7. Плоды Св. Духа «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22, 23 ). 1 . " Любы». Как все страсти от самолюбия, все к себе стягивающего, так все добрые расположения от любви, поправшей самость и всем готовой жертвовать для блага других, не помышляя о себе. И какой из добродетелей прилично держать первенство между плодами Духа, как не любви, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями, и от которой рождаются все блага? И в Законе и Евангелии ей предоставлено главенство: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоей и всею силою твоею: и ближнего твоего, якоже самого себе» ( Втор. 6:5 ; Мф. 22:37 ) (Иероним). Св. Павел в послании к Коринфянам, сказавши, что без любви все ничто, описывает потом дела любви так: «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» (Кор. 13:4–8). Все последующие добродетели указывают лишь разные стороны любви. 2 . «Радость.» Радость конечно «о Дусе Святе», в порядке духовной жизни: ибо «нечестивому несть радоватися» ( Ис. 57:21 ). Обычная радость – от получения земных благ; радость духовная от ощущения благобытия в Духе. Как чувство здравия неотъемлемо от здорового, так радость духовная от живущего духом и похотей плотских несовершающего. Это радость спасенного, который видит ясно, что миновал пагубность. Ее нельзя раздуть, она сама рождается и стоит. Заповедь апостола: «Всегда радуйтеся» ( 1Сол. 5:16 ), может быть более есть признак, что если не радуетесь, то вы не стоите в настоящем чине. По уверению Палладия Еленопольского в «Лавсаике» , в обители аввы Аполлоса было братий до пятисот, и они все всегда радовались, не смотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселия телесного. Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говаривал: «Не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут Иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» («Лав.» 47, стр. 168).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Псалом 93 Псалом Давиду, в четвертый субботы, т.е. в четвертый день недели. «Надписан псалом, – говорит св. Афан., – в четвертый субботы потому, что в четвертый месяц (под днем разумеется месяц) начались бедствия града Божия, осажденного Вавилонянами, как повествует о сем Иеремия». По уверению бл. Феодорита, «псалом сей не надписан у Евреев. Очевидно, – говорит он, – что надпись сия сделана кем-либо другим, а не пророком и не переводившими псалом в начале». «В сем псалме Давид ведет речь о промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что то и другое непостоянно» (Св. Афан.). По блаж. Феодориту, «псалом учит о промысле Божием, а в следствие оного о наказании живущих порочно, притеснителей и судей неправедных. Представляется же псалом произнесенным от лица воспитанных в благочестии, которые терпят неправду от властителей». 1 . Бог отмщений не обинулся 546 есть, т.е. прямо, открыто поступил, или (прошедшее вместо настоящего): Бог прямо действует, т.е. справедливо. «Словом: не обинулся есть, – говорит св. Афан., – указывает на тот приговор, который произнесет на Бож. суде. Мф. 25:41 ». С Евр.: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя»! Так перевел Акила и другие толковники, говорит бл. Феодорит: «явись». «Услыши и приими прошение мое, говорит пророк» (Бл. Феод.). 2 . С Евр.: «Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым». 3 . С Евр.: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут»? 4 . С Евр.: «Они изрыгают дерзкие речи величаются все делающие беззаконие». 5 . С Евр.: «Попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое». 6 . Пришельца убиша. Под пришельцами здесь, по бл. Феод., разумеются пришедшие из язычников и пожелавшие жительствовать по законам Божиим», иначе: прозелиты. С Евр.: «Вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». 7 . С Евр.: «И говорят: не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». 