Опровержение. Если Бог, как ты говоришь, нескончаемо и постоянно пребывает в нерожденной природе, природа же Бога вечно, нескончаемо сохраняет свое достоинство, не почему-либо другому, но потому, что Он Сам Собою есть Бог и Сам по Себе — вечен, то и Рожденное должно быть единосущно, коль скоро Оно получило у тебя имя безконечнаго, как ты лукаво давши это имя Сыну, удостоверительно повел разсуждение об Его природе: ибо ты дашь это имя и принужденный исповедать во всем неприступное и необъятное имя безконечнаго. И так каким образом рожденное не будет единосущным? Когда казалось, что ты говоришь в шутку, посредством употребленнаго во зло имени попытавшись оскорбить истину, то изобличаешься из самых слов, которыя ты сказал: потому что или припишешь конец Тому, котораго ты хулишь как различнаго по естеству, или, определивши Его как безконечнаго, принужден будешь представлять Его во всем неизменным и неразличным от естества, достойнаго, безконечнаго, так как и истина не дозволяет считать Сына имеющим конец, потому что «царствию Его, — говорит Писание, — не будет конца» (Лк.1:33), по причине того, что Он всегда царствует со Отцем и со Святым Его Духом. Все, имеющее начало, будет иметь и конец, если того желает приписывающий бытие восприявшему начало; но что принимается в отношении ко всему другому, то не может быть принято в отношении к Сыну: ибо Он всегда есть от Сущаго, никогда не прекращая Своего бытия. Посему Он и был, и есть, и будет единосущным, единый от единаго и ни в чем не отличаясь от Него по существу, но по достоинству имен Божество пребывает в тождестве, и не имея слияния, и не придавая Себе Самому начала бытия, и не приемля в Себя чего-либо неподобнаго Себе, всегда есть и никогда не прекращая бытия, соприличествуя Себе, всегда пребывая и никогда не преставая быть в достоинстве Отца при Сыне и Сына при Отце и Святаго Духа со Отцем и Сыном: ибо Троица несравнима Сама с Собою, не принимая никакого разделения в достоинстве.     Аэтия глава 5. Если Бог есть нерожденный по сущности, то рожденное родилось не разторжением сущности, оно произведено произвольно. Ибо никакое благочестивое учение не допускает, чтобы одна и таже сущность была и рожденною и нерожденною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

12:3).     Аэтия глава 39—41. Если Бог пребывает в нерожденной природе, то должно отнять от Него знание Самого Себя в рождении и нерожденности. Если же допустить простертие Его сущности в нерождевном и рожденном, то Он не узнает Своей сущности, отвлекаемый рождением и нерожденностию. Если же рождение, хотя и причастно нерожденному, но нескончаемо пребывает в природе рожденнаго, то оно познает себя в несовершенной природе, не сознавая причастности нерожденному. Ибо невозможно иметь о себе знание и как о нерожденной и как о рожденной сущности. Если же нерожденное есть нечто не важное по причине склонности к изменению, то достоинство природы состоит в неизменяемой сущности, а между тем нерожденная сущность признается выше всякой причины.     Опровержение. 1. Несомненно, что Бог пребывает в нерожденной природе; сотворивший и создавший все из сущаго Отец, родивший от Себя Сына единосущнаго Себе Самому и соприличествующаго вечности Его, и Святый Дух от Него изшедший, приличествующим образом пребывающий в единосущии с Ним. И поелику Троица создала из не сущаго существующее, видимое и невидимое, новым именем созданнаго не уничтожается соответствующее достоинству Бога, то есть, вечность сущаго. Отъемлется же от созданнаго высшая и превосходящая все сущность, как не единосущная ему, но Сама вызвавшая его из небытия к бытию. Посему рожденный Сын приличествующим образом созерцается как произшедший, не из не сущаго, но от Сущаго, при чем существо не терпит ни растяжения, ни сокращения; но будучи Духом, Отец родил истинно Духа Сына, и извел из Себя Духа Святаго и не не знает Себя Самого и не знает сущности Своей сокращаемою, или разширяемою, или подверженной разсечению (ибо все это признавать относительно Бога весьма неразумно, равно как и то, чтобы Божество, Которое есть Дух Святый, не знало Себя). И как нерожденный не не причастен рожденному в единосущии, так и рожденный не не обладает вместе с Отцем вечностию (ибо Отец знает Сына и Сын знает Отца — Мф.11:27; ср. Лк.10и др.), так как Троица всегда нескончаемо пребывает несозданною, и существует нескончаемо, и так как Единородный рожден от всегда Сущаго, истинно сущаго, и в собственной совершенной природе. Посему Он знает Себя Самого, и ни Сын не не знает нерожденное существо Отца, ни нерожденный — существо рожденнаго от Него Сына, так как достоверно единородное Слово Божие, сказавшее: «никто же знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец» (Мф.11:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

