— Не бери моей мамы! не бери моей мамы! оставь мне мою маму! На мой плач Ангел приостановился и взглянул на небо, как бы обращаясь молитвенно к Богу, но потом опять повел меня к крыльцу. А я, заливаясь слезами, все твержу: — Не бери, не бери, оставь мне мою маму! Так мы взошли на ступени девичьего крыльца и вошли в девичью. В девичьей стоял длинный стол; за ним обычно работали наши крепостные девушки с вышиванием и другими рукодельями. За девичьей была другая комната, а за ней — спальня моих родителей. И я сердцем почувствовала, что если Ангел переступит порог девичьей и войдет в спальню, то все будет кончено и я лишусь своей матери навеки… С воплем отчаяния я ухватилась за одежду Ангела и стала его еще усиленнее умолять не отнимать у меня мамы… На столе девичьей лежал белый покров, обшитый серебряным галуном — таким покровом покрывают покойников. На мой детский вопль Ангел опять остановился, обратил взор свой к небу, постоял в молчании некоторое время, потом взял со стола в руки покров и сказал мне: — Я умолил Господа: Он оставляет тебе твою маму. А это, — он указал на покров, — это тебе Покров Царицы Небесной! На этом я проснулась и тут же рассказала сон этот своей няне. Мать моя в это время была тяжко больна. Родив, как я потом узнала, двойню без докторской помощи и с плохой акушеркой, она истекала кровью и была при смерти. Когда из ближайшего города привезли доктора, то он объявил, что она безнадежна. В ночь моего видения с ней был кризис, и ей внезапно стало лучше, и она вскоре выздоровела. Когда я вышла уже замуж и родила свою первую дочку, не прошло после того и трех месяцев, как мать моя умерла, и, умирая, говорила мне: — Зачем ты тогда вымолила меня у Бога? Я чище тогда была. Но кто был советником Богу?.. Так видят Ангелов чистые детские души. Глава пятая. Великая дивеевская блаженная Параскева Ивановна I. Было это в 1900 году. В тот год один близкий мне по духу священник видел во сне великого старца Саровской пустыни иеромонаха о. Серафима, молящегося в моем доме перед родовой моей иконой Спаса Нерукотворенного. Сон этот показался настолько знаменательным, что по нем я в том же году летом впервые съездил в Саров, где в источнике о. Серафима получил исцеление от многолетней моей хронической болезни и откуда посетил и Серафимо — Дивеевский женский монастырь, любимое создание великого Саровского старца. Поездка эта мною описана была в книге моей «Великое в малом», к этой книге я и отсылаю интересующихся, а теперь поведу речь и о той, кого на пути собирания цветов с духовного луга поставил Господь предо мною еще живым и жизнетворным цветом современного иноческого подвижничества. Цветок этот была великая дивеевская блаженная, Христа ради юродивая Параскева Ивановна — Паша Саровская, она же «маменька» сестер Дивеевской обители.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Блж. Таисия Египетская, будучи отроковицей, после смерти своих родителей раздала все имение нищим, возжелала ради Господа сохранить девство, превратила своё жилище в странноприимный дом и принимала в нём скитских иноков. В её жизни был период, когда она «нача страдати убожеством» 73 . После соблазнения отроковицы Таисии злыми людьми она встала на путь грехолюбивый: «...и нача отроковица зле жити, в нечистотах блудных валяющися» 74 . По просьбе монастырской братии, помнившей о благодеяниях Таисии, оказанных монахам, авва Иоанн Колов приходит к отроковице и призывает её к покаянию. Этот призыв нашёл живой отклик в сердце блж. Таисии. Таким образом, несмотря на то что блж. Таисия сама не имела монашеского пострига, но её жизнь и спасение были тесно связаны с монашествующими. Дивеевские блаженные Пелагея и Мария, Христа ради юродивые, подвизались в Дивеевском женском монастыре, где имели огромное нравственное влияние на сестёр обители. Источники не сообщают, принимали ли эти подвижницы монашеский постриг. Что касается еще одной дивеевской блаженной – св. Параскевы (Паши Саровской), в крещении Ирины, то по поводу неё известно точно, что в начале своего подвижнического пути она приняла в Киеве тайный постриг с именем Параскевы и оттого называла себя Пашей 75 . Существует мнение, что блж. Ксения Петербургская в начале своего страннического пути несколько лет находилась в Алексеевской женской обители недалеко от Арзамаса, основанной преподобным Феодором Санаксарским (Ушаковым) 76 . Ранее мы уже отмечали, что подвиг юродства носит не столько личный, сколько общественный характер. Поэтому юродивых Христа ради мы видим прежде всего в миру. Что же касается юродивых, подвизавшихся в монастырях, то это происходило, как правило, в крупных обителях, в которых необходимо было нести это общественное служение в силу различных нестроений. Яркий пример – феномен дивеевских блаженных 77 . Вспомним слова, с которыми благословил на этот подвиг св. блж. Пелагею прп. Серафим Саровский . Заключительные слова этого благословения «и будешь ты свет миру» можно понимать таким образом, что блж. Пелагея будет духовно окормлять не только сестер Дивеевской обители, но и многих других людей, которые обратятся к ней за помощью (что, как мы знаем, в дальнейшем и происходило).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1994 году митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев) посетил Иоанно-Предтеченский храм. Во время визита он благословил восстановление придела во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. На сегодняшний день придел полностью восстановлен. Иконостас этого придела новый. На царских вратах традиционно изображено Благовещение Пресвятой Богородицы. Справа от него в верхнем ряду - образы Спаса Нерукотворного и святой Параскевы, в нижнем - двух евангелистов. На диаконских вратах - большой образ Преподобных Мартирия Печёрского и Серафима Саровского. На боковой части иконостаса находится Старорусская икона Божией Матери, названная так по городу Старая Русса, где икона хранилась с 1470 (по другой версии, с 1570) года. Этот образ отличается тем, что Богомладенец отвернулся от святой Матери, как бы выражая стремление идти от неё прочь, в мир. Слева от царских врат также четыре малых образа: Спас на троне, Старорусская икона Божией матери, Евангелист Лука, пишущий образ Божией Матери с Младенцем и Евангелист Матфей. Здесь же расположен Канун. Третий ряд иконостаса представляет собой деисус. В центре его образ Христа Пантократора. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Божией Матери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. Сохранилась роспись купола центрального храма Иоанна Предтечи XIX века, выполненная в академическом стиле. Благословляющий Христос в самом центре, между нишами окон - изображения святых, на парусах стен - образы четырёх евангелистов. Главный иконостас храма Иоанна Предтечи черырёхъярусный, он также новый. На царских вратах сверху изображено Благовещение Пресвятой Богородицы, а на больших створках справа - святитель Иоанн Златоуст, слева - святитель Григорий Богослов и Василий Великий. Справа от врат образ Христа Пантократора, слева - образ Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Рядом с образом Божией Матери находится икона " Зачатие Иоанна Предтечи " . Второй ряд иконостаса традиционно посвящён двунадесятым праздникам. Третий - деисус, состоящий всего из пяти икон, в центре - Спас в Силах. Слева от этого образа - иконы предстоящих и молящихся Христу: Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, справа - Пророка Иоанна Предтечи и святой Равноапостольной Княгини Ольги. И четвёртый ряд здесь пророческий, в центре его - образ святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=00125

