г) п. IV: Студент, потерявший место вследствие продолжительной болезни, сохраняет за собою стипендию, которою пользовался». 2) По определению Совета Академии от 12 июня с/г. назначение стипендий студентам на 1907–1908 учебный год отложено было до сентябрьского собрания Совета. Определили: 1) Принимая во внимание ведомости об успехах и поведении студентов Академии в минувшем учебном году, назначить на 1907–1908 учебный год стипендии следующим студентам трех старших курсов: А. Казенные: а) студентам IV курса: Авраменко Ивану, Бабакову Николаю, Борисову Пантелеимону, Беликову Василию, Витальскому Александру, Владимирскому Сергею, Волосевичу Михаилу, Голощапову Сергею, Гусеву Сергею, Дубенскому Александру, священнику Козлову Иоанну, Крылову Павлу, Лисицыну Вячеславу, Магнитскому Ивану, Махаеву Николаю, Миролюбову Георгию, Мякшину Григорию, Назаркевичу Полиевкту, Обновленскому Ивану, Русинову Виталию, Смирнову Николаю, Соболеву Христофору, Соколову Виталию, Соколову Владимиру, Трембовецкому Владимиру, Троицкому Петру, Успенскому Александру , Успенскому Василию, Хадзарагову Петру и священнику Шеметилло Николаю. б) студентам III курса: Афонскому Федору, Введенскому Александру , Занкевичу Аркадию, Заслоновскому Стефану, Звездинскому Николаю, Звереву Александру, Калишевичу Евстафию, Ключеву Алексею, Концевичу Николаю, Левитову Алексею, Макову Василию, Назарьеву Николаю, Попову Алексею, Попову Павлу, Попову Петру, Поспелову Ивану, Протопопову Николаю, Рождественскому Григорию, Самарянову Александру, Скворцову Николаю, Смирнову Димитрию , Соколову Александру, Соловьеву Владимиру, Соловьеву Сергею , Теплову Василию, Тихомирову Василию, Триодину Алек- —308— сандру, иеродиакону Христофору, Черкасову Владимиру и Чубарову Михаилу. в) студентам II курса: Александровскому Василию, Бабакову Александру, Благовещенскому Сергею, Ватутину Михаилу, Волкову Андрею, Вышеславову Димитрию, священнику Вьюкову Алексию, Городецкому Федору, Даниленко Прохору, Дмитревскому Леониду, священнику Добронравову Георгию, Доброхотову Алексию, Ефимову Федору, священнику Князеву Александру , Ковригину Михаилу, Панову Павлу, священнику Платонову Вениамину, священнику Покровскому Феодору, Преображенскому Виктору, Ржепику Мирону, Рождественскому Леониду, Сахарову Николаю, священнику Синадскому Евгению, священнику Соколову Василию , Ставицкому Виталию, Троицкому Алексею, Успенскому Николаю , Фаворитову Павлу, Щукину Николаю и Яхонтову Александру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Являясь как бы продолжением общеисторического фона для последовательного экзегеса XII-й главы книги Деяний, вторая и третья главы исследования о. Георгия являются, вместе с тем, выразительными показателями работоспособности автора. В частности, во 2-й главе он дает, на основании капитальных трудов в области библейско-богословской литературы (напр. Schürer, Felten, Derenburg и др.), а где нужно и на основании первоисточников, живую, яркую характеристику Агриппы в связи с обстоятельствами его личной жизни, которая определила и его отношение к христианству. В этой характеристике дается полная психология гонителя на христиан – Агриппы. В 3-й главе автор дает хронологию гонения при Ироде Агриппе. И разработка этой главы показывает, что автор может легко разбираться в обширной литературе, какая имеется по указанному вопросу, и – извлекать из неё такие данные, которые необходимы ему для цели его исследования. За общеисторическою частью сочинения студента священника Георгия Добронравова следует обстоятельный экзегес XII-й главы книги Деяний. В этой части работы также виден автор, внимательно относившийся к ней. При последовательном истолковании XII-й главы он пользовался обширною святоотеческою, наиболее ценною русскою и за- —130— падною, преимущественно германскою, литературою, а также различными кодексами. Давая научными справками обоснованность истолковательной части своей работы, студент священник Г. Добронравов дал в ней, вместе с тем, и нечто такое, что заставляет смотреть на слово Божие как на книгу Откровения, содержащую в немногом многое… В виду указанных достоинств сочинения священника Добронравова, оно должно быть признано талантливою кандидатскою работою, которая дает основание выразить пожелание, чтобы автор её получил возможность работать на пользу высшей богословской науки при благоприятных обстоятельствах». 