Будем праведны, будем благочестивы: тогда возгласы Церкви: «Причастие Святаго Духа со всеми вами, мир всем» не будут для нас пустыми звуками, тогда и мы будем иметь счастье со временем бестрепетно идти в путь отцов наших от этой земной жизни и дерзновенно сказать: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Аминь. Подражание святым 31 «Как звезды с неба освещают землю и светом своим указывают дорогу путникам, так святые своею жизнью освещают нашу жизнь и показывают нам дорогу к небу. Взирая на звезды эти, позаимствуемся от света их». Так рассуждает один из св. отцов Церкви о том означении, какое имеют для нас святые. Празднуя сегодня память св. великомученика и целителя Пантелеимона, постараемся и мы из его жизни извлечь для себя полезные уроки и наставления. Св. Пантелеимон жил за 1500 лет до нашего времени. В то время и цари, и большая часть народа были по вере язычники, христиан было очень немного. Страшное то было время для христиан. Язычество как бы чуяло свою близкую гибель и все усилия употребляло, чтобы сохранить свою жизнь и задушить веру Христову. Христиан жгли, топили, распинали, казнили, зашивали в звериные шкуры и отдавали на съедение собакам, бросали на растерзание зверям, обматывали паклей, напитанной смолой, и живыми зажигали. В такое-то время жил Пантелеимон. Отец его был язычник, мать – христианка. С детства благочестивая мать учила сына вере во Христа, с ним молилась, с ним посещала богослужение. Но когда Пантелеимон был еще отроком, мать его умерла и стал его воспитывать отец, водил его по языческим храмам, приносил жертвы идолам. И стал Пантелеимон отвыкать от веры своей матери и сделался язычником. Видел он гонение христиан. При нем случилось такое страшное событие: христиане в день св. Пасхи молились в храме; в это время, по приказанию царя, на них напали воины, разрушили храм и избили 20 000 человек. «Если бы у меня было тысяча языков и железные уста, – пишет один очевидец этого гонения, – то и тогда я бы не мог пересказать всех ужасов и мучений, которые претерпевали верующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

С учетом кризисных явлений в экономике страны и мира, население России сейчас особенно нуждается в помощи государства, отметила Ольга Голодец: «Было 15 миллионов бедных три года назад, а в июне мы перешагнули планку в 22 миллиона. Среди бедных, к сожалению, в основном семьи с детьми, мы видим это по тому, как стремительно падает потребление. Например, школьная форма в этом году упала по спросу на 70%. Мы сейчас стараемся выстроить целенаправленную адресную помощь, чтобы она шла именно на детей». Церковь также обеспокоена проблемами демографии, отметил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. По словам председателя Синодального отдела, за прошедшие пять лет в Русской Церкви открыто 26 новых приютов для женщин и матерей с детьми, находящихся в кризисной ситуации. «Пропаганда многодетности, необходимости иметь ребенка в семье — это присущая Церкви задача, которую мы стараемся выполнять», — сказал владыка Пантелеимон. Многодетные семьи страдают больше всего в кризис, свидетельствовал викарий Святейшего Патриарха. По его словам, в Церкви сегодня существует более 400 групп милосердия и 200 волонтерских объединений, при этом большинство добровольцев занимаются помощью семьям с детьми. В Церкви созданы 70 приютов для наркозависимых, 72 приюта для бездомных на 1990 мест, 56 пунктов сбора вещей, 11 автобусов милосердия, 49 проектов помощи глухим и слабослышащим людям. В 30 епархиях действуют 42 проекта по организации досуга детей-инвалидов, 54 реабилитационных центра для алкозависимых и 232 центра, где работают с алкозависимыми и их родственниками, 30 бесплатных юридических консультаций и 60 служб психологической помощи. «Священным Синодом было принято решение о праздновании Дня трезвости, которое было очень положительно воспринято: в некоторых регионах этот праздник становится государственным, — сказал епископ Пантелеимон. — Думаю, мы могли бы его сделать государственным по всей России, потому что проблема алкоголизма, нетрезвой жизни страшно и губительно влияет на наш народ». Епископ Пантелеимон упомянул о церковной помощи мирным жителям Украины. Так, на помощь беженцам было собрано 128 миллионов рублей, из них более 100 миллионов уже израсходовано.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4217303...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН (Аржаных Павел Тимофеевич; 29.06.1868, дер. Залипаевка Малоархангельского у. Орловской губ.- 29.11.1937, г. Липецк), прмч. (пам. 16 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Из семьи крестьян. В 1894 г. Павел был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в 44-й Камчатский пехотный полк, дислоцировавшийся в Волынской губ. В 1895 г. был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании к-рых назначен ротным фельдшером. В 1898 г. уволен из армии. Служил фельдшером в губ. больнице в Житомире и одновременно учился там же в Волынской фельдшерской школе. По окончании учебы вернулся в дер. Залипаевку. Прмч. Пантелеимон (Аржаных), игум. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в. Прмч. Пантелеимон (Аржаных), игум. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в. 5 марта 1901 г. поступил в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . В 1902 г. пострижен в рясофор. 19 июля 1906 г. перешел в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую лавру и 20 сент. принят в ее братию. 24 июня 1907 г. вернулся в Оптину пуст. и 29 окт. принят в братию по прошению. 31 авг. 1908 г. настоятелем Оптиной пуст. архим. Ксенофонтом (Клюкиным) пострижен в мантию с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона . 15 марта 1909 г. Калужским и Боровским еп. Вениамином (Муратовским) рукоположен во диакона, 25 марта 1911 г.- во иерея. В 1910 г. вместе с прп. Варсонофием (Плиханковым) ездил на ст. Астапово (ныне Лев Толстой Липецкой обл.) для напутствия умиравшего Л. Н. Толстого . В мон-ре нес послушание фельдшера в монастырской больнице, во время первой мировой войны заведовал монастырским лазаретом для больных и раненых воинов. 24 янв. 1914 г. П. был выбран на должность казначея мон-ря и состоял в этой должности до закрытия Оптиной пуст. в 1918 г. Награжден набедренником 6 дек. 1914 г. и наперсным крестом 29 июня 1917 г. По благословению архим.

