Так называемого противостояния науки и веры на самом деле нет, отметил в своем приветствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . «К сожалению, не до конца еще изжито распространенное заблуждение о противостоянии науки и веры. Опровергает его сама жизнь не только примером великих ученых, которые, не скрываясь, позиционировали себя как глубоко верующие люди, но и каждого из тех, кто присутствует сегодня на съезде», — зачитал слова митрополита Варсонофия глава Отдела по церковной благотворительности и социальному служению  Санкт-Петербургской епархии протоиерей Николай Брындин. «Согласно традиции святоотеческого богословия, образ Христа как врача, исцеляющего пораженное болезнью греха человеческое естество, является одним из наиболее точных и глубоких выражений Его мессианского подвига», — подчеркивается в приветствии участникам форума митрополита Минского и Заславского Павла . «Евангелие — это словесная икона Христа, — продолжил эту мысль в своем докладе председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Икона — это вход в другой мир, связь с другим миром, с Тем, Кто руководит жизнью этого мира и без Чьей воли не совершается ни одно событие. Евангелие помогает нам осмыслить и понять Божию волю о нас самих и о мире, найти путь, обрести Истину и научиться полноценно жить так, как это было задумано Творцом. Евангелие мы воспринимаем не только тогда, когда читаем его у себя дома, но и когда слушаем его на Божественной литургии — живом общении со Христом, с Тем, Кто нас любит больше нас самих». Епископ Пантелеимон обратился к словам Христа в Евангелии, которые говорят о соединении человека с Богом: «Я хлеб живый, сшедший с Небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира…». Эти слова Христа, по мнению иерарха, актуальны для врачей: они хотят, чтобы больной жил и жизнь у него была полноценной. Приобщение ко Христу через причащение есть приобщение к радости и вечной жизни. Существует один истинный врач — Бог, который врачует каждую немощь через руки врачей и их действия, добавил викарий Святейшего Патриарха.

http://patriarchia.ru/db/text/4236223.ht...

И, конечно, таким человеком является тот, кто беднее нас. Беднее здоровьем или материально, беднее способностями. Хотя любовь по природе одна, но все же одно дело — любить и восхищаться тем, кто красивее и лучше тебя, с благодарностью любить того, кто сам дарит тебе любовь, кто помогает тебе, и другое — любить того, кто ничем тебе не сможет ответить на твою заботу о нем, кто жалок в своем убожестве и бедности. Его Господь заповедует любить как самого себя. Любить, а не снисходительно жалеть, уделяя малую толику от своих средств, сил и времени. Конечно, нельзя четко определить, кто абсолютно беден и нуждается в нашей заботе, а кто абсолютно богат и не нуждается в помощи. Бедность, конечно, понятие относительное. Мы призваны особенно любить тех и заботиться о тех, кто беднее нас. Святой пророк Иоанн Предтеча, когда призывал к покаянию, говорил, что именно является плодом покаяния и какие плоды покаяния мы должны принести, если хотим избежать будущего гнева. К сожалению, эти слова нечасто цитируются и, к сожалению, не все слова эти помнят. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Я думаю, что речь здесь идет не только о том, что бы спасать погибающих от холода и голода, но вообще — о том, чтобы обязательно помогать тем, кому хуже, чем тебе. В Евангелии есть и заповедь о любви к врагам. Мы призваны Богом любить не только тех наших ближних, которые живут беднее нас, которым хуже, чем нам, но и тех, кто приносит нам вред, кто делает нам больно, кто является нашим врагом. Исполняем ли мы эту заповедь? Или мы считаем, что исполнить эту заповедь о любви к врагам могут только святые, а нам, грешным, нечего и пытаться? И тут возникает вопрос: неужели премудрый и премилосердный Господь, Сам укорявший фарисеев за то, что они возлагают на людей бремена неудобоносимые, этими заповедями возлагает на нас непосильное бремя? Если Господь дал нам такие заповеди, значит, Он вложил в нас способность к любви. И наверное, любить у нас не получается не потому, что это сверх наших сил, а потому что мы испорчены грехом и слишком любим самих себя.

http://patriarchia.ru/db/text/2634045.ht...

