Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского настоятеля Нямецкого и других монастырей в Молдавии и основателя Русского Ильинского скита на Афоне Содержание Предисловие старца Паисия Глава 1. Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы     Предисловие старца Паисия Дошел слух до меня последнего, что некоторые из монашеского звания 1 дерзают хулить Божественную, приснопамятную и Боготворную Иисусову, умом в сердце священнодействуемую молитву, созидая таковое свое языкоболие на песце суемудрия без всякого свидетельства. Вооружает их дерзаю сказать, на это враг, чтобы их языками, как своим орудием, опорочить это пренепорочное и Божественное дело и слепотою их разума помрачить это мысленное солнце. Поэтому, оплакав такое зломудрие этих заблуждающих от чрева и глаголющих лжу ( Псал. 57, 4 ) и опасаясь, чтобы кто-нибудь из неутвержденных в разуме слыша такие их баснословия не впал в подобный им ров злохуления, и смертно не согрешил пред Богом, похулив учение премногих Богоносных отцов наших, свидетельствующих и учащих о сей Божественной молитве из просвещения Божественной благодати, к тому же и не терпя более слышать хульные речи на это пренепорочное делание, и в добавок убеждаемый просьбою ревнителей этого душеспасительного делания, – решился я хотя это и превышает немощный мой ум и слабые силы, призвав на помощь сладчайшего моего Иисуса без Которого никто не может что-нибудь делать, в опровержение лжеименного разума пустоумных и на утверждение Богоизбранного стада о имени Христовом собравшихся, в нашей обители братий, написать мало нечто о Божественной умной молитве выписками из учения святых отцов, для твердого, непоколебимого и несомненного о ней удостоверения.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Паисий Величковский         День памяти: Ноябрь 15 Преподобный Паисий Величковский Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Затем преподобный переселился на Афон , где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан.     В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле. Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

http://isihazm.ru/1/?id=409

Статистика Паисий Величковский, прп. Паисий Нямецкий или Паисий Величковский (в миру Пётр Величковский; 21 декабря 1722 Полтава — 15 ноября 1794) — православный монах; клирик Константинопольского Патриархата, впоследствии Российской Церкви; переводчик, святой. Переводил святоотеческие труды и почитается восстановителем монашеских традиций исихазма и «умной молитвы». Служение проходило на территории Малороссии (Российская Империя), на Афоне (тогда Оттоманская империя) и Молдавии. Родился в городе Полтава в украинской семье протоиерея, потомственного священника, где был одиннадцатым ребёнком. Учился в Киевской духовной школе. После 3-х лет обучения Пётр вернулся домой и сообщил матери о намерении оставить школу и уйти в монастырь — намерение, которое последняя не одобрила. По совету черниговского старца Пахомия, в 17 лет отправился в Любеч, к иеросхимонаху Иоакиму; но по прошествии 3-х месяцев его жизни в монастыре, с назначением нового настоятеля, Петру пришлось удалиться из монастыря. После скитаний по разным малороссийским обителям поступил в Медведовский монастырь под Чигирином, где терпел издевательства братии ввиду своей неумелости; был пострижен в рясофор с именем «Платон». После захвата Медведевского монастыря униатами перешёл в Киев, где работал в типографии Киево-Печерской лавры, овладев там искусством чеканки по меди. Затем направился в Молдовалахию, где жил в монастыре Св. Николая — Трейстхны, а вскоре перешёл в скит Кыркул. В молдавских монастырях всего пробыл около трёх лет, подвизаясь под руководством старцев о. Василия, о. Михаила и о. Онуфрия. 24 лет предпринял путешествие на Святую Гору Афон, куда он со своим спутником иеромонахом Трифоном прибыли 4 июля 1746 года, в канун памяти преподобного Афанасия Афонского; поселился в монастыре Пантократор. Жил в нищете около 4 лет. В 1750 году на Святую Гору прибыл молдавский старец о. Платона — схимонах Василий, который постриг Платона в мантию с наречением ему имени «Паисий». В 1758, на 36-м году жизни, о. Паисий был рукоположён в иеромонаха. При увеличении числа своей братии, по их просьбе, Паисий испросил у Пантократора старую келлию пророка Илии и приступил к устройству скита пророка Илии, став основателем одного из крупнейших скитов на Афоне.

