Следовательно и все слова Его, все учение Его, и все заповеди Его также истинны, непреложны, – так что скорее прейдут небо и земля, нежели не исполнится хотя одна черта из закона ( Матф. 5, 18 ). Нам остается только без всякаго сомнения всегда пребывать в сей святой вере, исполнять заповеди Христовы, и таким образом верно и надежно созидать свое спасение. Если Христос воистину воскресе, – то, значит, истинно, верно и надежно искупление наше и спасение, совершенное Им. Ибо как Он был предан за грехи наши, так воскрес для оправдания нашего ( Рим. 4, 25 ). Нам остается только искренно желать сего оправдания в Нем, – и райския двери для нас отверсты. Если Христос воистину воскресе, – то, значит, и мы все хотя умрем, но потом также, как Он, воскреснем, оживем. Ибо как Он умер за всех, так и воскрес для всех, будучи первенцем из умерших. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, учит апостол, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? ( 1Кор. 15, 20, 12 ). Оно будет непременно. А как отрадно это! Если Христос воистину воскресе, и, воскресши из мертвых, уже не умирает, и смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим. 6, 9 ), – то, значит, истинна и наша, – после воскресения нашего, – безсмертная, вечная жизнь, Им обещанная, и явленная Им после живоноснаго воскресения Его. Как возмездие за грехъ – смерть, так дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6, 23 ). А как утешительно это! Вот, братие, сколько важных, самых отрадных, самых утешительных истин заключается в словах: Христос воскресе, – воистину воскресе. Оттого-то мы часто и охотно произносим их ныне. Оттого-то это приветствие столь сладостно и вожделенно для нас. Оттого-то и самый праздник воскресения Христова есть из праздников праздник, из торжеств торжество, так что светлее, торжественнее, веселее его нет у нас на земле никакого праздника. И на небе, у Бога и ангелов, воскресение Христово также величайший праздник. Ныне исполнишася света: небо же, и земля, и преисподняя, поет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Тогда опять явился им Иисус Христос и, пожелав им по прежнему мира, сказал ап. Фоме: принеси перст свой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Мои: и не буди не верен, но верен. Исполнив это, Фома убедился в воскресении Спасителя и воскликнул: Господь мой и Бог мой! А Иисус Христос сказал ему: ты поверил, когда увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие ( Иоан. 20, 19–29 ). Изложенное нами Евангельское сказание, как видите, очень ясно, понятно и не требует толкования. Поэтому, нам нужно извлечь из него только назидание, что мы и намерены сделать ныне для душевной нашей пользы. Иисус Христос многократно являлся ученикам Своим по воскресении, притом являлся им в то время, когда они имели какую-либо нужду, приходил к ним даже и тогда, когда двери дома их были заперты. Это показывает, что Он очень любил апостолов, имел великое попечение о них и готов был всегда оказать им нужную помощь. Но Он также любит и всех учеников Его, также печется о всех верующих в Него: ибо Иисус Христос, говорит апостол, вчера и днесь, той же и во веки ( Евр. 13, 8 ), и всякий, соблюдающий заповеди Его, есть истинный и любимый ученик Его ( Иоан. 8, 31, 14, 21 ). Поэтому, в каких бы мы обстоятельствах ни находились, какия бы несчастия ни постигли нас, мы никогда не должны унывать, но всегда должны надеяться на помощь Спасителя нашего. Он утешал Марию, плакавшую при гробе Его, Он вразумил двух учеников, шедших в Эммаус в недоумении о Нем, утвердил в вере Фому, не доверявшаго Его воскресению, успокоил апостолов, когда они из боязни иудеев заперлись, – и помог им в ловитве рыбы на море Тивериадском; так Он утешит нас в скорби, вразумит в недоумениях, успокоит в бедствиях и поможет нам во всех нуждах наших, если только мы будем любить Его, веровать в Него и уповать на Него. Иисус Христос, являяс апостолам по воскресении Своем, дозволял им осязать руки, ноги и ребра Свои, для большаго убеждения их в истине Его воскресения, и они действительно осязали пречистое тело Его, даже ощупывали язвы гвоздиныя на руках Его и влагали персты свои в ребро Его, прободенное копием.