505 См. об этом: Езерский В.Ф. Медико-психологическая экспертиза собрания секты «Новая жизнь»//Православная газета (Екатеринбург). 1998. 16 (90); 1999. 11 (103). 526 Там же. Л. 15. Имеется в виду Послание Святейшего Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной от 01.02.1918 г. См., например: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917– 1943/сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 82–85. 549 Рабинович Я.Н. Неизвестные страницы истории левобережного Саратова//Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. Т. 12. Вып. 4. Саратов, 2012. С. 12. 550 Белокуров С.А. Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Фёдоровичу в 1625 г. М., 1891. С. 25. 553 В конце XVIII в. в Саратове побывал Грузинский Патриарх, но проездом по пути в Петербург. Саратовский священник Герасим Скопин записал в своём дневнике под 23 февраля 1773 г.: «Царевич Грузинский с патриархом проехали ко двору» (Саратовский исторический сборник, издаваемый саратовскою учёною архивною комиссией в память трёхсотлетия города Саратова. Т. 1. Саратов, 1891. С. 8). 554 Иерархи Восточных Церквей и до этого времени часто приезжали в Москву для решения церковных вопросов и за царской милостыней. Тот же Антиохийский Патриарх Макарий посещал Россию уже второй раз, первый раз он побывал здесь в 1652 г. 562 Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Вып. 2. М., 1897. 563 См.: Семёнов В.Н. Начальные люди Саратова. От первого воеводы до последнего первого секретаря. Саратов, 1998. С. 37. 566 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сб. документов. Т. 3. М., 1962. С. 371. 568 См.: Архив Саратовского епархиального управления (далее АСЕУ). Переписка с Учебным комитетом и смежными епархиями по вопросу содержания и дотации СДС за 1947–948 гг. На 36 л. Л. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этот период Никону пришлось решать множество дипломатических, торговых, административных и других важнейших государственных дел. Ни одно из них не пострадало. Царские чиновники трепетали теперь перед патриархом не только потому, что он пользовался особым расположением царя, но и потому, что чувствовали его явное деловое превосходство. Князь Михаил Пронский, три князя Хилковы, князь Василий Ромодановский, которым было поручено управление Москвой, в ответ на распоряжения Никона обращались к нему весьма примечательно: «Великому государю, святейшему Никону, патриарху Московскому и Всея Великия и Малыя России, Мишка Пронский с товарищи челом бьют...» 135 В июле 1654 года Россию постигло страшное бедствие – «моровое поветрие», как его называли (может быть, эпидемия чумы или иной смертоносной болезни). В Москве вымерло подавляющее большинство населения. Ко всем заботам Никона прибавилось спасение царской семьи, с чем он также прекрасно справился. В начале 1655 года эпидемия прекратилась, и в столицу вернулись сначала патриарх Никон с царской семьей, а затем и Алексей Михайлович. Во второе воскресенье Великого поста того же года в Кремле состоялись торжественные проводы царя снова в поход. Это событие очень красочно и подробно описано Павлом Алеппским. Одна из картин проводов содержит, по выражению историка Церкви митрополита Макария (Булгакова) , «драгоценные сведения о тогдашнем значении и могуществе патриарха Никона » 136 . Очевидец пишет: «Затем патриарх Никон стал перед царем и возвысил свой голос, призывая благословение Божие на царя в прекрасном вступлении, с примерами и изречениями, взятыми из древних: подобно тому как Бог даровал победу Моисею над фараоном и пр., и из новой истории, о победе Константина над Максимианом и пр. и говорил многое, подобное этому, в прекрасных выражениях, последовательно и неспешно. Когда он запинался или ошибался, то долго обдумывал и молчал: некому было порицать его и досадовать, но все молча и внимательно слушали его слова, особливо царь, который стоял сложив руки крестом и опустив голову, смиренно и безмолвно, как бедняк и раб пред своим господином. Какое это великое чудо мы видели! Царь стоит с непокрытой головой, а патриарх в мирте. О люди! Тот стоял сложив руки крестом, а этот с жаром ораторствовал и жестикулировал перед ним; тот с опущенной головою в молчании, а этот проповедуя склонял к нему свою голову в митре; у него голос пониженный и тихий, а у этого... громкий; тот как будто невольник, а этот – словно господин. Какое зрелище для нас!.. Благодарим Всевышнего Бога, что мы видели эти чудные, изумительные дела!» 137

