Если о Духе Святом они дерзают говорить это, то говоря об ангелах разве могут отрицать, что они, будучи созданы от Единородного, от Него получили бытие? Итак, ангелы, будучи созданы от Него, хотя и суть духи, однако же будучи творениями Его, бесконечно ниже Его по сущности, как Его произведения; но так как они не получили плоти, то что мы скажем? Ужели то, что они больше Сына, которым созданы? Или тоже нужно сказать о Духе Святом? Почему ни Святый Дух Божий и ни один из ангелов не пришел во плоти и не принял плоти, не вочеловечился? Не потому конечно Сын облекся в плоть, чтобы Он был ниже Отца (в таком случае и ангелам и Духу Святому надлежало облечься в плоть), а потому что Он, сущая премудрость Отчая, и Сила, и Слово, сам сотворивший все со Отцом и Святым Духом, восхотел показать, что причина преступления Адамова не в создании, что грех или преслушание произошли не от сотворения, но вследствие собственного произволения, за что Он совершает праведный суд, как говорит Исаия: трости сокрушены не сотрет, и льна курящася не угасит. Дóндеже положит суд в победу и на имя Его языцы уповати имут ( Ис.42:3,4 ). И Давид сказал о Нем: победиши внегда судити ти ( Пс.50:6 ). Он поставлен судиею, чтобы судя праведно заградить уста противоречащих Ему. Ибо никто не в состоянии будет прекословить справедливому суду Его. Он понес тело и сохранил Его непорочным. Ибо что в начале дано было человеку, т. е. Адаму, то дано было Творцом, не виновным в грехе Адама не для того, чтобы он согрешил, но Он даровал ему свободу и потому каждый сам бывает виновником греха. Посему чуждый виновности Творец Бог Слово, бессмертный и непорочный вкупе со Отцом и Святым Духом сотворивший человека, по неизреченной тайне премудрости вочеловечился собственною волею, приняв все на себя за свое создание по преизбытку человеколюбия, не по нужде, но добровольно, дабы осудить грех во плоти, крестом разрушить клятву, гробом истребить тление, сошествием с душою во ад сокрушить жало смерти и уничтожить союз с адом.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Как видишь, он знает и прежде бывшее, и настоящее, и пророчествует о будущем: ибо вот он узнал, что прежде было, когда он был во сне, и говорит: кость от костей моих: узнал и настоящее, по создании жены, признав ее взятою от тела; и пророчествовал о будущем, а именно, что сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене: и будета два в плоть едину ( Быт. 2:24 ). А это свойственно не исступленному и утратившему естественный порядок мыслей человеку, но имеющему здравый ум. Гл. 7. Если же должно сказать и о словах: аз Рех во изступлении моем: всяк человек лож ( Пс.115:2 ): то опять иную силу имеет здесь слово: исступление; оно означает не какого либо человека, находящегося вне ума и исступленного, – отнюдь нет, а напротив того чрезмерно удивляющегося, и размышляющего свыше обычного размышления о том, что бывает видимо и делаемо в обычной мере. Поскольку пророк пришел в удивление: то и говорит это от удивления. Бывали и пророки в исступлении, но не в исступлении рассудка. Ибо и Петр был в исступлении не в том смысле, что не сохранил последовательности рассуждения, но в том, что вместо ежедневного порядка, видел иное сравнительно с тем, что видят люди: он видел спускаемую плащаницу, по четырем краем привязанную, и в ней вся четвероногая и гади и птицы небесныя. Смотри же: святой Петр сохранил последовательность мыслей и не был в исступлении ума; ибо когда услышал: востав, заколи и яждь, то не послушался, как сделал бы не здравый умом, но сказал Господу: никако же Господи ( Деян. 10:10–14 . ): ибо николи же скверно и нечисто вниде во уста моя ( Деян.11:8 ). И святой Давид сказал: всяк человек лож: говоря же: аз рех, сказал отдельно о себе, и о людях, что, как сказано, они лгут. Следовательно сам не лгал, но, изумляясь и удивляясь Божию человеколюбию, чрезмерно удивлялся и тому, что было ему возвещено от Господа, и видя, что всякий человек нуждается к милости Божией, одному Господу приписал истинность, о всяком же человеке узнал, что подлежит прощению, чем и показал, что истинный Святой Дух глаголал в пророках и открывал им глубины точного боговедения.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Ибо преждевременно ели 199 пасху, как сказует Евангелие, и мы много раз говорили. Итак ели пасху за два дня до того времени, когда должно было есть, то есть, в третий день недели вечером; а должно было есть в пятый день вечером, ибо этот пятый день был четырнадцатым. 