Кроме дач милостыни просителям в Москве и Путивле, в XVI и XVII столетиях существовали еще специальные посылки милостыни на Восток, так называемой «заздравной» и «заупокойной», которая в XVI столетии посылалась в каких-либо только исключительных случаях. Так, Иван Васильевич послал на Восток богатую милостыню по случаю утверждения Константинопольским патриархом своего царского венчания, а потом на помин своего сына и жены. Федор Иванович послал богатую милостыню на Восток по случаю учреждения в России патриаршества, а также посылал милостыню на помин своего отца. В XVII столетии, до конца его, посылка милостыни на Восток, «заздравной» и «заупокойной», стала явлением обычным. Количество обычной «заздравной» милостыни средним числом определялось в 600 рублей, но иногда как заздравная милостыня, так особенно заупокойная были значительно больше. В 1634 г., например, заздравной милостыни с послом Карабиным было послано 1150 рублей, да на помин Филарета Никитича 1700 рублей. Милостыня посылалась обыкновенно с нашими константинопольскими послами 156 , которые раздавали ее на Востоке по определенной, наперед составленной росписи. Кроме патриархов милостыню обычно давали в Константинополе: двум митрополитам – Селунскому и Афинскому – по 4 золотых; в шесть константинопольских монастырей 42 золотых; в 12 церквей священнослужителям 15 золотых; в Иерусалиме: Воскресению Христову и ко Гробу Господню 50 золотых; в придел к Распятию Господню 15 золотых; в Вифлеем к Рождеству Христову 20 золотых (в том числе 10 золотых Вифлеемскому митрополиту); в 10 монастырей около 100 золотых; лидскому в Иерусалиме архиепископу 8 золотых; газскому митрополиту 5 золотых; в Синайскую гору 45 золотых; в Афонскую гору в монастыри: Афанасия, Троицкий, Хиландар, Пантелеймонов и Павлов – около 80 золотых 157 . Когда милостыня посылалась больше обычной, то и давалась она в большем количестве и большему количеству лиц и монастырей. На Афоне, например, она давалась всем монастырям, а не некоторым только, посылалась милостыня в два египетских монастыря, раздавалась по монастырям и церквам по пути в Константинополь и в его окрестностях и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

– Что же вы рыбки-то не докушали? – Покорно благодарю, сыт. О. Иоасаф подает на подносе еще стакан розового, сладковатого афонского вина. Его движения так же медлительны и музыкальны, как если бы он выходил из алтаря со Святыми Дарами. Это вино и совсем неплохое. Лишь к концу своего пребывания на Афоне узнал я, что сами монахи пьют его раз в году, по одному стаканчику. В воскресенье о. игумен пригласил меня на общую трапезу. По окончании поздней Литургии все монахи собрались в огромной трапезной – как обычно в афонских монастырях, узкой и длинной, высокой зале, украшенной живописью. Головное место бесконечного стола игуменское. Недалеко от входа кафедра для чтеца, на нее ведет витая лестница. Золотой орел с наклоненной головой как бы устремляет, несет на своих простертых крыльях драгоценное слово мудрости. Мы некоторое время ждали о. Мисаила, игумена, уже находясь на своих местах. Когда он вошел, в епископской лиловой мантии с золотыми отворотами на груди, в клобуке, с двурогим посохом, все поднялись, запел хор. О. Мисаил держится с той глубоко-русской, народной простотой и твердостью, которой чужда всякая рисовка. Одинаково уверенно и крепко служит он, и читает баритоном Шестопсалмие, и дает целовать руку, и сам кладет земные поклоны, и слушает, как ему поют «Исполаэти деспота» . После молитвы и благословения «предстоящих яств» игумен садится, в подобающем окружении, и садимся мы. Особенность трапезы Пантелеймонова монастыря та, что кушанья подаются все одновременно, и монахи придают этому известное значение: освящается все, что стоит на столе, так что не освященного никто ничего не ест. На кафедру, к золотому орлу, взошел чтец и начал чтение, а мы стали «трапезовать», и тут своими глазами можно было уже убедиться в «святой бедности» монастыря. Воскресный, то есть улучшенный обед состоял из мисочки рисового супа, куска хлеба и кусочка рыбы – не той, что подавали мне в номер, а баккалары, рода греческой трески (в будни и ее нет) – не дай Бог никому такой рыбы, у нее противнейший запах, несмотря на то, что она свежая. Но она дешева, ее едят простолюдины-греки. Запивать все это можно было квасом, очень плохеньким. И дали по стаканчику вина (для праздника). Мяса в русских афонских монастырях не едят вовсе. (В греческих – допускается.) На трапезе выступила еще одна черта общежительного монастыря: пред лицом бедности здесь все равны. Стол игумена в лиловой мантии, его наместника, архимандритов и иеромонахов совершенно тот же, что и последнего рясофора, трудящегося с «мулашками».