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арабский подлинник этого любопытного и важного в историческом отношении произведения Павла Алеппского доселе не напечатан. В тридцатых годах, по поручению Комитета Переводов с восточных языков в Лондоне, оно было переведено на английский язык Бельфуром, членом Королевского Азиатского Общества Великобритании и Ирландии, по рукописи, вывезенной с востока в начала нынешнего столетия. Перевод появлялся выпусками (в течение 1829 – 1836 г.), которые потом составили два тома. Английский перевод не везде точен 3 и неполон: Бельфур, как иноверец, затруднялся и скучал переводом нередких у нашего автора описаний церквей и церковных служений и по большей части их выпускал. При всем своем несовершенстве перевод Бельфура остается до сих пор единственным источником, по которому незнающий арабского языка может ознакомиться с записками Павла Алеппского. Появление в свет этого перевода послужило в свое время поводом к составлению г. Савельевым статьи, которая была напечатана в Библиотеке для Чтения 1836 г. Автор её, имевший в руках очевидно только первые пять выпусков Путешествия (всех было девять), пересказывает содержание их своими словами, приводя в переводе выдержки наиболее любопытных мест. Впрочем, с самого начала г. Савельев впал в странное заблуждение, смешав первое путешествие патриарха Макария, описанное Павлом, со вторым, и ожидал в дальнейших выпусках найти описание суда над патриархом Никоном . Лет двадцать тому назад от. Димитрий Благово предпринял было перевод записок Павла с английского, но, переведя лишь половину первого выпуска, не продолжил своего труда, который начал печататься в Чтениях в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских за 1875 г. Около того же времени появилась в Трудах Киевской Духовной Академии 1876 г. статья г. Аболенского, составленная на основании перевода Вельфура и озаглавленная: Московское государство при царе Алексее Михайловиче и патриарх Никон по запискам архидьякона Павла Алеппского. Соловьев, митр. Макарий, Костомаров («Богдан Хмельницкий»), Белокуров (« Арсений Суханов ») также пользовались записками Павла 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А как после вечерни, по отпусте, понесет патриарх Ризу Господню назад, на место в киот, и в те поры звон бывает без болшаго новаго колокола , а звонят много, дóндеже патриарх Ризу в ковчег вложит. 163 А по отпусте вечернем целуют власти святыя мощи, а патриарх подает властем и священиком мощи святыя на главы, а сам патриарх понесет на главе крест – Животворящее Древо. И пойдут к Благовещению, а пред ними – с хоруговью и со крестом и кадят в два кадила архидиякон и протодиякон и прочая дияконы, а в то время звон, донележе к Благовещению придут, и тамо полагают с великою честию. 164 А в то время, как пойдет патриарх, и ключари покрывают плащаницу на гробе Господни старым покровом, пеленою, что приготовлена чтоб плащаницу не морали, миром прикладываючися до патриарха, а при нем, государе, снимают и паки покрывают и велят столы собрати и место патриархово отнести. А государь царь проводя святыя мощи и от Благовещения пойдет к себе, а патриарх со властьми пойдет в собор со кресты, а в ту пору паки звон вся без болшаго новаго колокола. 165 И, пришед, патриарх повелевает пети павечерню, а сам в олтаре розблачается, а к павечерне не благовестят да и не звонят. И неделной поп начинает павечерню, а на ней поют канон на плачь Богородицы по уставу, и конечный отпуст. 166 Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архиепископом Павлом Алеппским 167 [В отличие от предыдущего памятника, этот текст содержит рассказ о чине омовения св. мощей Великой пятницы, написанный чело- веком, с одной стороны, непосредственно в нем участвовавшим (как архидиакон Антиохийского патриарха, сослужившего Московскому патриарху Никону ), с другой – все же посторонним и поэтому живо описывающим происходящее. Вместе оба текста – «Указ о звону...» и «Путешествие...» – прекрасно дополняют друг друга – диак. М. Ж. В Великую пятницу ранним утром, в третьем часу, ударили в колокола и мы отправились в Великую церковь (Успенский собор). Еще раньше на хоросе был поставлен огромный стол, весь покрытый парчовою материей. Пред ним стоял другой, упомянутый нами вчера, мраморный стол, покрытый покровом, также расшитый золотом. Между этими двумя столами был оставлен проход. Пред последним из них поставлены были три высокие покрытые аналоя, один возле другого. Затем на мраморный стол поставили большие водосвятные сосуды, из которых два были серебряные, с гранями, наподобие бассейнов в банях, с принадлежащими к ним кувшинами, чашками и другою утварью. На северном (левом) аналое положен был киот с иконами годовых праздников, на котором было изображено Распятие. На правом