200 А взят был Спаситель в третий день поздно; это был шестнадцатый день перед апрельскими календами, день луны ночью одиннадцатый. Наступавший четвертый день недели был пятнадцатый перед апрельскими календами; день луны ночью двенадцатый. Пятый день – четырнадцатый перед апрельскими календами; день луны днем тринадцатый, а ночью четырнадцатый 201 . Канун субботы – тринадцатый день перед апрельскими календами; день луны днем 202 четырнадцатый. Суббота–двенадцатый день перед апрельскими календами; день луны днем 203 пятнадцатый. В наступивший день Господень, день луны ночью 204 пятнадцатый; вот когда озарились светом ад, земля, небо, ночь и день: в пятнадцатый день луны, и согласно с течением солнца, потому что воскресение и равноденствие – в одиннадцатый день перед апрельскими календами, 205 в следствие чего иудеи, впали в заблуждение, и переступили, как сказал я прежде, один день. При исчислении до тонкости оказывается несколько часов, из которых в продолжение трех лет у иудеев составляется разницы один день: ибо, сверх трех сот пятидесяти четырех дней, они на каждый год по лунному течению прилагают еще четыре часа, из которых в три года составляется один день. Посему 206 у них в четырнадцать лет составляется пять добавочных месяцев, при чем до трех сот шестидесяти пяти дней и трех часов 207 солнечного обращения не достает одного часа, ибо и с прибавленными часами составляется триста шестьдесят пять дней без одного часа. Посему иудеи, после шестикратного повторения четырнадцати лет, в восемьдесят четвертый год вставляют один добавочный месяц; так что в восемьдесят пять лет таких месяцев у них тридцать один, между тем как по точному счету должно быть тридцать один месяц, и двадцать четыре дня с тремя часами.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Еще берет он следующее изречение: свет во тме светится и тьма его не объят ( Ин.1:5 ); потому что, говорит, тьма прогоняла свет, когда злые Архонты стали преследовать и воевать с божеством. Если же подвергшийся нападению свет прогоняется тьмою, значит тьма могущественнее света; поскольку свет бежит от лица тьмы и не может устоять, чтобы быть видимым, по причине большего могущества тьмы. Но на самом деле бывает не так. Ибо не свет бежит от тьмы, но свет во тьме светится и тьма его не объят ( Ин.1:5 ). Если же тьма не объяла света, то это много отличается от мысли Манеса, который говорит, что не только объяла, но и похитила у него всеоружие. Почему же то, что по его словам, похитило всеоружие, никаким образом не объяло света? И каким образом свет прогоняемый может самопроизвольно светить во тьме? Когда умы людей помрачились от нечистоты греховной, Бог прежде всего послал закон, просвещая их как бы светящий светильник, как говорит Петр в послании: внимающе пророческому слову, яко же светилу сияющу в темном месте, Дóндеже денница возсияет, и день озарит в сердцах ваших ( 2Петр. 1:19 ). Отсюда свет во тьме светится, – закон данный рукою ходатая ( Гал.3:19 ) через верного служителя Божия Моисея. И во первых, с самых давних времен существовал свет, светивший на подобие искры в законе естественном; созерцая этот свет Энох благоугодил Господу; руководимый им Авель благоугодил Господу; при помощи его познавши путь. Ной обрел благодать перед Богом; через него верова Авраам Богови, и вменися ему в правду ( Рим.4:3 ). Потом свет, расходясь от незначительной искры, увеличился до блеска светила сияющаго в темном месте, то есть свет во тьме светится – заповедь Божия и мысль, сообразная с благостью, светящие в сердце верующих среди нечистой мысли о злых и худых делах, существующих в людях, идолопоклонстве, богохульстве, убийствах, прелюбодеянии и тому подобном. После сего явилось великое светило, свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир. В мире бе и мир тем бысть и мир его не позна. Во своя прииде и свои его не прияша. Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти. ( Ин.1:9–12 ). Видишь ли, в какой тьме светится свет и как тьма не объяла его? Именно: добро всегда посылается Богом уму людей и светя в мире не побеждается грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

