Паша Саровская Новые архивные материалы к житию блаженной Параскевы Дивеевской 3 декабря, 2015 Новые архивные материалы к житию блаженной Параскевы Дивеевской 22 сентября/5 октября 2015 года исполнилось 100 лет со дня кончины Христа ради юродивой Параскевы Дивеевской. Несмотря на широкую известность блаженной Параскевы, о ней сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Однако несколько лет назад священник Георгий Павлович, проводя научно-исследовательскую работу в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, неожиданно обнаружил письма, написанные келейницей блаженной Параскевы послушницей Пелагеей к неустановленному лицу (сперва в 1913 году, называемому Константин Андреевич, а в 1915-1916 годах отцом Серафимом). Эти письма публикуются впервые. До сих пор основными источниками сведений о Паше Саровской считались «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная митрополитом Серафимом (Чичаговым), и воспоминания монахини Серафимы (Булгаковой), близко общавшейся с келейницей блаженной Евдокией (Дуней) Барсковой. Обнаруженные же автором этих строк письма, несмотря на то что носят по преимуществу бытовой характер, представляют собой несомненную ценность как достоверный исторический источник, позволяющий подтвердить многие факты, известные из предания. Они также проливают свет на важные подробности, в особенности касающиеся кончины блаженной. Прежде чем перейти непосредственно к письмам, необходимо сказать несколько слов об их авторах – келейнице, писавшей от имени блаженной, и ее адресатах. Из разных источников известно, что у блаженной Параскевы было несколько келейниц. Много лет старшей и наиболее любимой из них была монахиня Серафима (в миру Анна Ивановна Капустина). Но в 1913 году ее уже не было в живых. Из воспоминаний монахини Серафимы (Булгаковой) известна другая келейница – послушница Евдокия Ивановна Барскова (1879 – после 1919 года). Приводимые ниже письма написаны послушницей Пелагеей. Точных сведений о ней нет. Однако можно предположить, что речь идет о послушнице Пелагее Федоровне Верховой (1871 – после 1919 года, из крестьян села Кременки Ардатовского уезда Нижегородской губернии), которая значится в списке сестер 1917-1919 годов под 694 на синодичном и псалтирном послушании перед Евдокией Барсковой 695).

http://pravmir.ru/pasha-sarovskaya/

Пайгарма. Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Пайгармский Параскево-Вознесенский (во имя великомученицы Параскевы и в честь Вознесения Господня) женский монастырь расположен в 35 км от г. Саранска, в 5 км от крупной узловой железнодорожной станции Рузаевка, близ д. Пайгарма, по которой он и получил свое название. Основан в 1864 по инициативе местных крестьян и на землях, подаренных благотворительницей статской советницей Марией Михайловной Киселевой. Местные жители приметили некоторые особенности Пайгармских окрестностей еще в древности, но только в XVIII в популярность местных реликтовых вод вошла в сферу православных ритуалов. Основных источников три: два освящены в память прп. Сарафима Саровского и угодника Николая Мирликийского, а третий — во имя великомученицы Параскевы. Из двух первых источников, Серафимовского и Никольского, вода берется для умывания; из источника великомученицы Параскевы часть воды направляется в купальни, а часть выводится в сток под алтарем храма, откуда вода берется для питья. При основании монастыря верующие опирались на уже сложившиеся представления о святости пайгармских родников. Во второй половине XVIII в. пустошь возле д. Пайгармы принадлежала рузаевскому помещику Еремею Струйскому. Он продал бесполезные участки помещикам Дятковым, а те перепродали дровяной лес на холмах четырем богатым мордвинам. Вскоре в одном из лесных источников была явлена икона великомученицы Параскевы, от которой получил исцеление получивший отставку больной солдат. Исцеленный сделал сруб, опустил его в родник — и с тех пор, вот уже два века, к источнику не зарастает народная тропа. После реформы 1861 владельцы пайгармских дач решили пожертвовать пустошь на богоугодное дело — открыть здесь монастырь при родниках. В 1863-65  крестьяне из нескольких мордовских сел настойчиво ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении женской общины, в чем им помогала пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева, владевшая под Пайгармой немалым куском земли.