аналое находились Евангелие и Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Поклонение св. копию, в отличие от поклонения честному Кресту, уже нельзя назвать универсальным обрядом – если свои частицы Истинного Древа со временем появились во многих центрах христианского мира 97 , да и при их отсутствии они могли быть заменены изображением Креста, то св. копие было уникальной реликвией. Поэтому в послеиконоборческих византийских монастырских Типиконах, зависящих от зафиксированной в Типиконе Великой церкви послеиконоборческой константинопольской лекционарной системы 98 обряды поклонения реликвиям Страстей отсутствуют 99 . Зато в древнейших из них упоминается обычай мыть и убирать в Великую пятницу главный храм к пасхальной службе 100 ; этот обычай восходит к константинопольской практике убирать храм Св. Софии, начиная с вечера Великого четверга 101 и до вечера Великой пятницы. Особое значение в богослужении Великой пятницы в соборных храмах Русской Церкви в вв. имел торжественный чин омовения св. мощей, для совершения которого в храм износились, в том числе, частицы Истинного Древа Креста Господня (а в Москве – также и риза Господня). В то время как генетически этот чин, очевидно, восходит к древней традиции поклонения реликвиям Страстей (и поэтому он не должен отождествляться с регулярным чином омовения св. мощей), его непосредственное происхождение можно объяснить несколькими способами. В частности, можно предположить, что он происходит или из древней иерусалимской традиции (и действительно, подобный обряд – омовение Древа Креста – описан уже в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, но он совершается не до вечерни, как чин омовения мощей на Руси, а после нее), или же из более поздней константинопольской, где Великие четверг и пятница были днями омовения престола и храма. Ниже помещаются переводы фрагментов, повествующих о поклонении реликвиям Страстей Христовых в Великую пятницу, из «Паломничества» Эгерии, армянской и грузинской версий иерусалимского Лекционария, рассказа Аркульфа в изложении Адамнана, Типикона Великой церкви; а также два описания чина омовения мощей в Великую пятницу в московском Успенском Соборе: из составленного в начале 30-х гг. XVII в. «Указа о звону и чину...» и из описанного архидиаконом Павлом Алеппским «Путешествия Антиохийского патриарха Макария...», состоявшегося в середине того же столетия. Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Патриарх Феофан присоединил к Киево-Богоявленскому братству странноприимное общество, преобразованное в бурсу, и ввел в братском училище преподавание латинского и греческого языков, чтобы дать православным средство противостоять действиям иезуитов. Но Восточные Патриархи не могли удовлетворить все нужды Киевской братской школы. Поэтому в 1626 г. Киевское братство обратилось с просьбой о помощи к русскому царю Михаилу Феодоровичу. Последние годы этого периода киевское училище делилось на четыре класса, из которых в «русском классе» преподавал уставщик Феодор Москвитянин. В 1627 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры стал знаменитый Петр Могила. Он основал здесь училище по образцу тогдашних латинских коллегий, а в 1631 г. перевел его в Братский монастырь и соединил с братской школой. Так было положено начало Могилянской коллегии, которая впоследствии была преобразована в Киевскую Духовную Академию. В дальнейшем братские школы послужили основой научно-богословского просвещения всего православного народа. Из них вышли такие антиуниатские деятели, как митрополит Иов (Борецкий), епископ Леонтий (Карпович), братья Зизании, архимандрит Захария (Копыстенский), иеромонах Кирилл (Транквиллион), иеромонах Памва Берында, иеромонах Тарасий (Земка), игумен Феодосии (Сафонович) и многие другие. Названные школы составляли только часть всех существовавших в западной России Духовных учебных заведений. Упомянем еще о таких школах, как Рогатинская (в Галичине), основанная не позднее 1589 г., Перемышльская (1592 г.), Комарнская (Львовская епархия) (1592 г.), Люблинская (1594 г.), Вельская (1594 г.), Галичская (конец XVI в.), школы в Ельне (1616 г.), Холме (1617 г.). О масштабах школьного обучения в то время можно составить представление по описанию путешествия в Россию Патриарха Антиохийского Макария, сделанному его спутником архидиаконом Павлом Алеппским. В г. Рашкове (на левом берегу Днестра) архидиакон Павел Алеппский под 1654 г. сделал такую запись: «Начиная с этого города и по всей земле русской, т. е. казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковных напевов. Кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами».

