Книга о Промысле Божием, как он чрез православие ведет ко спасению, а неправославных обличает собственными их делами Источник Предисловие Сию книгу о Промысле Божием я назвал так потому, что я узнал на самом деле, как иногда Господь Бог нас управляет и проводит противоположными путями, уму человеческому неудобопонятными и непостижимыми, но наконец, выводит на истинный путь. Вот поэтому-то я вознамерился здесь поместить три таковых происшествия. Одно с самим мною Господь сделал, что на время ожесточил мое сердце, а, наконец, это послужило в пользу. Второе, о попе Анатолии самозванце. Хотя и велик для раскольников этот соблазн, но за то заставил он их быть осторожными, и разыскивать истину, и чрез это многие обратились ко св. Христовой православной Церкви, и даже сами мы по этому случаю начали искать истины, которую и нашли. Третья статья о раскольническом так называемом Австрийском священстве и о митрополите запрещенном, Амвросии Греке. Хотя сначала это происшествие казалось великим торжеством для раскольников, что 180 лет не имея епископа, вдруг приобрели митрополита; а для православной Церкви то был не малый соблазн и скорбь. Но это уже последнее торжество раскольников: ибо это священство самое основание раскола разрушить; и теперь оно расшибло раскол на разные куски, а потом и в прах рассыплет, потому что это ее законное, священство, но самые непосвященные самозванцы. Скажу и о том, какое обстоятельство меня заставило это написать. Когда в 1854 году был я вытребован из скита Гефсимании в Москву на Троицкое подворье для увещания раскольников, что с помощью Бога и доднесь продолжаю, ради послушания; то все обратившиеся из раскола (и которые прежде моего прибытия, а некоторые при мне более полутора хода просили меня убедительно, и даже все мои знакомые православные также убеждали меня, чтобы я написал что-нибудь про Австрийское раскольническое духовенство, потому что оно несколько сближено со мною лично, и чтобы я против этого незаконного священства выставил правила Св. Апостол и Св. Отец, на семи вселенских и девяти поместных Соборах изложенные, в пользу православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

инок Парфений Инок Парфений, в миру Петр Агеев, родился в Молдавии, в Яссах, в семье старообрядцев, и, по собственному признанию, «находился в расколе более тридцати лет» (до 1837 г.). Рано осиротев, он жил с приемными родителями, а достигнув совершеннолетия, отправился в странствия по святым местам. Выйдя из раскола, через несколько лет, на Афоне, где он пребывал с 1839 г., постригся в монахи. В 1855 г. Парфений рукоположен в иеромонахи, и в следующем году назначен строителем Берликовской пустыни. В 1858 г. Парфений устроитель Гуслицкого Преображенского монастыря, а затем его игумен и часто выступает как церковный писатель, обличитель раскола. Заканчивая свое «Сказание о странствии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле» в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в предисловии, датированном январем 1855 г., он говорит о своем труде: «Написал же все сие без пристрастия, по совести, где сам ходил своими ногами, что видел собственными своими очами, или что слышал от людей всякого вероятия достойных...» В том же году книга вышла и вызвала немало откликов, зачастую восторженных. О ней писали С. М. Соловьев и Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и А, В. Дружинин . Высоко оценил книгу Парфения Ф. М. Достоевский, восхищаясь «наивностью изложения», и использовал ее в работе над «Бесами», «Подростком» и «Братьями Карамазовыми». Записки Парфения интересовали Л. II. Толстого, П. С. Лескова. И. С. Тургенев в письме А. В. Дружинину писал: «Это великая книга... Парфений – великий русский художник и русская душа». В Святой Земле Парфений пробыл полгода в 1845–1846 гг.; во вторую свою поездку в Афон и Палестину он пробыл в ней дольше – с октября 1870 по май 1871 г. (см. «Второе мое странствование во св. град Иерусалим и во св. гору Афонскую в 1870–71 г.», «Душеполезное чтение». 