Афон (θως). Монастырь Хиландар. Χιλανδαρου /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Монастырь Хиландар (в некоторых источниках Хилендар) посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хилендаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви. Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры. В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762). Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.

http://sobory.ru/article/?object=30431

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМБЕРТОВ Менандр, вымышленный автор «Манифеста с прошением» и «Вопросов о греко-российском вероисповедании», якобы поданных им старообрядцам в 1726 г. Оба сочинения известны при ответах на них старообрядцев, составленных в следующем году. Против историчности личности Г. свидетельствуют все немногочисленные сведения о нем, содержащиеся в приписываемых ему сочинениях. Г. называет себя уроженцем «бывшего столичного града земли Болгарской Тернова», время его рождения (судя по тому, что он был отдан учиться в 1673) определяется ок. сер. 60-х гг. XVII в. К.-л. конкретные болг. реалии (за исключением указания на Тырново как бывш. столицу страны, о чем составитель мог знать из таких популярных в совр. ему рус. книжности сочинений, как Хронограф Русский и Космографии разных редакций) в «Манифесте...» и «Вопросах...» отсутствуют. Духовная жизнь правосл. слав. населения Болгарии в посл. трети XVII - 1-й трети XVIII в. находилась если не в застое, то в глубоком затишье (в этом смысле характерно, что лит. процесс XVII в. болг. филологи рассматривают почти исключительно на материале католич. (преимущественно латиноязычных) сочинений - см., напр.: Динеков П. Н. Българската лит-ра през XVII в.//Лит. мисъл. 1977. 1. С. 5-15). Так, с сер. XVII до сер. XVIII в. (от Жития прп. Пимена Зографского до «Истории славяно-болгарской» прп. Паисия Хиландарского) не было создано ни одного оригинального лит. текста крупнее «выходных» записей книгописцев. В Тырнове, где находилась кафедра греч. митрополитов, слав. культура играла второстепенную роль: для периода 1651-1750 гг. не известна ни одна рукопись, написанная здесь или хотя бы созданная выходцами из Тырнова в др. местах ( Христова Б. , Караджова Д. , Узунова Е. Бележки на българските книжовници X-XVIII вв. София, 2004. Т. 2: XV-XVIII в. (по указ.)). В «Манифесте...» Г. говорит, что «еще в юностных летах» он изучил «слоги и прочих свободных наук отчасти коснулся», между тем подобное образование он мог получить в то время лишь в греч. или в лат. (болгаро-католич.) школе (поскольку до XIX в. слав. уч-ща с преподаванием элементов свободных искусств в Болгарии отсутствовали), но об этом не говорится ни слова. Конфессиональная и национальная ситуация в Болгарии (конкретно в Тырнове) в сочинении не упоминается, нет в нем и выпадов против греков, довольно частых в рассматриваемый период в рассказах юж. славян, общавшихся с русскими. Напротив, тема «многшего неустроения» в церковных обрядах, столь волнующая «болгарина» Г. и близкая его рус. собеседникам, совершенно чужда (в отличие от вопроса о языке богослужения) южнослав. книжникам в период османского владычества, да и более раннего времени, после повсеместного распространения в XIV в. Иерусалимского устава.