http://sobory.ru/article/?object=17594

Сост. А.Н.Стрижев Игумен Серафим (Кузнецов) Листки воспоминаний. Прозорливица Параскева Преподобным Серафимом еще при жизни было написано по откровению Божию собственноручно письмо к тому царю, которому будет суждено приехать в Саров и Дивеев, передав его своему другу Мотовилову, последний передал это письмо покойной игумении Марии, которая вручила его лично Государю Николаю II, в Дивееве, 20 июля 1903 года. Что было написано в письме, осталось тайной. Только можно предполагать, что святой прозорливец ясно видел все грядущее, а потому предохранял от какой-либо ошибки и предупреждал о грядущих грозных событиях, укрепляя в вере, что все это совершится не случайно, а по предопределению Предвечного Небесного Совета, дабы в трудные минуты тяжелых испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца. Своим провидящим духом прозревал мученическую кончину Царя и современный великий праведник батюшка отец Иоанн Кронштадтский , говоривший: Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано Тайновидцем судеб Божиих: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3 :19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок; Бог отнимет у них благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых жестоких самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами. Современная великая подвижница-прозорливица Саровская Параскева Ивановна, жившая последние годы жизни в Дивееве, а до того несколько десятков лет в лесу, начавшая свои подвиги еще при жизни преподобного Серафима; та, которая предсказала Государю и Государыне за год рождение сына, но не на радость, а на скорбь родится этот царственный птенчик, невинная святая кровь которого будет вопиять на небо. Она в последние дни земной жизни, в своих условных, но ясных поступках и словах предсказывала надвигающуюся грозу на Россию. Портреты Царя, Царицы и Семьи она ставила в передний угол с иконами и молилась на них наравне с иконами, взывая: «Святые царственные мученики, молите Бога о нас». В 1915 году, в августе, я приезжал с фронта в Москву, а затем в Саров и Дивеев, где сам лично в этом убедился. Помню, как я служил Литургию в праздник Успения Божией Матери в Дивееве, а затем прямо из церкви зашел к старице Параскеве Ивановне, пробыв у нее больше часа, внимательно слушая ее грядущие грозные предсказания, хотя выражаемые притчами, но все мы с ее келейницей хорошо понимали и расшифровывали неясное. Многое она мне тогда открыла, которое я понимал не так, как нужно было в совершающихся мировых событиях. Она мне еще тогда сказала, что войну затеяли наши враги с целью свергнуть Царя и разорвать Россию на части. За кого сражались и на кого надеялись, те нам изменят и будут радоваться нашему горю, но радость их будет не надолго, ибо у самих будет то же горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Блаженная Параскева Дивеевская ЖМП 10 октябрь 2015 /  2 декабря 2015 г. 15:50 Паша Саровская. Новые архивные материалы к житию блаженной Параскевы Дивеевской 22 сентября/5 октября 2015 года исполнилось 100 лет со дня кончины Христа ради юродивой Параскевы Дивеевской. ­Несмотря на широкую известность блаженной Параскевы, о ней сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Однако несколько лет назад священник Георгий Павлович, проводя научно-исследовательскую работу в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, неожиданно обнаружил письма, написанные келейницей блаженной Параскевы послушницей Пелагеей к неустановленному лицу (сперва в 1913 году, называемому Константин Андреевич, а в 1915–1916 годах отцом Серафимом). Эти письма публикуются впервые. До сих пор основными источниками сведений о Паше Саровской считались «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная митрополитом Серафимом (Чичаговым), и воспоминания монахини Серафимы (Булгаковой), близко общавшейся с келейницей блаженной Евдокией (Дуней) Барсковой. Обнаруженные же автором этих строк письма, несмотря на то что носят по преимуществу бытовой характер, представляют собой несомненную ценность как достоверный исторический источник, позволяющий подтвердить многие факты, известные из предания. Они также проливают свет на важные подробности, в особенности касающиеся кончины блаженной. Прежде чем перейти непосредственно к письмам, необходимо сказать несколько слов об их авторах — келейнице, писавшей от имени блаженной, и ее адресатах. Из разных источников известно, что у блаженной Параскевы было несколько келейниц. Много лет старшей и наиболее любимой из них была монахиня Серафима (в миру Анна Ивановна Капустина). Но в 1913 году ее уже не было в живых. Из воспоминаний ­монахини Серафимы (Булгаковой) известна другая келейница — послушница Евдокия Ивановна Барскова (1879 — после 1919 года). Приводимые ниже письма написаны послушницей Пелагеей. Точных сведений о ней нет. Однако можно предположить, что речь идет о послушнице Пелагее Федоровне Верховой (1871 — после 1919 года, из крестьян села Кременки Ардатовского уезда Нижегородской губернии), которая значится в списке сестер 1917–1919 годов под 694 на синодичном и псалтирном послушании перед Евдокией Барсковой 695). Известно, что в домике Паши Саровской после ее кончины читалась непрестанно Псалтирь, а тот факт, что нижеприведенные письма написаны послушницей Пелагеей, может указывать на ее старшинство после кончины монахини Серафимы. А.П. Тимофиевич, посетивший Дивеево и Саров в 1926 году, сообщает о многолетней келейной блаженной Паши монахине Киприане (Тимофиевич А.П. Божии люди. М.: Паломник, 1995. С. 92–93). К сожалению, пока не удается с достоверностью определить, о ком идет речь. Возможно, это всё та же бывшая послушница Пелагея, письма которой здесь приводятся, получившая в монашестве имя Киприаны.

