Во время оккупации Эстонии немецко-фашистскими войсками прот. И. Богоявленский оказывал помощь советским военнопленным, за что был арестован и находился месяц в тюрьме в Таллине. Помогал беженцам в лагерях для перемещенных лиц в Клооге, Пыллкюле, Палдиски и Вильянди (Эстония). Не поддержал Таллинского митр. Александра (Паулуса) , заявившего о переходе в юрисдикцию К-польского Патриархата; оставался в подчинении Патриаршего экзарха Прибалтики Виленского и Литовского митр. Сергия (Воскресенского) и Нарвского еп. Павла (Дмитровского ; с дек. 1942 архиепископ). В мае 1944 г., после убийства митр. Сергия, прот. И. Богоявленский участвовал как представитель Таллинской епархии в архиерейском совещании в Риге вместе с архиепископами Ковенским Даниилом (Юзвьюком) , Нарвским Павлом и Рижским еп. Иоанном (Гарклавсом) . Совещание отклонило предложение Львовского архиеп. Пантелеимона (Рудыка) о выдвижении своей кандидатуры для замещения поста экзарха. После освобождения Эстонии советскими войсками прот. И. Богоявленский проводил среди населения патриотическую работу, участвовал в организации сбора средств в фонд помощи семьям фронтовиков. 6 марта 1945 г. подписал как председатель Нарвского епархиального совета Акт о воссоединении с Московским Патриархатом русско-эст. духовенства и мирян Эстонской епархии. С 1 сент. 1946 г. ректор восстановленных Ленинградских ДА и ДС. Принимал активное участие в разработке учебной программы семинарии и академии, в основу которой была положена программа дореволюционных духовных учебных заведений. К началу учебного года было закончено оборудование домовой церкви Академии, освященной 8 окт. 1946 г. во имя ап. Иоанна Богослова, где начались ежедневные богослужения. В дек. того же года овдовел. 14 янв. 1947 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 12 мая 1947 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение о назначении прот. И. Богоявленского на вдовствующую Таллинскую кафедру. 12 июня пострижен в монашество с именем Исидор в честь сщмч. Исидора , пресв. Юрьевского. Возведен в сан архимандрита. 21 июня состоялось наречение И. во епископа Таллинского и Эстонского. 22 июня в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда Патриарх Алексий I возглавил архиерейскую хиротонию И. В авг. того же года с нек-рой задержкой из-за внезапной тяжелой болезни вступил в управление епархией. Инициировал восстановительные работы в разрушенных во время войны храмах, особое внимание уделял помощи Пюхтицкому в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рю . В связи с тяжелым положением епархии добился ее освобождения от обязательных денежных сборов на общецерковные нужды. Для кандидатов из Эстонии, принимающих по окончании обучения священнический сан, по настоянию И. было введено бесплатное обучение в духовных семинариях и академиях, а престарелым священнослужителям епархии выплаты пенсий осуществлялись за счет средств Центрального пенсионного фонда РПЦ.

http://pravenc.ru/text/Исидор ...

В сер. 20-х гг. XX в. главными очагами движения по возвращению в Православие стали Лемковщина, Львов, где действовал построенный для румын. военных правосл. Георгиевский храм, и Перемышль, где в марте 1924 г. образовалась правосл. община, арендовавшая часовню на Липовицком военном кладбище на окраине города. По требованию униат. Перемышльского еп. Иосафата Коциловского часовня была закрыта в дек. 1934 г., после чего правосл. община молилась в частных домовладениях. В 1926 г. присоединился к правосл. Церкви приход в с. Тылява (ныне Кросненского повята), в самом сердце Лемковщины («тылявская схизма»). Это стало результатом конфликта прихожан-лемков с проукраински настроенным настоятелем, к-рый перешел в богослужении с церковнослав. языка на украинский. Для активизации правосл. миссии среди галичан и лемков Варшавский и всей Польши митр. Дионисий (Валединский) в 1925 г. назначил настоятелем Георгиевского храма во Львове насельника Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры иером. Пантелеимона (Рудыка) . Во Львов приехали ок. 10 выпускников правосл. богословского фак-та Варшавского ун-та, некоторые из них приняли постриг в Почаевской лавре. Ближайшим помощником иером. Пантелеимона был иером. Вениамин (Новицкий) , в 1936 г. ставший благочинным правосл. церквей Галиции. Трудами священнослужителей была создана миссионерская школа, организованы хоровые коллективы во мн. городах. Во Львове при помощи возобновленного Успенского братства началось издание ж. «Воскресение». 27 марта 1925 г. был ратифицирован конкордат между Польшей и Ватиканом, согласно к-рому все имущество униат. Церкви было передано в управление Римскому престолу. Поэтому общины, переходившие в Православие, лишались имущества и должны были сами заботиться об устройстве храма, о приобретении утвари, облачений, об обеспечении священника. Невзирая на минимальную материальную помощь со стороны Варшавской митрополии и противодействие властей, в 1923-1929 гг. к Православию присоединилось ок. 30 приходов с общим числом верующих свыше 30 тыс. чел., что составляло более 10% от числа прихожан Перемышльской греко-католической епархии. В 1928 г. новые православные приходы Лемковщины получили регистрацию в Мин-ве вероисповеданий и общественного просвещения Польши. В том же году был образован Малопольский благочиннический окр., в 1929 г. по инициативе митр. Дионисия (Валединского) решением Синода была учреждена Галицкая православная миссия с центром во Львове, ее до 3 дек. 1932 г. возглавлял игум. Пантелеимон (Рудык). С 3 дек. 1932 г. настоятелем львовского прихода и заведующим новообразованной Православной духовной миссией на Лемковщине являлся иером. Георгий (Коренистов) .

