Житие и подвиги Отца нашего старца Паисия, архимандрита молдавских святых монастырей Нямецкого и Секула 1. Рождение и родители отца нашего Паисия. 2. Отрочество его В лето 1722 родися отец наш блаженной памяти иеросхимонах Паисий, в святом крещении нареченный Петром, в малороссийском граде Полтаве, от благочестивых родителей: отец его бе Иоанн Величковский, протоиерей Полтавский, мати же Ирина. По рождении же его в четвертое лето, отец его от временныя сея к вечной преселися жизни: он же остася с матерью и со старейшим родным братом Иоанном, иже по отце бе и настоятелем соборныя Полтавския церкве Успения Пресвятыя Владычицы Нашея Богородицы и Приснодевы Марии, в ней же отец его, дед же и прадед священствоваша. Таже вдаде его мати в научение книжное, и Господу споспешествующу ему, чрез два лета и мало более, изучи букварь, часословец и псалтирь, от старейшего же своего брата и писати изучися: и абие нача помощию Божиею преудобне книги чести, и от части разумети: и чтяше зело прилежно книги Божественного Писания, Ветхого, паче же Нового Завета, жития святых, поучения Святого Ефрема и Святого Дорофея, Святого Иоанна Златоустог о Маргарит и прочия. И от чтения таковых, паче же житий преподобных отец наших в монашеском образе просиявших, начала и в его души рождаться ревность к оставлению мира и восприятию святого монашеского ангельского образа: темже и затворяшеся и чтяше я ненасытно. Молчание же только любяше, яко и самая его мати зело редко когда слышаше беседу его: бе бо кроток и зело стыдлив и бездерзновенен, не только к чуждым, но и к своим. Таковое бе сего чудного мужа усердное к Богу желание еще в десятолетнем возрасте, яко всем видящим и слышащим о нем благоразумным удивлятися его добронравию и ревности и усердию, и прославляху Бога, глаголюще: слава Тебе Христе Боже, яко ты возносиши избранного от людей своих. 3. Юный Паисий идет во град Киев Пришедшу же тринадесятому лету от рождения его, преставися и старейший его брат Иоанн ко Господу, священствовав точию пять лет. И воспоследова матери его нужда, вземши и его с собою (1754), отъити ко архиепископу Киевскому Кир-Рафаилу с писанием просительным полковника полтавского, крестного его отца, и честнейших граждан о утверждении за ним отеческого его места предреченныя соборныя церкве грамотою. Пред его же святым лицем егда стихи некия, от учена мужа составленныя, благоговейно с подобающим произношением изглагола, возрадовася преосвященный, и благослови его, и рече: быть тебе наследником: даде же и грамоту матери его, и повелев его вдати во училища киевския, отпусти с благословением. Она же возвратившися, абие посла его в Киев учения ради, в нем же точию четыре лета грамматическому учению обучашеся. Горящим же усердием упражняшеся паче в чтении святых книг: от нихже паче и паче утверждашеся в непреложном своем намерении о монашестве. 4. Его желание иноческого нелицемерного жития

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возобновитель русского монашества 7. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 23.09.2022 780 Время на чтение 11 минут   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6          Петровские реформы в области религии, упразднение  Патриаршества, секуляризация церковного  имущества, ускорили исход монахов из России.  Те, кто особенно желал строгой монашеской жизни, шли в Молдавию, в Мерлополянский скит, где их принимал, без преувеличения сказать, великий Паисий Величковский.           На Святую Гору он ушел в 1746 году.  В 1757 году  основал скит пророка Илии, Ильинский, для «братии молдавского и словенского языка».  Для прославления преподобного Паисия хватило бы уже и того, что,  вернувшись в Россию, он возобновил в ней монашескую жизнь, но надо перечислить и его труды, хотя бы основные. Ведь именно он перевел на русский «Добротолюбие», сочинения Исаака Сирина, «Огласительные слова» Феодора Студита, сочинения Григория Паламы, Максима Исповедника, Варсонофия, сборник «Восторгнутые класы», то есть колосья, собранные с нивы Господней,  в который входили  тексты Иоанна Златоустаго, Мелетия, Фотия, Марка, Зосимы, Феогноста…      Годы, в которые прибыл на Афон преподобный Паисий, были печальны для  Святой Горы. Примерно в это  время  посещает Афон уже упомянутый Василий  Григорович-Барский. Он указывает на причину упадка монашеской жизни – это притеснение  от турок. Честно сказать,  и не только. Притеснение русских было и от греков. Славянкое племя на Афоне тиранилось и одноверцами. Наши соотечественники, пишет Барский,  вынуждены были «семо и овамо по горам скитаться, и от труда рук своих зело нуждно и прискорбно питаться, от всех презираемы. Лиси язвины имут, и птицы гнезда своя, россы же не имут, где главы приклонити на столь прекрасном, уединенном и иноческому житию весьма приличном месте».       Широко известно житие святого Паисия. Не мыслящий спасения души и монашеской жизни без  наставника, старца-духовника, он был лишен этого, и спасался с помощью святоотеческих книг. Молва о его святой жизни  не могла укрыться. К нему притекали отовсюду. Почти в отчаянии он взывал к инокам, что он и сам чает наставничества, но число их все увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/23/...