http://e-vestnik.ru/church/pasha_sarovsk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский Святые — живые иконы Христа, воплощения евангельской жизни, были главным предметом размышлений владыки Вениамина (Федченкова). «Всемирный светильник» посвящен Серафиму Саровскому — возможно самому великому русскому святому. Фактически, это житие Серафима Саровского, но как всегда, у Федченкова, написанное просто и безыскусственно. Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский Глава I. Под кровом матери Земною родиною этого истинно небесного человека, о котором Сама Божия Матерь сказала: “Сей – от рода Нашего”, был град Курск, милостиво покрываемый чудотворною Ее иконою Знамения, именуемою “Коренною”. Под Ее особым попечением возрос до великой высокой святости преподобный Серафим и удостоился услышать от Нее пресладкое и славное наименование: “Любимиче Мой!” Телесным же родителем его был благочестивый купец и трудолюбивый строитель Исидор Иванович Мошнин. У него были свои кирпичные заводы, и он занимался постройкой каменных храмов и домов. Для этого дела требуется душа сильная и благоразумная, но Исидор Иванович отличается еще и твердою верою, и истовым благочестием. Еще более украшалась добродетелями мать будущего угодника Божия, истинная раба Господня, Агафия Фотиевна: она отличалась милосердием к бедным; в особенности же помогала сиротам-невестам выходить замуж. Но кроме этого она была одарена и глубоким разумом и мужественною душою, как мы это скоро увидим. От таковых родителей произросли три ветви: первое дитя – Параскева, старший сын – Алексей и младший брат его, будущий светильник вселенной, Прохор. В мире Божием нет ничего случайного; и даже малые, по-видимому, события имеют свой смысл: будущий богоносец, пламенный Серафим, прославленный еще на земле Фаворским светом славы преображения, родился в ночь с 19 на 20 июля  , то есть под день славного небошественника, огневидного Илии пророка, великого ветхозаветного постника и созерцателя славы Божией на Хориве, и собеседника Христу Господу на Фаворе. При крещении младенцу дано было имя Прохора, одного из 70 апостолов и первых диаконов церкви (Деян.6,5), память коего празднуется 28 июля, то есть в девятый день по рождении богоизбранного младенца; по церковному закону полагается нарекать святое имя в восьмой день (Лк.2,21); здесь дано на день позднее. При размышлении о сем небесном покровителе святого, диаконе – или “служителе” Христовой Церкви и попечителе о бедных и вдовицах (Деян.6,1), естественно приходит мысль и о преподобном, который сам называл себя слугою Божией Матери и по Ее повелению создал обитель для дивеевских “сирот” – девиц и вдовиц. А как истинный “наставник монахов” и инокинь и всему миру учитель о благодати, святой Серафим достойно получил свое имя, которое значит “начальник хора”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Владимир Мельник От автора Есть в нашем пантеоне святые, особо почитаемые на Святой Руси. Это преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский . В ореоле их святости возрастали целые поколения новых святых подвижников. Так, рядом с именами преподобного Сергия мы видим и св. благоверного Димитрия Донского, и св. преподобного Андрея Рублёва, и св. преподобного Андроника и многих, многих других. Есть и «птенцы гнезда Серафимова»: св. преподобные Марфа (Милюкова), Елена (Мантурова), св. блаженная Параскева. Все они не только светят отражённым светом славы и святости великих Божиих подвижников. Поразительны их собственные подвиги. Стоит лишь вспомнить судьбу преподобной Елены, умершей по послушанию за своего брата Михаила Мантурова. В их святости появляется что-то совершенно новое по сравнению с тем, что мы видим в Древних Патериках. Преподобный Серафим по послушанию Самой Божией Матери создал девическую обитель, сразу просиявшую невиданной чистотой и жертвенностью. В житиях этих новых святых Дивеева почти всё кажется сказкой. Змей, летающий над каретой юной Елены Мантуровой и яростно стремящийся поглотить девушку, – ведь это всё во времена А.С. Пушкина, это не сказка! Потом безусловное, недоступное и многим аскетам послушание – умереть вместо брата! И умерла! Подвиги этих чистых дев не растягиваются на всю длинную жизнь: они вспыхивают как звёзды в какой-то особенной, почти эфирной чистоте. Преподобная Марфа Милюкова, тетка жены Николая Мотовилова, подвизалась в Дивеевской обители всего несколько лет. И в 19 лет умерла схимонахиней, о святости которой сам преподобный Серафим говорил с придыханием. Все они духовно возросли и совершали свои подвиги под покровом молитв преподобного Серафима, под покровом Божией Матери, Которая Сама захотела создать невиданную ранее на земле обитель – чисто девическую. Когда сегодня мы размышляем о жизни Дивеевской обители, мы, по своему маловерию и суетливости XXI века, забываем о главном, о том, о чем постоянно твердил и просил не забывать преподобный Серафим: об участии в жизни Дивеевской обители Божией Матери, пожелавшей создать здесь Свой Четвёртый Удел. Её святая воля, Её присутствие и сегодня ощутимы в Дивеевском монастыре, жизнь и история которого порою нашему сегодняшнему сухорациональному сознанию кажутся как-то слишком мифологичными, слишком сказочными, слишком легендарными.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

