Скачать epub pdf К 250-летию со дня рождения, 1722–1972 Простирая духовный взор к смиренномудрому старцу Паисию (1722–1794 гг.), наш современник может извлечь из размышлений над необычной его личностью столько для своей духовной пользы, сколько может дать только хороший учебник благочестия... Глубина его духовной жизни не может быть понята сразу, ее следует постигать постепенно, учась у старца Паисия так, как мы учимся грамоте... Этот человек был лампадой перед лицем Божиим, и только при свете этой лампады мы можем читать книгу Православия в том мраке, в который погрузилась русская церковная жизнь в XVIII веке. Век петровских реформ, проникающего французского вольнодумства, всеобщего разложения и упадка духовной жизни, когда монастыри закрывались или низводились до уровня казарм, когда лучшие люди России покидали её пределы, ища прибежища в пограничных областях, на Афоне... А ведь именно этот страшный век дал России и миру два дивных негасимых светильника – Паисия Величковского и Серафима Саровского. Они ознаменовали собой начало того необратимого процесса, когда все основное, что было сделано в Православии и для Православия, переместилось в Россию. Старец Паисий стал тем руслом, через которое высокие достижения православной мысли, до тех пор хранившиеся на Востоке, перешли в Россию, чтобы пройти через XIX век и привести Православную Церковь к присущим ей вершинам... Старец Паисий дает нам пример истинного православного жития, сущность которого – смирение и любовь. Как деятель Православной Церкви, как пастырь православный он развивает учение святых отцов об умном делании и о молитве Иисусовой – краеугольном камне Православия. То, что открылось ему Духом Божиим, он выразил в своих сочинениях и в наставлениях, преподанных ученикам. Старец Паисий придавал большое значение изучению святоотеческого наследия, полагая первейшим долгом христианина читать писания. Он трудился над переводами с греческого святоотеческих творений, стараясь снабдить православных людей пищей духовной, его стараниями не оскудевшей, и ученики следовали его примеру, переписывая творения православных подвижников, русских и греческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

С.В. Шумило Насельники «Черного Выра» и их отношения с прп. Паисием Величковским Из архивных материалов следует, что в «Черном Выре» принимали не только казаков, но и монахов из Украины. Так, в октябре 1756 г. от самодурства игумена Черниговского Елецкого монастыря ночью сбежал иеродиакон Иоасаф (в миру Иван Юхимович Петренко, потомственный казак Киселевской сот-ни Черниговского полка). Из Чернигова он подался в Мошногорский монастырь Переяславской епархии на Правобережной Украине, а оттуда через месяц – на Афон, в скит Рождества Богородицы «Мавро-выр Русский» (т. е. «Черный Выр»), где прожил больше года 90 . 15 марта 1758 г. о. Иоасаф получил в скиту письменное удостоверение о том, что он «в Святой Горе Афонской в нашем скиту Рождества Пресвятыя Богородицы, монастыря Зографского, называемом Мавровыр Руском, чрез несколько времени постоянно жил, и з братиею, честно, трезвенно и доброобходительно находился». Документ подписан дикеем скита схимонахом Кириаком и скреплен оригинальной скитской печатью, на которой изображена сцена Рождества Богородицы и имеется надпись на славянском языке: «Сия печатъ скита Рускаго Мавровира» 91 . Отбыв в марте 1758 г. обратно в Украину, иеродиакон Иоасаф первым делом отправился (вероятно, по поручению скитского начальства) на Запорожскую Сечь, а затем – в Межигорский монастырь, считавшийся «духовным патроном» Войска Запорожского. И уже отсюда в ноябре 1758 г. возвратился в Чернигов, где был допрошен и принят обратно в Черниговский Елецкий монастырь 92 . Этот случай также свидетельствует о тесной связи между «Черным Выром» и Запорожской Сечью, куда святогорцами был послан упомянутый монах. Из дела иеродиакона Иоасафа (Петренко) мы узнаем одну очень важную деталь. Подвизаясь больше года в скиту «Черный Выр», на исповедь он ходил, как сказано в показаниях, к «духовнику Паисию» из обители св. Константина при Пантократорском монастыре. Упомянутый здесь Паисий – тот самый знаменитый прп. Паисий Величковский , который тоже начинал свой монашеский путь на Черниговщине, а затем ушел из Любечского монастыря на подконтрольную Речи Посполитой Правобережную Украину, а оттуда – в Молдавию и на Афон. К моменту посещения Иоасафом Паисия Величковского , последнему было всего 35 лет, однако слава о молодом подвижнике уже начинала распространяться среди русских и молдавских святогорцев, и с каждым годом число братии вокруг него стремительно росло. Как раз к концу 1757 г. его братство состояло из двенадцати человек (семи молдаван и пяти украинцев), в связи с чем прежняя небольшая келлия св. Константина больше не могла вместить всех желающих 93 . Поэтому прп. Паисий выкупил у греков келлию св. Илии и стал обустраивать в ней новую обитель, ставшую впоследствии известной под названием Свято-Ильинский скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Паисий (Юрков), еп. Щигровский и Мантуровский. Фотография. 