10. Пятница. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Аллилуия. Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля) . Сщмч. Мисаила, архиеп. Рязанского . Сщмч. Митрофана, пресвитера Пекинского, и иже с ним мучеников многих . Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Тимофея, еп. Прусского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Тимофея, еп. Прусского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоанна, митр. Тобольского, в соединении со службой сщмч. Тимофея, еп. Прусского (без праздничного знака) (В) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Заколение Твое...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (дважды; см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94).

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-23/

10. Четверг. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Аллилуия. Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля). Сщмч. Мисаила, архиеп. Рязанского . Сщмч. Митрофана, пресвитера Пекинского, и иже с ним мучеников многих . Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Тимофея, еп. Прусского) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Тимофея, еп. Прусского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоанна, митр. Тобольского, в соединении со службой сщмч. Тимофея, еп. Прусского (без праздничного знака) (В). А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тьмами, Пречистая, обещахся...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (дважды; см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94).

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-23/

19-е число Святого Иоанна, епископа Готфского Иоанн, уроженец торгового местечка Партенита (близ нынешней горы Аю-даг в Крыму), в юности посвятил себя на служение Богу, и когда епископ Готфский в 754 году подписался под определениями иконоборческого собора в Константинополе и тем заслужил высшую кафедру, митрополию Ираклийскую, то Готфы не захотели иметь епископа из Константинополя и избрали сего Иоанна, который впрочем не вдруг принял сан, а путешествовал на Богомолье в Иерусалим, где провёл три года; возвратившись, отправился в Грузию и тамошним католикосом посвящён в епископа. В 780 году, при императрице Ирине, послал Константинопольскому патриарху Павлу свиток с изложением веры (о почитании икон) и по удалении Павла (в августе 784 г.) приходил в Константинополь по делам церковным. Возвратясь, нашёл, что Хазары заняли своим гарнизоном Дори, главный город его епархии. Иоанн убедил властителя Готфии выгнать Хазар; но каган Хазарский вновь овладел этим местом, многих казнил, а Иоанна отдал под стражу. Верные помогли епископу бежать за море, в Амастриду, где он через четыре года и скончался (26-го июня 790 г.). Тело его в июле того же года перенесено в Готфию и похоронено в Партенитском монастыре св. Апостолов Петра и Павла. Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского, и с ним трёх пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена. За обращение язычников в христианство обезглавлены в царствование Юлиана, в 362 году. † Преставление святого князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия Князь Иоанн был сын Угличского князя Андрея Васильевича и внук великого князя Василия Тёмного 278 . – Он почти всю жизнь страдал за то только, что был из княжеского рода. В сентябре 1491 года отец его князь Андрей Васильевич был вызван из Углича в Москву. Ему объявили здесь, что по воле великого князя он лишается свободы, так как он – изменник, не выслал войска против татар. «Волен Бог да государь мой брат, отвечал Андрей, а Всевышний рассудит нас в том, что невинно лишаюсь свободы».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В.П. Навныко Причины и обоснование преследований старообрядческих раскольников в сочинениях архимандрита Павла Прусского Скачать epub pdf Доклад бакалавра богословия В.