Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (Чуков Николай Кириллович; 1.02.1870, Петрозаводск - 5.11.1955, Москва), митр. Ленинградский и Новгородский. Из крестьянской семьи. Начальное образование получил в частной школе, с 1878 г. продолжил учебу в Петрозаводской гимназии. С 11 лет прислуживал в алтаре Успенской ц. при детском приюте, затем в Петропавловском соборе Петрозаводска, где также исполнял послушание иподиакона при Олонецком и Петрозаводском еп. Палладии (Пьянкове) и его преемнике, еп. Павле (Доброхотове) . В авг. 1884 г. по благословению еп. Павла оставил учебу в гимназии и перешел во 2-й класс Олонецкой ДС, по окончании к-рой (1889) назначен надзирателем за учениками и экономом при общежитии Петрозаводского ДУ. В 1891 г. поступил в СПбДА, где совмещал учебу с обязанностями зав. читальней и участием в работе «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви», организовавшего беседы с рабочими на заводах и фабриках С.-Петербурга. В 1895 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Образ Мессии по таргуму Ионафана, сына Узиелова» и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. 8 сент. 1895 г. по представлению Олонецкого еп. Павла и при поддержке ректора СПбДА Выборгского и Финляндского архиеп. Антония (Вадковского) назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. 1 мая 1896 г. произведен в коллежские секретари. В том же году женился на выпускнице Олонецкого епархиального жен. уч-ща В. Д. Любецкой (1879-1939), от к-рой у него было 5 детей. 14 апр. 1897 г. рукоположен во иерея с причислением к Петрозаводскому кафедральному собору, служил в церкви Николаевского приюта для девочек. За 15 лет нахождения на должности епархиального наблюдателя добился коренных изменений в системе церковноприходских школ и начального образования Олонецкой епархии: число школ увеличилось вдвое (со 161 до 325), количество учащихся возросло на 82%, при школах открыто 308 б-к. По инициативе о. Николая для духовного просвещения взрослого населения в епархии регулярно проводились воскресные чтения, среднее число к-рых превышало 2 тыс. в год. К 1909 г. все школы грамоты в Олонецкой губ. были преобразованы в одноклассные церковноприходские школы. В 1904 г. награжден наперсным крестом, в том же году на Международной промышленной выставке «Детский мир» в С.-Петербурге удостоен бронзовой медали «За руководительство школами и устройство школьных праздников и чтений». 14 мая 1907 г. возведен в сан протоиерея. В 1911 г. избран представителем от губ. земства на I общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве.

http://pravenc.ru/text/166689.html

Надёжно строили русские мужики. Простояли деревянные церкви больше 100 лет. Столько же лет в деревянных кирюшинских храмах вели службу священники. Жили они в своих домах в селе, кроме богослужения, выполняли и крестьянскую работу. Но все же это были первые сельские интеллигенты, которые не только учили детей, наставляли народ на путь истинный, но и сами были примером в быту и семейной жизни. В 1897 году богослужение в церкви Рождества Христова за ветхостью прекращено, о чем имеется запись в клировых ведомостях церкви села Кирюшино. Но уже за девять лет до этого в 1888 году была заложена каменная церковь. Строилась она на деньги прихожан и «доброхотных дателей». Одним из доброхотов, помогавших строить храм, был купец Бугров, о чем свидетельствует полустершаяся надпись на паперти каменной церкви. В 1897 году был освящен правый придел в честь Рождества Христова, а 3 мая 1898 года – второй придел в честь Казанской Божией Матери. Строилась церковь при священнике Павле Алексеевиче Гагинском, который, по данным клировых ведомостей, служил в церквах с. Кирюшино с 1885 по 1915 год. На собственные средства П.