1872, 5. С. 70–93; 6 С. 159–171). Умер Парфений в 1878 г. в Троице-Сергиевой Лавре. Уже после его смерти архимандритом Никоном в журнале «Душеполезное чтение» (1898–1900) был опубликован пятый том «Сказания о странствии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр Панин Скачать epub pdf Краткое жизнеописание Родился в Молдавии в городе Яссы в русской семье. Рано осиротел и воспитывался в семье богатого старообрядца. Позже он указывал, что в шесть лет он сам «выучил азбуку» и стал читать, а затем отец купил ему «прописную азбуку», по которой он также занимался самостоятельно и выучился писать 1 . Странствовал по России – посетил Киев, Саровскую пустынь; в Бело-Криницком старообрядческом монастыре был пострижен в монашество с именем Паисий. В 1839 году в монастыре Ворона (в Молдавии) перешёл в православие и уехал на Афон, где принял иночество с именем Памва, а на первой неделе Великого поста в 1841 году – схиму с именем Парфений. Сразу после принятия схимы был послан от Пантелеимонова монастыря в Россию для сбора пожертвований. Побывал в Оптиной пустыни, в Троице-Сергиевой лавре. Вернулся на Афон в 1843 году и прожил там до 1845 года, после чего по благословению иеросхимонаха Арсения был вновь послан в Россию – «в Сибирскую страну, в назначенное тебе место, в Томскую губернию крест весьма тяжкий; ты же неси, не отягчайся; но паче радуйся и веселися, и благодари своего Создателя». По пути в Томск он совершил большое путешествие по Святой земле. В Томске, куда он прибыл 11 сентября 1847 года, стал сподвижником архиепископа Афанасия (Соколова), который побудил Парфения написать «Сказания…» о его странствованиях. В августе 1854 года схимонах Парфений переехал в Москву и по соизволению митрополита Филарета (Дроздова) поступил в число братства Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре. В 1855 году, 18 января был рукоположён в иеродиакона, а 23 января – в иеромонаха. В этом же году издал «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святой Горы Афонской инока Парфения», ставшее значительным событием в литературе того времени: М. П. Погодин объявил книгу «украшением русской словесности, не говоря о великой ее многогранной пользе»; А. В. Дружинин даже указывал, что «на Руси мы ещё не видали такого высокого таланта со времен Гоголя. Таких книг между прочим читать нельзя»; позже Ф. М. Достоевский использовал в своем романе «Бесы» эпизод со старцем Оптинским Львом, описанный в «Сказаниях».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

1.Предисловие о книге «Возобличение на Поморские ответы» В 1723 году Святейшим Синодом, и Государем Императором Петром Великим, послан был иеромонах Неофит в поморские пределы, в Выговские раскольнические скиты беспоповского толку; он предложил раскольникам 106 вопросов, требуя от них ответов на оные. Тогда в Выговских скитах жил пресловутый раскольнический писатель Андрей Денисов, который последователей всех раскольнических сект пленил своим красноречием и витийством и оборотливостью речи; так как народ не мог видеть и не умел распутать хитростей его и обоюдностей. Этому-то краснобаю выпала доля писать Поморские ответы, о которых у нас поступает беседа. Вот эти-то ответы 140 лет уже гремят между раскольниками, и все без изъятия секты ими пользуются, и на них утверждаются. Даже писатели окружного послания, и лжеархиепископ Антоний со своими клевретами, на эти ответы сослались, и наши ученые писатели, защитники раскольников, их похваляют; как то «Записка о русском расколе» пишет, что якобы и доныне пастыри Православной Церкви против ответов ничего не находят сказать. Между беспоповскими сектами и поморцами, эти поморские ответы уважаются не менее Евангелия, и Андрея Денисова почитают не менее святого Златоуста, да и другие секты с уважением о нем отзываются. А на самом деле Андрей Денисов, ежели с прямой точки на него посмотреть, некто другой как самый злейший еретик, горше Ария, Евномия и Нестория. Я говорю не пустые слова, но ссылаюсь на сочинения, а наипаче на ответы поморские. Ибо он путался в ответах, и как змий, то лжами, то клеветали, то увертками, и своим красноречием все то закрывал, как смертоносный яд медом. Все усилия употреблены, чтобы противоборствовать Божиему определению, и разрушить Божественное домостроительство, ниспровергнуть Евангельское учение и Апостольское предание, и Святых отец постановления. И семи вселенских и девяти поместных соборов определения и правила, и одолеть Святую Христову Церковь , упразднить таинства церковные, а наипаче сии: вторую тайну миропомазания, третью тайну–хиротонию, или Богом поставленное священство, четвертую тайну–святое причащение тела и крови Христовой, пятую тайну–разрешение грехов законным священством.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич; 1803, с. Ермолово Серпуховского у. Московской губ.- 18.07.1868, Гуслицкий Спасо-Преображенский мон-рь), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Белокриницкой иерархии ). Из крестьянской старообрядческой семьи. В 1822 г. поселился в Серковском старообрядческом муж. мон-ре в Оргеевском у. Бессарабской губ. (находился близ совр. с. Сыркова (Молдавия), отнят у старообрядцев властями в 1846, в наст. время не существует), в 1825 г. принял иночество, в мон-ре сблизился с иноком Паисием (Агеевым; впосл. игум. Парфений, 1-й настоятель единоверческого Гуслицкого в честь Преображения Господня мон-ря ). Г. неоднократно совершал поездки по России (в т. ч. в С.