Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храм расположен в центре города, в минуте ходьбы от пересечения 2-х главных Авеню Бургибы и Мохаммеда V, где расположены большие часы с фонтаном. Приход составился из русских православных верующих после 1920 года, когда в Бизерту прибыла эскадра Черноморского флота России отказавшаяся служить большевикам . Основателем прихода собственно в городе Тунисе стал митрофорный протоиерей Константин Михаловский . Вначале храм в честь Воскресения Христова был устроен в помещении нанятом у арабов , в доме 60, rue Selliers. Храм оборудовали утварью взятой из корабельной церкви. Так-как отец Константин приобрёл большое уважение среди арабского населения и многочисленной местной греческой колонии, ему удалось хорошо обустроить русскую домовую церковь. Отец Константин также неоднократно служил в местном греческом православном храме, но находился при этом в каноническом ведении Русской Православной Церкви Заграницей . С конца 1940-х годов русская община соотечественников в Тунисе пополнилась новыми пришельцами – переселенными лицами и беженцами времён Вторая мировая война . Если в середине 1940-х годов Тунисский храм находился в ведении Западноевропейского экзархата Московского Патриархата , с прибытием «второй волны» эмигрантов церковь вновь перешла к Зарубежной Церкви. Русский храм пострадал от бомбардировок, которым подвергалась военно-морская база во время военных действий, но к 1949 году был восстановлен. С пополнением паствы и оживлением церковной жизни Зарубежная Церквь сделала попытку основать Северо-Африканскую епархию с центром в Тунисе, для чего с 1951 года сюда направили архиепископа Пантелеимона (Рудыка) . Его наследник, епископ Нафанаил (Львов) , сумел устроить детскую школу и поднять приход на дело возведения статного храма, призванного стать кафедральным. В 1953 году удалось приобрести у города участок для храма и приходского дома.

http://drevo-info.ru/articles/17966.html

Никанор также писал в мемуарах, что его самого 26 марта 1943 г. в Киеве немцы арестовали и допрашивали по подозрению в связях с «украинскими бандитами». В 1943 г. имели место убийства немцами клириков УАПЦ. Так, в Киевской обл. были убиты свящ. Иларион Головко и Андрей Иващенко. Жестокому избиению подверглись священники Леонид Попов, Стефан Позичайло, Иоанн Конашинский и др. В Черниговской обл., к-рая с окт. 1942 г., после низложения и лишения сана «епископа Чернигово-Нежинского» Фотия Тимощука, относилась к юрисдикции «Киевской епархии» Никанора, немцами были убиты священники УАПЦ Кравченко и Смаль. Никанор, желая оградить себя от подозрений, сам заявлял, что среди подчиненного ему духовенства Киевской епархии УАПЦ немало «замаскированных большевистских агентов», к-рые мешают ему нормально работать. В авг.-сент. 1943 г. УАПЦ постепенно приходит в упадок. Так, только в авг. в юрисдикцию еп. Пантелеимона (Рудыка) перешли 6 священников УАПЦ из Богуславского р-на, а также настоятель собора УАПЦ в Фастове. Также в авг. один из клириков УАПЦ, прот. Леонтий Юнаков, перешел в юрисдикцию «истинноправославной церкви» под рук. «архимандрита», впосл. «епископа» Михаила Костюка, имевшего т. н. Ставропигиальный мон-рь в Чоколовке (в черте Киева); еще ранее к Костюку из УАПЦ перешел свящ. Максимчук (Там же. Д. 4. Л. 133). Из автономной УПЦ к нему перешла община Вознесенской ц. на Байковом кладбище вместе с настоятелем прот. Петром Каменецким и прот. Иоанном Пустотиным. В Мышеловке (в черте Киева) в помещении школы открылся «истинноправославный» храм под рук. схиархим. Антония (Жеретиенко), бывш. настоятеля Киево-Печерской лавры, считавшего себя в юрисдикции митр. Серафима (Ляде) . В сент. 1943 г. немцы начали эвакуацию учреждений Киева. 