Преподобный Никодим Святогорец Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 К двухсотлетию со дня преставления преподобного Никодима Святогорца Содержание статьи Двести лет назад совершилась блаженная кончина Никодима Афонского. Земной путь святого составил всего шесть десятилетий, но в них поместилось удивительно много. Уже при жизни изобильные плоды от его трудов служили духовной пищей далеко за пределами Афона и Греции и достигли России, где приобрели повсеместное значение. Возможно, последнее утверждение покажется слишком громким. Обратимся к фактам. Никодим Святогорец: факты Сборник “Добротолюбие” стал известен благодаря Никодиму Святогорцу. Сборник был напечатан святителем Макарием Коринфским при участии Никодима. В энциклопедического формата том “Добротолюбия” поместились основополагающие аскетико-мистические наставления святых Отцов и церковных писателей. Сборником руководствовался преподобный Паисий Величковский. Паисий выпустил в России его церковнославянский перевод, и, без преувеличения, всё это послужило возрождению русской монашеской жизни в XIXb. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский читал славянское “Доб­ротолюбие”, а святитель Феофан Затворник подготовил издание “Добротолюбия” на русском языке. В 1955 году греки канонизировали Никодима. Что же теперь? Для нас он не только святой, которому положено праздновать 14 июля по старому стилю. Никодим Святогорец может подать мудрый совет в непростых и злободневных вопросах, как возрождать православную жизнь на приходах, в монастырях. Недавно российские пастыри обсуждали животрепещущую тему: нужно ли всякий раз перед причастием, если мирянин часто причащается, предварительно совершать исповедь и последование к причастию со всеми указанными канонами? Весьма кстати во время обсуждения этих вопросов была опубликована “Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин”. Книга эта, вышедшая когда-то стараниями преподобного Никодима, содержит ценные рассуждения о христианской жизни каждого из нас 1 . Само её название настраивает читателя на непрестанное участие в церковных таинствах. Как при этом избежать профанации таинства?

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-nikodim-s...

Скачать epub pdf Двести лет назад совершилась блаженная кончина Никодима Афонского. Земной путь святого составил всего шесть десятилетий, но в них поместилось удивительно много. Уже при жизни изобильные плоды от его трудов служили духовной пищей далеко за пределами Афона и Греции и достигли России, где приобрели повсеместное значение. Возможно, последнее утверждение покажется слишком громким. Обратимся к фактам. Сборник “Добротолюбие” стал известен благодаря Никодиму Святогорцу . Сборник был напечатан святителем Макарием Коринфским при участии Никодима. В энциклопедического формата том “Добротолюбия” поместились основополагающие аскетико-мистические наставления святых Отцов и церковных писателей. Сборником руководствовался преподобный Паисий Величковский . Паисий выпустил в России его церковнославянский перевод, и, без преувеличения, всё это послужило возрождению русской монашеской жизни в XIX в. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский читал славянское “Добротолюбие”, а святитель Феофан Затворник подготовил издание “Добротолюбия” на русском языке. В 1955 году греки канонизировали Никодима. Что же теперь? Для нас он не только святой, которому положено праздновать 14 июля по старому стилю. Никодим Святогорец может подать мудрый совет в непростых и злободневных вопросах, как возрождать православную жизнь на приходах, в монастырях. Недавно российские пастыри обсуждали животрепещущую тему: нужно ли всякий раз перед причастием, если мирянин часто причащается, предварительно совершать исповедь и последование к причастию со всеми указанными канонами? Весьма кстати во время обсуждения этих вопросов была опубликована “Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин”. Книга эта, вышедшая когда-то стараниями преподобного Никодима, содержит ценные рассуждения о христианской жизни каждого из Само её название настраивает читателя на непрестанное участие в церковных таинствах. Как при этом избежать профанации таинства? Одним из препятствий на пути нелицемерного покаяния является превращение живого покаяния в регулярную, но формальную исповедь, на которой из месяца в месяц, из года в год перечисляются одни и те же грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