А. Гагинский выстроил здесь церковно-приходскую школу, где обучались грамоте и основам православия сельские ребятишки. В 1914 году определен к приходу Христорождественской церкви 35-летний псаломщик Митрофан Иванович Добронравов. Старостой в это время был Дмитрий Иванович Волынцев. Перед самой революцией с 1915 года на причт положено было казенное жалованье в размере 400 рублей в год. На тот период церкви принадлежали: «деревянная церковно-приходская школа на каменном фундаменте, крытая железом; деревянная церковная сторожка на каменном фундаменте, крытая железом; амбар для хранения церковных вещей, вышедших из употребления и при нем дровяник в одной связи с амбаром деревянным, крытые железом». Церкви принадлежали 1 десятина 280 кв. саженей усадебной, 30 десятин пахотной и 3 десятины сенокосной земли. В приходе имелась земская школа в д. Солоденино, открытая в 1910 году. В советское время судьба кирюшинской церкви сложилась счастливее, чем у многих других. Местонахождение ее в центре села не позволяло богохульникам в открытую растаскивать оставшуюся после изъятия ценностей советской властью церковную утварь. Почти полностью сохранился резной иконостас. В алтарной части сохранилась настенная роспись. Выполнена она в холодных голубых и розовых тонах, что создает настроение приподнятое и торжественное. Лица же у святых вполне русские, что наверняка можно встретить только в деревенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12558

Учился он хорошо, но временами неохотно. Эпинус, преподававший ему физику и алгебру, говорил, что он имеет геометрический ум и точность ума. «И подлинно, когда Его Высочество не заленится, то провождаемые с ним в учении часы неописанное приносят услаждение: с такою остротою и основательностью вникать изволит» (1765). Рассказывает Порошин о том, как Великий Князь спорил в марте 1765 г. с графом Григорием Орловым о гремящем золоте и деланные им замечания по физике «служили к общему удовольствию всех его доброхотов». Закон Божий преподавал иеромонах Платон (Левшин) , будущий выдающийся митрополит Московский. Он укрепил в Павле религиозное чувство и преданность Православию. Владыка Платон впоследствии свидетельствовал: «Высокий воспитанник всегда был, по счастью, к набожности расположен, и рассуждение ли или разговоры относительно Бога и веры были ему всегда приятны. Сие, по примечанию, ему внедрено было со млеком покойной Императрицей Елисаветой Петровной, которая его горячо любила и воспитывала приставленными от нее набожными женщинами». Подтверждением сказанному служит запись Порошина в октябре 1764 г. о впечатлении от урока, вынесенного Павлом: «Окончивши учение, изволил Его Высочество пойтить в опочивальню и, идучи, изволил сказать: «Хорошо учитца-та – всегда что-нибудь новенькое узнаешь». Я говорил Его Высочеству, что лишь бы вскучать не изволил, а то в таких новостях недостатку не будет». Через два дня о. Платон поднес Павлу от Синода разных священных книг до сорока и рассуждал о церковной печати. В ноябре имеется такая запись: «Отец Платон поднес Государю диссертацию своего сочинения о Мелхиседеке, о котором Его Высочество давно уже требовал подробного изъяснения. Его преподобие весьма связно в диссертации своей изобразил все известное по Священному Писанию о Мелхиседеке». Порошин 15 августа 1765 г. пишет: «Успение Пресвятыя Богородицы. Его Высочество встать изволил в исходе седьмого часа. Одевшись, изволил читать с его преподобием отцом Платоном Священное Писание. Потом разбирали мы книжку, в которой служба на сегодняшний праздник, и пели оттуда стих «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева чистая» и проч.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1220 В 1899 г. две кафедры на богословском факультете были замещены русскими профессорами: кафедра церковно-славянского языка и пастырского богословия. 