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Но что говорит Евангелие? Мария же сказала: Се раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк. 1:38). Видишь ли разум Её? видишь ли превосходство скромности, облекающей Её? Узнав о зачатии и рождении от Неё, также о том, кто родится и чьим будет Сыном, как Он назовется и чей займет престол, над кем будет царствовать; наконец узнав и то, что имеющий от Неё родиться никогда не будет без царства, — Она ответила радостным гласом: се раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Очевидно, Она выразила этими словами следующее: вот, Я в готовности, и препятствия не будет никакого: душа Моя желает, чрево Мое достойно, ибо оно неприкосновенно и сберегается для одного Создателя. Се раба Господня, беспрекословная к повиновению, способная к служению и готовая к принятию; да будет Мне по слову Твоему. После того, как ты все возвестил Мне, как дóлжно, оно ознаменовалось радостию и славою вышнею. Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Какое неизреченное смотрение! Какая благодать! И еще более, какая вечная воля и предведение! Поистине, Дух Святой вселился в Деву и сила Всевышнего осенила Ее, по предопределенному совету и предведению Божию. И отошел от Нее Ангел — сказано (Лк. 1:38) — то есть, по исполнении порученного ему дела. Отошел Ангел, но Господь не отступил от Нее. Тот ограничен, хотя и бестелесен, — а этот неограничен, хотя в теле и во чреве Девы; тот возвестил грядущего, рождаемого от Девы, для спасения людей; а этот, прияв существо наше, преобразил в Себя, возвратив природе нашей образ Божий и первое достоинство, непослушанием прародителей потерянное, и после сего воссел на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и всякого имени, каким именуются в нынешнем веке и в будущем (Ефес. 1:21–22). Ему слава, держава, честь и поклонение, со безначальным Отцом и с пресвятым животворящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Печатается по изданию: Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. — Uздahie Русского на Аоне Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: В Tunorpaфiu А. И. Траншеля, 1869. — С. 96–114.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

И как горе было бы Пантелеймону, так горе бывает и большей части детей, у которых хотя и один из родителей ходит по пути нечестия. Ибо если несомненная истина, что и большая часть возрастных способны скорее перенимать злое, чем доброе, то про малолетних, при худом воспитании их, и говорить нечего. Они – трость ветром колеблемая, они – воск, на котором и малейшее давление отпечаток делает. Будем же помнить это и ту страшную ответственность, которой подлежать будем, если худому научим детей. «А кто, – говорит Господь, – соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18:6 ). Аминь. 346. Господь споспешествует спасению добрых В книге Деяний Апостольских читаем, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:35 ). Что это значит? То, что если в душе какого человека сохранилась чистая мысль, по самому свойству своему стремящаяся к Творцу; есть святое желание любить Его всем сердцем и служить Ему во все дни жизни; есть при этом чистая совесть, неумолкающая наставница на все благое и правое, – такому человеку Господь всегда открывает Себя и так или иначе неисповедимыми путями Своего Промысла всегда приводит его к спасению. Эту истину мы можем видеть на св. великомученике Пантелеимоне в отрочестве его и юности. Как слышали вы в предыдущем слове, он в детском возрасте с усердием внимал наставлениям своей благочестивой матери-христианки и, насколько возможно было по его детскому возрасту, от нее истины Евангельские усвоял. Видели также, что по смерти матери он возращен был в идолопоклонстве. Теперь еще узнаем из жития его, что он был «добронравен и благоглаголив и всем любезен». И Господь призрел на чистую душу отрока, коснулся ее и привлек к Себе. Вот как совершилось это Божественное научение. Св. Пантелеимон отдан был отцом в научение врачебному искусству к славному в то время врачу Евфросину и ходил учиться к нему. По пути к своему учителю, Пантелеимону приходилось проходить мимо одного убогого дома, в котором жил престарелый христианский священник Ермолай.