http://pravenc.ru/text/2458925.html

«ПЦУ» в этой стратегии является, в том числе, средством давления на каноническую Украинскую Православную Церковь с целью ее автокефалии, являющейся путём к унии. Шагом на этом пути стало собрание в Феофании 27 мая 2022-го года, которое предприняло антиканонические шаги по отделению от Русской Православной Церкви. Коллаборационизм с украинством не спас и не мог спасти УПЦ, ибо целью украинского проекта является уничтожение Православия. Поэтому абсолютно прав Патриарший Экзарх Африки митрополит Леонид, который и защищает гонимую УПЦ, и обличает собрание в Феофании. Обличать идеологию этого собрания еще до его проведения стал Святейший Патриарх Кирилл, который еще в марте 2022 года отправил телеграмму митрополиту Сумскому Евлогию, посмевшему начать кампанию по непоминовению Патриарха за богослужением, в которой привёл в пример настоятеля собора Русской Православной Церкви в Берлине о. Григория Прозорова, который поминал Московского Патриарха до своего расстрела нацистами в 1942 году. Я также напомнил, что выход из «Феофании» есть – это путь Киевского митрополита УПЦ МП Алексия (Громадского ), который в октябре 1942 года подписал в Почаевской Лавре соглашение об объединении с раскольниками из «УАПЦ», а затем под влиянием митрополитов-исповедников Вениамина (Новицкого), Пантелеимона (Рудыка), Александра (Ивановского) разорвал эту унию и публично покаялся в ней. За что 8 мая 1943 го года был убит нацистами руками исполнителей их воли из ОУН-УПА (Мельника). 80-летие этого убийства является одной из тем нашего Круглого стола, а митрополит Алексий и сотни других священников, зверски убитых раскольниками, должны быть прославлены как святые мученики. Есть ли сейчас в УПЦ исповедники? Есть. Например, митрополит Черкасский Феодосий (Снигирев), который из-под домашнего ареста направил свое видеообращение , в котором фактически признал, что решения собрания в Феофании, разрушающие тысячелетние традиции Православия, были навязаны властью и призвал готовиться к катакомбам. Катакомбы – это сила. Загнанные в подполье галицийские униаты стали ключевой силой, отделившей бУССР от остальной России, а исповедники Православия (а готовых уйти в катакомбы вслед за митрополитом Феодосием – немало) являются той силой, которая воссоединит Новороссию и Малороссию с остальной Россией.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/hr...