По истине ослабел и вместе с нечестивыми вознечествовал Манес в изъяснении божественных и небесных речений. Спаситель не много прежде говорил: видех сатану яко молнию с небесе спадша ( Лк. 10, 18 ); и здесь опять: князь мира сего повержен будет в преисподнюю. Если о сатане была речь, как уже о падшем, то какая была нужда опять низвергать его долу? Но ты конечно скажешь – в бездну. Откуда же имел вознесен быть Господь? Если имел вознестись от бездны; то подобное место, сопоставляемое с подобным, дает равнозначительный смысл выражению. Когда же Он был вознесен на земле? Он говорил о вознесении на крест и о вознесении на небо, дабы всех привлечь к себе. И почему находясь на небе, не привлек к Себе, но пришел на землю? Ему надлежало прийти и принять на себя вид человеческий, дабы образовавши себе этот святой сосуд, принятый Им от Марии т. е. святое тело, Бог Слово, пришедший свыше из недр Отчих, вознесшись со своим телом, подобных привлек к себе. Кто же князь мира сего? Когда говорит: мир весь во зле лежит, то не разумеет  ни небо, ни землю, ни солнце, ни луну, ни растения, ни море, ни горы, ни воздух, ни облака, ни ветер, ни звезды, ни птиц и ничего из сотворенного; да не будет! На мир человеческий есть чрезмерная гордость ума, наглость надмения, высокомерие людского превознесения. Этот князь мира сего ниспал долу вследствие гордости. Ибо, говорит, вы славу друг от друга приемлете ( Ин.5:14 ), Аз же не ищу славы, Моея ( Ин.8:50 ). Как же не пала гордость? Как не сокрушен князь мира, когда Ирод держит под стражей и судит Судию живых и мертвых и Господа, когда Пилат председательствует, раб ударяет по ланите, Иуда предает, Каиафа судит, Иудеи подвергают оплеванию, воины бьют но главе Того, Кто мановением может разрушить небо и землю? Эта гордость и наглость и слава людей мира,– вот тот князь мира, ниспадший долу. Все в преизбытке обладающие почестями в сем мире получают начальство посредством угодничества, дерзости, тщеславия и надменности, из которых ничего не находится в Спасителе; ибо льна курящася не угасит и трости сокрушены не преломит ( Ис.42:3 ; Мф.12:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Когда этот человек был в таких мыслях, и услышал, как пророки и закон возвещали о сотворении мира и об Едином и о Единовластителе, всегда существовавшем и не перестающем существовать т. е. об Отце и Его Сыне и Св. Духе, тогда увлекаемый каким то чрезвычайным удовольствием, и в тоже время издеваясь по грубости своего ума, и движимый сильным стремлением предпринял путешествие в Иерусалим – это было около времен Апостольских – чтобы там рассуждать с проповедующими о единоначалии и творениях Божиих. Пришедши туда, несчастный начал спорить с тамошними старейшинами, живущими сообразно с законом Божиим, данным Моисею, и с пророческим учением каждого пророка: «как вы говорите, будто Бог один, который сотворил ночь и день, плоть и душу, сухое и влажное, небо и землю, тьму и свет»? А они ясно доказывали ему: ибо истина не сокрыта. Однако же противоречащий не устыдился. Не могши иметь никакого успеха, он тем не менее водился бесстыдством упорства. Когда же не мог ничего сделать, но скорее потерпел поражение, то при помощи волшебных книг, которые у него были (ибо он был и чародей, знакомый с мудростью Индийцев и Египтян и с баснословием язычников и промышлял страшным и гибельным искусством волхвования), задумал представить какой-то фокус, взошел на крышу дома, и сколько ни старался, ничего однако не мог сделать, но, упавши с дома, окончил жизнь. А жил он там довольно лет. Он имел при себе одного только ученика, вышеупомянутого Тервинфа, которому и передал все свое, как самому верному и преданному товарищу. Тервинф, по смерти Скифиана, хоронит его самым почетным образом и похоронивши решается не возвращаться к той женщине, которая, отказавшись от блуда или от рабства, уже сочеталась с Скифианом, но взявши все свое имущество, золото и серебро и прочее, убегает в страну Персов, переменив свое имя, чтобы не быть схваченным, и вместо Тервинфа, как выше у меня сказано, принимает имя Будды. Вместе с тем он не оставил доставшегося ему по преемству дурного наследства, именно четырех книг Скифиана и занятия магиею и колдовством. Ибо и он был весьма старательно обучен известным наукам. Но когда стал разглагольствовать в стране Персов, поселившись у одной старухи вдовы, и вступил в спор о двух началах с служителями при храме Мифры и жрецами идола, с каким-то пророком Парком и Лавдаком, и не мог оспорить даже главных представителей идолослужения, но пораженный от них обличением и потерпев стыд, задумал подобное вышеупомянутому Скифиану, взошел на крышу дома, решившись колдовством сделать то, чтоб ему никто не противоречил, но пораженный Ангелом упал вниз и так умер за то, что хотел покуситься на чародейство. Старуха, похоронивши его, сделалась обладательницею его денег, и не имея детей и никого из особенно близких, долгое