В своем втором письме к епископу Афанасию от 6 (19) ноября 1933 года митрополит Кирилл, между прочим, упоминает и о своем намерении посетить в Москве митрополита Сергия с целью узнать, направил ли он их переписку на суд местоблюстителя патриаршего престола (просьба об этом содержалась в письме митрополита Кирилла от 30 января 1930 г.): " 15/ХI мне выдали паспорт на год, и я собираюсь уезжать отсюда, чтобы не тревожить своим присутствием здешних отцов. Много прикидывал мыслию, где остановиться, и наконец решил поселиться 180 км. на запад от Москвы, если, конечно, не встретится препятствий со стороны начальства. Проездом через Москву хочу навестить Кешиного отца 590 и узнать, намерен ли он справиться с мнением своего доверителя 591 о тех недоразумениях, на почве коих мы с ним заспорили. Если бы он согласился признать свою деятельность нужною только для своих добровольных сотрудников и отказался бы от всяких прещений, оставляя всех, замедляющих с одобрением его поведения, их собственному усмотрению, то заваренную им кашу не трудно было бы расхлебать. Местный его панегирист 592 прислал мне третье писание, помеченное Димитриевым днем. Писание это сопровождалось присылкою полученного им указа от 31 окт[ября] с/г. о деянии, совершенном в марте г., по поводу уверений, что Казань не даст увлечь себя в раскол, хотя бы и «Кирилловский». Писать начинает «с письма святою темой»: 2Кор. 2:4 593 . Передавать полностью его содержание было бы долго, но размышления моего корреспондента о патриаршестве процитирую: «могу Вам напомнить, что в Иерусалиме долгое время не было патриаршества (когда Иерусалим именовался Элией Каппадокией (?) 594 , но это не повредило чистоте Православия Матери Церквей, тогда как Константинопольское патриаршество, если нельзя сказать, что оно было причиной разрыва с Западом, то во всяком случае, если бы его не было, то, пожалуй, разумно предположить, что не было бы и раскола с Западом. Также и в Русской Церкви, если бы не было патриаршества, пожалуй, не было б раскола при Никоне патриархе и не явился бы раскол в связи с патриаршеством Св. Тихона. Поэтому-то и «внешние» в своей печати постоянно ратовали за восстановление у нас патриаршества».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мих[аил] Горев. 28/ХI–27 г. Сытинский туп[ик] д. 3, кв. 5. Тел[ефон] 5-44-30.   36   25 августа 1940 г.—Из «Регистрационного бланка» члена ВКП(б) М. В. Горева   ЦК ВКП(б)/Организационно-инструкторский отдел. Регистрационный бланк члена ВКП(б). Партбилет 3636357. Основание выдачи партбилета: [Вз]амен испорченного 2359839… «26» августа 1940 г. Первичная парторганизация; райком, горком, область, край, республика: 95-я средняя школа/Октябрьский РК г. Харьков/Харьковская обл[асть] УССР. Горев-Галкин Михаил Владимирович… Член ВКП(б) с января 1919 г. Принят Центральным РК г. Москвы. Перерыв с 7/II – 1935 г. по 22/VIII – 1938 г… 11. Образование — в каких учебных заведениях учился, где, когда, окончил ли: Окончил Петербургскую Введенскую классическую гимназию в 1903 г. Окончил Военно-медицин[скую] Академию в г. Петербурге в 1909 г. Окончил Петербургский университет в 1913 12. Основная профессия и специальность а) по образованию: преподаватель соц[иально]-эконом[ических] дисцип[лин]/стаж 11 б) по опыту работы: Антирелигиозник/стаж 22 13. Род занятий с начала трудовой деятельности:   С какого времени (месяц, год) По какое время (месяц, год) Название предприятия, учреждения (название местности); род занятий или должность VIII-1903 VIII-1906 Военно-медицин[ская] академ[ия] (г. Петербург)/студент IX-1906 XII-1906 Ссылка (г. Уфа)/под надзором