«увлечение», может быть отдельных администраторов, но факты эти они отрицать не будут. (Голоса: «Довольно»). И теперь, господа, если вас смущает, как же квалифицировать эти факты, эти действия, то опять-таки на стр. 2 запроса, мною первым подписанного, вы видите, что квалифицируются они соответствующими статьями закона, которые и указаны. И вы имели возможность проверить, если вам, что неясно. «Превышение власти, оскорбление словами и действиями, противозаконное взятие под стражу и задержание под арестом (Голоса: «Знаем, знаем, читали»), оскорбительное обращение с задержанными, промедление возвращения денег и вещей и служебные подлоги». Итак, господа, в заключение я повторяю, что фактическую сторону комиссия выяснить не имеет возможности. О фактах вам могут дать сведения или сами пострадавшие, или правительство, у которого в руках имеются соответствующие документы. Поэтому я предлагаю внести запрос правительству (Голоса справа: «А кому же иначе?»), а не в какое-нибудь другое место, не кому-нибудь другому. Вот потому-то я и говорю, и предлагаю его внести, потому что никто другой не может дать ответа, а вы хотите, чтобы комиссия это сделала. Комиссия ничего не сделает! Что же касается юридической квалификации, то опять-таки, повторю, комиссия вам ничем не поможет. Дело совершенно ясное, если таковые факты имели место, то они определенно незакономерные... И если в Государственной Думе найдется такой человек, которому все эти факты покажутся закономерными, то я думая, что такого члена Государственной Думы в кунсткамере можно показывать. Председательствующий. Переходим к голосованию. Угодно Государственной Думе рассматривать запрос в спешном порядке? (Баллотировка). Отклонено большинством 101 голосов против 63... Стенографический отчет Государственной Думы. Четвертый созыв. Сессия 2-я. Часть 2-я. СПб., 1914. Столб. 1545–1566. Из протокола заседания 71 Государственной Думы 4-го созыва 2-й сессии по обсуждению запросов о событиях, связанных с выселением монахов с Афона 30 апреля 1914 года Повестка дня: ...3.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Конечно, скажете, Синод приказал, да где же у вас свой-то разум? Совсем не Синод, а только два споткнувшиеся архиепископа, имеющие неограниченную власть в Синоде и от имени его волнующие всю Россию! Верую и исповедую, что, восстанет Сам Всесвятейший Бог и гневом Своим за бесчестие, и за унижение Своего Всесвятейшего Имени: «И посрамятся вси являющие злая рабом Его. Крепость их сокрушится, яко Он един есть Царь по всей Земли», и Имя Его верующих и любящих Его есть всё равно, как и Сам Он – по неотделимости Имени Его от лица Его. Живу в далёких горах и положительно ничего не знаю и не слышу о своей книге. Вы извещаете, что сожгли. 86 Вот это дело! Вечным огнём, если не покаются, будут жегомы те, кто дерзнул на сие. Боже наш! Какое ослепление и бесстрашие! Ведь там прославлено Имя Бога нашего Иисуса Христа, Имя «Ему же поклоняется всяко колено небесных, земных и преисподних». Там в книге всё Евангелие и всё Божественное Откровение, учение отцов Церкви и подробное разъяснение о Иисусовой молитве! Вот так показали свою духовность и близость к Богу монахи ХХ-го века! Это беспримерное преступление легло на вас неизгладимо и пойдёт в вечность и вся злодеяния ваша пред лицом Того, страшного в величии, Имя Которого, пред ним же трепещут бесы, так бесчестно обругали, унизили, сожгли. Кровь стынет в жилах, – что вы соделали. Евреи распяли, а вы устремились истребить и самое Имя Его. Конечно, скажете, Синод приказал, да где же у вас свой-то ум? Не могу больше писать от сильного волнения. Простите. В Вашем ко мне письме вижу, что любовь ваша ко мне не оскудела. Поэтому смиренно прошу, извещайте о всём, какой будет конец о моей книге. Синод отлучить от Церкви не имеет права. Он не более, как только высшее управление ея. Пишите обо всём. Старец Иларион. Нужно бы много писать, но не могу. Мой адрес: Новороссийск, на Новороссийской в п[осел]ке Горный [неразб.] Прокопию Петрову. Корзину для о. Илариона. Ещё, от нестерпимой болезни сердечной, крайней обиды и сожаления о вас. Как вы по смерти своей предстанете лицу Того, Имя чьё обесчестили так, что больше нельзя. Как вы смеете призывать Имя сие – Превеличайшее – в молитве своей, когда предали его всесожжению. Увы омрачение, увы слепота! Самый ад удивился и ужаснулся беспримерному вашему ещё небывалому преступлению. Жив Господь и жива всякая душа христианская правоверующая во Всезиждительное имя и Всемогущее Имя Спаса Христа! Быть не может, чтобы все вы, со своими ослепшими вождями, не были посрамлёны в своём заблуждении!...