В V веке он «высмеивает христианских монахов — но не за то, что они аскеты, а за то, что они недостаточно аскеты Этот автор с такой страстью называет тело “болезнью”, “смертью”, “роком”, “бре­менем” и “неволей”, “тюрьмой” и “пыткой” для души, с такой нечеловеческой брезгливостью говорит о реальности пола и зачатия, а впрочем и самого дыхания, что становится ясно: не этому “последнему язычнику”, не его единомышленникам и братьям по духу было защищать права мудрой естественности против христианского аскетизма Паллад признает не очищение плоти, а очищение от плоти — смерть» 22 . Но не только эллинская культура усматривала в телесности помеху душе. Ценность тела, его значимость для человека отрицалась и в индийской религиозно-философской мысли. Примером столь негативного отношения к телу могут, в частности, служить увещевания бога Кришны, убеждавшего князя Арджуну начать сражение. Арджуна сокрушается о том, что в ходе битвы погибнет множество людей, среди которых — его наставники и учителя: Лучше здесь, в этом мире просить подаянье, досточестных наставников не убивая; их, к добыче стремящихся, если убью я — этой кровью навек свою пищу измажу. Поразим ли мы их, иль они поразят нас — тяжесть равная наши сердца сокрушает! Вот сыны Дхритараштры стоят перед нами: их убив, мы убьем в себе жизни желанье. Состраданьем душа моя поражена, страждет ум в ослепленье, не ведая дхармы. Где решенья? Где благо? — меня научи же! Ученик я твой, Кришна! К тебе припадаю. Ибо, пусть я достигну цветущего царства на земле иль владычества над божествами все равно — не смогу никогда заглушить эту боль, что мне чувства сейчас иссушает. На что Кришна замечает: Говоришь о вещах ты мудрых, только жалость твоя напрасна; ни умерших, ни здесь живущих мудрецы никогда не жалеют. Как одежду изношенную бросая, человек надевает другую, так, сносив это тленное тело, Воплощенный в другое вступает. Неизбежно умрет рожденный, неизбежно родится умерший; если ж все это неотвратимо — то к чему здесь твои сожаленья? 23 Для библейской традиции, напротив, тело — дом, который призван стать храмом 24 . В этом смысле действительно можно сказать, что христианство — “единственный материализм, который придает предельное значение материи, а также и истории человека, через Воплощение Бога вдруг получающего вечное измерение, трансцендентальное измерение; не в будущем, а вот сейчас, потому что Бог среди этой истории и человек делается каким-то удивительно большим” 25 . Однако зачастую именно это пасхальное ожидание воскресения вызывает у людей, поверхностно знающих христианство, но причисляющих себя к христианам, антипатию к работе патологоанатомов.

http://pravmir.ru/uchebnyiy-protsess-v-a...