1230 Впоследствии свящ. Белюстин исправил, по моим замечаниям, свое сочинение, и оно допущено было Спб. Комитетом духовной цензуры, в феврале 1869 г., к напечатанию. 1249 Все адресы, письма, телеграммы и пр. собраны и напечатаны А.П. Симченко, в книге: 4-е апреля 1866 г.», Спб. 1866. 1258 Не послужило ли, между прочим, поводом к сему письмо архим. Витебск. Маркова монастыря Павла, которым он в 1859 г. умолял митр. Григория удалить для блага православия с полоцкой кафедры архиепископа Василия, как пастыря, несочувствующего видам православия и слишком еще приверженного к унии. Черновое письмо архим. Павла найдено было после его смерти, последовавшей в 1861 г. и истреблено членом Полоцкой Дух. Консистории свящ. Григ. Лукашевичем (впоследствии архимандритом), который словесно сообщил мне о сем 22-го июля 1877 г. 1262 Справедливость этого слуха подтверждена преосвящ. Александром (Добрыниным), архиеп. Донским, бывшим Минским, † архиеп. Литовским 28 апреля 1885 г. 1265 Об этом сообщал мне из Петербурга со слов преосв. Нектария, еп. Нижегородского, Московский купец Ф.И. Бугровский, от 20-го апреля. 1266 Доброхотова, с 21 авг. 1866 г. еп. Вологодского, † на покое в Московском Петровском монастыре 23 апреля 1900 г. 1269 Вероятно, об архим. Павле, ректоре Вятской семинарии, который в августе того же 1866 г. посвящен был во епископа Вологодского. – На Полоцкую кафедру приглашали преосв. Александра (Добрынина), бывшего еп. Ковенского, но он отказался, о чем я слышал из его собственных уст 12 июня 1877 г. 1272 Достойно примечания, что в Берлюковской пустыне, при моем посещении, из числа 54-х человек братии 7 человек имели от роду лет 70–80 и даже более. Такое долголетие обитателей пустыни объясняли мне топографическими условиями, а именно: пустынь расположена на песчаном пригорке, покрытом сосновою рощею; под горою протекает небольшая, но быстрая речка; от того воздух всегда чистый. Кроме того в горе множество железистых ключей, из которых братия пользуется водою. Мне сказывали, что какой-то англичанин предлагал монастырю продать ему эту местность, из которой он надеялся извлечь большие выгоды, устроив на ней приличные помещения для пользования минеральною водою.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1877 г. 2333 Степан (Etienne de Djunkovskoy), кандидат СПб. Университета, в католичестве «апостолический наместник арктических стран (premier et ancien préfet apostolique des régions arctiques)». 2334 На французском языке в 1866 г. в СПб. под заглавием: «Lettre pastorale d " adieu Apologia pro vita mea». В Москве в 1867 г. напечатан его русский перевод под заглавием: «Пастырское прощальное послание» и пр. 2337 Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на Старом Государевом Городище. З.А. Сергий. Москва. 1866. 2341 В Городке учрежден был в 1858 г. Ораториум в доме помещика Ульяновского (см. Пам. кн. витеб. губ. на 1866 г., стр. 184). 2356 Это было в октябре. Когда пронеслась грустная весть, что преосв. Савва будто бы опасно болен, по распоряжению о. ректора, в трапезной церкви академия приносила публичное моление об исцелении его от болезни. 2357 Так, 30-го октября, во время совершения брака в Витебской Заручевско-Воскресенской церкви, уволенный из Семинарии ученик А. Высоцкий, вошедши в приалтарную ризничную комнату, начал было закуривать папироску, но был остановлен церковным старостою. По донесении об этом свящ. Пигулевским, Высоцкий подвергнут был мною церковной епитимии. 2367 Архиеп. Антония (Павлинского), Владимирского с 17 июня 1866 г., преемника еп. Феофана, увол. на покой. 2368 Архим. Алексия Новоселова, не раз выше упоминаемого; 17 января 1867 г. он и назначен был еп. Томским. 