Как пополняется музейная коллекция? Коллекция все эти годы продолжает пополняться, в основном, дарителями. Например, владыка Феофилакт пожертвовал в экспозицию свое облачение. Многие предметы мы получили еще в 2016 году – приехавшие к нам на открытие священнослужители привезли подарки музею. Одним из наиболее ценных стал подрясник схииеромонаха Стефана (Игнатенко), который подвизался в нашей обители с 1908-го года практически вплоть до ее закрытия в 1927 году. Отец Стефан находился в ссылках, претерпевал различные скорби, в конце жизни служил на приходах Ставропольского края. Последним местом его жительства стал г. Кисловодск, Пантелеимоновский храм, а на Седлогорском кладбище он погребен. Подрясник подвижника благочестия передали из другого церковного музея епархии «Святыни земли родной», находящегося в Кисловодске при Никольском соборе. Настоятель собора, благочинный церквей Кисловодского округа протоиерей Иоанн Знаменский лично знал отца Стефана. Он сын священника, еще подростком общался со старцем. Вместе с подрясником батюшка привез в дар некоторые личные вещи отца Стефана.      Из Кабардино-Балкарии нам привезли два древних нательных крестика, которые были найдены при раскопках. Они являются артефактами IX–X веков, периода существования на Кавказе Аланской митрополии. Один из священников нашей епархии передал жезл митрополита Ставропольского и Бакинского Антония (Романовского), исповедника веры. У нас также хранится книга «О христианском воспитании детей», изданная Синодальной типографией в 1827 году, с дарственной надписью святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Эта книга принадлежала отцу Силуану. Из недавних поступлений – фотографии и книги одного из последних настоятелей нашей обители схиархимандрита Иоанна (Мирошникова), а также фотографии с его погребения в 1956 году. Отец Иоанн последние годы жизни был настоятелем Покровского храма Пятигорска и погребен за алтарем. Снимки передала в музей жительница села Солдато-Александровского Валентина Ивановна Ларина. Эта женщина знала священника, общалась с ним и еще школьницей присутствовала на его погребении.

http://pravoslavie.ru/121212.html

В 1764 г. гетманство упразднили, на укр. землях в составе Российской империи была создана Малороссийская губ., в 1781 г. она прекратила существование и была разделена на Новгород-Северское, Черниговское и Киевское наместничества. В 1785–1799 гг. действовала Новгород-Северская епархия , куда входили все церкви и монастыри сев. части Черниговщины, в т. ч. Глуховского и Конотопского уездов. В 1799 г., после упразднения Новгород-Северской епархии в результате восстановления Малороссийской губ. (1796), центром которой стал Чернигов, Глуховская и Конотопская протопопии вновь стали частью Черниговской епархии. В 1939 г. была создана Сумская обл. УССР, в нее из Черниговской обл. перешли Конотопский и Глуховский районы. В 1945 г. Синод Русской Церкви учредил Сумскую епархию, в ней имелись Глуховское и Конотопское благочиния. Решением Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. была создана Глуховская епархия, первым ее епископом стал Пантелеимон (Романовский). С 20 июля 2012 г. по 25 сент. 2013 г. в К. и Г. е. существовало Ямпольское викариатство во главе с еп. Иосифом (Масленниковым) . Молченская Софрониева пуст. Фотография. Нач. XXI в. Молченская Софрониева пуст. Фотография. Нач. XXI в. В 90-х гг. XX в. шло восстановление монастырей, открытие приходов. 16 авг. 2008 г. в К. и Г. е. состоялась канонизация в лике местночтимых святых 13 подвижников благочестия, подвизавшихся в XIX–XX вв. в Глинской пуст., 21 авг. 2010 г. был совершен чин прославления еще 3 Глинских подвижников; в наст. время в Никольском храме обители открыто почивают мощи 9 преподобных. 27 июня 2009 г. в Путивле прошли торжества в связи с восстановлением почитания путивльского кн. св. Владимира (Иоанна) Иоанновича (чтимая икона хранится в Преображенском соборе в Путивле), 28 июня того же года были прославлены преподобные отцы Молченские. В епархии особо чтится память святых, чья деятельность была связана с этой землей: святителей Ефрема Переяславского , Димитрия Ростовского , Филофея (Лещинского) Тобольского, священномучеников Павлина (Крошечкина) , Дамиана (Воскресенского) , Никодима (Кононова) , Дамаскина (Цедрика) , прп. Паисия (Величковского) , прав. Павла (Павловича) Таганрогского и др.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