Русская ц. Воскресения Христова в Тунисе. 1953–1956 гг. Архит. М. Ф. Козмин Русская ц. Воскресения Христова в Тунисе. 1953–1956 гг. Архит. М. Ф. Козмин Русские приходы в Сев. Африке. В 20-х гг. ХХ в. в Тунисе, Марокко и Алжире правосл. паства пополнилась за счет рус. эмигрантов-белогвардейцев. Первые рус. приходы возникли еще до учреждения К. м. В Тунис рус. эмигранты прибыли в 1920 г. вместе с эскадрой Черноморского флота, среди них было 13 священников. Первоначально службы совершались в походной церкви на линейном корабле «Георгий Победоносец», а затем - на частной квартире и в ц. сщмч. Киприана Карфагенского в форте Джебель-Кебир. В 1937-1938 гг. русскими моряками-эмигрантами была построена ц. блгв. вел. кн. Александра Невского в Бизерте (архит. Н. С. Сухаржевский), к-рая является храмом-памятником Черноморской эскадре Российского флота. В Тунисе сложилась достаточно большая русская колония, и руководство РПЦЗ направило в Сев. Африку архиеп. Пантелеимона (Рудыка) с целью устройства отдельной епархии. Его приезд в 1951 г. вызвал конфликт с Александрийской Православной Церковью, поскольку тот был назначен управлять русскими приходами, находящимися в ведении Зарубежного Архиерейского Синода, без предварительного соглашения с Александрийским Патриархом. Патриарх Христофор II запретил греч. духовенству общение с рус. священниками, поминающими архиеп. Пантелеимона. В янв.-сент. 1953 г. усскими приходами Сев. Африки с центром в Тунисе управлял еп. Нафанаил (Львов). Он начал строительство ц. Воскресения Христова в столице Туниса (1953-1956, по проекту архит. М. Ф. Козмина), прообразом которого служил храм Покрова на Нерли. С 1992 г. рус. церкви в Тунисе принадлежат Московской Патриархии. Иером. Варсонофий (Толстухин; с 1932 архимандрит), присланный в Марокко митр. Евлогием (Георгиевским), обратился с письмом к Александрийскому патриарху Мелетию II (Метаксакису), прося благословения совершать богослужения для рус. жителей этой страны. В ответ была получена патриаршая грамота 1671 (авг. 1928). Трудами о. Варсонофия были открыты церкви в Рабате, Хурибге, Танжере и Касабланке, совершались богослужения для русских в Фесе, Мекнесе и Марракеше. В 1946-1952 гг. архим. Варсонофий был назначен благочинным рус. приходов в Марокко и Алжире. Участок для строительства ц. Воскресения Христова в Рабате был подарен в 1928 г. рус. общине мусульманином Ш. Х. Джебли в благодарность за исцеление по молитвам иером. Варсонофия. Храм был освящен в 1932 г. митр. Евлогием и находился в каноническом подчинении Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов в юрисдикции К-польского Патриархата. Переговоры о статусе рус. приходов в Сев. Африке велись во время визита патриарха Алексия I в Египет (1945) и во время Совещания глав Православных Церквей в Москве (1948). В 1946 г. ц. Воскресения Христова перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. Другой крупный рус. приход, при ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке (1935), в 1948 г. перешел в ведение РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/1681205.html

в честь Явления Божией Матери на Почаевской горе. В то время клир Московского Патриархата в Канаде состоял всего из 3 иереев. По ходатайству П. перед председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митр. Никодимом (Ротовым) в Канаду для окормления верующих стали командировать священнослужителей из укр. епархий. В период управления П. число приходов РПЦ в Канаде выросло до 35, стали регулярно проводиться епархиальные съезды (с 1962). С 1963 г. началось издание ж. «Канадский Православный вестник» (на укр. и англ. языках), в котором часто публиковались статьи П. Он постоянно объезжал приходы, нередко сам совершал в них богослужения и требы как священник, проводил духовные беседы, читал лекции. Особое внимание уделял деятельности приходских воскресных школ, работе среди молодежи. При П. был достроен каменный Варваринский кафедральный собор в Эдмонтоне, сооружены 5 приходских храмов в сельских поселениях. Он стал организатором регулярных паломнических поездок канадских верующих в СССР. Сам посещал Советский Союз в 1961 и 1967 гг., во время 2-й поездки состоялась его встреча с давним соратником архиеп. Вениамином (Новицким). Визит П. в 1967 г. в Почаевскую лавру сыграл роль в спасении обители, которой власти угрожали закрытием. В 1962 г. П. совершил паломничество на Св. землю, а в 1968 г.- на Св. Гору Афон, где 9 авг. по случаю престольного праздника возглавил торжественное богослужение в Пантелеимоновом Русском мон-ре. 11 мая 1963 г. награжден орденом св. Владимира 1-й степени. После кончины в госпитале им. королевы Александры в Эдмонтоне отпевание П. в кафедральном Варваринском соборе возглавил Нью-Йоркский архиеп. Ионафан (Кополович) . Похоронен, согласно завещанию, на кладбище пос. Раббит-Хилл, в 16 милях от Эдмонтона, у освященного им храма в честь Рождества Пресв. Богородицы. Лит.: Возвращение в лоно Матери-Церкви архиеп. Пантелеимона//ЖМП. 1959. 6. С. 40-42; Ионафан (Кополович), архиеп., Соколовский А., прот. Архиеп. Пантелеимон [(Рудык), Эдмонтонский и Канадский: [Некр.]//Там же. 1968. С. 26-30; Борис Г., прот. Cbimлuй образ владики Пантелеймона: [Некр.]//Канадський Православний bichuk. Эдмонтон, 1968. Ч. 4. С 3-4; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 361-363; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 441-471; Иов (Смакоуз), еп. Церковное служение верного сына Галицкой Руси архиеп. Пантелеимона (Рудыка)//Русин. Кишинёв, 2009. 3(17). С. 96-119. Д. Н. Н. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2578870.html

