Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский Имя преподобного Серафима Саровского знает каждый русский человек. О нем написаны десятки книг и снято множество фильмов. При жизни к нему стекались тысячи. После смерти — миллионы. Его молитвенное предстояние хранит наше Отечество, спасает и излечивает множество людей. Каждый человек должен знать жизнь святого старца Серафима, учась у него Вере и Любви, подражая ему в мудрости и доброте. 14 января, 2011 Имя преподобного Серафима Саровского знает каждый русский человек. О нем написаны десятки книг и снято множество фильмов. При жизни к нему стекались тысячи. После смерти — миллионы. Его молитвенное предстояние хранит наше Отечество, спасает и излечивает множество людей. Каждый человек должен знать жизнь святого старца Серафима, учась у него Вере и Любви, подражая ему в мудрости и доброте. Глава I ПОД КРОВОМ МАТЕРИ Земною родиною этого истинно небесного человека, о котором Сама Божия Матерь сказала: “Сей – от рода Нашего”, был град Курск, милостиво покрываемый чудотворною Ее иконою Знамения, именуемою “Коренною”. Под Ее особым попечением возрос до великой высокой святости преподобный Серафим и удостоился услышать от Нее пресладкое и славное наименование: “Любимиче Мой!” Телесным же родителем его был благочестивый купец и трудолюбивый строитель Исидор Иванович Мошнин. У него были свои кирпичные заводы, и он занимался постройкой каменных храмов и домов. Для этого дела требуется душа сильная и благоразумная, но Исидор Иванович отличается еще и твердою верою, и истовым благочестием. Еще более украшалась добродетелями мать будущего угодника Божия, истинная раба Господня, Агафия Фотиевна: она отличалась милосердием к бедным; в особенности же помогала сиротам-невестам выходить замуж. Но кроме этого она была одарена и глубоким разумом и мужественною душою, как мы это скоро увидим. От таковых родителей произросли три ветви: первое дитя – Параскева, старший сын – Алексей и младший брат его, будущий светильник вселенной, Прохор.

http://pravmir.ru/vsemirnyj-svetilnik-pr...

Иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова. 1988 г. Фотография. Сер. 90-х гг. XX в. В 1985 г. З. расписывал ц. вмц. Параскевы в с. Пятница во Владимирской обл. В том же году вернулся в Псково-Печерский монастырь, где создал иконостасы храмов прмч. Корнилия Псково-Печерского (1985), Покрова Пресв. Богородицы над Успенским собором (1990) и Псково-Печерских святых на Горке (1989-1991). В 1987 г. выполнил иконостас ц. прп. Евфросинии Полоцкой в г. Карсава (Латвия), а в 1988 г. создал иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова (в связи с неблагоприятным температурно-влажностным режимом иконостас находился под угрозой разрушения; в результате реставрации облик икон искажен). В 1989 г. возведен в сан архимандрита. Ко 2-й пол. 80-х гг. творчество З. приобрело международную известность. В 1992 г. он расписал братскую трапезную Нововалаамского мон-ря (Финляндия); в 1995 г. по заказу Покровского мон-ря в Бюси-ан-От (Франция) написал больших размеров икону «Ярославская Оранта»; выполнил фресковую роспись в храме Крестовоздвиженского мон-ря (Шевтонь, Бельгия) (в алтарной апсиде «Христос во славе в окружении евангелистов» (1995), на вост. стене нартекса «Небесный Иерусалим» (2000)). Опыт мастера востребован в иконописных школах, куда его неоднократно приглашали для преподавания (школа прп. Иоанна Дамаскина в Сен-Жан-ан-Руайан (Франция); школы в Венеции и в Сериате, близ Бергамо (Италия), и др.). Воспринимая свою работу как правосл. миссию на Западе, З. выполнял заказы для верующих разных христ. конфессий, желающих молиться перед правосл. образами. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. В 1994 г. З. был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский мон-рь в Пскове. В нем он организовал Международную иконописную школу, где проводил курсы для учеников из России, Франции, Италии и др. стран. В его настоятельство была восстановлена надвратная ц. первомч. Стефана, для к-рой З. создал каменный иконостас с фресковыми иконами (1996). По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к 600-летию Сретения в Москве (26 авг. 1395) Владимирской иконы Божией Матери исполнил ее список (1995, ныне в Оптиной пуст.). В 1995 г. З. был удостоен Гос. премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христ. школе).