В Новороссийске часть иноков приговорили к расстрелу, часть — к длительному заключению в сталинских концлагерях. В настоящее время известны имена 21 насельника Ново-Афонского монастыря, которые находились в Новороссийске среди обвиняемых по следственному делу Секретного отделения Черноморского окружного отдела ОГПУ о т. н. «монархической повстанческой организации, действовавшей в долине Псху и на оз. Рица с охватом территории Северного Кавказа» 12 из них были приговорены к расстрелу постановлением коллегии ОГПУ от 8 октября 1930 года по статье 58 пункты 10, 11 УК РСФСР (контрреволюционная пропаганда и организационная деятельность, направленная на подготовку и совершение контрреволюционных преступлений). Приговор был приведен в исполнение 26 октября 1930 года в черте Новороссийска, на Косе, в семи километрах от города. Вот имена этих 12 новоафонских иноков-новомучеников, расстрелянных 26 октября 1930 г. Иеромонах Викторин (Беляев) Иеромонах Викторин (Беляев). Родился в 1881 году в Воронежской губернии. В Ново-Афонском монастыре пребывал с 1907 по 1924 год, когда удалился на Псху. Епископом Ереванским Антонием (Романовским), управляющим Сухумской епархией, рукоположен в священный сан (ок. 1926 года), для чего явился в Сухум, в «подпольный, на чердаке» молитвенный дом. На Псху подвизался в окрестностях хутора Серебряного. Арестован 23 апреля 1930 года «опергруппой ЧОО ОГПУ». Иеромонах Макарий (Демин) Иеромонах Макарий (Демин). Родился в 1877 году в Саратовской губернии. В возрасте 17 лет поступил в Ново-Афонский монастырь, в котором пребывал до 1923 года. Ушел в долину Псху и поселился на хуторе Санчарском. Арестован опергруппой 24 апреля 1930 года. Схимонах Александр (Артемьев) Схимонах Александр (Артемьев). Родился в 1876 году в Псковской губернии. В Пантелеимоновом монастыре с 1908 года, в мантию пострижен в 1911 году с именем Алексий. Послушания проходил на Новой Фиваиде, на московском подворье, в Ново-Афонском монастыре, где был пострижен в схиму. Подвизался на Новом Афоне до закрытия обители. С 1924 года обитал на Псху, в районе хутора Ригдза. Арестован 24 апреля 1930 года.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2459

Пожив некоторое время в Челябинске, батюшка переселился на Северный Кавказ. Кавказ - место знаменательное, как Афон и Иерусалим. Когда по Вознесении Господнем ученики и Пречистая Матерь пребывали в Сионской горнице, апостолы бросили жребий: кому где проповедовать. Богородице выпала Иверская земля. Она тотчас хотела ехать туда, но Ангел остановил Ее: «Не отлучайся теперь из Иерусалима». Так Кавказские пределы стали уделом Владычицы, пославшей вместо Себя на проповедь равноапостольную Нину.  Эти места были оглашены апостольской проповедью задолго до Крещения Руси. Слово Божие возвещали здесь Андрей Первозванный и Симон Кананит. Сюда Благая Вратарница и привела Схи-Иеромонаха Феодосия, причастника благодати первого и второго Ее уделов. Это был Ее третий удел, и в этом видится тайна Святой Троицы, которая воплотилась в служении о. Феодосия в трех Богородичных уделах. На небосводе Русской Церкви зажглась новая звезда. Некоторое время о. Феодосий жил на хуторе Романовский, в станице Кавказской, а позже, по откровению Божию, поселился в пустыни Темные Буки, что в 27 км от города Крымска. Обитель укрылась на хребте Кавказских гор, между Анапой и Новороссийском, в густом буковом лесу, откуда и произошло название обители. Его основателем был схимонах Иларион, проведший 25 лет на Афоне в Русском Пантелеимоновом монастыре. Известно, что он жил там тогда же, когда и о. Феодосий служил в обители “Положение Пояса Богоматери”. Возможно, они были знакомы еще на Святой Горе. Схимонах Иларион опочил в 1916 году, похоронен под часовней в Темных Буках, где совершались богослужения. После переселения схииеромонаха Феодосия в Темные Буки молва о необыкновенном старце мгновенно распространилась среди окрестных жителей. К нему стали стекаться паломники. Люди увидели в нем истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о людских нуждах. Обладая даром духовного прозрения, он многих исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения. В пустыни, в ущелье на большом камне старец Феодосий молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм и просфорня. На этом месте зеленел барвинок, и до сего дня те два места покрыты барвинком, а больше его нигде нет в ущелье. Возможно, что именно при первом явлении Богородицы о. Феодосию в этом ущелье, Пречистая оставила отпечаток Своей стопочки на камне, который до времени был не известен.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1512

