Старец Паисий занимался не только исправлением и переводом святоотеческих творений, но и сам был автором нескольких сочинений. В большинстве своем это были письма о духовной жизни для мирян и монашествующих. В немногочисленных писаниях старца Паисия раскрывается личность этого необыкновенного человека, всю свою жизнь посвятившего духовному просвещению, передаче святоотеческого опыта современному монашеству. Такая деятельность ставит Паисия Величковского в один ряд с представителями величайшей монашеской традиции Православного Востока. Прежде всего, они видели свою задачу в «возврате к живым источникам отеческого богословия и богомыслия», однако «не будем забывать, что, находясь полностью в прошлом, в преданиях и в Предании», Паисий Величковский становится «пророком и предтечей» грядущего возрождения не только монашества, но и Православия вообще и что с его именем связан расцвет старчества на Руси. Далее мы попробуем кратко изложить две главные темы писаний Паисия: о чинах монашеского жительства и об Иисусовой молитве. Основные принципы аскетизма старца Паисия Виды монашеского жительства О видах монашеского подвига старец Паисий рассуждает в письме к священнику Димитрию 108 . В нем Паисий рассматривает согласно православной традиции три вида монашеской жизни: отшельничество, совместное жительство двух-трех братий и общежитие. Монах, живущий уединенно полностью занят спасением своей души; заботы же о питании, одежде и других земных нуждах должны быть предоставлены Божиему Провидению. Этот путь пригоден для уже достигших бесстрастия, совершенных и святых мужей. Старец Паисий говорит, что уединенное пустынное жительство «требует ангельской крепости, и новоначальный... да не дерзает видеть даже и следа пустынного пребывания, чтобы не впасть в исступление ума» 109 . Ибо он, как неопытный воин, борется один со своими врагами и вместо венца от Бога приобретает своим самочинием диавольскую прелесть. Жительство с одним или двумя братиями под руководством старца именуется Паисием «царским путем» для монашества. Оно больше всего подходит новоначальному, так как в нем «не требуется столько терпения, как в общежитии» 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Писания старца Паисия Архимандрита молдовлахийския нямецкия обители Толкование на Господи помилуй Зело полезно ко ведению всякому христианину: сего ради и преведеся с греческого (перевод Старца Паисия) Сие, Господи Иисусе Христе помилуй мя, и сокращеннее: Господи помилуй, от времене Апостолов даровася Христианом, и определися, да глаголют е Христиане непрестанно, якоже и глаголют обаче, что явствует сие: Господи помилуй, зело мало есть ныне ведущих, и зовут на всяк день бесполезно, увы! И суетно: Господи помилуй, милости же Господни не приемлют, занеже не ведают, чесого ищут. Темже подобает да вемы, яко Сын и Слово Божие, отнельже воплотися и бысть человек, и пострада толика мучения, и распятся, и излиянием Пресвятыя Своея Крове искупи человека от рук диавольских, оттоле по преизбыточеству бысть Господь и властитель человеческого естества. Зане, аще и прежде воплощения Господь бе всех тварей, видимых и невидимых, яко Содетель, и Творец, и Промыслитель тех; обаче бесы и мнози от человек не хотяху сами имети его Господа и Властителя себе, иже есть Господь их, сый Господь всего мира. Темже Всеблагий Бог , понеже и Ангелы и человека сотвори самовластны, и дарова им словесность, да имут разум и рассуждение, яко праведен сый и истинен, не хотяше отъяти от них самовластность и господствовать ими нуждою, и не хотящими. Но хотящими быти под властию и окормлением Божиим и господствует, и защищает я: нехотящих же паки оставляет творити свою их волю, яко самовластных сущих. Сего ради и Адама, иже прельстися от отступника диавола, и бысть сам отступник Божий, и не восхоте послушати заповеди Его, остави Бог в самовластности его и не восхоте господствовать им властительски. Но завистник диавол, прельстивый его от начала, не почи прочее прельщати, Дóндеже сотворил есть его подобна в бессловесии скотом несмысленным. Многомилостивый же Бог наконец всех умилосердися над родом человеческим, и приклони небеса, и сниде на землю, и бысть человек человека ради, и пречистою Своею Кровию избавил есть его от работы греховныя, и священным Евангелием настави жительствовати Богоугодно, и, якоже глаголет Иоанн Богослов, даде нам область чадом Божиим быти, и Божественным крещением нас возотроди и воссозда, и пречистыми Своими Тайнами на всяк день питает душу нашу и животворит, и вкратце, крайнею Своею премудростию обрете образ, да пребывает неразлучен всегда с нами, и мы с Ним, яко да не имать к тому ниединого вместилища в нас диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Имение Киреевского находилось всего в 40 верстах от Оптиной, поэтому он часто бывал там, проводил иногда в монастыре целые недели, принимая большое участие в деятельности Оптиной по переводу и изданию святоотеческой литературы: исправлял корректуры, хлопотал в типографиях и в цензуре, помогал денежно 72 . Он участвовал и в самих переводах, делая большие и важные замечания по отдельным трудным вопросам аскетической терминологии. Он мог читать по-гречески, в подлинниках, и классиков, и святых отцов. Из писем же видно, что он по делам оптинских изданий и переводов часто бывал у митрополита Московского Филарета, весьма сочувственно относившегося к этому делу 73 . Письма старца Макария к Киреевскому и к его жене напечатаны среди других в собрании его писем «к мирским особам» (М., 1862), но, к сожалению, без указания имен 74 . Из одного письма митрополита Московского Филарета к жене Киреевского видно, что они построили в Долбине для отца Макария домик-келью 75 . В жизнеописании отца Макария так рассказывается об этом. Старец сам выбрал место для постройки: в глубине березовой рощи, в версте от господской усадьбы. Домик был построен весной 1848 года и был освящен самим старцем, который, войдя в него первый раз, запел: «Достойно есть…» С тех пор он посещал его, проводя в нем каждый раз по несколько дней, работая в нем неразвлекаемо по изданию святоотеческих книг. О начале этой работы жизнеописание рассказывает так. В 1845 году Киреевский предложил отцу Макарию поместить какие-нибудь статьи в его журнале «Москвитянин». Старец прислал статью о жизни Паисия Величковского , которая и была помещена в 12-й книге за 1845 год. А в 1846 году, в бытность свою в Долбине, старец, говоря о недостатке у нас духовной литературы, упомянул о том, что у него есть много рукописей подвижнических творений в переводе Паисия Величковского . Оказалось, что и у жены Киреевского есть тоже подобие рукописи от старца Филарета Новоспасского. Тогда со стороны Киреевских был поставлен вопрос: «Что же мешает явить миру эти сокровища?» На сомнение в возможности, высказанное отцом Макарием, Киреевские ответили, что они обратятся за помощью к митрополиту Московскому Филарету, что и было ими в дальнейшем сделано, и с благословения и под покровительством митрополита началось это издание 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

1563 См.: Сергий, архим. Полный Месяцеслов Востока. 2-е изд., испр. и доп. Владимир, 1901. Т. 2: Святой Восток. С. 579−627, 657−665. 1564 См. об этом подробнее: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 431−500. 1565 Используя термин «топос», я понимаю его в том расширенном значении, которое он приобрёл в современном литературоведении: топосом может быть любой повторяющийся элемент текста (художественная константа) – от литературной формулы до мотива или сюжета. См., например: yevkyj D. Zur Stilistik der altrussischen Literatur: Topik//Festschrift für Max Vasmer zum 70. Geburtstag am 28. Februar 1956. Wiesbaden, 1956. S. 107; Obermayer A. Zum Toposbegriff der modernen Literaturwissenschaft//Toposforschung/Hrsg. von Max L. Baeumer. Darmstadt, 1973. S. 265−267. (Wege der Forschung; Bd. 395); Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. München, 1991. С. 218. (Slavistische Beiträge; Bd. 278). Ср.: Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin; New York, 2005. S. 11, 355. (Millennium-Studien zu Kultur und Geschichte des ersten Jahrtasends n. Chr.; Bd. 6). 1566 См., например, об этом: Гролимунд В. Между отшельничеством и общежитием: Скитский устав и келейные правила. Их возникновение, развитие и распространение до XVI века//Монастырская культура: Восток и Запад. Сб. ст/Сост. Е.Г. Водолазкин. СПб., 1998. С. 122−135; Монашество и монастыри в России, XI−XX века: Ист. очерки/Отв. ред. Н.В. Синицына. М., 2005. С. 4. Подробное изложение «трёх чинов» монашеского жития в его святоотеческом понимании см. у Паисия Величковского : Житие и писания молдавского старца Паисия (Величковского) . М., 1847 (репринт, изд.: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001). С. 238−256. За указание мне этого издания благодарю Т.Б. Карбасову. 1567 См.: Смирнов С.А. Монашество// Христианство : Энциклопед. словарь: В 3 т. М., 1995. Т. 2. С. 148. Ср.: Лисовой Η.Η. Восемнадцатый век в истории русского монашества//Монашество и монастыри в России, XI–XX века. С. 189. Высказанное недавно С.В. Минеевой особое мнение о том, что «жития отшельнические исторически, видимо, возникли даже позднее, чем жития преподобнические, поскольку этот тип подвижничества являлся вторичным по отношению к общежительному монашеству» (курсив мой. – Т.