Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНОГРАДОВ Николай Петрович (11.05.1852, Вятская губ.- 2.04.1928, Казань), прот., проф. КазДА. Род. в семье священника Вятской губ. В 1876 г. окончил Вятскую ДС. В 1876-1880 гг. учился на богословском отделении КазДА. В 1880 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия, получил премию митр. Литовского Иосифа (Семашко) за канд. соч. «Догматическая система святого Григория Богослова». С 18 авг. 1880 по 19 авг. 1881 г. преподавал лат. язык в Нижегородском ДУ. С 19 авг. 1881 г. приват-доцент КазДА, преподаватель кафедры лат. языка и лат. словесности. После введения нового академического устава 1884 г. исполняющий должность доцента. 24 июля 1883 г. В. был назначен законоучителем 1-й казанской гимназии. 15 авг. 1883 г. архиеп. Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) (впосл. митрополит С.-Петербургский) рукоположен во иерея к Крестовоздвиженской ц. при гимназии. 14 июня 1887 г. защитил магист. дис. «Догматическое учение святого Григория Богослова», 26 окт. 1887 г. утвержден Святейшим Синодом в степени магистра богословия. В 1888-1911 гг. В. был членом епархиального училищного совета. Указом Святейшего Синода от 12 дек. 1894 г. назначен инспектором КазДА с возведением в сан протоиерея и исполняющим должность экстраординарного профессора. В 1906-1915 гг. состоял членом совета Братства свт. Гурия (с 5 нояб. 1912 по 1917 - секретарь совета). С 3 марта 1908 г. В. экстраординарный профессор КазДА, а с 16 авг. 1910 г., с введением нового академического устава, заслуженный экстраординарный профессор по кафедре лат. языка. В нояб. 1910 г. за выслугой лет В. был уволен от занимаемой должности с оставлением на службе в академии в должности инспектора и с предоставлением возможности преподавать 1 год. 27 июня 1911 г. освобожден от должности инспектора. Определением Святейшего Синода от 10 нояб. 1911 г. за В. было сохранено «право читать в академии лекции, принимать на себя исполнение различных поручений Совета Казанской Духовной академии в качестве штатного профессора... и участвовать в заседаниях Совета с правом решающего голоса».

http://pravenc.ru/text/158708.html

«Храм будет восстановлен в прежнем виде – том, который задумывался изначально архитектором Никоновым», – отметил С. Макаров. 04.08.2016 г. Сайт «Приходы» http://prichod.ru/opyt-prihodov/25495/ Была заложена 10 июня 1890 года и строилась 3 года. Выполнена в неорусском стиле, по проекту довольно известного архитектора Санкт-Петербурга - Никонова Николая Никитича. Надо отметить, что это его первый храмовый проект, после которого он был назначен на должность епархиального архитектора. Затем им были построены Иоанновский женский монастырь на Карповке, подворье на улице Некрасова. Эта церковь считалась первой в Петербурге выстроенной в «русском стиле внутри и снаружи». Воздвигалась церковь с 1891-1893 год для Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и была создана для развития сети церковно-приходских школ и поддержания традиции церковного пения. Основателем и первым священником Покровской церкви является Сергей Николаевич Слепян. Над отделкой церкви трудились суздальские мастера во главе с М. С. Серебряковым. Образа исполнил князь Г. Г. Гагарин. Церковь была двухэтажной — на втором этаже Покровский храм — в нем был майоликовый иконостас, а на первом этаже церковь во имя св. Вонифатия. Достопримечательностью церкви была колокольня, которую венчал не совсем обычный, сильно вытянутый вверх шатёр. Он эффектно сочетался с пятиглавием основного четверика церкви и двумя луковичными главами над её приделами. Церковь имеет два престола: святого мученика Вонифатия внизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, вверху. Две церкви, верхняя и нижняя, одновременно могли вмещать около 1500 человек. Нижний храм святого мученика Вонифатия был освящён 12 октября 1893 года епископом Нарвским Никандром (Молчановым). Верхний храм был освящён 9 марта 1897 года, митрополитом Палладием (Раевым). Рядом с церковью был выстроен дом епархиального братства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В верхней церкви епископом Гдовским Вениамином 8 июня 1913 года был освящён придел во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=01545