При настоятеле прот. Григории Евграфовиче Романовском († 1900), в 1892 г., во дворе казарм Гвардейского экипажа на Екатерингофском (ныне Римского-Корсакова) проспекте был освящен киот с иконой Спасителя в честь спасения царской семьи при крушении поезда близ ст. Борки. Икона вмч. Пантелеимона (1896) напоминала о кругосветном плавании 1892-1896 гг. крейсера «Рында» под командованием П. В. Римского-Корсакова. Причт собора с 1897 г. окормлял также церковь во дворце вел. кн. Александра Михайловича, к-рый с 1885 г. числился в составе Гвардейского экипажа, и вел. кнг. Ксении Александровны (набережная р. Мойки, 106). Однако состояние здания было неудовлетворительным, ризница собора вызвала замечание имп. Александра III. Настоятелем собора в 1888-1901 гг. был педагог, доктор богословия, проф. СПбДА (с 1894) прот. Сергий Александрович Соллертинский. При настоятеле прот. Николае Никаноровиче Кондратове (17 апр. 1900 - 2 дек. 1914), в 1901 г., в храме поставили голгофу - изображение Распятия Христа с предстоящими Пресв. Богородицей и свт. Иоанном Богословом (сохр.). Тогда же в верхней церкви сложили печи и стали служить зимой (всего 3 литургии в день), а в 1909-1910 гг. провели электрическое освещение. В 1907 г. приходу был возвращен сад. 14 мая 1908 г. в нем в присутствии вдовствующей имп. Марии Феодоровны, покровительницы приходского благотворительного об-ва, был открыт обелиск памяти офицеров и матросов Гвардейского экипажа, погибшего на эскадренном броненосце «Александр III» в сражении при Цусиме 14 мая 1905 г. (худож. полковник экипажа кн. М. С. Путятин, архит. Я. И. Филотей, скульптор А. Л. Обер; сохр. с утратами). Пожертвования на обелиск внесли имп. Николай II и члены августейшей фамилии, офицеры экипажа. Обелиск из фин. гранита на пьедестале высотой 8,4 м был увенчан бронзовым орлом с крестом. На нем находились бронзовые барельефы и памятные доски с именами 833 погибших. Имена погибших на др. судах членов экипажа были перечислены на 2 досках из темно-серого мрамора в верхнем храме. В память о Цусимской битве в соборе служили панихиды, на к-рых присутствовали офицеры и матросы лейб-гвардии флотского экипажа во главе с командиром - вел. кн. Кириллом Владимировичем. В янв. 1913 г. староста собора, купец 1-й гильдии А. И. Иванов, возвел новые вызолоченные престол и жертвенник, украшенные скульптурой и живописью в стиле рококо и подарил церковные облачения в честь 300-летия Дома Романовых, за что был удостоен ордена св. Анны 3-й степени. С 1914 г. настоятелем служил прот. Александр Иоаннович Преображенский. История собора в 1917-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 471-472 ПАНТЕЛЕИМОН (Аржаных Павел Тимофеевич; 1868-1937), игум., прмч. (пам. 16 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 472-473 473-474 474-477 ПАНТЕЛЕИМОН (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви 477-478 478-479 479-481 ПАНТЕЛЕИМОН (Романовский Павел Михайлович; 1952-2019), архиеп. бывш. Кировоградский и Новомиргородский 482-485 ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов Аркадий Викторович; род. 18.09.1950), епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 485-486 486-487 487-488 488-489 ПАНТЕН († нач. III в.), св. (пам. зап. 7 июля; пам. копт. 22 июня), христ. богослов, миссионер, глава Александрийской богословской школы Богословские школы древней Церкви 489-490 490-491 491-500 ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры 500-504 ПАНФИЛОВ [Памфилов] Иоанн Иоаннович (1720 - 19 или 20.06.1794), 1-й митрофорный протоиерей, духовник имп. Екатерины II Алексеевны 504-506 506-507 ПАНЧЕНКО Константин Александрович (род. 17.02.1968), российский историк-востоковед , специалист по истории и культуре христ. Востока в средние века и Новое время 507-509 ПАНЧУК Иван Дмитриевич (в монашестве Иаков;1931-2004), деятель церковного раскола на Украине кон. XX - нач. XXI в., «митрополит» Луцкий и Волынский неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата 509-510 ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) 510-511 511-514 514-515 ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии 515-518 518-519 ПАПИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские