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Саблер решил совсем не передавать просьбы Булатовича на официальное суждение Синода. Как именно он поступил, это видно из его двух официальных писем почти одинакового содержания, посланных от 1 сентября 1914 года: одно – митрополиту Макарию 14432), другое – епископу Модесту (за 14438). Обоим владыкам Саблер сообщает, что о таковой просьбе Булатовича и других непокорных имябожников им «доведено было до сведения первенствующего члена Святейшего Синода, Высокопреосвященного митрополита Владимира, и он со своей стороны находил бы возможным удовлетворить упомянутое желание афонских иноков, разрешив священнослужение на все время военных действий тем из них, кои имеют священный сан». Даже допустив, что Саблер вполне точно передает в письме отзыв митрополита Владимира, все-таки, во-первых, это был отзыв только одного из членов Синода, имеющего голос равный с голосом каждого другого члена Синода, – а не отзыв всего Синода. Во-вторых, даже по письмам Саблера нет ни малейших оснований думать, что митрополит Владимир говорил Саблеру, что снять запрещение священнослужения с афонских имябожников имеет право кто-либо другой, кроме Синода же. 142 Но Саблера это не смутило. В том же своем письме митрополиту Макарию Саблер далее пишет: «Сообщая о сем (то есть о мнении митрополита Владимира) и зная ваше доброе расположение к названным инокам, почитаю долгом просить Ваше Высокопреосвященство преподать пребывающим как в Покровском монастыре, так и иных местах афонском инокам свое благословение на отбытие в Действующую Армию и разрешить священнослужение на все время военных действий тем из них, кои облечены в священный сан» (архив, т. III, ч. II, листы 595,598). С церковной точки зрения, просьба эта была совершенно беззаконная, и митрополит Макарий это знал. Митрополит Макарий всего лишь три месяца тому назад получил из Синода в Московскую Синодальную контору, где состоял тогда первоприсутствующим, указ за 8625 с сообщением определения Синода от 10/24 мая 1914 г., за 4136, в каковом определении сказано, что Булатовича и архимандрита Давида Синод выделяет в особую группу для особого судопроизводства над ним, и что суд над упорными имебожниками Синод отлагает, так что судебные полномочия над некающимися имябожниками кончились после этого Синодального определения не только у первоприсутствующего Московской Синодальной конторы, то есть у митрополита Макария, но и у всей московской конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Гирс. Прошу срочных распоряжений. Ссылаюсь на мою телеграмму 610. Вполне присоединяюсь к мнению Шебунина о необходимости сделать различие между зачинщиками – руководителями движения, подлежащими аресту, и менее ответственными их последователями. Первые, а также снабженные по ошибке русскими монашескими паспортами, будут лишены сана Патриархом, с которым, в согласии с архиепископом Никоном, я вхожу в соответственные сношения. К лицам второй категории, а также и к беспаспортным, должен быть применен (...) 55 общий порядок, в силу коего афонские монахи, прибывающие в Россию с мирскими паспортами, почитаются у нас мирянами. Согласно вышеизложенного, по окончании формальностей в патриархии, я отправлю «Херсон» в Одессу завтра вечером. Он будет на месте в субботу, к каковому времени крайне желательно было бы снабдить одесские власти нижеследующими инструкциями. Гирс. 612 Прошу срочных распоряжений. Продолжение 611. 1)  По прибытии «Херсона поставить его, если окажется возможным, в Карантинную гавань для облегчения операции. 2)  При высадке монахов произвести выемку всей имяславческой литературы, а также церковных предметов и облачений. 3)  Из лиц первой категории взять под арест главнейших агитаторов, поименованных в особом списке. Остальных лиц первой категории разослать по местам их приписки по этапу. 4)  Лица 2-й категории должны быть также водворены на родину под наблюдением полиции. 5)  Лица, поименованные в 3-м и 4-м пунктах, поступают на местах под строгий надзор полиции и епархиального начальства. Для облегчения одесским властям приема монахов и разделения их по категориям, мною командируется на «Херсон» титулярный советник Щербина, снабженный всеми необходимыми инструкциями. Гирс. Подлинник. ГАРФ. Ф. 102. Д-2, 1913 г.