В церковь был также перенесен чтимый образ св. Параскевы Пятницы из одноименного храма на Пороховых (снесен). С благоговением прихожане молятся также пред иконами свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и вмч. Георгия Победоносца, попавшей в храм, видимо, из снесенной Георгиевской кладбищенской церкви. Кроме упомянутых на Большеохтинском кладбище находились еще две церкви: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. вмч. Димитрия Солунского, близ которой располагалось единоверческое отделение кладбища. При кладбище действовала также основанная в начале XIX века богадельня для лиц духовного звания. В наши дни Никольский храм на Большеохтинском кладбище остается единственным действующим на Охте, он всегда чист и ухожен. В храме во всякое время людно: петербуржцы приходят сюда на родные могилы и в храм, помянуть своих близких. Уже долгие годы настоятелем храма служит прот. Александр Кудряшов. Старинное Большеохтинское кладбище, где погребены многие известные петербуржцы: митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин, ум. 1979 г.), архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев, † 1986 г.), профессора Духовной Академии- А. Сагарда († 1950 г.), В. Верюжский († 1955 г.), М. Сперанский (†1984 г.), а также композитор духовной музыки П. И. Турчанинов, балерина Е. И. Истомина, фрейлина Е. И. Нелидова, кормилица Императора Александра I E. П. Петрова, купцы Елисеевы, ныне нуждается в уходе и благоустройстве. Престольными праздниками в Никольской Большеохтинской церкви являются дни: 9 (22) мая – перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар. 6 (19) декабря – преставление свт. Николая Чудотворца. Прихожанами чтятся также: Духов День – в память престольного праздника главного охтенского храма во имя Сошествия Святого Духа. 23 апреля (6 мая) – праздник св. вмч. Георгия Победоносца; 26 июля (8 августа) – преподобномученицы Параскевы Пятницы; 28 июля (10 августа) – иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) Смоленской;