http://pravenc.ru/vol/liv.html

В удостоверение бывшей глухоты и боли головы Вячеслава Шумова свидетельствуют своими подписями и приложением печатей: протоиерей Троицкой единоверческой церкви Иоанн Никитин, священник той же церкви Георгий Воздвиженский, ординатор Яузского отделения больницы для черно рабочих Гавриил Салманов, протоиерей Василье-кесарийской церкви Александр Романовский, отставной майор Петр Протопопов, диакон Казанской, в Сущеве, церкви Герасим Романовский. Исцеление болезни руки По вере и усердию приобретающих иконы великомученика и целителя и молящихся ему бывают иногда особенные благодатные явления от него. Одно из таковых совершилось в Тобольске. В Тобольской губернии, Тарского уезда, Нижнеколосовской волости, в деревне Верхне-Кутырлинской жил поселенец Иван Куракин, человек грамотный и набожный; между прочим, каждогодно бывал до трех раз у исповеди и святого причастия; имел от роду шестьдесят лет. Этот поселенец 16 августа 1874 года, в праздник Нерукотворенного образа Спасителя, плавал в лодке по озеру Тенис, находящемуся в соседней с Нижнеколосовскою Кабырдакской волости, с охотничьим ружьем. Подплыв к одному из островов на озере, Куракин вышел из лодки, взял ружье за половину ствола дулом к себе, – и оно, по его неосторожности, выстрелило ему в правую руку (значит, ружье было в левой), между локтем и плечом, и перебило дробью жилу, отчего руку его скорчило и притянуло к груди. Так, искалеченною, скорченною рука у него и оставалась в течение целых пяти лет, а выпрямилась и пришла она в нормальное положение только 27 июля 1879 года следующим образом. 23 декабря 1878 года поселенец Иван Куракин прибыл в Тобольск по обещанию. Поклонившись разным тобольским и в окрестностях Тобольска находящимся святыням, он на неопределенное время остался в Тобольске. Оставаясь здесь, он в воскресные и праздничные дни постоянно ходил на богослужение в Сретенскую, чаще в народе называемою Пятницкою, церковь. Там становился перед иконою великомученика и целителя Пантелеимона, которая в Тобольске чтится более всех икон этого же святого, имеющихся в прочих тобольских церквах, и молился изображенному на ней великомученику Пантелеимону, прося его помощи и милости, с усердием и слезами (чего свидетелями бывали и причт церковный, и прихожане).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И хотя в г. Николаеве появился епископ-автокефалист, зарегистрировавший церковную общину и получивший помещение для богослужений, со стороны православных верующих не заметно желания порвать с УПЦ и перейти в церковь раскольников» (Годовой отчет Кировоградского ЕУ за 1991 г. Л. 10//Архив Кировоградского ЕУ). В 1991 г. клирик УПЦ Николай Чудинович из райцентра Баштанка перешел в УАПЦ. С 1996 г. состояние здоровья архиеп. Василия ухудшалось, 29 июля 1998 г. в помощь ему был назначен викарный Светловодский еп. Пантелеимон (Романовский) . 5 нояб. 1998 г. Синод УПЦ уволил архиеп. Василия на покой, управляющим Кировоградской епархией стал еп. Пантелеимон. 27 июля 2007 г. Синод УПЦ принял решение о разделении епархии на Кировоградско-Новоархангельскую и Александрийско-Светловодскую. 14 нояб. 2007 г. Синод УПЦ удовлетворил рапорт еп. Пантелеимона об изменении его титула на «Кировоградский и Новомиргородский». 10 февр. 2011 г. правящим архиереем К. и Н. е. был назначен Иоасаф (Губень). При нем число приходов заметно возросло: со 113 в 2010 г. до 125 в 2014 г. В Кировограде в 2011-2013 гг. появилось 5 новых общин. В 2011 г. началось строительство зданий епархиального управления и воскресной школы при кафедральном соборе в Кировограде. С 2001 г. при Спасо-Преображенском соборе Кировограда действует сестричество во имя прав. Елисаветы. 25 янв. 2007 г. был открыт кировоградский во имя прав. Елисаветы муж. мон-рь , в 2013 г. при нем был создан Троицкий скит в с. Созоновка Кировоградского р-на. В 2008 г. в Кировоградской исправительной колонии 6 открылся храм во имя сщмч. Евгения. 3 авг. 2011 г. вышел в свет 1-й номер офиц. издания епархии «Елисаветград православный». Епархия выпускает журналы «Наш православный дом» и «Благовест», в приходах издаются «Православная школа» с приложением для детей «Купель» (Спасо-Преображенский собор Кировограда), «Глас православный» (г. Гайворон). Еженедельно на областном и городском телевидении выходят в эфир программы правосл. содержания. Весомый вклад в распространение правосл.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

