Посягательство имябожников на капиталы Андреевского скита, на его подворья и на возвращение их в скит противоречат основным канонам последнего, установленным при его открытии и утвержденным Константинопольским Патриархом в 1849 году. По этим канонам, всякий из братии, проявляющий самочиние и, по вразумлению со стороны властей, не желающий исправиться, подвергается осуждению и изгоняется из скита. А так как имябожники не только самочинничали, но и учинили в скиту бунт, причем нанесли побои братиям, изгнав их из скита во главе с игуменом, и тем обесславили доброе имя скита и монашества, причинив первому огромные убытки, и не вняли многократным увещаниям предержащих властей, готовых простить им и навсегда предать забвению их своеволия и буйства, то и были удалены из скита на основании означенных канонов, не только как еретика, но как и бунтари, насильники и бийцы 105 и нарушители спокойствия не только одного скита, но и всего Афона, а посему навсегда лишены права на возвращение в скит, на владение подворьям и метохом, и на обеспечение капиталами его. Впрочем, может быть вернее то, что они, не пожелав отказаться от осужденного уже и Российской Церковью учения книги «На горах Кавказа» и заявив, что они не будут в скиту жить с «еретиками», с теми, кто не исповедует учения означенной книги – сами добровольно выехали из скита, причем получили из его кассы, денежное вспомоществование. Скит даже вправе требовать от них возмещения ему убытков, причиненных ему ими и искать у властей достойного возмездия им, за избиение братии, но он, помня завет своего Спасителя о прощении обид этого не делает. Так как иеромонах Антоний Булатович, многократно неправильно в печати заявлял, что имябожники безвинно удалены из названных обителей и со Святой Горы, и всячески отрицал учиненный ими в скиту бунт, причем несправедливо обвинял в скитских беспорядках не единомудрствующих с ними игумена и братию скита и, тем многих восстановили против них, то скиту весьма желательно в интересах истины произвести в нем, когда явиться возможность, полное судебное следствие этих беспорядков.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Таким образом, совершенно независимые от российской Синодальной власти и находящиеся на чужой территории обители Пантелеимоновская и Андреевская, вопреки их утвержденным уставам, вопреки и воле громадного большинства самоуправляющейся братии, были отняты от этой братии и отданы не угодным для братии двум игуменам: Мисаилу и Иерониму, с несколькими десятками их приверженцев, и российская правительственная власть заставила покориться путем терроризации более малодушную братию этим двум игуменам, поправ освященную древностью свободу самоуправления в этих монастырях. По свидетельству самого арх. Никона в Пантелеимоновском монастыре из числа 1700 братий, только 100 человек были единомысленны с игуменом, прочие же единогласно требовали его смены. (См. его книжку «Имябожники», стр. 83). В Андреевском скиту из числа 370 человек, только 70 были сторонниками Иеронима, прочие же 306 единогласно требовали его смены. Таким образом, арх. Никон совершил незаконнейшее вмешательство во внутреннюю жизнь самоуправляющихся афонских обителей, которое, не говоря уже о том, что оно представляло из себя нарушение и международного, и канонического права и было посягательством на свободу русских граждан проживать где кому угодно за границей, но оно было позорнейшим проявлением фанатизма и нетерпимости синодальных иерархов российских того времени и постыднейшим обнаружением на глазах у всего мира самого грубого самопроизвола нашей, как церковной, так и правительственной власти, беспримерного в истории Афона. В Одессе изгнанники были подвергнуты новым насилиям и издевательствам. В темных каретах, под усиленным конвоем, как самых тяжких политических преступников, их свезли с парохода, частью в тюрьму, частью в арестный дом при Бульварном участке, и там грубою полицейскою рукою после отказа иноков добровольно снять с себя эмблемы монашества, с них сорвали схимы, аналавы, парамани, и даже до нательных иноческих крестов, повергая эти святыни на пол, причем с некоторых иноков предоставили снять схимы и аналавы еврею иноверцу, продавцу готового платья, который был вытребован полицией для того, чтобы иноков одеть в мирское платье.