14) О сочинении студента Доброхотова Алексея на тему: «Погребальные обычаи и представления о загробном мире в древней Руси». Экстраординарного профессора С.И. Смирнова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сложнее всего прийти к Богу человеку без алтаря в душе» 08.03.2018 854 Время на чтение 7 минут О парадоксах веры и неверия, приходе к Богу бывших коммунистов, особенностях нашего времени и о том, вредно ли студентам читать Фейербаха, мы беседуем с кандидатом философских наук, доцентом кафедры истории русской философии МГУ, заместителем декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по научной работе, главным редактором философского журнала «Сократ» Алексеем Павловичем Козыревым. -Когда Вы поступили на философский факультет, Вы встретились там с потрясающими личностями - такими, как С.С.Аверинцев, В.В.Бибихин, А.Л.Доброхотов. Уверен, что их философия, их мысли, их видение мира так или иначе повлияли на Ваше мировоззрение. Вы философ и вместе с тем верующий человек. Для Вас в этом нет противоречия? -Нет. Возможно, если бы я был, скажем, ученым-естественником, сложнее в этом смысле была бы ситуация. А что касается философии, почти все выдающиеся мыслители - от Пифагора до Лосева - были верующими людьми. Другой вопрос, как они понимали Бога. -Что повлияло на Ваш приход именно в Православие, к христианской вере? -К вере я пришел, как я сам считаю, достаточно поздно - уже после возвращения из армии, имея за плечами несколько курсов университета. Это было не случайно, потому что я интересовался русской духовной культурой. Я ездил в Троице-Сергиеву Лавру, много гулял по Москве и заходил обязательно в храмы, я выстаивал полностью всенощную, даже не будучи крещеным. Выучил богослужение - именно всенощную, а не Литургию. Это была вторая половина 80х. Надо сказать, что тогда, в 1986 году, я впервые услышал полностью и «Всенощную» Рахманинова - в более ранние советские времена она если и исполнялась, то частично, богослужебный текст убирался. После этого я стал интересоваться церковными произведениями русских композиторов. Можно сказать, что это стало моим первым катехизисом. А потом в какой-то момент двоюродный брат попросил меня быть крестным своей дочери. Это оказалось невозможно, поскольку сам я не был крещен. Он мне сказал: «Какие проблемы? Пойдем и вместе покрестимся». Я отказался, сказав, что так принимать крещение не годится - это должно быть как-то иначе. Соответственно, я так и не смог стать крестным, но стал думать на эту тему и месяца через два созрел - пришел в храм и принял крещение. Это было уже с моральной готовностью и сознательно.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/8/slozh...

1881. 17. С. 160-168; Исмайлов Ф. Ф. Из восп. прокурора Грузино-Имеретинской синод. конторы/Сообщ.: Ф. Терновский//Странник. 1883. Май. С. 69-84; Июнь. С. 231-245; Июль. С. 448-461; Горталов Н. К. 11 нояб. 1834 г.- 11 нояб. 1884 г.: [Юбилей митр. Исидора]. Каз., 1884; Архипастырь и его паства: Два приветствия С.-Петербургской паствы высокопреосв. Исидору, митр. Новгородскому, С.-Петербургскому и Финляндскому, в дни 50-летних юбилеев: священнослужения - 5 сент. 1875 г. и святительства - 11 нояб. 1884 г. СПб., 1884; Высокопреосв. митр. Исидор//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 74-80; К юбилею (1834-1884) высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, в день 50-летнего служения его в архиерейском сане 11 нояб. 1884 г. СПб., 1884; Образцов И. Я., прот. Слово на 11 нояб. СПб., 1884; Павел (Доброхотов), еп. Речь, сказанная по совершении литургии в Петрозаводском кафедр. Воскресенском соборе 11 нояб. 1884 г. Петрозаводск, 1884; Празднование в Казани юбилея высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского и С.-Петербургского//Изв. по Казанской епархии. 1884. 22. С. 721-722; 23. С. 725, 743-750; Преображенский И. Высокопреосв. митр. Исидор. СПб., 1884; Троицкий И. Е. Иером. Исидор, бакалавр и библиотекарь СПбДА. СПб., 1884; Юбилей высокопреосв. Исидора, митр. С.-Петербургского//ЦОВ. 1884. 133. С. 5-6; 134. С. 3-5; 135. С. 2-5; 137. С. 3-5; Юбилейное торжество в память 50-летнего служения в епископском сане высокопреосв. Исидора. СПб., 1884; Сердечный привет: Сб. ст., изд. СПбДА в память 50-летнего святительского служения высокопреосв. Исидора. СПб., 1885; К юбилею высокопреосв. митр. Исидора//Изв. по Казанской епархии. 1885. 18. С. 595-596; О памятнике на Бородинском поле//РА. 1887. Кн. 3. 