26 сентября 1937 года митрополит Петр, местоблюститель патриаршего престола, принял мученическую смерть. Встал вопрос о том, кого РПЦЗ должна поминать в качестве предстоятеля Русской Церкви. В декабре 1937 года Архиерейский Собор РПЦЗ постановил: «Поминать митр. Кирилла [Казанского] как Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола и Возглавителя Русской Церкви за проскомидией и в частных молитвах, но от возглашения его имени за Богослужениями воздержаться, чтобы не навлечь на него тяжких гонений со стороны безбожной власти большевиков. Настоящий акт хранить без опубликования, во свидетельство будущим временам о законном преемстве возглавления Русской Церкви. Вместо же открытого поминовения имени митр. Кирилла Собор постановил поминать  " Православное Епископство Церкве Российския " » . Эволюция чина принятия клириков Московского Патриархата в РПЦЗ дает возможность реконструировать то, как РПЦЗ оценивала Московский Патриархат. 16 августа 1938 года Архиерейский Собор постановил, что прибывающие из России священнослужители, находившиеся в ведении митрополита Сергия, могут быть допущены в церковное общение без всякого чиноприема, так как они не несут ответственности за его действия . 10 мая 1944 года Архиерейский Синод РПЦЗ определил, что единственной канонической церковью на Украине является Украинская Автономная Церковь Московского Патриархата . Те из архиереев УАЦ, кто в конце Второй мировой войны присоединились к РПЦЗ, были принимаемы без всякого отречения от руководства Московского Патриархата. Когда в то же время весь епископат Белорусской автономной церкви Московского Патриархата покинул свою каноническую территорию, он был практически в полном составе принят в РПЦЗ также без какого-то чиноприема. Положение изменилось 9 ноября 1959 г., когда Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение, что кандидатуры клириков Московского Патриархата, желающих присоединиться к РПЦЗ, должны тщательно изучаться на предмет того, не являются ли они агентами. В случае подтверждения последнего факта Архиерейский Синод РПЦЗ должен отказать в признании действительности их посвящений. В других случаях клирики могут быть приняты в ведение РПЦЗ по чину, применявшемуся в Русской Церкви для приема обновленческих клириков. Епархиальным архиереям, согласно этому решению, было предоставлено право налагать прещения на принимаемых священнослужителей. Клирики, присоединявшиеся в РПЦЗ из МП, должны были подписать следующее заявление «Я [и]скренне сожалею о своем пребывании в составе клира Московской Патриархи, находящейся в союзе с богоборческой властью. Отметаю все беззаконные действия Московского священноначалия в связи с поддержкой им богоборческой власти…» . При приеме мирян духовникам вменялось в обязанность выяснять подробности их поведения под властью безбожников . Чиноприем РПЦЗ клириков Московского Патриархата через покаяние явился ответом на принятие в том же 1959 году архиепископа РПЦЗ Пантелеимона (Рудыка) в Московский Патриархат через покаяние.