22 сент. Киев покинул «епископ» Мстислав Скрыпник, а 24 сент. из Киева выехал и сам «архиепископ» Никанор, его архидиак. Василий и неск. др. клириков УАПЦ. Перед отъездом всю текущую документацию и весь архив личных дел духовенства Киевской епархии УАПЦ было решено сжечь ( Бурчак-Абрамович Н. Ykpaihcьka Православна Церква в 1941-1943 рр.//Piдha церква. 1962. С. 4-5).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В нач. 1942 г. УАПЦ сделала попытку захватить управление К. е. 13 марта 1942 г. в Киев прибыли автокефалистские викарии К. е., «хиротонисанные» в Пинске в нач. февр. 1942 г. («хиротонии» возглавил Поликарп (Сикорский)): «Чигиринский епископ» Никанор Абрамович, 16 марта назначенный управляющим К. е. УАПЦ, и «Уманский епископ» Игорь Губа. Они провели переговоры с киевской группой липковцев, после чего 19 марта 1942 г. «Представительство УАПЦ (Василия Липкивского) в Киеве» объявило о вхождении в юрисдикцию Поликарпа (Сикорского), признав Никанора Абрамовича своим архиереем. Вместе с липковцами-самосвятами Никанор Абрамович и Игорь Губа 21 марта 1942 г. совершили в Андреевской ц. литургию, Андреевский собор был полностью передан автокефалистам. В кон. 1942 г. Никанор Абрамович упразднил Киевскую церковную раду УАПЦ, не желая мириться с конкурирующим органом управления (позднее Абрамович писал о том, что Киевская церковная рада якобы была разогнана немцами в февр. 1942 по требованию еп. Пантелеимона (Рудыка)). 9 мая 1942 г. в киевской Андреевской ц. открылся «Второй архиерейский собор УАПЦ», проходивший без участия Поликарпа (Сикорского), поручившего председательство на нем Никанору Абрамовичу. Данный собор, очевидно, был созван в ответ на проведенный 30 апр. 1942 г. 3-й Почаевский Собор автономной Церкви, который охарактеризовал УАПЦ как секту, осудил евхаристическое единение ее «епископов» с липковцами. Согласно 1-му решению Киевского собора УАПЦ, в Андреевской ц. 10 мая состоялась «хиротония» архим. Фотия (Тимощука) во епископа Черниговского и Нежинского. 11 мая в Андреевской ц. была совершена «хиротония» архим. Мануила (Тарнавского) во епископа Белоцерковского, викария Киевско-Чигиринской епархии УАПЦ. Эти 2 «хиротонии», а также «Положение о Киевском церковном управлении УАПЦ», предусматривавшее наличие в К. е. УАПЦ 3 викарных епископов, были утверждены главой УАПЦ Поликарпом 29 мая 1942 г. По решению собора УАПЦ С. Скрыпник после принятия монашеского пострига с именем Мстислав был «хиротонисан» 14 мая 1942 г. во епископа Переяславского, викария К. е. На Лубенское вик-ство К. е. 16 мая был поставлен Сильвестр Гаевский с титулом «епископ Лубенский и Миргородский» (Полтава не входила в его епархию, т. к. там большинство храмов подчинялось Феофилу (Булдовскому)). Архим. Владимир (Малец) был «хиротонисан» 23 июня во епископа Черкасского, викария К. е. В Черкассы он не прибыл, служил в качестве епископа Новомиргородского, викария К. е.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Уже в 1941 г. Иосиф Слипый представил Архиепархиальному собору подробнейший отчет о положении Православной Церкви в Советском Союзе в период жесточайших гонений конца 1930-х гг., основанный на сообщениях униатских агентов . Интересно, что характеристика религиозной ситуации в том или ином регионе сопровождается комментариями откровенно прозелитического характера. Так, сообщая о положении в Одессе, Слипый делает замечание: " В Одессе не слышно украинского языка и поэтому там необходим священник, который знал бы русский язык " . Особое внимание униатского экзарха привлекли православные епархии Волыни, которая должна была прежде других регионов стать объектом греко-католической миссии. Слипый сообщает весьма обстоятельные сведения о православном епископате Волыни, дает подробнейшую характеристику каждому архиерею. От внимания униатского экзарха не укрылись националистические