полиции I-1907 VIII-1909 Военно-медицинская академия (г. Петербург)/студент IX-1909 VII-1913 Университет (г. Петербург)/студент VIII-1913 IX-1914 Колтовская церковь (г. Петербург)/священник IX-1914 XII-1914 Череповецкий монастырь (г. Череповец)/ I-1915 XII-1917 Колтовская церковь (г. Петербург)/священник XII-1917 V-1918 Совнарком (гг. Петербург – Москва)/консультант по вопросам, связанны[м] с религиозными организац[иями] VI-1918 I-1921 Наркомюст (г. Москва)/эксп[е]рт; зам[еститель] зав[едующего] 8-го I-1921 XII-1922 Комиссия по изъятию церковных ценностей при ЦК РКП(б) (г. Москва)/член Комиссии XII-1922 VI-1926 С[оюза] в[оинствующих] ССС[Р]; редакция газеты [«]Безбожник[»] (г. Москва)/редактор газеты; зам[еститель] председателя

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

С. 143, 145, 146, 158, 161–163, 191, 192.] Родился в Санкт-Петербургской губернии в семье священника. В 1876 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. С 06/III-1877 г. в сане священника, назначен в церковь с. Хотово Новоладожского уезда. Духовник Гладиевского благочиннического округа. С 1881 г. служил в церкви с. Городище Новоладожского уезда, с 1885 г. в Алексеевском храме при Доме милосердия на Петрроградской стороне в Петербурге. С 12/V-1895 г. служил во Введенской церкви на Петроградской стороне, в 1904 г. возведён в сан протоиерея, с 02/VIII-1911 г. – настоятель храма. Духовник своего благочиния. В июне 1922 г. уклонился в обновленчество. 26/VI-1922 г. хиротонисан во епископа Петроградского и Ладожского. Назначен на Петрофадскую кафедру без монашества и рясофора. В апреле 1923 г. сложил с себя звание правящего архиерея, оставаясь викарным с наименованием Ладожский. С 19/VI-1923 г. – архиеп. Ставропольский, с 18/II-1927 г. – архиеп. Ладожский, 2-й викарий Лениградской епархии. С 14/II-1925–19/ХI-1926 гг. и 26/III-1931–09/II-1932 гг. вновь настоятель Введенской церкви. Умер осенью 1932 г. в г. Ленинграде. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 22, 72, 76, 92, 98.] НИКОЛАЙ (Соколов) Архиепископ Олонецкий Родился 24/III-1868 года. Окончил Вологодскую духовную семинарию и в 1903 г. Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Из вдовых протоиереев. В 1923 году уклонился в обновленческий раскол. 25/III-1928 г. хиротонисан во еп. Мелекесского, вик. Самарской епархии. С мая 1929 года – правящий Льговской епархией. С 21/V-1931 г. – правящий Елецкий, возведён в сан архиепископа. Скончался 5/XII-1932 года. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. 5–6. С. 12. ФАОС дело 148. Кат-АМ 245. Кат-ЯВ С. 98. [Кат-ГУБ. С. 984.] В 1903 г. среди окончивших Московскую духовную академию Соколовых не было. НИКОЛАЙ (Соловей [Соловейчик]) Архиепископ Южно-Американский Образование он получил светское среднее и юридическое. По национальности еврей-выкрест.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

  Куда, кому: Буинский КИК, Тетюшский горсовет, НКВД, НКФ (Госфонд). Слушали: 5. Представление Буинского КИК о закрытии Крестовоздвиженской церкви в Тетюшах. Постановили: Учитывая ходатайство ряда организаций и граждан Тетюш о передаче Крестовоздвиженской церкви под культ[урно]-просвет[ительное] учреждение и принимая во внимание: 1) что в Тетюшах имеется 3 церкви, из коих одна (кладбищенская) вместимостью до 300 чел. находится в пользовании группы верующих-староцерковников, и две другие (соборная и Крестовоздвиженская), вместимостью по 800 чел. каждая в пользовании группы обновленцев; 2) что по количеству верующих в настоящее время для староцерковников вполне достаточна кладбищенская церковь, а для обновленцев – соборная; 3) что в Тетюшах имеется острая нужда в помещениях для культурного обслуживания населения – Президиум ЦИК постановляет: 1. Договор, заключенный с религиозной общиной Крестовоздвиженской церкви, расторгнуть и церковь закрыть с передачей ее Тетюшскому горсовету для использования под культурно-просвет[ительное] учреждение. 