8 . С Евр.: «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 24 1 . Псалом Давиду. «Псалом сей, – говорит бл. Феодор., – имеет вид молитвы. Некоторые утверждали, что в нем предсказывается плен и изъясняли оный, как изреченный пленными, имея в виду окончание псалма ст. 22 167 . Но думаю, что псалом сей изречен бл. Давидом, когда видел многие восстания врагов. Посему и приводит себе на память прежние и новые грехи, и умоляет об избавлении от них». Псалом писан на Еврейск. – акростихом, по порядку Еврейских букв. 1 . К Тебе Господи, воздвигох душу мою. С Евр.: «К Тебе, Господи, возношу душу мою». Возносить душу к Богу значит: молить Его, возлагать на Него надежду, сильно желать Божией помощи (См. Иер. 22:27 ; Втор. 24:15 ). «Это говорят, как обратившиеся уже от идолослужения», говор. св. Афанасий. 2 . Ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Т.е., «не постыдятся все, возложившие уже упование на Бога, и соделавшиеся славными» (Св. Афан.). 3 . Да постыдятся беззаконнующии вотще. «Надлежит заметить, – говорит бл. Феод., – не просто о согрешающих, но о беззаконнующих вотще пророк сказал, что исполнятся они стыда; потому что не все одинаково прегрешают, но одни поползаются по какому-либо обстоятельству, или по естественной немощи, а другие услаждаются беззакониями, и придумывают новые». По св. Афанасию, здесь разумеются «пребывающие в идолослужении». С Евр.: «Да не постыдятся и все, надеющиеся на Тебя; да постыдятся беззаконнующие втуне». 4 . Пути Твоя Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Пути и стези Божии суть заповеди и определения Божии о человеке; по св. Афан. – «евангельские догматы »; по бл. Феод. – «пути, ведущие к Богу». 5 . И Тебе терпех весь день. – Т.е. всегда, постоянно надеялся на Тебя, всякой день жду от Тебя помощи и вразумления. С Евр.: «Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякой день». 6 . Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Т.е. яви мне те щедроты и милости, которые Ты обещал от века надеющимся на Тебя, Господи. С Евр.: «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 4 Мал.4:1 . Яко се, день грядет горящ яко пещ и попалит я, и будут вси иноплеменницы и вси творящии беззаконная яко стеблие: и возжжет я день Господень грядый, глаголет Господь Вседержитель, и не останется от них корень ниже ветвь. С Евр.: «Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день, – говорит Господь Саваоф, – так что не оставит у них ни корня, ни ветвей». В предыдущих стихах Господь Бог обличал нечестивых, которые говорили и думали, что нет промысла Божия, что Бог не награждает, не наказывает, что даже доля нечестивых лучше, чем жребий праведных, а потому Бог не судит людей. Нет, – говорит пророк, – судит, награждает и наказывает. Вот наступает день суда Божия, день мщения всем нечестивым, тогда узнаете, какая участь постигнет беззаконников и какая праведников. Этот день, – говорит пророк, – горит страшным огнем, как пылающая пещь, т. е. наступит страшный суд Божий, который, как огнь, попалит всех нечестивых. Тогда все «иноплеменницы» 61 , чуждые званию верных и царству Божию, вообще люди нечестивые (см. Мал. 3:14, 15 ), нераскаянные грешники будут «яко стеблие», как солома ( Ис. 5:24 ; Соф. 1:18 ; Авд. 1:18 ); огнь суда Божия совершенно истребит их скоро и быстро, так, что ничего не останется: «ни корня, ни ветвей» ( Ам. 2:9 ), т. е. «грешники (поясняет св. Кирилл Алекс.) не будут иметь никакой надежды на возрождение к жизни (блаженной). Ибо когда не совсем исторжен корень, и не из самаго основания вырваны ветви, тогда есть еще надежда, что дерево отродится, будучи очищено, оно опять расцветет и пустит отрасли. Коли же дерево исторжено со всеми своими корнями, и его ветви обрублены без всякой пощады, то уже нет никакой надежды на его отрождение. Подобно растениям, – говорит Бог , – лишатся всякой надежды грешники». Мал.4:2 . И возсияет вам боящымся имене Моего Солнце правды и исцеление в крилех Его: и изыдете и взыграете, якоже тельцы от уз разрешени. С Евр.: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды, и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 36 Псалом Давиду. Из 25 стиха видно, что Давид написал сей псалом уже в старости, после гонений, как увещание всем людям, убеждая встречающиеся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, не завидовать им (Бл. Феод.). 1 . Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Симмах перевел: «не входи в состязание», а Феодотион: «не раздражайся», т.е. не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благой жребий. С Евр.: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие». 