Р.), не подкреплено какими бы то ни было ссылками на источники. См.: Минеева С.В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста (на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких). Курган, 1999. С. 122. Необходимо отметить, что названная работа С.В. Минеевой включает в себя сравнительную характеристику отшельнических и преподобнических житий (см. с. 121−129), которые исследовательница склонна рассматривать как «самостоятельные жанровые разновидности внутри агиографии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он говорит: «Я предпочел бы скрыть себя и отдать сей труд безымённым [...]. Боясь, однако, что, как лишенный духовного разума (т.е. ведения), я и в описании жизни Старца и в изложении его святых уроков не избежал ошибок» (с. 111). В этих словах читатель должен увидеть осознание автором своей ответственности и ничего больше. Свидетель является свидетелем именно потому, что берет на себя ответственность за свое свидетельство и призывает читателей к вере, к той вере, которой он сам удостоился (с. 34). К кому обращается автор? Обычно жития святых обращены к тем, кто избрал монашескую жизнь в той или иной форме. Автор замечает, что он был побужден писать «на языке, более доступном образованным людям нашего времени, в надежде послужить хотя бы кому-нибудь подспорьем для лучшего понимания путей святости» (с. 112). Кто эти образованные люди нашего времени, которым интересно свидетельство автора? В житии есть слова, благодаря которым, по нашему мнению, можно более точно определить круг читателей. Описывая, как святой отвечал людям, спрашивающим его, какой жизненный путь им избрать, автор сообщает нам, что святой придерживался мнения, что условия для монашества в той форме, как оно существовало в древности, в наше время меняются и становятся неблагоприятными. В результате такого положения вещей «многие «ученые» люди будут монахами в миру» (с. 31). Его свидетельство обращено к образованным людям нашего времени, а именно к ученым, которые ведут аскетическую жизнь в миру, то есть к тем, кто живет аскетически, не принимая на себя никаких обетов. Рассмотрим литературную форму жития св. Силуана. Название первого русского издания: Старец Силуан (Париж 1952). То же название и у греческого издания: Ο Γροντας Σιλουανς(1973, 1978, 1985). Когда житие было завершено (1948), исполнилось сто лет с момента выхода первого издания жития старца Паисия Величковского (1847) . За эти сто лет было издано немало житий старцев. В 1938 г. выходит новое житие старца Паисия Величковского, составленное С.

http://bogoslov.ru/article/4404179

Если же, как я сказал, они склоняются под волну и опустятся под нее, то она проходит мимо, без всякого для них вреда, и они продолжают плавать, сколько хотят, и делают свое дело. Так бывает и при искушениях; если кто перенесет искушение с терпением и смирением, оно пройдет без вреда для него; если же он будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то он только отягощает самого себя, навлекая на себя искушения, и не получает совершенно никакой пользы, но лишь вредит себе, тогда как искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения. Из творений современных подвижников и учителей иночества О бесстрастии Из «Кринов сельных» Паисия Величковского Бесстрастие состоит не в том только, чтобы избегать греховных пристрастных дел, но в том, чтобы не иметь и пожелания их. Бесстрастен тот, кто победил пристрастие во всех прилогах, понуждающих или прельщающих, и, став выше всех страстей, не возмущается ни за какую вещь мира сего, не боится скорбей, бед и напастей, не страшится даже самой смерти, считая это залогом жизни вечной. Бесстрастен тот, кто, страдая от бесов и от лукавых людей, не обращает на то внимания и не считает это за зло, как будто иной кто страдает; прославляемый он не превозносится и оскорбляемый – не гневается; но как дитя, наказываемое плачет и утешаемое радуется. Бесстрастие не есть одна какая-либо добродетель, но собирательное наименование всех их. Оживляется тогда человек от Духа Святого; потому что без Него не крепко все духовное тело – состав добродетелей. До вселения в человека Духа Святого, по очищении от страстей, не может он называться бесстрастным, ибо до сего он страдает на всяком месте. Когда же Дух Святый сойдет на человека, тогда Он облегчит ему все тяготы и скорби, и он без труда пребывает во всем. Богу нашему слава во веки. Аминь. Сообщил пос. Алексей Полуботко. О чистоте сердечной и душевной «Крины сельные» Паисия Величковского По многотрудной жизни, чрез духовные подвиги свои, мы входим в сердечную, умную и душевную чистоту; ибо от скорбей, претрудных духовных и телесных добродетелей: алчбы, жажды, бдения и прочих, очищается сердце...

