Скачать epub pdf А. И. Сидоров Предисловие к серии «Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых» Предлагаемая читателю книга открывает собой новую серию – Приложение к изданию «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» (ПСТСО). Начавшая выходить в свет в 2007 году серия «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» (Издательство «Сибирская Благозвонница»), как и предшествующие две аналогичные серии «Святоотеческое наследие» (Издательство «Мартис») и «Библиотека отцов и учителей Церкви» (Издательство «Паломник»), имеет своей основной целью возрождение и продолжение богатой традиции русских переводов святоотеческих творений. Главной и существенной чертой этой традиции являлась ее глубинная церковность. Как и любые переводы, русские переводы сочинений отцов Церкви, осуществленные в XIX – начале XX веков, разнились между собой и по качеству, и по личностным особенностям отдельных переводчиков (часто – безымянных). Но всех их объединяло то, что созидались они людьми воцерковленными и не мыслящими свою жизнь вне Церкви. С сугубо филологической точки зрения к ним порой можно предъявить ряд претензий, однако следует всегда помнить ту элементарную истину, что есть буква перевода, а есть и дух его. Филологически буквальная точность может иногда серьезным образом исказить смысл оригинала, если перевод какого-либо святоотеческого текста осуществляется людьми нецерковными, ибо дух такого текста ускользает от них. Хотелось бы напомнить, что святоотеческие творения представляют собой средоточие Священного Предания. И как нет Священного Писания вне Церкви, поскольку «только Церковь дает смысл существованию Писания» 1 , так нет вне Церкви и Священного Предания, то есть творений святых отцов, поскольку Дух Божий вне Тела Христова не живет. Без этого же Духа произведения отцов Церкви становятся мертвой буквой – безжизненной плотью, от которой душа уже отлетела. Они превращаются в сочинения неких «мыслителей», интеллектуальные изыски которых делаются уделом тех мертвых, которые «хоронят своих мертвецов» ( Мф.8:22 )…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Творения. М., 2011. Т. 2. С. 480-482). Hilari us Pictaviensis. Fragmenta ex aliis Sancti Hilarii operibus in veteribus monimentis relicta//PL. 10. Col. 0726C. Damasus . Epistola 4//PL. 13. Col. 0359A. Damasus. Epistola 3//PL. 13. Col. 0357D. Например, в CSEL он помещен в специальном разделе Fragmenta minora («Более мелкие отрывки»). См.: Hilarius Pictaviensis. Fragmenta minora//CSEL. 65. P. 227-228. Имеется опосредованный русский перевод это текста, благодаря переводу «Церковной истории» блж. Феодорита Кирского (греческий перевод этого послания был включен в свой труд блж. Феодоритом). Об этом см.: Говорун С.Н., Фокин А.Р. и др . Воплощение//Православная энциклопедия. М., 2005. Т.9. С. 329. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т.1. С. 180. «Слышим, что клирики, мыслящие согласно с вселенской верою, с которыми и мы единомысленны, терпят большие притеснения» (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 171). Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 2001. Т. 1. С. 298-299. Выражение, использованное в коммониториуме (особом предписании, наказе) Келестина легатам. Coelestin us . Epistola 17//PL. 50. Col. 503. Именно такой вывод напрашивается из слов Фирма, епископа Кессарии Кападокийской (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т.1. С. 296). Прп. Иоанн Кассиан в сочинении «О Воплощении Господа, против Нестория» ( Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Доматико-полемические и аскетические творения//ПСТСО. Т. 11. М., 2020. С. 21-161) не приводит тех цитат, которые использует Келестин, хотя и ссылается на свтт. Амвросия Медиоланского и Илария Пиктавийского. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6027561

