«Мы шли разной дорогой, наши верования были диаметрально противуположны, но любовь к людям была у нас обоих единственной пружиной всех действий. Мы оба на все были готовы, только бы доброе сделать», – писал Кельсиев в «Исповеди» (цит. соч., стр. 334). Далее он сообщал, что сами старообрядцы, поповцы и беспоповцы, просили его «завести для них газетку» (там же, стр. 343). Из сказанного Кельсиевым о «цензуре» Огарева следует, что ко времени подготовки первого номера «Общего веча» его редакторы уже располагали какими-то статьями старообрядцев, возможно привезенными Кельсиевым; число таких статей значительно увеличилось после выхода первого номера журнала. Эти обстоятельства помогают понять первый из публикуемых здесь документов – письмо Павла Прусского к Огареву от 4 марта 1863 г. Из него видно, что редакторы «Общего веча» в не дошедших до нас письмах просили настоятеля беспоповщинской общины продолжать дискуссию, поднятую в статье Огарева «Ответ на письмо об »Общем вече " » («Общее вече», 2 от 22 августа 1862 г., стр. 12–14). В этой статье, начинающейся с обращения к некоему иноку, приводится небольшая выдержка из письма к редактору, в котором «инок» защищал принцип частной собственности на землю, как якобы необходимое условие для экономического прогресса; вся же статья, написанная Огаревым, посвящена доказательству противоположного тезиса – что общественное владение землей не только открывает невиданные перспективы для хозяйственного развития, но и гарантирует справедливое разрешение социального вопроса, ликвидируя имущественное неравенство. Просьбы Огарева и Кельсиева о продолжении дискуссии заставляют думать, что первое письмо, на которое отвечал Огарев в журнале, написанное от имени некоего инока, было прислано в редакцию самим Павлом Прусским или кем-либо из его близких сподвижников, возможно Голубовым. Это предположение подкрепляется содержанием следующего публикуемого здесь документа – письма Огарева к Павлу Прусскому. В последней его части Огарев, несмотря на отказ старообрядца продолжать споры, все же возобновляет обсуждение тех больших общественных вопросов, которые были предметом дискуссии, начатой во втором номере «Общего веча».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Троеперстного сложения первые патриархи российские не зазирали, ч. 1, стр. 339–340, 399. Тремя первыми перстами образовать Св. Троицу не есть ересь, и за сие проклятию троеперстное сложение подлежать не может, ч. 1, стр. 337–338, 341. Троеперстие не составляет богострастной ереси, часть 1, стр. 341–342, 471, ч. 2, стр. 232–233. Называть троеперстное сложение печатию антихриста есть великое нечестие, ч. 1, стр. 350–352, ч. 2, стр. 385–386. Как толкуют значение двуперстия сами глаголомые старообрядцы, ч. 2, стр. 187–190. В своем перстосложении старообрядцы не следуют в точности наставлению уважаемых ими старопечатных книг, ч. 1, стр. 522–525, ч. 2, стр. 409–410. Односторонность приводимых в защиту двуперстия свидетельств от св. икон, ч. 2, стр. 322–323. Каким перстом в двуперстии образуется сошествие на землю Сына Божия, ч. 1, стр. 339–840. Двуперстное сложение не соответствует порядку догматов о Св. Троице и воплощении Сына Божия, строго содержимом в Символах Веры , ч. 1, стр. 366–367. Не соответствует тому же порядку, изложенному в Феодоритовом слове, ч. 1, стр. 367–370. Напротив, порядок сей точно соблюдается в троеперстии, ч. 1, стр. 410–411. Перстосложение именословное для священнического бдагословения встречается на изображениях весьма древних, ч. 1, стр. 399–400, ч. 2, стр. 301, 311, 313, 314, 321, 324, 456–459, 491, 494, 499, 518–519. Петра Дамаскина свидетельство о перстосложении – Его неопределенность и незначительность, ч. 2, стр. 176–179, 267–269. О трех перстах и их значении не говорит ничего, ч. 1, стр. 367–368. Единство ипостаси во Христе повелевает образовать не соединением двух перстов, ч. 1, стр. 267–268. Петр , инок Климоуцкий: Его обращение из раскола, ч. 2, стр. 307–309. Печать на просфорах – Почему печать с осмиконечным крестом, главою Адама и надписью: се Агнец Божий отменена Собором 1667 г. и не должна быть употребляема, ч. 1, стр. 396–398, 427. И старопечатные Служебники требуют печати с крестом четвероконечным, ч. 1, стр. 424–425. Печать или клеймо : На руке у арабов и бедуинов, ч. 2, стр. 514–615.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Примером апостолов безпоповцы не могут оправдывать крещение, совершаемое у них простолюдинами, ч. 2, стр. 136–139. 