http://pravenc.ru/text/168297.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД БОЛГАРСКИЙ болг. царь нач. XI в. Под этим именем в Болгарской Православной Церкви как преподобный почитался старший брат болг. царя Самуила . Древнейшее упоминание Д. Б. содержалось в перечне болг. царей в составе Зографского помянника, переписанного в 1502 г. Оригинал памятника не сохранился, текст известен по копии, сделанной в 1852 г. К. Д. Дмитриевым-Петковичем и опубликованной А. Ф. Гильфердингом ( Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 489). В Истории иером. Паисия Хиландарского он стоит 3-м в списке болг. святых. О Д. Б. сообщается, что он добровольно оставил царство брату Самуилу, ушел в мон-рь, жил свято и богоугодно, но недолго, его мощи были извлечены нетленными и перенесены в Охрид ( Паисïя Хилендарского î еромонаха Îсторïа славноболгарска, собрана и нареждена в лто 1762. София, 1914, 2000р). Практически те же сведения сообщает считающаяся независимой от «Истории» Паисия «Icmopia вкратц о Болгарословенском народ» и сопровождающий ее перечень «Святии от Българского народа» в списке 1785 г. (Zogr. 263) ( Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 628-630, 636, 641). По поводу источника этих сведений М. Дринов предположил, что иером. Паисий знал ныне не сохранившееся Житие Д. Б. ( Дринов М. Исторически прглед на Бълг. Църква. Виена, 1869. С. 484). Но В. Златарский пришел к выводу, что источником для иером. Паисия служило изображение «святаго Давида царя болгарского» в «Стематографии» Х. Жефаровича (Виена, 1741), где оно помещено после изображений святых Симеона Немани и Стефана Первовенчанного. Изображения Д. Б. присутствуют в неск. храмах: в ц. св. Георгия мон-ря Зограф работы Митрофана Зографа (1817), в Рильском мон-ре (1845) и в Троянском мон-ре (1847-1848) работы Захария Зографа ( Василев А. Бълг. светци в изобразителното изкуство. София, 1987. С. 66-67). Златарский первым высказал мнение, что Д. Б.- это комитопул Давид, старший брат царя Самуила ( Златарски В.

http://pravenc.ru/text/168544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВА Климентина Илиева (род. 13.02.1940, София), историк древнеболг. лит-ры и книжности. Окончила Софийский ун-т по специальности «болгарская филология» (1962). В 1962-1963 гг. была учителем болг. языка и лит-ры в Варне. В 1963-1966 гг. аспирантка Ин-та лит-ры при Болгарской АН, в 1966-1968 гг. специалист в Научном архиве при Центральной б-ке Болгарской АН, с 1969 г. И. работала в секции болг. лит-ры (научный сотрудник (1981), старший научный сотрудник (1986)). В 1968-1969 гг. специализировалась в секторе древнерус. лит-ры в ИРЛИ РАН (Пушкинском Доме). В 1974 г. была выселена из Софии по обвинению в связи с «врагами народа» и распространении запрещенной рус. лит-ры, вернулась в 1976 г. благодаря ходатайству акад. Д. С. Лихачёва и восстановлена в должности в том же ин-те. С 1984 г. преподавала древнеболг. лит-ру в Софийском ун-те, с 1996 г. доцент кафедры кирилло-мефодиевистики на фак-те слав. филологии. Канд. дис.- «Агиографическая продукция тырновской книжной школы» (1980). С 1985 г. читает курс древнеболг. лит-ры в Софийском ун-те. В 1997-1999 гг. преподаватель Высшего ин-та им. Паисия Хиландарского (Пловдив). Д-р наук. Член редколлегий Кирилло-Мефодиевской энциклопедии (КМЕ. Т. 1-4), серии «Староболгарская литература» (Старобългарска лит-ра. София, 1994-. Кн. 27-.), ж. «Palaeobulgarica» (София, 1992-. Год. 17-. Кн. 3-.). Член Специального научного совета по лит-ре при Высшей аттестационной комиссии Болгарии. В исследованиях И. затронула практически все области слав. медиевистики: описание рукописей и разыскание неизвестных текстов, изучение кодикологии, палеографии и междисциплинарных проблем средневек. культуры. И. является автором 9 книг (в т. ч. 3 монографий) и более сотни статей в болг. и зарубежных (Австрия, Италия, Россия, Сербия) изданиях, а также издателем Собрания сочинений св. Климента Охридского и 3 комментированных сборников с новоболг. переводами средневек. текстов. Из авторов кирилло-мефодиевского периода особое внимание И. уделила свт. Клименту Охридскому и составила список посвященной ему библиографии (Климент Охридски: Библиография, 1878-1944. София, 1966), а вместе с Б. С. Ангеловым, К. Куевым и Х. Кодовым подготовила собрание его сочинений ( Климент Охридски. Събр. съч. София, 1977. Т. 2). По ранним рукописям издала нек-рые произведения Иоанна Экзарха : Слово о Сретении (Пълен текст на Словото за Сретение от Йоан Екзарх//Известия на Ин-та за бълг. език. София, 1971. Кн. 20. С. 239-262), Слово о Преображении (Словото за Преображение от Йоан Екзарх: (Текстологични бележки)//Старобългарска лит-ра. София, 1978. Кн. 4. С. 55-73) и др. (Неизвестен препис на Екзархово слово в състава на Ягичевия Златоуст//Изследвания върху историята и диалектите на бълг. език: (Сб. в памет на К. Мирчев). София, 1979. С. 182-196).