25 марта – Окончание работы над статьей «Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя (Экзегетико-полемический этюд)», написанной по поручению митрополита С.-Петербургского Палладия (Раева) и опубликованной по его предложению. 8 мая – Первая встреча с обер-прокурором К. П. Победоносцевым . Лето – Отдыхал у старшего брата Василия Никаноровича Глубоковского в Бобруйске. 5 октября – Начало работы над докторской диссертацией о св. Апостоле Павле. 8 ноября – Утвержден в чине коллежского советника со старшинством c 11 октября 1894 г. Опубликовал более 40 статей, заметок и рецензий: в «Христианском чтении» (5), «Церковном вестнике» (17), «Русском слове» (15) – о Русской православной миссии в Северной Америке (по письмам епископа Николая Зиорова) , о новостях академической жизни, некролог ректора Вологодской духовной семинарии протоиерея И. А. Лебедева , рецензии на труды И. Николина , Э. Комба, О. Гольцмана, Н. А. Заозерского , свящ. И. Соловьева, свящ. Н. П. Малиновского, Г. А. Воскресенского и по другим вопросам. 1896 17 февраля – Произнес речь «Обращение Савла и «Евангелие» св. Апостола Павла» на годичном акте СПбДА. 14 мая – Награжден орденом св. Анны 3-й степени, грамота от 13 ноября 1896 г. Май – Участвовал в работе Комиссии по реформе духовных академий, организованной митрополитом С.-Петербургским Палладием (Раевым) при СПбДА, представил доклад «К вопросу о нуждах духовно-академического образования». Под опубликованным докладом две даты: «1896, V, 12 – воскресенье, день. Св. Троицы; 1897, VI, 29 – воскресенье, память свв. Апп. Петра и Павла». Май – октябрь – Работал (в Евпатории, Слуцке, С.-Петербурге) над книгой «Греческий рукописный Евангелистарий из собрания проф. И. Е. Троицкого » (СПб., 1897). По словам Глубоковского, работа велась «по настоятельной просьбе» самого Троицкого. Опубликовал 30 статей, заметок и рецензий: в «Христианском чтении» (9), в журнале «Вера и разум» (1), в «Церковном вестнике» (7), «Московских ведомостях» (9), «Русском слове» (4), «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1) – свою речь на годичном академическом акте СПбДА, статью «Евангелие и Евангелия», корреспонденции о новостях академической жизни, о 25-летии научно-преподавательской деятельности профессора А. П. Лебедева , некролог преподавателя Вологодской духовной семинарии Н. И. Суворова, рецензии на словарь новозаветных слов О. Davis’a, на труды В. Neteler’a, A. Kellogg’a, священника П. Я. Светлова, А. А. Спасского, на перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия, выполненный Я. Л. Чортоком, и по другим вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С этой целью предлагалось: 1) обязать академических преподавателей (кроме древних языков и лекторов новейших языков) составить программы по преподаваемым им наукам и представить их в советы академий не позднее начала будущего учебного года с тем, чтобы совет передал их в Синод не позднее 1 января 1896 г. (и далее делать это ежегодно); 2) вставлять в годичные отчеты сведения о том, насколько выполнена преподавателем составленная им программа; 3) ректорам академий «иметь строгое наблюдение за направлением преподавателей» 631 . Последним, четвертым пунктом значилось: «Доценту С.-Петербургской духовной академии Глубоковскому поставить на вид допущенное им невнимательное отношение к поручению высшей власти» 632 . На основании этого доклада проектировался указ Св. Синода, который был разослан для подписи всем членам Синода, но, по словам Николая Никаноровича, «задержан был Первенствующим из них митрополитом Палладием [Раевым. – Т. Б.] " 633 . Копию этого документа Глубоковский приводит в своей «тетради», где собраны все материалы заведенного на него Учебным комитетом «дела», и следующим образом комментирует: «Это предложение было предъявлено мне [конфиденциально по поручению митрополита Палладия. – Н. Н. Г.] преосвящ. ректором Академии, Епископом Нарвским Никандром (Молчановым) в четверг 16-го марта 1895 г., а я на сие сказал, что: a) это есть гнусная клевета, b) что я выйду из Академии 634 и c) тогда опровергну все печатно. Просил передать это и митрополиту Палладию, но он только ругал меня и не захотел призвать для объяснений, о чем настойчиво и не раз говорил ему ректор» 635 . По словам Глубоковского, тогда он «очень огорчался и обижался на это, но потом примирился, лучше узнав о тяжелом положении в Санкт-Петербурге митр. Палладия, которого «травил» даже Учебный Комитет...» 636 . В автобиографических записках Николай Никанорович говорит об этом так: «Осведомленный совсем непредвиденно и неожиданно 637 , я просто был ошеломлен столь обидным актом, грозившим мне – при моем неокрепшем академическом положении – опасными неприятностями, а по обязательному профессорскому гонору я не мог и не хотел оставаться там, где меня считают «непростительным по неотчетливости в богословской мысли " " 638 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

