Леонид (Поляков Лев Львович), архп. Пермский и Соликамский Родился в 1913 году в Петербурге, в семье врача. После окончания средней школы, химического факультета и Ленинградского педиатрического медицинского института в 1939 году работал врачом-терапевтом. В качестве врача принимал участие в финской кампании и в Великой Отечественной войне и имеет несколько правительственных наград. 13 ноября 1949 года рукоположен во диакона. 20 ноября того же года – во священника. Пастырское служение проходил в Ленинградских храмах. В 1952 году окончил экстерном Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. I сент.1952 года пострижен в монашество с именем Леонида в Псково-Печерском монастыре. С I сентября 1953 года по июль 1957 года был доцентом Ленинградской духовной академии. 18 июля 1957 года возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии с ведением курса Гомилетики. В январе 1958 года защитил магистерскую диссертацию на тему «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность», утвержден в степени магистра богословия и присвоено звание профессора. II июня 1959 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Чин хиротонии совершали: Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский, архиепископ Виленский и Литовский Роман, епископ Дмитровский Пимен. 9 апреля 1962 года назначен епископом Можайским, вик. Московской епархии и управляющим Курской епархией. 29 мая 1962 года возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года освобожден от управления Курской епархией. II мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. Почетный член Московской духовной академии. С 5 авг.1963 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 20 мая 1964 года – архиепископ Пермский и Соликамский. 16 июня 1964 года присвоена высшая ученая степень доктора Церковной истории. Труды: «Иеросхимонах Амвросий Оптинский и его значение в истории русского монашества”. «Учебник Нравственного богословия применительно к типовой программе духовных семинарий».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783, с. Дерново Вяземского у. Смоленской губ.- 7.06.1837, близ Афин), иером., духовный и светский писатель. В 13-летнем возрасте поступил в Морской кадетский корпус, по окончании к-рого в 1800 г. получил звание мичмана. До 1804 г. служил во флоте, участвовал в морских военных походах и плаваниях по Балтийскому и Северному морям. В 1804-1827 гг. воспитатель Морского кадетского корпуса. С 1809 г. действительный член имп. Академии наук . В 1811 г. приглашен на должность инспектора имп. Царскосельского лицея, от должности отказался. Служил сотрудником в Учебном кабинете при Коллегии адмиралтейств. С 1811 г. член об-ва «Беседа любителей русского слова». С 1824 г. член Главного управления уч-щ. В течение многих лет участвовал в работе Рассмотрительного и Словарного комитетов при АН. В 1812 г. имп. Александром I Павловичем , высоко ценившим лит. творчество С. А. Ширинского-Шихматова, был издан указ о пожаловании тому пожизненной пенсии за вклад в развитие российской словесности. В нач. 1828 г. Ширинский-Шихматов поселился в Юрьевом новгородском мон-ре . В 1829 г. поступил в братство мон-ря, 25 марта 1830 г. принял монашество с именем А. и вскоре был рукоположен во иеромонаха. Вел подвижнический образ жизни, с глубоким почтением относился к архим. Фотию (Спасскому) , оказавшему на А. сильное влияние. В 1834-1836 гг. А. совершил длительное путешествие в Св. землю. В июне 1835 г. прибыл на Афон и поселился в Ильинском скиту (см. Илии пророка скит на Афоне ), в келье, к-рую раньше занимал прп. Паисий Величковский . На Афоне избрал своим духовником иеросхим. Арсения Афонского († 1846). Посетил Руссик ( Пантелеимона вмч. мон-рь на Афоне ), игумен и греч. братия к-рого пригласили А. и рус. монахов Ильинского скита в свой мон-рь, находившийся в запустении. В кон. июля 1835 г. А. выехал в Палестину. В мае 1836 г. вернулся в Пантелеимонов мон-рь, но вместе с рус. монахами был вынужден из-за недовольства греч. братии удалиться в Ильинский скит, где заложил храм во имя свт. Митрофана Воронежского. В авг. 1836 г. назначен настоятелем церкви при Русской миссии в Афинах, но через год подал прошение об освобождении от этой должности, стремясь к уединению и молитве. В 1837 г. получил разрешение выехать на Афон, после посещения к-рого намеревался вернуться в Юрьев мон-рь. Однако здоровье А. было крайне ослаблено. По пути на Афон, в Архангельском мон-ре близ Афин, он скончался и был там же погребен; через 2 года (по др. источникам - через 3) его останки перевезли в Ильинский скит и положили в ц. во имя свт. Митрофана Воронежского.