http://pravenc.ru/text/2578848.html

Пролог). 27-е число Св. великомуч. Пантолеона, переименованного Пантелеимона. Пр. Анфисы игумении и 90 сестер ее. Блаженного Николая Христа ради юродивого, Кочанова (Мучч. 103 из Фракии, потопленных в море. Пр. Мануила. Новомуч. Христодула из Кассандры. Св. Иоасафа, митрополита московского. Св. Климента, еп. Велицы Македонской и сотрудников его: Ангеляра, Горазда, Наума и Саввы, учеников Константина и Мефодия). Св. великомуч. Пантелеимона Св. Пантелеимон родился в Никомидии. Мать его была христианка и с детства воспитывала своего сына в христианской вере. Но благочестивая женщина вскоре умерла. Благодаря своему малолетству, Пантелеимон не мог усвоить сущности христианской веры и предаться ей всем сердцем, а потому после смерти матери влияние отца, упорно державшегося заблуждений язычества, изгладило из памяти Пантелеимона уроки его благочестивой матери. Евсторгий, отец Пантелеимона, отдал сына в школу, а потом поручил его знаменитому врачу Евфросину для изучения врачебного искусства. Учитель полюбил своего умного и понятливого ученика, постоянно брал его с собою и не редко, как придворный врач, вместе с Пантелеимоном посещал и дворец. Внешняя красота Пантелеимона и его ум обратили на себя внимание императора Максимиана, и он повелел Евфросину, как можно усерднее, заняться обучением Пантелеимона врачебному искусству, дабы впоследствии он мог быть врачом при дворе. Под руководством славного наставника юноша оказывал быстрые успехи в науках. Посещая ежедневно своего учителя, Пантелеимон ходил к нему мимо одного бедного домика, где жил престарелый христианский священник Ермолай (см. 26 июля). Доброе и умное лицо Пантелеимона весьма понравилось Ермолаю и поселило в нем надежду просветить юношу светом истинной веры. С этою целью святой старец однажды пригласил к себе Пантелеимона, вступил с ним в разговор и сообщил ему об истинном Боге, о благости Иисуса Христа и о чудесах, которые Он совершал, живя на земле. Слыша все это, Пантелеимон стал припоминать наставления своей покойной матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот смотрите, великомученик Пантелеимон — богатый, знатный красавец юноша, пред которым все было открытым, все пути к благополучной жизни, как ее рассматривает человечество. А что он выбрал? Мучительную смерть. Знаем мы, что до крещения носил он имя не Пантелеимон, которое он получил в крещении, а до этого он именовался Пантолеон. Это греческое имя, состоящее из двух слов, означало — во всем сильный. Это характеризовало его могучую сильную натуру. Но вот, когда он просветился светом крещения от святого священномученика пресвитера Ермолая и стал христианином, то в крещении получил другое имя Пантелеимон, что значит всемилостивый или во всем милостивый. И знаем мы, как этот юноша святой вокруг себя разливал врачевание и всякую духовную помощь. А когда нужно было свидетельствовать о вере во Христа, тогда пошел на страшные пытки, радуясь, что он может засвидетельствовать этим свою верность Тому, Кого он так возлюбил всей своей чистой душой. В наше время этого нет. Нам кровавыми пытками и мучительной смертью никто не грозит. Все-таки, с другой стороны, таково наше время, что для того, чтобы быть всегда и во всем христианином и вести себя, как христианин во всем, нужна тоже немалая сила духа, ибо мир, чем дальше, тем больше, все глубже и глубже и быстрее и быстрее катит по наклонной плоскости в бездну материализма, безумия... И христианин, который живет в этом кошмаре наших дней и хочет быть, действительно, христианином, конечно, должен иметь силу духа, подобную силе той, которою жили древние мученики. Вот святой Пантелеимон и является одним из таких свидетелей, которые воочию, перед лицом язычников, свидетельствовали о свете Христовой истины, о ее немеркнувшем свете, о ее побеждающей силе, ибо на них действительно оправдывалось слово апостольское: (1Ин.5:4)! Аминь. Подвиг Мучеников Маккавеевых (август 1) В истории народа еврейского был церковный период, когда подпал он под владычество могущественного языческого царя Антиоха Епифана, который навязывал Церкви, чтобы все подданные его, все находившиеся под его властью, исповедовали одну веру и имели одни и те же обычаи. Слабые, слабовольные, боязливые люди были всегда, бывают и будут. Когда это свое распоряжение царь попытался провести в Иудее, то были, конечно, и там случаи, когда малодушные, боящиеся люди, соглашались исполнить приказ царя и отказывались от веры и от закона своего. Но в то же самое время от многих царь слышал такое твердое и решительное сопротивление, что растерялся сам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Но когда Пантелеимон был еще отроком, мать его