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

Коломна. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николы Гостиного Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Небольшая кирпичная посадская церковь Николы Гостиного в кремле построена около 1530г. Одноглавый четверик с многогранной апсидой перекрыт крестчатым сводом. Конструкция перекрытия, позволяющая создать нерасчлененное столбами внутреннее пространство, была значительным техническим достижением своего времени. Внешний облик храма изменен в середине XIXb. Церковь, расширенная пристройкой трапезной, была оштукатурена и приобрела формы позднего классицизма. Древние архитектурные формы были полностью уничтожены. Под штукатуркой и кровлей сохранились элементы первоначального трехлопастного завершения фасадов и основание барабана, окруженного кокошниками. Памятник имеет большое историко-архитектурное значение. Церковь Николы Гостинного — одна из древнейших в Коломенском кремле. Она построена в 1501 г. «замышлением коломенского гостя Василия Ивановича». Храм являлся патрональным для коломенского объединения (корпорации) купцов-гостей. Сохранилось напрестольное Евангелие 1509 г., написанное для храма по заказу священника Петра Никольского. К древнейшему периоду относится небольшой четверик с крестчатым сводом и граненой апсидой. В 1655 г. Антиохийский Патриарх Макарий остановился в Коломне и из-за моровой язвы жил здесь полгода, фактически исполняя обязанности коломенского архиерея. Храм Николы Гостинного упомянут в описании Коломны архидиаконом Павлом Алеппским, секретарем Антиохийского посольства. Церковь перестраивалась. По сведениям 1843 г., храм имел каменное здание с колокольней с шестью колоколами; придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В современных формах храм дошел после перестройки 1848 г. Помимо главного алтаря — во имя святителя Николая, здесь были устроены еще два придела: в честь икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Знамение». В главном приделе находилась храмовая икона Николы Зарайского. В трапезной части помещалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и икона Божией Матери «Донская», но доска была старой, и, возможно, под записями скрывалось более древнее изображение. Кроме этих святынь, в церкви сохранился Синодик XIX в. и резное изображение Страждущего Спасителя в полтора аршина высотою.

http://sobory.ru/article/?object=01133

58 Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – М., 1996. Кн. 4. Т. 8. С. 190-191. 59 Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – М., 1996. Кн. 4. Т. 8. С. 199. 60 Дацышен В.Г. Русско-китайская война 1900 г. часть II. Поход на Пекин. – СПб., 1999, с. 13-14; Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и документы. Т. 1. 1608-1683. - М., 1969, с. 270-271. 61 Сулейман Великолепный. 62 Захаров Н.А. Наше стремление к Босфору и Дарданеллам и противодействие ему западноевропейских держав. - Петроград, 1916. 63 Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – М., 1996. Кн. 6. Т. 10. С. 93. 64 Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество. – Минск: Белорусский экзархат, 2007. Особенно см. главу Раскол. 65 Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск второй. С. 119, 129, 136-137. 66 В течение столетий основные усилия в процессе российской модернизации совершались не ради вхождения в западную по своей генеалогии цивилизацию модерна, но ради сохранения, воспроизведения и упрочения империи.//Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. - М.: Едиториал УРСС, 2004 С. 6; Россия вестернизируется при Петре, … но не приближается к Западной цивилизации, а остается тем, чем была почти тысячу лет, принадлежа к совершенно другой цивилизации, византийской. Вестернизация проходит не для вхождения в Запад, а наоборот, это способ обособиться от Запада.//Бибихин В.В. Введение в философию права. - М., 2005. С. 175; Дамирчиев Эмин Исахан оглы. Империя как политический феномен: теоретико-методологические аспекты исследования. 67 Шубарт В. Европа и душа Востока. – М., 2000, с. 194. Действительно, даже русский коммунизм был для русского народа материалистическим воплощением этой вечной русской идеи. 68 Св. Иоанн Златоуст. Четвертая беседа на 2-е Послание Св. Апостола Павла Фессалоникийцам. 69 Унии, принятой всеми восточными патриархами и византийским императором.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/19/...

