История обновленческой схизмы за период 1905–1943 гг. (в процессе работы). Список обновленческих архиереев (не полный) за период с 1922–1929 гг. Политика гитлеровских оккупантов по религиозным вопросам на временно захваченной территории СССР (рукопись от 1946 г.). ЛИТЕРАТУРА: Церковное обновление. 1935. 5–7. С. 58. ЖМП. 1944. 1. С. 7 и 9. С. 7; 1946. 5. С. 15; 1947. 8. С. 39 и 11. С. 6; 1949. 11. С. 4; 1950. 1. С. 9 и 4. С. 5; 1952. 5. С. 4; 1954. 3. С. 6. ФАОС дело 181. ФПС II. С. 18. ФАМ 1. Кат-АМ 309. Кат-ЯВ 247. С. 125. См. Мануил. 6.135–140. [Каз-ГУБ. С. 992.] [Левитин. С. 11.638–641, 649, 651.] Родился 03/ХI-1908 г. в Санкт-Петербурге. В 1915–4925 гг. обучался в 5-й Петроградской гимназии (37-й советской школе второй ступени). С сентября 1923 г. по январь 1924 г. – псаломщик в обновленческом Николо-Богоявленском соборе Петрограда. С 1925 г. – псаломщик, иподиакон Казанского кафедрального обновленческого собора в Лениграде. В 1930 г. окончил Ленинградский Богословский институт, одновременно прослушал курс лекций в историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета. В 1926 г. рукоположен в обновленческого диакона, а в 1930 г. – в обновленческого иерея. Служил в Ленишраде в Скорбященской обновленческой церкви. В 1933 г. пострижен в монашество с оставлением мирского имени. Принял монашеский постриг после развода с женой. Служил в Тихвинском обновленческом монастыре под Ленинградом. С 1933 г. – член и секретарь Тихвинского викариального обновленческого управления. В 1933 г. был арестован и приговорён к 3 годам заключения в лагере условно. В 1934 г. – настоятель Петропавловской единоверческой обновленческой церкви на Волховстрое. С 1935 г. – настоятель Петропавловской обновленческой церкви в Ленинграде. Арестован в 1935 г. и приговорён к 2 годам заключения в лагерь. Наказание отбывал в Дмитровлаге до 1937 г. Служил в Московской обновленческой церкви Пимена Великого . С 1938 г. – настоятель Воскресенского храма в Сокольниках, благочинный обновленческих церквей Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Мы часто полагаемся в жизни только на наши собственные силы, забываем всемогущую силу Божественной Любви, силу Божией благодати, которою все более и более озаряются умы и сердца наших подъяремных братий. Размышляя о судьбах нашего Отечества, мы помним, что сила Божия может и ныне сотворить и из отступника и из гонителя верного исповедника и служителя Своего. Начиная с примера Апостолов Петра и Павла, история изобилует доказательством действия в мире Божией Силы и Божией Премудрости. Наше упование посрамлено не будет. Аминь. 7.XI В пятницу 25/X – 7/ХI молились мы о тех, кто принял мученическую кончину от власти богоборческой, кто отказался поклониться тому идолу – имя которому Маркс, именем которого по нынешний день управляется Интернационалом порабощенная Россия. Молились о наших страдальцах и мучениках. Каждый год совершаем мы в этот день о них молитву, совершаем Божественную литургию. Да благословит Господь сегодня несколько слов посвятить трагедии Отечества нашего. Лучезарное Отечество Православное! С времен водворения коммунизма в России продолжают распинать тебя враги Христовы, распинают тебя те, кто задался целью создать «новый мир», «новое человечество» – человечество без Христа, человечество, как стадо, лишенное национального чувства. Кто они, эти «умники»? Вы, дорогие братья и сестры, наверно забыли о том, что когда на Руси укрепилась сатанинская власть Интернационала, в г. Перми был возведен памятник Иуде Искариотскому. В этом факте содержится, дается нам ответ на вопрос: кто они? Неисчислимое число мучеников, с тех