настроения и петлюровское прошлое епископа Поликарпа (Сикорского). Слипый также приводит в своем отчете ряд фактов компрометирующего характера, которые, вероятно, надеялся использовать в дальнейшей прозелитической работе. В частности, экзарх отмечет, что архиепископ Алексий (Громадский) имеет " лихую славу, разведясь с женой, которая еще жива " , а епископ Дамаскин (Малюта) - " человек недоброй славы " , подвергавшийся прещениям за аморальные поступки. О епископе Александре (Иноземцеве) Слипый замечает, что он благосклонно относится к унии, но " облагал податями церкви и ведет представительский образ жизни " . Напротив, митрополит Николай (Ярушевич), как констатирует Иосиф Слипый, является непримиримым противником унии. Православного епископа Пантелеимона (Рудыка), галичанина по происхождению, Слипый именует " галицким апостатом " , полагая, что уроженец Галиции должен быть непременно католиком. В то же время Иосиф Слипый отмечает исключительное значение, которое могут иметь для дела распространения унии галичане, переселенные за пределы Западной Украины: " Для нас в несчастье может быть счастьем то, что наши верные, переселенные в Бесарабию и вглубь России, могут создавать первую связь в деле соединения на Южной Украине " .

http://pravoslavie.ru/archiv/uniatprozel...

Подобная ситуация была и на Украине. В 1942 г. инициативная группа Украинской автономной Церкви, в составе епископов Пантелеимона (Рудыка), Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Магана), обратилась к митрополиту Серафиму (Ляде) с просьбой принять Украинскую Церковь. Митрополит Серафим посоветовал иерархам обратиться к рейхскомиссару Украины . В результате РПЦЗ на территорию Украины допущена не была, и просьба украинских иерархов осталась без последствий. С.В. Троицкий С.В. Троицкий, ссылаясь на письма митрополита Серафима (Ляде), говорил о материальной помощи Германского правительства Зарубежной Церкви . Однако исследования, проведенные в архивах нацистских ведомств, позволяют сделать вывод, что об оказании РПЦЗ материальной поддержки в годы войны не было и речи, причем Германская епархия оставалась одной из самых бедных в Зарубежной Церкви . На оккупированные территории из клириков РПЦЗ попадали только крайне немногочисленные священники, находившиеся при русских антисоветских формированиях. В Европе деятельность РПЦЗ в годы войны также была серьезно ограничена. Соборы Русской Зарубежной Церкви гитлеровское руководство созывать не разрешало, несмотря на постоянные попытки митрополита Анастасия добиться их созыва. Единственный случай – разрешение на проведение Венского Совещания в октябре 1943 г., выступившего против избрания в Москве Патриарха Сергия. Но в данном случае можно уверенно сказать, что это выступление Венского Совещания не было результатом давления гитлеровского государства. Во-первых, митрополит Анастасий еще до Венского Совещания высказался об избрании Патриарха Сергия как об антиканоническом акте и сравнил поставление Патриарха Сергия с назначением патриарха Игнатия при Лжедмитрии I – оба были поставлены по воле диктаторов, хотя и с последующей санкцией Архиерейских Соборов . Во-вторых, участники совещания подвергли критике позицию Германии в отношении Церкви и православного населения. Последнее решение было закономерным. В течение всего периода Второй мировой войны РПЦЗ испытывала притеснения со стороны германского правительства. После оккупации Югославии гитлеровской Германией гестапо устроило обыск в квартире митрополита Анастасия на Крунской улице, 20. Было изъято также и делопроизводство Архиерейского Синода . Одно время под угрозой закрытия находились храмы в Лейпциге и Дрездене. Закрытие не состоялось лишь из опасения, что такая акция ухудшит отношения с германскими союзниками – Румынией и Болгарией .