20). Он не ограничивался чтением лекций, но и руководил самостоятельным чтением девиц по богословским наукам, занятиями их в составлении сочинений и их пробными уроками в прогимназии по предмету Закона Божия. И по выходе из заведения, ученицы о. Михаила сохраняли к нему искреннюю признательность, и многие оставались его духовными детьми. Будучи членом Городского Училищного Совета, он поднимал вопрос о лучшей постановке преподавания Закона Божия в городских начальных училищах. Будучи членом С.-Петербургского Комитета грамотности, он редактировал богословский отдел издания Комитета «Обзор русской народно-учебной литературы». О. Михаил состоял также экзаменатором при 6-й гимназии. Плодом его занятий по преподаванию Закона Божия были составленные им учебники по Священной Истории Ветхого и Нового Завета, изъяснение Богослужения и краткий учебник по Закону Божию применительно к программе начальных училищ и приготовительного класса средних учебных заведений. О. Михаил нёс и труды общеепархиальные, участвуя во всех больших начинаниях. Как пользовавшийся всеобщей известностью, он многократно был избираем в председатели Епархиальных съездов, и всегда оправдывал оказанную ему честь, решая назревшие вопросы и намечая новые пути в развитии церковно-приходской жизни епархии. Так, о. Михаил задумал устроить Епархиальную богадельню для заштатного духовенства. Для того чтобы изыскать средства на её устройство, он организовал Епархиальный свечной завод. Он даже ездил в Германию изучать способы отделки воска и изготовления свечей. Завод был открыт в сентябре 1893 г. Он удовлетворял потребность в свечах всех церквей епархии и через год имел запас свыше 3000 пудов свечей. На съезде духовенства С.-Петербургской епархии, состоявшемся 12–16.12.1894 г., было принято решение устроить Епархиальную богадельню, наименовать её Богадельней в Бозе почившего Государя Императора Александра III. Строить решили на пустующей территории рядом с церковью Св. Иоанна Предтечи, что в Ямской. Постановление съезда было утверждено к исполнению митрополитом СПб и Ладожским Палладием (Раевым) .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

12 июня 1897 года состоялся LIV-й выпуск академии: ее окончило 69 человек. В Академическом храме ректор епископ Нарвский Иоанн соборне со священствующими профессорами и студентами совершил напутственный молебен. Иеромонах Вениамин вошел в число выпускников I разряда – он был в списке 27-м 124 . Вечером 12 июня о. Вениамин предложил беседу в зале при Троицкой церкви Общества 125 . 28 октября 1897 года на заседании Совета С.-Петербургской духовной академии был заслушан указ Святейшего Синода от 4 октября за 5409: «... на должность [...] преподавателя Св. Писания в Рижскую духовную семинарию определить окончившего в текущем году курс учения в С.-Петербургской духовной академии кандидата богословия иеромонаха Вениамина (Казанского)». Совет принял этот указ к сведению 126 . А 28 января 1898 года Совет академии рассматривал лучшие кандидатские сочинения студентов минувшего года и постановил: «Рекомендуемые наставниками к почетному отзыву сочинения [...] иеромонаха Вениамина Казанского [...] удостоить такового отзыва». 4 февраля 1898 года это постановление Совета было утверждено митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием (Раевым) 127 . 86 Журналы Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1893/94 учебный год. СПб. 1894. С. 35–36. 1 Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи св. митрополита Петроградского Вениамина//Из глубины времен. Вып.8. СПб., 1997. С.147–160. 87 Сорокин В., проф.-прот. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительная деятельность//Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. М., 1986. С.120. 93 Краткий очерк десятилетней просветительской деятельности студентов петербургской духовной академии ( 1887–1897 г. )//С-Петербургский духовный вестник. 1897. 48 С. 945–950; 49. С. 966–972; 50. С. 985–991. 95 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1893–1894 г. (Тринадцатый год существования Общества) с приложениями. СПб., 1894. С.106–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (15.12.1863, Рязанская губ.