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Александра Дивеевская, прп. - житие Преподобная Александра Дивеевская, в миру – Агафия Семеновна Мельгунова. Конец 1720-х – начало 1730-х, Переславль-Рязанский (в н.в. – Рязань) – 13 июня 1789, Дивеево, Нижегородская губерния. Основательница Дивеевской монашеской общины. Происходила из древнего дворянского рода Степановых (отец – Симеон, мать Параскева). Была женой полковника – богатого владимирского помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь. Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево-Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители. На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Богородица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений в 1765 году она окончательно переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафимрассказывал, что саровский Успенский собор достроен на её средства. Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника отца Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитана, лучше всех в округе, знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных.

http://pravicon.com/info-1708

В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие. 21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Часть сестёр нашли приют в селе Елизарьево, где служил старший брат монастырского священника — Иаков (Гусев), прославленный затем как священномученик. По благословению братьев Гусевых из села Пузо в Елизарьево перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну. Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария). В Муроме жили сестры, изгнанные из разных монастырей, но служивший там батюшка вспоминал: «Внешне все выглядели одинаково: темный платок, темное платье, но дивеевских мы узнавали сразу, они резко отличались от всех, они успели получить нечто в монастыре — благодать. Они были ни на кого не похожи: в общении особенно приятные, очень смиренные, это чувствовалось во всем — в обращении и даже в голосе. А остальные были какие-то боевые монахини». Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сёл и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря, однако они остались без рассмотрения. В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной. Одной из немногих дивеевских сестёр, доживших до восстановления монастыря была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской. Возрождение обители Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 22 апреля 1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этого в январе у родственников последнего священника выкуплен деревянный дом на окраине села, рядом с Казанским источником. До закрытия монастыря этот дом стоял недалеко от святой Канавки и в нём находилась свечная мастерская монастыря. Затем строение было разобрано и перенесено на окраину, чтобы обеспечить жильём священников, которых выселяли из центра села. К купленному дому был пристроен алтарь и построена деревянная колокольня. Освящение церкви состоялось в Лазареву субботу и совпало с днём памяти последнего дивеевского священника Иоанна (Смирнова). Перед освящением в церковь был внесена икона Серафима Саровского, выполненная в полный рост и с вложенной полумантией преподобного.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Более подробно о треволнениях тех лет можно узнать из книги Сергея Фирсова «Николай II. Пленник самодержавия»... И преподобный Серафим Саровский действительно помог — 30 июля (12 августа по новому стилю) 1904 года родился цесаревич Алексей. — Известно, что архимандрит Серафим (Чичагов) много сделал для того, чтобы саровский старец был прославлен. Почему он взялся за этот труд? Есть рассказ о том, как блаженная Параскева Дивеевская, помнившая старца Серафима, увидев Чичагова, сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». И это явилось толчком к его деятельности. В своей книге Вы не упоминаете об этом эпизоде. Почему? Из-за его недостоверности? — Мне посчастливилось познакомиться с одной из последних монахинь Дивеевского монастыря матушкой Серафимой (Булгаковой), слушать ее рассказы о священномученике Серафиме (Чичагове), помогать ей печатать на пишущей машинке воспоминания, известные сегодня как «Дивеевские предания», поэтому упомянутое Вами событие было мне хорошо известно. По протекции матушки я познакомился с Варварой Васильевной Черной, внучкой священномученика, впоследствии ставшей в 1994 году первой игуменией возрожденного Новодевичьего монастыря с именем Серафима. От нее я также слышал подобную историю и в достоверности ее не сомневаюсь. В мою книгу многое не вошло, за что прошу прощения у читателей. До пострижения в монашество священник Леонид Чичагов посетил Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь, которые ему очень понравились своими строгими уставами, почитанием отца Серафима. В 1895 году в Дивеевском монастыре была похоронена супруга отца Леонида, и с этого времени Саров и Дивеево становятся для Чичагова особенно близкими и родными, а старец Серафим — духовным наставником. — За столетия истории Русской Церкви сложилась определенная процедура прославления святых, которая проходила в следующей последовательности: сначала обретались нетленные мощи праведника, а затем составлялся список чудес по его молитве.

http://patriarchia.ru/db/text/6012221.ht...