2. Наблюдение за выполнением настоящего постановления возложить на Тетюшский горсовет с соблюдением ст. 44 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV-29 г. (СУ 18 ст.166). Секретарь ЦИК ТССР. 24/5. 13 декабря 1929 г. г. Казань, Кремль.     Архив Управления ФСБ России по Республике Татарстан (далее – Архив УФСБ России по РТ), архивно-следственное дело 2-17615а, л. 7–7 об. Машинописная заверенная копия, на документе помета: «Вх. 2055, 29/ХI-22 г.». Речь идет об осуждении судом низшей инстанции (куда дела были переданы из Ревтрибунала по политическим соображениям) верующих, обвиненных в сопротивлении изъятию церковных ценностей в 1922 г. на сроки от 1 до 3 лет лишения свободы. Священник Михаил Александров († 1922 г.). Архив УФСБ России по РТ, архивно-следственное дело 2-17615а, л. 4–4 об. Машинописный подлинник, подписи – автографы, даты вписаны от руки Королевым. На документе помета: «Вх. 972/с, 23/IV -23 г.; резолюции: «т. Микешину(?) Просмотреть доложить сущность движения и работы уполн[омоченных], ИС 24/IV» «Т. Сажин. Если есть на Меньшикова политич[еские] материалы принять меры к удалению из пределов ТССР 24, подпись»; «Мишагин, дайте мне весь материал на Меньшикова, 25/IV, Сажин»).

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10. Вестник Св. Союза Общин Древле-Апостольской Церкви. 1923. Март. 1.С. 16. ФАОС дело 61. Кат-АМ 103. Кат-ЯВ 86. С. 43. Кат-ЕС 2. С. 10, п/п 56. [Кат-ГУБ. С. 968.] ГАВРИИЛ (Ольховик) Епископ Старо-Оскольский, Воронежской митрополии Родился 12/VII-1887 года. Окончил начальную школу. Женат. С 1903 г. был певчим церковного хора. С 1911 г. был псаломщиком. С 1915 г. – диакон. С 1918 г. – священник. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. В сентябре 1931 года хиротонисан во еп. Новоторжского, Тверской епархии. В сентябре того же года уволен за штат и командирован в распоряжение Западного ОМЦУ для получения должности настоятеля в г. Ржеве. С декабря 1931г. – настоятель собора г. Покрова Московской митрополии. С ноября 1932 года – управляющий Борисо-Глебской епархией. С марта 1933 г. – управляющий Старо-Оскольской епархией Воронежской митрополии. 14/II-1934 г. уволен за штат, с правом быть настоятелем. 5/VIII-1935 г. утверждён настоятелем Александро-Невского собора в г. Актюбинске. 5/ХI-1937г. назначен настоятелем собора г. Петропавловска Казахстанской митрополии. С 28/VII-1938 г. освобождён от занимаемой должности и уволен за штат. Принёс покаяние и принят в общение с Православной Церковью. Увольнялся от всех должностей ввиду явной неспособности и малограмотности. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 63. Кат-Ам 101. Кат-ЯВ 42–43. Допол. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 968.] В 1940-е годы принёс покаяние и был принят в лоно Русской Православной Церкви в сане священника. Скончался в 1955 г. ГЕННАДИЙ или ГАВРИИЛ (Марченков [Геннадий Яковлевич]) Епископ Халтуринский, Вятской епархии 12/XI-1920 г. пострижен в монашество. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 12/IХ- или 2/Х-1927 г. хиротонисан во еп. Касимовского, вик. Рязанской епархии. В 1931 г. назначен еп. Халтуринским, Вятской епархии, но перешёл в другую ориетацию (в ВЦС) и с 13/V-1931 г. запрещён в священнослужении и исключён из состава обновленческого епископата.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