2 . С Евр.: «Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут». 3 . Насели землю, и упасешися в богатстве ея (повелит. вместо будущего). Населить, наследить землю на языке Св. Писания означает – получить счастие, блага в сей или будущей жизни. (См. ниже: ст. 9–10. Ис. 60:21 ; Мф. 5:5 ). Т.е. если ты будешь уповать на Господа и делать добро, то спокойно и счастливо будешь обитать на земле и упасешися в богатстве ея. «Пророк, – говорит бл. Феод., – всем поучал пользе упования на Бога. Кто на Бога уповает, говорит пророк, и кого пасет Бог, тот и насладится подаваемых от Него благ». Впрочем другие, в духовном смысле, разумеют под землею или Св. Писание, св. Церковь (Август.), или небо, которое есть земля живых (Иерон.). «Землею, – говорит св. Афан. Алекс., – называет Боговдохновенное Писание, в котором богатство святых, т.е. обетования. Давид советует непрестанно, со вниманием изучать Божественные словеса из желания тех благ, какие по Писанию, уготованы святым». С Евр.: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину». 4 . Насладися Господеви, т.е. в Господе находи себе счастие, довольство, услаждение. И даст ти прошения сердца твоего, т.е. исполнит желания, сердечные моления твои. С Евр.: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего». 5 . Открый ко Господу путь твой, т.е. «и себя самого, и дела свои посвяти Богу, и от Него ожидай помощи» (бл. Феод.); или: «явно иди угодным Ему путем» (Св. Афан.). С Евр.: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 85 Молитва Давиду. С Евр.: «Молитва Давида». Давид, находясь в скорби (ст. 7) и гонении от людей гордых (ст. 14), в сем псалме умоляет Господа о помощи, и вместе пророчествует об обращении и спасении всех народов (ст. 9), «предвозвещает же, – говорит бл. Феод., – и нападение Ассириян на Иерусалим и упование Езекии на Бога». Ко временам царя Езекии относит и св. Афанасий. «Давид и Езекия, – говорит он, – оба стяжав богатство праведности, не взирали на оное, но имели в виду убожество своей природы и умоляли Бога умилосердиться к нищете ея» (Толк. на 1 ст.). 1 . Приклони, Господи, ухо Твое. «Взято это, – говорит св. Афан., – в переносном смысле с больного, который, по немощи, не может говорить громко, и убеждает врача приклонить слух к устам его. Начало молитвы сей – смиренномудрие». С Евр.: «Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня; ибо я беден и нищ». 2 . Сохрани душу мою, яко преподобен есмь 501 . «Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе нищим и преподобным. Смысл же слов его таков: сам я по себе нищ есмь и убог и не имею достатка в добродетели, но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня не справедливо, а я терплю неправедное нападение». С Евр.: «Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя». 3 . С Евр.: «Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день». 4 . Яко к Тебе взях 502 душу мою, т.е. вознес душу мою. С Евр.: «Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою». 5 . С Евр.: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». 6 . С Евр.: «Услышь, Господи, молитву мою, и внемли гласу моления моего». 7 . С Евр.: «В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня». 8 . Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Эти слова, по мнению бл. Феод., служат как бы ответом на богохуление Рапсака, который говорил: «Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?.. Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей»? ( 4Цар. 18:33–35 ). Т.е., «те боги совершенно неодушевлены, и сами себя не могут защитить, а Твое велелепие не выразимо языком человеческим» (Бл. Феод.). По св. Афан. – певец «богами называет свят. пророков, к которым было Божие слово. Говорит же, что никто из пророков не мог избавить людей от греха, кроме Единого Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 134 Аллилуиа. По бл. Феод. – псалом сей есть хвалебная песнь, вознесенная Богу Евреями, получившими освобождение из плена. 1 . С Евр.: «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни». 2 . С Евр.: «Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего». 3 . Пойте имени Его, яко добро 653 . С Евр.: «Пойте имени Его, ибо это сладостно». Т.е. спасительно и сладостно воспевать имя Божие, славословить Господа. «От сего произойдет много пользы для вас» (Бл. Феод.). 