Вдов. В 1893 г. священствовал в Тверской епархии, был законоучителем реального училища и женской гимназии. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В том же 1922 г. Св. Синодом назначен уполномоченным по Тверской епархии с правом служить в Кафедральном соборе. В Твери пострижен в монашество и возведён в архимандриты. 25/III-1924 г. хиротонисан во еп. Архангельского. С марта 1925 г. – еп. Рыбинский. С июня 1926 г. – еп. Саратовский. 3/VIII-1926 г. возведен в сан архиепископа. С марта 1927 г. – архиеп. Ярославский. С июня 1928 г. – архиеп. Вольский, вик. Саратовской епархии. 1/Х-1929 г. награждён правом ношения креста на клобуке. С февраля 1930 г. – архиеп. Фрунзенский. С сентября 1930 г. – снова архиеп. Вольский. С мая 1931 г. – архиеп. Козловский, вик. Тамбовской епар хии. С декабря 1932 г. – архиеп. Тамбовский. С ноября 1933 г. назначен архиеп. Орловским. Из Орловской епархии уволен 29/XII-1934 г. «для пользы обновленческого дела». Увольнялся из других епархий за пассивность в борьбе со староцерковничсством. В декабре 1934 г. назначен архисп. Старо-Оскольским, Курской митрополии. 18/ХI-1935 г. ввиду закрытия Старо-Оскольской епархии, уволен за штат, но оставлен настоятелем Старо-Оскольского собора. 7/XII-1935 г. по прошению освобождён от должности настоятеля и уволен за штат. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 9; 1927. 5–6. С. 7; 1930. 3–4. С. 11; 1931. С. 14. ФАОС дело 39. Кат-АМ 60. Кат-ЯВ 50. С. 26–27. Кат-ЕС 2. С. 7, п/п 37. [Кат-ГУБ. С. 963–964.] АРТЕМИЙ (Ильинский [Александр Матвеевич]) Архиепископ Тобольский Родился 30/VII-1870 года. В 1891 г. окончил Архангельскую духовную семинарию и возведён в сан иерея. Позднее поступил в СПб духовную академию, которую окончил в 1898 г. со степенью кандидата богословия. Был много лет законоучителем и настоятелем церкви Александровского детского приюта в С.-Петербурге. В 1915 г. пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита с назначением на должность ректора Уфимской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Дорогой, родной, любимый Владыка! Пользуюсь случаем послать с Таней 733 несколько слов привета. Из всех поздравлений, полученных мною к дню хиротонии, Ваше было самое драгоценное и тронуло меня до слез. Пока еще не могу приехать к Вам, что сделаю при первой возможности. Здоровьем не могу похвалиться, – опять ухудшение со стороны сердца. Обнимаю и целую Вас. Прошу Ваших св[ятых] молитв. Да сохранит Вас Господь в добром здоровье. Неизменно любящий и всегда благодарный Ваш смиренный послушник Е[пископ] Стефан. 30/17 мая 1960 г. Д. 58. Л. 80–80 об. Автограф. 19. 19 июня 1960 г. СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ УСЕРДНО МОЛИЛСЯ ВАШЕМ ЗДРАВИИ ЛЮБОВИЮ=ЕПИСКОП СТЕФАН Д. 43. Л. 59. Телеграфная лента. 20. 7 ноября 1960 г. Ваше Преосвященство, драгоценнейший и любимый Владыко! Покорнейше прошу Вас принять мою лепту на покупку дома для Вас. Этим Вы принесете мне большое утешение. Дни моей жизни проходят в трудах и тяготах, но да будет во всем воля Божия. Есть и радости: в моем распоряжении прекрасный храм, в котором могу служить при каждой возможности. Как бы хотелось насладиться беседой с Вами «усты ко устом». Всегда о Вас первом возношу свои недостойные молитвы и знаю, что и Вы молитесь обо мне. Братски целую Вас и низко кланяюсь. Любящий Вас и благодарный всегда н[едостойный] Е[пископ] Стефан. 25/Х(7.ХI) 1960 г. Д. 44. Л. 59. Подлинник. Автограф. 21. (вместе с О. А. Никитиной 734 ). 