Epistola 4//PL. Т.13. Col. 357-364. Hilarius Pictaviensis. Fragmenta ex aliis Sancti Hilarii operibus in veteribus monimentis relicta//PL. Т. 10. Col. 723-726. Hilarius Pictaviensis. Fragmenta minora//Corpus scriprorum ecclesiasticorum latinorum. Lipsia, 1916. T. 65. P. 227-228. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т.1. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 2001. Т. 1. Амвросий Медиоланский, свт. Гимн 5. [На Рождество Христово]// Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений на латинском и русском языках. М.: Издательство ПСТГУ, 2016. Т. 6. С. 332-335. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О Воплощении Господа, против Нестория// Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Доматико-полемические и аскетические творения//ПСТСО. Т. 11. М., 2020. С. 21-161. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Отдел третий. СПб., 1907. Говорун С.Н., Фокин А.Р. и др. Воплощение//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 326-362. Поснов М.Э. История христианской Церкви. Джорданвилль, 2002.   Поснов М.Э. История христианской Церкви. Джорданвилль, 2002. С. 231. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Отдел третий. СПб., 1907. С. 191. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 143. Там же. Arnobius Iunior. Conflictus Arnobii catholici cum Serapione aegyptio//Corona patrum/ed. e trad. F. Gori. Torino, 1993. P. 172-174. Ср.: Амвросий Медиоланский, свт. Гимн 5. [На Рождество Христово]// Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений на латинском и русском языках. М.: Издательство ПСТГУ, 2016. Т. 6. С. 332-333. В данном издании эта строфа переведена следующим образом: Языков Искупителю, Яви от Девы Рождество, Пускай дивится смертный век: Достойно Бога таинство! Наш перевод отличается бóльшим буквализмом для связи с последующим рассуждением. Слова «не ставший богом есть человек (non deus factus est homo)» следует понимать в смысле отвержения воспринятого в несторианстве адопцианского учения о постепенном обожении Христа. Ср. у свт. Григория Богослова: «Если кто говорит, что Христос стал совершенен через дела , да будет анафема, ибо то не Бог, что получило начало, или преуспевает, или совершенствуется» ( Григорий Богослов, свт.

http://bogoslov.ru/article/6027561

302 Так в одном из оглашений преподобный говорит: «Ибо грех – мать смерти: грех сделал смертным праотца нашего Адама, бессмертного по благодати.» (Theod. Stud. PC. 117//NPB. P. 273 (ПСТСО. Т. 6. С. 212). Отсюда видно, что бессмертие для человека есть состояние причастности Богу по дару благодати. 306 Об этом преподобный говорит следующее: «.яростная [сила души нам дана – К. В.] для того, чтобы мы гневались на змия-обольстителя, не допуская его к себе.Диавол же, изменив и извратив силы души, издавна начал приготовлять нашу погибель. Каким образом? Силой желательной соблазнив праотца нашего Адама ко вкушению...Таков образ действий (трблоД и такова зависть врага», – см.: Theod. Stud. PC. 30//NPB. P. 73–74 (ПСТСО. T. 6. С. 77). Из этих слов видно, что для прп. Феодора, образ действия искусителя заключается в том, чтобы положительные силы души направить на ложное. Диаволу, как способному изменять и извращать, усваивается некое мастерство. В другом месте, преподобный, его называет «софистом зла», – см.: Theod. Stud. PC. 25//NPB. P. 61 (ПСТСО. Т. 6. С. 69, здесь переводится как «художник зла»). Также прп. Феодор отмечает, что «злой змий» представляет вещи иначе, сравнительно с тем, что они есть и таким образом соблазнил праотца, обманув его зрение (Theod. Stud. PC. 66//NPB. P. 157 (ПСТСО. Т. 6. С. 134) 307 Прп. Феод. Студ. ВО. 3. 24//ПСТСО. Т. 5. С. 750. В другом месте прп. Феодор причиной падения и изгнания называет невоздержание (Theod. Stud. PC. 49//NPB. P. 118 (ПСТСО. Т. 6. С. 109), самолюбие человека, см. Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 3//ПК. Е. 9 (ПСТСО. Т. 5. С. 434). 