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Да будет благословенна память в среде русских ученых паломников на Афоне настоятеля Пантелеймоновского монастыря, Архимандрита Нифонта, всегда отзывчиво относившегося к их нуждам при их переезде из его гостеприимной, на все отзывчивой обители к святогорским —408— греческим монастырям, где часто предел своим требованиям приходится положить только в пользовании (и то не всегда удобном) после многих хлопот и пререкании взятым рукописным материалом. Мне едва ли не последнему привелось испытать на себе всю ценность разносторонних забот и услуг почившего (22-го октября сего года) о. Архимандрита. Приложение 1-е Например, помимо Прохирона ко временам Василия Македонянина приурочивается происхождение еще другого законодательного памятника – Эпанагоги. Самое первое различие между этими разновременными по своему происхождению сборниками, с которым встречается их исследователь, заключается в крайне неодинаковой титуловке упоминаемых в предисловиях к ним императоров – соправителей. Ατοκρτορες κασαρες βασλειος, κωνσταντνος κα λων именуются в предисловии к Прохирону ετυχες, εσεβες, νδοξοι, νικητα, τροπαιοχοι, εισβαστοι, πιστο – αγοιστοι, происхождение же Эпанагоги объявляется в её предисловии π βασιλεου κα λεοντοσ κα λεξνδρου τν πανταγθων κα ερηνοποιν βασιλων. Такое разноречие в титулах по употребленным в них эпитетам царей соправителей невольно вызывает предположение, что здесь они являются необычными только официальными титулами, но и своего рода характеристиками, отметившими два разнородных направления во внешней политике правителей: в первом случае воинственное, во втором – пасифическое. Распространение владычества Византийской империи на Востоке и Западе, что преследовал Василий Македонянин, велось с переменным успехом. Часто триумф заглаждал недавнее поражение и обратно. Но в общем должно признать, что последние годы царствования Василия были менее счастливы чем первые 2294 . После ужасных поражений, нанесенных Арабами Византийцам на Востоке в 883-ем году 2295 , Василий дол-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преосвященный и здесь назидал братию и богомольцев своим словом. Преосвященный вместе с нами остановился в подворье Пантелеймоновского монастыря, профессора с лаврскими монахами – в Андреевском подворье. Нам отвели прекрасные, чистые комнаты с чудным видом на Золотой Рог и Стамбул. – Не успели мы переодеться, как любезнейший и услужливейший гостиник отец Евгений уже бегал по номерам, приглашая в общую столовую кушать. В столовой мы были только одни, пропели молитву, Владыка благословил трапезу и уселись пред возвышающимися пирамидой тарелками. Обед был сытный и разнообразный. Прославленное афонское гостеприимство оправдало себя. От. Евгений изо всех сил старался услужить и, не уставая, угощал, приправляя приглашение невинными прибаутками. Казалось, что мы не в далекой чужой стране, а в родной Руси, в гостеприимном доме хлебосольного хозяина. «Грех вам, о. Евгений, говорил Преосвященный, так закармливать гостей», но о. Евгений был неумолим, приглашая отведать нового блюда. Пообедав и напившись чаю, мы отправились знакомиться с городом, а Преосвященный отправился в экипаже с визитом к послу, который к вечеру должен был приехать из Буюк-дере в город. О. Евгений любезно предложил нам в провожатые монаха о. Галактиона. Но чтобы познакомиться с физиономией города, не надо далеко ходить: стоит лишь повернуть направо от подворья и переулком выйти на узкую, грязную и темную от нависших с двух сторон домов улицу. Улица кишмя кишит народом различных племен, национальностей и общественных положений. Все торопятся и бегут в разные стороны, не обращая друг на друга внимания. Только женщин почти не видно в этой толпе. Изредка тенью мелькнет закутанная, как мумия, в свое шелковое фередже (покрывало) турчанка, сопровождаемая служанкой, и не успеешь за черным тонким яшмаком (вуалью) рассмотреть ее одутловатое, бледное, правильное лицо с потупленными вниз глазами, как она уже скрылась в волнующейся и шумящей толпе. Вообще шум на улице невообразимый. Шум конки, неистовый крик бегущего впереди неё и расталкивающего толпу негра, галдение разносчиков, рев ослов, мулов, лошадей и волов, хлопанье бичей, визг придавленных собак, странные и разнообразные выкрикивания разносчиков фрукт и овощей, звон денег многочисленных меновщиков, расположившихся прямо на тротуаре, побрякивание стаканами встречающихся на каждом шагу продавцов лимонаду – все это сливается в такой невообразимый концерт, от которого становится жутко непривычному человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