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А. (из рода Киреевских) и о. К. (из князей Вяземских). О. А. еще совсем молодой и очень симпатичный инок. Он несколько лет тому назад кончил Московский Университет, один год слушал лекции в нашей Академии, затем постригся на Афоне в монахи по призванию, которое он чувствовал, по его словам, с ранней юности. Сейчас он простым иноком и по его усталому, изможденному лицу, на котором играет болезненный румянец, видно, что монашеские подвиги даются ему нелегко, хотя сам он не соглашается с этим. Он говорит, что очень доволен монастырем и жизнью здесь, и ничего больше не хочет. На Афон он пошел, по его признанию, потому, что там осуществляется настоящий идеал монашества, как он его понимает: нет заботы о мирском, монахи большую часть времени посвящают молитве и духовному созерцанию, а главное, в Афонском монастыре, есть великое утешение для инока – это обычай причащаться каждую субботу (а кто может – и чаще) Св. Христовых Тайн, делающий инока постоянным общником со Христом. – о. К. принадлежит к другому типу. Это – образованный человек (специальность – астрономия и естественные науки, которые он слушал в Париже, говорит на новых языках), много поживший, как видно по его лицу, носящему следы житейских треволнений, все потерявший в мире и ищущий в монастыре среди чудной природы горы тихого пристанища под старость. Он – схимонах, но связей с миром не порвал. Он интересуется богословской наукой и состоянием духовного просвещения в России; знает труды некоторых из наших профессоров. О. К. мало доволен положением богословского образования в России, хотя, надо сознаться, у него довольно смутные понятия и познания в этой области.... Считая в числе причин неудовлетворительного состояния духовного образования, между прочим, отсутствие надлежащих учебников по предметам семинарского курса, он занят в настоящее время составлением учебника по психологии для духовных семинарий. Из существующих учебников – одни, по его мнению, не научны; другие недостаточно проникнуты христианскими воззрениями и стоят под влиянием таких безбожных западных психологов, как Карпентер (о.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1628 году был возвращен из Путивля назад сербского Благовещенского, на реке Попраче, монастыря архимандрит Анания со своими спутниками, хотя они и заявляли, что лучше им живыми не быть, чем не видеть царское пресветлое лицо, чем они будут хвалиться перед сербским архиепископом и митрополитами. В 1629 году не были пропущены в Москву просители славянских афонских монастырей: Пантелеймоновского, Зографского и Хиландарского, а также просители из сербской Студеницкой Лавры. В 1635 году воротили назад из Путивля просителей из Милешевского монастыря, причем в приказной справке замечено: «А из сербские земли приезжали бить челом к государю о милостыне в прошлых годех разных иных монастырей архимандриты и старцы на Путивль и им государево жалованье давано в Путивле и отпусканы с Путивля назад, а к Москве многие не иманы» 265 . В приказной справке следующего, 1636 года по поводу приезда просителей из сербского Дмитриевского монастыря прямо говорится, что черных попов просителей из разных сербских монастырей в Москву пропускать не велено, а велено выдавать им милостыню в Путивле 266 . В 1643 г. приехал в Путивль от сербского печского архиепископа Паисия архимандрит печского Вознесенского монастыря, но его с малой дачей велено было возвратить назад. Архимандрит не поехал и прислал к государю грамоту, в которой была означена разная привезенная им святыня. «Все сие, – писал архимандрит, – на почесть прислал наш святейший архиепископ Паисий вашему пресветлому царству; мы, убогие, стояли в Путивле три месяца, но Василий Петрович воевода послал нас назад, мы же стали ни туда ни сюда; а наш архиепископ стар, имеет около ста лет, и мы оставили его в турской земле в неволе, сидит в железах, ради дани впал в великий долг – долгу девять тысяч ефимков, а земля в убожество пришла от агарянского насилия, что и у вас слышно» 267 . Но царь не тронулся этими молениями архимандрита, а приказал воеводе отпустить его назад из Путивля. Причина такого пренебрежительного отношения русского правительства к сербским просителям может быть объяснена следующими соображениями: русское правительство по преимуществу благотворило грекам потому, что они постоянно доставляли ему нужные сведения «о турецких поведениях», служили ему в качестве тайных политических агентов, между тем как сербы не могли удовлетворять этому