«Когда весь народ начнет молиться» Беседа с архимандритом Тихоном (Ильговым), настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Луганске 2015 год в Луганске объявлен годом духовности. Для духовенства и верующих людей это, в том числе, награда и за молитвенный подвиг – непрерывные молебны возле бывшего СБУ, на блокпостах, на дому и за многие крестные ходы с чудотворными иконами, которыми исходили наши батюшки с паствой своей вдоль, вокруг и поперек всю Луганщину. Есть в Луганске храм Казанской иконы Божией Матери. Находится он в конце улицы Карла Маркса, которая, как и весь старый центр Луганска, сильно пострадала в летне-осенний период от артобстрелов. Настоятель храма архимандрит Тихон (Ильгов) благодарит Бога за то, что храм остался цел, а самое главное – невредимыми остались его старинные иконы, среди которых и особо почитаемые Казанская икона Божией Матери и чудотворная икона Спасителя Иисуса Христа, приложиться к которым приезжают верующие со всех уголков республики. Кроме многих икон внимание привлекает деревянный короб. Он содержит мощевики таких святых, как преподобные Сергий Радонежский, Александр Свирский, Серафим Саровский, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, великомученица Параскева, преподобный Кукша Одесский, великомученица Варвара. Из истории известно, что еще в 1864 году за счет общества купцов и мещан Луганского Завода неподалеку была построена каменная трехпрестольная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В те годы она была единственной пятикупольной церковью в городе. В 1910 году к ней была пристроена тоже единственная в городе трехъярусная колокольня. В 1935 году собор был закрыт советской властью, а в последующие годы и вовсе снесен. А улица Казанская, на которой находился храм, переименована в улицу Карла Маркса. Сейчас службы отправляются во временном помещении. Отец Тихон уже многие годы молится о том, чтобы появилась возможность на месте старого основания восстановить утраченный типовой белокаменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Но для этого его нужно еще построить, воплотить в жизнь задуманное, а тут война…