http://pravenc.ru/text/115492.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУКОВИНА историческое название территории, входящей в состав совр. Черновицкой обл. Украины (Сев. Буковина) и обл. Сучава Румынии (Юж. Буковина). В X-XI вв. являлась частью Древнерусского гос-ва; в XII - 1-й пол. XIV в. в составе Галицкого, а затем Галицко-Волынского княжества ; с сер. XIV в. входила в Молдавское княжество, в 1-й пол. XVI в. попавшее под тур. иго; в 1774-1918 гг.- в составе владений австр. Габсбургов, сначала как часть Галиции , с 1849 г. как отдельная адм. единица - герц-ство. В 1918 г. населенная преимущественно румынами Юж. Буковина вошла в состав Румынии, Сев. Буковина с ее слав. населением (русины) после неудавшейся попытки воссоединения с Советской Украиной была оккупирована румын. войсками. В 1940 г. по договоренности с Румынией Сев. Буковина вошла в состав СССР и стала частью УССР как Черновицкая обл. с центром в г. Черновцы (до 1944 Черновицы). В церковном отношении Б. была подчинена Галицкой епископской кафедре с момента ее образования в XII в. В сер. XIV в. вошла в юрисдикцию Охридского архиепископа, управлявшего Болгарской и Молдавской Церковью. В 1401 г. молдав. господарем Александром Добрым для Молдавии была основана митрополия с центром в Сучаве (на юге Б.). Учреждение отдельной Буковинской епископии с кафедральным г. Рэдэуци можно датировать 1-й пол. XV в., епископы именовались Рэдэуцкими (Радовецкими). Первое свидетельство о Рэдэуцком еп. Иоанникии относится к 1472 г. В 60-х - нач. 70-х гг. XVIII в. в мон-ре Драгомирна на Б. в продолжение 11 лет жил прп. Паисий (Величковский) , затем переселившийся в Секу (совр. Румыния). Вскоре после присоединения Б. к Австрии Буковинская епархия была выведена из юрисдикции Молдавского митрополита и в 1783 г. подчинена Карловацкому митрополиту - главе правосл. Церкви в Австрии. В следующем году резиденция Буковинских епископов переместилась в Черновицы, епископы стали именоваться Черновицкими. Архиереи утверждались императором, членов консистории назначал правящий архиерей по соглашению с местным начальством. В результате секуляризационных реформ, проведенных имп. Иосифом II во 2-й пол. 80-х гг. XVIII в., религ. ситуация на Б. коренным образом изменилась. Большинство мон-рей было закрыто: из 28 обителей сохранились 3 (Драгомирна, Сучевица , Путна ). Имущество мон-рей поступило в гос. Религиозный фонд, проценты с к-рого должны были идти на нужды Церкви, духовенства и школы. Мон-рям запрещалось приобретать собственность, в т. ч. оставленную по духовному завещанию. Вдвое сократилось число священников, места диаконов при храмах были упразднены.