Д. 48. Л. 16–17. Журнал совещания о мерах по устройству и распределению афонских монахов 15 июля 1913 года 15 июля 1913 года в доме архиепископа Херсонского и Одесского состоялось совещание по обсуждению вопроса о возможных мерах для устройства и распределения прибывших в Одессу на пароходе «Херсон» русских афонских монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Комиссии здесь делать нечего. Что касается до юридической квалификации тех фактов, о которых спрашивается: «Имели ли они место?», то кому уж кому, а Георгию Георгиевичу Замысловскому, в достаточной степени искушенному в квалификации фактов, имевших и не имевших место, думаю, ему-то не нужно на этот раз лишнего времени, и нет надобности ожидать еще каких-то дополнительных передач вопроса в комиссию– гам вы ведь все равно этим фактом заниматься не будете, и с этой точки зрения рассматривать не станете. Давно наше отечество смущается этой смутой. Пред вами стоит вопрос: Интересуетесь ли вы этим? Находите ли вы необходимым вмешивать сюда ваш голос? Почему я раньше не поднял этого вопроса? Потому что, вернувшись сюда к первому дню осенних занятий, я обратился к октябристам, от которых услышал, что готовится запрос. Я обратился к Александру Ивановичу Звегинцову и от него узнал, что октябристами готовится запрос, разрабатывается материал. В таком смысле и писал тогда же домой письма. То же самое я слышал и после Рождества. Наконец, вы сами прекраснейшим образом можете проверить мои слова. Мой запрос составлен две недели тому назад, две недели тому назад собраны под ними все подписи, две недели тому назад он опубликован в прессе – и только сегодня оказалось возможным поставить его на повестку. Во всяком случае, не я, господа, виноват и не пострадавшие афонцы в тех непорядках, которые существуют у нас в вопросе по постановке запросов на обсуждение. Нельзя винить тех людей, которые и так уже в достаточной степени пострадали. Я считаю доводы г. Замысловского неубедительными и предлагаю Думе принять мое предложение о спешности запроса. Председательствующий. Переходим к голосованию. Ставлю на голосование предложение 32 членов Государственной Думы о рассмотрении запроса 113 в спешном порядке. (Баллотировка). За спешность – 101 голос, против – 118. Спешность отклонена. (Голоса: В двери). Покорнейше прошу внимания. Угодно проверить голосование выходом в противоположные двери? (Баллотировка). За проверку путем разделения голосующих высказалось 95 членов Государственной Думы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» ( 2Иоан. 1, 7–10 ). Итак, по учению Апостолов, забота о спасении душ требует, чтобы христианин прекращал страннолюбие и удалял от себя всякого обольстителя, вредящего спасения душ. Очевидно, и ясно, что христианское человеколюбие требовало именно изгнания имябожников с Афона и исключения их из состава Афонской братии, в среду которой имябожники внесли так много греховного соблазна. Раздел IV-й Б) О процессе церковного суда над имябожниками, который предприняла совершить высшая церковная власть Российской Поместной Церкви. Первый суд над имябожниками был произнесен на Афоне греческой церковной властью, но не высшею властью Константинопольского Патриархата, а высшею монастырскою властью Афона. Высшая монастырская администрация всего Афона, носящая название «Протат» или «Кинота», и представляющая собою совет всех афонских настоятелей, 2 февраля 1913 года постановила, как дисциплинарную предохранительную меру: «в предупреждение от распространяющегося в большом кругу зла и в предупреждении опасных последствий, наш Священный Кинот, до исследования великой Христовой Церкви и до ее определения, объявляет сим: иеросхимонаха Антония и архимандрита Давида, как злославных, а также и всех единомудрствующих с ними подвергает церковному запрещению от всякого священнодействия и весь священный скит (Андреевский) церковному отлучению. Не дозволяется никому из православно мыслящих общение со скитом, под угрозою, что и он будет отмечен злославным». Следует точно понять постановление Кинота. Само по себе оно есть только монастырское дисциплинарно-судебное постановление игуменов, опирающееся только на принцип обязательности монастырского послушания монахов игуменам. А так как обет монашеского послушания афонским игуменам давала только афонская братия, то и указанное постановление Кинота само по себе было обязательно только для афонского монашеского братства и больше ни для кого. Следовательно, в частности, запрещение имябожничающим иерархическим лицам священнослужения, содержавшееся в этом постановлении, легло только на афонских имябожничающих священнослужителей и больше ни на кого; не афонского имябожничающего священнослужителя, если бы таковой оказался, это запрещение нисколько не касалось, как не подчиненного афонским настоятелям.