требованию, почему их и не пропускали в Москву, а наделяли милостынею в Путивле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Но не дремлет враг нашего спасения. А когда он видит человека почти спасенного, то во много раз усиливает свою работу. И каким-то образом Иаков вместо того, чтобы ехать на Афон и принять православие, вдруг оказался в Англии машинистом парохода, совершающего рейсы из Англии в Нью-Йорк. Но Бог протянул ему руку помощи, и вот корабль, на котором плыл Иаков, попал в страшную бурю. Корабль затонул, погибли и его пассажиры. Их было около 300. Чудом спасся только Иаков. Сам он не ничего не помнил. Помнил только, что его смыло водой и выбросило на поверхность. Когда он очнулся, то парохода уже не было. Огромные волны поднимали его метров на 20 вверх и бросали вниз. Но вот буря улеглась, и оказалось, что он один-одинешенек в море. Почти 60 часов он пробыл в воде. В это время ему было видение святого великомученика, и он получил от него вразумление. Тут он вспомнил о своем былом решении принять православие. Вскоре его заметили с французского корабля, подняли на палубу и доставили во Францию. Там ему пришлось некоторое время лечиться, и когда он выздоровел, то решил идти на Афон поклониться целителю Пантелеймону и принять православие. Но до этого, видимо, как немец, привыкший все делать по порядку, он отправился на Родину и рассказал своему отцу о своем намерении принять православие. Отец сильно разгневался на него и прогнал его прочь. И он из Баварии отправился на Афон пешком - такой обет он дал великомученику. Представьте себе путь этого паломника: через Швейцарию, Венгрию, Македонию шел он к своей цели и вот он пришел в Солунь, оттуда пошел дальше, на Афон. И вот уже он приходит на Крумницу и рассказывает старцу, зачем он пришел на Святую Гору. Пантелеймонова монастыря он достиг накануне Пасхи. Тогдашний гостинник монастыря о. Пифнутий привел необычного паломника к игумену Мисаилу. Отец игумен внимательно выслушал немца и определил его в мастерскую к электротехнику монастыря о. Досифею. И начал бывший лютеранин подвизаться: ходил на богослужения, крестился по-православному, прикладывался ко святым иконам и мощам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=175...

Вообще, тип хищника, преобладаю­щий среди Константинопольских иностранцев, скоро на­чинает возбуждать чувство омерзения. Я не могу не ска­зать и о том, что и Пантелеймоновское подворье поме­щено на таком месте, которое под конец начинает неприятно действовать на чувство. Почти рядом с по­дворьем существует какое-то заведение, которое титулуется громким именем «турецкого театра», а в действитель­ности есть нечто такое, что непринято называть в обще­стве. Здесь ежедневно с 9 часов вечера до 3-х часов утра визжит музыка, под аккомпанемент оглушительного турецкого барабана, наигрывая беспрестанно вальс, надоедливые звуки которого широкой волной льются в окна подворья, окна, конечно, отворяемые на ночь в виду ду­хоты. Я разговаривал об этом деликатном предмете с отцами пантелеймоновцами. Они глубоко сожалеют, что подле них завелась такая гадость; сознают, что эта последняя оскорбляет чувства богомольцев; но конечно никто в этом не виновен – и меньше всего смиренные отцы подворья. Мне скорехонько захотелось уехать из Константинополя, хотя я имел возможность жить там с целый месяц. Я решил – 29-го июля предпринять обратный путь на русском пароходе «Аргонавт», отправляющемся в этот день в Одессу. Утром 29-го июля я распростился с Пантелеймоновским подворьем, управляющий этим подворьем иеромонах благословил меня художественно написанной ико­ной св. Пантелеймона в кипарисном киоте и вручил мне в подарок альбом с видами Афонских монастырей. Затем, в конторе пароходства я взял билет, даю­щий право на более удобный проезд до Одессы, при чем за этот билет содрали с меня 80 франков золотом. Наконец, я на пароходе «Аргонавт», который стоял на том же самом месте, где назад тому неделю бро­сил якорь «Олег». Два часа дня. Раздался третий сви­сток и мы двинулись по направлению Черного моря. Обратный путь до Одессы не только не представил ничего интересного, но был даже скучен. Сотоварищей —548— по кают – компании было у меня мало. Капитан ни разу не являлся к нам. Старшего механика совсем не было.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