«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр.2:9 ). Господь говорит Церкви, что знает ее угнетения, знает, что ее преследуют, гонят, отбирают ее имущество. И для Христа это эпоха милости Его, эпоха настоящего духовного богатства. В этот период появляется большое количество подвижников: святой Георгий Победоносец, великомученик Пантелеимон, великомученица Варвара, великомученица Екатерина, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София и множество других святых. Они – драгоценные дары для Церкви, дары мужества, потому что Церковь богата мужеством и внутренней силой. А преследуют ее, в первую очередь, те, кто раньше был народом Божиим – иудеи. Все древние христиане говорили, что обычно гонения начинались от иудеев, которые доносили на христиан властям. Гонения в 64 году начались с доноса Помпеи, наложницы императора Нерона, на апостолов Петра и Павла. Когда в 167 году святого Поликарпа Смирнского приговорили к смерти через сожжение, первыми за хворостом побежали, по обычаю, иудеи, выступавшие в те времена инициаторами всех притеснений христиан. Ненависть иудеев объясняется их союзом с сатаной, так как, отступив от союза с Богом и не признав Мессию, обещанного им пророками, они избрали себе в бога падшего ангела. Не признав Иисуса Христа Богом, они стали синагогой – собранием сатаны. 20 И, действительно, сатана поселился в их сердцах, поселился в их собраниях, они стали врагами Господа и таковыми остаются и по сей день. Это будет продолжаться до тех пор, пока они не раскаются. Известно, что кто выше стоит, тот больнее и падает. Иудеи, получившие откровение и Завет, отказавшись от него, стали хуже, чем язычники, потому что отступник хуже, чем незнающий. «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Надеюсь, вы знаете и почитаете святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, святого великомученика и целителя Пантелеимона? Все они помогают душе своими молитвами, дабы она, восходя на Суд Божий, благополучно миновала воздушные заставы, где ее встречают отвратительные по внешнему обличью демоны с намерением выискать в совести новопреставленного какие-либо неисповеданные грехи или обвинить в неизжитых страстях и пороках. Теперь вы понимаете, друзья, почему Господь в Евангелии повелевает скорее мириться с соперником, пока мы еще на пути к кончине? Соперником Он называет неподкупную совесть, то обличающую нас за грехи и дурные поступки, то оправдывающую, когда мы каемся и исправляем нашу жизнь и творим добро. Смотри, предупреждает каждого из нас Господь, чтобы " соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта " . Не попусти, о Милосердный Боже, светоносным Твоим ангелам ни на минуту тогда отлучиться от нас, дабы злые и нечистые духи не восторжествовали победу свою над нами! Вид их настолько ужасен, что душа готова была бы лучше умереть (что невозможно), только бы не созерцать их страшные звероподобные лица. Скажу вам, что Сама Пречистая Дева Мария, не сотворившая при жизни ни единого греха, незадолго до блаженной кончины Своей молила Господа, дабы Он избавил Ее от видения злых духов. Вот почему столь великое значение имеет церковная и домашняя молитва за новопреставленных.      В храмах усердными родственниками и друзьями почившего обыкновенно служатся панихиды, как правило, на девятый и сороковой день, а дома читают Священную Псалтирь, богодухновенные псалмы царя Давида, многие из которых христиане знают наизусть. Существует и благочестивый обычай раздавать милостыню об упокоении души скончавшегося христианина. А самым значимым образом поминовения является соборная молитва на Божественной Литургии, главной церковной службе, во время которой священнослужители опускают в Святую Чашу со Святыми Дарами во оставление всех грехов почившего частицы, вынутые из просфор за упокой души.