умерла, и стал его воспитывать отец, водил его по языческим храмам, приносил жертвы идолам. И стал Пантелеимон отвыкать от веры своей матери и сделался язычником. Видел он гонения христиан. При нем случилось такое страшное событие: христиане в день святой Пасхи молились в храме, в это время по приказанию царя на них напали воины, разрушили храм и избили 20 000 человек. «Если бы у меня были тысячи языков и железные уста, – пишет один очевидец этого гонения, – то и тогда я бы не мог пересказать всех ужасов и мучений, которые претерпевали верующие. Железо притуплялось, кровь лужами стояла на земле, заливала и тушила костры. Руки палачей от усталости опускались и не могли продолжать своей убийственной работы». Конечно, нелегко было тогда быть христианином. Но Пантелеимон все-таки уверовал во Христа. При виде гонений на христиан он вспоминал мать. Наставления матери не умерли, слова ее и молитвы не были забыты. Так случилось и с Пантелеимоном. Не мог он не видеть, что христиан мучат невинно, и вот, когда он раз поговорил с одним священником – Ермолаем, то, вспомнив наставления матери, скоро же уразумел ложь язычества и истину христианства. В это время он был уже совершенно взрослым. Раньше он много учился и был известен как самый лучший врач. Когда он сделался христианином, то обратил ко Христу и своего отца, раздал свое имущество и стал всех больных лечить без всякой платы, всем служил, чем мог. Он ходил по домам бедняков, посещал заключенных в тюрьме. Лечил он и лекарствами, и молитвою с именем Иисуса Христа. И дал ему Бог дар чудес. То было время такое, когда нужны были чудеса. Теперь их нет, так как и без чудес возможно и легко быть верующим, а в то время, при страшных гонениях и муках христиан, вера Христова без особой помощи Божией могла погибнуть. Многим больным и немощным помог Пантелеимон силою своей науки, еще больше помог чудесами. Был он очень учен, но учение не отвратило, а напротив, приблизило его к Богу, и каждое дело, каждое врачевание больного совершал он с именем Божиим на устах, с молитвою в сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Церковная благотворительность – дело профессионала или образ жизни христианина? Нужно жить не для того, чтобы сделать много дел, создать богадельню, службу помощи бездомным, больницу, накормить всех голодных, а для того, чтобы спасти свою душу 11 марта, 2014 Нужно жить не для того, чтобы сделать много дел, создать богадельню, службу помощи бездомным, больницу, накормить всех голодных, а для того, чтобы спасти свою душу Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом на конференции «Между верой и разумом: социальная доктрина Церкви и ее вселенское значение», которая проходит в эти дни в Милане Конференция «Между верой и разумом: социальная доктрина Церкви и ее вселенское значение» началась в Милане, в Католическом Университете Святого Сердца, 10 марта. В первый день работы конференции с докладом «Церковная благотворительность – дело профессионала или образ жизни христианина?» выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Полный текст доклада: В Евангелии Господь Иисус Христос говорит о двух основных заповедях (Мф. 22:37-40). Первая заповедь связана со служением Богу, вторая, подобная ей, предполагает служение ближнему. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», — говорит Господь (Мф. 22:40). Любовь к ближнему, о которой говорит Господь, объясняется для нас в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:29-37). Мы знаем, что многие христиане следуют этому примеру в своей жизни время от времени, проявляя деятельное сострадание к родным, знакомым или даже случайно встреченным людям, а другие организуют профессиональное служение бедным, больным и угнетенным, делают это своей профессией и порой достигают в этом служении большой эффективности и высот профессионализма. Сегодня в Русской Православной Церкви только на территории России действует больше 2900 социальных проектов и инициатив, среди них более 40 богаделен (приютов для стариков), 62 реабилитационных центра для наркозависимых, 18 приютов для беременных и женщин с детьми в трудной жизненной ситуации, 90 детских приютов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 61 церковный приют для бездомных. Свое служение несут около 2600 сестер милосердия — женщин, которые, как правило, ухаживают за больными, одинокими людьми в больницах и на дому. На территории СНГ действует более 300 православных сестричеств милосердия (Все эти проекты возникли за последние 20 лет, когда прекратились гонения на Церковь со стороны властей, и надо сказать, что до сих пор государство в России фактически не оказывает системной помощи церковным социальным проектам).