(16) Они явились туда в сумерки и стали там на якорь все, кроме Калонима, который вместе с некоторыми моряками, презрев приказ главнокомандующего и общее решение, тайком отправился в Мандракий, поскольку никто не отважился ему помешать, и разграбил имущество живущих у моря купцов, иноземных и карфагенских. (17) На следующий день Велисарий приказал всем, кто находился на кораблях, высадиться и, выстроив войско в боевой порядок, вступил в Карфаген 125 : он опасался, что его ждет вражеская засада. (18) Тут он неустанно напоминал воинам, сколько счастья видели они с того времени, как начали проявлять умеренность по отношению к ливийцам, настойчиво убеждал их со всем тщанием сохранять добропорядочное поведение и в Карфагене. (19) Он говорил, что ливийцы издревле являлись римлянами, оказались под властью вандалов не по собственной воле и испытали от этих варваров много беззаконий. (20) Именно поэтому василевс и начал войну с вандалами, и с их стороны было бы просто святотатством причинить зло людям, для освобождения которых (ибо такова причина войны) они двинулись против вандалов. Так как подошло время, Велисарий велел устроить обед там, где Гелимер обычно угощал вандальских вождей. (2) Римляне называют такое помещение Дельфика, заимствовав это слово из греческого языка. В Палатии в Риме, там, где обыкновенно стоят царские ложа, издревле находился треножник, на который царские виночерпии ставили кубки. (3) Дельфикой римляне называют этот треножник потому, что впервые он был поставлен в Дельфах, а затем и в Визáнтии 126 , и везде, где есть царские ложа, это помещение называют Дельфикой подобно тому, как царский дом римляне, подражая грекам, называют Палатием. (4) Поскольку некий Паллад, родом эллин, еще до взятия Трои поселился в этом месте и построил здесь замечательный дом, они стали именовать это строение Палатием; Август, став автократором, решил сделать его своим местопребыванием, и с того времени Палатием называют помещение, в котором пребывает царь 127 . (5) В такой Дельфике обедал Велисарий и знать войска.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Поэтому именно плоть препятствует душе иметь истинное познание: “душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве” (Платон, Федон, 82е). Платон разовьет эту идею в символической картине жизни как темницы или пещеры, в которой люди томятся подобно узникам, и откуда они, как в театре теней, наблюдают за тенями — призрачными очертаниями истинной жизни, появляющимися перед ними на стенах пещеры (Платон, Государство. VII 514a - 517b). Ощущение того, что именно телесность ввергает душу во всевозможные пороки и заблуждения, отлучая ее от истинного знания, проходит сквозь всю историю античности и получает свое завершение в стихах одного из последних языческих поэтов Паллада. В V веке он “высмеивает христианских монахов — но не за то, что они аскеты, а за то, что они недостаточно аскеты [...]. Этот автор [...] с такой страстью называет тело “болезнью”, “смертью”, “роком”, “бременем” и “неволей”, “тюрьмой” и “пыткой” для души, с такой нечеловеческой брезгливостью говорит о реальности пола и зачатия, а впрочем и самого дыхания, что становится ясно: не этому “последнему язычнику”, не его единомышленникам и братьям по духу было защищать права мудрой естественности против христианского аскетизма. [...] Паллад признает не очищение плоти, а очищение от плоти — смерть” . Но не только эллинская культура усматривала в телесности помеху душе. Ценность тела, его значимость для человека отрицалась и в индийской религиозно-философской мысли. Примером столь негативного отношения к телу могут, в частности, служить увещевания бога Кришны, убеждавшего князя Арджуну начать сражение. Арджуна сокрушается о том, что в ходе битвы погибнет множество людей, среди которых — его наставники и учителя: Лучше здесь, в этом мире просить подаянье, досточестных наставников не убивая; их, к добыче стремящихся, если убью я — этой кровью навек свою пищу измажу.  