http://pravoslavie.ru/108286.html

«ПЦУ» в этой стратегии является, в том числе, средством давления на каноническую Украинскую Православную Церковь с целью ее автокефалии, являющейся путём к унии. Шагом на этом пути стало собрание в Феофании 27 мая 2022-го года, которое предприняло антиканонические шаги по отделению от Русской Православной Церкви. Коллаборационизм с украинством не спас и не мог спасти УПЦ, ибо целью украинского проекта является уничтожение Православия. Поэтому абсолютно прав Патриарший Экзарх Африки митрополит Леонид, который и защищает гонимую УПЦ, и обличает собрание в Феофании. Обличать идеологию этого собрания еще до его проведения стал Святейший Патриарх Кирилл, который еще в марте 2022 года отправил телеграмму митрополиту Сумскому Евлогию, посмевшему начать кампанию по непоминовению Патриарха за богослужением, в которой привёл в пример настоятеля собора Русской Православной Церкви в Берлине о. Григория Прозорова, который поминал Московского Патриарха до своего расстрела нацистами в 1942 году. Я также напомнил, что выход из «Феофании» есть – это путь Киевского митрополита УПЦ МП Алексия (Громадского ), который в октябре 1942 года подписал в Почаевской Лавре соглашение об объединении с раскольниками из «УАПЦ», а затем под влиянием митрополитов-исповедников Вениамина (Новицкого), Пантелеимона (Рудыка), Александра (Ивановского) разорвал эту унию и публично покаялся в ней. За что 8 мая 1943 го года был убит нацистами руками исполнителей их воли из ОУН-УПА (Мельника). 80-летие этого убийства является одной из тем нашего Круглого стола, а митрополит Алексий и сотни других священников, зверски убитых раскольниками, должны быть прославлены как святые мученики. Есть ли сейчас в УПЦ исповедники? Есть. Например, митрополит Черкасский Феодосий (Снигирев), который из-под домашнего ареста направил свое видеообращение , в котором фактически признал, что решения собрания в Феофании, разрушающие тысячелетние традиции Православия, были навязаны властью и призвал готовиться к катакомбам. Катакомбы – это сила. Загнанные в подполье галицийские униаты стали ключевой силой, отделившей бУССР от остальной России, а исповедники Православия (а готовых уйти в катакомбы вслед за митрополитом Феодосием – немало) являются той силой, которая воссоединит Новороссию и Малороссию с остальной Россией.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/hr...

Задержанный при этом деле архиерей был архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий Громадский, который до оккупации прежней польской территории Советами являлся польским гражданином и подчинялся православному митрополиту в Варшаве. Позже он был советским гражданином и вместе с верующими церковно окормляемой им территории подчинялся митрополиту в Москве. По его словам, Громадский должен был в 1939 г. и последний раз в марте 1941 г. но особому приглашению участвовать в совещаниях и епископских хиротониях у митрополита в Москве. Далее он показал, что после начала враждебных действий между рейхом и Советским Союзом из-за своего епископского сана был задержан НКВД, пешком транспортировался на Восток и в конце концов, так как он на этом марше остался лежать и был оставлен, с помощью верующих смог вернуться назад. Так как теперь связь с Москвой прервалась, он, как носитель высшего титула на занятых территориях Украины, по законам Православной Церкви чувствовал себя обязанным из-за этих соображений организовать окормление верующих и возрождение религиозной жизни. В решении этой задачи он был поддержан великодушной готовностью к помощи со стороны военных комендатур, которые выдали ему паспорт и пропуск для поездки. В качестве главы Православной Церкви на Украине он побывал в Житомире и Бердичеве, чтобы освятить там вновь открытые церкви. В Киеве он хотел бы получить сведения о возможности оживления церковной жизни. Громадский имеет намерение назначить Киевским архиепископом епископа Пантелеймона Рудыка, который ранее был епископом Почаевским 246 . Двумя арестованными агентами НКВД являлись: православный священник Саломинской церкви в Киеве Александр Вишняков и священник Байковской церкви Павел Остринский, оба были казнены после того, как они сознались, что использовались в качестве информаторов НКВД. Они признали, что имели задание изучать настроение населения и особенно религиозных кругов и оказывать на него влияние. ВА, R58/2I9. 