Раздайся, благовеста звон И весь Восток им огласися! Тебя зовет и будит он: Вставай, мужайся, ополчися! В доспехи веры грудь одень И с Богом, исполин державный!.. О, Русь, велик грядущий день, Вселенский день и православный! В ритмически-музыкальных стихах Ивана Аксакова музыка вечернего благовеста сливается с молитвой и церковным укладом крестьянской жизни. Приди ты, немощный, Приди ты, радостный! Звонят ко всенощной, К молитве благостной. И звон смиряющий Всем в душу просится, Окрест сзывающий В полях разносится. Бесчисленны ассоциации, которые рождает в русской поэзии проникновение музыки колокольного звона во все сферы бытия. Но вот одно из грозных напоминаний, столь созвучное историческим испытаниям нашего народа в минувшей войне: В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба Грянула; с треском кругом от нее разлетелись осколки; Он же вздрогнул, и к народу могучие медные звуки Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая. (А. Толстой) Колокол стал поистине всеобъемлющим символом, используемым в искусстве для выражения идей и образов, охватывающих жизнь народа во всем ее многообразии и жизнь христианина, освящаемую Церковью. Русская жизнь в ее историческом прошлом не случайно неотделима от колокольного звона. Русская Православная Церковь приняла колокола как символы «благой вести», и они, через освящающую благодать Всесвятаго Духа, стали благовестниками спасения в Церкви Христовой, которая, по слову Апостола, есть Столп и Утверждение Истины. Загорск 1985 Литература 1 . Израилев Аристарх, свящ. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884. 2 . Корсунский Я. Благовест. Ярославль, 1887. 3 . Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Части первая и вторая. М., 1890. 4 . Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, 1892. 5 . Рыбаков С.Г. Церковный звон в России. СПб., 1896. 6 . Смоленский С.В. Красный звон (из письма). в кн.: Татевский сборник С.А. Рачинского. СПб., 1899. 7 . Алеппский Павел. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Пер. Г. Муркоса. М., 18961900. Вып. III. M., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В этот период Никону пришлось решать множество дипломатических, торговых, административных и других важнейших государственных дел. Ни одно из них не пострадало. Царские чиновники трепетали теперь перед Патриархом не только потому, что он пользовался особым расположением царя, но и потому, что чувствовали его явное деловое превосходство. Князь Михаил Пронский, три князя Хилковы, князь Василий Ромодановский, которым было поручено управление Москвой, в ответ па распоряжения Никона обращались к нему весьма примечательно: «Великому государю, Святейшему Никону, Патриарху Московскому и всея Великия и Малыя России, Мишка Пронский с товарищи челом бьют…» 68 . В июле 1654 г. Россию постигло страшное бедствие – «моровое поветрие», как его называли (может быть, эпидемия чумы или иной смертоносной болезни). В Москве вымерло подавляющее большинство населения. Ко всем заботам Никона прибавилось спасение царской семьи, с чем он также прекрасно справился. В начале 1655 г. эпидемия прекратилась, и в столицу вернулись сначала Патриарх Никон с царской семьей, а затем и Алексей Михайлович. Во второе воскресенье Великого поста того же года в Кремле состоялись торжественные проводы царя, отправлявшегося снова в поход. Это событие очень красочно и подробно описано Павлом Алеппским. Одна из картин проводов содержит, по выражению историка Церкви митрополита Макария (Булгакова) , «драгоценные сведения о тогдашнем значении и могуществе Патриарха Никона » 69 . Очевидец пишет: «Затем Патриарх Никон стал перед царем и возвысил свой голос, призывая благословение Божие на царя в прекрасном вступлении, с примерами и изречениями, взятыми из древних: подобно тому, как Бог даровал победу Моисею над фараоном и прочее, и из новой истории, о победе Константина над Максимианом и Максенцием и прочее, и говорил многое, подобное этому, в прекрасных выражениях, последовательно и неспешно. Когда он запинался или ошибался, то долго обдумывал и молчал: некому было порицать его и досадовать, но все молча и внимательно слушали его слова, особливо царь, который стоял, сложив руки крестом и опустив голову, смиренно и безмолвно, как бедняк и раб пред своим господином. Какое это великое чудо мы видели! Царь стоит с непокрытой головой, а Патриарх в митре. О люди! Тот стоял, сложив руки крестом, а этот с жаром ораторствовал и жестикулировал перед ним; тот с опущенной головою в молчании, а этот, проповедуя, склонял к нему свою голову в митре; у того голос пониженный и тихий, а у этого… громкий; тот как будто невольник, а этот – словно господин. Какое зрелище для нас!.. Благодарим Всевышняго Бога, что мы видели эти чудные, изумительные дела!» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010