(Старчествование Архимандрита Паисия Величковского на Афоне и в Молдовлахии). Паисию Величковскому было около 24 лет, когда он летом 1746 года, накануне памяти преп. Афанасия Афонского (празднуемой 5 июля) прибыл, под именем Платона, на Святую Афонскую Гору. Прожив нисколько дней в Лавре Св. Афанасия, он направился на север, к монастырю Пантократор, в окрестностях которого, как ему было известно, проживали монахи из славян. Поселившись около Пантократора в уединенной келлии, Платон обошел всех окрестных монахов, отыскивал себе старца по сердцу. Но, увы, такого не оказалось. И Платон остался наедине с самим собою и с Богом. Наступили самые трудные и опасные в его жизни годы одинокой работы и тяжелой внутренней борьбы с помыслами и страстями. В таком одиночестве Платон провел четыре года. Он много плакал и много молился. Дни и ночи он проводил в чтении Слова Божия и отеческих книг, которые доставал в соседних монастырях, болгарских и сербских. Жизнь его была очень суровая. Через день однажды он ел только сухари с водою. У него не было даже сорочки, а только подрясник и ряса, да и те «искропаны» (ветхие), Своей нищете он радовался, как великому богатству. Уходя из келлии, он никогда не запирал дверей, потому что в ней не было никакого имущества, кроме немногих книг. На четвертом году его отшельнической жизни пришел на Св. Гору молдавский старец, схимонах Василий, который долго беседовал с Платоном, и постриг его в мантию, дав ему новое имя Паисия. Он указал Платону опасность преждевременного отшельничества и советовал ему перейти к более надежному для него пути: пребыванию вдвоем или втроем с единомысленными братьями. Об этом пути всегда думал и сам Паисий – только не было случая вступить на него. Но вот, через три месяца после пострижения Паисия в мантию, пришел на Афон из Молдавии юный инок Виссарион, молдаванин. Обойдя многие афонские монастыри, он также, как и Паисий, не нашел себе наставника по сердцу и, наконец, пришел к Паисию. Видя его суровую и молитвенную жизнь, он полюбил его, и стал со слезами просить его указать ему опытного в духовной жизни наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