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Преосв. Феофан, епископ Граф П. Сотрудники Подотдела: П. Б. Мансуров В. П. Георгиевский Рукопись. Подлинник. ГАРФ. Ф.3431. On. 1.Д.358.Л. 17. Протокол 1-го заседания Подотдела об афонском движении по вопросу о почитании имени Божия Заседание происходило 1 декабря 1917 года с 7 ч.–9 ч. вечера. Согласно 75 статье соборного устава, заседание было открыто членом подотдела. Его Преосвященством, преосвященным Феофаном, епископом Полтавским, и с начала преступлено было к организации подотдела. Единогласно был избран Председатель подотдела преосвященнейший Феофан, епископ Полтавский, обязанности секретаря были поручены члену подотдела В. И. Зеленцову. Постановлено пригласить в члены подотдела: проф. Л. И. Писарева , о. архимандрита Матфея и князя Гр. Н. Трубецкого. Принято с благодарностью предложение члена Собора П. Б. Мансурова сотрудничать подотделу в выполнении его задач. Преосвященный председатель после этого предлагает приступить к обмену взглядами на предстоящие работы подотдела и их направление. Признано после обсуждения, что предмет занятий очень обширен и сложен, требует усиленных систематических работ в течение продолжительного времени, и постановлено в следующем заседании выработать программу работ. Так как афонское движение, перекинувшееся в Россию, с одной стороны, является мистико-догматическим движением среди монахов, с другой стороны осложнилось на Афоне их местными, бытовыми неурядицами, и так как, в третьих, Константинопольский Патриарх и Русский Святейший Синод уже предпринимали некоторые меры ко введение этого религиозного движения в нормальное русло и к ликвидации всего ненормального, примешавшегося к этому движению, то намечено было вести работы в таком направлении: 1)  Подробно исследовать догматическую сторону вопроса о почитании афонитами Имени Божия; 2)  Обследовать всю историю афонского движения со всеми его осложнениями и отношение греческой и русской церковной власти к этому движению во всех его подробностях. Заслушано было сообщение (словесное) П. Б. Мансурова следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

О таковом определении Святейшего Синода и предоставлено было г. Обер-Прокурору Святейшего Синода подвергнуть на благовоззрение Его Императорского Величества. По всеподданнейшем докладе г. Обер-Прокурором изъясненного определения Святейшего Синода Его Императорскому Величеству Государю Императору в 20-й день февраля 1914 г. благоугодно было соизволить одобрить изъясненные в сем определении предположения («Церк[овные] ведомости]», 1914 г. 9). За сим, в Святейшем Синоде получены были сведения о том, что некоторые из привлеченных к суду Московской Синодальной конторы афонских монахов, изъявили искреннюю свою преданность Православной Церкви и твердое намерение ни в чем ни отступать от ее святых догматов и учения, отвергаясь всяких новых лжеизмышлений и пребывая в каноническом послушании богоустановленной иерархии, коей они подвластны – Вселенскому Патриарху и Российскому Святейшему Синоду, – затрудняются лишь в удостоверении такового их исповедания своими подписями. Затруднение это вызывалось опасением их, в виду бывших на Афоне волнений, связать свою мятущуюся совесть какими-либо письменными актами, сущности которых в простоте своей веры и при недостатке книжного образования они не могли уразуметь со всею полнотою, испытывая обычный в простых людях страх пред подписями изложенных на бумаге документов. Вместе с тем, их страшила данная ими, в виду недавних, бывших на Афоне многочисленных предложений подписывать разного рода исповедания, общая клятва не подписываться впредь ни в каких обещаниях и исповеданиях. Обсудив сообщение о сем и памятуя пример Св. [неразб.] все да всяко некая спасет ( 1Кор. 9, 22 ), а также снисходя к душевному настроению и образу мыслей афонских монахов, мало сведущих в книжном изложении богословия и в формах делопроизводства, и, имея в виду дать привлеченным к суду монахам доступный им способ выражения отречения их от ложных измышлений, противных учению Православной Церкви, Святейший Синод, преподал указание по определению от 22–25 апреля 1914 г. за 3479, что засвидетельствование привлеченными к суду афонскими монахами о своей преданности Православной Церкви, точном следовании ее догматам и учению, отречении от имябожнического лжеучения и послушании богоустановленной иерархии может быть удостоверяемо и без письменного акта, который требовался по данным Московской Синодальной конторе указаниям от Святейшего Синода, устным свидетельством с целованием святого Креста и Евангелия, о чем Синодальной конторой должны были быть составлены письменные акты без истребования от привлеченных к суду подписей.