2376 Ростиславов, Дм. Ив. † 18 фев. 1877 г., см. о нем т. I Хроники, стр. 169 и выше, стр. 129–130. Указываемая книга вышла в Лейпциге в 1866 г., в двух томах. 2377 Начала выходить с 1 января 1867 года; запрещена в октябре 1868 г. после 9 предостережений и 3 приостановок. 2379 Ивана Сергеевича, см. о нем т. II Хроники по указателю. Жена его Анна Феодоровна, урожд. Тютчева, † 2 августа 1889 г. 2389 Пясковским, ныне епископ Рязанский в 1867 г. он был назначена настоятелем Витебского Маркова монастыря. 2390 Полиевкт был уволен из ректоров Вологодской семинарии в 1867 г., при епископе Вологодском не раз выше упомянутом, Павле (Доброхотове).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

476 Об отставке Валуева Никитенко в своем Дневнике пишет: «Общество сильно не расположено к нему за земство и за его распоряжения по делам печати. Но решительный удар, кажется, нанесен ему голодом, который, по непонятным причинам, он скрывал и против которого не предпринимал никаких деятельных мер. 102. II 359 стр. 477 Павел Доброхотов, епископ Вологодский скончался на покое настоятелем Высокопетровского монастыря в 1897 г. В истории нашей отечественной церкви имя преосвящ. Павла связано с достопамятным событием воссоединения униатов с православной церковью в 1839 г. Он был одним из сотрудников Иосифа Семашки, сначала в качестве наставника новой литовской семинарии, а потом по принятии монашества, в качестве начальника духовно-учебных заведений. Биографический Словарь отзывается о Павле как человеке дарований и прекрасного богословского образования, хорошем археологе и собирателе древностей. См. Биограф. словарь А. Родосского . 478 Епископ Якутский с 1806 г.; в 1867 г. уволен на покой и назначен членом Московской Синодальной конторы и управляющим Воскресенским Монастырем. 480 Генерал А.Е. Тимашев. Никитенко в своем Дневнике пишет: «Говорят Тимошев из всех сил хлопочет, чтобы издатель Паруса Аксаков был спроважен в Вятку». Тимашев в это время был начальником штаба III отд. С. И. В. Канцелярии. 481 Владимир Петрон; строитель Благовещенского монастыря и начальник Алтайской мисс. Ск. с. архиепископом Казанским 1892 г. 483 В этой поэме рассказывается об одной молодой женщине Надежде Павловне, умирающей в барском доме в 15 верстах от Костромы. Она была дочь учителя, жившего в отставке пенсией. По смерти отца она сблизилась с одним студентом, исключенным за пьянство. Когда студент умер, Надежда Павловна пошла в сиделки в больницу. Здесь ее увидела старуха барыня-ханжа, у которой был сын нигилист. Эта барыня взяла Надежду Павловну к себе и предложила ей быть любовницей своего сына. Надежда Павловна отказалась от сего предложения, и тогда свезли ее в барский дом и морили голодом. Молодой священник является обличателем барыни, напутствует умирающую; в этом священнике Надежда Павловна узнает видение, бывшее ей перед смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отзыв этот, в сокращенном впрочем виде, я препроводил к г. Спичакову 12-го декабря, и он едва ли остался им доволен, тем более, что другие преосвященные отозвались о его проекте в более благоприятном смысле. Так преосвящ. Платон, Новочеркасскйй Архиепископ 874 , отнесся, как писали 875 , с самым искренним сочувствием к мысли об учреждении общества, но только лишь посоветовал дать этому обществу иное название, именно, «Общество ревнителей православия». Под этим названием с прибавлением только слова: «и благотворителей», и было впоследствии открыто Общества, в Вильне. Но устав этого общества. рассмотренный Св. Синодом и 26-го марта 1869 г. утвержденный Министром Внутренних Дел, явился в печати далеко не в том виде, в каком он первоначально составлен был Спичаковым и был представляем мне 876 . 