http://zavet.ru/book/07deti/001/023.htm

В самый день Воскресения утром явился воскресший Господь вначале Марии Магдалине, потомъ – и другим мироносицам. Около вечера того же дня двое из учеников Христовых Лука и Клеопа пошли в селение Еммаус, которое находится от Иерусалима в десяти верстах. Шли они очень печальные. Неожиданная смерть Иисуса Христа убила в них надежду на лучшие дни для Израильскаго народа. На пути они разговаривали между собою обо всем случившемся в эти дни. Главным предметом разговора их был Христос. Подходит к ним какой-то незнакомец и спрашивает их: о чемъ – это вы так разсуждаете между собою и от чего вы так печальны? Удивл такой вопрос учеников Христовых. Неужели ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем во дни эти? сказали они подошедшему путнику. О чем? спросил их спутник. А что было с Иисусом Назаренином, Который был Пророк сильный в деле и слове пред Богом и пред всем народом, – как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли Его. Но мы не того ждали от Него; мы надеялись, что Он есть Тот, Кому назначено избавить нас, израильтян. И вот теперь уже третий день истекает, как совершилось все это. А между тем некоторыя женщины из наших изумили нас, – оне были рано утром у гроба и не нашли тела Его, и, возвратившись, сказывали, что видели Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, нашли все так, как женщины говорили, но Его не видели. Тогда приставший к ним путник заметил им: напрасно они колеблются, – страдания Христовы были предсказаны пророками и следовательно должны были постигнуть Мессию. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? сказал Он им и в доказательство привел все пророчества о страданиях Мессии, начав от Моисея. Ученики дивились. Между тем в разговоре незаметно подошли и к Еммаусу. Незнакомец показывал вид, что он хочет идти далее. Но ученики начали уговаривать Его переночевать с ними, так как наступил вечер. Путник согласился. Вошли они в дом и возлегли за стол подкрепить себя пищею. Путник взял хлеб, благословил его, преломил и подал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Тем не менее, и об этом мы не раз говорили, сама процедура воссоединения не должна быть унизительной для тех, кто осознал пагубность раскола. Воссоединение каждого человека с Церковью — это праздник для всей Церкви. Господь говорит: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся (Мф. 18:12-13). Именно с таким настроением Церковь будет принимать всякого человека, возвращающегося в нее. — Чем Московский Патриархат может помочь своей верной пастве на Украине? — Московский Патриархат будет помогать своим чадам на Украине всеми возможными способами. Прежде всего — молитвой: по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви сейчас на всех приходах Русской Православной Церкви — в России, Украине и во всем мире — за богослужением читается особая молитва о мире на украинской земле. Кроме того, Московский Патриархат готов оказывать финансовую помощь в восстановлении тех храмов на востоке Украины, которые были порушены или повреждены в ходе военных действий. Активно оказывается адресная помощь беженцам из зоны вооруженного конфликта, которых становится все больше. С этой целью создана особая межведомственная группа во главе с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном , руководителем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению . На нужды украинских беженцев Церковью собраны более 50 миллионов рублей и сотни тонн гуманитарных грузов, многие переселенцы размещены при церковных учреждениях различных епархий, ведется работа по их трудоустройству и предоставлению жилья. На днях владыка Пантелеимон открыл бесплатную горячую телефонную линию помощи украинским беженцам, для большей оперативности работы. Церковь — вне политики, но утешать скорбящих и подавать помощь страждущим — наш нравственный долг. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия. ru Календарь

http://patriarchia.ru/md/db/text/3709932...