2014 г. (Юрков Виктор Дмитриевич; род. 22.10.1970, Брянск), еп. Щигровский и Мантуровский. Из семьи рабочих. В 1973 г. семья переехала в Москву. В 1986 г. окончил среднюю школу 106 г. Москвы. В 1989 г. окончил СПТУ 129. В 1989-1991 гг. проходил военную срочную службу. В февр. 1992 г. поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . 24 апр. того же года наместником Верхотурского монастыря игум. Тихоном (Затекиным; ныне архимандрит) пострижен в рясофор с наречением имени в честь прп. Паисия (Величковского). 29 апр. Екатеринбургским и Верхотурским архиеп. Мелхиседеком (Лебедевым) рукоположен во диакона, 31 мая в Далматовском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре Курганской обл.- во иерея. В марте 1993 г. перешел в Новоспасский московский в честь Преображения Господня ставропигиальный мужской монастырь . С 1993 г. окормлял пациентов и сотрудников Московского научно-исследовательского онкологического ин-та им. П. А. Герцена (МНИОИ). В 1993-1997 гг. нес послушание благочинного и уставщика Новоспасского мон-ря, в 1994-1996 гг.- преподавателя воскресной школы при мон-ре. В 1996-1998 гг. заочно обучался в МДС. В 1997-2011 гг. являлся келарем обители. 26 марта 1998 г. наместником Новоспасского мон-ря Орехово-Зуевским еп. Алексием ( Фроловым; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с наречением имени в честь прп. Паисия, постника Киево-Печерского. В 2000 г. в МНИОИ был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица», П. назначен настоятелем этой церкви и исполнял это послушание до 2014 г. В 2002-2005 гг. обучался в МДА. В дек. 2007 г. защитил дипломную работу на тему «Деятельность великого князя Сергея Александровича Романова на посту председателя Императорского православного палестинского общества (1882-1905 гг.)». 29 авг. 2007 г. архиеп. Алексием (Фроловым) возведен в сан игумена. С окт. 2011 по 2014 г. благочинный Новоспасского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2578673.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LIV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 54-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает серию статей на букву " П " . Том предваряет статья о епископе Коломенском и Каширском Павле, единственном архиерее, открыто выступившем против богослужебной реформы Патриарха Никона, и завершает статья о Пасхальной хронике, византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе при императоре Ираклии в 30-х годах 7 в. Том во многом можно назвать биографическим, в него вошли статьи о епископах с именем Павел, в том числе о четырех Патриархах Константинопольских, двух Патриархах Антиохийских, шести Папах Римских. Для любителей истории России важной вехой станет статья об императоре Российской империи Павле Петровиче. Следует также упомянуть статьи о церковном писателе Павле Алеппском, древнерусском книжнике Павле Высоком, авторе «Истории лангобардов» Павле Диаконе, просветителе Галлии Павле Нарбоннском, прав. Павле Таганрогском, прп. пустыннике Павле Фивейском. В 54-м томе содержатся статьи о сщмч. Павлине (Крошечкине), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю и сщмч. Павлине (Старополеве), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской области, а также многих святых Древней Церкви с этим именем. Среди биографических и агиографических статей тома можно отметить тексты о святых с именем Паисий, в частности, о прп. Паисии Галичском, прп. Паисии (Величковском), известном писателе и переводчике, прп. Паисии Угличском, юродивом прп. Паисии (Яроцком), Патриархах Александрийских, Иерусалимских и Константинопольских с этим именем, египетском подвижнике прп. Паисии Великом, церковном писателе Паисии Лигариде, выдающемся болгарском просветителе прп. Паисии Хилендарском. Статьи о деятелях Церкви с именем Палладий включают тексты о священномучениках, ирландском епископе-миссионере, Патриархе Антиохийском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии (Писареве-Раеве) и многих других. Одна из больших статей тома посвящена памяти вмч. Никомидийского Пантелеймона.