14. Исихазм в Грузии Особенности исихастской традиции в Грузии Приступая к составлению библиографии по грузинскому исихазму, мы целиком отдавали себе отчет в сложностях, которые сопровождают эту работу, препятствуя полному охвату литературы по данной теме. И сейчас, предлагая вниманию читателей и исследователей итог работы, мы можем лишь подтвердить, что не ошиблись в предположениях. Основная сложность проистекала из того обстоятельства, что работать над библиографией по исихазму в Грузии пришлось в Москве, где как раз на время подготовки книги грузинские фонды РГБ и Исторической библиотеки оказались полностью или частично недоступными по техническим причинам (из-за длительного ремонта и перемещения фондов). К тому же, за последнее десятилетие эти фонды практически не пополнялись грузинскими изданиями, что могло бы создать весьма неверное впечатление, будто в Грузии мало что издается. Мы постарались заполнить эту лакуну, хотя наша библиография все еще остается неполной. Определенным препятствием явился и тот факт, что исследователи древнегрузинского наследия, среди которых немало выдающихся ученых, не подходили к этому наследию с целью изучения собственно исихастской традиции. В силу ряда исторически сложившихся обстоятельств, грузинский исихазм отдельно почти не изучался. I. Между эпохой расцвета грузинского монашества и временем, когда начали изучаться литературные памятники на грузинском языке, существует разрыв в несколько веков. Этот разрыв во времени необходимо было преодолевать, начиная с описи, инвентаризации того, что было создано и что сохранилось. Рассеянное по миру грузинское наследие требовало разыскания, описания, собирания, осмысления. На этот этап ушло почти два века, и он далек от завершения. Что касается исихазма, то его ранние формы были чрезвычайно плодотворно восприняты грузинским монашеством: об этом свидетельствует и аскетическая практика, и обширная переводная и оригинальная литература, которая была в обиходе и формировала мировоззрение и культуру грузиноязычных народов. Однако в распространении позднего исихазма ( Григорий Палама , Паисий Величковский) заметную тормозящую роль сыграли исторические обстоятельства. Именно в годы расцвета позднего исихазма в его паламитских формах начался один из самых неблагоприятных и притом длительных периодов в истории Грузии, когда вся ее территория, ее Церковь с древними монастырями, хранилищами святости и святынь, подвергались периодическим опустошениям. Эти бедствия Грузинской Церкви не закончились ни с присоединением Грузии к Российской империи, ни с восстановлением автокефалии в 1917 году. Начавшееся вслед за этим 70-летнее господство советского атеизма, разумеется, мало способствовало расцвету монашеской жизни и изучению христианского наследия нации.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1 Преп. Исихий — пресвитер Иерусалимский, ученик Григория Богослова (IV b.); написал Историю Церкви. 2 Еп. Феофан Затворник (1815—1894 гг.), 28 лет провел в Вышинской пустыне. Вел обширную переписку. Его сочинения отличаются глубоким богословским пониманием христианского учения. Прославлен в лике святителей в 1988 г. Память 10 23 января. 3 Прот. Иоанн (Сергиев) (1829—1908 гг.). Кронштадтский пастырь, молитвенник, самым действенным способом исцеления считал Божественную Литургию. Его размышления о путях спасения вошли в книгу «Моя жизнь во Христе». Прославлен в лике праведных Собором 1990 г. Память 20 декабря 2 января. 4 Преп. Макарий Великий — египетский пустынник (301—391 гг.). Оставил после себя духовные сочинения. Учитель монашества. Память 19 января 1 февраля. 5 Паисий Величковский — молдавский старец (1722—1794 гг.). Наставник монашества, нес подвиги в молдавских монастырях, учил братию умной молитве; оптинские старцы (Моисей, Леонид, Макарий, Амвросий) явились учениками Паисия. Духовный писатель, оставив ший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства. Прославлен в лике преподобных Собором 1988 г. Память 15 28 ноября. 6 Еп. Иустин (в миру Михаил Полянский). Кончина — 1903 г. Духовный писатель. Оставил после себя сочинения в 12 томах. Занимал в разное время — Херсонскую, Тобольскую, Рязанскую, Уфимскую кафедры. 7 Симеон Солунский, архиепископ Фессалоникийский, год преставления 1429 Церковный писатель. 8 Свят. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, родом из Константинополя. Богослов, исихаст; учил о Нетварном (Фаворском) Свете. Посрамил ересь Варлаама и Акиндина. Скончался около 1360 г. Был причислен к лику святых патриархом Филофеем. Наставник умной молитвы. Память 14 27 ноября и во вторую Неделю Великого поста. 9 Еп. Игнатий (Брянчанинов), в миру Димитрий Александрович. Годы жизни 1807—1867. Оставил после себя поучения о духовной жизни, письма. Его творения могут служить духовным руководством для всех желающих истинной жизни во Христе. Прославлен в лике святителей Собором 1988 г. Память святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского празднуется Церковью 30 апреля 13 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