-Петербург) для сбора пожертвований на Серковский мон-рь. В 1830 г. познакомился с П. В. Великодворским (см. Павел ) в слободе Зимогорский Ям (совр. Зимогорье) Новгородской губ. В нач. 30-х гг. XIX в., в условиях ужесточения политики гос-ва в отношении старообрядцев, последние активизировали усилия по поиску собственного епископа. Главным исполнителем этого намерения стал Великодворский, в 1832 г. избравший себе по жребию в качестве 1-го помощника Г. 1 марта 1836 г. Великодворский был пострижен в иночество с именем Павел в старообрядческом муж. Лаврентьевском мон-ре в Стародубье, Г. стал его евангельским отцом (наставником в иноческой жизни). Вскоре Г. и Павел отправились к «предгорьям Арарата», где, как они тогда считали, могли жить старообрядческие епископы. В кон. 1836 г. старообрядцы были задержаны полицией в г. Кутаис, после 3-месячного пребывания в тифлисской тюрьме иноки были высланы в янв. 1837 г. на прежнее место жительства. В 1839 г. Г. и Павел отправились в Буковину (входившую в тот период в Австрийскую империю) с целью учреждения там старообрядческой епископской кафедры. С помощью жителей старообрядческого с. Белая Криница получили австр.

http://pravenc.ru/text/164861.html

Октября 25 числа, часа за три до вечера, стали мы подходить близко к Яффе, древней Иоппии, сильным ветром. Смотрим: во граде на крышах стоит множество народа. Это были все поклонники, прежде нас пришедшие, и смотревшие на нас, как мы будем попадать на берег. Вдруг мы увидели, что от берега отплыло множество малых лодок, и к нашему кораблю устремились; наши же матросы, собравши все паруса, только один парус на мачте покинули. Ветр разъигрался, море воскипело, а пристани доброй нет; и мы были все вне себя, ово от радости, что кончили морской путь, ово от страха, как можем попасть на берег. Потом подъехало к нам много малых лодок; люди в них арабы полунагие, которых мы никогда не видывали; они бросились к нам на корабль с обеих сторон, и начали поклонников хватать и в лодки бросать, ни на что не взирая, ни на слезы, ни на старость; возьмут четверо одного, и бросят прямо в лодку; не дают взять с собой никаких вещей; да и лучше делать было невозможно; потому что море разъигралось, и корабль с боку на бок валяется, и лодки их заливает. А от Российского консула приказано было, чтобы как можно скорее народ переправить на берег. Я вижу, что и до меня такожде дело доходит, и не стал дожидаться, пока меня схватят, а взял свою сумочку, и скорее сам бросился, да взял одного поклонника, четырехлетнего мальчика: ибо отец с матерью просили поберечь его. И так, нагрузивши лодку в одну минуту, отсунулись от корабля. И много испытали страха: лодка не большая, волны яко горы, а мы уже были полумертвы, и лежали все ниц лицами. Потом поднял я голову, вижу: уже близ берега, въехали за камни, и там тихо; и пристали к пристани. И тут Российский консул всех принимает, и распоряжает нашими, Восточной Церкви, христианами, и препровождает в греческий монастырь, который тут же, недалеко от пристани, находится; и давали комнаты, сколько где можно поместиться. И здесь мы проживали три дня, и ходили в церковь . Здесь служба совершается более на арабском языке. И здесь мы благодарение воздавали Всевышнему Господу Богу, что сподобил вступить на Святую обетованную Землю, где Сам Спаситель, во плоти, ходил Своими пречистыми ногами; и позабыли все страхи и ужасы, которые претерпели мы на море; только еще не получили мы совершенной радости, что еще не видим возлюбленного и многовожделенного святого града Иерусалима. Октября 28 числа, утром, пришел консул и объявил, чтобы русские были готовы в дорогу. Спустя немного времени, приходят арабы, и берут сумки у всех, которые сами не могут нести. И мою взял араб, а я пошел вслед за ним, и вышли на улицу: тут стояло множество верблюдов, коней, ослов и магарчиков (по-русски – лошаков); и брали всяк себе по надобности и силе, кто верблюда, кто коня, а другой осла, а иной магара. Я взял для себя осла, и поехал, помышляя о вшествии Господа Иисуса Христа во святый град Иерусалим на жребяти осла. 7. Селение Лида