http://pravenc.ru/shop/2472208/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец (+ 1654) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 2 мая в день тезоименитства со свт. Афанасием Великим (+ 373) Святитель Афанасий III, Патриарх Константинопольский, в миру Алексий Пателарий, родился в 1580 г. в городе Ретилени на острове Крит. Воспитанный в семье в христианском благочестии, он получил высокое образование в школе Аркадитского монастыря. По смерти родителей он ушел на Афон, где основал ту самую келью, в которой позже подвизался старец Паисий Величковский (память его 15 нояб.) и которая стала потом русским Ильинским скитом. Затем он посетил Святую Землю и по возвращении постригся в Синайском монастыре на острове Крит. Здесь он прославился строгостью своей жизни. Это был человек глубоких литературных знаний, философ, богослов и филолог. Он много потрудился над церковным просвещением славянских народов. Его возвели в сан митрополита Солунского (1631), а потом — Патриарха Константинопольского (1634). Последние годы своей жизни он провел в Молдавии и Валахии. В 1653 г. он посетил по церковным делам Москву. По дороге он встретил гетмана Украины Богдана Хмельницкого, который вручил ему для передачи царю письмо с просьбой о воссоединении Украины с Россией. Царю Патриарх поднес икону Знамения Божией Матери, хранящуюся ныне в Петербургской Духовной академии. По просьбе Патриарха Никона, готовившего свою церковную реформу, Патриарх Афанасий написал сочинение «Чин архиерейского служения на Востоке». В Москве он поразил всех скромностью своей жизни и кротостью. На обратной дороге он заболел и скончался 5 апреля 1654 г. в Спасо-Преображенском Игарском монастыре под Лубнами. Там и погребли его в сидячем положении — по уставу Восточной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/437135/

     Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившего на Руси образец святогорского подвижничества, эта традиция дала обильные всходы и плоды, так что впоследствии украсила Афон и Русь именами великих старцев-отшельников. Выдающимся святогорским старцем-пещерником был знаменитый борец с Брестской унией Иоанн Вишенский, который свои полемические послания с призывами твердо держаться православной веры писал на Украину из пещерного затвора на Святой Горе. Из описаний киевского монаха и паломника Василия Григоровича-Барского мы знаем, что в середине XVIII в. на Святом Афоне высоко в горах и лесах подвизалось много русских отшельников и пустынников. Эта традиция сохранилась и в XIX – ХХ веках. Начинали с пустыннического жительства на Афоне как преподобный Паисий Величковский, так и духовник всех русских святогорцев старец Арсений. Его ближайший ученик – старец Иероним (Соломенцов), прежде чем принять духовное руководство в Русике, также долгое время подвизался в уединении. В XIX в. при Русском на Афоне Свято Пантелеимоновом монастыре подвизался схииеромонах Мефодий, бывший насельник Соловецкого монастыря. Затем, по благословению старцев Русика, он восстановил отшельническую келлию св. Григория, где и поселился для уединенного жития и непрестанного молитвенного делания. Он часто скрывался от людей под огромным камнем в пещере, куда уединялся для молитвы. Недалеко от Ватопедского монастыря, в пещере у моря, подвизался русский схимонах Севастиан. Современники о нем вспоминали, что «жил он как птица, в совершенном нестяжании. В келье ничего не имел. Пропитание получал от рукоделия и всегда пребывал весел и радостен. О земном никакого не имел попечения, но весь был погружен во Едином Боге». Другой русский сиромаха – схимонах Феоклит жил в искусно высеченной пещере высоко в прибрежной скале, состоящей из двух отделений, где его однажды пытался навестить Великий Князь Алексей Александрович Романов при посещении им Святой Горы в июне 1867 года. Проезжая Афон вдоль берега, он обратил внимание на пещеру и пожелал осмотреть ее, но на этот раз обитателя ее не было дома — он ушел за пропитанием в Руссик, и вход в пещеру был замкнут.