- 1922?, Ташкент), прот., принадлежал к плеяде «григорьевцев» - пастырей-миссионеров, приехавших из России в Туркестан на призыв Григория (Полетаева) , еп. Туркестанского и Ташкентского. Из семьи священника. Окончил КазДА со степенью канд. богословия. В 1887 г. архиеп. Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) рукоположен во диакона, в том же году - во пресвитера. В 1887-1892 гг. преподавал Закон Божий в Казанской учительской семинарии, с 1890 г. входил в состав Казанского епархиального училищного совета. 8 июля 1892 г. прибыл в Туркестан, где оказался единственным священником с академическим образованием. Первоначально преподавал Закон Божий в ташкентской муж. гимназии. 17 мая 1893 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ташкентского Преображенского собора (взорван в 1931). Благодаря таланту проповедника быстро приобрел популярность среди паствы. С 1894 г. являлся благочинным храмов Ташкента и Ташкентского округа, председателем ташкентского отд-ния епархиального училищного совета, уездным наблюдателем церковноприходских школ, законоучителем в Ташкентском реальном уч-ще, духовником Туркестанской общины сестер милосердия Красного Креста, 20 дек. 1900 г. назначен благочинным военных церквей Сырдарьинской обл. Был духовным сыном прот. Андрея Малова , много потрудившегося для устроения Туркестанской епархии в первые годы ее существования. 23 июля 1914 г. Б. стал главным священником армии Сев.-Зап. фронта; в 1914-1917 гг. находился в местах ведения боевых действий, на полях сражений и в госпиталях утешал раненых, напутствовал умирающих. В июле 1917 г. на Всероссийском съезде военного и морского духовенства был избран членом Поместного Собора РПЦ. По возвращении в Туркестанскую епархию в 1918 г. вновь был назначен настоятелем Преображенского собора и оставался им до своей кончины. Имел многочисленные награды, в т. ч. золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его Императорского Величества, ордена св. Владимира 3-й и 4-й степени, был полным кавалером ордена св. Анны. Скончался после инфаркта. Похоронен у алтарной стены Иосифо-Георгиевского храма (находился на центральной площади города, не сохр.), рядом со своим братом прот. Петром Николаевичем Богородицким (7 янв. 1869 - 9 июля 1918), известным ташкентским пастырем. Арх.: Ташкентский обл. архив. Ф. 4. Ед. хр. 3. Л. 4-9 [Послужной список]; Архив автора [Восп. Н. А. Цитовича (внук Б.), аудиозапись]. Ист.: Туркестанские Вед. 1893. 9 мая; 10 мая. В. Б. Заславский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149531.html

Александр III был глубоко верующим человеком, его государственная деятельность и частная жизнь основывались на искреннем благочестии и любви к Церкви. Он интересовался искусством и историей, реставрацией памятников, коллекционировал предметы живописи и старины, был председателем Русского исторического общества. По его инициативе в 1883 году в Москве был открыт Исторический музей, а в Санкт-Петербурге начато создание музея русского национального искусства (открыт в 1898 году в Михайловском дворце, получил название Музея имени Александра III). Александр III был человеком атлетического сложения и обладал отменным здоровьем. В 1888 году во время крушения царского поезда на станции Борки (под Харьковом) он смог удержать на своих плечах рухнувшую часть потолка вагона. В память о спасении августейшей семьи в катастрофе построен храм Христа Спасителя в близлежащей слободе Борки (архитектор Р. Р. Марфельд), основаны несколько монастырей: Александро-Мариинский женский в деревне Евлево Егорьевского уезда Рязанской губернии, Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково Тверской губернии (ныне Московская область), Александро-Невский мужской в Ряжском уезде Рязанской губернии, Александро-Невский мужской в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. В 1891 году заболел нефритом (воспалительное поражение почек), эта болезнь стала для него смертельной. Скончался 20 октября 1894 года в Ливадийском дворце, напутствованный прот. Иоанном Кронштадтским . 1 ноября 1894 года гроб с телом был доставлен в Санкт-Петербург и положен в Петропавловском соборе. Чин отпевание в том же соборе 7 ноября совершил сонм иерархов российской церкви во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым) . Погребен в Петропавловском соборе. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 10.07.2020 07:48:57 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679819.h...