дней, пошли за Христом... И поныне идут, идут с терпением и кротостью, неся каждый свой крест. Идут... идут, осиянные светом той любви к Истине и Правде, стремление к которым глубоко заложено в душе нашего верующего народа православного, в душе духовных чад и потомков св. князей Владимира Великого, Александра Невского, страстотерпцев Бориса и Глеба, св. Гермогена, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского , праведного батюшки Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Служил в г. Ростов-на-Дону. Первый раз был арестован в 1921 г. в Петрограде, был под арестом 19 дней. Второй арест также произошёл в Петрограде, был под арестом 1 месяц и 6 дней. Третий раз был арестован в 1924 г. в Краснодаре и переслан в тюрьму г. Ростова-на-Дону. Все три раза был освобождён без суда. Был рукоположен в епископа в брачном состоянии в 1926 (1927?) г. В 1926–1927 гг. – еп. Хабаровский. С 1928 г. – архиеп. Севастопольской обновленческой епархии. С 1929 г. – архиеп. Пензенский. С 1931 г. служил на приходе в Москве ( церковь Петра и Павла на Новобасманной улице). 21/ХII-1935 г. арестован по делу Высокопетровского монастыря, по обвинению в связях с католичеством. Особым Совещанием при НКВД СССР приговорён к 3 годам ИТЛ. В заключении в Соловецком лагере особого назначения, там же был арестован Особой Тройкой при УНКВД по Ленинградской области и приговорён 09/Х-1937 г. к высшей мере наказания. Расстрелян вместе с православным архиеп. Петром (Рудневым) 03/ХI-1937 г. в Карелии, районе г. Медвежьегорска. урочище Сандормох. Возможно, принёс покаяние. [ПСТБИ] НИКОЛАЙ (Рубцов) Архиепископ быв. Орловский В 1882 году окончил Тверскую духовную семинарию со званием студента. В том же 1882 году был назначен учителем Осташковского духовного училища. С 1886 года священствовал в г. Вышнем Волочке Тверской епархии. В 1893 году перешёл священником в военное ведомство. За участие в первой мировой войне в 1914–1918 гг. награждён военными медалями и орденами. . В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. В 1924 г. из вдовых священников хиротонисан во еп. Усть-Медведицкого, вик. Царицынской епархии. С сентября 1924 г. – временно управляющий Курской епархией. С ноября 1924 г. – еп. Лукояновский, вик. Нижегородской епархии. 5/I-1925 г. уволен за штат из Белгородской епархии за пьянство и позорное поведение, а Пленумом Священного Синода был запрещён в священнослужении. 8/V-1925 г. Священный Синод сделал новое предупреждение, что он будет навсегда запрещён в священнослужении, если не прекратит соблазн.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

С 9/IX-1930 г. уволен за штат. Увольнялся со всех кафедр за неправильную деятельность, за беспокойный характер, ввиду часто поступавших в Синод материалов, характеризующих его с отрицательной стороны. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 13, 21. ФАОС дело 195. Кат-АМ 317. Кат-ЯВ 254. С. 129–130. Кат-ЕС С. 19, п/п 112. [Кат-ГУБ. С. 992–993.] Арестован 07/III-1937 г. 30/ХI-1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 10/XII-1937 г. [ПСТБИ] СОФРОНИЙ (Арефьев [ Иоанн Алексеевич ]) Архиепископ Краснодарский Родился 19/III-1879 года. Окончил Московскую духовную академию в 1903 г. со званием кандидата богословия. С 1903–1912 гг. преподавал в Иркутской духовной семинарии. С 1912–1917 гг. – инспектор и ректор Иркутской духовноц семинарии. В 1912 г. возведён в сан иерея. В 1915 г. пострижен в монашество. 