http://pravoslavie.ru/98293.html

Вышел майский номер журнала " Вода живая " апреля 2023 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Долгий путь исцеления " , посвященная евангельскому чтению в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. Раздел " Подробно " посвящен святым женам-мироносицам и женскому служению в Церкви в ХХ веке. Открывает его отрывок из проповеди святителя Петра Хрисолога (конец IV - начало V века), посвященный женам-мироносицам. В материале Татьяны Кириллиной " Нужны ли Церкви диакониссы " игумен Силуан (Туманов) делится своими воспоминаниями о церковной практике позднесоветского периода, когда множество послушаний в храмах, в том числе богослужебных, выполняли женщины-алтарницы, и соображениями о том, насколько может быть практикуемо женское служение в современной Церкви. В материале того же автора " Мироносицы ХХ века " об алтарницах в ленинградских храмах вспоминают протоиереи Владимир Сорокин , Александр Будников , Виктор Иванов . Раздел " Образы и смыслы " открывает материал Наталии Щукиной " Энциклопедия русской влюбленности " : доктор философских наук Марина Михайлова по-новому раскрывает знакомую со школьной скамьи любовную историю Татьяны и Онегина. Публикация приурочена к 200-летию начала работы Александра Пушкина над одним из главных текстов русской литературы - романом в стихах " Евгений Онегин " . Продолжает раздел материал Тимура Щукина " Паисий Величковский: святой среди чужих " , где автор задумывается о категориях " свой-чужой " в наследии преподобного. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгения Перевалова " Храм на безымянной улице " о приходе храма святой блаженной Ксении в поселке Приладожский . Материал того же автора " Пятый угол для тех, у кого нет четырех " знакомит с обитателями и организаторами приюта для бездомных " Пятый угол " в Сосновом Бору. Материал Татьяны Кириллиной " О прошлом - ради будущего " рассказывает о проекте " Нить поколений " , реализуемом Александро-Невским братством. Меньше чем за год на грант Президентского фонда культурных инициатив были сняты восемь коротких документальных фильмов о выдающихся людях нашей страны, и члены братства демонстрируют эти фильмы в средних специальных учебных заведениях.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Положив твердым и непоколебимым основанием этой Божественной молитвы такое предуготовление, то есть, блаженное послушание, – время уже показать из учения святых отцов: что такое эта священная молитва по качеству своему и действию. И это для того, чтобы желавший обучиться ее духовному деланию видел, к какому великому и неизреченному преуспеянию во всяких добродетелях возводит она подвижника, и этим поощрился бы в желании с большим усердием и Божественной ревностью прилепиться священному деланию этой мысленной молитвы. Святой Иоанн Лествичник в слове 28 о молитве, в начале говорит: «молитва, по качеству своему, есть общение и соединение человека с Богом: а по действию – утверждение мира, примирение с Богом, матерь и опять дщерь слез, очищение грехов, мост проводящий через искушения, стена против скорбей, уничтожение браней, Ангельское дело, пища всех бесплотных, будущее веселие, беспредельное делание, источник добродетелей, причина дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира на отчаяние, доказательство надежды, прекращение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, уменьшение раздражительности, зерцало преуспеяния, показание меры, обнаружение состояния, указание будущего, назнаменование славы. Молитва для истинно молящегося есть судилище, суд и престол Господень, еще прежде будущего суда». Святой Григорий Синаит , в главе 113-й говорит: «Молитва в новоначальных есть как огонь веселия, издаваемый сердцем; в совершенных же – как действуемый свет благоухающий». Или опять: «молитва есть проповедание Апостолов, действие веры, или лучше – непосредственная вера, уповаемых извещение, действуемая любы, Ангельское движение, сила бесплотных, дело и веселие их, благовествование Бога, извещение сердца, надежда спасения, знамение освящения, образование святости, познание Божие, явление крещения, очищение купели, Духа Святого обручение, Иисусово радование, веселие души, милость Божия, знамение примирения, Христова печать, луч мысленного солнца, денница сердец, утверждение Христианства, примирения Божия явление, благодать Божия, премудрость Божия, или лучше – начало самопремудрости, явление Божие, дело иноков, жительство безмолвников, причина безмолвия, знамение жительства Ангельского».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