474 Совет общества рекомендует устроять периодические собрания отдела, по возможности частые и многолюдные, для устного сообщения о деятельности общества, а в особенности отделов, а также беседы и чтения в церквах и собраниях с пением и туманными картинами. Для сих чтений особенно рекомендуются 47 выпусков чтений о св. земле, 9 выпусков Палестинского Патерика, 4 выпуска о Палестин. обителях и т.под. издания Палестинского общества. 475 Совет общества рекомендует печатать о всех сведениях, касающихся общества и отделов в местных органах печати, а также издавать брошюры и листки об Иерусалиме и святой земле, о поездке в Иерусалим, для чего при отделе может быть вводима и продажа паломнических книжек, что всецело зависит от рекомендации отделом подхдящего члена, на которого может быть возложен прием пожертвований на Афонские монастыри: Пантелеймоновский, Андреевский и Ильинский, но не в другие. Еще рекомендуется продажа изданий общества – через Епархиальные лавки и книжные склады. Установление сношений между складом общества и Епархиальными будет зависеть всецело от соглашения отделов с советом общества, причем можно иметь в виду, что совет для ученых обществ и учебных заведений отпускает свои издания со скидкою от 50 до 40 %. 476 Сборщиков по сборным листам, недоставляющих ежегодно 25 рублей, а по кружкам 100 рублей, Совет лишает права далее производить сбор. И вообще, о сборщиках должны быть собираемы точные сведения, т.е. об их благонадежности. 477 Доселе вышло семь отчетов Общества и 9 томов сообщений с приложениями, из коих последнее и дало нам те сведения, которые помещены здесь. Там же можно почерпнуть и более подробные сведения относительно условий паломничества по билетам общества как в Иерусалим, так и на Афон и в Бар-Град. Цена этой книги 1 рубль. 478 Подробное описание сего путешествия издано Палестинским Обществом. Оно снабжено множеством картин и продается Обществом по 75 копеек. Изд. 2-ое 1906 г. 479 Конечно, для холодных умов и тяжкосердых эти тонкости чувств и мыслей могут быть непонятными, но это их вина; о скептиках же мы не говорим вовсе, ибо им совершенно не место здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

– прим, монаха Климента.) . Далее, рисуя картину погрома, о. Протопопов рассказывает: «После этой катастрофы, со многими стариками был бред: думали, что все еще продолжается... Кто чувствовал себя виноватым, те хоронились, кто под крышу, кто под лестницы. Некоторые залезли в Амосовские печки куда кладется уголь». Затем он рассказывает мое знаменательное сновидение, но, к сожалению, рассказывает в искаженном виде. В таком же виде рассказывает его и о. Антоний в своей вышеупомянутой статье. Неправильность его рассказа может обличаться моей рукописью, взятой у меня имябожниками во время расхищения ими моих келейных вещей. В этой же статье он клевещет на меня, что будто бы я сравнил Имя Божие с ряскою. Поводом к этому послужил наш разговор с монахом Сисоем, в котором он просил меня протолковать ему грамоту патриарха Иоакима, только что осудившую имябожническое учение. Правда, в разговоре была упомянута ряска, но без всякого отношения к имени Божию. Тогда в конце нашего никем не выслушанного разговора мной было сказано, что есть неблагоразумные люди, желающие переменить свои не благозвучные имена на более благозвучные, так же, как и заношенную ряску желаю я переменить на другую – лучшую. Названная статья о. Антония вышла и отдельным изданием с приложением к ней прокламаций ее автора, написанных на Св. Афонской Горе и распространенных там во множестве экземпляров. Самая же статья написана в опровержение моего краткого рассказа «Имябожнический бунт или плоды учения книги «На горах Кавказа», помещенного в том же «Историческом Вестнике» в мартовской книжке за 1916 год, потом изданного отдельной книжкой. Книжка эта доставлена в Святейший Синод при моем прошении от 19 июня 1917 года. В этом рассказе передана одна сущая правда. Статья о. Антония страдает не истиной и клеветой. То и другое может подтвердить полное судебное следствие, если оно когда-либо будет в скиту произведено. Такое судебное следствие скиту весьма желательно в интересах истины, об этом много говорилось и в помянутом прошении. Но о. Антоний, очевидно, этого судебного следствия не желает. Он, разбирая в своей статье мой рассказ, ни словом не обмолвился об этом следствии, между тем как о нем в рассказе говориться, – что рассказанное мною подтвердится очевидцами бунта (паломниками) на суде или следствии. Он также замолчал его и в своих статьях «Колокола» за г.], в коих также силился доказать, что будто бы я его оклеветал, и что рассказ мой не соответствует истине. Он не ответил мне на статью, помещенную в начале 1917 г. в «Земщине», в которой, отвечая на его статьи «Колокола», я касался его нежелания произвести на Афоне судебное следствие бывших там беспорядков. Из этого явствует, что о. Антоний, рассчитывая на неосведомленность некоторых должностных лиц и широкой публики с афонской смутой, силится голословно оправдаться в учинении им на Афоне при помощи своих единомышленников кровопролитного бунта, а потом и завладеть афонскими подворьями и капиталами.