http://bogoslov.ru/article/5682965

Уже в 1941 г. Иосиф Слипый представил Архиепархиальному собору подробнейший отчет о положении Православной Церкви в Советском Союзе в период жесточайших гонений конца 1930-х гг., основанный на сообщениях униатских агентов . Интересно, что характеристика религиозной ситуации в том или ином регионе сопровождается комментариями откровенно прозелитического характера. Так, сообщая о положении в Одессе, Слипый делает замечание: " В Одессе не слышно украинского языка и поэтому там необходим священник, который знал бы русский язык " . Особое внимание униатского экзарха привлекли православные епархии Волыни, которая должна была прежде других регионов стать объектом греко-католической миссии. Слипый сообщает весьма обстоятельные сведения о православном епископате Волыни, дает подробнейшую характеристику каждому архиерею. От внимания униатского экзарха не укрылись националистические настроения и петлюровское прошлое епископа Поликарпа (Сикорского). Слипый также приводит в своем отчете ряд фактов компрометирующего характера, которые, вероятно, надеялся использовать в дальнейшей прозелитической работе. В частности, экзарх отмечет, что архиепископ Алексий (Громадский) имеет " лихую славу, разведясь с женой, которая еще жива " , а епископ Дамаскин (Малюта) - " человек недоброй славы " , подвергавшийся прещениям за аморальные поступки. О епископе Александре (Иноземцеве) Слипый замечает, что он благосклонно относится к унии, но " облагал податями церкви и ведет представительский образ жизни " . Напротив, митрополит Николай (Ярушевич), как констатирует Иосиф Слипый, является непримиримым противником унии. Православного епископа Пантелеимона (Рудыка), галичанина по происхождению, Слипый именует " галицким апостатом " , полагая, что уроженец Галиции должен быть непременно католиком. В то же время Иосиф Слипый отмечает исключительное значение, которое могут иметь для дела распространения унии галичане, переселенные за пределы Западной Украины: " Для нас в несчастье может быть счастьем то, что наши верные, переселенные в Бесарабию и вглубь России, могут создавать первую связь в деле соединения на Южной Украине " .

http://pravoslavie.ru/archiv/uniatprozel...

Следует отметить, что далеко не все архиереи Автономной Церкви поддерживали курс экзарха на достижение полной независимости Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Из документов религиозного отдела полиции безопасности СД следует, что в оппозиции к митрополиту Алексию (Громадскому) по данному вопросу находился, в частности, епископ Пантелеимон (Рудык). Он пытался привлечь на свою сторону и других Не известно заявлял ли владыка Пантелеимон прямо митрополиту о неодобрении его политики, однако очевидно, что в связи с контактами экзарха с Поликарпом (Сикорским) епископ Пантелеимон еще до разработки «акта» пытался воспрепятствовать возможному объединению с раскольниками. При этом епископ Пантелеимон не останавливался даже перед принятием крайних мер. Так, например, он составил письмо митрополиту Берлинскому Серафиму (Ляде) с изложением ситуации и просил последнего принять руководство православной Церковью на Украине. Это письмо подписали также епископы Полтавский Вениамин (Новицкий) и Днепропетровский Димитрий (Моган), которые вместе с епископом Пантелеимоном составили «инициативную Митрополит Серафим после долгих раздумий согласился на предложение украинских епископов, о чем отвечал владыке Пантелеимону в середине октября 1942 г. Митрополит Серафим поручил «инициативной группе» обратиться в Рейсхкомиссариат за необходимым для этого разрешением германских Однако, в силу существовавшего запрета на распространение деятельности духовенства Германии и Генерал-губернаторства на оккупированных восточных территориях, оккупационные власти эту просьбу не поддержали В ноябре 1942 г. в Киеве по вопросу об «акте объединения» состоялось совещание архиепископа Черниговского Симона (Иваницкого), управляющего делами Киевской епархии епископа Пантелеимона (Рудыка) и епископа Полтавского Вениамина (Новицкого). На совещании «акт» был признан не имеющим канонической силы. Митрополита Алексия просили снять свою подпись под этим документом. Ему также предложили отказаться от поста экзарха Украины вплоть до решения Всеукраинского Архиереи весьма строго квалифицировали действия митрополита Алексия, хотя к этому времени они, скорее всего, были вполне осведомлены о том, что сам митрополит считал «акт» проектом документа об объединении, не имеющим какого-либо канонического значения.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