308 Прп. Феод. Студ. ВО. 1. 6//ПСТСО. Т. 5. С. 238, Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 28//ПК. Σ. 87 (ПСТСО. Т. 5. С. 486). 310 Например, отношение Бога к человеку, прп. Феодор описывает так: «Юноша не любит так своей возлюбленной, ни родитель своих детей, как нежно любит нас Владыка всего Бог», см. Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ.2. 85//ПК. Е. 265 (ПСТСО. Т. 5. С. 606); а об отношении человека к Богу – следующее: «Любовь к Нему [т. е. Богу – К. В.] совершенно изменяет почитателя, принуждая его принадлежать не себе, но Тому, Кого любит. И это можно наблюдать на любящих плотски. Ибо если муж любит жену, он всего себя отдает любимой, ею дыша и о ней мечтая», – см.: Theod. Stud. PC. 3//NPB. P. 7 (ПСТСО. Т.6. С. 31). Подобное сравнение отношений человека и Бога с отношениями влюбленных вполне традиционно, см. Творения блж. Иеронима Стридонского . Киев, 1880. Ч. 6 . С. 142; Творения Св. Григория Нисского . М., 1896. Ч. 3. С. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

279 Свт. Василий Великий , восхваляя иноческий образ жизни, пишет о сотериологическом значении такового следующее: «Они-то [т. е. истинные подвижники – К. В.] ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило нам Спасителево вочеловечение ( νανθρπησις), потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое по мере сил своих снова приводит в единение и с самим собой, и с Богом. Ибо это главное в Спасителевом Домостроении во плоти – привести человеческое естество в единении с самим собою и со Спасителем и, истребив Лукавое рассечение (τν κατατομν), восстановить первобытное единство, подобно тому как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» (Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 353). Отсюда видна сотериологическая миссия монашества – свидетельствовать миру своей жизнью о действенности Божественного Домостроительства. 287 Дионисий (Шлёнов), игум. Дорофей Газский. Аскетическое учение//Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2010. Т. 16. С. 38–43; Дионисий (Шлёнов), игум. Андрей Кордочкин, свящ. Иоанн Лествичник . Аскетическое учение//Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2011. Т. 24. С. 409–421. 290 Theod. Stud. Oratio: 4. In Sanctum Pascha//PG. T. 99. Col. 712D-713A (ПСТСО. Т.6. С. 381); Ср. Theod. Stud. PC. 24//NPB. P. 58 (ПСТСО. Т.6. C. 67), веоб. ZrovS. Msy. катлх 2. 94//ПК. I. 295 (ПСТСО. Т. 5. С. 628). 291 Theod. Stud. PC. 20//NPB. P. 48 (ПСТСО. Т. 6 . C. 60), 100//NPB. P. 232 (ПСТСО. Т.6. C. 184); Theod. Stud. MC. 1. 42//NPB. P. 116 (ПСТСО. Т. 5. С. 357); веоб. ZrovS. Msy. катод. 2. 83//ПК. I. 256 (ПСТСО. Т. 5. С. 600), 2. 103//ПК. I. 334 (ПСТСО. Т. 5. С. 654). 293 Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 1//ПК. I. 1 (ПСТСО. Т. 5. С. 429). При этом прп. Феодор, видимо, придерживается традиционного для святоотеческой литературы учения о трехчастном составе души (из трех частей – мыслительной, яростной и желательной), см.: Прп. Феод. Студ. МО. 30//ПСТСО. Т. 6 . С. 77 (примечание

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

471 Впрочем, традиционное призывание имени Иисуса Христа, для борьбы со страстями, также находит место в поучениях преподобного, см. Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 4//ПК. I. 12 (ПСТСО. Т. 5. С. 436). 473 Так если в одном месте прп. Феодор восхваляет терпение как «величайшую добродетель из добродетелей» (Theod. Stud. PC. 19//NPB. P. 45 (ПСТСО. Т. 6. С. 58), то в другом называет девство «царицей добродетелей» (Theod. Stud. PC. 65//NPB. P. 154 (ПСТСО. Т. 6. С. 132). 476 Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col. 1816D (ПСТСО. Т. 6 . С. 507). Так же см. ссылку в английском переводе – Timothy Miller. Testament of Theodore the Studite for the Monastery of St. John Stoudios in Constantinople//BMFD Series Dumbarton Oaks Studies 35. Harvard University Press.Washington, DC. 2000. P. 76, 81 < http://www.doaks.org/typikaPDF/typ009.pdf > (copied 02. 