http://pravoslavie.ru/255.html

Хороший актер – недурной образец для подражания мудрецу. Стоик Эпиктет сравнивает Сократа, предпочтившего бегству смерть от яда, с " хорошим актером " (agathos hypocritës), который готов лучше прекратить игру, чем играть вопреки удобным для него обстоятельствам (Dissert, IV 1, 165 Schenkl., ср.: Цицерон о выборе актерами ролей, " наиболее подходящих к их индивидуальности " . – De off. I 31, 110). Гелиодор (IV в. н. э.), автор романа " Эфиопика " , скажет впоследствии устами своего героя Феагена о божестве Тюхе, которое " подшутило " над людьми, " выведя нас словно на сцену и сделав из нашей жизни представление " (V 6). Александрийский эпиграмматист Паллад, враг христианства, четко выразит сценическое представление о жизни в следующем двустишии: " Наша жизнь – сцена (scënë) и забава (paignion). Или учись играть (paidzein), отложив заботу, или неси страдания " (Anth. Pal. X 72 Beckby). А один из ранних учителей церкви (III в.), Климент Александрийский, не хуже классического язычника тоже вспомнит смиренного христианина, который исполняет предназначенную ему роль в " драме жизни " (Strom. VII 11, 65 Dind.). Но, может быть, самая внушительная картина человеческой жизни как сценической игры, поставленной великим хорегом – высшим разумом (ho logos), или Единым (to hen), нарисована Плотином в его трактате " О промысле " (III 2). Разум управляет миром человеческих дел, где все уже им заранее детерминировано, вполне целесообразно. В хорошем государстве, например, никогда не бывает равенства граждан, как и положено для драмы, где все действующие лица, естественно, не могут быть героями (III 2. 11, 12 – 16). Смерть не страшна человеку, так как она только иная форма существования, подобная актеру, сбросившему свое одеяние (schëma) и надевающему новую маску (prosöpon. – 15, 21 – 29). Человек есть не что иное, как живая игрушка (paignion), рожденная во вселенной (15, 31 – 33). Поэтому смерти и катастрофы людей подобны театральному зрелищу на сцене (epi tön theatrön tais scënais. – 15, 43 – 50).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Перенести Женский День! 17.04.2013 07:29:30 Исраэль Шамир Недавно православный мир праздновал один из самых красивых праздников – Благовещения. Он повсюду хорош. Прекрасен праздник Благовещения в Назарете, маленьком городке в Галилее, где у источника ангел Гавриил предстал перед пришедшей по воду юной девушкой и сказал ей волнующие по сей день слова «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Православная церковь Назарета украшена цветами, как оранжерея, и местные христиане ходят в этот день крестным ходом по ее просторному двору под арками живых цветов. Хорош праздник Благовещения и в Москве, где мне доводилось его праздновать в маленьком уютном древнем кремлевском соборе с его стенами, расписанными нежно-голубыми и розовыми фресками. Сам патриарх Кирилл вел службу, и он выпустил на волю белых голубей, по старому русскому обычаю, который соблюдал Пушкин. Но хорош светлый праздник Благовещения и в Венеции, в самом роскошном живом византийском соборе Европы, св. Марка, где мне довелось быть в этом году. Собор святого Марка живой, целенький и теплый, украшен дивными золотыми иконами, мозаиками и статуями, напоминающими о былом блеске православной культуры. Такой, наверное, была св. София Константинопольская, но та пострадала от иконоборцев и оттоманов. Ведь Венеция восстала из вод и расцвела под властью византийских императоров. И даже архиепископ венецианский, правивший службу, по-прежнему именуется «патриархом», закрепляя связь Востока и Запада. И во всех этих соборах на стенах и иконах ангел склонялся перед Девой, держа лилию в руке. Благовещение - настоящий женский праздник, опровергающий измышления злобных феминистов о якобы приниженной роли женщины в церкви и в христианской культуре. Только протестант вроде Дэна Брауна мог придумать этот поклеп – мы-то знаем, чей образ чаще всего изображается на иконах, даже чаще образа Христа. В этот день повсюду поют акафисты женщине, родившей Христа, и славят Ее «честнейшую херувим и славнейшую серафим». Не случайно Паллад Александрийский, греческий поэт четвертого века, хуливший женщин («Женщины - мерзость, и хороши лишь на ложе любви, или на смертном одре»), был и врагом христианства.

http://radonezh.ru/analytics/perenesti-z...