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Опровержение «Записки о русском расколе», написанное в Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре Источник Хороший знакомый мой, бывший старообрядец, в настоящее же время ревнитель православия, прислал мне книжицу для прочтения, под заглавием: «Записка о русском расколе», напечатанную и изданную в Лондоне. – Заглавие книги очень заинтересовало меня, как бывшего раскольника; но вместе с тем заставило и призадуматься: почему записка эта напечатана не в России, а за границей? значит в ней есть что-нибудь противное правилам и уложениям Церкви православной и нашим духовным отношениям к мнимым старообрядцам. Прочитав записку эту со вниманием, я убедился, что предположение мое справедливо: неизвестный автор написал ее с единственною целью защитить раскол и оправдать его, эту злокачественную язву, которая, расширяясь более и более, угрожает заразить собой верных чад Церкви православной, последователей истинного древнего благочестия, в особенности из простого народа. Только жаль, что взявшись трактовать о столь важном предмете, как раскол, неизвестный автор не потрудился изучить его специально, а только ознакомился с ним в историческом, материальном отношении; на самую же сущность раскола в религиозном и нравственном отношениях обратил самое поверхностное внимание; между тем в последнем то и заключается самое важное. Судя по этому следует невольно предположить, что составитель записки о расколе взялся за это дело как любитель, или, лучше сказать, в следствие просьбы раскольников, – и не принадлежит к Церкви православной; или должен быть индеферентист в высшей степени, или же ревностный служитель Римской курии, заклятого врага Православия. Это заключение делаю я потому, что ни один истинный сын святой Греко-российской Церкви не решится написать и напечатать подобной нелепицы; приписать же сочинение это раскольнику – невозможно, потому что и по настоящее время все последователи кривотолков, как старики так и молодое поколение, стоят на крайней ступени невежества и безграмотности и гнушаются образованием, разумеется, по внушению своих лжепастырей, которые всячески стараются поддержать невежество, боясь, что бы с образованием чада их не познали всех заблуждений в вере отцов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

По многовременном и многолетнем моем странствии по России и Молдавии и Буковине, по оставлении раскола и всех толков его, и по присоединении ко Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви Православной, находясь в православном общежительном монастыре Вороне, при церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на пономарском послушании, возимел я непременное желание спутешествовать в пресловутую Святую Афонскую Гору, как в тихое и небурное пристанище, к сей иноческого пустынного и безмолвного жития наставнице, в сей от сует и от соблазнов мира сего удаленный жребий Царицы Небесной, находящийся под Ея покровительством, посетить афонские обители, лавры и киновии, и безмолвные скиты и отшельнические пустынные келии и колибы, посмотреть на тамошних земных ангелов и небесных человеков, и ангельскому житию подражателей, святых отцов афонских, избрать одного из них себе пастыря и учителя, безмолвному иноческому житию наставника и к вечному блаженству руководителя, и препроводить с ним остальные дни жизни своей, и скончать живот свой. Сие желание имел я с самых юных лет жизни моей, но был удерживаем по разным благословным обстоятельствам: во-первых, по смутному военному времени, которое продолжалось почти десять лет (от 1818 по 1828-й год); во-вторых, по частым моровым язвам; в-третьих, по главной причине, именно возбранял природный мой раскол. Но пришло время самое удобное: рати утихли, моры престали, от раскола Господь Бог Своим неизреченным милосердием меня освободил и очистил. Всюду стало спокойно и благополучно; потому я возимел неотлагаемое намерение отправиться в путешествие. И прежде всего прибегнул с теплою молитвою ко Всевышнему моему Творцу и Небесному Отцу, да управит мой путь благополучно, и аще по Его святой воле мое желание в Святую Гору, то да известит мне Свою святую волю чрез духовного моего отца. Такожде просил и Царицу Небесную, споручницу и назирательницу Святой Горы Афонской, Пресвятую Богородицу Владычицу, Пречистую Деву Марию, да будет мне спутешественница и назирательница и помощница во всем пути моем, и да сподобит достигнуть благополучно до Святой Горы Афонской, и да приимет меня грешного и непотребного раба в Свой Святой жребий под Свое покровительство, и да причислит меня к Своему богособранному великому полчищу, ко афонских отцов множеству, хотя бы последним послушником, и да сподобит мне тамо обрести отца и наставника, в иноческом житии искусного, и Сама да будет мне помощница на врага моего древнего, диавола, и на все козни его, и Сама да очистит от страстей моих душевных и телесных. 2. Благословение от духовника и от старца, схимонаха Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