2) Таинство Миропомазания – Без него нельзя быть христианином, ч. 2, стр. 4, 21–22. Глаголемые старообрядцы сего Таинства не имеют, ч. 2, стр. 6–7, 36–36. Странные понятия безпоповцев о сем Таинстве, часть 2, стр. 240–241. Чем они думают восполнить его лишение, ч. 2, стр. 141–142. 3) Таинство Причащения – Без него спастися не возможно, ч. 2, стр. 6, 31–36, 260–261, 276–277. Будет совершаться в Церкви до скончания века, ч. 1, стр. 391, 457–458, ч. 2, стр. 4–5, 16–20. И во время господства антихристова не будет прекращено, ч. 1, стр. 144–145, 492–501, 610–612. Не имущие сего Таинства не могут называть себя принадлежащими Новому Завету, ч. 1, стр. 454–455. Не могут называть себя Церковию, ч. 1, стр. 610–611. Не могут получить наследия жизни вечной, ч. 1, стр. 606–609. Таинство сие несравненно выше и совершеннее жертв ветхозаветных, ч. 2, стр. 68–71. Не может быть заменено никакою жертвою, ч. 1, стр. 391, 456–457, 490–491, 560–561, 574–575, 612, ч. 2, стр. 260–261. Не может быть заменено одною верою, ч. 2, стр. 78–80, 146–149. Не может быть заменено одним желанием, ч. 1, стр. 486–487. Нечестивое мнение польских безпоповцев о возможности заменить его простым вкушением хлеба и воды, ч. 2, стр. 278–279, 295. Пример верхозаветных праздников не может служить к оправданию лишающих себя Таинства Причащения, ч. 2, стр. 68–69. Не может служить таким оправданием пример Иуды и благоразумного разбойника, ч. 1, стр. 171–172, 455–457, 492. 4) Таинство Покаяния – Его необходимость для каждого христианина, ч. 1, стр. 578–579. Состоящие вне Церкви не имеют сего Таинства, ч. 1, стр. 562–663. Его могут совершать только законно поставленные священники, ч. 1, стр. 578–579, ч. 2, стр. 150–153, 388–389, 404–406. 4) Таинство Хиротонии – Его необходимость в Церкви, ч. 2, стр. 149–151. Должно существовать непрекращаемо в Церкви, ч. 1, стр. 613, ч. 2, стр. 437. У глаголемых старообрядцев его не было и нет, ч. 2, стр. 436–439.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Мне остается, в заключение, дать ответ относительно моей мнимой „измены убеждениям“, о которой мимоходом еще раз упоминает почтенный расколовед (см. Христ. Чтен. январь – февраль 1877 г. стр. 259). Прежде всего: „измена убеждениям“, если бы она и имела место в данном случае, не всегда бывает делом предосудительным и не хорошим, а иногда является делом нравственного долга и всегда похвального искания истины. За примерами ходить не далеко: стоит лишь вспомнить историю достопочтенного о. Павла прусского , некогда одного из главных вождей раскола, а ныне одного из лучших расколообличителей. Отношения раскольников вообще к православ­ной церкви, по крайней мере лучших из них, весьма близки к тому, что мы называем убеждениями (в строгом смысле этим именем нельзя назвать их потому, что им недостает, большей частью, разумности и сознательности верований и чувствований); но кто не пожелает, чтобы этот темный люд, богатое и глубокое ре­лигиозное чувство которого питается такою недостойною пищей, изме­нил свой раскольнический образ мыслей на православный? Между врагами Евангелия и Откровения Божественного, так называемыми отрицателями, еще чаще встречаются личности, искренне убежденные; но кто не пожелает, чтобы Господь призвал их в чудный свой свет? Но главное: то, на что указывает мой противник, как на факты моей измены „убеждениям“, с тем, что действительно на­зывается этим почтенным и дорогим именем, ничего общего не имеет. Убеждениями называются основные воззрения человека на главные предметы общечеловеческого миросозерцания, воззрения, со­ставляющие конечный итог его духовно-нравственного развития. Та­ковы воззрения религиозные или антирелигиозные в области метафизики, прогрессивные или ретроградные в сфере социологии, и т. п. Какое значение по отношению к подобным предметам может иметь вопрос о том, как жили Выговцы во времена оны, целомудренно или распутно, были ли у них браки того или другого вида, или су­ществовало общеобязательное безбрачие? В сфере подобных вопросов изменения в воззрениях, под влиянием новых фактических данных, даже обязательны для всякого честного мыслителя: здесь „неустойчивость в воззрениях“ свидетельствует о поступательном движении человеческой мысли и составляет одно из необходимых условий прогресса научных знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