Александра Никифорова. К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника (версия для печати)/Православие.Ru К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника Православие.Ru , 30 января 2002 г. Александра Никифорова 30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески. Икона трех святителей Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Петра едесского, еп. Газы при импер. Зиноне. Копт. 1425 (одно лице с Петром 26 числа у Мюллера?). Альгабдила еп. Копт. 1286 и др. Акакия с муч. Иринархом (сей у нас 28 ноября). М. Р. и Никод. Маркелла, Петра, Нумерия, Серена, Мелиса и Викторина мучч. в Никомидии. Иерон. 28 . Трофима, Феодола, Експектата, Евхерия, Сатурнина, Евсевия и Иулия мучч. в Сирии. Иерон. Санодия игумена в Саиде в верхн. Египте, Ора монаха саидского. Копт. 1338 и 1425. Вениана Крестителя(?). Копт. у Порфир. 29 . Пафнутия игумена в Гераклее. Мюллер. Тиридата царя в 4 в. Армян. Мученичество Ставра . Копт. у Порфир. 30 . Иустины девы и муч. в Византии. М. Р. Кариона и Тириона мучч. в Никомидии. Иерон. Домнина и Меролы мучч. в Антиохии. Иерон. Декабрь 1 . Исидора муч. Копт. 1286 и 1338 (у Калькас. Севера). Аристакеса и Вртанеса детей св. Григория Просветителя, муч. Армян. Иоанна ираклийского. Копт. у Порфир. и Люд. 2 . Силвана еп. в Филиппополи во Фригии, известного своими чудесами. М. Р. Юсика , внука Григория Просветителя. Армян. Анатолия пресв. муч. Копт. 1425. (Абаталия пресвит. муч. близь Мемфиса 1338). 3 . Агриколы муч. в Паннонии. М. Р. Амбика, Виктора, Иулия мучч. в Никомидии. Иерон. Р. Метровия, Клавдика, Феликса на Востоке. Иерон. Р. (Иеронимов втор. 4 дек. Метровий может быть Миропия у нас, по догадке Флорентиния). Матфея нищего игумена горы Есван в провинции Хус. Копт. 1338 и 1425. Дионтира . Абис. у Люд. 4 . Св. Трофана и дружины его, замученных Львом армянином иконоборцем в 780 г. в Константинополе. М. Р. Папия муч. в Царьграде ок. 780 г. за св. иконы умершего в темнице. Самуила игумена горы Халиона, предсказавшего явление Магомета и сжегшего буллу папы Льва. Копт. 1425. Мучч. Исаии , сестры его Феклы , друга Павла и Паллад ия , сына Феклы при Диоклитиане в городе Абусире на Западе Асмонеев. Копт. 1338 и 1425. Иеракла , патр. алекс † 4 дек. 246 г. Абис. у Люд. (еще 15 окт.). Успение Варилана . Копт. у Порфир. (Варвары?). 5 . Домнина и 12 других мучч. в Кесарии каппадокийской. Мюллер. Иамина при Константине Великом из горы Мениа асмовейской. Копт. 1425 (у Порфир. Пимена испов.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Навин, отец Иисуса Навина B.V. II. 10. 13, 22 Нарсес, брат Аратия, армянин из Персоармении, перешедший на сторону Византии В.Р. I. 12. 21, 22; 15. 31; 19. 37; II. 24. 12, 14; 25. 20, 24 Нарсес, препозит священной спальни В.Р. I. 15. 31; 25. 24, 26 Непот, западноримский император (474 – 475) B.V. I. 7. 15 Нерон, римский император (54 – 68) Н.а. I. 9 Никита, отец военачальника Иоанна В.Р. I. 13. 21; II. 19. 36; 24. 15 Оамер, племянник Ильдериха B.V. I. 9. 2, 9, 14, 17; 17. 2 Одонат (Оденат), царь Пальмиры В.Р. II. 5. 5, 6 Олибрий (Аниций Олибрий), западноримский император (472 г.) В.Р. I. 8. 1; B.V. I. 5. 6; 6. 6; 7. 1 Орест, в древнегреческой мифология брат Ифигении, сын Агамемнона и Клитемнестры В.Р. I. 17. 11 – 20 Ориген , константинопольский сенатор В.Р. 1. 24. 26 – 31 Ортайя, правитель маврусиев, обитавших за Аврасием B.V. II. 13. 19, 28, 29; 17. 8 Осирис, бог мертвых и плодородия в Древнем Египте В.Р. I. 19.35 Осров, царь Эдессы В.Р. I. 17. 24 Павел, патриарх Александрии – Н.а. XXVII. 3, 4, 11, 14, 16. 18, 19, 21, 24 Павел, священник из Гадрумета B.V, II. 23. 18 – 25, 29 Павел, толмач Хосрова, византиец из Антиохии В.Р. II. 6. 22, 23, 7. 5; 8. 4, 7; 12. 1, 33; 26. 14; 27. 24, 45 Пакурий (Шапур II), шах Ирана (309310 – 379) В.Р. 1. 5. 10, 13, 16 – 34 Паллад, согласно легенде, живший в Риме до взятия Трои B.V. I. 21. 4 Папп, византийский военачальник B.V. I. 11. 7; II. 3. 4; 17. 6; 28.45 Пасифил, мятежник из Бизацены, советник и подручный Гонтариса B.V. II. 27. 21, 22, 36, 38; 28. 5, 39 Патрикий, фригиец, византийский военачальник В.Р. I. 8. 2, 10 – 19; 9. 5, 6, 13 Патрикиол, отец Виталиана, византийский военачальник В.Р. I. 8. 3 Пегасий, врач из города Лариба B.V. II. 22. 14, 15; Н.а. V. 33 – 35, 38 Пелагий, архидиакон из Рима Н.а. XXVII. 17, 24; XXIX. 2 Пераний, сын Гургена В.Р. I. 12. 11; II. 24. 15; 25. 35; 26. 25, 38; 27. 42; 28. 1 Пероз (Фируз I), шах Ирана (459 – 484) В.Р. I. 3. 1, 8, 10 – 22; 4. 1 – 14 Пероз, владелец Фарангия до Симеона В.Р. II. 3. 3 Пероз, персидский военачальник (мирран) В.Р. I. 13. 16; 14. 1, 5 – 20, 29, 44; 17. 26, 27, 29

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

   001    002    003    004    005   006