http://pravenc.ru/text/199877.html

за трапезой на фоне бревенчатой стены; П. вместе со свящ. Леонидом Чичаговым (впосл. сщмч. Серафим), келейницей и паломниками на крыльце дома в 1895 г.; П. на фоне леса; П. на смертном одре в 1915 г. (ГА Нижегородской обл., архив и музей Серафимо-Дивеевского мон-ря, частные собрания). На 2 фотографиях (ок. 1903, РГИА) П. запечатлена возле крыльца своего домика-кельи, в окне которого стоит ее портрет. Вероятно, этот уникальный живописный портрет блаженной нач. XX в., бережно сохранявшийся последними дивеевскими сестрами, находится в собрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (резиденция Московских Патриархов в Переделкине). В 1906 г. в литографской мастерской Серафимо-Дивеевского мон-ря с одного из фотоснимков (изображение немного отличается по иконографии от живописного портрета) была выполнена хромолитография, дошедшая в нескольких экземплярах (ГМИР, Гос. музей А. М. Горького в Н. Новгороде, Мордовский респ. объединенный КМ им. И. Д. Воронина в Саранске, Серафимо-Дивеевский мон-рь, собрание Ф. Р. Комарова). Старица представлена поколенно, немного склонившейся вправо, в светлой рубашке и синем цветастом сарафане, голова не покрыта, седые недлинные волосы зачесаны назад, руки лежат на коленях; подпись: «Паша, Саровская юродивая//Проживающая въ Дивевскомъ Монастыр». Фотография-оригинал воспроизводилась в посвященных П. изданиях (напр.: Паша, Саровская юродивая: Полное жизнеописание подвижницы. Од., 1909). Живописный портрет неизвестной юродивой (предположительно П.) хранится в НГХМ. Св. царь-страстотерпец Николай II с супругой посещают блж. Параскеву Дивеевскую. Роспись Казанской ц. Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2003–2004 гг. Худож-ники Я. В. Рылло, Д. В. Шабалина Св. царь-страстотерпец Николай II с супругой посещают блж. Параскеву Дивеевскую. Роспись Казанской ц. Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2003–2004 гг. Худож-ники Я. В. Рылло, Д. В. Шабалина На основе этих фотографий к прославлению П. (вместе с блаженными Пелагией и Марией Дивеевскими) ок. 2004 г. были созданы первые иконы 3 юродивых.