М. Сибиряков), ведущий замечательно подвижнический образ жизни. В этой келье пять дней в неделю не полагается есть никакой горячей пищи, а масло и вино употребляются только по субботам и воскресеньям. Что касается отрицательных типов монашества, то несомненно и такие встречаются в почти десятитысячном населении Афона. Сиромахи и странствующие монахи, промышляющие милостыней, ведут себя иногда так, что Пантелеймоновцы не советовали нам уходить без провожатого далеко от монастыря, в лес, где можно встретиться с этими монахами. Штатные греческие монастыри, а их около половины, путеводитель скромно называет стоящими на низшей ступени восхождения к небу; а один из недавних посетителей Афонской горы пишет про них: «не смотря на ангельский чин, греческие монахи, особенно богатых, так называемых штатных монастырей, в громадном большинстве случаев, обладают монашескими добродетелями в весьма умеренной степени, и «подвижниками» их можно назвать разве в ироническом смысле. Они допускают личную собственность монахов, не признают общей трапезы, а едят каждый отдельно в своей келье и не гнушаются ни курочкой, ни барашком. К молитвенным правилам они относятся также свободно. «Что касается многочисленных святогорских келиотов, то их подвижничеству сильно мешает вечная забота о пропитании, так как все Афонские монахи живут не плодами своих рук, а, главным образом, благочестивыми пожертвованиями, чем объясняется назойливость русских келиотов, рассыпающих по России во множестве письма с просьбой о подаянии. За то пещерников, хотя таких в настоящее время немного, и киновиотов en masse трудно упрекнуть в чем либо. Пещерники все время проводят в молитве; питаются они дикими каштанами, желудями, кореньями, травами, и только изредка употребляют хлеб. Из своих пещер выходят они редко, и то только для того, чтобы увидать своего духовника и причаститься Св. Тайн. Киновиоты на Афоне ведут также строго подвижническую жизнь. Прежде всего, они совершенно не имеют своей воли и безусловно подчинены настоятелю, слово которого для них священно; без благословения настоятеля ни один монах не может даже выйти из стен своего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Греки бедны и малочисленны; они не в силах будут издержать на реставрацию св. Софии тех сумм, которые может принес­ти в жертву весь Православный мир в совокупности и особенно Россия. Сверх того, они должны сознаться, что и в европейской цивилизации мы (русские, конечно, а не югославяне) гораздо сильнее их и можем с большим успехом приложить все ресурсы современной техники к древневизантийскому стилю. Чтобы иметь понятие о том, каких восхитительных результатов может достигать сочетание старовизантийского стиля с но­вейшими познаниями и средствами, стоит только взглянуть на великолепный новый корпус Зографского (болгарского) монас­тыря на Афоне, построенного по мысли покойного г-на Савостьянова. Я не могу здесь описывать подробно это грандиозное и вместе с тем изящное здание из желтоватого тесаного камня, украшенного в одно и то же время европейскими узорными чугунными балконами, в несколько этажей один над другим, и каки­ми-то восточными деревянными бельведерами или воздушными домиками с окнами, которые, как птичьи гнезда, лепятся где-то на огромной высоте, по наружным стенам, поддерживаемые снизу гигантскими букетами расходящихся кверху бревен. Прибавлю только еще, что темных и скучных коридоров нет, но на внутренней стороне, обращенной на тихий монастырский двор, мощенный плитами, для сообщения между кельями существует открытая галерея, образуемая широкими и отлогими арками из того же желтоватого камня, как и всё здание. Стоит только видеть эти новые зографские постройки и сравнить их, с одной стороны, со старыми византийскими корпуса­ми того же монастыря, а с другой – с казарменным стилем хотя бы русской Пантелеймоновской киновии на Афоне, чтобы убедиться, до какой степени они лучше и тех и других. Русский Пантелеймоновский монас­тырь, справедливо славящийся строго духовной жизнью иноков своих, в архитектур­ном отношении не замечателен и даже производит печальное впечатление на человека со вкусом. Он очень обширен; церкви его внутри благолепны; иконостасы оригинальны и очень разнообразны, но все штукатурные корпуса его имеют тот гладкий казармен­ный характер, который нам, русским, к со­жалению, слишком хорошо знаком по стольким постройкам нашим александровского, так сказать, стиля, – по некоторым коронным зданиям, изуродовавшим Мос­ковский Кремль, по Аничкову дворцу, по всем частным жилищам этого периода. Эти белые штукатуренные казенные церкви с зелеными крышечками и куполами!., и тому подобное... Это ужасно!