20/ХI Любящий тебя твой дядя.   Письмо 34 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, съ домашними твоими, здравствуйте о Κυριοθе . 21/ХI получил твое письмо отъ 16-го. Δξα τφω Ψεφω ! Как быстро на сей раз доехала! Напиши ™ и бабушке ея от меня – Божие благословение и мою глубокую благодарность за труды по шитью пальто, мед и предложения яже о доме – спасиБо им за их любовь! Перехожу по состоянию своего здоровья на собственное, кроме хлеба, иждивение , съ 1-й посылкой требуется: сухариков (домашнего приготовления), вермишели (побольше), пшена, луку, томата, постного масла и сливочного, сахара (пиленого), [риса,] перца стручкового, селедок (мал бочонок) и икры, сушеной рыбы (если есть готовая), фруктового чая, 4 ученических тетради Что изрек красный + ? Вчера (26-го) получил твое письмо отъ 17 и умиляюсь и премного благодарю за ваши заботы о моем здоровьи. О посылке со здоровьем еще не слыхать , а уже съ неделю назад=O Κριοθ послал мне выздоровление и только за ваши молитвы, въ которых и впредь прошу не оставить. Ожидаем разгрузочной комиссии. Итак, будьте въ мире, благодаряще του Ψεοφυ о всем! Простите. 27/ХI Любящий тебя твой дядя.   Письмо 35 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, съ домашними твоими, здравствуйте! Получил 6/ХII твое письмецо от 30/ХI и γκωμιζω του Ψεοφυ и вас благодарю за φλυξ , которая въ каждой строке твоего письма! Итак, поздравляю вас, торжествовавших вкупе съ Пергом , а себе пою ρμθ 5 песни 8 гласа, заканчивая: «пути моя направи – молюся» . Предъ Пергом же извиняюсь, что по забывчивости при писании иногда не именую его, но въ сердце моем грешном всегда съ ним. Кланяюсь и благодарю за хлопоты д Митр и К-на (как его имя?). Родная моя, подбери-ка мне очки – на N посильнее, а рецепт лежал въ берестяной длинной коробке. В худ : «боли боли болезненнее, да избежиши болезней болезненных» (в ч х). ™ : «да будет воля Твоя» (Мф 6:10; 26:42; Лк 11:2; 22:42). Слава Богу. Простите. Спаси вас Господи. 8/ХII Любящий тебя твой дядя   Письмо 36 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, съ домашними твоими, здравствуйте!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

С этого момента начинается последний этап жизни Ал. Андр., недолгий и тяжелый для него (половину своего времени он вынужден был проводить в лечебницах, прикованный к постели своим недугом – туберкулезом кости), но по-старому – блестящий в артистическом отношении. Уже в сентябре месяце (29/VIII и 1/IX) Ал. Андр. дает с мужским хором два концерта в Братиславе (граница Австрии и Чехии), которые проходят с большим художественным успехом. После последнего концерта, на котором Ал. Андр. еле мог стоять (болезнь ноги прогрессировала), ему спешно пришлось возвращаться в Прагу и ложиться в клинику для серьёзного и длительного лечения. Ал. Андр. был помещен в одной из лучших пражских клиник, где пролежал целый месяц. Единственный раз, когда ему было разрешено встать – это визит с хором к президенту Республики. Здесь произошла встреча Ал. Андр. с его давнишним почитателем, просвещенным меценатом г. Ч. Краном, очень много сделавшим для пропаганды русской хоровой (по преимуществу церковной) музыки в Америке. 14/ХI Ал. Андр. выписался из клиники и начинает деятельно готовиться к своему первому большому концерту в Праге. Все лучшее, что имела русская Прага в голосовом отношении, приходит к Ал. Андр.; хор насчитывает уже свыше 100 человек, активно работающих певцов и певиц. С первой же репетиции установилась совершенно-особенная атмосфера поразительной дисциплины и готовности, со стороны хора, сделать все, что захочет дирижер. Дирижер же, прежде всего и после всего, требовал стройности. Стройность хора – первое условие выразительности пения – Ал. Андр. удавалось создавать поразительную 6 ). 