http://pravenc.ru/text/200495.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Анфим (Чалыков), Болгарский экзарх (Антим) (Чалыков [болг. Чалъков] Атанас Михайлов; 1816, Лозенград; совр. Кыркларели, Турция - 1.12.1888, Видин, Болгария), 1-й экзарх Болгарского экзархата (1872-1877), общественно-политический деятель Болгарии. Род. в многодетной семье. Учился в греч. келейном уч-ще в родном городе, с 1836 г. обучался ремеслу портного в К-поле. 6 месяцев подвизался в мон-ре Ставроникита на Афоне, в 1837 г. в Хиландарском мон-ре принял постриг с именем А. В следующем году был рукоположен во диакона и возвратился в качестве таксидиота в Лозенград, откуда в 1839 г. прибыл в К-поль и служил в ц. св. Константина. Закончил греч. уч-ще в Куручешме (1844) и с отличием Богословское уч-ще на о-ве Халки (1848), работал учителем в Лозенграде (1849-1850) и Смирне (1850-1852). Благодаря содействию рус. консула в Смирне в 1852 г. приехал в Россию и поступил в Одесскую ДС , после окончания к-рой завершил курс наук МДА со степенью магистра богословия (1856). Служил в рус. храмах и был рукоположен во иеромонаха свт. Филаретом (Дроздовым) . Во время пребывания в России увлекся идеями славянофильства. По возвращении в К-поль в 1857 г. занимал пост смотрителя в рус. посольской церкви, преподавал церковную историю и церковнослав. и рус. языки в Богословском уч-ще на о-ве Халки, где впосл. стал ректором (1865-1868). В 1861 г. К-польским Патриархом Иоакимом II А. был рукоположен в митрополита Преславского, но обязанности архиерея отказался выполнять до тех пор, пока не будет урегулирован церковный вопрос о положении болг. паствы. В 1862 г. отправился в Малко-Тырново и Кукуш (1863), где противостоял распространению униатства. На созванном в 1864 г. в К-поле церковно-народном собрании отстаивал притязания Болгарской Церкви на независимость. В апр. 1868 г. переведен на Видинскую кафедру вместо отозванного по причине народных волнений грека митр. Паисия и был принят паствой только с условием разрыва отношений с К-польской Патриархией, в результате чего в дек. 1868 г. А. не упомянул имя Патриарха на литургии. Стал членом временного Синода Болгарской Церкви и принял активное участие в его организации.

http://pravenc.ru/text/114146.html

25–26 февраля 2019 года в ПСТГУ состоялась научно-практическая конференция «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений» , в рамках которой был зачитан доклад афонских монахов Паисия Кареота и Епифания Капсалиота. Монах Паисий Кареот – иконописец, старец келлии свв. Архангелов Хиландарского монастыря в Кариесе. Монах Епифаний Капсалиот – отшельник, живет в лесу в Капсале. Оба монаха известны в традиционалистских кругах Греции. В 2017 году вышла их совместная книга “Ορθοδοξη κριτικη επι του κειμενου conciliarity and primacy (συνοδικοτητα και πρωτειον) του μητροπολιτου Περγαμου Ιω. Ζηζιουλα” , посвященная критике экклезиологии митрополита Иоанна (Зизиуласа). В докладе афонских отцов, присланном на конференцию (сами афониты не смогли приехать), рассматриваются богословские предпосылки формирования учения о первенстве Константинопольского патриарха: это учение напрямую связано с новой экклезиологией, выработанной экуменическим движением. Авторы отмечают огромное значение Собора 1948 года в отстаивании именно православной позиции. Фото: grekomania.ru Дорогие участники богословской конференции! Мы обращаемся к вам со Святой Горы с сердечным приветствием и пожеланием успешной работы от лица плеяды подвижников всех национальностей, говорящих на разных языках. Мы хотим как можно более кратко представить наше видение и нашу позицию в отношении церковной проблемы Украины. Остальные докладчики рассмотрят этот вопрос с разных сторон: исторической, канонической и многих других, а наш вклад, как мы хотели бы верить, будет заключаться в рассмотрении более глубоких аспектов проблемы – не столько исторических, сколько богословских. С исторической точки зрения вопрос полноценно рассмотрен с обеих сторон, насколько мы смогли понять из доступной библиографии. Каждая сторона выставляет свои аргументы, что сразу приводит нас к первому наблюдению ­– о сознательной или бессознательной автономизации проблемы рамками канонического права, без рассмотрения скрытых богословских предпосылок, выступающих в качестве оснований, с одной стороны, как самой системы священных канонов, так и современного понимания самих этих оснований. То есть перед нами – две проблемы.