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Казалось бы, что тут уже не до благотворительности, не до покровительства Востоку, казалось невозможным и крайне неразумным при таких обстоятельствах тратить большие суммы вконец истощенной казны на раздачу милостыни разным просителям с Востока. Не так смотрело на это дело московское правительство: отказаться от благотворительности православному Востоку значило бы из боязни лишних, хотя бы и тяжелых для государства, расходов отказаться от исторического призвания России, от той высокой роли, какая самим Промыслом назначена Руси относительно всего православного мира, значило бы порвать связь с прежними, самыми заветными и дорогими стремлениями и преданиями Московского царства, значило бы подвергать никем более не поддерживаемое Православие на Востоке крайней опасности и сделать ответственной Москву за его если не конечное падение, то умаление на Востоке. На такой шаг московское правительство, несмотря на все свои финансовые затруднения, было не способно, особенно же Филарет Никитич, строгий ревнитель русской чести и преданий Московского царства. Поэтому с воцарением Михаила Феодоровича, и особенно с приездом Филарета Никитича, прием в Москве просителей милостыни снова был восстановлен и число их все более увеличивалось, так как Филарет Никитич хотел во всей силе поддержать и продолжить старые московские традиции по отношению к православному Востоку. Просителей не только радушно принимали, но и одаряли милостынею ничуть не меньше прежнего времени, несмотря на крайнюю скудость государственной казны. Но так как число их увеличивалось с каждым годом, а вместе с тем росло и количество злоупотреблений милостынею, то явилась потребность в каких-либо определенных правилах, имевших в виду на первый раз не столько сокращение числа просителей или количества отпускаемой им милостыни, сколько предупреждение злоупотреблений. Одною из первых мер в этом роде была дача разным восточным обителям так называемых жалованных грамот. Такие грамоты уже выдавались раньше Иваном Васильевичем и Федором Ивановичем некоторым восточным монастырям, например: Пантелеймоновскому афонскому монастырю, Благовещенскому сербскому на реке Папраче, Всесвятскому Метеорскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Операция стоит 10 пара (2 к.). Я узнал, что большинство чистильщиков глухонемые, т. е. значит, эти несчастные нашли себе приличное занятие, обеспечивающее их жизнь, но не требующее употребления языка, который у них не действует, как должно. В Галате, людной части города, сапожных чистильщиков очень много. Я всегда пользовался их услугами. В Константинополе много всяких магазинов, греческих, французских, английских, итальянских, армянских (мало: немецких); конечно, есть и турецкие – в Стамбуле. Но к сожалению, нет магазинов русских. Правда, есть один или два русских магазина, расположенных возле Пантелеймоновского и других монастырских подворий. Но их в счет нельзя принимать: во–первых потому, что их содержат не русские, а только знающие русский язык; во–вторых, у них особая специальность, о которой красноречиво свидетельствует вывеска, гласящая: «русский магазин с продажей русского вина» (т. е. водки) (эти слова изображены на нашем отечественном языке). Печально, что эти русские магазины «с продажей русского вина» помещаются возле подворий, где находят пристанище русские богомольцы. Очевидно, эти quasi–pycckue магазины существуют для соблазна простодушных русских людей. Нет сомнения, их дела идут недурно: иначе на них не красовалась бы заманчивая вывеска. Я не был в этих русских магазинах, потому что не чувствовал никакой потребности в «русском вине» в таком климате (да еще в поле), как климат Константинопольский. Водка, по моему мнению, совсем не нужна в Константинополе, где так дешево прекрасное виноградное вино. Это вино я покупал и пил: оно едва ли хмельнее обыкновенного русского пива, но много вкуснее. Раз я возвращался с прогулки и, приближаясь к Пантелеймоновскому подворью, говорю моему обычному спутнику кир-Димитрию: «купите мне какого-нибудь виноградного вина бутылку». – «Да пойдемте на фабрику, там и купим». – «На фабрику вы говорите?» – «Да», получил я в ответ. Я заинтересовался, что такое за винная фабрика в Константинополе, тем более, что я никаких винных фабрик не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Признавая водворение иноков на р. Псыртсхе счастливым событием для Абхазия в виду уже совершенного ими и в виду затруднений, встреченных новоафонскими иноками по утверждению за обителью приобретенного ими подворья в Сухуми, затруднений, повторяющихся и в других подобных случаях, так как по существующим законоположениям монастыри только тогда пользуются официальными правами, когда будут Высочайше утверждены, – имею честь вопросить ходатайства Его Императорского Высочества о Высочайшем Государя