П. Навныко (Минск, Минская Духовная Академия) Известно, что канонически раскол старообрядчества начался после наложения клятв на соборе 1667 года. Но фактически он начался за более чем десять лет до этого события. Отправной точкой раскола можно считать самовольное богослужение Аввакума 13 августа 1653 года с. 287–288], чем он нарушил целый ряд канонов: 31 Ап., 31 VI Всел., 13 Двухкр., 5 Антиох. Еще до собора 1667 года некоторые главные противники церковных преобразований, которые стали в жесткую оппозицию к церковной власти, были подвергнуты преследованию со стороны гражданских властей, например тот же Аввакум, Иван Неронов, протопоп Логгин с. 287, 289]. Также известно, что в полном соответствии с действующим законодательством Российской Империи преследования старообрядцев, с разной степенью интенсивности, продолжались вплоть до начала XX века. Разумеется после 1905 года, когда был принят закон о веротерпимости, вопрос преследований, особенно со стороны старообрядцев, не был забыт. На сегодняшний день он продолжает активно педалироваться раскольниками различных старообрядческих согласий, требующих после снятия клятв (1971) дальнейшего «покаяния» и признания своей канонической легитимности от РПЦ. Например, вот что говорит предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) в своем интервью журналу «Коммерсантъ»: «На соборе РПЦ 1971 года не сказано ни слова о признании каноничности нашего духовенства Мы полагаем, что основой обьединения (с РПЦ)…может стать покаяние новообрядческой церкви за жестокие гонения и казни старообрядцев…(и как следствие этого) возрат (РПЦ) к основополагающим святоотеческим традициям и принципам святой Руси, которые сохраняет наша Русская православная старообрядческая церковь » Не будет преувеличением сказать, что данный вопрос остается, возможно, самым неудобным и психологически сложным для РПЦ, ввиду недавних гонений на верующих в СССР. Особенно этот вопрос стал деликатным после послания собора РПЗЦ к приверженцам старых обрядов 2000 года, с которой произошло воссоединение в 2007 году, где фактически зарубежный синод попросил прощения за насилие причиненное старообрядцам прошлого и признали, что возможно гонения, которые воздвигли власти СССР на церковь , были «…Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками» Поэтому сегодня особо важно понять, какие причины вызвали столь жесткую реакцию церковных и гражданских властей XVII столетия. Являлись ли эти преследования произволом с их стороны? Можно ли назвать преследования старообрядцев неканоничными? На эти вопросы, которые ставились православными и раскольниками еще задолго до революции, со всей подробностью отвечал в своих многочисленных полемических сочинениях знаменитый синодальный противораскольнический писатель и апологет архимандрит Павел Прусский (+1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

А. Августин Блаженный : Его свидетельство, что обещанная ветхозаветному священству вечность в действительности относится к новозаветному священству, ч. 1, стр. 222–223, ч. 2, стр. 102–103. Его слова, несправедливо приводимые безпоповцами в защиту мнения, будто причащение Св. Таин можно заменить верою, ч. 2, стр. 147–148. Австрийская иерархия : Почему приемлющие ее не любят сего названия, ч. 2, стр. 350–351. Акинф , белокриницкий противуокружник: беседа с ним о Белокриницком митрополите, ч. 2, стр. 335–337. Алейников, И. Г. : его жизнь и присоединение к Церкви, ч. 2, стр. 271–273. Алексей Андреев , безпоповец: его сочинения об антихристе, ч. 1, стр. 119–138. Алексей Осипов , безпоповец: его учение о пришествии пророков и антихристе, ч. 1, стр. 126–133. Алексей Михеев , федосеевец: его ревность о безбрачии, ч. 2, стр. 303–306. Аллилуия трегубое: вполне правильно по своему значению, ч. 1, стр. 471, ч. 2, стр. 333. Амвросий Медиоланский : содержащееся в его книге о должностях замечание о ветхозаветном жертвенном огне неправильно понимается старообрядцами, ч. 1, стр. 227–230. Амвросий , бывший митр. Босно-Сараевский, первый лже-митрополит Белокриницкий – Был ли послан от Христа в Белую-Криницу, ч. 2, стр. 414–415. Его принятие старообрядцами не может быть оправдано 8-м правилом Первого Вселенского Собора, ч. 1, стр. 237–249, ч. 2, стр. 352–354. – 69-м правилом Карфагенского Собора, ч. 1, стр. 249–255. – 15-м правилом Второпервого Собора, ч. 1, стр. 255–259. – свидетельством Феодора Студита о изъятии из правил, ч, 1, стр. 259–266. – свидетельством, якобы утверждающим право иереев принимать приходящие от ереси священные лица, ч. 1, стр. 266–270. – примерами: иерея Михаила (ч. 1, стр. 271–275), Иоанна Маркионова (ч. 1, стр. 275–285), Пирра и Феодосия (ч. 1, стр. 285–290), епископов, подписавшихся на Диоскоровом соборе, и патриарха Павла (ч. 1, стр. 291–296), лиц, рукоположенных еретиками и принятых в Православие без чиноприятия, ч. 1, стр. 296–299). От кого получил власть на преподание благодати хиротонии поставленный от него в Белой-Кринице, ч. 1, стр. 205–209.