http://pravmir.ru/episkop-orexovo-zuevsk...

Сегодня в России действуют свыше 400 церковных проектов помощи инвалидам. Очень востребованы церковные проекты сопровождаемого проживания инвалидов. В качестве примера такой работы епископ Пантелеимон привел проекты в Выборгской , Пензенской , Кинешемской епархиях. В Алатырской , Самарской , Йошкар-Олинской , Московской , Пятигорской епархиях действуют реабилитационные развивающие центры для детей-инвалидов. «В этих центрах Церковь часто оказывает ту помощь, которую никто — ни государство, ни общество — пока не может оказать инвалидам, — подчеркнул епископ Пантелеимон. — Например, Алатырский церковный центр для детей-инвалидов (Чувашия) находится в городе с населением 35 тысяч человек. Ни в самом городе, ни в радиусе 200 километров от него нет ни одного подобного центра. Алатырский центр посещают 55 детей-инвалидов из 40 семей». В Церкви работают над тем, чтобы адаптировать храмы для маломобильных прихожан. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла были подготовлены и направлены во все российские епархии методические рекомендации по обеспечению доступной среды в храмах, отметил епископ Пантелеимон. Церкви удалось отладить систему реагирования на крупные чрезвычайные происшествия . В 2017 году представители Церкви реагировали на 30 крупных чрезвычайных ситуаций: оказывали пострадавшим и их родственникам духовную и психологическую поддержку, собирали материальную помощь. Отдельно в докладе затрагивался вопрос обучения и методической поддержки церковного социального служения. Синодальный отдел по благотворительности только в 2017 году издал 7 методических пособий и книг, провел целый ряд обучающих конференций, дистанционных курсов, очных курсов повышения квалификации. Также начал работу новый региональный центр обучения  церковному социальному служению в Екатеринбурге, в 2018 году планируется организовать новый обучающий центр в Ростове-на-Дону, добавил епископ Пантелеимон. Всего, по данным Синодального отдела по благотворительности, в российских епархиях трудятся 8412 социальных работников, из них 1920 штатных и 6492 внештатных, действуют более 4500 церковных социальных проектов.

http://patriarchia.ru/db/text/5196038.ht...