10. С. 198-199; Филарет (Дроздов), митр. Собр. мнений и отзывов. М., 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 43-50, 359-362, 396-399, 422-424, 480-482; 1888. Ч. 2. С. 499-502, 548-551, 769-771, 884-886, 961-962, 978-979, 983-984; Благовидов Ф. В. Деятельность рус.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Восток и Запад: возможность христианского синтеза 10 мин., 04.07.2013 Общим местом стало представление, что православные люди в России крайне негативно относятся к Западу, считают, что оттуда распространяется всё злое, что Запад стремится уничтожить и Православие, и Россию, и русский народ.  Так ли это? Действительно ли Запад — безбожный, антихристианский, аморальный? Можно ли говорить о Западе как о чём-то едином? Есть ли там что-то доброе, и если да, то должны ли мы это доброе перенимать? В чём состоят реальные противоречия между западной цивилизацией и русским миром?  К сожалению, на эти и многие другие вопросы чаще всего даются ответы в формате лозунгов, и данная тема чаще всего привязывается к текущей политике. Мы же хотим использовать сайт «Фомы» как площадку для спокойного и взвешенного обсуждения, избегая всяких крайностей. Об истории понятий «Запад» и «Восток» в культуре и о том, куда тут отнести Россию, мы побеседовали с российским философом и культурологом, доктором философских наук, профессором Высшей школы экономики Александром Доброхотовым. — Александр Львович, какой смысл, на Ваш взгляд, сегодня имеет противопоставление «Запад–Восток»? — Запад и Восток я бы отнес к тому типу парных понятий, которые на сегодняшний день пора сдать в архив. (Речь, конечно, не о географических понятиях.) Такие противопоставления, как «правые — левые», «либерализм — консерватизм», «Запад — Восток» и тому подобные, возникли в XIX веке и имели смысл как идеологические маркеры. К примеру, пара «Запад — Восток» задавала рамку для процесса европейского самосознания, для оформления колониальной идеологии, формулировки особой миссии Запада. Но сейчас мы живем в другом, стремительно глобализирующемся мире, и подобные противопоставления скорее сбивают с толку, чем проясняют ситуацию. Впрочем, я понимаю, что отделаться так просто от этих привычных схем мы не сможем, и поэтому есть смысл хотя бы их прояснить.

http://foma.ru/vostok-i-zapad-vozmozhnos...

Еще раз спасибо Елене за статью! Нина 21 ноября 2014, 14:17 Елена ,спасибо за статью. Успокоили, подарили надежду. У меня только двое девочек с разницей два года. И я отвратительная мать, нервная, злая, дерганная. Я ужасаюсь, молюсь Бога спасти меня, но если честно у меня ничего не получается. Я чувствую, что теряю своих детей, а сделать ничего не могу. А все так просто. Я просто пытаюсь соответствовать всем тем высоким планкам, что мне навязали. Марина Зайцева 21 ноября 2014, 13:59 Спасибо! Очень точно!! Мария 21 ноября 2014, 13:39 Обожглась на умных книжках еще когда сын был младенцем. Ну ее,эту жизнь по уставу. Туда же советы доброхотов. Мой один пятерых стоит. Зато многие проблемы для меня теперь не проблемы. как говорил мудрейший Карлсон: " Спокойствие, только спокойствие.Дело житейское... " юлия 21 ноября 2014, 13:36 как все-таки вовремя появляются нужные статьи , спасибо Елене и всем авторам и создателям сайта. Yekaterina Kartasheva 21 ноября 2014, 13:34 Статья, в мягкой такой форме, намекает, что многодетность - это не то, как представляет себе человек - розовые облака и голубые дали, это большой труд - и психологический, и физический, и материальный. Но это относится не тобько к многодетности, это составляющая всей нашей жизни. Вывод, не нужно витать в мечтах, но и не нужно бояться труда и ответственности, ведь Бог не дает более того, что мы можем понести. читатель 21 ноября 2014, 12:30 Почему " Материнство и многодетность " ? Где отцовство? Где глава семьи? Почему бы не назвать просто - " Многодетная семья " , почему автор исключает отца из семьи? Ксения 21 ноября 2014, 12:01 Очень замечательная статья! Я мама двоих детей. И в моей голове всегда всплывает память о чистой плите или идеальном чайнике и порядок моей аккуратистки подруги, у которой один ребенок, который часто у бабушки находится, или враза из журнала по воспитанию детей, про то что нужно гулять по 4 часа минимум и т.д. Я все это пытаюсь воплотить в жизнь,понимаю, что не успеваю, от этого раздражаюсь. Я думала, что одна такая. Нужно успокоиться и уделять деткам больше тепла.СПАСИБО!