С.В. Мельникова Рассматриваются дневники иркутского священника Г.Добросердова (впоследствии Астраханского архиепископа Герасима), ранее не изучавшиеся с филологической точки зрения. Предполагается, что сочинения Добросердова могут быть отнесены к духовной прозе – особому явлению русской словесности, возникшему на пересечении церковной и светской литературы, – и сопоставлены с его ведущими образцами: произведениями А.Н.Муравьева, св. Игнатия (Брянчанинова) , инока Парфения (Агеева) . Ключевым становится вопрос об использовании в дневниках Добросердова, в основе которых лежат путевые замет­ки, поэтики сентиментального путешествия и ее взаимодействии с особенностями христианского мировоззрения автора. Ключевые слова: Церковь и литература; духовная проза; дневники. К концу XVII в. в России светская литература окон­чательно отделяется от церковной. Последующие два столетия – время литературного становления и разви­тия, поиска новых художественных форм и принципов изображения человека, отличных от древнерусской религиозной традиции. Однако и церковная литерату­ра, что редко учитывается при исследовании общего развития российской словесности, не остается полно­стью в русле средневековой традиции. Она, как и свет­ская, переживает изменения и становится более сво­бодной по форме и содержанию. Как отмечает в своем «Обзоре русской духовной литературы» архиеп. Фила­рет (Гумилевский), после реформ Петра Великого «об­ласть духовной литературы расширилась, вошла в со­прикосновение с предметами образования светского, но не против значения христианства...» 1 . В XVIII-XIX вв. авторы-священники сочиняют уже не только жития, поучения и проповеди , но активно создают произведения самых разных жанров и стилей: мемуары (воспоминания, автобиографии, дневники, путевые заметки), эссе, сочинения публицистического и философского характера. Пишутся эти сочинения, как правило, современным литературным языком. В то же время светские авторы часто избирают предметом своего изображения явления духовные и создают произведения, близкие к церковной литературе. В частно­сти, появляется большое количество путешествий к Святым местам, написанных не духовными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

сост. А.А. Маркова Об Афоне Иеросхимонах Сергий (Веснин) О себе скажу, что я, по милости Божией, не унываю пока; любуюсь на Святую Гору – Афон и на жизнь ее насельников и не нарадуюсь моему собственному жребию... Вот скоро уж восемь месяцев, как я на Афоне, да еще и не видать конца моих восхитительных прогулок по его заоблачным высотам и увлекательным низменностям, среди цветущих рощ и меланхолических пустынь... Вид, какой открывается с вершины Афона, бесподобен. Говорят, что при склоне солнца к западу отсюда можно заметить самый Константинополь, даль которого в наше время терялась в полуденном мареве и, со своими соседними высотами сливаясь в одну длинную цепь, тянулась в пленительном разнообразии по светлому горизонту. Острова: Самофраки, Имбро, Тассо, Лемнос; горы: Олимп, Пинд и другие, берега мифологической Трои, Ида и даже едва заметные черты отдаленного Негропонта с неподвижными равнинами архипелагских вод ложились под взор наш во всем своем оптическом очаровании. Картина была единственная в своем роде! Величественный Олимп, на котором сиял своею подвижническою жизнью святой Иоанникий Великий, красовался над Салоникским заливом поразительным челом своим, покрытым еще зимними снегами. Далекие горы Македонии местами тоже лежали под их ослепительною белизною, а длинная цепь Афонского хребта вилась к перешейку в живописных волнах расцветающей зелени. Все высоты полуострова, или все равно – Святой Горы, столь поразительные, если смотреть на них от взморья, теперь казались нам не более как плоскими пригорками, ничтожною возвышенностью. Разбросанные по прибрежью монастыри представлялись отсюда легкими только очертаниями белизны, а отшельничьи кельи с их кипарисами – едва заметными темными точками. Инок Парфений (Агеев) Предание содержится на Святой Горе Афон и сохранилось между скитниками и пустынножителями: потому что у них более достоверное сохранилось предание о каждом афонском монастыре, его происхождении и святыне, нежели в самых монастырях. Я сие испытал на деле. Во многих монастырях спрашивал братию о некоторых предметах и о их происхождении; но всегда братия отзывались незнанием.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afon-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010