   Примечание: Против Аэрия. Ересь пятдесят пятая, а по общему порядку семдесят пятая Глава 1   Еще некто Аэрий также произвел великое зло в мире, обезумевши умом, превознесшись мыслию. Всякая ересь произошла по злому умышлению людей, появлявшихся от начала до последняго времени, или вследствие тщеславия, или гордости, или страсти вожделения, или зависти к ближним, или горячности, или безразсудства. Все это ослепление — от диавола, не потому, чтобы диавол был в силах обольстить не желающаго, но потому, что каждый для себя становится виновником соделания греха, «да искуснии, — как говорит Апостол, — явлени бывают» (1Кор.11:19). Этот Аэрий еще и до сих пор жив: он совершенно Арианин, он не иначе мыслит, как и Арий, и даже много превзошел Ария в своих помышлениях. Он остр на язык и вооружен словом до такой степени, что привлек к себе толпы обольщенных и множество людей, чешемых слухом (2Тим.4:3) и распущенных умом. Он выдумал много баснословнаго и пустаго, и хотя это людей умных приводило в смех, однако же он обольстил тем и увлек многих. Он был со-товарищ Евстафия, епископа Севастии, которая находится в области, называемой Понтом, или малою Армениею. Выше упомянутый Евстафий и Аэрий вместе подвизались. Когда же Евстафий возведен был на епископию, Аэрий очень желал того же, но не достиг. Отсюда возникла зависть. Евстафий, казалось, был привязан к Аэрию: скоро он поставляет его во пресвитера и вверяет ему странноприимный дом, который в Понте называется беднопиталищем. Такие домы устрояют предстоятели церквей по любви к странноприимству, и помещают там людей искалеченных и немощных и доставляют им по возможности содержание. Глава 2   Поелику же негодование у Аэрия не прошло, то ежедневно между им и Евстафием умножались распри и возникали неудовольствия: от Аэрия против Евстафия шли слова недобрыя и клеветы. Епископ Евстафий, вызвавши к себе Аэрия, ласкал его, увещевал, угрожал, бранил, советовал, и ничего не мог сделать. Что сначала было устроено, стало приходить в большой безпорядок. Наконец покинув беднопиталище, Аэрий удалился. С тех пор, желая найти какой-либо предлог против Евстафия, как против врага, или пустить в него стрелу, как в неприятеля, он разведывал и, наконец, клевеща всем на Евстафия, говорил: он уже теперь не таков, но стал наклонен к сбору денег и всякаго имения. Таковы были клеветы от Аэрия. Евстафий действительно, имея в руках церковныя нужды, иначе не мог поступать, и слова Аэрия казались правдоподобными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Ной, если и «насади виноград», то не написано, что он был содетель этого растения, но «человек делатель земли» (Быт.9:20): ибо Иной есть дарующий самобытность будущему, и иной — принявший от Него бытие и доверие на возделывание земли человек, дабы один возделывал нуждающийся в усовершенствовании придаток, а другой даровал совершенство чрез придаток к созданному от Него и возрастающему в совершенстве. Так бывает и в отношении к животным и птицам, скоту и пресмыкающимся и морским животным. Все в начале было совершенным по воле повелевшаго, изволением же премудрости ныне нуждается в придатке; ради духовной пользы владычествующаго на земле человека, для познания высшаго над всем Бога, подателя способности к осеменению и придатка возрастаний, Бога и Господа. По сему небесное и не руками человека сеемое, не раждающее и не раждаемое Бог оставил в совершенстве: ибо оно не преклоняет помышления человеческаго к навету и гордости тщеславия, как это можно сказать о солнце, луне и звездах: потому что луна не чрез рождение, ущерб и увеличение изменяется в образе своего движения, но чрез то, что она устанавливает и показывает времена, которыя Бог учредил для светил. И так, каким образом Бог телесное и подвергающееся и подвергаемое ущербу восхотел соделать прямо совершенным, а Того, Котораго родил из Себя, Единаго от Единаго, всегда сущаго у Родившаго Его, родил нуждающимся в придатке? И так перестань, Аэтий, предлагать нам пустыя Аристотелевския слова, так как для нас не обольщаемых им достаточно истиннаго учения Господа нашего, говорящаго: «Аз изыдох от Отца, и иду» (Ин. 16:28), так как сила сего изречения состоит не в злоупотреблении им, но означает существо совершенства и Божественнаго достоинства.     Опровержение. Вводит Аэтий возражения, умозаключительными именованиями человеческаго измышления желая постигнуть Бога, и речениями как бы пытается умалять твердую надежду очевидной уверенности, неподобное сопоставив с неподобным и превратно противоположив речение речению, чтобы отсюда насильно вывести заключение, что Сын неподобен Отцу, что невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