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Когда все эти меры не привели к желательному результату, летом 1913 г. Святейший Синод постановил командировать на Афон архиепископа Никона. По требованию архиепископа, российский посол послал в его распоряжение пароход «Херсон» с военной командой, и когда миссия Никона, его попытка заставить имяславцев отречься от своего учения и восстановить Иеронима кончилась неудачей, было принято решение монахов с Афона выпроводить, что и было исполнено с помощью военной силы. Затем, монахи были доставлены в Одессу, где по отношению к ним был принят рад репрессивных мер, которые интерпеллянты признают незаконными. Вот какова в самом общем виде схема происшедших событий. Естественно, что они могут подлежать обсуждению, с самых различных точек зрения, и в особенности, с точки зрения – религиозной, церковной, и с точки зрения политической, но комиссия по запросам, имя в виду, что указанные факты могли дойти до обсуждения Государственной Думы только постольку, поскольку в создании их принимали участие незакономерными действиями власти, подчиненные Правительствующему Синоду, и обсудив, с этой точки зрения, материал, имеющийся в заявлении, пришла к тому заключению, что п. 1 запросного заявления ИЗ. где говорилось о вмешательстве вице-консула Щербины, не заключает в себе незакономерности, и предлагает этот пункт отклонить. Затем, комиссия предлагает обратиться с запросом к Министру финансов по поводу двух обстоятельств, которые упоминались в запросном заявлении 114, в его тексте, но не были указаны в резолютивной части, – по поводу взимания недоимок паспортного сбора с монахов и по поводу действии таможенных властей. Что касается остальных пунктов за просов, то комиссия разделила мнение интерпеллянтов о незакономерности указанных в них действий и внесла в редакцию только некоторые изменения, имеющие целью точнее подчеркнуть те моменты, которые определяли не закономерность указанных в запросе действий. В виду это го, я от имени комиссии прошу принять запрос так, как он изложен в докладе.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

В этом определении есть новое, по сравнению с «посланием Святейшего Синода от 18 мая 1913 года». Именно, все имябожники, впредь до искреннего раскаяния, не признаются в монашеском чине, хотя бы раньше и имели его, и не допускаются к причащению, ни к общению церковному. Затем, посланием от 11 октября 1913 года Св. Синод просил Патриарха Германа о скорейшем каноническом суде над 25-ю упорнейшими главарями и распространителями имябожнической ереси. Патриарх Герман ответным посланием Русскому Синоду от 11 декабря 1913 года вместе с своим Синодом присоединяясь к мерам, уже принятым Русской Церковной властью чрез Синодальное определение от 27 августа 1913 года за 7644, – дальнейший суд над упорными имебожниками, как находившимися уже в пределах одной Русской Церкви, предоставляет вполне русской церковной власти. «Со вниманием рассмотрев и рассудив соборне это дело, при содействии состоящих при нас Священнейших и Пречестных митрополитов и дорогих возлюбленных во Св. Духе братьев и сослужащих, решили и постановили дальнейшую судьбу оказавшихся в России монахов-имябожников, какой бы степени и чина они ни были, возложить на непосредственное попечение и решение церковной власти в России, чтобы она, как законная правящая власть, довела это дело до конца совсем и от нашей великой Христовой Церкви предоставленным полномочием, и применила к ним то, что подобает на основании священных канонов: вождей и зачинщиков ереси божественно-начально призывая к оправданию и налагая на них подобающие канонические кары, и относительно многочисленных других, по неведению или по другой причине последователей их, имея в виду то, что следует для возвращения и обращения их, совершенно не боясь принять их в церковное общение и позволить принятие Пречистых Таинств, если бы эти лица явно покаялись, – а имеющим постриг, или священную степень, после достаточного испытания, позволить носить монашескую одежду и священнодействовать, равно как и наоборот: и осудить, и отнять монашескую или священннослужительскую одежду у тех лиц, которые, быть может, намереваются упорно, нераскаянно оставаться при своем ложном взгляде и распространять ересь в народе, – с полной, как сказано собственной властью, по подобающей канонической справедливости».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010