Он выразил то, что должно быть плодом покаяния, но эти слова у нас прочно забыты. Их людям не напоминают. К сожалению, не многие понимают, что нельзя думать только о своем богатстве, только о себе, ведь даже бандиты и те делятся с другими. Эти слова у нас не проповедуются, что очень плохо. — Когда вы читаете Евангелие, бывает ли так, что вы открываете для себя чтото новое, хотя хорошо знаете прочитанное? — Недавно я перечитывал перед службой фрагмент, где Господь разговаривает у колодца с самарянкой (ср.: Ин. 4). Господь просит ее привести к Нему ее мужа. И самарянка отвечает, что мужа у нее нет, умалчивая, что она вне брака живет с мужчиной. Тонкость ситуации в том, что она говорит полуправду, но ее совесть остается чиста, ведь " официального " мужа действительно нет. Но одновременно она скрывает свой грех, не говорит, что она блудница. И меня поразило, как Господь, зная об этом и указывая ей на этот грех, не осудил ее, а даже нашел в ее словах какуюто правду. Он акцентирует внимание не на том, что она по существу солгала Ему, а на том, что в ее словах есть и то, что достойно похвалы. Поразительно то, как деликатно Он это сделал: Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4, 17–18). Помню, я читал, как один известный миссионер проповедовал язычникам. Он не обличал их, что вы такие-сякие, у вас всё плохо. А говорил: очень хорошо, что вы верите в Бога, хорошо, что соблюдаете какието правила, но вам недостает еще вот этого. То есть подход к человеку, когда его не унижают, не обличают, не порицают, а, наоборот, поддерживают — это такой наглядный и удивительный пример Божией любви. — Часто ли вас спрашивают, как научиться молиться? И что вы обычно отвечаете? — Да, очень часто. Но, к сожалению, многие люди обращаются к Богу в молитвах со своими просьбами, даже требованиями, хотя сначала надо научиться Его благодарить. Они не понимают, и нужно их научить собираться в храме в воскресенье и благодарить Бога за всё.

http://pravoslavie.ru/56605.html

Не имея любви, мы могли бы оправдаться грехом Адама и Евы, сказав, что мы принадлежим к падшему человечеству, но ведь сама Любовь сошла на землю… Сошел на землю Бог, Который, по слову Апостола Иоанна Богослова, и есть Любовь (1 Ин. 4:16). Он сошел к нам для того, чтобы мы научились от Него и чтобы любовь вновь стала нашим существом. Возносясь на небо, Господь сказал, что остается с нами. Зачем? Думаю, именно для того, чтобы в школе любви сопровождать нас из класса в класс. В чем выражается эта помощь Божия? Конечно, в первую очередь, в Церковных Таинствах. Мы можем говорить о семи таинствах, но можно сказать и о том, что эти семь таинств являются составными частями одного Таинства Любви. В это Таинство Любви, Таинство жизни с Богом и в Боге, кроме семи церковных таинств, вероятно, входят и все остальные священнодействия, и таинство дел милосердия, и таинство Слова — Евангелие, таинство молитвы — общей и индивидуальной. Человек призван всеми доступными ему способами принимать участие в великом и радостном Таинстве Любви. Большинство нашего народа — крещеные люди и должны знать, что в крещении нам дан дар любви сверхъестественной. Каждый православный крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, как и наши западные братья, во имя Троицы, Которая в Своем существе есть Любовь. И каждый крещеный человек помазан святым миром, и в этом помазании ему дан дар Святого Духа — дар любви, дар владеть собой, дар знать волю Божию, участвовать в священнодействиях. Почему же этот дар в нас не реализуется? В крещении в нас влагается малое семя вечной жизни, небесной радости, но оно не распускается, не растет. А ведь это семя может стать деревом, под тенью которого могут укрываться птицы небесные (Мк. 4:32). В крещении, в миропомазании нам дается залог любви. Господь в последней беседе с учениками показал нам ту высоту любви, к которой мы призваны: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). К сожалению, христиане включены в некий механизм жизни XXI века, в котором нет места любви. В этой жизни есть карьера, деньги, удовольствия, есть договорные отношения, политика, искусство, есть психология (когда трудно, можно сходить к психологу), есть лекарства, чтобы долго жить, есть развлечения, а вот для любви места как бы нет. Любовь у нас — на втором плане, на третьем, на четвертом, на десятом. И Бога в этом механизме тоже нет.

http://patriarchia.ru/db/text/2634045.ht...