http://pravoslavie.ru/119975.html

Голова ВЗЦЗ взяв участь в в Великотирновському 11 жовтня 2019 р. 11:03 10 октября 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ,  находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Болгарии, посетил ее древнюю столицу Велико Тырново. В Великотырновском университете имени святых Кирилла и Мефодия председатель ОВЦС встретился с ректором это высшего учебного заведения Х. Бонджоловым. На встрече присутствовали митрополит Великотырновский Григорий, главный секретарь Священного Синода Болгарского Патриархата епископ Мелнишский Герасим, ректор Киевской духовной академии епископ Белогородский Сильвестр , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Вассиан (Змеев) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов. В беседе были затронуты вопросы, касающиеся состояния и перспектив духовного и религиозного образования в России и Болгарии. Затем митрополит Волоколамский Иларион принял участие в научно-богословской конференции «История Болгарской и Русской Православных Церквей как предмет академического изучения в Болгарии и России на современном этапе», где прочитал  доклад на тему форума. Также прозвучали доклады епископа Мелнишского Герасима «История открытия Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве», епископа Белогородского Сильвестра «Студенты-болгары в Киевской духовной академии в XIX-XX веках», архимандрита Исаака (Бояджийского) «Духовные связи между Русской и Болгарской Православными Церквами», священника Димитрия Сафонова «Деятельность Русской и Болгарской Православных Церквей по сохранению славянского монашества на Афоне в 1950-е годы», священника Романа Иванусы «Отношение Русской Православной Церкви к греко-болгарской схизме» (1872-1945), профессора Великотырновского университета А. Андреева «Декларация митрополита Сергия и восстановление единства в Русской Православной Церкви», преподавателя Пловдивского университета св. Паисия Хиландарского П. Славова «Святая гора Афон, Болгарская Православная Церковь и Русская Православная Церковь во второй половине ХХ века», преподавателя Великотырновского университета Р. Русанова «Отношение митрополитов Анфима, Иосифа и Филиппа к русской диаспоре в Тырновской епархии (1901-1935)».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5519884...

Монастырь Хиландар (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Хиландар занимает в святогорской иерархии 4-е место; состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской Православной Церковью, являясь одной из величайших сербских святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Содержание История [ править править код ] Монастырь Хиландар посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря, связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хиландаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви. Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры . В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762).