время пребывала в таком положении. Наконец купивши Кубрика, – он же и Манес, – приняла его к себе в услужение и при смерти оставила ему плоды недоброго наследства, как бы яд аспидов, ко вреду и погибели многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Но оставив это место в его учении, продолжу речь о других предметах его пустословия. Он говорит еще, что Архонты после того будут в своих пределах, и Отец опять получит свои пределы. Кто же способен с той и другой стороны измерить границу каждого владения? и каким образом покорится тот, кто от начала не покоряется истине и добру? Если же благой Бог силой заставит беззаконника довольствоваться своими пределами и не наступать на владение благого Бога, то почему Он от начала не мог сделать этого, прежде нежели со всем отняты были у Него пределы? И как будут существовать они оба вместе, каждый имея по пределу? Если одни пределы принадлежат Ему вполне, а другие не Его, то Вседержитель не может уже назваться Вседержителем и Богом всяческих, и злой уже не будет подвластен Благому, но каждый из них имеет свое владычество. Над чем же владыкой будет лукавый, когда мир уже не будет существовать и когда не будет животных и людей ему подвластных? И как злой не погиб, когда он есть материя и тление? Ибо если зло издревле было тлением и растлевает другое, а само себя не растлевает, значит, растлевая другое, оно остается неистленным, пребывает вечно и не уничтожается. И так как оно пребывает в постоянном бытии, повреждает другое, а не себя, то и не оставит ничего неповрежденным, но, будучи вредом для других предметов, повреждает их. Между тем его природа остается неизменной и не спустит ничему существующему, но одно оно пребывает, а поврежденное им уничтожается. А если оно есть зло для самого себя и для самого себя тление; то его бытие не устоит. Не только о будущем сказал бы я так, но зло давно бы перестало существовать, погубив само себя и уничтожившись. Таковы то все вымыслы безумного суесловия, которые уразумев, вы, разумные сыны Святой церкви Божией и веры Господней, рассудите о обманщике и посмейтесь над его болтовней. Он прибегает к злобно вымышленным у него предлогам и к подобиям от божественных Писаний; но они не имеют такого смысла, а только им худо поняты. И так изложим в точности эти места, которые он, выкрадывая из божественных Писаний, как сказал я, толкует в своем смысле, хотя неоднократно рассматривая их, мы уже весьма сильно изобличили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

В числе других изречений из Апостолов и Евангелий, которые они извращают по собственному разумению, влагая в них неправильный смысл, выставляют на вид и следующие слова Апостола, сказанные им в послании к Коринфянам в главе о воскресении мертвых: та же кончина, егда предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальство и всяку власть и силу. Подобает бо Ему царствовати, Дóндеже положит вся враги под ногама своима. Последний же враг испразднится смерть. Вся покори под нозе Его: внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве яко разве покоршаго Ему вся. Егда же покорит Ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех. ( 1Кор.15:24–29 ). Итак, хватаются за это изречение и по обычной своей вражде к Единородному, подкапываясь под Его неизреченную и славную Божественность, увлеченные, как я часто говорил, безумием, говорят: видишь ли, что говорит Писание: та же кончина, егда предать царство Богу и Отцу, егда испразднит власть и силу, подобает бо Ему царствовати, Дóндеже положит вся враги под ногама своима. Выражения: подобает, Дóндеже и егда предаст царство, означают определенное продолжение времени. Далее хульно говорят, что эти слова: дондеже предаст царство Богу и Отцу, означают прекращение и уничтожение власти царствующего. Но прежде всего, не знают они истинного смысла сих слов, именно, что по причине приобщения Единородного плоти и крови, возвещается и говорится о Нем человекообразно и применительно к славному пришествию Его во плоти, но это не относится к вечно совершенному и славному божеству Его, которое не имеет никакой нужды в приращении славы, так как оно само по себе славно и самосовершенно. Так о двух состояниях славы свидетельствует Христос: о новой говорит Он: прослави мя Отче славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть ( Ин.17:5 ). А Отец, возвещая славу обоих состояний, о первой славе духовной говорит: прославих, дабы показать ее беспредельность, а о последующей, вследствие пришествия во плоти говорит: и паки