4 . Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние 654 Себе, с Евр.: – «в собственность Свою». Т.е. Господь Бог избрал Еврейский народ в богатство, в собственность Себе, «взирая не на малочисленность его, а на добродетели, к которым Он хотел руководить Евреев» (Злат.); избрал для достижения Своих великих целей о спасении человеческого рода, соделал его как бы сокровищницею Своих даров, обетований, благодеяний, потому особенно и заботился о нем ( Втор. 32:8–9 ). «Назвав достоянием Божиим, – говорит св. Злат., – пророк выражает Божию к ним любовь, промышление, попечение, благоволение». 5 . С Евр.: «Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов». 6 . Во всех безднах. «Безднами пророк назвал, – говорит бл. Феод., – безпредельное множество вод», или, по св. Златоусту, – «преисподния места земли». С Евр.: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах». 7 . Возводя облаки от последних земли. С Евр.: «Возводит облака от края земли», – от пределов земли; «потому что, – говорит бл. Феод., – облака составляются из морских вод, а морские заливы – пределы земли». «Удивительно, – говорит св. Злат., – не только то, что облака с водою поднимаются – тяжелое носится на легком, – но и то, что идут как бы в горних жилищах, нося в себе (от пределов земли) тяжесть такого множества вод». Молнии в дождь сотвори, т.е. во время дождя. С Евр.: «Творит молнии при дожде». Т.е. соединил несоединимое, по природе противоположное, молнии с дождем, огонь с водою, «что молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает и сам не угасает» (Бл. Феод. и Злат.). Изводяй ветры от сокровищ Своих. «Словами: от сокровищ Своих, – говорит св. Злат., – пророк выражает не то, будто есть сокровищницы ветров, но то, как легко Бог управляет ими»; – «едва даст Свое мановение Бог, повсюду являются ветры» (Бл. Феод.). «Словом: сокровища, – говорит св. Афан., – пророк изобразил непостижимость для людей природы ветров».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 2 Иоил. 2:1 . Вострубите трубою в Сионе, проповедите в горе Моей святей, и да смятутся вси живущии на земли, яко предстоит день Господень, яко близ. С Евр.: «Трубите трубою на Сионе, и возгремите на святой горе Моей; ибо грядет день Иеговы, ибо близок день тьмы и мрака, день облачный и пасмурный». В торжественных и особенных случаях, в праздники, пред войною и при приближении врага закон повелевал священникам трубить в трубы ( Чис. 10:1–10, 31:6 ; Сн. Ос. 5:8 ; Иез. 33:8 ). Св. пророк, повелевая трубить трубами на Сионе для собрания сюда всего народа, всех жителей земли Иудейской, сим дает разуметь, что наступает страшная опасность для Иудейского народа от приближающегося врага. Торжественное, необычайное и всенародное собрание на Сионе, предвозвещенное посредством труб – всё это, показывая чрезвычайную важность проповедуемого пророком, должно было поразить Иудеев и привесть их в трепет и ужас, а потому «да смятутся» – да вострепещут, – говорит Иоиль, – все живущие в земле 24 Иудейской; «яко предстоит день Господень», т. е. наступает время грозного посещения и наказания Божия Иудейского народа через врагов; «приближается, – поясняет бл. Феод., – время наказания, которое, не погрешая, может иный назвать днем мглы и тьмы, облака и бури (ст. 2); потому что во время сие будут такия бедствия, что никто не ощутит света, но всякий будет представлять, что живет во тьме и мгле» (Бл. Феод.). Иоил. 2:2 . День тмы и бури, день облака и мглы: якоже утро разлиются по горам людие мнози и крепцы, подобни им не быша от века, и по них не приложится до лет в род и род. С Евр.: «Как заря, разстилается по горам народ безчисленный и сильный: подобного ему не было от века, и после него не будет в лета будущих поколений». Отселе начинается изображение врага в виде безчисленного, страшного, стройного, всех и всё преодолевающего воинства. Что это за враг? Толковники расходятся в своих о нем мнениях. Одни разумеют исключительно саранчу 25 , которая действительно, как стройное воинство, нападает на страну, другие видят Ассириан и Вавилонян; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 101 Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое. С Евр.: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою». «Псалом содержит в себе, – говорит бл. Феодор., – предречение о бедственном состоянии народа Иудейского в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием, потому что нищим пророк называет имеющего нужду в Божием о нем промышлении». Нищий по Богу это, по св. Афан., – «лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает к Богу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа». Св. Ап. Павел 26, 27 и 28 стихами сего псалма подтверждает учение о Божестве Спасителя. Сн. Евр. 1:10 . 