Императора утверждении Ново-Афонского монастыря». Вследствие этого представления Великий Князь-Наместник 17-го ноября 1876 года просил обер-прокурора Святейшего Синода исходатайствовать Высочайшее соизволение Государя Императора на утверждение обители. При этом в особом рескрипте Его Высочество писал графу Д. А. Толстому, синодальному обер-прокурору: «Граф Димитрий Андреевич! В отзыве Моем к вашему сиятельству от сего числа Я прошу ходатайства вашего об утверждении в установленном порядке вновь устроенной в Сухумском отделе Ново-Афонской Симоно-Кананитской обители. На деятельность иноков этой обители Я возлагаю большие надежды по просвещению христианством полудикого населения Абхазии; но для того, чтобы благотворной их деятельности, проявившейся на первых же порах в быстром сооружении монастырских зданий с храмом при них и школою, не встречалось препятствий, необходимо немедля утвердить за обителью ходатайствуемые Мною права. Посему Я убедительнейше прошу ваше сиятельство дать Моему представлению по этому предмету возможно скорое течение». Но потребовалось, однако, около трех лет, конечно, в виду наступившего военного времени, пока закончились все сношения с различными ведомствами, особенно по выяснению вопроса об отношении Ново-Афонского монастыря к Старо-Афонскому Пантелеймонову, о порядке сношений их между собой, о согласии греческой братии монастыря, о формальностях при переселении из Турции в Россию иноков с Афона и проч 39 . Между тем, как только окончилась война, монахи возвратились в разрушенные и сожженные здания обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Православные одесситы выступают против трансляции и рекламы фильма «Омен»   5 июня 2006 г. Крестный ход, направленный против трансляции и рекламы фильма «Омен. Предзнаменование 666», пройдет 6 июня в Одессе. Об этом агентству «Репортер» сообщил председатель Союза Православных граждан Украины (СПГУ) Валерий Кауров. Он отметил, что 29 мая в Одессе проводился Крестный ход, направленный против демонстрации кощунственного фильма «Код да Винчи» и «служений» проповедника Давида Хассавея на Куликовом поле. «Городские власти обещали нам принять меры. Сектантов с Куликового поля убрали. В кинотеатрах «Москва» и «Звездный» прокат прекращен. Но в «Золотом Дюке», «Родине» и «Уточкино» прокат продолжается, а на улицах до сих пор размещена реклама. Кроме того, на улице Среднефонтанской появились рекламные плакаты сатанинского фильма «Омен», - подчеркнул Валерий Кауров. Он заявил, что показ фильма «Омен», запланированный на 6.06.06, является продолжением целенаправленной антихристианской и богоборческой акции, причем если фильм «Код да Винчи» - это искажение Евангельских истин, ересь, выдаваемая за правду, то «Омен» - уже открытая пропаганда сатанизма и активное богоборчество. Число «666» названо в Новом Завете «числом зверя» и обозначает приход антихриста, поэтому, как отметил Валерий Кауров, 6.06.06 - день, который для поклонников Сатаны имеет особое значение. Он подчеркнул, что мировая премьера фильма, пропагандирующего власть антихриста, неслучайно назначена именно на такой день. 6 июня православные пройдут Крестным ходом по улицам Одессы, протестуя против продолжения демонстраций фильма «Код да Винчи» и кощунственной рекламы фильма «Омен» на улицах города. Крестный ход начнется в 11 часов от Свято-Пантелеймоновского монастыря возле железнодорожного вокзала и пройдет по маршруту: ул. Пантелеймоновская - Привокзальная площадь - ул. Среднефонтанская, на участке железнодорожный вокзал - ул. Пироговская, где находится один из биг-бордов с рекламой фильма «Омен». Реклама фильма содержит в себе перевернутые кресты и число 666. По православной традиции, священнослужители для благословения людей поднимают святые иконы, под которыми проходят верующие. В случае же с рекламой фильма «Омен» получается, что сатанинская символика расположена таким образом, что все автомобили проезжают под «шестерками» и перевернутыми крестами, получая таким образом своеобразное «сатанинское благословение» и напутствие. «Молитвенное стояние и пикет будут проходить до полного снятия в городе всех подобных биг-бордов. Затем Крестный ход на автобусах переедет к кинотеатру «Золотой Дюк», где продолжится молитвенное стояние и пикет до получения гарантий от кинотеатров и полного снятия с проката в нашем городе этого богохульного и клеветнического фильма», - отметил Валерий Кауров.   ИА " РЕПОРТЕР "   ВСЕ НОВОСТИ © Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " kfmrr@yandex.ru    

http://moral.ru/news/060606_Odessa.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010