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Ребенок ожил, ехидна лежала мертвой. Тогда Пантелеимон, совершенно уверовав во Христа, со слезами радости возблагодарил Бога, выведшего его из мрака на свет, поспешил к Ермолаю и просил у него крещения. И Ермолай исполнил просьбу отрока, и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа, и сподобил затем Святых Таин причащения. Так совершилось Божественное научение отрока и так оправдались на нем слова Писания: «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:35 ). Истина поучительная! Но не должны ли поэтому и мы, чтобы приблизиться к Богу, возгревать страх Божий в сердце и иметь усердие ко всякому делу благому? Да, конечно так, братие, потому что иначе не может и быть. Бог есть истина: может ли же быть приятен Ему поступающий по лжи и неправде? Бог есть любовь: может ли быть угоден Ему погрязший в злобе и ненависти? Бог есть беспредельная чистота и святость: может ли приблизиться к Нему потонувший в тине нечистоты греховной? Увы, говорит Апостол: «Вне царствия Божия псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:15 ). Чтобы избежать этого страшного удаления от Бога, будем стараться все делать так, как должно делать перед очами Божиими: по правде, благонамеренно, усердно. Древле Бог Аврааму говорил: «Ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). Так и каждому из нас, чтобы сделаться угодным Богу, должно всегда ходить перед Ним, всегда помнить о Нем и все делать как перед очами Божиими. Аминь. 347. Спасаясь сами, мы должны заботиться и о спасении наших ближних Есть довольно людей, которые в деле спасения знают лишь одних себя и нисколько не заботятся о своих ближних. Например, живет человек в семье, молится и постится сам, а между тем не обращает ни малейшего внимания на то, что вокруг него, в той же семье родные его тонут в грехах и часто погибают на его глазах. А это, братие, нехорошо. Наша забота о спасении должна состоять главным образом в том, чтобы научиться любить Бога больше всего и эту любовь выражать на деле в любви к своим ближним. «Кто говорит, – говорит Апостол, – «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ) Так, братие, если будем любить одних себя, не спасемся. Напротив, если хотим быть наследниками Царствия Божия, то, спасаясь сами, мы непременно должны заботиться и о спасении других. Кого же? Да, собственно говоря, всех, но наипаче, конечно, прежде всего тех, которые Самим Богом поставлены к нам ближе других, т.е. родственников или живущих вместе с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Сам Господь будет средоточием и средой этого града святых: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» ( Апок. 21, 22 ), – не будет там никакого ограниченного пространства, исполненного Божеством, как это было в ветхом Израиле. Когда Соломон построил храм в ветхом Израиле, «облако наполнило дом Господень и священники не могли стоять на служении, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8, 10–11 ). В Новом же Израиле не будет нужды ни в каком специальном здании, особо отведенном для общения с Богом, потому что Господь будет «вся во всем» ( Еф. 1, 23 ), и служение Ему спасенные смогут отправлять непрестанно всем своим существом. Но чтобы удостоиться такого богообщения, необходим и высший труд: в Небесный Иерусалим, где «спасенные народы будут ходить во свете» ( Апок. 21, 24 ), «не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» ( Апок. 21, 27 ) туда будут принесены «слава и честь народов» ( Апок. 21, 26 ). Кто может удостоиться такой благодати? Как стяжать ее, не неся неленостно креста своего и не следуя за Христом во все дни жизни своей? Помилуй, Боже, помилуй мя. Время живота моего мало и исполнено болезней и лукавства, но в покаянии мя прими и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри Сколь дивны смотрения Господни! Как устроилось так, что черед этого тропаря пришел именно сегодня – когда мы праздновали святому великомученику и целителю Пантелеимону?! Сегодня мы говорили о болезнях телесных, которые поражают нас, и о том, что святой Пантелеимон вот уже более тысячи семисот лет предстательствует пред Господом о наших телесных немощах, ибо, как говорит его «Житие», «ему был дан свыше дар исцеления, и он безмездно исцелял всякие болезни не столько аптекарскими средствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа», так что через него «действовала сила Христова» 949 . Мы говорили о том, что болезнь телесная есть внешнее выражение болезней нашего духа, и