С Лазарем, говорю, мне беседовать не о чем. Года три тому назад я, вместе с тестем, послал ему 32 вопроса о церкви и иерархии, а он и по сие время не отвечает, даже о получении вопросов не уведомил. Я узнал однако стороной, что вопросы наши он переслал попу Ефиму Мельникову и просил у него совета, что ответить; Мельников передал их лжеепископу Сильвестру, а этот положил резолюцию: не отвечать русским унеятам на их вопросы! Потом я лично имел разговор с Лазарем в Варшаве же у одного купца, большого приверженца австрийской лжеиерархии, – настоятельно требовал ответа на вопросы; а он даже не сознался, что получил их. Тогда я прямо сказал ему: считаю вас безответными, и знайте, что я сильно сомневаюсь в законности вашей австрийской иерархии. Да и начал им рассказывать, как учредил ее беглый митрополит Амвросий за деньги, и прочее, – словом всю лживость их иерархии стал выводить наружу. Так на меня за это купцы, что тут были, бросились с кулаками, – не знаю, как спасся. Вот каков, говорю, этот поп Лазарь, – защищает свою иерархию не священным писанием, а купеческими кулаками. Не пойду я с ним беседовать, – не стоит! Мокей же говорит мне: пойдем, пожалуста, – уж очень просит о. Максим! Ну хорошо, говорю, уважу просьбу, не Максимову, а твою. Надобно только пригласить тестя. Нет, – говорит Мокей, – его не велели звать. Когда же приходить? спрашиваю Мокея. По заходе солнца. Хорошо, приду. Смерклось. Пошел я с соседом, молодым человеком беглопоповской секты. Приходим к назначенному дому. Там никого еще нет; только на противоположной стороне улицы человек десять молодых людей стоят. Было уже темно; однако узнали меня. Спрашиваю: должно быть беседы не будет? – Мы посылали уже за ними, – отвечают; да что-то нейдут! Потом видим – прошли с фонарями. Я говорю знакомым: Пусть начинают! – не любопытно Лазаря слушать; у него правды не добьешся. Мне, говорю, приходилось ночевать с ним и споры вести: ничего путного не вышло! Он предлагает мне читать книгу жида Карловича; а я говорю: на, – прочитай лучше сочинение о. Павла Прусского . Он даже и в руки взять не хотел. Тогда я сказал ему: если вы не желаете читать сочинение православного человека, основанное на священном писании, так я тем более должен гнушаться жидовским сочинением, которое наполнено всякой ложью, бранью и небылицами!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