прославлю ( Ин.12:28 ). Отсюда ясно виден и смысл слов Апостола, предложившего о Сыне Божием двойственную истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Гл. 7. «Это сказали мы в виде предисловия к величайшему труду, который конечно выше наших сил и способностей, но предпринять который мы понуждаемся сильною твоею любознательностью и к которому решаемся приступить, вследствие твоей благосклонности и снисходительности, священный Амвросий. Итак, как ты всячески услаждал меня дружбою и по внушению Божию привел меня к этому труду, хотя я и долго уклонялся, зная опасность – не только говорить о предметах святых, но даже гораздо более – именно писать и оставить потомству: то будь мне свидетелем перед Богом, когда Он потребует от меня ответа за целую жизнь и писания, с каким расположением это сделано. Иногда нам удается, а иногда более мы усиливаемся, нежели успеваем сказать что-либо. Мы пускались в исследование написанного, не забывая того прекрасного изречения: «когда говоришь о Боге, то Богом будешь судим », – равно и другого изречения: «не малая опасность говорить о Боге даже истину». Итак поскольку без Бога не может быть ничего доброго и наипаче в разумении Богодухновенных писаний, то мы требуем, чтобы ты, приступив к Богу и Отцу всяческих через Спасителя нашего и Архиерея, соделавшегося Богом, просил Его да дарует нам прежде всего хорошо искать, поскольку ищущим дано обетование, что они обретут; тогда как те, которые идут не тем путем, может быть и в самом начале не считаются у Бога между ищущими». Доселе из Оригена . Гл. 8. Против велеречивого мнимого мудреца, исследователя о предметах неисследимых, изыскателя вещей небесных, наполнившего весь свет пустословием, как сказал о нем один из лучших между нами, – начну прежде всего говорить о том, кто «соделался Богом». Всякому известно, что в житейском быту встречается много слов и имен тождезначущих; и если другой кто скажет такую речь, то можно сказать, что она употреблена в прямом смысле. Когда же во многих местах мы открыли, что такой человек злонамеренно отчуждает Единородного Бога от Божества и существа Отчего, и вместе с тем с тою же целью назвал Духа Святого соделавшимся Богом: то очевидно, что он признает Его сотворенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Есть три версии конфликта. В версии, излагаемой оппонентами Оригена, к уходу из родного города Ориген понуждается не собором епископов, но собором мучеников (церковное право II-III веков предоставляло выжившим мученикам решать, можно ли вернуть в церковное общение человека, недостойно поведшего себя во время испытаний). У Епифания Кипрского эта история выглядит так: “Говорят, он много пострадал за святое учение веры и за имя Христово; в городе много раз его оскорбляли, поносили и подвергали жестоким истязаниям. Однажды, как говорят, эллины обстригли его, посадили при входе в так называемый Серапиум, т.е. в капище их идола и велели ему раздавать пальмовые ветви приходившим для нечестивого служения и поклонения идолу. Взяв ветви, Ориген, без всякой робости и колебания, воскликнул громким голосом и дерзновенно: “Идите, приимите не идольскую ветвь, а ветвь Христову”… Но награда за подвиг не осталась с ним до конца; то, что он превосходил других своей образованностью и ученостью, особенно раздражало в то время правительственную власть… Делатели зла придумали нанести срам сему мужу и определили ему такое наказание — отдали его эфиопу на осквернение его тела. Не в силах будучи стерпеть такого измышленного диаволом действия, Ориген закричал, что из двух предложенных ему дел он скорее готов принести жертву. Хотя он и недобровольно совершил это, но так как сам он вполне признался, что это сделал, именно что язычники, положив ему на руку ладан, сбросили его с руки на очаг жертвенника, то, по суду исповедников и мучеников, он лишен был тогда славы мученичества и извержен из Церкви. Подвергшись сему в Александрии и не имея сил выносить насмешки ругателей, он удалился отсюда и избрал своим местопребыванием Палестину. Когда он прибыл в Иерусалим, священноначальствующие убеждали его, как известного и ученого толкователя, проповедовать в Церкви, ибо говорят, что прежде принесения жертвы он удостоен был и пресвитерства. Он встал и произнес только одно изречение псалма сорок девятого: “грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои”, затем, согнув книгу, отдал ее и сел с плачем и слезами; вместе с ним плакали и все” (Панарий. 64,1–2).

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010