вовсе не следует все наши болезни относить только к внешнему воздействию: конечно, нельзя отрицать того, что мы подвержены бесовским нападениям, но по большей части в наших скорбях виноваты мы сами – невоздержанием, чрезмерностью, леностью и прочими греховными деяниями доводим мы себя до болезненного состояния; да и бесы легче приражаются как раз к тем, кто расслаблен перед ними и не готов внутренне противостоять их вторжению. Ведь и Господь наш «многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов» ( Лк. 7, 21 ) – одних сделал здравыми от болезней, истощавших их, других же освобождал от бесов, которые и в здоровом теле могут производить серьезные нестроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Ушёл из жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в возрасте 95 лет в День памяти новомучеников и исповедников Российских воскресным утром, когда во всех православных храмах страны совершались богослужения в честь «малой Пасхи» — так христиане называют каждый воскресный день, прообразом которого является Воскресение Христово (обратно) 132 В ХХ в. приток русского монашества на Афон прекратился. В основном из-за препятствий, чинимых греческими светскими властями, с молчаливого согласия властей церковных. 14 октября 1963 г. Московская Патриархия послала Патриарху Афинагору список из 18 лиц, ожидавших разрешения на поселение в Пантелеимоновом монастыре, в июле 1964 г., после повторного обращения Патриарха Алексия I, разрешение на въезд в Пантелеймонов монастырь получили 5 человек, в июле 1966 г. четверо из них выехали на Афон, в 1967 г. один по болезни вернулся на родину. 27 февраля 1970 г. на Афон выехали 2 русских инока, получившие визы на постоянное поселение в Пантелеимоновом монастыре. 26 августа 1974 г. Патриарх Димитрий сообщил, что двум кандидатам из 6, предложенных Русской Церковью, дано разрешение поселиться на Святой Горе, и только один из них — нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архим. Иеремия (Алёхин) — на следующий год прибыл на Афон. В результате переписки между Патриархами Пименом и Димитрием, продолжавшейся в 1975–1976 гг., было получено разрешение на поселение в Пантелеимоновом монастыре ещё 10 монахов из России. Летом 1976 г. на Афон прибыли сначала 4 монаха из Псково-Печерского монастыря, затем ещё 9 иноков. В числе их были отец Мартиниан и отец Николай. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников. (обратно) 133 Костница находится в склепе храма Прп. Иоанна Рыльского, построенного болгарами в 1820 г. (обратно) 134 «И вот, некто, подошед, сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай: не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:16–21).

http://isihazm.ru/?id=2079

Можно предполагать, что интересы этих учреждений совершенно противоположны. В советской России существует несколько тысяч православных храмов, в которых при большом числе верующих совершаются богослужения, забота о церковной жизни этих храмов составляет большую и трудную задачу Московской Патриархии и вряд ли Московскую Патриархию могут серьезно интересовать международные вопросы коммунистической политики – Корея, Вьетнам, греческие коммунисты, Чехословакия и все то мировое коммунистическое движение, которым руководит коммунистическая власть, и Московская Патриархия несомненно притянута к участию в преступлениях советской власти насильно, за это ей дают возможность как-то жить, существовать и как-то поддерживать церковную жизнь в советской России, это плата за существование Московской Патриархии в коммунистическом государстве. Но все же преступление, добровольное или насильственное, остается преступлением, ложь, добровольная или насильственная, остается ложью. Такой образ действий церковной власти противоречит св. Евангелию и всей истории Церкви. Когда древних мучеников заставляли бросать только щепотку ладана на языческий жертвенник, они отказывались и принимали за то смерть. Могут на это возразить, что иерархов Московской Патриархии не заставляют отрекаться от Христа, они служение исполняют по церковным правилам, а их политическим заявлениям никто не верит и не придает им никакого значения, так как все знают, что они это делают по принуждению, ради церковной пользы. Не так, однако, повелевает Господь, Который сказал, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Иоан. 4, 23 ). И еще предупредил Господь, что в день Своего пришествия Он скажет подобным деятелям, действовавшим от Его имени: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лук. 14, 27 ). Так что истина обязательна для церковных служителей и ложь в их устах не может быть оправдана никакой церковной пользой. Вот в свете такого положения Московской Патриархии и происходят все ея выступления против Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