http://lib.cerkov.ru/authors/850

Ноябрь 15.11 Преподобнаго Паисия Величковскаго Тропарь, глас 2: Странен быв на земли,/Небеснаго Отечества достигл еси,/преподобне отче Паисие,/добротолюбия подвижниче,/верных научил еси ум к Богу возводити/и сердцем к Нему взывати:/Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,//помилуй мя, грешнаго. Кондак, глас 8: Избранный иноческаго жития ревнителю,/яко пчела многотрудная,/писаньми отеческими души наша снабдил еси,/коегождо наставляя на путь спасения./Сего ради зовем ти:/радуйся, Паисие премудре,//старчества духовнаго в стране нашей возродителю. Преподобный Паисий Величковский Преподобный Паисий Величковский в миру Петр Иванович Величковский, родился 21 февраля 1722 года. Его прадед, дед, отец и старший брат были протопопами (протоиереями) города Полтавы. В возрасте четырех лет он лишился отца. Воспитывала его мать – Ирина (в монашестве Иулиания). С 12 лет Петр Величковский обучался в Киево-Могилянской духовной академии. В17 лет, оставив академию, он ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Затем Петр отправился в молдаво-влахийские монастыри, где учился молитве и монашескому послушанию и где принял рясофор с именем Парфений. Стремясь найти старцев, опытных в святоотеческих писаниях, инок Парфений пришел на Святую Гору Афон. Здесь, в возрасте двадцати восьми лет, он был пострижен в монашество с именем Паисий. К нему стали приходить ученики. Не считая себя достойным учить других, святой Паисий принимал братию с условием иметь вместо наставника учение святых отцов Церкви. Так возникла среди Паисиева братства традиция книжности, собирания святоотеческих писаний, что было необычным для афонских монастырей того времени. Тридцати шести лет отец Паисий был рукоположен в священный сан. После семнадцатилетнего пребывания на Афоне старец Паисий возвратился в Молдавию и поселился с братией сначала в пустующей Драгомирнской обители, а затем в уединенном горном Секульском монастыре. Братия умножилась, и преподобному Паисию пришлось переселить свою общину в богатейший Нямецкий монастырь, где он так же, как в Драгомирне и Секуле, ввел общежительный устав, требующий от братии полного нестяжания и отсечения своей воли. Авва Паисий учил братию покаянию, молитве Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»), иноки ежедневно исповедовали помыслы духовнику, трудились над переписыванием святоотеческих книг. Нямецкая обитель под руководством старца Паисия стала самым большим монастырем Православной Церкви, вмещая тысячу насельников. Преподобный Паисий был удостоен сана архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Паисий Величковский декабря 1721-†15 ноября 1794 Прославлен в 1988 г. Память празднуется 15 (28) ноября Преподобный Паисий родился в Полтаве в семье священника и при крещении был наречен Петром. На тринадцатом году он был отдан в Киевскую Духовную академию. Здесь в нем проявилась тяга к монашеству и склонность к чтению святых Отцов. В семнадцать лет Петр начинает свое почти десятилетнее странствие по монастырям Восточной Европы в поисках истинного духовного наставника и обители, где был бы воплощен идеал жизни по Евангелию. В Медведовском монастыре на реке Тясмин в 1741 г. он был пострижен в рясофор с именем Парфений. Через некоторое время из-за гонения на православных со стороны униатов он перебрался в Киевскую Лавру. Затем он направился в Валахию, где действительно встретился с опытными подвижниками. Здесь он получил благословение на пустынножительство. К этому времени он уже обладал великим даром непрестанной молитвы, которая “самодвижно” совершалась у него в сердце. Однако вскоре инок пустился в новое путешествие: на Святую Гору Афон. Но его цель – найти себе старца, сильного в подвиге и в знании святоотеческих писаний, – не была достигнута и на Афоне. Тогда он снова удалился в пустыню и не оставлял ее более трех лет. По прошествии этого времени он был пострижен в мантию с именем Паисий. Вскоре к нему стали приходить монахи с просьбой, принять их в послушание. Таким образом отец Паисий был призван на подвиг старчества. Ему было тогда 28 лет. В 1758 г. старец Паисий был рукоположен во иерея. Его растущее братство переселилось в скит святого пророка Илии, где старец ввел общежитие. Здесь им было положено начало собиранию и переписыванию творений святых Отцов. Вскоре из-за притеснения монашествующих со стороны мусульман отец Паисий и его собратья возвратились в Молдавию. Здесь они поселились в пустовавшем монастыре Сошествия Святого Духа (Драгомирне), где старец ввел общежительный устав, ежедневное (дважды в день: утром и вечером) исповедание помыслов, насадил умную молитву и чтение святоотеческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Паисий Величковский (+ 1794) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 15 нояб. в день преставления Прп. Паисий Величковский родился в городе Полтаве, в семье Иоанна Величковского, 21 декабря 1722 г., на память преставления святителя Петра Московского, и наречен был во имя этого святого. Отцовская линия Петра была духовного сословия — брат, отец, дед и прадед были священниками, окормляя один и тот же приход города Полтавы. Четырех лет от роду младенец Петр лишился отца, а в отрочестве лишился и брата. Грамоте Петр был обучен по Псалтири и после этого по желанию матери был отдан на обучение в Киевскую Духовную академию, в которой он ощутил тягу к монашескому житию. В 17 лет юноша пожелал удалиться в монастырь, ему на этом пути пришлось пройти испытания. Оставив академию, Петр поступает в Любечский монастырь, основанный еще прп. Антонием Печерским (память его 10 июля). Здесь он проходил свое первое послушание, связанное с переписыванием книг, но в этом монастыре пробыл недолго: после преставления игумена новый настоятель не являл собой пример духовного отца и послушник Петр покинул обитель. В одном из монастырей юга России Петр принял постриг с именем Парфений, но братия стала называть его Платоном, и он смиренно переносил это. Путь молодого подвижника лежал в Валахию, он волею Божией стал как бы странствующим монахом, переходя из обители в обитель. Плодом странствий было опытное знание послушания, смирения и умной молитвы. Последнее путешествие, которое совершил инок Платон по своему желанию, было на Афон. Через 4 года преподобный пришел на Святую гору, в это же время на Афон прибыл отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Здесь состоялся постриг Платона в мантию с наречением ему имени Паисий. Прп. Паисий не считал себя достойным учительствовать — он принимал к себе братьев только как сподвижников и друзей. Среди этого Паисиева братства зародилась традиция книжности: они занимались собиранием писаний святых отцов и переписыванием их.