10. Пятница. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Аллилуия. Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля) . Сщмч. Мисаила, архиеп. Рязанского . Сщмч. Митрофана, пресвитера Пекинского, и иже с ним мучеников многих . Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Тимофея, еп. Прусского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Тимофея, еп. Прусского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоанна, митр. Тобольского, в соединении со службой сщмч. Тимофея, еп. Прусского (без праздничного знака) (В) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Заколение Твое...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (дважды; см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94).

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-23/

10. Четверг. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Аллилуия. Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля). Сщмч. Мисаила, архиеп. Рязанского . Сщмч. Митрофана, пресвитера Пекинского, и иже с ним мучеников многих . Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Тимофея, еп. Прусского) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Тимофея, еп. Прусского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоанна, митр. Тобольского, в соединении со службой сщмч. Тимофея, еп. Прусского (без праздничного знака) (В). А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тьмами, Пречистая, обещахся...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (дважды; см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94).

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-23/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 23 июня 2023 года 10. Пятница. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Аллилуия. Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля) . Сщмч. Мисаила, архиеп. Рязанского . Сщмч. Митрофана, пресвитера Пекинского, и иже с ним мучеников многих . Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Тимофея, еп. Прусского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Тимофея, еп. Прусского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоанна, митр. Тобольского, в соединении со службой сщмч. Тимофея, еп. Прусского (без праздничного знака) (В) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Заколение Твое…». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (дважды; см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Главным вопросом, волновавшим Павла Прусского, был вопрос о таинствах Церкви, в первую очередь – о причастии Тела и Крови Господних. По причине отсутствия священства у старообрядцев-беспоповцев не было и таинства Причастия. Постепенно игумен Павел приходил к идее о необходимости воссоединения с греко-российской Православной церковью. Для лучшего объяснения своих взглядов Павел решил создать типографию. Для целей издательской работы он решил назначить молодого насельника своего монастыря Константина Голубова. Константин жил в Войново с 1856 года, но ещё не принял монашеских обетов. Типография была основана в городе Иоханнесбурге (ныне город Пиш в Польше). В её продукции преобладала литература в защиту брака. Издавалась также иная религиозно-полемическая литература, а также журнал «Истина» (1863—1866, редактор-издатель Константин Голубов). Игумен Павел неоднократно посещал Россию и, наконец, познакомился с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), выразив желание присоединиться к Православной церкви и завоевав полное его доверие. Лишь смерть митрополита Филарета в ноябре 1867 года отсрочила присоединение Павла Прусского к Православной церкви. Решив перейти в единоверие, игумен Павел навсегда покинул Пруссию. Вместе с ним уехали в Россию пятнадцать верных ему братьев Войновского монастыря. Наконец, в воскресенье второй недели Великого поста 1868 года, епископом Леонидом (Краснопевковым), викарием Московской епархии, было совершено торжественное присоединение Павла Прусского и пятнадцати бывших монахов Войновского монастыря к Православной Церкви. После этого они поселились в Никольском единоверческом монастыре в Москве. С этого времени все свои немалые знания и большую энергию Павел Прусский посвятил проповеди единоверия. Уже в 1868 году он был рукоположен в священный сан и поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве, а через некоторое время был возведен в чин игумена. В 1880 году был возведен в сан архимандрита. Павел Прусский сразу же начал проповедь единоверия среди старообрядцев-беспоповцев. Он много ездил по европейской части России, бывал в Прибалтике, на Дону, на Волге, на Кавказе, то есть везде, где жили старообрядцы. Павел Прусский снова посетил Австро-Венгрию, где в Климоуцах, рядом с Белой Криницей, основал единственный единоверческий приход за границей. Посетил он и турецкие владения, где так же жили старообрядцы.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/28/...

25 февр. 1868 г. еп. Леонид совершил чин присоединения к правосл. Церкви Павла Прусского . Последний поселился в Н. е. м., 15 дек. 1868 г. был рукоположен во иерея и поставлен настоятелем мон-ря, через некоторое время возведен в сан игумена, в 1880 г.- в сан архимандрита. Павел Прусский стоял во главе Н. е. м. с 11 июня 1868 по 27 апр. 1895 г. Филарет (Захарович) исполнял должность казначея Н. е. м., заменял настоятеля во время его частых миссионерских поездок. В кон. 1869 г. монастырь по приглашению Павла Прусского посетили узники Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря старообрядческие епископы Геннадий (Беляев) и Конон (Смирнов (Дураков)) . Надвратная Крестовоздвиженская церковь. 1805–1808 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Надвратная Крестовоздвиженская церковь. 1805–1808 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Преемником архим. Павла на посту настоятеля Н. е. м. стал игум. Иероним (Юдин; 1895-1896), к-рый ранее почти 19 лет возглавлял Гуслицкий в честь Преображения Господня монастырь . В 1896-1908 гг. во главе Н. е. м. стоял игум. Сергий, бывш. казначей обители. Мина (Шустов) ок. 20 лет жил в обители послушником, являлся учеником и сотрудником архим. Павла Прусского в миссионерской деятельности, некоторое время заведовал братским книжным складом и исполнял обязанности библиотекаря Хлудовской б-ки. В 1901-1907 гг. Мина был настоятелем Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, с 1908 г. до своей кончины 17 апр. 1911 г. возглавлял Н. е. м. в сане архимандрита. С 21 окт. 1911 по 30 окт. 1923 г. настоятелем Н. е. м. являлся Никанор (Кудрявцев), ранее исполнявший обязанности казначея и заведующего Хлудовской б-кой. В 1921 г. он был хиротонисан во епископа Богородского, викария Московской епархии для единоверцев. 5 авг. 1922 г. по собственному прошению уволен на покой с сохранением должности настоятеля Н. е. м. Келья настоятеля находилась в каменном флигеле с сев. стороны Успенского храма (до открытия мон-ря здесь жил смотритель, ранее размещалась контора Преображенской обители). Братские кельи располагались на вост. стороне Успенского храма, в 2-этажном каменном корпусе, где прежде жили призреваемые богаделенного дома. Мон-рь был окружен стеной и имел 3 башни. Помимо положенного содержания и пожертвований Н. е. м. получал долю прибыли от деятельности единоверческой типографии, находившейся в ведении единоверческой Свято-Троицкой ц. в Москве, владел небольшими участками земли в Московской губ., доходным домом, построенным в 1906-1907 гг. на 2-м участке Тверской части Москвы. В 1876-1879 гг. на средства благотворителей, гл. обр. А. И. Хлудова (см. в ст. Хлудовы ) и И. В. Носова, в Н. е. м. была построена отдельно стоящая колокольня (архит. Ф. Ф. Горностаев).

http://pravenc.ru/text/2566209.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010