ЖМП 12 2015 15 декабря 2015 г. Журнал Московской Патриархии: Киевским духовным школам исполнилось 400 лет Декабрьский выпуск Журнала Московской Патриархии посвящен юбилею Киевских духовных школ, которым в 2015 году исполнилось 400 лет. «Это важное для Православия на Украине празднование практически не нашло отражения в церковных СМИ, - отметил Сергей Чапнин, ответственный редактор журнала. – Однако можно с уверенностью говорить о том, что развитие киевской образовательной и богословской традиции решающим образом повлияло не только на судьбы Православия на Украине, но и на историю Православной Церкви».  За минувшие четыре века неоднократно менялось название школ, их статус, внутреннее устройство, учебные программы. Тем не менее, в Киеве всегда стремились сохранить единство образовательной традиции, восходящей к началу XVII в. В конце 2014 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, отдавая должное той роли, которую сыграли Киевские духовные школы в истории Православия на Руси, принял решение о праздновании их 400-летнего юбилея на общецерковном уровне.  ЖМП предлагает вниманию читателей ряд материалов, посвященных истории и современному положению Киевской духовной академии и семинарии. В интервью ректора Киевской Духовной академии митрополита Бориспольского и Броварского Антония речь идет о ключевых моментах в истории Киевских духовных школ, когда их облик и строй менялись порой весьма существенно. В их числе образовательная реформа святителя Петра Могилы, открытие в Киевской коллегии первого богословского класса, преобразование в Киевская духовную академию и семинарию. Это и новая жизнь Киевских духовных школ после 70-лет богоборческой власти, и сегодняшние задачи богословского образования. Проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Бурега рассказывает об истории Киевских духовных школ, их ректорах, преподавателях и выпускниках, среди которых не мало прославленных в лике святых. Это и преподобный Паисий Величковский, святители Димитрий Ростовский, Антоний Смирницкий, епископ Иннокентий Иркутский, епископ Белгородский Иосаф, святитель Феофан Затворник и другие. Не удивительно, что большинство архиерейских кафедр в Русской Церкви в первой половине XVIII века занимали воспитанники Киевской школы. «Они сумели создать особый тип архиерея – высокообразованного, владеющего иностранными языками, умеющий соединять достижения западной науки с отечественными церковными традициями, пекущийся  развитию образования и занимающийся миссионерством»,- пишет Владимир Бурега. 

http://e-vestnik.ru/church/400_let_kievs...

Иеросхимонах, основатель Поляномерульского скита в Молдавии, в котором процветало умное делание. Преподобный Василий родился в России, свою монашескую жизнь начал в Мошенских горах, недалеко от Киева. В 20-х годах XVIII века, когда для монашества в результате государственной политики секуляризации церковных земель наступили трудные времена, покинул Россию. На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с несколькими монахами преподобный Василий поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй, потом перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен в иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно собралась монашеская община. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Василий ушел из Дэлхэуцкого скита с двенадцатью иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу, вблизи изгиба Карпат. С согласия братии Рымникского монастыря, которая являлась владельцем тех земель, и с позволения господаря Валахии преподобный Василий начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733 году). Василий Поляномерульский , возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила святителя Василия Великого , богослужение по афонскому уставу, старческое руководство и умное делание. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством старца Василия находились одиннадцать скитов и пустыней. В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский) , который прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия. Свои аскетические воззрения Василий Поляномерульский изложил в предисловиях к творениям преподобных Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского . Предисловия преподобного Василия представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на неправильность мнения тех, кто думает, будто бы умное делание прилично только подвижникам, достигшим бесстрастия и святости. У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. На все вопросы высокого собрания преподобный Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010