03. 2008). Так же еще ссылки на Иоанна Синайского, см. Theod. Stud. PC. 29//NPB. P. 70 (ПСТСО. Т. 6 . С. 75); ПСТСО. С. 264, 289, 336, 577, 639, 700; TSE. 2. S. 446 (ТФС. 2. С. 777). 477 В п. 1.2.1. настоящей работы, уже говорили о значении этих подвигов (отречения и послушания) для прп. Феодора, ср. со Св. Иоанн. Леств. Слово 1–3 и Слово 4 (соответственно), – см. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. СПб., 1995. С. 14–31 и С. 32–35(соответственно). 478 Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 15//ПК. Σ. 43–44 (ПСТСО. Т. 5. С. 458). В другом месте прп. Феодор говорит: «Ибо ни воздержанием, ни бдением, ни постелью на земле, ни каким-либо другим трудом мы не можем так заслужить похвалу и так засвидетельствовать подвиг киновийной жизни, как отсечением своей воли», – см.: Theod. Stud. PC. 39//NPB. P. 96 (ПСТСО. Т. 6. С. 93). 479 Theod. Stud. PC. 10//NPB. P. 25 (ПСТСО. Т. 6 . С. 44). В другом месте прп. Феодор прямо осуждает неразумное рвение к телесным мучениям: «Зачем это часто некоторые горячие головы ищут телесных мучений за Христа? Перенеси мужественно и как следует здешние муки и страдания [речь идет о «мученичестве общежительного строя» – К. В.], не преклоняя колена перед Ваалом, не принося жертвы страстям души, не отрекаясь от того, что ты раньше исповедал.» (ПСТСО. С. 301–302). Отсюда видно, что верность однажды принятым обетам и не потакание страстным движениям души, и рассматривается Студийским игуменом как мученичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Theod. Stud.Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni// PG. T. 99. Col . 812D–813A (ПСТСО. Т. 6. С. 437). Так, в «Завещании» для игумена прописано двадцать четыре заповеди, а для братии только три – см.:  Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col.   1817CD–1824AB (ПСТСО. Т. 6. С. 508–511). Обличая духовную неустроенность современного ему монашества, преподобный пишет о неопытных игуменах: «…затем, приняв обет, начальствуют здесь и господствуют над своими, приобретая себе рабов и всякое имущество. Вчера только давшие обет, ныне действуют как опытные игумены; вчера не умевшие управлять собою с рассуждением, ныне безрассудно принимаются руководить другими…», – см.: Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni// PG. T. 99. Col.812BC ( ПСТСО. Т. 6. С. 436 ). Так, в другом оглашении игумен поясняет, в чем сила добродетели: «Возлюбим же лучше добродетель, как делающую людей Ангелами, даже больше – богами, соответственно [сказанному]: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси (Пс. 81:6). Какая же сила добродетели? Отвращение от мира и соединение с Богом», – см .: Theod. Stud. PC. 79//NPB. P. 186 (ПСТСО. Т. 6. С. 152–153); ср. Theod. Stud. PC. 26//NPB. P. 64 (ПСТСО. Т. 6. С. 71). Подробно о ссылках Студийского игумена на труды и примеры святых отцов см. у А. П. Доброклонского: Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 422–427. Так, если в одном месте прп. Феодор восхваляет терпение как «величайшую добродетель из добродетелей» ( Theod. Stud. PC. 19//NPB. P. 45 (ПСТСО. Т. 6. С. 58), то в другом называет девство «царицей добродетелей» ( Theod. Stud. PC. 65//NPB. P. 154 (ПСТСО. Т. 6. С. 132). Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col . 1816D (ПСТСО. Т. 6. С. 507). Так же см. ссылку в английском переводе - Timothy Miller. Testament of Theodore the Studite for the Monastery of St. John Stoudios in Constantinople// BMFD Series Dumbarton Oaks Studies 35 . Harvard University Press. Washington, DC. 2000. P. 76, 81 < http://www.doaks.org/typikaPDF/typ009.pdf > (copied 02. 03. 2008). Так же еще ссылки на Иоанна Синайского, см. Theod. Stud. PC. 29//NPB. P. 70 (ПСТСО. Т. 6. С. 75); ПСТСО. С. 264, 289, 336, 577, 639, 700; TSE. 2. S. 446 (ТФС. 2. С. 777).