§ . В 1783 г. в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1814 г. Экзарх получил титул «экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского», появились три грузинских епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско-Имеретинской Синодальной конторы, секретарь которой был подчинен обер-прокурору Святейшего Синода. Епископы экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте Русанове (1817–1821) в экзархате началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения. Преемником Феофилакта был Иона Василевский (1821–1832), один из наиболее деятельных русских епископов XIX столетия. Он противостоял злоупотреблениям русификации и активно заботился о нуждах обездоленного низшего духовенства, но последующие экзархи снова оказались фанатичными националистами. Особенно выделялся жестокий архиепископ Павел Лебедев (1882–1887), который после неудачного покушения на него бежал в Казань и с разрешения обер-прокурора обменялся кафедрами с Казанским архиепископом Палладием Раевым. Волнения, охватившие экзархат в 1905–1907 гг., создали трудности, с которыми не смог справиться архиепископ Никон Софийский — 28 мая 1908 г. он был убит. В 1917 г. ожесточившееся духовенство экзархата отказалось принять участие во Всероссийском Поместном Соборе и признать патриарха Тихона. Следствием этого стало отделение экзархата от Русской д) Подчиненные епископам органы, осуществлявшие функции управления и суда, носили различные названия: Духовный приказ, домовая архиерейская контора, канцелярия (при архиерейском доме) или просто архиерейский дом. До 1764 г. их главной задачей было управление землями, которые доставляли материальное обеспечение епархиального управления.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Вадковский Александр Васильевич; 3.08.1846, с. Царёвка (Гремячка) Кирсановского у. Тамбовской губ.- 2.11.1912, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Род. в многодетной семье свящ. Василия Иовлевича Вадковского. В 1848-1858 гг. семья проживала в с. Матчерка Моршанского у. Однажды приход свящ. Василия посетил свт. Феофан (Говоров) . Святителю были представлены все дети Василия Иовлевича, но он обратил внимание только на Александра, благословил его, возложив руку на голову. В детстве А. Вадковский дружил со своим ровесником и земляком Василием (буд. митр. Киевский сщмч. Владимир (Богоявленский) ), отличался от замкнутого и застенчивого друга живостью характера и веселым нравом. В 1856-1860 гг. учился в Тамбовском ДУ, с осени 1860 г.- в Тамбовской ДС. В 1866 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1870 г. со степенью канд. богословия за соч. «Отношение арианства к неоплатонизму, преимущественно у александрийских иудеев». Антоний (Вадковский), митр. С.-Петербургский. Портрет. Худож. А. А. Карелин. 1911 г. (ГЭ) Антоний (Вадковский), митр. С.-Петербургский. Портрет. Худож. А. А. Карелин. 1911 г. (ГЭ) 14 апр. 1871 г. получил степень магистра богословия. На кафедре гомилетики и теории словесности в это время преподавал проф. И. Я. Порфирьев , определивший научную специализацию А. В. Вадковского, 1 мая 1871 г. назначенного доцентом по кафедре церковного проповедничества. Помимо преподавания Вадковский с 1875 г. работал в возглавляемой П. В. Знаменским комиссии по описанию рукописных и старопечатных книг б-ки Соловецкого мон-ря , переданных КазДА. Регулярно публиковал статьи в «Православном собеседнике» , в 1874 г. стал его редактором. В 1872 г. вступил в брак, но в 1879 г. овдовел, через 3 года умерли от дифтерита двое его детей. 4 марта 1883 г. архиеп. Казанским Палладием (Раевым) А. В. Вадковский был пострижен в монашество с именем в память о глубоко почитаемом им архиеп. Казанском Антонии (Амфитеатрове) . 6 марта 1883 г. рукоположен во иеромонаха, 14 нояб. того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем казанского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря ; продолжал преподавательскую и научную деятельность в КазДА. 12 дек. 1883 г. советом академии А. был избран и позднее утвержден Синодом в звании экстраординарного профессора, с 12 дек. 1884 г. инспектор КазДА, о к-рой заботился на протяжении всей жизни. Восстановил обычай чтения молитв до и после академических лекций, пожертвовал крупную сумму для приобретения отдельного участка на городском кладбище для погребения студентов КазДА. В 1891 г. переслал в дар академии 287 книг, в 1899 г. пожертвовал 5 тыс. р. для учреждения стипендии. А. являлся секретарем и докладчиком на Соборе архиереев Волго-Вятского края (1885), а также составителем проекта «Пастырского послания епископов к православным их паствам».

http://pravenc.ru/text/115944.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010