http://pravoslavie.ru/76798.html

Койгородок. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Село Койгородок - упоминается уже в писцовой книге 16 века. Сохранилось и его историческое название - Койгорт, что значит «дом у реки». На его территории немало архитектурных памятников. Один из них - Койгородская церковь Нерукотворного образа Спасителя. В 19 веке величественный пятиглавый храм возводили методом народной стройки. Каждый прихожанин приносил для изготовления кирпичной массы яйцо, молоко, известь. Добавляли глину и песок и получали кирпичи особой крепости. Такой, что когда в 1933 году церковь решили разобрать, даже взрывы не смогли разрушить кладку. Так устояла сельская церковь, в которой вновь, вот уже десятилетие, звучит молитва. Когда-то на территории Койгородского района было 6 церквей и 19 часовен, из них сохранились только две. И это достояние, это наследство, сельчане стремятся сохранить для потомков. Спасский храм для местных жителей - живая история села. Но сегодня внешний вид церкви красноречиво свидетельствует о необходимости ее скорейшей реконструкции. Разрушена колокольня, трапезная, обветшала крыша, нужен ремонт водостока. Да и внутри храма много работы. Для этого необходимы средства, помощь самих прихожан, благотворителей, руководства района. Спасская сельская церковь - центр духовной жизни округи. Уже на протяжении десяти лет руководит общиной настоятель храма игумен Власий. Во внимание к его пастырским трудам владыка Питирим вручил отцу настоятелю патриаршую награду – медаль преподобного Серафима Саровского второй степени. Союз. Православный телеканал.  http://media.tv-soyuz.ru Первый храм на территории современного села Койгородок упоминается в 1586 году в Писцовой книге Яренского уезда. Тогда на погосте Колгорт существовала часовня во имя св. Афанасия Великого. В 1678 году на погосте появляется церковь Нерукотворного Образа Спаса с тремя дворами церковнослужителей. Предшественница современной Спасской церкви сгорела в начале XIX века. В 1807 году прихожане Спасского прихода получают храмозданную грамоту от Преосвященного Феофилакта Епископа Вологодского и Устюжского на строительство вместо сгоревшей деревянной новой каменной церкви. В 1808-1810 гг. был устроен теплый придел во имя св. мученицы Параскевы Пятницы, а в 1816 году достроен и освящен главный Спасский храм. Рост прихода и малопоместительность храма побудили церковно-приходское попечительство ходатайствовать в 1895 году о расширении храма. В надежде на благоприятный исход своего прошения прихожане заготовили в 1896 году 250 тысяч кирпичей и собрали 1700 рублей. В 1897 году губернским инженером (Н. Пухловым?) был составлен проект на расширение церкви через обращение старого храма в трапезную, утвержденный Строительным отделением Губернского правления. В 1898 году Вологодская Духовная Консистория разрешила строительство.