Верность Христу и любовь к жене как основание семьи Пребывание в заповеданной Богом иерархии требует от мужа серьезных усилий, чтобы в любви к жене уподобляться Христу в отношении к Церкви: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 20). Главенство мужа над женой есть главенство любви, уподобленной любви Христовой Следовательно, главенство мужа над женой есть главенство любви, уподобленной любви Христовой, т.е. - любви жертвенной, о которой Господь говорит с учениками в прощальной беседе: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Верность Христу и жертвенная любовь к жене являются фундаментом христианской семьи, без которого не только разрушается семья, но и сам мужчина, отказываясь от реализации вложенных в него Богом способностей, постепенно этих способностей лишается, омертвевает, подобно о ргану, не выполняющему своих функций. Жена как помощник мужа Что касается женщины, то редкая женщина откажется от брака с надежным и любящим мужчиной. Как писал игумен Никон (Воробьев) о чувстве женского одиночества: «Я не встречал ни одной девушки и одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это, очевидно, кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16). Это влечение (не плотск о е только, а еще в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое), очевидно, и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на свое место, чтобы создать одного целого человека» . Поэтому в любой, даже самой эмансипированной и внешне самодостаточной, женщине остается желание опереться на сильное плечо, уйти на второй план, стать помощницей достойного человека, которого она любит и уважает. Помимо того, что в этом заключается Божественное предназначение женщины ( сотворим ему помощника (Быт. 2, 18)), это и гораздо спокойней. Владыка Пантелеимон (Шатов) приводит показательный случай:

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/30/mez...

Приемлемо ли в православии учение о земном царстве Христовом? Что говорит Евангелие о Царствии Божием? У евангелиста Матфея оно прямо называется всюду «Царствием Небесным». У евангелиста Иоанна Богослова на протяжении всего Евангелия называется «вечной жизнью». У евангелистов Марка и Луки оно названо Царствием Божиим, но с тем же смыслом: «не ищите, что вам есть или что пить..., потому что всего этого ищут люди мира сего»; «приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на небесах»; «не отягчайтесь заботами житейскими»; «предоставь мертвым хоронить своих мертвецов» ( Лук. 12, 29–30, 33; 21, 34; 9, 60 ). «Как было во дни Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж...: пришел потоп и погубил всех; как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили...: пролился с неба дождь огненный и серный и погубил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лук. 17, 27–29 ). Это слова Спасителя. На суде у Пилата «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» ( Иоан. 18, 36 ). Вот ответ на вопрос о строении земного благополучия. Христово Царство не от мира сего, хотя блаженство жизни во Христе, не только личной отдельного христианина, но и жизни христианских общин, жизни оцерковленной, начинается уже здесь, на земле, и это безчисленными примерами святых людей испытано и проверено. О.  Иоанн Кронштадтский много раз говорит о себе, о своем чувстве во время богослужения: «Где я? Я на небеси». Это чувство многих чистых душ. Здесь низведение неба на землю; но для этого нужно самим подниматься к небу, а не поворачиваться от него к земным интересам, земным планам. Евангелие зовет нас строить жизнь так, чтобы земля стала частью неба в смысле нравственном, как она является частичкой в небе в смысле физическом. Наш русский святитель Тихон Задонский подводит только общий итог всей христианской православной мысли за все века о Царствии Божием, когда пишет: «Наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа. Христиан в мире сем житие не ино что есть, как странствование и непрестанное шествие и спешение к отечеству своему, якоже глаголет апостол: «не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем». Откуду нарицаются и суть странники и пришельцы в мире сем, якоже о Аврааме и Исааке и Иакове пишется: яко странни и пришельцы быша на земли... Христианское отечество есть небо, где слава Небесного Отца, Которому они молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех», где преславный дом Его, в котором «обители многи суть», где «град великий святый Иерусалим, имущ славу Божию»...; оком взираем «и воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010