http://sedmitza.ru/lib/text/437879/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ПАВЛИН (II) († 11.01.802), св. (пам. зап. 11 янв.), патриарх Аквилейский (c 787), богослов, один из деятелей каролингского возрождения ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Паисий Великий (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАКТОВИЙ мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские ПАЛАМОН (III-IV вв.), прп. (пам. в Неделю всех преподобных отцов; пам. греч. 12 авг.; пам. зап. 25 янв.; пам. копт. 30 тобе (25 янв.); пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), египетский подвижник, наставник прп.Пахомия Великого ПАЛЕСТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в рус. иконографической традиции название, закрепившееся за образом типа «Одигитрия» Дексиократуса ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАЛЛАДИЯ мц. (пам. 24 мая) - см. ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст

http://pravenc.ru/rubrics/122298_135.htm...

С.В. Шумило 9. К вопросу духовничества прп. Паисия Величковского в Константиновской келлии на Афоне Важным дополнением к афонскому периоду биографии прп. Паисия Величковского могут служить краткие свидетельства из дела беглого насельника Черниговского Свято-Успенского Елецкого монастыря иеродиакона Иоасафа (в миру Ивана Юхимовича Петренко, потомственного казака Киселёвской сотни Черниговского полка) 100 . Из архивных материалов Черниговской духовной консистории за 1760 г. мы узнаём, что отец Иоасаф в октябре 1756 г. ночью сбежал из Елецкого монастыря из-за самодурства игумена обители. Из Чернигова он подался в пределы Речи Посполитой – в Мошногорский монастырь Переяславской епархии на Правобережной Украине, а оттуда через месяц – на Афон, в основанный запорожцами казачий скит Рождества Богородицы «Черный Выр» («Мавровыр»), где прожил больше года. Из дела иеродиакона Иоасафа мы узнаём одну очень важную деталь. Подвизаясь больше года в скиту «Черный Выр», на исповедь он ходил, как сказано в показаниях, к «духовнику Паисию» из обители св. царя Константина при Пантократорском монастыре. Упомянутый здесь Паисий – тот самый прп. Паисий Величковский , который в своё время тоже начинал свой монашеский путь на Черниговщине, но затем сбежал из Любечского монастыря на подконтрольную Речи Посполитой Правобережную Украину, а оттуда в Молдавию и на Афон. Пробыв больше года на Святой Горе, иеродиакон Иоасаф отбыл по каким-то делам на Запорожскую Сечь, оттуда в казачий Межигорский монастырь, а оттуда, узнав о смене игумена Елецкого монастыря, возвратился в Чернигов. К моменту посещения о. Иоасафом на Афоне прп. Паисия Величковского последнему было всего 35 лет, однако, судя по всему, слава о молодом подвижнике уже начинала распространяться среди славянских и молдавских святогорцев и с каждым годом число братии вокруг него стремительно возрастало. В показаниях о. Иоасафа прп. Паисий назван «духовником», к которому тот ходил на исповедь из отдалённого украинского скита «Черный Выр». Этот факт свидетельствует, что молодой подвижник на тот момент уже пользовался определённым духовным авторитетом среди святогорцев. Из показаний иеродиакона Иоасафа мы также узнаём, что на исповеди «духовник Паисий» советовал ему не служить и приступать к Божественным Тайнам «по-монашему» 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