http://pravoslavie.ru/75307.html

Это значит, как сказано: «уклонись от зла, а берись за добро и усердно занимайся им». 27. Затем, постепенно приводя сих и тех к возвышеннейшим предметам и поучая, каким образом надлежит проходить путь заповедей и каких иметь доброхотов и помощников на том пути, чтобы удобнее достигнуть чистого познания Бога и высшего созерцания, отрешившись от омрачающих страстей, прилагает и это, напоминая о сказанном и точнее опять разъясняя предыдущее. Ибо поскольку пред сим научая их упражняться в законах божественных и спеша руководством их к своим тайнам, премудрость сказала: взыщите разума и усовершайте смысленность ведением, то, чтобы они, приняв так просто и без исследонания сказанное мудростию, не подвергли себя урону и опасности, вообразивши, что сами собою смогут выправить себе знание и понятливость, как нечто человеческое и легкое, и отсюда по невежеству не подклонились прицепляющимся к сим добродетелям порокам, лжеименному знанию и неразумию, прекрасно вверяет совету святых чрез превосходнейшее смиренномудрие, как бы некоему руководителю. Ибо начало мудрости, говорит, страх Господень, и совет святых – разумение. 28. И замечай мудрость и вместе превосходство сверхестественной мудрой учительницы. Не сказала она: «взыщите и усовершайте разумение посредством совета святых», а каким образом? Совет святых разумение. Говорит: не чрез совет святых можно достигнуть разумения, как одного чрез другое что-нибудь, что может быть кто-либо предположит; но самый тот совет святых есть прямо само великое разумение, брат и сопутник для меня, мудрости, и следующих по нему, направляемому ведением, я ввожу в сокровенные свои тайны. Ибо спасение, говорит снова тот же премудрый, возможно при многом совете, а кому недостает управления, то есть от оного великого совета, (а великий тут значит тот многий, из многих лиц состоящий), те падают как листья ( Притч. 11:14 ). И великий Давид говорит: в совет праведных и в собрании велики дела Господни 33 . И еще говорит (Писание): спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе ( Втор. 32:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Насколько выполнены были эти указания его, или сделаны какие-либо изменения, не известно. Каково же было устройство других помещений и прочих принадлежностей Академии, можем читать в воспоминаниях одного из воспитанников этого времени. «В комнатах, – пишет он, – мы – студенты помещались человек по восьми и по десяти; рекреационных зал и отдельных комнат для занятий не было ни у нас, ни у студентов старших. Те и другие где спали, тут и занимались на общем столе; тут же в свободное от занятий время и отдыхали. Кроме сего недостатка, который впоследствии устранили, и кроме физического кабинета, который тоже устроен после, все прочие принадлежности казённо-учебного заведения новооткрытая Московская Академия имела вполне и в довольно надлежащем виде» 207 . В частности, как о главнейшей принадлежности высшего учебного заведения, – Библиотеке, читаем такие сведения: «Библиотека немедленно же была составлена из книг, принадлежащих библиотекам – прежней Славяно-Греко-Латинской Академии и бывшей Троицкой Платоновской Семинарии, и судя поэтому, могла быть удовлетворительна. Для приведения же в надлежащий порядок академической Библиотеки приложено было особенное попечение. Библиотекарем был определён Соборный Иеромонах Гермоген, который, не имея лекций по своей кафедре до открытия старшего богословского курса, занимался целых два года единственно должностью библиотекарской. Успех его тем более был несомненен, что он и прежде был библиотекарем в Славяно-Греко-Латинской Академии. Для скорейшего же успеха были назначены о. Гермогену в помощники два студента – Николай Терновский и Платон Доброхотов, которым назначено было за это и жалованье 208 . «Больница, – говорит тот же воспитанник, – устроена была отдельно от Академии в саду, деревянная, довольно просторная и удобная; имела восемь кроватей, но могла вмещать и до пятнадцати. При больнице были штаб-лекарь, фельдшер, трое служителей и достаточная аптека с надписью: Врачу, исцелися сам! Надпись эту сделал митрополит Платон, говорят, в напоминание одному бывшему при Семинарии лекарю, пьянствовавшему частенько, но умному; и Академия не уничтожила этой надписи» 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Н. 1) Первое послание Курбского Ивану Грозному в сборнике... С. 284–287; 2) Первое послание Курбского Ивану Грозному в библиотеке... С. 485). В русской рукописной традиции Первого послания Курбского Ивану Грозному существовали и другие редакции этого памятника (см. о них: 3имин A. А. Первое послание Курбского Ивану Грозному. С. 177–180; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С. 277–292; Морозов Б. Н. Особая редакция Первого послания Курбского Ивану Грозному//Архив русской истории. М., 1994. Вып. 5. С. 143–151). В настоящем издании публикуется текст первой редакции этого Послания по самому раннему списку памятника – РНБ, Основное собр., Q. XVII, 67, л. 16 об.