Погребен был святой у северной стены построенного им соборного храма, а на могиле его была положена каменная плита аспидного цвета со следующей надписью: «Здесь погребен 73–летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро–Невской лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался» 284 . 20 Жизнь отца Феодора, бывшаго Настоятеля Санаксарския обители, преставльшагося в 1791 году Февраля 19-го дня. М., 1847. С. 5. 23 Листвицын В.И. Село Богоявленское на Острову (Романовский уезд). Ярославские губернские ведомости. 1872. 1. С. 2. 25 Указы блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великого, состоявшиеся с 1714 по генваря 28 дня 1725 г. С. 45. 42 Напротив места захоронения старца Феодора была прикреплена чугунная плита с надписью: «Против сего места положен бысть первонастоятель иеромонах Феодор. Родился в 1718 году. Из дворян. В миру имел имя Иоанн Игнатьев Ушаков. Отлучился странствовать в 1743 и был три года. Вовзвращен и пострижен в Невском монастыре 1747…». 49 Иоасаф и Серапион, подвижники Площанской пустыни. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 96. 56 Общее утверждение о краткости пребывания Иоанна в этом месте позволяет атрибутировать этот временной промежуток 1746–47 годами. 71 Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М.: Типография И. Ефимова, 1884. С. 48. 78 Иеромонах Ефрем, строитель Саровской пустыни. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 342. 79 Рукоположен 7.04.1700 в сане митрополита; с 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола; с 1721 г. президент Св. Синода; † 27.11.1722. См. Справочно–библиографические материалы к книге Смолича И.К. История Русской Церкви 1700–1917... С. 743.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

1931-1934 годы характеризовались частыми перемещениями духовенства и клириков, вызванными процессами украинизации. Наместник Почаевской лавры архим. Дамаскин (Малюта) вслед. конфликтов с польск. администрацией и украинскими деятелями Кременецкого повята 31 дек. 1931 г. был переведен в Дубенский мон-рь. В 1931-1933 гг. обязанности наместника лавры исполнял архим. Никодим (Пенцаков), к-рый также проявил себя как сторонник рус. движения и борец против украинизации; из-за протестов укр. деятелей его сменил более нейтрально настроенный архим. Пантелеимон (Рудык) . Частыми были перемещения благочинных и протоиереев в центрах повятов. В 1931 г. из-за категорического неприятия украинизации, а также вслед. конфликта с властями был уволен настоятель Богоявленского собора в Остроге и благочинный Здолбуновского повята прот. Иоанн Кишковский, его сменил более лояльный прот. Александр Рафальский (буд. еп. Феодор). В 1932 г. уволен настоятель Воскресенского собора в Ровно прот. Николай Рогальский (переведен в Вильно). Сменивший его прот. Димитрий Сайкович также не устраивал укр. деятелей, вслед. конфликтов с Поликарпом (Сикорским) протоиерей в 1934 г. был переведен в Варшаву. В 1932 г. уволен настоятель Ильинского собора в Дубно прот. Агафоник Соботович, его сменил прот. Иоанн Карвовский. В 1933 г. за нелояльность к властям устранен настоятель Успенского собора во Владимире-Волынском прот. Виктор Романовский, его сменил пропольски настроенный прот. Константин Домбровский. В 1933 г. с должности благочинного Кременецкого окр. и настоятеля Николаевского кафедрального собора в Кременце был уволен прот. Михаил Тучемский, на его место назначили пропольски ориентированного прот. Георгия Боришкевича. В дек. 1933 г. по настоянию Поликарпа (Сикорского) перемещен в Гродно настоятель Троицкого собора в Луцке прот. Анастасий Павлюковский, на его место назначен бывш. петлюровский офицер прот. Михаил Яковлев, с 1934 г. настоятелем служил проукраински ориентированный прот. Орест Мильков, к-рого в 1935 г. сменил др. украинизатор - прот. Стефан Грушко. 1934-1940 гг.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010