705 Ростиславов, Дм. Пв. † 18 фев. 1877 г., см. о нем т. I Хроники, стр. 169 и выше, стр. 129–130. Указываемая книга вышла в Лейпциге в 1866 г., в двух томах. 706 Начала выходить с 1 января 1867 года; запрещена в октябре 1868 г. после 9 предостережений и 3 приостановок. 708 Ивана Сергеевича, см. о нем т. II Хроники по указателю. Жена его Анна Феодоровна, урожд. Тютчева, † 2 Августа 1889 г. 718 Пясковским, ныне епископ Рязанский в 1867 г. он был назначена настоятелем Витебского Маркова монастыря. 719 Полиевкт был уволен из ректоров Вологодской семинарии в 1867 г., при епископе Вологодском не раз вышеупомянутом, Павле (Доброхотове). 745 Капитон Иванович имеет в виду присланную ему Преосвящ. Саввою книжку свящ. Волкова. См. выше, стр. 690. 764 Славяне приезжали для обозрения Русской Этнографической выставки, устроенной О-вом Любителей Естествознания. 765 В том же году он переселился в Россию и занял место председателя комиссии для разбора и издания древних актов в Вильне, † в 1888 г. 766 Имеются в виду изданные Невоструевым в 1865 г. в Москве книжки: «Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, еп. Крутицким» и «Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Учился он хорошо, но временами неохотно, Эпинус, преподававший ему физику и алгебру, говорил, что он имеет геометрический ум и точность ума. «И подлинно, когда Его Высочество не заленится, то провождаемые с ним в учении часы неописанное приносят услаждение: с такою остротою и основательностью вникать изволит» (окт. 1765 г.). Разсказывает Порошин о том как вел. князь спорил в марте 1765 г. с гр. Григорием Орловым о гремящем золоте и деланные им замечания по физике «служили к общему удовольствию всех его доброхотов». Закон Божий преподавал иеромонах Платон (Левшин) , будущий выдающийся митрополит Московский. Он укрепил в Павле религиозное чувство и преданность Православию. Владыка Платон впоследствии свидетельствовал: «Высокий воспитанник всегда был по счастью к набожности расположен, и разсуждение ли, или разговор относительно Бога и веры были ему всегда приятны. Сие, по примечанию, ему внедрено было со млеком покойной императрицей Елисаветой Петровной, которая его горячо любила и воспитывала, приставленными от нее, набожными женщинами». Подтверждением сказанному, служит запись Порошина в октябре 1764 г. о впечатлении от урока, вынесенного Павлом: «Окончивши учение, изволил Его Высочество пойтить в опочивальню, и идучи изволил сказать: хорошо учитца-та; всегда что-нибудь новинькое узнаешь. Я говорил Его Высочеству, что лишь бы вскучать не изволил, а то в таких новостях недостатку не будет». Через два дня о. Платон поднес Павлу от Снода разных священных книг до сорока и разсуждал о церковной печати. В ноябре имеется такая запись: «Отец Платон поднес Государю диссертацию своего сочинения о Мелхиседеке, о котором Его Высочество давно уже у него требовал подробного изъяснения. Его Преподобие весьма связно в диссертации своей изобразил все известное по Священному Писанию о Мелхиседеке». Порошин 15 августа 1765 г. пишет: «Успение Пресвятые Богородицы. Его Высочество встать изволил в исходе седьмого часа. Одевшись, изволил читать с Его преподобием Отцем Платоном Священное Писание. Потом разбирали мы книжку, в которой служба на сегодняшний праздник и пели оттуда стих: «побеждаются естества уставы в Тебе Дева чистая» и проч.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Черновое письмо архим. Павла найдено было после его смерти, последовавшей в 1861 г. и истреблено членом Полоцкой Дух. Консистории свящ. Григ. Лукашевичем (впоследствии архимандритом), который словесно сообщил мне о сем 22-го июля 1877 г. 441 Справедливость этого слуха подтверждена преосвящ. Александром (Добрыниным), архиеп. Донским, бывшим Минским, † архиеп. Литовским 28 апреля 1885 г. 444 Об этом сообщал мне из Петербурга со слов преосв. Нектария, еп. Нижегородского, Московский купец, Ф.