http://pravenc.ru/text/2579014.html

В Дивееве называли пустыньками кельи дивеевских подвижниц после их кончины. Были в обители пустынька матушки Александры, пустынька Пелагеи Ивановны, располагавшаяся неподалеку от Казанского храма, пустынька Наташи в конце Канавки. Вся обстановка в них, освященная молитвами и подвигами святых стариц, сохранялась нетронутой, как при их жизни. По дивеевской традиции во всех пустыньках сестрами читалась неусыпаемая Псалтирь. В праздники было принято обходить эти святые места обители, молясь о упокоении подвижниц и испрашивая их молитвенной помощи. К сожалению, эти святыни теперь утеряны для нас. В «Описи недвижимого имущества бывшего Дивеевского монастыря», составленной в 1927 году, мы видим записи с кратким описанием построек обители. Напротив статей о домах-пустыньках стоят отметки: «увезен», «разломан и увезен». Неисповедимыми путями промысла Божиего была сохранена только одна из этих святынь: пустынька блаженной Паши Саровской. В документах 1927 года об этом доме говорится: «Продан колхозу " Вперед " ». В разное время здесь были и сберкасса, о которой прикровенно предсказывала сама блаженная, и молочная кухня. Наконец, летом 2004 года в домике был открыт музей блаженной Параскевы. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной Паши Саровской, в остальных комнатах размещался паломнический центр. В настоящее время реконструкция пустыньки полностью завершена и создана большая экспозиция, отражающая историю Дивеевского монастыря от начала его основания преподобным Серафимом до разорения обители в 1927 году. Изгнание монахинь из родной обители, скитания и лишения сестер в миру, притеснения монастырского духовенства, тюрьмы, ссылки, лагеря, обрекавшие гонимых на мучительные страдания и смерть – вот основные черты жизни дивеевских монахинь и священников в послеоктябрьский период. В тяжких условиях жизни они остались верными Христу, в огне испытаний стяжали святость. О них рассказывает новая музейная экспозиция, развернутая в старинном доме. Ее материалы поведают о судьбах дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, многие из которых ныне причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской и составляют славный Собор Дивеевских святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Владимир, г.Пермь, 35 лет. ПИК 2008-1, группа 1. До этого события к крестным ходам относился с большим сомнением... Ежегодно в Пермском крае устраивается однонедельный крестный ход протяженностью около 140 км. из Перми в Белогорский Свято-Никольский мужской монастырь на престольный праздник святого праведного Серафима, Саровского чудотворца. Давний знакомый, брат о Христе, уговорил меня принять участие в нем, и впервые в жизни я согласился на такой сомнительный (по тогдашним представлениям) поступок. Путь пролегал из пермского Кресто-Митрофаниевского храма, что в начале Комсомольского проспекта (гримасы советской эпохи...), через Бахаревский женский монастырь, храм в дер. Лобаново, храм Илии пророка в пос. Юг, гору Благодать (с водружением там поклонного креста и панихидой на месте желаемого строительства храма), заброшенный военный городок Звездный - жутковатый, точно из фильма " Сталкер " , дер. Бырма, храм в пос. Н.Пальник, дер. Полыгарец, крест и место восстановления храма в селе Троельга, село Ерши с часовней во имя Параскевы Пятницы (располагавшегося на пригорке, с которого уже открывался в солнечной дымке поразительной, строгой и величественной красоты вид на Белую гору и собор Белогорской обители), церковь в селе Бым. После Быма был совершен марш-бросок уже на саму Белую гору, а на следующий день те, кто еще оставался в состоянии - путь был совсем нелегким! - посетили Свято-Серафимовский Алексеевский скит, где была отслужена последняя (если считать официально - потому что часть народа потом поехала еще на престольный праздник пророка Илии в пос. Юг) Божественная литургия и панихида по святым мученикам Белогорской обители, пострадавшим в 1917 - 1928 годах. Дорога меняла свой вид от прекрасного загородного шоссе до совершенно мрачной и извилистой тропинки по непролазной мокрой и скользкой глине в буйных лесах. Примерно половина пути была проложена по дорогам с твердым покрытием, а четверть или пятая часть являлась совершенно непригодной для колесного транспорта... однако самые тяжелые и неудобные участки пути с нами прошли несколько младенцев в колясках (!), которых пронесли на руках под Иисусову молитву наиболее крепкие крестоходцы. Пожалуй, это лично для меня явилось первым шоком... самоотверженность родителей, спокойствие детей и молчаливая помощь сестер и братьев явились откровением, хотя " на бумаге " я все это уже прекрасно знал! Затем пришло время поразиться глубиной веры людей, внешность которых ну никак не могла указать на их православность: я видел человека с внешностью франтоватого мушкетера, с закрученными усами и щегольски одетого, который в первый же день стер ноги до кровавых мозолей (кровь пропитала его обувь), а на второй день даже не смогшего свою дорогую обувь одеть (дальше он шел то в тапочках, то босиком), но все-таки упорно, с молитвой на устах и слезами, продолжавшего идти на праздник святого Серафима Саровского. И дошедшего, и с глубокой радостью лобызающего икону св. Серафима в храме Белогорской обители.

http://azbyka.ru/pravkurs/mod/page/view....