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Хила...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архангельская церковь [болг. Билински манастир], муж., во имя св. архангелов Гавриила и Михаила Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен на юж. склоне Завалска-Планина, ок. 3 км к северу от с. Билинци Брезниковского р-на Перникской обл. Болгарии. Согласно одной из легенд, Б. м. возник в IX-X вв.; др. предание называет некого Милутина из с. Ярловци, использовавшего свои связи при дворе визант. императора, чтобы основать мон-рь, и относит это событие к XI-XII вв. Сохранился источник на месте алтаря разрушенной древней церкви. Очевидно, возникновение мон-ря связано с ним, почитающимся еще с языческих времен. Версию о существовании здесь языческого капища подтверждают и т. н. «Русалимские гробницы» в окрестностях мон-ря: разбитые камни, остатки некого древнего сооружения. Название трактуется двояко: происходит от слов либо «русалка» или «русалии», либо «Иерусалимский» (сторонники 2-й т. зр. объясняют, что через эти места проходили крестоносцы, направлявшиеся в Иерусалим). Многочисленные археологические находки во дворе церкви и возле нее показали, что в XIV в. обитель уже существовала как укрепленная крепость, стоящая на крутом обрыве над рекой. Остатки средневек. кирпичной кладки сохранились южнее церкви, а жилое крыло повторяет основание оборонительной башни. Самое раннее письменное упоминание о Б. м. относится к 1586/87 г. Это повествование о приезде в Россию митр. Кюстендилского Виссариона, игум. Осоговского мон-ря Гервасия и иером. Б. м. Стефана, получивших в результате своей миссии средства на восстановление пострадавшего от землетрясения Осоговского мон-ря. Крещение Господне. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Крещение Господне. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. В XVII-XVIII вв. мон-рь был центром книжности и просвещения. Здесь действовала школа, в к-рой обучались дети окрестного района. В принадлежавших мон-рю рус. печатных книгах сохранились приписки и летописные заметки об истории мон-ря, в основном - нач. и сер. XIX в. В одной из них болг. ученый Й. Иванов нашел новые сведения о родине св. Паисия Хиландарского . Б. м. играл значительную роль во времена борьбы болг. народа против тур. владычества, но после освобождения постепенно пришел в упадок. В XX в. Б. м. возобновлялся, но к наст. времени обитель пришла в запустение и в течение неск. последних лет не имеет насельников.

http://pravenc.ru/text/149185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИСКОВАТЫЙ И. М. Висковатый составляет по указу Иоанна Грозного завещание царя. Рисунок из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ОР ГИМ. Син. N 149. Л. 666) И. М. Висковатый составляет по указу Иоанна Грозного завещание царя. Рисунок из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ОР ГИМ. Син. N 149. Л. 666) Иван Михайлович (нач. 20-х гг. XVI в.- 25.07.1570, Москва), гос. деятель, автор рассуждений о принципах древнерус. иконописи. Впервые упоминается в документах в 1542 г. как подьячий посольской службы. По мнению польск. историка И. Грали, В. был представителем дворянства. Эта т. зр. подтверждается фактом включения В. и его брата Третьяка в избранную «тысячу» лучших слуг государева двора в 1550 г. и их упоминанием в дворовом списке детей боярских царя Иоанна IV Васильевича Грозного нач. 50-х гг. XVI в., а также наличием у В. родовых вотчин в Боровском и Переяславском уездах ( Алексеев. С. 157). К 1549 г. В. стал дьяком Посольской избы. В янв. того года он участвовал в переговорах с ногайскими послами, 6-7 апр. принимал грамоты у тур. посла Мустафы-Челебея, в 1550 г. сопровождал царя Иоанна IV во время его похода на Казань. В 1550 г. В. участвовал в приеме посольств от К-польского Патриарха Дионисия II , 3-11 июня вместе с др. должностными лицами принимал старцев Даниила и Гавриила, присланных Иерусалимским Патриархом Германом II , 28 авг.- игум. Паисия и 3 старцев из афонского Хиландарского мон-ря, а также от властей Пантелеимонова мон-ря. В нач. 1552 г. В. известил «в избе на Казенном дворе» астраханского хана Дербыш-Али о пожаловании ему Звенигорода в соответствии с царским приговором. После Стоглавого Собора 1551 г. было принято решение о проведении ревизии документов, на основании к-рых Церковь пользовалась гос. льготами. В. проверял архивы находившихся в Новгородской епархии Антониева Сийского во имя Св. Троицы и Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-рей . В. поддерживал тесные отношения с Борисоглебским на Устье муж. мон-рем : прижизненный вклад дьяка в эту обитель составил 150 р., его род был записан в монастырский синодик. В 1549 г. как частное лицо В. участвовал в составлении купчей при приобретении Троице-Сергиевым мон-рем земельного владения.

http://pravenc.ru/text/158752.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010