, синий хитон. На 1-м плане он лежит в гробнице, в шапке с белой опушкой и золотым верхом, зеленом саккосе и белом омофоре, в руках Евангелие. Священник и царь держат над ним развернутый свиток, видимо прощальную грамоту, положенную вместе с телом М. У святителя седая короткая борода и волосы окрашены коричневым тоном. Часть нераскрашенных миниатюр с образом М. была издана в томе ПСРЛ с текстом «Царственной книги»: М. поставляет Пимена во архиепископа Вел. Новгорода и Пскова, омовение мощей святых перед отъездом Пимена в Вел. Новгород (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. б/п). Складывающееся со 2-й пол. XVI в. почитание М. как покровителя Москвы и местного чудотворца засвидетельствовано его иконными изображениями.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

н. Никейским чудом, с житийными циклами. Самостоятельным явлением можно считать складни-кузова, в центре к-рых помещался образ Н. с житием, включающим подробный «цикл детства» святого, поставление в разные степени сана, прижизненные и наиболее важные посмертные чудеса (Чудо о 3 девицах, спасение Димитрия), перенесение мощей, как, напр., на складне-кузове поволжского письма из собрания Т. А. Мавриной (Лебедевой) (XVII в., ГРМ). На внутренних сторонах створок этого складня-кузова размещены еще 16 клейм, в к-рых представлены многочисленные сцены чудес, прежде всего исцелений, совершённых святым; выбор сюжетов, небольшой размер иконы в среднике и всего складня-кузова указывают, что такие предметы предназначались для личной, домашней молитвы заказчика и его семьи. Подобные складни включали в свой состав чудотворные иконы: судя по акварели работы Ф. М. Вахрушова, написанной ок. 1919-1920 гг., вид складня-кузова имела чудотворная Маркушевская икона Н., связанная с основанием мон-ря прп. Агапитом Маркушевским, (ВГИАХМЗ; Образ свт. Николая Чудотворца. 2004. Кат. 280. С. 131). Почти повсеместно в это время композиции житийных сцен строятся на базе тех, к-рые были выработаны мастерами эпохи Иоанна Грозного и послужили для иллюминации лицевых рукописей, напр. Жития Н. 70-х гг. XVI в. Схемы, пригодные даже для монументальной живописи, творчески перерабатывались, о чем свидетельствуют росписи ярославской ц. Николы Надеина (1640-1641, под поновлениями 1882 г.), где в масштабе храмовой декорации мастера артели во главе с Любимом Агеевым воспроизвели все основные чудеса святого, в т. ч. события, связанные с обретением чудотворной иконы Н. во время взятия рус. войсками в 1558 г. Ругодива. В XVII в. происходит обретение новых чудотворных образов, напр. Теребенской иконы Н. в 1641 г. (известна по гравюрам и поздним иконам) в заложенном еще в 1492 г. Николо-Теребенском мон-ре (ныне близ. пос. Труженик Максатихинского р-на Тверской обл.): она представляла собой житийную икону с поясным образом святого и т.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря Вторая деревянная Успенская церковь, «украшенная иконами и инеми красотами», просуществовала, недолго. Как сообщает предание, она сгорела во время сильного пожара, разразившегося где-то между 1462 - 1497 годами. В 1462 году ее еще видел Пахомий Серб, автор жития Кирилла. Успенский собор, построенный в 1497 году - первый каменный храм Кирилло-Белозерского монастыря, третий на Русском Севере (после соборов Спасо-Каменного - 1481 г. и Ферапонтова - 1490 г. монастырей). Ему предшествовали два деревянных Успенских храма. Собор расписан в 1641 иконописцем Любимом Агеевым, который, вернувшись в 1643 году из Кириллова, расписывал Успенский собор Московского кремля. Отсутствие местных строительных кадров — зодчих, каменщиков и прочих мастеров — заставило богатый монастырь обратиться за помощью в сооружении нового, монументального собора в центр своей епархии - Ростов Великий. Согласно летописным данным, прибывшие в Кириллов в 1497 году ростовские мастера - 20 каменщиков и «стенщиков» во главе с Прохором Ростовским - в течение одного летнего сезона (5 месяцев) возвели каменный соборный храм. Новый Успенский собор летописи именовали «церковью великой». И действительно, для своего времени он был очень значительным, превышая по размерам многие постройки тех лет в Москве и других городах. Даже сегодня, несмотря на все последующие переделки, здание не утратило своего величественного и торжественного облика. Его компактный кубический объем с тремя широкими и несколько уплощенными полукруглыми апсидами увенчан мощной, крепко посаженной главой. Подобный тип храма принадлежит к наиболее распространенным в Северо-Восточной Руси во второй половине XV века, в эпоху формирования под главенством Москвы общерусского зодчества. Однако трактован он очень индивидуально, отличаясь массивностью и простотой. Лишенный подклета и сначала свободный от тесно окружающих его сейчас пристроек, собор как бы вырастает прямо из земли, производя внушительное впечатление монументальностью и собранностью своих форм.

http://sobory.ru/article/?object=05139

Во время судебного процесса на территории самого суда (!) стояла группа женщин, державших плакаты с надписями: «Меня тошнит от лжи супругов Агеевых», «Я не верю супругам Агеевым», « Путин спаси детство! Верни смертную казнь, стерилизацию, кастрацию для урода! Церковь и власть вы виновны, ответите за замученных детей!» А ведь, между прочим, Законом запрещены митинги и пикеты около судов! Суд справедливо указал в своем решении, что утверждение, что Агеев Глеб 20.03.2009г. был избит Агеевой Л.В., является всего лишь мнением следствия, лишь предположением, которое без вступившего в силу приговора суда нельзя считать мотивировкой для удовлетворения иска. В то же время суд удовлетворил иск опеки об отмене усыновления на основании «иных обстоятельств», в качестве которых было названо «отсутствие о детях должной заботы», которое проявлялось, по мнению суда в том, что детей «не поставили на педиаторный учет в поликлинику». И это несмотря на то, что Агеевы предоставили справки из платных медицинских учреждений, что посетили всех рекомендованных Домом ребенка специалистов, дети прошли санаторно-курортное лечение. Интересно, к какой норме права относится вывод суда о том, «что в будущем детям будут подобраны другие родители, которые будут о них заботиться лучшим образом»?.. Нужно ли говорить, что до сих пор Агеевы каждую неделю привозят своим деткам гостинцы и подарки, не имея возможности даже посмотреть на них. Естественно, что кроме них, да еще работников приюта, эти дети так же, впрочем, как и остальные, чиновникам-то и не нужны. Впрочем, так же, как самим детям не нужны «чужие» родители, кроме мамы Ларисы и папы Антона, ставших им родными. Уголовное дело «по факту нанесения неустановленным лицом побоев несовершеннолетнему Агееву Г. А.» «в связи с тем, что дело представляет повышенную сложность и большой общественный резонанс», переведено в СЧ ГУВД Московской области, где обычно рассматриваются особо важные дела, такие, как терроризм. Очевидно, на самом деле в силу «повышенной сложности» (как можно обвинить совершенно неповинных людей?) была сформирована аж целая следственная группа из 7 человек! Антон обвиняется по ст. 156 (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) и ст. 125 УК РФ (Оставление в опасности), ему грозит до года тюрьмы. Лариса обвиняется по ст. 117 (Истязание), 112 (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) и 156 УК РФ. Ей грозит до тринадцати лет тюрьмы. Следствие даже запрашивало данные о смерти их взрослого сына, случившейся 10 лет назад, что бы и ее «притянуть» к делу.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/12/...

  001     002    003    004    005