6 апреля 1961 г. Дорогой и любимый Владыка Афанасий, Христос Воскресе! Всем сердцем поздравляю Вас с Великим Праздником Воскресения Христова и желаю Вам здоровья, бодрости, утешения и радости. Чувствую себя лучше, но до выздоровления еще очень далеко. Сегодня радовался, что память моя не ослабела (мне (пишущей сестре) думается, что интеллект не пострадал). Большая радость! Я прекрасно чувствую, что Вы постоянно молитесь обо мне, и Ваша молитва поддерживает меня. Я очень благодарен Вам за эту неоценимую поддержку и знаю, что Вы и впредь будете оказывать ее мне. Сердечно любящий Вас

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Инструкцию принять. Поручить тов. Смидовичу провести через П[ОЛИТБЮ]РО. Подлинный подписали За ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ: П. Смидович (СМИДОВИЧ) СЕКРЕТАРЬ КОМИССИИ: Е. Тучков (ТУЧКОВ) С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО: СЕКРЕТАРЬ КОМИССИИ: Е. Тучков (ТУЧКОВ) РГАСПИ. Ф. Г. Оп. 12. Д. 565-а. Л. 32. Машинописный подлинник(?). Подписи – автографы, рядом машинописью. В левом верхнем углу фиолетовыми чернилами помета Е. А. Тучкова: «т. Смидович, прошу подписать и вернуть мне. 15/9. Е. Тучков». Протокол 36/А заседания комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП от 18/ХI – г. Совершенно секретно. Хранить конспиративно. ПРОТОКОЛ 36/А а ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА ПРИ ЦК РКП 18 Сентября 1923 г. ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. Ярославский, Попов, Смидович, Красиков, Менжинский, Тучков. Порядок дня: 1) О газете «Безбожник». 2) О Тихоне. 3) О «Роста». 4) О вселенском патриархе – Мелетии б . 5) Рассмотрение постановления Харьковского Губкома о Сектантах. 6) Заявление баптистов о разрешении им всероссийского съезда. 7) О допущении церковной службы попам, находящимся в ссылке. 8) Рассмотрение устава лигии в активных атеистов. 9) Ходатайство Архангельского Губисполкома о выселении монахов из Соловецкого, монастыря. 10) О разрешении немцам-баптистам всероссийского съезда в Одессе. 11) О разрешении издания баптистам журнала на немецком языке. 12) О разрешении Антонину листовки. 13) Информация тов. Красикова о беседе с Американскими сенаторами. 14) О съезде евангелистов. 15) О разрешении евангелистам получать библии, евангелия и песенники из-за границы, согласно их заявления, поданного на имя тов. Смидовича. Слушали: Постановили: 1) О газете «Безбожник». 1) Ввиду болезни тов. Галкина до его выздоровления г поручить редактирование «Безбожника» тов. Попову и ему же поручить привлечь к этой работе соответствующих товарищей. Тов. Ярославскому поручить просмотр руководящего материала и статей. 2) О Тихоне. 1) Доклад принять к сведению. Признать целесообразным, чтобы Тихон и К-о д в первую очередь фактически провели в церкви новый стиль, разгромили приходские советы и ввели второбрачие духовенства, для чего разрешить им издание журнала 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27/VI-1934 г. хиротонисан обновленческими архиереями во еп. Краснодарского. С 1934 г. – правящий Кубанский и Краснодарский. В декабре 1935 г. возведён в сан архиепископа. Покаялся и был перерукоположен 8 января н. ст. 1945 г. в Черкизове в Петропавловской церкви (Москва) во еп. Краснодарского и Кубанского. C 08–13/VII-1948 г. был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь . б) Экуменическое движение и Православная Церковь . в) Об англиканской церковной иерархии. г) О церковном календаре. В 1949 г. – еп. Орловский и Брянский. В феврале 1955 г. награждён саном архиепископа. С 28/XI-1955 г. – архиеп. Ростовский и Каменский. ЛИТЕРАТУРА: ЖМП. 1945. 