13/ХI, через месяц после первой репетиции, в Пражском Сметановом зале состоялся концерт, прошедший не только с аншлагом, но и с исключительным художественным успехом. Чешская и немецкая пресса дали ряд статей, посвященных русской хоровой музыке и блестящему мастерству Ал. Андр. Особенно содержательными и ценными были статьи Д-ра Л. Кубы, еще в восьмидесятых годах прошлого столетия, писавшего об Ал. Андр., и о том культурном значении, которая имеет его работа для славянства вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

согласившимся с заключением комиссии!) к увольнению на покой вместо простой перемены места службы, а Синодом по инициативе известного митр[ополита] к заточению (по замыслу его творцов, несомненно пожизненному) в политической духовной тюрьме Флорищевой пустыни (вследствие чего зампред ВЦУ прот[оиерей] Красницкий и “пришел к окончательному убеждению в исключительно политическом характере дела)” – только тогда, следовательно после уже решения 24/Х – 7/ХI г., я по требованию народа не подчиняться столь явно пристрастному и неправосудному, без рассмотрения даже вопроса по существу, изменению постановленного “со всего безпристрастною строгостью” приговора Комиссии, отказался лечь в предусмотрительно приготовленною “братскою любовью” преждевременную могилу и, по настоянию верующего трудящегося пролетариата, оставался с ним, поддержавшим меня в трудную минуту жизни. За это “ослушание Высшему священноначалию” (а по современной терминологии, “беспощадно осужденной тихоновщине”) и только за него… я был последовательно подвергнут запрещению священнослужения (в марте 1918 г.), “лишению сана за церковную смуту, мятеж и церковный большевизм” (как откровенно сказано в решении совещания епископов - «тихоновцев» от 6/IV г. со ссылкою на общее “определение собора о борьбе с большевизмом в Церкви”), наконец – отлучению от Церкви, (10/V г.), которое было снято в апреле 1921 г. Таким образом, то канонически бесправное положение, которое вопреки здравому смыслу и всем революционным законам не прекращается и до настоящего времени, обрекая меня или на совершенную нищету, или на нежелательную для меня работу вне контакта с ВЦУ, иными словами – на “вынужденную” сословною злобою и нетерпимостью автокефалию, находится в причинной связи отнюдь не с первым, гораздо раньше ликвидированным (последнее решение Синода – 7/ХI – г.) первым делом, а со вторым, действительно и уже неприкосновенно “исключительно политическим”, по которому решение (о “лишении сана”) состоялось, как указано выше, лишь 6/IV г., т.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 335, л. 199. Незаверенная машинописная копия (с незначительной рукописной правкой). Дата выписки и ее делопроизводственный номер вписаны от руки. Чернильный штамп (заполненный от руки), свидетельствующий о принадлежности документа к делопроизводству Оргбюро ЦК XI созыва. Опубл. (также в копии): Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота»… 5. С. 57 (по другому архивному источнику: РГВА, ф. 33988, оп. 2, д. 464, л. 328. Машинописный подлинник на типографском бланке ЦК РКП(б) с датой 30 мая 1922 г. (в правом верхнем углу), автографом В. М. Молотова и круглой печатью ЦК РКП(б)). См. также: РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 335, л. 4. Машинописный подлинник. Подпись Секретаря ЦК РКП (б) В.