http://pravenc.ru/text/153613.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней В пустыне святого Василия   Старец Феофилакт   Из скита открывается вид на величественные ущелья и крутые отвесные скалы, подножия которых резко об­рываются в море. Молва говорит, что в этой пустыне подвизался некоторое время святой Григорий Палама, провозвестник благодати и нетварного Света, «монаше­ствующих украшение».   В этом диком месте прожил два года прославленный русский подвижник преподобный Паисий Величковский, который перевел «Добротолюбие» — сборник творений отцов трезвения — на славян­ский язык. Быть может, он не смог найти на Афоне более безмолвного места, чем этот благословенный скит?     Здесь жили отцы, великие подвижники, отличившиеся достославными аскетическими подвигами и глубочайшей духовностью, каковы, например, учитель умной молитвы Варнава, румыны Мартиниан, Иона и Феофилакт. Боль­шинство из них владело ремеслом резьбы по дереву: они делали расчески, ложки, ножи для разрезания бумаги.   Старец Мартиниан жил подаянием других братий. Ког­да ему давали какоенибудь «благословение », то есть не­много еды, он отвечал на это горячей благодарностью: «О! Бог да воздаст тебе! Как твое имя? А имена отца и матери? » — старец спрашивал имена, чтобы молиться за этих людей и поминать их.     Отец Иона был образованным человеком. Он имел диплом политехнического института и в безмолвной и трезвенной атмосфере пустыни святого Василия зани­мался серьезными переводческими трудами. Он перевел на румынский язык книги святого Никодима Святогорца и другие святоотеческие творения.     Старец Феофилакт был святым образцом в сонме не­бесных жителей скита. Рассказывают, что однажды он вышел из своей каливы и заметил раненую косулю, со сломанной ножкой. Он подошел к ней и заговорил со­чувственно, как с человеком: «Приляг, я перевяжу сло­манную ногу, и тебе станет полегче».     Косуля послушалась и спокойно прилегла. Старец со всей своей любовью ко всякой твари и милосердным рас­положением сердца взял две тростинки и полоску ткани и перевязал сломанную ногу бедного животного, словно искусный врачортопед. Затем он жалостливо погладил ее и сказал: «Иди теперь, хорошая моя, с благословени­ем Пречистой, и возвращайся через 3040 дней, чтобы я снял повязку».

http://isihazm.ru/1/?id=882

Перенеся массу всевозможных дорожных трудов и притеснений от турок, странники благополучно прибыли в Нямецкий монастырь Паисия Величковского . Феофан был принят с любовью и стал продолжать здесь свои иноческие подвиги. Проведя несколько времени в этой обители и посетив другие, Феофан был поражен строгостью жизни молдавских старцев и просил игумена Паисия дозволить ему остаться тут навсегда. Но Паисий не исполнил его просьбы и велел идти в Россию. «Иди теперь в Россию и еще немного послужи старцу, имеющему скоро скончаться и по благословению его иди спасаться, куда он укажет», говорил подвижник и велел передать братский привет старцу. Снабженный всем необходимым, Феофан отправился на родину и, благополучно прибыв в Китаевскую пустынь, по-прежнему стал служить своему духовному отцу. Однако это недолго продолжалось. Старец Досифей почувствовал приближение смерти и, призвав своего любимого ученика, дал ему такой совет: «возлюбленное чадо мое, ты много послужил мне. Теперь я отхожу в путь отцов моих. Когда погребут меня, не оставайся здесь, но иди на север: там, в обители Соловецкой, ты найдешь спасение». – «Отче, возразил со смущением на это ученик, – я обещался проводить жизнь при пещерах преподобных Антония и Феодосия». «Чадо, – успокоил его старец, – пред Богом равны: здесь Антоний и Феодосий, там – Зосима и Савватий. Они имеют одинаковую благодать у Бога ходатайствовать за духовных чад своих. Вижу, что Божественный Промысл указует тебе место на севере, и верую, что строит все по желанию твоему, на пользу и спасение души твоей и поможет тебе понести скорби пустынного жития. Не противься определению Всевышнего, но, пребывая там, внимай себе и блюдись от лютого зверя, ищущего поглотить тебя. Если же и найдет искушение, – не унывай, но старайся мужественно исправлять себя». Старец скоро скончался (1778 г.), и Феофан отправился в Соловки, хотя и не сразу. Сначала он думал было жить в Киеве, но, когда увидел, что нигде ему не удается устроиться, покорился совету старца и прибыл в назначенную обитель, при архимандрите Иерониме. Здесь он проходил разные послушания и, трудясь в просфорне, близко узнал одного инока Климента. Климент познакомил Феофана с Соловецким пустынножительством, и, когда Климент удалился в пустынь, Феофан последовал его примеру. Он провел несколько времени в землянке, близ Ягодного озера, и узнал несколько подвижников. Но на этот раз Феофану недолго привелось жить в пустыне. Он был вызван в обитель и сделан начальником Сумского монастырского подворья, а затем и экономом обители. Более 3 ½ лет провел так Феофан. Жизнь в соприкосновении с миром не могла пройти бесследно, и она повлияла неблагоприятно на душевный строй о. Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» 2 Май 2023 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  “Долгий путь исцеления”, посвященная евангельскому чтению в Неделю 4ю по Пасхе, о расслабленном. Раздел “Подробно” посвящен святым женам-мироносицам и женскому служению в Церкви в ХХ веке. Открывает раздел отрывок из проповеди святитель Петр Хрисолог (конец IV — начало V века), посвященный женам-мироносицам. В материале Татьяны Кириллиной “Нужны ли Церкви диакониссы”  игумен Силуан (Туманов)  делится своими воспоминаниями о церковной практике позднесоветского периода, когда множество послушаний в храмах, в том числе богослужебных, выполняли женщины-алтарницы, и соображениями о том, насколько может быть практикуемо женское служение в современной Церкви. В материале того же автора “Мироносицы ХХ века” об алтарницах в ленинградских храмах вспоминают протоиереи  Владимир Сорокин ,  Александр Будников ,  Виктор Иванов .Раздел “Образы и смыслы” открывает материал Наталии Щукиной “Энциклопедия русской влюбленности”: доктор философских наук Марина Михайлова по-новому раскрывает знакомую со школьной скамьи любовную историю Татьяны и Онегина. Публикация приурочена к 200-летию начала работы Александра Пушкина над одним из главных текстов русской литературы — романом в стихах “Евгений Онегин”. Продолжает раздел материал  Тимура Щукина  “ Паисий Величковский : святой среди чужих”, где автор задумывается о категориях “свой-чужой” в наследии преподобного. Раздел “Люди в Церкви” открывает очерк Евгения Перевалова “Храм на безымянной улице” о приходе  храма святой блаженной Ксении в поселке Приладожский . Материал того же автора “Пятый угол для тех, у кого нет четырех” знакомит с обитателями и организаторами приюта для бездомных “Пятый угол” в Сосновом Бору. Материал Татьяны Кириллиной “О прошлом — ради будущего” рассказывает о проекте “Нить поколений”, реализуемом Александро-Невским братством. Меньше чем за год на грант Президентского фонда культурных инициатив были сняты восемь коротких документальных фильмов о выдающихся людях нашей страны, и члены братства демонстрируют эти фильмы в средних специальных учебных заведениях.