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Несколько слов от издателя Предлагая читателям некоторые из записанных иноком Павлом бесед его со старообрядцами разных толков, за нужное почитаем сказать несколько слов о том, какую связь имеют эти беседы с обстоятельствами жизни инока Павла, или лучше, с ходом постепенного изменения его убеждений из раскольнических в православные. Инок Павел, по благословению в Бозе почившего архипастыря, преосвященнейшего митрополита Филарета, ныне пребывающий в единоверческом Никольском монастыре, первоначально воспитан был в правилах федосеевского толка и учения федосеевцев, твердо держался до самого перехода своего за границу в Прусские владения, в существовавшую близ Иоганнесбурга небольшую беспоповскую киновию. Но было одно правило, истекавшее из основного федосеевского учения о всеобщем безбрачии, с которым от самой юности не мог он помириться и которое подало ему первую мысль о несостоятельности самого учения федосеевцев о безбрачии. Известно, что федосеевцы открытое, законное сожитие мужа с женой почитают за любодеяние и, напротив, весьма снисходительно смотрят на незаконные связи между мужчиной и женщиной, лишь бы только эти связи не имели вида постоянного и открытого супружеского сожития: первое, по их понятию, не может иметь прощения, как намеренное, сознательное нарушение учения о безбрачии, а последние, как свойственные немощи человеческой грехопадения, удобно извиняются. Отсюда происходит у федосеевцев неодинаковая строгость к детям, рожденным от брака и вне брака 1 . Детей незаконно рожденных, по совершению над ними крещения, матери беспрепятственно могут кормить сами, ибо не считаются нечистыми по принесении покаяния и, следственно, чистоту просвещенного крещением дитяти повредить не могут; напротив, младенца, рожденного в браке, если он остается при родителях, продолжающих вести брачную жизнь, матери, как нечистой, кормить самой никак не дозволяется. Если же мать, вопреки сему, решится по естественной любви к своему дитяти кормить его сама: дитя почитается уже отлученным от христианского (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

8. Описание моего путешествия к литовским старообрядцам, в конце 1869 и в начале 1870 года 1. Предисловие. О желании старообрядцев Литовского края рассуждать о святой церкви: когда и как оно появилось Поездка моя в Литву не есть труд миссионера между незнакомыми ему людьми и в неведомых местах. Ездил я к своим знакомым и в знакомые места; из города в город, из деревни в деревню приезжал к своим приятелям; не было мне труда взойти в дом, знакомиться с хозяином, искать случая, с чего начать слово; не было опасения и потерпеть нужду, во внешних потребах. Этого всего, по старому знакомству, я был избавлен, и только одно от меня требовалось: не молчать, проповедовать слово, возвещать истину о церкви святой. И о церкви мне было довольно удобно говорить, потому, что в Литве у старообрядцев возбуждена уже сильная потребность рассуждать о церкви. Об этом религиозном движении у старообрядцев того края теперь известно стало везде; но как оно началось и когда, об этом не излишне сказать несколько слов. Когда еще жил я в Пруссии, были у меня ближайшие приятели в литовской епархии: бывший рымковский наставник инок Иоанн, перелазский наставник Мартиниан Афанасьев Тихомиров и брат его Павел Афанасьев, и новоалександровский наставник Артемий Вонифатьев Сухоруков, деревни Королишек наставник Василий Семенов Дарендов, и другие многие ревностные мужи. Из Литвы они езжали ко мне в Прусскую обитель погостить, почитать книги, поучиться, – и гостили месяца по три, по полугоду, а иногда по году, и по два. Они были участниками и свидетелями начавшихся в Прусском монастыре рассуждений о том, что федосеевцы неправо учат, возбраняя в мире живущим брачную жизнь, отвергая чувственное, во плоти, пришествие на землю Илии и Еноха, также чувственное бытие последнего антихриста, и отрицая вечное существование новоблагодатного священства и таин тела и крови Христовы. С той целью, чтобы удобнее показать федосеевцам неправоту их учения, основанного не на слове Божьем и писаниях святых отцов, а только на предании старцев, мы издали тогда книгу, под названием Царский путь , которая не касалась рассуждений о браках, но раскрывала ту мысль, что каждому надлежит свою храмину веры созидать на основании евангельского учения и писаний святых отцов, на предания же стариков не полагаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