10/IV-1919 г. хиротонисан во еп. Семиреченского и Верненского с откомандированием в Якутск для управления Якутской епархией. С 1920 г. – еп. Якутский и Вилюйский. В первые месяцы 1922 г. поручено управление Петропавловским викариатством Омской епархии с оставлением за ним Якутской кафедры. Под «давлением» сибирских обновленцев уже с самого начала раскола уклонился по линии наименьшего сопротивления. Потеряв связь с центром Русской Православной Церкви, он вынужден был с еп. Гавриилом Воеводиным 28 октября и в последующие месяцы 1922 г. рукоположить во епископа женатых протоиереев Петра Блинова во еп. Томского и Сибирского, Александра Авдентова во еп. Ново-Николаевского, Иоанна Завадовского во еп. Барнаульского, Николая Чижова во еп. Иркутского. С 1923–1927 гг. епархией не управлял, по другим сведениям в 1924 г. управлял Архангельской епархией. В 1927 г. откомандирован для временного управления Великоустюжской епархией. В 1928 г. – еп. Великоустюжский. 24/IV-1929 г. возведёен в сан архиепископа. В 1932 г. –архиеп. Ирбитский. В 1932 г. – участник летней сессии Св. Синода. С 13/II-1933 г. – архиеп. Уфимский.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

[Лавринов. С. 150.] МАКАРИЙ (Знаменский) Епископ Васильсурский [Кат-ГУБ. С. 979.] МАКАРИЙ (Опоцкий [Николай Михайлович]) Епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии Окончил СПб духовную академию со званием кандидата богословия. Рукоположен в сан иерея и возведён в протоиерея. 14/IX-1922 г. хиротония православная во еп. Череповецкого, викария Новгородской епархии. Из дела 117 известно, что хиротонисан 14/IX-1922 г. во еп. г. Крецов Новгородской епархии. 7/II-1923 г. уволен на покой с запрещением в священнослужении впредь до выздоровления. По некоторым данным, известно, что принял хиротонию в марте месяце 1924 г. от обновленческих архиереев с назначением во еп. Череповецкого, викария Новгородской епархии. В 1926–1927 гг. впал в догматическое расхождение с Православной Церковью, главным образом, по толкованию Символа Веры . Есть сведения, что он умер. Имел много почитателей. Имел несколько печатных и рукописных трудов, но названий их не удалось установить. ЛИТЕРАТУРА Церковное обновление. 1925. 5–7. С. 35; 15–16. С. 122. ФАОС дело 117. ФПС I 104. ФПС II. С. 7. ФАМ 1. С. 24, 29. Кат-АМ 192. См. Мануил. 4.247–248. [Кат-ГУБ. С. 979.] Родился 16/ХI-1872 г. в Псковской губернии. Кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии. Служил в сане протоиерея в г. Череповце Новгородской губернии. 14/IХ-1922 г. хиротонисан обновленческими архиереями старого поставления во «еп. Крестецкого, вик. Новгородской епархии». 20/II-1923 г. за критику обновленческого движения уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении. 1924–1925 гг. – еп. Череповецкий, вик. Новгородской епархии. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён 25/VI-1926 г. к 3 годам заключения в концлагере. Наказание отбывал в Кемском лагере. 05/ХII-1927 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ освобождён досрочно. Находясь в заключении, впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м члене Символа Веры , за что группой православных иерархов был отлучён от Церкви. По освобождении изменил свои неправые взгляды и оставался православным епископом. В 1932 г. участвовал в православной хиротонии архим. Сергия (Васильева) во епископа. Умер не ранее 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