1.С. 4; 1949. 11. С. 4; 1955. С. 8; 1956. 1.С. 10. ФАОС дело 54. ФПС И. С. 18. Кат-АМ 339. С. 89. Кат-ЯВ 75. С. 39. См. Мануил. 6.456–457. [Кат-ГУБ. С. 996.] По архивным сведениям Владимиров Ивановых в Московской духовной академии не было. С 28/ХI-1955 г.–архиеп. Ростовский и Каменский. Скончался 07/Х-1958 г. [ПСТБИ] ФОТИЙ (Маньковский) Епископ Тульчинский, викарий Подольской епархии Упоминается после 1917 года еп. Тульчинским. Уклонился в обновленческий раскол. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАМ 1.С. 49. Кат-АМ 340. [Кат-ГУБ. С. 996.] ФОТИЙ (Топиро (Борис Александрович]) Архиепископ Львовский и Тарнопольский В 1908 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со званием кандидата богословия. В 1911 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а потом иеромонаха. В 1927 г. уклонился в обновленческий раскол. Хиротонисан 22/II-1927 г. в Харькове митр. Пименом [Пеговым] и утверждён викарным епископом Сталинградской епархии. С 1927 г. – еп. и архиеп. Тульчинский. С 1929 г. – архиеп. Луганский (Ворошиловградский). С 1931 г. ушёл на покой. С 1932 г. перешёл в григорианский раскол, где вновь рукоположен во еп. Новочеркасского. Пребывал в расколе до 1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Его «ораторские» выступления иногда заставляли духовенство краснеть за самого проповедника. Службы свои обставлял блестяще и торжественно. Служить любил и служил лучше всех прежних ростовских архиереев. Любил давать банкеты трехразрядные: для сослуживших в церкви, для духовенства и для всех почитателей и начальствующих. Любил собирать золото, серебро, драгоценные камни, митры и разную церковную утварь, редкие иконы, где отбирал их, а где и покупал, не гнушаясь способами приобретения их. Между прочим купил драгоценную митру убиенного митр. Киевского Владимира. Из всего собранного образовалась целая коллекция разных ценностей, но в одну ночь постигло его несчастье и все эти ценности пропали, а он оказался вне общения с окружающими и вне закона. ЛИТЕРАТУРА: ФМП 7–8. 1932. С. 5. ФПС II. С. 6. ФПС 2/1 164. ФПС 3/54. ФАМ 1. С. 21, 35,4 8, 62. Кат-АМ 297. См. Мануил. 6.77. [Кат-ГУБ. С. 990.] [Регельсон. С. 550.] Родился в 1890 г. в г. Бирюче Воронежской губернии. Окончил Донскую духовную семинарию и в 1916 г. Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 25/Х-1921 г. хиротонисан во еп. Александровского и Павлофадского, вик. Екатеринославской епархии. 07/ХI-1921–1922 г. – временно управляющий Ростовской[-на-Дону] епархией. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 1922 г. – обновленческий еп. Павлофадский (Ростовский и Таганрогский?) 12/VI-1924 г. по покаянии принят в лоно Русской Православной Церкви. С 12/VI-1924 г. – еп. Сызранский, вик. Симбирской епархии. 1925–1926 гг. – еп. Рыбинский, вик. Ярославской епархии. С 1926 г. – еп. Подольский, вик. Московской епархии. В 1926 г. находился в ссылке в г. Богородске Московской губернии. 13/VII-1927–27/Х-1927 гг. – еп. Азовский, вик. Ростовской[-на-Дону] епархии. 27/Х-1927–24/VIII-1929 г. – еп. Ростовский и Таганрогский. С 24/IV-1929 г. – архиеп. Ростовский и Таганрогский. С 17/XI-1931 г. – в заключении. С 03/V-1934 г. – архиеп. Свердловский. С 30/IX-1935 г. – архиеп. Саратовский. В 1935 г. Саратовским областным судом приговорён к 7 годам заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Женат. С 1914 г. священствовал в Олонецкой епархии. С 1915 г. был настоятелем Лодейнопольской церкви, а в последующие годы священствовал в других приходах Ленинградской епархии. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 25/V-1933 г. хиротонисан во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии. В 1934 г. – настоятель собора в г. Тихвине, как Тихвинский викарий. С 26/II-1936 г. – управляющий Псковской епархией. 4/VII-1936 г. Перемещён на кафедру еп. Череповецкого, Новгородской епархии. 23/VIII-1937 г. назначен настоятелем церкви г. Череповца и благочинным. С 28/VII-1938 г. освобождён от занимаемой должности и уволен за штат. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 144. Кат-АМ 230. Кат-ЯВ 185. С. 89–90. [Кат-ГУБ. С. 983.] Родился 30/ХI-1892 г. в с. Геденичи Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Сын протоиерея Сергия Елпидинского, сохранившего верность Патриаршей Церкви. Окончил Олонецкую духовную семинарию и 15/XII-1914 г. рукоположен во священника. С 07/VII-1915 г. служил в Петропавловском соборе в г. Лодейное Поле. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 25/V-1933 г. хиротонисан во еп. Тихвинского. С 26/II-1936 г. – еп. Псковский, с 04/VII-1936 г. – еп. Череповецкий и Тихвинский. Проживал в г. Тихвине. 18/Х-1937 г. арестован. Приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 14/XII-1937 г. [ПСТБИ] НИКОЛАЙ (Ипатов [Николай Александрович!) Епископ Ижевский Родился 26/III-1878 г. В 1902 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Пострижен в мантию по окончании академии. Состоял личным секретарем при Казанских епархиальных архиереях в течение ряда лет. С 18/ХII-1913 г. – помощник смотрителя Обоянского духовного училища. В 1914 г. возведён в сан архимандрита. 1914–1917 гг. – епархиальный миссионер Казанской епархии. 28/V-1917 г. хиротонисан во еп. Златоустовского, вик. Уфимской епархии. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. До ноября 1922 г. – временно управляющий Уфимской епархией. Вскоре после возникновения обновленческого раскола признал законность ВЦУ «как административного органа, в надежде на его непоколебимое православие».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

7/I-1925 г. вошёл в состав съезда Пленума Св. Синода. С 5/Х-1926г. назначен митр. Уральской области и правящий Свердловской епархией с оставлением и правящим Пермской епархией. Заместитель председателя Церковного Управления Уральской области. С 5/VIII-1936 г. – митр. Челябинский. С 19/IX-1936 г. – митр. Уфимский. С 11/II-1938 г. уволен за штат. Присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 6. С. 4; 12–13. С. 1–7. Церковное обновление. 1925. 5–7. С. 7, 33. ФАОС дело 189. Кат-АМ 307. Кат-ЯВ 248. С. 126. Кат-Ес 2. С. 18, п/п 106. См. Мануил. 6.113–114. [Кат-ГУБ. С. 991.] В Кат-ГУБ: фамилия Карпеев. Родился 22/XI-1885 г. в с. Бобрики Тульской губернии. В 1911 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1911 г. – преподаватель Вятской духовной семинарии. В 1918 г. пострижен в монашество. Был настоятелем нескольких монастырей Вятской епархии в сане архимандрита. 25/XII-1921 г. хиротонисан во еп. Яранского, викария Вятской епархии. Уклонился в обновленческий раскол. В 1923 г. был участником II обновленческого собора, на котором подписал постановление о лишении сана и монашества Св. Патр. Тихона. В 1924 г. возведён в сан обновленческого архиеп. Пермского. Участник III обновленческого собора. С 05/Х-1926 г. – обновленческий митр. Свердловский, управляющий Уральской митрополией. С 18/IV-1934 г. – управляющий Свердловской митрополией. С 05/VIII-1936 г. – митр. Челябинский. С 19/VII-1936 г. – митр. Уфимский. 