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, торжественно отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах. Важными событиями торжеств 2004 года, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима, стали освящение главного престола восстановленного Казанского храма, и прославление в лике святых Нижегородской епархии блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских. К празднику были завершены работы на последнем тридцатиметровом отрезке Богородичной Канавки. В конце Канавки, на месте, где по указанию Божией Матери в 1827 году возвели мельницу для девичьей общины, была построена и освящена деревянная часовня. В 2004 году в основном завершилось благоустройство территории центральной части обители. Святыни Дивеевской обители Главной святыней Дивеевской обители являются мощи преподобного Серафима, почивающие в Троицком соборе монастыря. В алтаре этого храма сохраняются личные вещи преподобного: его крест, епитрахиль, кожаные руковицы, бахилы, чугунок и мотыга. Еще одна святыня – копия иконы Божией Матери Умиления, ныне пребывающая в Троицком соборе. Святынями Дивеевской обители являются также мощи преподобных жен и блаженных Дивеевских. Преподобные жены Дивеевские Преподобная Александра Преподобная Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) происходила из Рязани, из древнего дворянского рода. Она рано овдовела и осталась с малолетней дочерью на руках. Она решила посвятить свою жизнь Богу. В Киеве Царица Небесная возвестила матери Александре, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители. На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Владычица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле. По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери и распродажи своих имений она окончательно переселилась в Дивеево около 1765 года. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Преподобный Серафим говорил, что саровский Успенский собор достроен на средства матушки Александры. Также на ее средства была выстроена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Дивеево.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Образ П. встречается в росписях храмов Серафимова Дивеевского мон-ря и его скитов, напр. в настенной композиции в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери П. изображена в рост, справа от монастырского ансамбля (с зап. стороны), держит в руках большой букет полевых цветов (2003-2004, московские мастера Я. В. Рылло и Д. В. Шабалина; П. в синем сарафане, серо-коричневой шали и светлом платке). В трапезной ц. во имя блгв. кн. Александра Невского мон-ря написано шествие прп. Серафима Саровского с дивеевскими преподобными женами и блаженными, П.- крайняя слева в светлых одеждах (2002-2003, палехская иконописная мастерская «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса). Традиц. образ П. в медальоне имеется в стенописи ц. во имя св. Царственных страстотерпцев в Сарове (2017-2018, палехская иконописная мастерская «Новое Воскресение» и нижегородская мастерская «Византия»). На фреске в больничной ц. во имя прп. Илариона Великого в Оптиной пуст. (2007) представлена П. средних лет, волосы почти без проседи убраны под светлый плат, на светло-зеленое платье наброшена ткань, по цвету схожая с монашеской мантией, в правой опущенной руке - цветы, левая протянута к изображенной рядом блж. Параскеве Дивеевской. Подобный настенный образ П. (волосы седые, руки сложены на груди, в правой - цветок) находится в ц. в честь Собора Дивеевских святых при подворье Серафимова Дивеевского монастыря в Москве (ок. 2011). Образ П. также вводится в многочисленные совр. композиции «Собор Дивеевских святых», находящиеся в храмах Серафимова Дивеевского мон-ря и Нижегородской епархии (икона из местного ряда иконостаса Троицкого собора обители, 2006; роспись монастырской больничной ц. в честь иконы Божией Матери «Целительница», 2009-2010, московские мастера М. Е. и И. А. Мироновы при участии мон. Хрисанфы (Долгатовой); мозаика на фасаде подворья Серафимова Дивеевского мон-ря в Москве, 2012, мозаичная мастерская «Преображение»), «Собор Нижегородских святых» (2008, иконописная мастерская «Традиция», кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде), «Все святые, в земле Русской просиявшие» (2005, Н. В. Масюкова, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде). На одной из икон нач. XXI в. (частное собрание) центральный образ прп. Серафима Саровского (написан на основе литографии Серафимова Дивеевского мон-ря, 1876) окружен клеймами с поясными образами дивеевских святых, в т. ч. П. (в рубахе с отложным воротником, без четок в руке).

http://pravenc.ru/text/2579926.html

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского , обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. С 1989 года в Дивееве освящено семь храмов с тринадцатью престолами, а также сельские церкви в скитах: Покровском (с. Канерга), Никольском (с. Автодеево), Знаменском (с. Хрипуново), Архангельском, Троицком и в пос. Выездное и церкви в Кутузовском скиту и с. Понетаевка – всего 8 престолов. Ныне восстанавливаются Покровская церковь Архангельского скита, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери на Арзамасском подворье, кладбищенская церковь преподобного Сергия Радонежского в пос. Выездное, Трехсвятительский храм Нижегородского подворья. В самом Дивееве готовятся к освящению два придела восстановленной Казанской каменной церкви, домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в старом игуменском корпусе, строится новый храм на бывшем монастырском хуторе Ломовка. Началось восстановление бывшей больничной домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней – святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. На территории монастыря устроены гостиницы для священников. Для паломников действует гостиница в поселке Северный. Несколько небольших гостиниц находится в самом Дивееве и его окрестностях. Многие жители Дивеева по благословению монастыря принимают паломников в своих домах. В Дивеевской обители были проведены работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению святой Канавки Божией Матери, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей. Важными событиями торжеств 2004 года, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима, стали освящение главного престола восстановленного Казанского храма и прославление в лике святых Нижегородской епархии блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских. К празднику были завершены работы на последнем тридцатиметровом отрезке Богородичной Канавки. В конце Канавки, на месте, где по указанию Божией Матери в 1827 году возвели мельницу для Девичьей общины, была построена и освящена деревянная часовня. В 2004 году в основном завершилось благоустройство территории центральной части обители. Имеются целебные источники.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010