С.В. Шумило Сокращения ГАЧО – Государственный архив Черниговской области. ЦГИАК Украины – Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев. Список иллюстраций Ил. 1. Прп. Паисий Величковский (1722–1794). Ил. 2. Портрет Кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского (1691–1803). Ил. 3. Печать Драгомирнского монастыря на письмах прп. Паисия к П. Калнышевскому, 1768 г. Ил. 4 и 5. Монастырь в Драгомирне. Современный вид. Ил. 6. Запорожская икона Покрова Богородицы с изображением в правом нижнем углу молящегося атамана П. Калнышевского. 2-я пол. XVIII в. Ил. 7 и 8. Монастырь в Драгомирне. Современный вид. Ил. 9. Запорожская Сечь. Реконструкция. Ил. 10. Запорожская Сечь. Реконструкция. Ил. 11. Внутренний вид монастырского храма в Драгомирне. Современное фото. Ил. 12. Первая страница письма прп. Паисия Величковского к П. Калнышевскому, июнь 1768 г. Ил. 13. Подпись прп. Паисия Величковского на письме к П. Калнышевскому. Ил. 14. Конверт от письма прп. Паисия Величковского к П. Калнышевскому. Ил. 15. Прп. Паисий Величковский (1722–1794). Ил. 16. Изображение молящегося атамана П. Калнышевского на Запорожской иконе Покрова Богородицы. 2-я пол. XVIII в. Ил. 17. Икона святого праведного Петра Калнышевского. Ил. 18. Икона святого праведного Петра Калнышевского, утверждённая Священным Синодом УПЦ. Ил. 19. Портрет прп. Паисия, висевший в парадной архондарика основанного им Ильинского скита на Афоне. Ил. 20. Портрет прп. Паисия из музея монастыря Нямц. Ил. 21–23. Фотокопии страниц с показаниями иеродиакона Иоасафа (Петренко). Дело Черниговской духовной консистории. Март-апрель 1760 г. Публикуется впервые. Ил. 24. Портрет прп. Паисия. Гравюра из книги «Sfantul Paisie De La Neamt. Cuvinte Si Scrisori Duhovnicesti», 1817 г. Ил. 25. Монастырь Симонопетра. Современный вид. Фото Юрия Лациса. Ил. 26. Монастырь Симонопетра, 1744 г. Рис. В. Григоровича-Барского. Ил. 27. Монастырь Симонопетра. Французский художник Поль Альфред де Кюрзон (1820–1895), графика. Ил. 28. Монастырь Симонопетра. Фото начала ХХ века.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Преподобный Паисий (Величковский) (1722–1794) Преподобный Паисий, основатель русского старчества, переводчик множества святоотеческих творений, был настоятелем Нямецкой лавры. Этот монастырь и его настоятель хорошо известны в Православной России как церковным иерархам, высшим слоям общества (к старцу Паисию приезжал Потемкин), так и простому народу. Слава о мудром старце привлекала в эту отдаленную молдавскую обитель сотни паломников не только из Молдавии и Валахии, но и из других славянских земель, в том числе и из России. В нашем издании публикуется одна из бесед великого старца с мирянином, задавшим ему вопрос о том, можно ли спастись, живя в миру. Ответ на вопрос: Как мирянину можно спастись? Советую вам прилежнее читать Божественное Писание и учения святых и Богоносных отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа разумети тайны Царствия Божия, то есть истинный смысл Священного Писания ; в их духопросвещенном учении вы найдете все, что нужно ко спасению. И я грешный, по скудоумию моему, отвечаю на вопрошение ваше: Бог Премилосердый соделывает наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Православная вера есть та, которую содержит едина Святая, Соборная и Апостольская Церковь Восточная; без этой веры Православной никак нельзя никому спастись. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера Православная без добрых дел мертва, и дела добрые без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру Православную с добрыми делами, и дела добрые с верой Православной, и тогда, при помощи Благодати Божией, споспешествующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, рекшего: без Мене не можете творити ничесоже. И должно знать, что Христос Спаситель, Истинный Бог наш, Который хощет всем человеком спастися, поставил в закон добрые дела, то есть Свои спасительные заповеди Евангельские, равно всем православным христианам, как монахам, так и мирянам, живущим с женами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: иго бо святых Его заповедей благо и бремя делания их легко, есть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010