11/ХI-1937 г. арестован и постановлением Тройки при УНКВД по Башкирской АССР приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 29/XI-1937 г. в г. Уфе. Погребён на Сергиевском кладбище. [ПСТБИ] СЕРГИЙ (Лавров Алексей Петрович]) Епископ Туркестанский Родился 2/II-1878 года. Окончил духовную академию со званием кандидата богословия. 01/XII-1913 г. хиротонисан во еп. Саламского в Урмии и был начальником Урмийской миссии. По другим данным хиротонисан во еп. Семиреченского.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Родился в 1860 г. Окончил учительскую семинарию. Служил священником в Самарской епархии. Овдовел. В 1922 г. избран духовенствоми мирянами градского и пригородного округов г. Пугачева (бывш. Николаевска) кандидатом во епископа. Отправившись в Москву, попал к обновленцам т. н. «Союза возрождения» во главе с «митрополитом» Антонином Грановским и был хиротонисан 09/ХII-1922 г. в обновленческого еп. Пугачевского. С 13/VI-1923 г. – обновленческий еп. Троицкий, временно управляющий Уральской обновленческой епархией. В конце 1923 г. принёс покаяние перед Св. Патр. Тихоном. С 1923 г. – еп. Николаевский (Пугачевский), вик. Уральской епархии. По приезде в Пугачев был вызван в ГПУ. 1924–1925 гг. – еп. Кустанайский, временно управляющий Челябинской епархией. Арестован в г. Троицке в 1924 г., приговорён к принудительным работам. 1925–1927 гг. – еп. Троицкий, вик. Челябинской епархии. Выражал готовность к примирению с обновленцами и склонялся к участию в их очередном «соборе». Узнав об этом, митр. Петр прислал на его место еп. Дионисия (Прозоровского), который сумел остановить натиск обновленцев и удержать верующих от обольщения. В 1925 г. был арестован и приговорён к ссылке. 1927–1928 гг. – еп. Пугачевский. Фактически к управлению не приступал. С 1931 г. – еп. Ейский, викарий Ставропольской епархии. С 17/XI-1931 г. временно управляющий Ростовской-на-Дону епархией. С 22/ХI-1933 г. – еп. Ростовский. В 1934 г. возведён в сан архиепископа, архиеп. Ростовский. Выслан в Узбекистан, район Голодной степи. Вернулся в Ростов-на-Дону. Арестован в 1938 г. Приговорён к высшей мере наказания. При расстреле чудом остался жив. В 1938– 1941 гг. проживал тайно у духовных чад. 1942–1943 гг. – архиеп. Ростовский. Во время немецкой оккупации встал во главе учрежденного ими Епархиального Управления. По сведениям протопр. Михаила Польского , был возведён в сан митрополита. В 1943 г. при отступлении немцев был вывезен в Одессу. Эмигрировал в Румынию, проживал в одном из румынских монастырей. Умер в 1945 г. в Румынии в г. Яссы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

58 «Программа Православной Свободной Народной церкви», 22 ноября 1920 г. Типографский оттиск (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 263. Конверт, в котором содержится типографский текст, имеет старую рукописную нумерацию л. 186–189 (л. 245–246 об.). 59 Варнава (Накропин; 1859–1924 гг.), архиепископ Тобольский и Сибирский. 8 марта 1917 г., согласно прошению, уволен на покой с назначением управляющим (на правах настоятеля) Высокогорским Воскресенским монастырем в Нижегородской губернии, уволен от управления 10 декабря 1918 г. 3 июня 1919 г. назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря в Тверской епархии. В 1920 г. определен на Архангельскую кафедру, однако к месту назначения не поехал. Подробнее см.: Крапивин М. Ю. Архиепископ Варнава (Накропин) и религиозная политика ВЧК: 1918–1922 годы//Вестник церковной истории. 