И. Бутровский, от 20-го апреля. 445 Доброхотова, с 21 авг. 1866 г. еп. Вологодского, † на покое в Московском Петровском монастыре 23 апреля 1900 г. 448 Вероятно, об архим. Павле, ректор Вятской семинарии который в августе того же 1866 г. посвящен был во епископа Вологодского. – На Полоцкую кафедру приглашали преосв. Александра (Добрынина) бывшего еп. Ковенского, но он отказался, о чем я слышал из его собственных уст 12 июня 1877 г. 451 Достойно примечания, что в Берлюковской пустыне, при моем посещении, из числа 54-х человек братии 7 человек имели от роду лет 70–80 и даже более. Такое долготерпение обитателей пустыни объясняли мне топографическими условиями, а именно: пустынь расположена на песчаном пригорке, покрытом сосновою рощею; под горою протекает небольшая, но быстрая речка; от того воздух всегда чистый: Кроме того в горе множество железистых ключей, из которых братия пользуется водою. Мне сказывали, что какой-то англичанин предлагал монастырю продать ему эту местность, из которой он надеялся извлечь большие выгоды, устроив на ней приличные помещения для пользования минеральною водою. 457 Священники Петр Лосев и Яков Головин. Но первый из них, оставивши ректорскую должность в Вологодской семинарии, в 1887 году принял монашество и возведен в сан епископа Сумского (теперь еп. Пермский) В своей речи при наречении в епископа он объяснил, что при окончании академического курса в 1866 году, ректор академии, протоиерей А. В. Горский убеждал его принять монашество. (Вера и Разум, 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Слава и ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице Пречистая, Богородительнице, всего мира Прибежище и Утверждение! Уврачуй страсти неисцельныя рабов Твоих, Ты бо Благаго Спаса и Целителя душ наших родила еси. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: П роидохом сквозе огнь и воду,/и извел еси ны в покой. Стих: Р азжегл ны еси, якоже разжизается сребро. В сякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 36. По 50-м псалме стихира, глас 6: Павлу апостолу подражатель быв,/якоже той Христу,/люди многия учении Божественными просветил еси,/священномучениче Павле,/тяготу же гонений претерпевая/и светом Христовым область темную поборая,/не токмо словесы, но и дел творением/ко спасению паству твою наставил еси,/яко пастырь добрый и верный. Канон, глас 4, егоже краегранесие: С вященномучениче Павле, сим славим тя. Песнь 1 Ирмос: М оря чермную пучину/невлажными стопами/древний пешешествовав, Израиль/крестообразныма Моисеовыма рукама/Амаликову силу в пустыни победил есть. Припев: С вященномучениче Павле, моли Бога о нас. Стопами твоими Христу последовав, всехвальне Павле, на Голгофу русскую мужественне возшел еси. Волнами искушений непотопляемь явился еси, священномучениче Павле, крестом честным клокощущую пучину усмиряя. Яко кораблец малый, ветры страстей гонимый, житие наше, отче Павле. Темже молим тя: в тихое пристанище покаяния направи ны молитвами твоими. Богородичен: Щ едрот Источниче, Мати Вседержителя, Пречистая Дево Богородице, любити Сына Твоего, Христа Бога нашего, всех нас вразуми. Песнь 3 Ирмос: В еселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/Ты моя крепость, Господи,/и прибежище, и утверждение. Егда постиже землю Русскую скорбь велия, душу твою за паству положил еси, Павле священне, да, подвигом добрым труды своя увенчав, славиши Христа во веки. Небоязненно и кротко страдания и злую смерть Христа ради от людей нечестивых приял еси, блаженне Павле, богомудре. Новая звезда озари землю Устюженскую, егда Господь в годину лютую яви тя миру, отче Павле, веры Православныя светильниче златозарный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010