http://bogoslov.ru/article/4954072

Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 170 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812AB (ПСТСО. Т.6. С. 436). 172 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т6. С. 435). 174 Подробно об этом у А. П. Доброклонского : Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 452–456. Особо заслуживают внимания параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 453 (примечание 2). 176 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 178 Эти обличения современного прп. Феодору монашества так же указывают на то, что речь здесь идет не просто о восхвалении традиционных монашеских обетов (отрицательные примеры едва ли были тут уместны), а о личностном их восприятии Студийским игуменом и прп. Платоном. 179 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812BC (ПСТСО. Т.6. С. 436). 181 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D (ПСТСО. Т.6. С. 436). 182 Об этом прп. Феодор, обращаясь к братии, говорит: «...откуда в вас своевольные поступки и рождающиеся отсюда неуместные действия? Не от того ли, что вы не открываете, но скрываете свои пагубные помыслы (λογισμος)?», – см.: Theod. Stud. PC. 133//NPB. P. 314 (ПСТСО. T.6. C. 239). 183 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D–813A (ПСТСО. Т.6. С. 437). 189 Подробно «о послушании» в трудах прп. Феодора см. у А.П. Доброклонского : Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 506–510. Параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 510–511 (примечание 5). 191 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 825A (ПСТСО. Т.6. С. 443). 192 А.П. Доброклонский склонен видеть в этих словах не более чем скромность и инициативу проведения реформы, вслед за житиями, приписывает Феодору, а не Платону. При этом доводы ученого следующие: во-первых, Платон «тяготел к созерцательно-аскетической жизни», и не проявлял себя как организатор; во-вторых, не ясно, что помешало Платону начать реформу ранее, когда он был игуменом монастыря Символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

354 Theod. Stud. Oratio 4: In Sanctum Pascha//PG. T. 99. Col. 736A (ПСТСО. Т. 6. С. 395. Особенности перевода см. примечание 1). 356 Theod. Stud. PC. 11//NPB. P. 27 (ПСТСО. Т. 6. С. 46, см. также примечание 1). В другом месте прп. Феодор говорит: «Если вопросит тебя: для чего (Господь) повешен на древе (и носил даже терния), то скажи ему: чтобы искоренить терния и волчцы Адамовы.дабы худо возделанную преслушанием землю соделать более плодоносною чрез посредство Его собственного послушания» (Theod. Stud. Oratio 4: In Sanctum Pascha//PG. T. 99. Col. 717A; ПСТСО. Т. 6. С. 383–384). Отсюда видно, какое значение имеет послушание в деле спасения мира: если непослушание Адама расстроило всю первозданную гармонию, царившую на земле, то восстановление последней стало возможным, только через послушное перенесение Сыном Божиим крестных страданий. 360 Theod. Stud. Oratio 4: In Sanctum Pascha//PG. T. 99. Col. 713A (ПСТСО. Т. 6. С. 381, здесь предлагается перевод «избавил от господства дьявола», см. также примечание 3). 368 В другом месте прп. Феодор, рассуждая об исправлении жизни, говорит: «...добродетель труднодостижима для естества человеческого. И никто не может победить зла, не изнуряя себя многим и продолжительным трудом и не страдая» (Theod. Stud. PC. 28//NPB. P. 67; ПСТСО. Т. 6. С. 73). Отсюда видно, что по мысли игумена, борьба со злом в человеческой природе, поврежденной грехом, неизбежно связана с трудом и страданиями. 