81. 244–246. Машинописный экземпляр. Из частного письма митрополита Алексия (Громадского) об осуждении деятельности автокефалистов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Рекламным агентствам Киева запретили вешать плакаты с портретами Алексия II под угрозой лишения лицензий 23.07.2008 15:38 Киев, 23 июля. Власти Киева запретили рекламным агентствам размещать на улицах города плакаты с портретами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как рассказал в среду корреспонденту " Интерфакс-Религия " член правления международной общественной организации " День Крещения Руси " Юрий Молчанов, с идеей развесить по городу фотографии Алексия II на фоне храма Василия Блаженного и Киево-Печерской лавры и подписью " Украина приветствует своего Патриарха. 1020 лет Киевской Руси " выступила инициативная группа верующих киевлян. " Макеты плакатов были разосланы киевским агентствам, занимающимся размещением наружной рекламы. Однако те вдруг взяли совершенно неожиданную паузу. Спустя некоторое время представители агентств стали, заминаясь, сообщать, что им поступали звонки, в частности, от господина Рудыка (замглавы администрации Киева - " ИФ " ) с жестким требованием ни в коем случае эти плакаты не размещать " , - рассказал Ю. Молчанов. При этом, по его словам, в мэрии пообещали лишить лицензии агентства, которые решатся нарушить поставленное условие. Некоторым небольшим компаниям удалось вывесить совсем небольшую часть предполагаемых портретов Московского Патриарха, однако, как отметил Ю. Молчанов, их число в разы уступает тому " беспрецедентно огромному " количеству портретов Патриарха Константинопольского Варфоломея рядом с президентом Украины Виктором Ющенко, которые уже успели появиться на киевских улицах. " Этими плакатами покрыто от четырех до пяти тысяч рекламных носителей по всему городу. Как продюсер могу сказать, что на это был выделен огромный бюджет " , - отметил собеседник агентства. Между тем, по его словам, сегодня в Киеве имеется значительное количество свободных рекламных площадей - до сих пор, к примеру, висят афиши уже состоявшихся концертов или боксерских боев. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кроме того, Германия всячески препятствовала контактам РПЦЗ с Белорусской и Украинской Церквами. 320 Показательно, что при организации Белорусской Церкви немецкое командование потребовало от митрополита Пантелеймона руководить Церковью самостоятельно без каких-либо сношений с Москвой (то есть с Московской Патриархией) и Берлином (то есть с РПЦЗ и митрополитом Серафимом). 321 В сентябре 1942 г. духовенство Смоленской и Орловской областей, не пожелавшее подчиняться Белорусской Церкви, обратилось к митрополиту Серафиму (Ляде). Духовенство заявило, что подчиняется РПЦЗ через митрополита Серафима. Орловское духовенство просило при этом прислать в Орел епископа. 19 ноября Архиерейский Синод предложил митрополиту Серафиму принять меры к отправке в Смоленск и Орел епископов и организации там церковной жизни. 322 Однако решение это так и осталось на бумаге – митрополит Серафим (Ляде) не смог прислать в Смоленск и Орел ни епископа, ни священника. Более того, Русской Зарубежной Церкви было фактически запрещено даже окормление некоторых германских территорий. Речь идет о Белостокско-Гродненской епархии, включенной Германией в состав Восточной Пруссии. Хотя этой епархией должен был управлять Берлинско-Германский архиерей, наделе епархия управлялась Белорусской Церковью в качестве некоего «зарубежного белорусского экзархата». 