http://sobory.ru/article/?object=13126

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Николаевич (30.07. 1904, Петергоф - 17.07.1918, Екатеринбург), мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, единственный сын св. мучеников имп. Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны . О рождении долгожданного наследника царственные супруги особо молились во время торжеств прославления прп. Серафима Саровского в Сарове 17-19 июля 1903 г., появление на свет А. предсказала блж. Параскева Саровская . 11 авг. 1904 г. цесаревич был крещен с именем в честь свт. Алексия, митр. Московского . Таинство Крещения совершил в церкви Большого Петергофского дворца протопр. Иоанн Янышев , духовник имп. семьи. При Крещении наследник по традиции, существовавшей для вел. князей, получил ордена св. ап. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, Белого орла, св. Анны и св. Станислава 1-й степени. С лицами царствующего дома в России традиционно связывали разнообразные благотворительные начинания, что проявилось и в связи с рождением наследника. В период русско-япон. войны, в окт. 1904 г., императрица Александра Феодоровна организовала военно-санитарный поезд им. наследника-цесаревича, к-рый после Мукденского сражения перевез 12500 раненых. 16 июня 1905 г. был учрежден Алексеевский комитет, в задачи к-рого входила помощь детям, потерявшим отцов в русско-япон. войну. Наследник был болен гемофилией (несвертываемостью крови) - наследственной болезнью потомков королевы Виктории, бабушки Александры Феодоровны. Природная живость ребенка усугубляла опасность болезни. За здоровьем А. наблюдали лейб-медик государя Е. С. Боткин , почетный лейб-медик С. А. Острогорский, почетный лейб-хирург В. Н. Деревенко, почетный лейб-хирург С. П. Фёдоров. Постоянное беспокойство за жизнь А. стало одной из причин появления при имп. дворе Г. Е. Распутина . По мнению врачей, состоявших при наследнике, Распутин обладал способностью останавливать кровотечение, поэтому порой он становился последней надеждой на спасение ребенка, однако, по словам П. А. Жильяра, при этом не имел никакого влияния на наследника (Жильяр. Император Николай II и его семья. С. 52).

http://pravenc.ru/text/64616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вознесенский собор в Лыскове. Фотография. 2015 г. Макариев Желтоводский мон-рь. Фотография. 2010 г. В Макариевом Желтоводском во имя Св. Троицы женском монастыре находится часть честной главы прп. Макария Желтоводского, в Успенской ц. с. Бортсурманы Пильнинского р-на почивают мощи св. прав. Алексия Бортсурманского. По территории Л. и Л. е. пролегает часть маршрута проводимого во 2-й пол. июля крестного хода из Н. Новгорода в с. Дивеево, посвященного памяти прп. Серафима Саровского. Ежегодно в последнюю субботу авг. совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Избавительница» из с. Вазьянка Спасского р-на к бывш. Маровскому в честь Воздвижения Креста Господня женскому монастырю в пос. Красные Мары того же района. Верующими почитаются более 50 св. источников, в их числе: ключи «Двенадцать апостолов» близ с. Елховка Вадского р-на, открытые, по преданию, прп. Серафимом Саровским, источники во имя вмц. Параскевы Пятницы на окраине Лукоянова, во имя прп. Сергия Радонежского в Сергаче, а также у сел Мишуково Гагинского р-на, Кудеярово Лукояновского р-на, Палец Перевозского р-на, Азрапино и Василевка Починковского р-на, Архангельское Шатковского р-на, Быковка и Криуши Воротынского р-на. Архиереи Нижегородский архиеп. Георгий (Данилов; 15 марта 2012 - 17 нояб. 2013, с 18 марта 2012 митрополит, в. у.), еп. Силуан (Глазкин; с 17 нояб. 2013). Монастыри Действующий: Макариев Желтоводский Троицкий (женский, в пос. Макарьево Лысковского р-на; основан ок. 1434 как мужской, в 1439 разорен татарами и запустел, возобновлен в 1-й трети XVII в., упразднен в 1868, возобновлен как жен. община в 1882, со следующего года мон-рь, закрыт в 1927, вновь возобновлен в 1991). Упраздненные: Троицкий Сакминский (мужской, близ погоста Сакма (ныне у с. Юрьева Гагинского р-на), на правом берегу р. Пьяны; по преданию, основан Иоанном IV Васильевичем во время его похода на Казань, после 1645 не упом.), Никольский Сакминский (женский, в погосте Сакма, на левом берегу р.

http://pravenc.ru/text/2110942.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010