371 Theod. Stud. PC. 72//NPB. P. 170 (ПСТСО. Т. 6. С. 143). Прп. Феодор нередко, для описания таинства страданий Сына Божия, прибегает к сопоставлению величия Творца и Его смирения: «Ибо представим себе, братия, это великое и неизъяснимое таинство. Господь (в NPB здесь стоит «Θες » ), открывающий советы сердечные и знающий всякое помышление человеческое, ведется на совет, [присуждающий Его к] смерти, украсивший поверхность земли разнообразными цветами увенчивается венцом из терний для обесчещения; насадивший древо жизни в раю пригвождается на древе проклятом» (Theod. Stud. PC. 73//NPB. P. 173 (ПСТСО. Т. 6. С. 144). Ср. ПСТСО. С. 222. Полагаем, подобным сопоставлением, вполне традиционным (возможно здесь имеет место парафраз творения Свт. Амфилохия Иконийского , см. Свт.Амфилохий Иконийский. Слово на Великую Субботу. Перевод игумена Вассиана (Змеева)//БВ. 2005–2006. 5–6. С. 62), прп. Феодор хочет подчеркнуть ту мысль, что истинное величие Творца раскрывается в Его смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

421 С тем же смыслом, но ближе к контексту (метафора приема пищи), здесь можно перевести «τς κορστου γπης», как «ненасытной любви», см. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь/5-е изд. СПб.: Издание автора, 1899. – Репринт: М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. С. 42; LiddellH. G., ScottR. A Greek-English Lexicon. Oxford: at the Clarendon Press, 1996. P. 53. 435 Стоит при этом отметить, что прп. Феодор не считал таинство пострига столь же обязательным для спасения как и крещение; для преподобного монашество лишь более удобный и совершенный образ жизни (про восхваление иноческой жизни прп. Феодором см. Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 434–441). Также, очевидно, возвышенное отношение преподобного к святости брака (см. выше п 1.1.2). Кроме того, преподобный не разделяет христиан радикально на мирян и монашествующих в стремлении к совершенству; так, объясняя достоинства свойственные истинным христианам, игумен пишет в письме к Мариану спафарию: «Ибо не думай, господин, будто сказанное относится к монаху, а не все равно и к мирянину (лепкой), – хотя к монаху особенно, – кроме безбрачия и нестяжательности, за (несоблюдение) которых мирянин не осудится; впрочем, и у него есть времена воздержания и законы умеренности». (TSE. 2. S. 665; ТФС. 2. С. 482). Отсюда видно, что сказанное для монашествующих верно по большей части и для мирян. 439 Theod. Stud. PC. 29//NPB. P. 72 (ПСТСО. Т. 6. С. 76); ср.: PC. 21//NPB. P. 50 (ПСТСО. Т. 6. С. 62). 440 В ПСТСО: «великую», в ТФС: «мощную», – см.: Прп. Феод. Студ. МО. 107//ПСТСО. Т. 6. С. 196, примечание 1. 448 Theod. Stud. PC. 44//NPB. P. 106–107 (ПСТСО. Т. 6. С. 101); ср.: PC. 48//NPB. P. 115–116 (ПСТСО. Т. 6. С. 107). 450 О выражении «Царский путь» в святоотеческой традиции см.: Прп. Феод. Студ. ВО. 1. 4//ПСТСО. Т. 5. С. 230 (Примечание 1). 453 В Студийском монастыре, как и в первохристианской общине, социальному служению придавалось особое значение. В обители прп. Феодора была школа для детей, приют для странников; оказывалась щедрая благотворительная помощь, проводилось духовное окормление мирян; игумен входил в братство оказывающее помощь в погребении умерших бедняков и чужестранцев, см. Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 580–586.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010