57 Это общее предание всех Поместных Церквей засвидетельствовали, в частности, Тертуллиан (De praed. haer., 36//PL 2, 60), святитель Пётр Александрийский (Epistola canonica, canon IX, de poenitentia//PG 18, 485) и Евсевий Кесарийский (Церковная история. Кн. 2. Гл. 25). 58 Апостол Павел пишет Римлянам: Верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (Рим 4:5,6). 59 Святой апостол Пётр пишет: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2 Пет 3:7). 60 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим 2:4–5). 62 Выражение “печать в Господе” означает Таинство Крещения. В Посланиях апостола Павла оно встречается нередко, см. 2 Кор 1:21–22; Еф 1:13; 4:30; 2 Тим 2:19. 63 Об этом чуде упоминает преподобный Макарий Великий (ок. 410). (Macarius Magnus. Apocriticus. IV,14). Молоко вместо крови истекало и при страданиях других мучеников: великомученика Пантелеимона, священномученика Власия, мученика Виктора, мученика Менгина, священномученика Емилиана, мученика Евпсихия, мученика Акакия; великомученицы Екатерины, мученицы Татианы, мученицы Христины, мученицы Акилины, мученицы Еликониды, мученицы Севастианы, мучениц Веры, Надежды и Любови. 64 Буквально ‘философов и центурионов’. Речь идёт о многочисленной свите римского императора, в которую входили помимо военачальников разного рода гадатели, маги и языческие жрецы (см., напр., Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Кн. 6, 36:1 (Нерон), М., 1991. С. 214). 66 Тит пробыл в Риме до кончины святого апостола Павла, по усечении честной главы Апостола предал погребению тело его и снова возвратился на Крит, в Гортину, см. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Август, день 25. О присутствии святого евангелиста Луки говорят слова Второго послания к Тимофею: Один Лука со мною (2 Тим 4:10).

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

Скажи же мне теперь, что бы ты ответил ему? Я думаю, что, хотя бы ты был очень высокого ума и очень многосведущ, но никак не можешь тому, кто никогда не видел и не пил воды, растолковать и дать понять, что такое вода, откуда она берет начало и как течет. Если же мы не можем ничего определенного сказать о текучем естестве воды, которую и видим, и пьем, и осязаем, и вопрошающим нас не можем растолковать, какова природа воды, откуда она, из каких стихий слагается, то какой Ангел или какой святой может научить тех, кои не знают Бога и свойств Его, – что есть сей Бог, создавший всяческая, каково существо Его и слава? Никто не может это разъяснить, совершенно никто. Впрочем, тот, кто сподобился мало некако (каким-нибудь образом. – Ред.) узреть Бога тем способом, о коем мы сказали прежде, не имеет нужды в научении от другого, потому что имеет всего Бога, Который обитает, движется и глаголет внутрь его и научает его неизреченным своим тайнам, по святейшему слову Самого Бога, Который говорит: «тайна Моя Мне и Моим». Да, иного способа к тому, чтобы Бог открылся в ком-либо, не может быть, кроме точного исполнения заповедей Его, если, то есть кто не будет нерадеть об них и презирать их ни в каком совершенно деле, но будет хранить их, соблюдать и исполнять со всем усердием и ревностию. И те, которые будут жительствовать таким образом, не далеко будут от царствия Божия, но по мере ревности и усердия, какие покажут в исполнении заповедей, восприимут мзду созерцания Бога, большую или меньшую, скорейшую или медленнейшую, соответственно подъемлемым подвигам, и соделаются сынами Богу и богами по благодати во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова/в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. - Изд. 2-е. - Москва : Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, (Типо-литография И. Ефимова). Выпуск первый - 1892. – 490 с.; Выпуск второй. – 1893. – 593 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010