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В агиографической литературе мы встречаемся с фактами не только открытого доброделания святых жен, Христа ради юродивых (пророчества, исцеления, наставления и вразумления и пр.), но и доброделания тайного. Так, св. блж. Ксения Петербургская, пребывая по ночам на Смоленском кладбище, таскала кирпичи, чем помогала строить Собор в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Св. блж. Паша Саровская во время своей 30– летней жизни в саровском лесу посещала саровскую мельницу, где работала на живущих там монахов. Окрестные крестьяне и странники, которые приходили в Саров, глубоко чтили подвижницу и приносили ей пищу и деньги; всё это она немедленно раздавала неимущим. 2.6. Духовная связь между святыми юродивыми В жизни святых юродивых мы часто встречаемся с фактами их духовной связи с живыми или умершими святыми, прославленными в том же чине – Христа ради юродивых. Рассмотрим эти ситуации подробнее. Заслуживает внимания так называемый феномен дивеевских блаженных. В период, начиная с появления в Дивеевской обители в 1837 году святой Пелагеи Ивановны, Христа ради юродивой, которую благословил на этот подвиг и на духовное окормление обители преподобный Серафим Саровский , и вплоть до смерти св. блж. Марии Ивановны в 1931 году мы можем говорить о преемственности в подвиге юродства Христа ради в Дивеевском монастыре. Описаны интересные встречи блж. Пелагеи с блж. Пашей Саровской. С полуслова понимали они друг друга. Однажды, предвидя появление блж. Паши Саровской, святая Пелагея вскочила, подошла к окну и, высунувшись, дождалась появления блж. Параскевы, после этого начала ей грозить. Далее у них состоялся короткий диалог: « – Что, матушка, или нейти? – Нет, – говорит Пелагея Ивановна. – Стало быть, рано еще? Не время? – Да, – подтвердила Пелагея Ивановна» 210 . После этого Паша низко поклонилась, развернулась и ушла в те же ворота, в которые только успела войти. Появилась она вновь в обители лишь за шесть лет до смерти блж. Пелагеи. Последняя из канонизированных дивеевских святых в чине юродства Христа ради Мария Ивановна в период своего странничества вокруг Сарова, Ардатова и Дивеева приходила за советом к блаженной Прасковье Ивановне. Сама же св. Паша Саровская и благословила Марию Ивановну остаться в монастыре, а своим близким она пророчески предсказывала, что после её смерти её место в монастыре займёт Мария Ивановна: «Духовное окормление Мария Ивановна получала у блаженной Прасковьи Ивановны, с которой приходила советоваться. Сама Прасковья Ивановна, предчувствуя кончину, говорила близким: «Я еще сижу за станом, а другая уже снуёт, она еще ходит, а потом сядет», – а Марии Ивановне, благословив её остаться в монастыре, сказала: «Только в моё кресло не садисъ» (в келии блаженной Паши Мария Ивановна прожила всего два года)» 211 . В кондаке блж. Марии Ивановне находит отражение тот факт, что она была последней в череде дивеевских юродивых Христа ради: «И последнюю посланницу яви тя Бог , юродствовавшую в Дивеевстей обители» 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прошли Серафимовские торжества в Дивеево Нижегородская область, 2 августа 2004 г. Фото Ю. Клиценко 31 июля – 1 августа в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре прошли торжества в честь 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, сообщает Седмица.Ru. По благословению Патриарха Алексия для участия в церковно-общественном празднике из Москвы прибыла делегация иерархов Русской Церкви во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. В состав делегации вошли митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент и другие архиереи. 30 июля в аэропорту Сарова высоких гостей встречали епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, заместитель полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе С.А.Обозов, первый заместитель губернатора Нижегородской области В.М.Потапов, глава администрации Сарова Г.3.Каратаев, глава Дивеевского района В.И.Лопаткин, мэр Арзамаса А.Н.Мигунов. По прибытии в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь участники торжеств поклонились честным мощам преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе обители. 31 июля в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент и собор архиереев совершили чин великого освящения церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. По окончании освящения храма была отслужена заупокойная лития по Дивеевским старицам Пелагии, Параскеве и Марии – последняя перед их прославлением в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. Затем за первой Божественной литургией в новоосвященном храме был совершен чин прославления блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских. Фото Ю.Клиценко На богослужении присутствовали Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе Сергей Владиленович Кириенко, губернатор Нижегородской области Геннадий Максимович Ходырев, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Борисович Люлин, главы местных администраций.

http://pravoslavie.ru/10633.html

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор. Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве. 17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. 14 апреля 2008 г.  учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря. 23 октября 2022 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Дивеевского монастыря. Храмы Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010