–17. С учетом того, что текст данного списка имеет небольшие утраты из-за повреждения и подклейки краев бумаги, лакуны восполняются вслед за первым публикатором данного списка по другим спискам второго подвида второго вида первой редакции, и прежде всего по списку РГБ, собр. ОИДР, 197. Недостающий текст в конце памятника, отсутствующий также в вышеуказанном списке ОИДР, печатается по списку первого подвида второго вида первой группы – РГАДА, собр. Библиотеки МГАМИД (ф. 181), 461/929, лл. 185 об.–189. Исправления и восполнения утрат текста публикуемого списка выделены курсивом. ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО Царю, Богом препрославленному и более того – среди православных пресветлым явившемуся, ныне же – за грехи наши – ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более говорить об этом всё по порядку запретил я языку моему, но из-за притеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного дерзну сказать тебе, немногое. Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах Божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, оболгав православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким, а горькое сладким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя заступники христианские? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, у которых прежде в рабстве были предки наши? Не отданы ли тебе Богом крепчайшие крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не предстоит тебе предстать пред неподкупным судией и надеждой христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не минует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения их, как вещают слова? Это он, Христос мой, восседающий на престоле херувимском одесную величайшего из высших, – судия между тобой и мной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До известных пределов эта грозность царской власти оправдывается, если не служением добру, то одолением зла. Но часто преступается и эта тонкая черта (как в примере Константина), и сила становится на место правды, власть приобретает самодовлеющий, языческий характер. " Добрые " превращаются в царских " доброхотов " . " Доброхотных своих жалуем великим всяким жалованием, а иже обрящутся в супротивных, то по своей вине и казнь приемлют " . Безнаказанно не проходит и слово " раб " , Беспрестанно срывающееся с языка. Оно звучит уже не библейски-патриархально, а вотчинно-самовластно, заменяясь привычным бытовым образом " холопа " . Тут уже нравственное отношение оканчивается, уступая место жестокому юридическому факту. " А жаловати есмя своих холопов вольны, а и казнити вольны же есмя " . Нельзя и спрашивать о мотивах господского каприза. Христианская теократическая идея срывается и тонет (как и государственная реформа Грозного) в мелком самодурном обиходе удельного, " опричного " двора. И, наконец, последнее, с этим связанное: нечувствительная секуляризация в самом обосновании идеи. Идеалом власти Грозного является язычник — Август, при котором Империя еще не знала разделения. Он заслоняет в его глазах и православных византийских царей, от него, чрез легендарного Пруса, выводит он и свой род Рюриковичей. На современном ему " безбожном " Западе и магометанском Востоке Грозный ищет уроков тирании и без труда находит их в век Ренессанса и зачинающегося абсолютизма: " А в иных землях сам узришь, елико содевается злым злая: там не по здешнему!.. В иных землях изрядец (изменников) не любят: казнят их, да тем утверждаются " . Напрасно исследователь политических идей Грозного (М.А. Дьяконов) находил, что его мнения " слагались по готовым образцам, и ему не пришлось прибавить ничего нового к готовым теориям " . Верно то, что эти идеи коренятся в традиционной русско-византийской православной почве. Но Грозный доводит их до абсурда, чеканя их в неправославную и нехристианскую форму. Этому извращению русской теократической идеи противостоял идеал власти св. Филиппа, который воплощал лучшие традиции русской церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2441...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010