М. Молотова — автограф. С приложением круглой печати ЦК РКП(б). РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 10902, л. 13–13 об. Рукописный автограф П. А. Красикова. На типографском бланке «члена Коллегии НКЮ». Неразборчивый делопроизводственный номер. Неразборчивая рукописная надпись по левому чистому полю бумаги (л. 13). Датируется в соответствии с делопроизводственными пометами на документе. РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 10902, л. 14. Заверенная машинописная копия. Заверительная подпись— автограф. Рукописная резолюция: «Секретно, т[оварищу] Сырцову. В. М. Молотов. 3/ХI. 385». Штамп входящей корреспонденции Бюро Секретариата ЦК РКП(б), заполненный вручную: 15166/с от 3/ХI-22 г. Опубл.: Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) – ВКП(б) (Антирелигиозная комиссия). 1922—1929 гг./Сост. В. В. Лобанов. М., 2014. С. 32 (по другому архивному источнику: РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 443-а, л. 3-4. Машинописный подлинник). Петр Гермогенович Смидович (1874–1935 гг.), член РСДРП с 1898 г., с 31 декабря 1920 г. заместитель председателя ВЦИК, в 1921–1923 гг. заместитель председателя ЦК Помгол (Последгол) при ВЦИК, с 19 октября 1922 г. член Антирелигиозной комиссии ЦК. Вячеслав Рудольфович Менжинский (1874–1934 гг.), член РСДРП с 1902 г., начальник Секретно-оперативного управления ВЧК–ГПУ–ОГПУ (1 января 1921 г. – 30 июля 1926 г.), член Антирелигиозной комиссии ЦК с 19 октября 1922 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

2. О проекте по открытию Богословских курсов. 2.а) Признать издание правил об открытии богословских курсов в настоящее время ненужным и проект НКВД аннулировать 343 . 6) Сообщить тов. БОЛДЫРЕВУ в НКВД, что все религиозные вопросы, имеющие принципиальный характер, должны предварительно рассматриваться в комиссии при ЦК РКП. 3. О разрешении въезда в СССР из Финляндии Пастора Кипянти. 3. В разрешении отказать. 4. Въезд разрешить. 5. О разрешении въезда в СССР двум американ[ским] баптистам Оливеру и Эверти. 5. В разрешении отказать. «26» Ноября 1924 г. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 775. Л. 16–17. Машинописный подлинник. Подписи – автографы, рядом машинописью. На л. 16 в левом верхнем углу красными чернилами помета Е. А. Тучкова: «т. Ярославскому. Прошу проверить, подписать и вернуть обратно мне. Е. Тучков. 26/11». В правом верхнем углу теми же чернилами другая помета Е. А. Тучкова: «С[овершенно] Секр[етно], т. Фрейбергу. Проставьте на всех 3-х экз[емплярах] порядковый номер и верните этот экз[емпляр] мне к делу. 26/ХI. Е. Тучков». Примечания а Номер протокола вписан от руки. б Исправлено от руки из первоначально напечатанного выезда. в Вписано от руки вместо первоначально напечатанного II-м. г Со слов а также дописано от руки. д Далее зачеркнуто бы. е Исправлено вместо первоначально напечатанного те. ж Исправлено от руки из первоначально напечатанного менанитов. з Вписано рукой Е. А. Тучкова.. Протокол 60 а заседания президиума комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП от 28/ХI – г. Сов[ершенно] секретно. ПРОТОКОЛ 60 а ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА ПРИ ЦК РКП 28 НОЯБРЯ 1924 Года. ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. Ярославский. Красиков, Смидович, Менжинский, Скворцов, Тучков и приглашенный по вопросам о заграничных церквах и о католиках т. ЧИЧЕРИН. ПОРЯДОК ДНЯ: 1) О заграничных церквах. 2) О католиках. 3) О Палестинском обществе. 4) О повестке съезда корреспондентов газеты «Безбожник». 5) О руководстве работой ячеек ОДГБ б .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008