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Подлинный подписали: Назарий, архиепископ Херсонский, Член Святейшего Синода, архиепископ Никон, Одесский градоначальник И. Сосновский, Действительный статский советник В. Яцкевич, Полковник Заварзин, Коллежский советник С. Троицкий , Титулярный советник В. Щербина, С подлинным верно: В. Яцкевич. Приложение: Формуляр опросного листа Фамилия или прозвище. Имя в мире. Имя в монашестве. Отчество. Возраст (лета и время рождения). Вероисповедание. Сословие и подданство. Звание в монашестве, в каком ските находился, где и когда пострижен в монашестве. Место приписки и рождения. а)      губерния; б)      уезд; в)      город, местечко или посад; г)      волость или сельское общество; д)      село или деревня; Постоянное место жительства на родине. Какое получил образование и где. Когда именно и где призывался к отбытию военной повинности. Когда выехал за границу через какой пограничный пункт, и по какому документу, кем таковой выдан. Какие документы имеются на руках. Кто может установить личность из проживающих в Одесских подворьях. Кто может установить личность из проживающих в других местах Империи (подробно). Был ли под судом и следствием и нет ли за ним неразрешенных судебной и административной властью дел. Семейное положение. До какой станции железной дороги направляется. Вопросы вытекающие из предыдущих объяснений. Подпись опрашиваемого, удостоверяющая правильную запись. Подпись составителя сведений. Подписка. (От тех, кто не признан в монашестве Св. Синодом). «Сим обязываюсь не носить монашеского одеяния и явиться незамедлительно в п[ункт] указанный в проходном свидетельстве местному полицейскому начальству». Заверенная копия. Г АРФ. Ф. 102. Д-2, 1913 г. Д. 48. Л. 100–102, 645. Список афонских монахов, задержанных в Одессе с объяснительной запиской В. Щербины 56 22 июля 1913 года Его Превосходительству господину Одесскому Градоначальнику. Имею честь представить у сего Вашему Превосходительству список высланных с Афона монахов русско-подданных в количестве 34 человек, как известных своей вредной деятельностью на Св. Горе и наиболее замешанных в движении, а потому подлежащих, по мнению Императорского Посольства в Константинополе, задержанию в г. Одессе до дальнейших распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

(Караулов: Ни малейшего желания не имею). Судя по той программе, которую я читал не так давно, и на которой подписался Караулов, он чистый левый, не знаю, чистый ли он октябрист, но чистый, наверно, левый. Я, господа, считаю, что в настоящем запросе нужно время и большое время. Вы предъявляете запрос к трем министрам: к Министру иностранных дел – это понятно, ибо там замешан консул, там это дело на чужой территории, и, правда, г. Ковалевский нам говорил так убедительно сегодня, что мне показалось, что он предъявит нам верительные грамоты от Греческого правительства (шум); к запросу Министру внутренних дел нужно также, господа, относиться с большою осторожностью. Я бы не выступил на эту кафедру сегодня, если бы я не был очевидцем, как отправляли этих монахов из Одессы на места родины. Я был в это время в Одессе на вокзале и перед вами свидетельствую, что этих монахов видел в их одежде, не остриженными, и никакого насилия над ними не оказывалось; таким образом, те друзья депутата Караулова, которые удостоверяли, что над монахами в Одессе издевались, эти друзья, вероятно, ему сказали неправду. Если я вам об этом свидетельствую, если я видел там значительное количество этих монахов, которые мирно беседовали с нами и уселись в поезд, в котором я ехал с ними, то позвольте же просить Государственную Думу о проверке этих обстоятельств. Засим вы предъявляете запрос и к Министру юстиции. Я не думаю, чтобы Одесская прокуратура позволила, чтобы производились насильственные действия над людьми. (Шум слева; звонок председательствующего). Жили эти монахи в Афонском подворье, жили они там совершенно спокойно. Здесь в запросе говориться, что даже у них ограбили деньги. Все это требует расследования, все это требует, господа, чтобы комиссия по запросам разобралась в этом сложном деле. Нельзя, господа, к трем министрам предъявлять запрос и принимать их, как предлагает вам терский казак Караулов, принимать так спешно. Сегодня вообще депутат Караулов такой бурный и такой стремительный, как р.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010