2 . С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе». 3 . С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, (когда) воззову (к Тебе), скоро услышь меня». 4 . Кости моя яко сушило сосхошася. С Евр.: «Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены как головня». Акила перевел: «Кости мои, как пережженная земля, рассыпались». Т.е. «тело мое от печали сделалось сухим, как головня, как бы обожженное прирожением к нему какого огня» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «вся сила того, чем поддерживалось подзаконное служение, расслабла и погибла, сила эта – первосвященство, храм, принесение животных в жертву, народная независимость». 5 . Уязвен 561 бых яко трава. «Я истреблен на подобие травы» (Бл. Феод.). С Евр.: «Сердце мое поражено, и иссохло как трава, так что я забываю есть хлеб мой». 6 . С Евр.: «От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей». 7 . Уподобихся неясыти 562 пустынней, бых яко нощный вран 563 на нырищи 564 . С Евр.: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах». Т.е. находясь в бедствии, избегал людского общества, жил уединенно, как пеликан, как ночный ворон на развалинах. По св. Афанасию, «пророк говорит это по причине тьмы, объявшей народ, ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного ворона не иное, как издавать голос ночью, от чего получил он себе и имя 565 . Посему-то псалмопевец, проводя целые ночи на молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 102 Псалом Давиду, «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – по-видимому, состоит в связи с предшествующим, и того же с ним содержания. Ибо в том оплакивающие бедствия свои в Вавилоне просили Бога даровать им возвращение, а здесь улучившие просимое песнословят благодетеля. А я думаю, что песнопение сие приличествует всем человекам, и освободившимся от более горького рабства, и сподобившимся большей свободы». «Народ новый из язычников, – говорит св. Афан., – сим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть: изглаждение греха и слава воскресения». 1 . Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Словом внутренняя, – говорит св. Афан., – пророк дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостию и всем помышлением». 2 . Не забывай всех воздаяний Его. С Евр.: «Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его». «Не должны забывать, что Господь Бог за великие грехи, содеянные нами, воздал (и воздает) благостию, милостию, щедротами. Вот каковы нам воздаяния Божии: установил очищение грехов наших, уврачевал немощи наши, избавил жизнь от истления, изгладив грех, явил свойственное Ему человеколюбие и милость и щедроты, увенчал нас дарованием сыноположения, исполнил нас духовных благ, даровав нам Себя Самого – истинный хлеб жизни» (Св. Афан.). 3 . С Евр.: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои». 4 . С Евр.: «Избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостию и щедротами». 5 . Обновится 571 яко орля юность твоя. С Евр.: «Насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя». Т.е. как орел, после линяния, обновляется или делается сильным: так и ты, Еврейский народ, обновишься, соберешься с силами в земле обетования после Вавилонского плена. Но Отцы разумеют духовное, благодатное обновление человека. «Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлюю. Сим Давид указует нам о даровании воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние» (Св. Афан.). «Сие обновление, – говорит бл. Феод., – даровал нам Владыка во св. крещении... Пророческое слово обещает нам востановление царского достоинства; потому что орел есть царственная птица, и ему вверено царство пернатых».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010