http://azbyka.ru/news/vyshel-majskij-nom...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Иван Михайлович Концевич Иван Михайлович Концевич " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Введение Вместе с христианством было перенесено на Русь и то духовное делание древних египетских пустынников, которое развивалось впоследствии среди монашества в Византийской Империи на протяжении более 1000 лет ея существования. В XV столетии, когда Русь потеряла связь с Христианским Востоком, вследствии нашествия турок, это внутреннее делание было забыто. И когда в конце 18 века его возродил в Молдавии схиархимандрит Паисий Величковский , оно – это делание, многим показалось небывалым новшеством. С момента его проникновения в Россию, Оптина Пустынь явилась главным средоточием этого подвига и связаннаго с ним старчества. В Оптиной оно передавалось около 100 лет из поколения в поколение и прервалось только с разгромом этого монастыря большевиками. Этой теме я посвятил всю свою жизнь. Когда в Духовной Академии мне предстоял выбор темы для кандидатскаго сочинения, я хотел писать об Оптиной Пустыни и ея старцах. Для кандидатскаго сочинения необходимо изучить всю литературу, касающуюся данной темы. При изучении ея я увидел, что вопрос о сущности старчества совершенно неосвещен в богословской науке. Мало того, встречались неправильныя и противоречивыя мнения. Не было даже определения понятия старчества. Поэтому я начал с самаго начала: с объяснения духовнаго делания и его возникновения в истории, а в частности и в духовной жизни нашего народа, так как духовная жизнь народа связана с духовной жизнью монашества. Плодом этого явилась моя книга «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси». В ней выражено Православное миросозерцание с исторической перспективой. Но эта книга только служит введением к главной теме. Глава 1. Определение понятия старчества Достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение ( 1Кор. 14:1, 3 ).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/optina-p...