А.М. Смулов Глава I. Всероссийские миссионерские съезды 1887–1917 гг. 1.1. Первый Всероссийский миссионерский съезд (1887 г.) Первый миссионерский съезд проходил в период с 29 июня по 13 июля 1887 г. в Московском Никольском единоверческом монастыре. На съезде собрались представители 34 епархий общей численностью в 64 чел. 5 с. 488] (см. Приложение 1). Председателем съезда был, известный миссионер 6 , присоединившийся к Православной Церкви в 1868 г. из беспоповского согласия, настоятель монастыря архим. Павел Прусский (Леднев, †1895) с. 488]. Главным результатом съезда следует считать формулирование правил ведения внутренней миссии («Правила об устройстве миссии и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам»), выраженных в постановлениях съезда. Правила определяли как характер миссионерского делания в целом, так и конкретные формы и методы (приемы) его реализации в епархиях, где присутствовали раскольники и сектанты. Решения съезда утверждались и вводились в жизнь Церкви определениями Святейшего Синода. Важнейшим из таких Определений, принятых по итогам I съезда, стало Определение Святейшаго Синода от 25 мая 1888 г., за «По отчету о занятиях бывшего в 1887 году в Москве съезда противораскольнических миссионеров» Рассмотрим это Определение более подробно. Св Синод «нашел, что некоторые из постановлений, начертанных съездом, могут быть обращены в руководстенные правила об устройстве миссии и о способах действий миссионеров и пастырей по отношению к раскольниками и сектантам» с. 1070] и постановил выделить их в отдельные правила для «всеобщаго руководства и повсеместнаго применения по епархиям». Найдя полезным и соответствующим целям миссии, Св Синод также принял и определил к опубликованию, составленное съездом под руководством его Председателя архим. Павла Прусского , «Слово к глаголемым старообрядцам от православных миссионеров, собравшихся в Богоспасаемый град Москву из разных мест» [на церковно-слявянском языке см. 105, c. 1083–1092] (на русском языке см. Приложение 1).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Архимандрит Павел (Леднев) Прусский — незаслуженно забытый миссионер Краткое жизнеописание архимандрита Павла (Леднева) Прусского Архимандрит Павел (Леднев) Прусский Инок Павел, по прозвищу – Прусский, впоследствии архимандрит и настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве, ревностный миссионер и борец за Православную Церковь против заблуждений раскола, родился 16 января 1821 года в городе Сызрани. Родители его – сызранские граждане Ледневы – официально принадлежали к Православной Церкви, поэтому и сын их был крещен православным священником 21 января и при крещении назван был Петром. На самом же деле родители Петра придерживались старообрядческого раскола по беспоповскому федосеевскому согласию. Дед Петра так же был старообрядцем, но только беглопоповец, благодаря чему очень часто между ним и отцом Петра происходили прения о вере, впрочем, не нарушавшие родственных отношений. Маленький Петр был постоянным и самым внимательным их слушателем, и из этих бесед он вынес первоначальные сведения о главных старообрядческих согласиях и основных вопросах, волновавших старообрядчество. Петр рос очень смышленым мальчиком и стараниями матери был научен грамоте и быстрее других сверстников научился быстро читать и даже писать (что в среде старообрядчества считалось наивысшим образованием). Отец Петра занимался купеческим делом и был достаточно зажиточным, отчего в их доме было много старинных книг, и любимым занятием Петра стало чтение. От родителей Петр был научен беспоповскому федосеевскому учению, и видел в нем более прямой и логичный путь к Богу. Учение о безбрачии, требуемое беспоповской федосеевской догматикой, пробудило в нем искреннее желание совсем удалиться от мipa. Смерть любимой матери укрепила его желание, и в 18-летнем возрасте Петр выпросил у отца соорудить небольшую келью в саду, где и заключился на уединенную жизнь. В это же время один из федосеевских стариков (местный старец) перекрестил Петра федосеевским крещением и обязался его более «не мирщить».