323 В 1942 г. инициативная группа Украинской автономной Церкви в составе епископов Пантелеймона (Рудыка), Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Магана) обратилась к митрополиту Серафиму (Ляде) с просьбой принять Украинскую Церковь в свое подчинение, чтобы не зависеть от Московской Патриархии и налаживать хорошие отношения с немецким руководством. Митрополит Серафим посоветовал иерархам обратиться к рейхскомиссару Украины. 324 Но РПЦЗ на территорию Украины допущена не была, и просьба украинских иерархов осталась без последствий. С.В. Троицкий , ссылаясь на письма митрополита Серафима (Ляде), говорил о материальной помощи германского правительства Зарубежному Синоду. 325 Это утверждение оспаривает А.К. Никитин. Исследования, проведенные в архивах нацистских ведомств, позволили автору сделать вывод, что об оказании РПЦЗ заметной материальной поддержки в годы войны не было и речи. Германская епархия оставалась одной из самых бедных в Зарубежной Церкви, а нерегулярные и незначительные субсидии от государства начались лишь в конце войны, когда Синод переехал из Югославии в Германию. 326

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свято-Успенская Почаевская лавра В Варшавском университете произошли судьбоносные для Сергея встречи. Среди студентов факультета он повстречал людей, посвятивших себя с ранней юности служению Богу – наместника Свято-Успенской Почаевской лавры архимандрита Дамаскина (Малюту) и своего ровесника – почаевского иеромонаха и миссионера в среде униатов Галиции отца Пантелеймона (Рудыка). В период с 1925 по 1928 год они, как и Сергий Новицкий получали высшее богословское образование в Варшаве. Отец Дамаскин с юности проходил монашескую школу на Афоне, затем много лет – в Почаевской лавре, знал несколько иностранных языков. С 1920 по 1931 год он являлся наместником этого крупнейшего монастыря и просветительского центра. Поддерживал связь с монархическими кругами, противостоял как националистическим украинским церковным тенденциям, так и полонизации православия. Отец Пантелеймон с 1925 года как почаевский иеромонах служил настоятелем православного прихода во Львове (Свято-Георгиевский храм) , а с 1926 года возглавил православную миссию среди униатов Галиции. Родился он в Австро-Венгрии в Прикарпатской Руси, в русинской семье. В 1912 году в 14-летнем возрасте тайно перешел границу и поступил в Свято-Успенскую Почаевскую лавру на территории Российской империи по благословению архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). Всю свою жизнь он посвятил Православию, борьбе с унией, сохранению русской национальной идентичности у славян во враждебном католическом и униатском окружении. Почаевский образ Пресвятой Богородицы После завершения богословского образования в Варшавском университете отец Пантелеймон получил послушание от польского священноначалия возрождать и укреплять монашескую жизнь в Загаецком монастыре святого Иоанна Милостивого – он стал наместником и архимандритом этого монастыря в 1929–1933 годах. С 1933 года архимандрит Пантелеймон стал наместником Свято-Успенской Почаевской лавры, вместо смещенного по требованию польских властей архимандрита Дамаскина (Малюты). В биографии владыки Пантелеймона, написанной уже в наше время, говорится, что для более широкого развития миссионерской деятельности среди униатов отец Пантелеймон пригласил к пастырскому служению в Галиции до десяти студентов богословского факультета в Варшаве. В их числе был и талантливый студент, блестяще окончивший университет Сергий Новицкий из Белоруссии. Здесь нужно пояснить, что в 1929 году, когда Сергий окончил университет, отец Пантелеймон уже стал наместником Загаецкого монастыря. А сам Сергий до лета 1928 года числился псаломщиком Дарьевского прихода в Белоруссии. Но не исключено, что в ходе учебы в 1925–1929 годах он, действительно, мог помогать почаевской братии в миссионерских и просветительских делах в Галиции.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010