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

В XVI–XVII вв. внешняя и внутренняя история монашества развивалась почти исключительно в духе победителей — иосифлян, в том духе, который повлек за собой множество негативных последствий для жизни монастырей. Состояние монастырей повелительно требовало проведения реформы — в этом заключалась главная задача церковной иерархии. Секуляризация 1764 г., отняв у монастырей их земельные владения, в некотором смысле облегчила проведение такой реформы, поскольку исчезли негативные явления, связанные с землевладением. Но оттого, что церковная власть синодального периода сверху не провела никаких особенно значительных мероприятий, монашество, возможно, оказалось перед опасностью полного упадка. Впрочем, как мы видели, в самом монашестве не все здоровые силы погибли. В этом отношении величайшую заслугу в возрождении монастырской жизни следует признать за русским старчеством XVIII–XIX вв., которое в России непосредственно и самым тесным образом связано с именем старца Паисия Величковского. Другие проявления подлинно аскетического подвижничества свидетельствуют, что опасность обмирщения не везде была одинаково угрожающей для будущих судеб монашества. Труды и подвиги старцев являются доказательством того, что в монашестве, особенно в младших поколениях иноков конца XVIII и XIX в., обретались еще здоровые силы, что в нем велико было стремление к подлинно иноческому житию. Этот факт заслуживает внимания не только историков Церкви, но и историков культуры, ибо он говорит о том, как сильны были религиозные устремления во всех слоях народа, а также о том, что народное благочестие в некотором смысле извне влияло на монастырскую жизнь. Старцы в XIX в. повлияли на духовную жизнь не только монахов, но и мирян, живших вне монастырских стен. В этом служении старцев миру русское монашество теряло свою замкнутость и самоуглубленность, типичную для православного иночества. Это довольно важный момент. Аскетическая школа отца Паисия Величковского, с которой поддерживали духовную связь почти все старцы и которая сама поначалу сохраняла этот замкнутый характер, со временем взяла на себя миссию служить не только монахам, но и людям, живущим в миру. Так аскетическая традиция Восточной Церкви в русском старчестве усвоила себе новую форму. Произошло это само по себе, спонтанно, без какого-либо нажима со стороны церковной власти, которая не имела настоящей внутренней связи с простыми верующими. Сама суть старчества привела к тому, что постепенно восстановлено было духовное родство между монашеством и народом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436702/

Такой была непростая и интересная жизнь одного из учеников старца, непохожая на жизнь других его последователей. Будучи некогда сотрудником его в скриптории Драгомирны и Секу, архим. Симеон одним из первых поспособствовал изданию славянского «Добротолюбия», как это показано выше. Далее, он проявил себя человеком, несомненно, международного масштаба. Надеемся, что факты его биографии будут интересны для всякого желающего прикоснуться к  истории распространения наследия преподобного Паисия (Величковского).   Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив АВПРФ – Архив внешней политики Российской Федерации БМН – Библиотека монастыря Нямц БМС – Библиотека монастыря Секу БМХ – Библиотека монастыря Хиландар (г. Афон) БАНР – Библиотека Академии наук Румынии   Возможно, именно поэтому он знал иностранные языки. На полях рукописей, написанных им, находим множество записей и заметок на итальянском, французском, даже польском языках, не говоря о русском, греческом, латыни. См. также записи на последнем припереплетном листе рукописи БМН 88. Жгун П. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, Серпухов, 2017. С. 272-274. Там же. С. 273. См., например: БМН 36. Жгун П. Каталог..., 2017. С. 170-171. Сохранилась рукопись, переписанная им в скиту, БМН 41. См. Жгун П.Б. Каталог… 2017, с. 145. РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, Л. 9. «Сей пашпорт действителен быть должен в следующие три месяца: во уверение чего и своеручно мы его подписали и нашею консульскою печатью утвердили. Дан в Триесте 13 июня 1786 года». РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, Л. 4. Интересен текст свидетельства: «Сей честный монах прожил в в нас довольное время еще мирским, и имя было ему тогда Спиридон, и проходил определенное ему дело со страхом Божиим, потом пойшол в иную обитель, и принял монашеский образ от пречестнаго старца иеросхимонаха отца Феодосиа, потом паки к нам возвратясь прожил некоторое время честно, по желанию же его отпущен в свое отечество в Далматию с благословением нашим 1782 года апреля 25 дня. Подлинное свидетельство подписал Паисий старец и настоятель святыя обители Нямецкия». РГИА ф. 796 оп. 68 д. 265, л. 6.