2011. 3/4 (23/24). С. 113–156. 60 Антонин (Грановский; 1865–1927 гг.), в марте 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, третьего викария Санкт-Петербургской епархии, с 1904 г.— второй, а с 1905 г.— первый викарий Санкт-Петербургской епархии. В декабре 1905 г. отказался от произнесения при поминовении государя титула «самодержавнейший». В феврале 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». В декабре 1913 г. назначен епископом Владикавказским и Моздокским. В январе 1917 г. вновь уволен на покой по болезни с определением пребывания в московском Богоявленском монастыре. В 1921 г. был запрещен Патриархом Тихоном в священнослужении в связи с вводившимися им в богослужебную практику литургическими новшествами. 13 мая 1922 г. примкнул к группе «прогрессивного духовенства», позднее возглавив обновленческий раскол. 61 РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 16341, л. 1–1 об. 62 Там же, л. 1–2 об. Ленин написал вверху листа: «1920 От Красикова 30/ХI»; «в архив». 63 Там же, ф. 76, оп. 3, д. 196, л. 3–3 об., без даты. 64 Речь идет о заседании Политбюро ЦК РКП(б) от 26 октября 1919 г. (Там же, ф. 17, оп. 163, д. 14, л. 3, 4 об.). 65 Серафим (Остроумов; 1880–1937 гг.), с 27 мая 1917 г. по 18/19 августа 1917 г. епископ, временно управляющий Орловской епархии; с 18/19 августа 1917 г. епископ Орловский и Севский.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

  Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 28. Рукопись. Черные чернила. Текст не завершен.   16 Извещение Гродненской духовной консистории наместнику Жировичского монастыря об исключении архимандрита Тихона (Шарапова) из числа братии обители. 29 октября 1924 г.   Гродненская духовная консистория 29/Х 1924 г. 3638 Гродно   Наместнику Жировицкого монастыря.   Г-н воевода Новогрудский отношение на имя Его Преосвященства от 20/Х-24 за 2962/Х сообщил, что архимандрит Тихон Шарапов оставил пределы Польши 17 сего октября. Резолюцией Его Преосвященства от 25/Х–24 за 3496 архимандрит Тихон исключается из числа братии Жировицкого монастыря, о чем Консистория ставит Вас в известность. Член Консистории протоиерей В. Козловский Секретарь протоиерей [подпись неразб.]   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 33. Рукопись. Чернила черного цвета. На верхнем левом поле первого листа пометка чернилами: «Вх. 16 5/ХI 1924 г.» (дата и номер исходящей документации).   Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 75; Архив Успенского Жировичского монастыря (АУЖМ). Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1. АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1 об.; Власовський Нарис Церкви. Т. IV. 3. Нью-Йорк, 1966. С. 16; Евлогий (Георгиевский), митр . Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994. С. 297, 299. Антоний (Мельников), архимандрит. Жировицкий монастырь в истории Западно-Русских епархий: дисс. магистра богосл.: в 3 ч. Одесса, 1964. Ч. II. С. 167, 214–217; Беляев С. О воспоминаниях епископа Тихона (Шарапова) и их авторе//Журнал Московской Патриархии. 1998. 4. С. 80–82; Косик О.В. Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов). М., 2011. С. 53–60; Отрывок из воспоминаний иеромонаха Тихона (Шарапова) о его поездке в СССР в 1922 году//Журнал Московской Патриархии. 1998. 4. С. 82–88; Свитич Л. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия/Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 102–103.

http://bogoslov.ru/article/6192400

   001   002     003    004    005    006    007    008