     Доклад схиархимандрита Гавриила (Бунге), игумена Крестовоздвиженского монастыря Русской Православной Церкви в Лугано (Швейцария) на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» ( Сретенский ставропигиальный мужской монастырь . 22–23 января 2015 года) После 70 лет советского атеистического режима Русская Православная Церковь, а вместе с ней и ее тысячелетнее монашество, переживает в наше время небывалое возрождение. Речь идет о таком феномене, которому, без сомнения, невозможно найти аналог в христианской истории. Каким образом этот ренессанс стал возможен? В чем здесь секрет? В моих беседах с собратьями-монахами я часто слышу такие стенания: «Наша традиция была прервана! Нам ничего не остается, кроме как обратиться к афонским братьям и научиться у них монашескому житию, потому что наша собственная традиция утеряна навсегда». Очевидно, в этих стенаниях есть доля истины, и обращение к афонской традиции целиком оправданно. И к тому же это не новость в русской истории! После реформ Петра Первого в России было практически невозможно вести монашескую жизнь. Наиболее ревностные иноки, как например, преподобный Паисий Величковский, удалялись в румынские пределы, где их принимали с распростертыми объятиями. На Афоне они стали свидетелями греческого исихастского возрождения , и именно его дух они передали своим обителям, основанным в других странах. Когда их ученики получили, наконец, возможность вернуться на родину, именно этот дух монашества, обновленного через возвращение к лучшим святоотеческим традициям, смог укорениться и в России, где он принес восхитительные плоды, о которых вы хорошо знаете. Упомянем лишь, как «часть вместо целого», Оптину пустынь. Тем не менее, что же в точности стоит за словами «прерванная монашеская традиция»? Мне представляется, что в этих словах чаще всего выражается мысль об утере монашеских институций , из-за гонений, а затем и разрушения самих монастырей. Однако важно принять во внимание тот факт, что монашество как институт было в историческом плане вторичным явлением по отношению к монашеству как духовному движению .

http://pravoslavie.ru/76894.html

Архив Пн В Сретенском монастыре г. Москвы прошло очередное собрание с участием епархиальных ответственных за монастыри 30 ноября 2023 г. 11:50 29 ноября 2023 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось очередное собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях. Мероприятие прошло в рамках регионального этапа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В президиуме находились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност , митрополит Омский и Таврический Дионисий , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов) , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) , настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Открывая собрание, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на предстоящие труды и пожелание Предстоятеля Церкви обсудить в неформальной обстановке волнующие современное монашество вопросы. Приветствовав участников, митрополит Каширский Феогност предоставил слово игумении Иулиании (Каледе). В своем сообщении игумения Иулиания напомнила, что традиционно по рекомендации Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений Синодальный отдел по монастырям и монашеству в рамках регионального этапа проводит собрание с участием епархиальных ответственных за работу с монастырями. В наступающем 2024 году тема XXXII Международных Рождественских образовательных чтений — «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В качестве тем для регионального этапа были предложены следующие: «Отражение опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества (святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Андрей Рублев и др.)»; «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни (преподобный Паисий (Величковский), Оптинские старцы, Глинские старцы и их преемники и др.)»; «Любовь во Христе и свобода от страстей как источник истинного творчества и культуры (искусство трезвения, созидательный труд по послушанию со смирением и благодарением Бога и пр.)»; «Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты)».

http://patriarchia.ru/db/text/6081384.ht...

Библиография Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853; 4-е изд. 1884. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Собрание писем к монашествующим. Сергиев Посад, 1908–1909. 2 т.; также см. «Душеполезное чтение» 1892–1893. (Есть также современные репринтные издания.) Антоний (Путилов), игумен. Письма к разным лицам. М., 1869. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995. Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Сост. священник Сергий Клюйко. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сост. иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. Большаков С. Н. На высотах духа. М.: 1993. Боровскова-Майкова. Нил Сорский и Паисий Величковский . Сборник в честь С. Ф. Платонова. СПб., 1911. Буланов И. Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря. СПб., 1906. Валаамский монастырь и его подвижники. 3-е изд. СПб., 1903. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1998. Герасим (Добросердов) , архимандрит. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни, о. архимандрита Моисея . СПб., 1865. Григорий, архимандрит. Первоначальник и основатель Белобережской пустыни схимонах Симон/«Душеполезное чтение». 1896. 6. Григорий (Борисоглебский) , архимандрит. Сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. Добронравов В. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни. Владимир, 1908. Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. Жизнеописание настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря, игумена Антония. М., 1870. Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Житие старца Серафима Саровской обители, иеромонаха, пустынножителя и затворника. 2-е изд. СПб., 1863, 1884; 4-е изд. Муром, 1893. (Есть также современные репринтные издания.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010