http://bogoslov.ru/article/6177163

Между тем, жизнь передовых сословий России текла по проложенному Петром I руслу. Под влиянием Запада Европы печать в России породила громадное количество литературных произведений, отвлекающих читателей от неотразимых вопросов духа человеческого, или решающих оные по скольку неверно, по стольку и дерзко, о том: откуда и кто – мы, отчего несчастны, где спасение, что должно делать, чтобы быть мудрыми в своей жизни и достигнуть счастья, и что ждет нас впереди? Ответов на эти вопросы ни одна наука дать не в силах; между тем как на все эти запросы, присущие каждой человеческой душе, уже дан ответ свыше Создателем всего мира в Откровении, и вера с достаточною ясностью и убедительности разрешает эти вопросы. Кто сам на себе испытал животворные действия Божественной благодати, у того уже исчезает всякое сомнение в цели жизни. И так, с одной стороны – светская литература своим количеством и содержанием свободно подавляла и пленяла мысли людей; – враги православия и христианства свободно печатали свои книги, напр. в 1806, 1813, 1817 годах и позже, с дозволения гражданской цензуры («Сионский Вестник», «Таинство креста» и пр.); с другой стороны – даже готовые переводы старца Паисия Величковского лежали под спудом более 50 лет. Вся заслуга в деле выпуска в свет этих переводов принадлежит о. Макарию. Пришло благоприятное время и явились у о. Макария ученые помощники, сотрудники и покровители. Осуществление мысли о. Макария имеет свою историю. Наталья Петровна Киреевская, супруга философа Ивана Васильевича Киреевского , проживавшая в с. Долбине в 40 верстах от Пустыни, познакомилась в 1836 году со старцами ее и избрала себе в духовники о. Макария. В 1845 году Иван Васильевич издавал в Москве учено-литературный журнал «Москвитянин», и чрез свою супругу предложил о. Макарию помещать в этом журнале статьи духовного содержания. Старец ответил, что предполагал бы поместить в журнале описание жизни старца Паисия Величковского . Иван Васильевич, разделяя мнение о. Макар и я об услугах, оказанных старцем Паисием всему православному русскому иночеству и славянской литературе вообще, утверждением в ней аскетической терминологии, напечатал статью об о. Паисие в 12 книге «Москвитянина» за 1845 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все " (Мф.13:33) Если бы все дело старца Паисия Величковского заключалось в примере личной святости, в устроении монашеского общежительного братства на древних святоотеческих основаниях и в исправлении святоотеческих книг, то и в таком случае это дело было бы не маловажно для православной Церкви и православного монашества и общества. Но старец Паисий сделал больше: он создал школу духовной жизни, он пробудил в православном монашестве широкое духовное движение, он зажег сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу, к духовному деланию. Под влиянием старца Паисия Величковского в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников, всецело усвоивших заветы старца. Постоянною молитвою, неослабным вниманием к себе, самоиспытанием, внутреннею борьбою с помыслами, откровением помыслов, послушанием и смирением, внимательным изучением святоотеческих книг и соблюдением евангельских заповедей они достигали высокой степени духовной жизни и приобретали большое влияние не только на свою братию, монашествующих, но и на мирян, иногда даже высокообразованных не только в светском, но и в богословском смысле. Начавшись во второй половине 18 века, это духовное движение продолжало развиваться на протяжение всего 19 века вплоть до самой революции. Было бы очень интересно проследить это движение во всех его подробностях: изучить пути и способы его распространения, познакомиться с его выдающимися представителями, с его влиянием на общество и на народ. К сожалению, неблагоприятные условия настоящего времени не дают возможности надлежащим образом выполнить эту задачу. И нам приходится ограничиться лишь бледным и поверхностным описанием этого замечательного движения, свести это описание почти только к одному перечислению имен. Мы начнем с указания следов Паисиева влияния на Афоне. Еще в то время, когда старец проживал на Афоне, он имел помимо своего братского общежития в Ильинском скиту, не мало духовных чад, собеседников и друзей, искавших его духовного руководства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010