C февраля 2022 года Церковь организует помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта, подчеркнул епископ Пантелеимон в ходе круглого стола. «В России Церковь собрала и передала более 1400 тонн гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта, из них более 825 тонн направлено в зону конфликта. Вынужденных переселенцев разместили в 48 церковных учреждениях на территории России и других стран. Более 600 человек ежедневно получают помощь в гуманитарных центрах приграничных епархий и в Москве. Синодальный отдел по благотворительности организовал в Москве церковный штаб адресной помощи беженцам, куда ежедневно за помощью обращаются до 200 человек», — рассказал епископ Пантелеимон. Медицинскую помощь беженцам оказывает церковная больница святителя Алексия . Кроме того, медики-добровольцы церковной больницы начали оказывать медицинскую помощь жителям Мариуполя. С середины апреля они участвовали и в помощи поступающим раненым в Горловской больнице. Епископ Пантелеимон также обратил внимание участников круглого стола на проблемы беженцев, с которыми они сталкиваются в России. Прежде всего это проблемы с легализацией и оформлением правового статуса. Для оформления правового статуса в России беженцам необходимо пройти медицинское освидетельствование и перевести документы с украинского на русский язык. Стоимость медицинского освидетельствования на одного человека в МФЦ в Москве составляет более 4 тысяч рублей. Стоимость перевода одного документа — более одной тысячи рублей. Если человек подает документы, то должен заплатить госпошлину: 1600 рублей за получение разрешения на временное проживание (РВП), 5 тысяч рублей за вид на жительство и 3,5 тысяч рублей — за оформление гражданства. Обязательная сдача экзамена на знание русского языка, истории и основ законодательства России — не менее 3,5 тысяч рублей. «Государство выделяет на помощь беженцам 10 тысяч рублей на человека, но эти деньги, как правило, уходят на питание и другие базовые потребности, и денег на получение документов не хватает. Надо подумать над тем, чтобы отменить госпошлину при оформлении правового статуса в России и освободить людей, приехавших из Украины, от необходимости подтверждать владение русским языком — в своем большинстве они этим языком владеют», — предложил епископ Пантелеимон.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5926967...

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Главное в социальном служении – самому стать милостивым РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_114347.html 22 ноября 2017 Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Главное в социальном служении – самому стать милостивым Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5067888.html Официальный сайт Московского Патриархата 21 ноября 2017 года прошел первый вебинар курса дистанционного обучения для церковных социальных работников. В рамках курса социальные работники храмов, благочиний и епархиальных отделов получат основные навыки для оказания помощи различным категориям нуждающихся, для организации работы своих проектов, а также получат возможность пройти практику в Москве. Занятия продлятся до марта 2017 года, в ходе обучения участники создадут или улучшат работу действующего проекта в своем регионе. Первый вебинар в рамках курса провел председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. " Важно помнить, что, когда мы помогаем людям, мы делаем это вместе с Богом и являем им образ Христа. На явление этого образа люди тоже часто отвечают верой. Именно это и является самым действенным способом миссионерства, – отметил епископ Пантелеимон. – Миссионерство это не красивые слова, это добрые дела и проявление жертвенной любви " . Епископ Пантелеимон призвал всех социальных работников, независимо от того, являются они штатными сотрудниками или добровольцами, всегда стараться делать для своих подопечных чуть больше – тогда их дело из работы превратится в служение. " Служение – это когда работа становится не просто формальностью, исполнением прописанных в договоре обязанностей, а когда мы делаем чуть больше – конечно, беря задачи по своим силам, но все равно чуть больше того, что требуется от нас официально " , – сказал председатель Синодального отдела по благотворительности. Отвечая на вопросы участников, владыка Пантелеимон отметил важность спокойного отношения к возникающим трудностям и предостерег социальных работников от стремления взять на себя непосильную ношу.

http://religare.ru/2_114347_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010