   2. Троица не нуждается ни в чем и не принимает добавления чего-либо: ибо, поелику Сама Троица была всегда, и из созданнаго не было ничего, то, для получения себе чего-либо как бы по жребию кроме сего, Отец не помышлял ни о присоединении какого-либо именования, ни о добавлении чего-либо к Своему достоинству, чрез Сына создавши небо и землю и все видимое и невидимое, и Духом Своим утвердил всю силу Им созданнаго, чтобы из создания созданнаго и произведения произведеннаго была польза носящему имя Создателя и Зиждителя Отцу, или была мысль о каком-либо добавлении Сыну, чрез Котораго и от Котораго произведено созданное, или же Святому Духу, в Котором утвержденное утверждено. И Бог, не обращенный от свойства к свойству и измененный как по естеству, так и по существу, как бы по размышлению и изменению сделал сделанное: ибо Он всегда имел в Себе Самом зиждительную и совершенную силу, не нуждающуюся в прибавлении какой-либо славы. И как в разсуждении созданий не должно кому бы то ни было думать о Боге, что добавление свойства и достоинства есть достоинство существа и славы Божией, так опровергнут будет и Аэтий, желающий о Боге умозаключать на основании привнесения к нам понятий нерожденнаго и рожденнаго, свойства и сущности, когда все созданныя существа признаются истинно существующими и таковыми представляются не для приращения славы Бога, ни в чем не нуждающагося. Также и в отношении к Единородному и Святому Его Духу не должно приравнивать их к существам созданным: ибо невозможно говорить это. А между тем Аэтий приходит к нам, принося с собою умозаключения о предметах возвышенных и дерзновенно простираясь к вышнему и умозаключая от созданий низших, хотя и ничего не находя соответствующаго умозаключительному слову своему: ибо преходит мудрость человеческая и погребается умозаключительная речь человеческая; потому что выйдет дух его, и он возвратится в персть свою (ср. Еккл.3:20—21, 12:7; Пс.102:14—16, Иов. 10:9). Преходят все тонкости умозаключений человеческих, а вместе и люди с умозаключительным искусством Аэтия и с его хитрыми приуготовлениями против веры. Пребывает же служащая предметом его умозаключений вера и надежда, и любы», по написанному (1Кор.13:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

    Аэтия глава 15. Если нерожденность приписывается Богу отвне, то приписавшие оную превосходнее Того, Кому приписали, давши Ему название, высшее Его естества.     Опровержение. Никто не превосходнее Бога, вот мое слово Аэтию, так помыслившему. Так говорит истина, ибо каким образом кто-либо может быть превосходнее Бога, когда все от Него получило бытие? Так как Бог есть виновник созданных от Него существ разумных и неразумных, видимых и невидимых, то Он и превосходнее их всех, хотя разумныя существа обладают и правым разумением благочестия, чтобы отчасти воздавать Ему лучшую честь. Но и все вместе собранныя и представляемыя еще в большем сего числе существа, напрягающия силы свои к восхвалению Бога, не вмещают в себе совершенства славы Его, так как Оное высшее существо превосходит ум Ему подчиненных существ, хотя по силе и сверх силы они и напрягаются к песнословию существа превосходнейшаго: ибо Оно превосходнее не в слове, но в силе, имени и разуме. Кроме того славословие превосходнейшаго от подчиненных Ему существ не сделает различия между одним несравненным и другим таковым же: ибо оно знает превосходнейшее в Отце, состоящее в Его нерожденности, равно как и превосходнейшее от Него рожденное. Посему правое, дарованное от Бога людям разумение и исповедует Сына единосущным, дабы, помысливши о неподобосущии Сына со Отцем, не произвести разделения в превосходнейшем и чистом совершенстве, по силе знания того, что во истину родившийся от родившаго без сравнения возвышается над всяким умом по Своему превосходству.     Аэтия глава 16. Если нерожденная природа не уступает рождению, то это так, как мы говорим; а если уступает рождению, то страдательное состояние рождения было бы превосходнее существа Божия.     Опровержение. 