С 1/I-1925 г. – еп. Боровичский, вик. Новгородской епархии. С 28/IV-1931 г. – архисп. Старорусский. С 15/VII-1931 г. – правящий Карельской епархией. В 1931 г. – правящий Владимирской епархией, Ивановской области. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 11, 21; 1931. 5–6. С. 14. Церковное обновление. 1925. 5, 6, 7. С. 59. ФАОС дело 149. Кат-АМ 228. Кат-ЯВ 184. С. 89. Кат-ЕС 2. С. 14, п/п 79. IKam-ГYБ. С. 983.] НИКОЛАЙ (Гирченко) Епископ Камский Родился 6/VI-18X4 года. Окончил 4-х классную Иркутскую духовную семинарию. Женат. Приняв священство, служил в разных приходах Иркутской епархии. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 13/III-1927 г. хиротонисан во еп. Сретенского, вик. Читинской епархии. С 1928 г. – настоятель церкви в г. Владивостоке. С октября 1930 г. – управляющий Владивостокской епархией. С августа 1932 г. – еп. Спасский, вик. Дальне-Восточной митрополии. 22/IX-1932 г. уволен за штат. С октября 1933 г. – правящий Канской епархии. 30/V-1934 г. уволен за штат и состоял настоятелем Нижнеудинского храма. 23/Х-1934 г. уволен от должности настоятеля с правом быть настоятелем вне пределов Сибири. С 1934 года два раза увольнялся за штат «для пользы обновленческого дела» и 21/II-1935 г. за упорную недисциплинированность и зазорное поведение запрещён в священнослужении и исключён из списков обновленческого епископата (позже запрещение было снято). 28/II-1935 г. вновь запрещён в священнослужении и исключён из списков обновленческого епископата. 5/ХII-1935 г. восстановлен в списках обновленческого епископата и разрешён в священнослужении. 27/XII-1935 г. утверждён на священническом месте в Троицком соборе г. Владимира Ивановской митрополии. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1927. 5–6. С. 7, 14. ФАОС дело 135. Кат-АМ 229. [Кат-ГУБ. С. 983.] НИКОЛАЙ (Елпидинский Николай Сергеевич]) Архиепископ Череповецкий Родился 30/ХI-1892 года. В 1914 г. окончил Олонецкую духовную семинарию, а в 1919 г. окончил медицинский факультет Томского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

14/V-1927 г. Возведён в сан архиепископа в честь пятилетнего юбилея обновленчества, с 14/V-1927 г. – обновленческий архиеп. Касимовский, вик. Рязанской епархии. С 1928 г. временно управляющий Витебской обновленческой епархией. С 27/XI-1931 г. – обновленческий архиеп. Калининский. 26/XII-1931 г. был уволен на покой. С 1932 по 1942 гг. работал в различных советских учреждениях юрисконсультом, статистиком и на других должностях. Арестован весной 1933 г. Приговорён к 5 годам ИТЛ. Срок ссылки был сокращён до трех лет. С 1936 по 1937 гг. был обновленческим архиеп. Калининским. С 1942 г. – юрисконсульт в Московском обновленческом епархиальном управлении. На Пасху 1943 г. причащался у обновленцев. В октябре 1943 г. обратился к Патр. Сергию с покаянной запиской, в которой объяснял свой уход от обновленцев только тем, что «многие из них оказались небезупречными в своём поведении». В своей резолюции на данную записку Патр. Сергий отметил недостаточность покаяния просителя и невозможность для себя «с уверенностью утверждать, что с обновленчеством у просителя уже всё порвано». 05/ХI-1943 г. принёс покаяние, в котором исповедовал свой великий грех уклонения от Единой Святой Православной Церкви, и заявил, что порывает всякое сношение с обновленчеством. После этого он был принят в общение с Московской Патриархией в сане епископа, но оставлен на покое. 12/II-1944 г. назначен еп. Архангельским, но от назначения отказался и остался на покое. С июля 1946 г. – еп. Пензенский и Саранский. С 27/I-1947 г. – еп. Ивановский и Шуйский. Был арестован в г. Иваново 25/VI-1947 г. Особым Совещанием при МГБ СССР приговорён к 5 годам заключения в тюрьму. Наказание отбывал во Владимирской тюрьме. Срок наказания отбыл полностью. Дальнейшая судьба неизвестна. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 54, 57, 84, 86.] МИХАИЛ (Свидерский) Митрополит Смоленский Родился 28/III-1883 года. Окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Женат. С 1903 г. – священник. С 1913 г. – смотритель Мстиславского духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1919–1920 гг. входил во Временное Высшее Церковное Управление в Омске. В феврале 1920 г. после разгрома войск Колчака арестован в Новониколаевске и приговорён к расстрелу. Через несколько месяцев освобождён, с 13/VII-1920 г. – архиеп. Рязанский и Зарайский. С лета 1922 г. примкнул к обновленцам, участвовал в обновленческом соборе 1923 г. Дважды каялся перед натр. Тихоном и вновь под давлением ОГПУ переходил в обновленчество. С 06/IХ-1923 г. – митр. Ярославский, с 08/I-1924 г. – митр. Ленинградский, с 09/IX-1925 г. – митр. Северо-Западной области, с 19/V-1927 г. – митр. Московский и Коломенский. С февраля 1925 г. до смерти в мае 1930 г. – председатель обновленческого Священного Синода. Умер 06/V-1930 г. без покаяния. [Шкаровский. С. 38, 39, 43, 46, 74, 76 ] [ПСТБИ] ВЕНИАМИН Епископ Луганский В 1924 г. рукоположен во епископа Богодуховского, вик. Харьковской епархии в г. Харькове обновленческим митрополитом Пименом. В 1927 г. – еп. Луганский. Дальнейших сведений о нем не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Кат-ЕС 1. С. 2, п/п 10. [Кат-ГУБ. С. 966.] ВИКЕНТИЙ (Никипорчук) Епископ Алатырский, викарий Чувашской епархии Родился 13/ХI-1888 года. Окончил Виленское военно-пехотное училище. В 1918–1919 гг. учился на правах экстерната в Московской духовной академии. Женат. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. С 1922 г. священствовал в Кунгурской епархии. В 1923 г. был уполномоченным Епархиального Управления по Кунгурскому уезду, затем перешёл в г. Пензу. В состоянии брака 16/II-1930 г. хиротонисан во еп. Нижне-Ломовского, вик. Пензенской епархии. С июля 1931 г. – правящий Белгородской епархией. С февраля 1932 года – правящий Острогожской епархией. 10/III-1932 г. был лишён сана и исключён из списков обновленческого духовенства за крайне безнравственное поведение и ужасный соблазн, производимый им среди духовенства и верующих. 4/V-1932 г. восстановлен в сане епископа с правом быть настоятелем церкви. С июня 1932 г. – настоятель церкви села Иванисова Ивановской митрополии. С ноября 1934 г. – еп. Алатырский, вик. Чувашской епархии. 23/I-1935 г. из Чувашской епархии уволен и направлен в Ивановскую митрополию для получения священнического места. В течение 1935 г. занимал разные священнические места в Ивановской епархии. 11/XI-1935 г. уволен за штат. Опыт многократного назначения его на архиерейские и священнические места показал полную непригодность его как человека неуравновешенного, беспринципного и морально разложившегося (отзыв о нем митр. Александра Введенского ). Дальнейших сведений о нем не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 14. ФАОС дело 48. Кат-АМ Кат-ЯВ 67. С. 34–35. [Кат-ГУБ. С. 966.] В архивах Московской духовной академии не значится такой фамилии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В 1925 г. уклонился в григорианский раскол (ВЦС). В 1932 г. принёс покаяние перед митр. Сергием и, как ставленник архиереев старого поставления, принят в сущем сане. С 1933 г. – еп. Старооскольский. С 1/IX-1937 г. – еп. Полтавский. Скончался в 1939 г. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 120. 36. С. 15. ФПС II. С. 11. ФПС 2/119. ФПС 3/112. ФАМ 1. С. 50. Кат-АМ 200. Кат-ЯВ 164. С. 77. См. Мануил. 4.369. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИТРОФАН (Симашкевич [Митрофан]) Митрополит Донской и Новочеркасский Родился 23/XI-1845 года в Подольской епархии. Окончил С.