был уволен с Пинской кафедры. Новым главой Пинской епархии по рекомендации Н. был назначен архим. Вениамин (Новицкий ; впосл. архиепископ), хиротонисанный 15 июня 1941 г. в Луцке. По инициативе Н. также была возрождена правосл. архиерейская кафедра во Львове. 27 (по др. данным, 29) марта 1941 г. в Москве состоялась хиротония во епископа Львовского наместника Почаевской лавры архим. Пантелеимона (Рудыка ; впосл. архиепископ). Хиротонии епископов Пантелеимона, Венедикта и Вениамина (из них 2 проведены в Москве) были первыми архиерейскими хиротониями в РПЦ с 1936 г. и символизировали окончание периода наиболее жестокого преследования Церкви советскими властями. Образование Львовской епархии должно было начать процесс воссоединения укр. униатов с Православием. Весной 1941 г. Н. занимался на Волыни отбором священников, давших согласие на переезд в Галицию для служения на миссионерских приходах и для распространения Православия среди униатов. Благодаря усилиям Н. удалось вернуть правосл. общинам некоторые храмы, ранее обращенные в Польше в католич. костелы. В частности, вновь стал православным соборный храм бывш. Новозагоровского Рождество-Богородичного муж. мон-ря в с. Нов. Загоров (ныне Локачинского р-на Волынской обл.) с чудотворной Загоровской иконой Божией Матери. По рекомендации Н. 30 мая 1941 г. было утверждено новое священноначалие Почаевской Успенской лавры: новым наместником лавры в связи с переездом еп. Пантелеимона во Львов стал архим. Панкратий (Гладков; впосл. епископ), а его помощником и казначеем лавры - архим. Нектарий (Григорьев ; впосл. митрополит). Во 2-й пол. июня 1941 г. Н. выехал по вызову митр. Сергия в Москву, где его застало начало Великой Отечественной войны. Вскоре он вернулся на Украину, но Луцк к тому времени был уже занят нем. войсками. Из прифронтовой зоны Н. прибыл в Киев и 15 июля 1941 г. был назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. В кон. июля в связи с приближением к Киеву нем. войск Н. был эвакуирован в Москву. Проводил богослужения в Богоявленском соборе в Елохове, произносил проповеди патриотического содержания.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Подобная ситуация была и на Украине. В 1942 г. инициативная группа Украинской автономной Церкви, в составе епископов Пантелеимона (Рудыка), Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Магана), обратилась к митрополиту Серафиму (Ляде) с просьбой принять Украинскую Церковь. Митрополит Серафим посоветовал иерархам обратиться к рейхскомиссару Украины . В результате РПЦЗ на территорию Украины допущена не была, и просьба украинских иерархов осталась без последствий. С.В. Троицкий С.В. Троицкий, ссылаясь на письма митрополита Серафима (Ляде), говорил о материальной помощи Германского правительства Зарубежной Церкви . Однако исследования, проведенные в архивах нацистских ведомств, позволяют сделать вывод, что об оказании РПЦЗ материальной поддержки в годы войны не было и речи, причем Германская епархия оставалась одной из самых бедных в Зарубежной Церкви . На оккупированные территории из клириков РПЦЗ попадали только крайне немногочисленные священники, находившиеся при русских антисоветских формированиях. В Европе деятельность РПЦЗ в годы войны также была серьезно ограничена. Соборы Русской Зарубежной Церкви гитлеровское руководство созывать не разрешало, несмотря на постоянные попытки митрополита Анастасия добиться их созыва. Единственный случай – разрешение на проведение Венского Совещания в октябре 1943 г., выступившего против избрания в Москве Патриарха Сергия. Но в данном случае можно уверенно сказать, что это выступление Венского Совещания не было результатом давления гитлеровского государства. Во-первых, митрополит Анастасий еще до Венского Совещания высказался об избрании Патриарха Сергия как об антиканоническом акте и сравнил поставление Патриарха Сергия с назначением патриарха Игнатия при Лжедмитрии I – оба были поставлены по воле диктаторов, хотя и с последующей санкцией Архиерейских Соборов . Во-вторых, участники совещания подвергли критике позицию Германии в отношении Церкви и православного населения. Последнее решение было закономерным. В течение всего периода Второй мировой войны РПЦЗ испытывала притеснения со стороны германского правительства. После оккупации Югославии гитлеровской Германией гестапо устроило обыск в квартире митрополита Анастасия на Крунской улице, 20. Было изъято также и делопроизводство Архиерейского Синода . Одно время под угрозой закрытия находились храмы в Лейпциге и Дрездене. Закрытие не состоялось лишь из опасения, что такая акция ухудшит отношения с германскими союзниками – Румынией и Болгарией .

http://pravoslavie.ru/108286.html

  001     002    003