1. Говорить о страдательном состоянии в Боге совершенно нечестиво: ибо Божество совсем не объемлется страстями, и так как Оно превыше того, что встречается в душе каждаго из нас в отдельности, то во всяком случае опровергается слово Аэтия: потому что все, страстно совершающееся в нас, в Боге происходит безстрастно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Глава 10   Вот сколько может сказать против тебя, Аномей, ум нашей мерности! Прекрасно называешься ты Аномеем, т. е. неподобным, потому что и нравами и мыслию ты отступил от людей обладающих мудростию Божиею и имеющих истинную веру. Не потому ты стал не похож на людей, что будто бы преуспел в добре, но потому, что ты уклонился от пути истины и стал потому не похож на сынов Церкви; восхотев Сына Божия, равнаго Отцу, называть неподобным Отцу, ты сам стал неподобным, заслужив это название и не будучи подобен спасаемым в Боге.    Но чтобы не тратить время в изследовании его вопросов, мы изобличим его учение его же словами, которыя он сам высказал в диалектических писаниях к некоторым. Он выказал диалектику, полную обмана, в своем сочинении, которое не заключает в себе ни одного слова безукоризненной и чистой веры, благоустроенной Духом Святым и кротким. Но прежде всего я почел нужным поместить здесь сполна дошедшее до нас его сочиненьишко, дабы сделать против него опровержение посредством его самого.    Вот это сочинение Аномея Аэтия Глава 11   Поелику во время гонения, открытаго против нас современниками, некоторые из них, захватив себе частным образом вместе со многим другим написанное нами сочинение о нерожденном и рожденном Боге и испортив оное вставками и сокращениями, издали оное, изменив веденный там порядок, то, когда пришел к нам некто из ученых и принес оное нам, я признал необходимым, как сочинитель, очистив это сочинение послать оное к вам, все благочестивые подвижники и подвижницы, дабы вы могли знать, что сочинение наше написано по мысли святых Писаний.    При помощи его вы краткими замечаниями будете в состоянии остановить всякаго человека, безстыдно решающагося возражать вам о нерожденном и рожденном Боге, а всего более вышеупомянутых людей. Я расположил оное в виде стихов, присоединив возражения и решения, с доказательствами удопонятными и ясными, и начав речью о нерожденном Боге.    1. Если нерожденный Бог может сделать рожденное нерожденным, то, если всякая сущность есть нерожденна, ни одна из них не будет отличаться от другой по своей неподчиненности. Таким образом, как может кто-либо говорить, что одна сущность изменяется, другая изменяет, если он не допускает, что Бог производит не из готоваго вещества?.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Но это опровергается словом Божиим, сказанным пророком Исаиею: «О, окаянный аз, яко умилихся, яко человек, нечисты устне имый, посреде людий, нечистыя устне имущих, аз живу и Господа Саваофа видех очима моима» (Ис. 6:5). Не сказал: умом, или мыслию, но «очима», подтверждая истину и несомненность веры. И так что же мы скажем? Евангелие говорит, что «Бога никтоже виде нигдеже», а пророки, апостолы и даже сам Господь утверждают противное. Ужели Божественное Писание противоречит себе? Да не будет. Но что пророки и апостолы видели Бога, это истинно, видели же, на сколько могли видеть и на сколько это было вместимо для них, и Бог являлся им, как хотел; ибо все для Него возможно. И что Бог невидим и непостижим, это ясно и всеми признано; но, с другой стороны, Он силен делать то, что хощет, ибо никто не воспротивится хотению Его. Итак, Он невидим по природе и непостижим в славе. Когда Он восхощет явиться созданному от Него человеку, ничто не может воспротивиться Его воле. Ибо Божество не подлежит такому стеснению, чтобы не могло сделать того, чего хочет, или сделать то, чего не хочет (потому что всемогущ тот, кто делает то, чего хочет), но Он делает то, что прилично Его Божеству; и вообще нет ничего, что бы препятствовало Его хотению, так чтоб Он не мог исполнить то, что хочет, сообразно с своим Божеством. Впрочем невозможно увидеть Бога и видимому не по силам видеть невидимаго. Но невидимый Бог, по Своему человеколюбию и всемогуществу, удостоивает укреплять немощное своею силою, дабы оно могло увидеть невидимое. И оно видит невидимое и безпредельное, но не как безпредельное, а насколько может вместить природа безсильнаго, подкрепленная для восприятия сильнаго. Итак, в Божественном Писании не окажется никакого разногласия и ни одно верование не будет в противоречии с другим. Глава 8   Дело, как я часто объяснял примером, представляется так: если бы кто смотрел на небо через самое малое отверстие и сказал: вижу небо; то он