http://pravoslavie.ru/47085.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Последняя кампания последнего генералиссимуса империи 19 мая 1800 года,210 лет назад скончался полководец, Генералиссимус Александр Васильевич Суворов 18.05.2010 461 Время на чтение 7 минут ...Двухнедельный поход русской армии при ледяной стуже, по непроходимым горам и рядом с бездонными пропастями сопровождался ещё и непрерывными боями. Каждое препятствие приходилось штурмовать со штыковыми атаками и рукопашными схватками. Суворов скончался 19 (6 по ст.ст.) мая 1800 года. Его хоронили как фельдмаршала, а не как Генералиссимуса. Гроб сопровождали три армейских полка. Весь Петербург прощался с полководцем: улицы загромоздили экипажи и заполнил народ. Император Павел приказал похоронить Суворова в Александро-Невской лавре. Когда процессия подошла к Публичной библиотеке, все увидели Императора, стоявшего с непокрытой головой. Речей не произносили. Официальные «Петербургские ведомости» ни о смерти, ни о похоронах Генералиссимуса не упомянули. Дело в том, что после Итальянского похода, принесшего Суворову bceмiphyю славу, и Альпийского похода, потребовавшего от армии и самого главнокомандующего отчаянной храбрости и выносливости — ибо тогда надо было либо победить, либо умереть, — после царских писем и указов с благодарностью, званиями и наградами заболевшего в дороге Суворова вновь подвергли опале. Формально — за пустяшное нарушение устава, но скорее всего — из-за раскрытого заговора, в котором фигурировали суворовские офицеры. Однако в преступных намерениях против самодержца нельзя было заподозрить старого солдата, более 50 лет сражавшегося во славу Царя и Отечества. Как это нередко бывает, честные и преданные интересам России люди — Царь Павел и фельдмаршал Суворов — не сошлись во взглядах на русскую армию. Там, где речь шла о делах государства, они не умели ни хитрить, ни сдерживаться. Могли бы дополнять друг друга в деле на благо Отечества, но безсильны были преодолеть взаимное отчуждение. Павел был предубеждён против всего, что напоминало правление его матери, узурпировавшей трон. Суворов являлся одним из символов Екатерининской эпохи и потому был на подозрении у Павла. Он — поклонник Прусского короля Фридриха II, а Суворов, незадолго до этого написавший свой знаменитый труд «Наука побеждать», ни в грош не ставил немецкие порядки: форму, муштру, вахт-парады. Разногласия оказались столь велики, что Суворов вплоть до Италийского похода был в отставке. Павел повелел ему жить в захудалом новгородском поместье Кончанском, приставив к нему соглядатая. К тому же им был дан ход самым вздорным денежным претензиям к фельдмаршалу: 100 тыс.руб. должен был заплатить этот славный полководец, имея годовой доход в половину этой суммы. Опала и ссылка грозила ещё и разорением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010