-Петербургскую духовную академию в 1871 г. со званием кандидата богословия и назначен преподавателем Подольской семинарии по истории Русской Церкви, и затем французского языка. В 1875 г. утверждён в степени магистра богословия. С 1877 г. – ректор Подольской семинарии. Возведён в сан иерея, а затем в сан протоиерея. С 1884 г. – ректор Донской семинарии. Овдовел в 1904 г., принял монашество. Возведён в сан архимандрита. Хиротонисан 25/ХI-1905 г. во еп. Чебоксарского, вик. Казанской епархии. По другим сведениям наречение 27/I-1906 г. и хиротония 29/I состоялась в Казани. С 1907 г. – еп. Пензенский. Годы возведения в сан архиепископа и митрополита неизвестны. В 1914 г. был назначен архиеп. Донским и Новочеркасским. Упоминается митр. Донским и Новочеркасским. Был на Соборе 1918 года. Уклонился в обновленчество и григорианский раскол (ВВЦС). Умер более 80-ти лет от роду непримирённым с Православной Церковью. Митр. Гермоген (Кожин), знавший его лично, отрицает его переход в обновленчество, но утверждает, что с 1926 г. он находился в григорианском расколе. Человек умный, справедливый, хороший проповедник и духовный писатель. Из-под его пера за тридцатичетырёхлетний период учено-воспитательной и административной службы вышло много учено-литургических трудов. Труды эти разнообразны по содержанию. Много трудов по вопросам историко-археологическим, по церковно-литургическим, а также биографического характера, историко-этнографического исследования о Подолии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

274 В частности, 14 декабря 1923 г. был арестован и затем сослан в Соловецкий лагерь пресвитер Московской общины Ф. С. Савельев, первоначально подписавший послание съезда об отношении к воинской службе, но затем изменивший свое решение (см.: Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . Кн. 2. С. 409–411). 275 Немецким баптистам было разрешено издание религиозных календарей, сборников гимнов и журнала «Друг семьи» («Der Familienfreund») (закрыт в 1928 г.). См. также коммент. 252. 276 Это не первый случай репрессий в отношении сотрудников Главмузея. Группа экспертов ранее подверглась уголовному преследованию, будучи обвиненной в сопротивлении изъятию церковных ценностей (подробнее см.: Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . Кн. 1. С. 57–58). 277 Речь идет об архиепископе Иларионе (Троицком) , ближайшем помощнике Патриарха после его освобождения из-под стражи. В ночь на 16 ноября 1923 г. владыка Иларион был арестован и в декабре сослан в Соловецкий лагерь. 20 ноября 1923 г. Патриарх Тихон подписал ходатайство на имя заведущего V отделом НКЮ П. А. Красикова об освобождении архиепископа Илариона (а также архиепископа Петра (Полянского) . На этом документе сохранилась помета П. А. Красикова: «Запросить ГПУ о причинах ареста и возможности освобождения от ареста до суда. П. Красиков. 21/ХI–23» (Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . Кн. 2. С. 356–357). 278 См. коммент. 177. 9 апреля 1924 г. архиепископ Я. Цепляк был освобожден из Бутырской тюрьмы и выслан в Польшу. 280 Речь идет о созданном в 1918 г. «Объединенном совете религиозных общин и групп» (ОСРОГ), который рассматривал себя «в качестве всероссийского представительного органа, выражавшего взгляды и убеждения совести различных внецерковных и вне исповедных религиозных течений по всевозможным затрагивавшим их интересы и нужды вопросам без возложения на себя функций «луховно-руководяшего центр»» (цит, по: Кранивин М. Ю., Далгатов А. Г., Макаров Ю. Н. Указ. соч. С. 375). В мае 1921 г. ОСРОГ был лишен права юридического лица, формально еще существуя до начала 1924 г. (подробнее о деятельности ОСРОГа см. Там же. С. 373–393).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008