не солгал бы, потому что действительно видит небо. А если бы кто-либо сметливый сказал ему: ты неба не видал, то и этот не солгал бы, потому что и тот, кто говорит, что видит, не лжет, и тот, кто сказал ему, что не видит неба, тоже говорит правду; ибо он не видит ни долготы, ни широты неба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Глава 7   В начале книги ты, Маркелл, сперва похвалил эти слова, а теперь отверг, что Бог из Бога Слово сущее — Сын и един из единаго, и совершенный из совершеннаго, и тем ясно выдал свое нечестивое учение о Божестве. За то, что ты признал образ великаго Бога чуждым жизни, божественности, силы, славы и сущности, у тебя следовало бы отрезать нечестивый язык, когда ты произнес такое слово на Господа и выказал наконец такую нечестивую душу. Ибо образу Божию приписавши безжизненность, ты не признаешь Его ни Господом, ни Богом, ни сущностию, ни волею, не силою, ни славою. Ты хочешь, чтоб этот образ был чужд движения, считая его как бы бездушным и безжизненным, во вне изображенным, подобно тому, как бездушен бывает образ, составленный только искусством человеческим и не хочешь признать, что Он — живой образ живаго Бога, что образ сущности есть сущность, что не отличающийся образ воли, силы и славы есть такая же воля и сила и слава. А сказать, что Он ни в чем не отличен, не то же значит, что Он не рожден, но только то, что Он есть совершенно верное и точное подобие Отца по благости, божественности и всякому действию. Потом немного спустя: «немы да будут у тебя устны льстивыя, глаголющия на Бога неправду гордынею и уничижением» (Пс.30:19). Ибо единый Отец родил единаго Единороднаго, хотя тебе это не нравится, а нравится что-то другое. Сын произошел не из начала эонов Валентина, но от единаго Отца имеет рождение: и совершенный родил совершеннаго: ибо ничего несовершеннаго нет в Отце, посему и в Сыне; но совершенство Сына есть истинное порождение совершенства и всесовершенства Отца. И Царь родил Царя; ибо сообразно с благочестием, чтобы Бог царствовал; так как Сын родился прежде веков и Царь подчинился тому Царю, которым управляется и все остальное, и добровольно признал подчинение, Отец родил не подданнаго, но Царя царства своего, которое не имеет ни начала дней, ни конца бытия. Ибо достоинство Его не отвне произошло, но принадлежит Ему существенно, как и Отцу, Его родившему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Она такова: .    1. После сей и предшествующих была и еще седьмая, так называемая, ересь иродиан. Они не имели ничего отличнаго от других, но всецело были иудеи недеятельные и лицемерные. Ирода же признавали они Христом Господом, тем самым, который представлен ожидаемым во всех писаниях закона и пророков; сим-то Христом признавая Ирода, и обманутые сею мыслию, хвалились они Иродом, и, тщеславясь тогдашним своим царем, в пользу его толковали сказанное в следующем изречении: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут, кому отложено», или, как читается в других списках, «дондеже приидут отложенная ему» (Быт.49:10). А Ирод был сын Антипатра, какого-то аскалонитянина, священнослужителя при идоле Аполлоновом. Отец этого Антипатра был по имени также Ирод, сын Антипы. Сам Антипатр пленен был идумеями, и, живя там, в Идумее, родил Ирода. Поелику отец был беден, и не мог внести выкупа за сына, разумею Антипатра; то долгое время пребывал он в рабстве. Напоследок соотечественники сделали складчину, и он выкуплен с сыном Иродом, и возвратился на родину. Потому-то некоторые называют его идумеем, а другие знают в нем аскалонитянина. В последствии вошел в дружбу с Димитрием, поставлен правителем Иудеи, пришел в известность царю Августу, и, как правитель, делается прозелитом, обрезывается сам, и обрезывает сына Ирода, на котораго пал жребий царствования над иудеями. Царем же был в Иудее под державою царя Августа, сам будучи связан условиями с ним. Итак, поелику царем сделался он из иноплеменников, а царская власть по преемству шла от Иуды и Давида, от Иуды были князья и патриархи; то, когда царская власть перешла к иноплеменнику, по понятию заблуждающихся казалось убедительным вдаться в обман сего иноплеменника, и почесть его Христом, на основании приведеннаго выше изречения: «не оскудеет князь от Иуды, дондеже приидет, кому отложено»; а это должно понимать им так, говорили они, что отложено Ироду; потому что происходившие от Иуды оскудели, и Ирод был не Иудина, даже вовсе не израильскаго, рода; а такому и отложено быть Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010