Святые Прот. Андрей Кордочкин: Наша вера больше, чем наши традиции Наша готовность принять в дар эти святыни и передавать иконы этих святых в католические храмы — знак того, что мы — не маргиналы по отношению к европейской этике и культуре. Андрей Виноградов: Как создать словесную икону святого? Возможно, изменившаяся ситуация должна принести какие-то новые формы житийной литературы. Однако это проблема имеет фундаментальный характер — похожие трудности испытывает современная иконопись. Как создать словесную икону святого? Прот. Алексий Уминский: Христианская история Италии дает нам повод к новому осмыслению святости Мы сегодня имеем некоторую проблему в почитании святых, как мне кажется. Для нас святые – это люди слишком далекие от нас по уровню своей высокой святой жизни. Христиане и власть. Вчера и сегодня 'Истина в понимании христианина требует, чтобы о ней свидетельствовали. Если я свидетельствую об истине во всей полноте, я не нарушаю ничьи права. Наоборот, я развиваю чужие права', - доктор теологии священник Стефано Альберто. Именно такое свидетельство вносит вклад в диалог гражданского общества. Амвросий Медиоланский: говорящий от имени Христа Христиане, вообще, часто спорят со властью. Но не за власть. За Истину. Они всегда проигрывали. Их распинали, жгли, расстреливали, морозили в тайге. Но как ни странно, Земля продолжала крутиться в том направлении, в котором они ее толкали. Он был один из них. Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию. Связь святых, не знавших друг друга… Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни...

http://pravmir.ru/tag/svyatye/page/34/

Советую вам прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных Отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царствия Божия, то есть, истинный смысл Священного Писания ; в их духопросвещенном учении вы найдете все, что нужно ко спасению. И я грешный, по скудоумию моему, отвечаю на вопрошение ваше: Бог Премилосердый соделывает наше спасение православною верою, добрыми делами и Своею благодатью. Православная вера есть та, которую содержит единая святая, Соборная и Апостольская Церковь Восточная; без сей веры православной никак нельзя никому спастись. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрые без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрые с верою православною, и тогда, при помощи благодати Божией, споспешествующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, рекшаго: «без Мене не можете творити нечесоже». И должно знать, что Христос Спаситель, Истинный Бог наш, Который хочет всем человеком спастися, поставил в закон добрые дела, то есть Свои спасительные заповеди Евангельские, равно всем православным христианам, как монахам так и мирянам, живущим с женами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: «иго бо» святых Его заповедей «благо и бремя» делания их «легко есть». Святые заповеди Христовы, при помощи благодати Божией, легко может исполнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души. Посему-то те, кто преступает их и не кается, в страшное второе пришествие Христово будут осуждены вместе с бесами на муку вечную. – Святые заповеди Евангельские, наипаче же главнейшие, столь необходимы для спасения, что если одной какой-либо не достает у человека, то и спасения души не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

преподобный Паисий (Величковский) (1722–1794) Нравственно-аскетические труды Переводы Письма, послания Сборники Слова Труды на сербском языке преподобный Паисий (Величковский) Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Подвижник, делатель умной молитвы, духовный наставник, переводчик святоотеческих творений, возродитель старчества на Руси. В миру Петр Иванович Величковский, родился 21 декабря 1722 года. Его прадед, дед, отец и старший брат были протопопами (протоиереями) города Полтавы. В возрасте четырех лет он лишился отца. Воспитывала его мать – Ирина (в монашестве Иулиания). С 12 лет Петр Величковский обучался в Киевской духовной академии. В 17 лет, оставив Академию, он ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Затем отправился в молдаво-влахийские монастыри, где учился молитве и монашескому послушанию и где принял рясофор с именем Парфений. Стремясь найти старцев, опытных в святоотеческих писаниях, пришел на Святую Гору Афон. Здесь, в возрасте 28 лет, он был пострижен в монашество с именем Паисий. К нему стали приходить ученики. Не считая себя достойным учить других, святой Паисий принимал братию с условием иметь вместо наставника учение святых отцов Церкви. Тридцати шести лет отец Паисий был рукоположен в священный сан. После семнадцатилетнего пребывания на Афоне старец Паисий возвратился в Молдавию и поселился с братией сначала в пустующей Драгомирнской обители, а затем в уединенном горном Секульском монастыре. Братия умножилась, и преподобному Паисию пришлось переселить свою общину в богатейший Нямецкий монастырь, где он так же, как в Драгомирне и Секуле, ввел общежительный устав, требующий от братии полного нестяжания и отсечения своей воли. Авва Паисий учил братию покаянию, молитве Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»). Иноки ежедневно исповедовали помыслы духовнику, трудились над переписыванием святоотеческих книг. Нямецкая обитель под руководством старца Паисия стала самым большим монастырем Православной Церкви, вмещая тысячу насельников. Преподобный Паисий был удостоен сана архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010