Источники относят начало колонизации вост. славянами низовьев Дона и Волги ко 2-й пол. X в., когда здесь, на землях Хазарского каганата, возникло Тмутараканское княжество. Ок. 1023 г., по сообщению Лаврентьевской летописи, кн. Мстислав Владимирович заложил в г. Тмутаракань ц. Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. С. 147), в 60-х гг. XI в. насельник Киево-Печерского мон-ря прп. Никон основал близ города монастырь. В нач. XII в. Тмутараканское княжество потеряло независимость и было присоединено к Византии. В 1-й четв. XIII в. в донские степи пришли монголо-татар. завоеватели, край стал частью Золотой Орды со столицей в Сарае. В 1261 г. здесь была учреждена Сарайская (позднее Сарская и Подонская, затем Крутицкая) кафедра Русской Церкви, в юрисдикции к-рой состояло правосл. население Ср. и Н. Дона. Земли верховьев Дона входили в Черниговскую епархию, на рубеже XII и XIII вв.- в Рязанскую епархию. В 1-й пол. XIV в. между Рязанскими и Сарскими епископами шел спор о подведомственности паствы, проживавшей «в пределе Червленого Яру и по караулам возле Хопер до Дону» (РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 163-172). Это свидетельствует о том, что территория Донского края в этот период, очевидно, полностью принадлежала этим 2 епархиям. Внутренние усобицы, приведшие Золотую Орду к распаду, вынудили Сарского еп. Вассиана в 1454 г. перенести резиденцию из Сарая в Москву, следствием чего стала утрата связи донской паствы с архиереями. В летописях, но особенно в дипломатической переписке Русского гос-ва с Ногайской Ордой, Крымским ханством и Турцией в XV-XVI вв., указывается на пестрый социальный и этнический состав населения этих земель, сношения с к-рым московские власти осуществляли преимущественно через Посольский приказ. По-видимому, со 2-й пол. XV в. донские земли, войдя в церковном отношении в Патриаршую область, управлялись патриархом, однако связь их с церковным центром, даже в кон. XVII - нач. XVIII в., была чрезвычайно слабой, что сформировало особенности церковной жизни на Дону, о к-рых известно с XVII в. В крае отсутствовали к.-л. органы епархиального управления, не собиралась и не выплачивалась церковная дань и не практиковались наказания за нарушение канонов, священнослужителями зачастую являлись беглые и запрещенные в служении клирики. Определяющую роль в поставлении клириков играли войсковые и станичные атаманы вместе с кругом. Именно они, приезжая в Москву с посольскими поручениями от всего войска Донского, ходатайствовали о поставлении выбранных кандидатов, о предоставлении не только жалованья и военных припасов, но и богослужебных книг, икон, запасных Св. Даров, утвари, колоколов, ладана (часто казаки использовали пребывание в Великороссии для поездок на богомолье, преимущественно в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь ).

http://pravenc.ru/text/178954.html

В 1101 г., когда положение митрополита укрепилось, Н. принял участие в разрешении конфликта между кн. Ярославом Ярополчичем (Ярополковичем) и киевским кн. Святополком (Михаилом) Изяславичем. Последний пленил и привез в Киев Ярослава, нарушившего решения Витичевского княжеского съезда и овладевшего Берестьем (ныне Брест, Белоруссия). Митрополит с игуменами киевских мон-рей умолил Святополка проявить милость к плененному князю. По распоряжению киевского князя, после того как Ярослав дал у места погребения св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Владимировичей обещание не участвовать в политической борьбе, «сняша с него оковы и пустиша» его (ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Стб. 275). Это было первое обращение по инициативе Церкви к почитанию св. князей Бориса и Глеба для урегулирования межкняжеских конфликтов. Впосл., однако, Ярослав Ярополчич нарушил клятву, был вновь схвачен и умер в заточении. О новых обращениях духовенства во главе с Н. к киевскому князю ничего не известно. Очевидно, именно Н. в качестве обозначенного в соборном определении Русского митрополита присутствовал на Соборе, к-рый состоялся в К-поле под председательством патриарха Николая Грамматика в 1101 (1086?) г.; на Соборе было определено брать плату с рукополагаемых (Jus canonicum graeco-romanum//PG. 119. Col. 861). На период первосвятительства Н., в 90-х гг. XI в., согласно гипотезе А. А. Шахматова , получившей широкое признание в науке, приходится составление в Киево-Печерском мон-ре монументального общерус. летописного памятника - т. н. Начального свода, к-рое подытожило 1-й этап печерского летописания, возникшего, вероятно, в кон. 60-70-х гг. XI в. Ко времени ок. 1100 г. исследователи относят составление блгв. кн. Владимиром Мономахом «Поучения к детям» (сохр. в составе Лаврентьевской летописи под 1096 г.). В кон. XI - нач. XII в., вполне вероятно при содействии Н. (не исключено, что ранее он был назван в честь свт. Николая Мирликийского), в Русской Церкви вслед за Римско-католической был установлен праздник 9 мая - перенесения мощей свт. Николая Чудотворца в 1087 г. из г. Миры Ликийские в южноитальянский г. Бари (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 102-103), причем патриархатом К-польским этот праздник признан не был (см. также: Назаренко А. В. «Никола вешний»: Новое об обстоятельствах установления на Руси памяти свт. Николая Мирликийского 9 мая//Церковь в истории России. М., 2016. Сб. 11. С. 258-284).

http://pravenc.ru/text/2565942.html

Победа кн. Всеволода Ярославича над кочевниками-торками. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 94) После смерти кн. Ярослава в февр. 1054 г. В. Я., согласно воле отца, получил Переяславль Русский (Южный) и Ростов. По взаимной договоренности или скорее всего по завещанию Ярослава Мудрого на Руси сложилась своеобразная политическая система коллективного соправления В. Я. и его братьев - киевского кн. Изяслава и черниговского кн. Святослава («триумвират», или «триархия», Ярославичей). Данная система выразилась, в частности, в том, что трое старших Ярославичей совместно решали судьбу своего дяди прп. Судислава Владимировича , младших братьев и их владений. Так, после смерти смоленского кн. Вячеслава Ярославича общим решением они в 1057/58 г. «посадиша» в Смоленске Игоря Ярославича, выведя его из Волыни; в 1059/60 г. освободили («высадиша») из заточения кн. Судислава; в 1060/61 г., после кончины кн. Игоря, согласно уникальному, но вполне правдоподобному известию Тверской летописи, «разделиша… Смоленеск себе на три части» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 153). Общим делом Ярославичей были также решительная победа над кочевниками-торками (1060/61), борьба против полоцкого кн. Всеслава Брячиславича , неудачная война против половцев (1068). Из самостоятельных действий В. Я. в это время известны только нек-рые его отношения со степью, что объясняется географическим положением Переяславского княжества,- победа над торками (зима 1054/55), тогда же мир с половцами хана Болуша, а также неудача в битве с половцами хана Искала (февр. 1062). Беседа князей Изяслава Ярославича и Всеволода Ярославича о действиях против половцев. Наем воинов по приказу Изяслава. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 116, верх) Беседа князей Изяслава Ярославича и Всеволода Ярославича о действиях против половцев. Наем воинов по приказу Изяслава. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 116, верх) Сокрушительное поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве, повлекшее за собой бегство в Польшу кн. Изяслава и вокняжение здесь освобожденного восставшими из тюрьмы Всеслава Полоцкого, привели в 1068 г. к кризису «триумвирата». Ситуация во время 7-месячного киевского княжения Всеслава (начиная с 15 июля 1068) неясна: возможно, именно тогда по договоренности со Всеславом (В. А. Кучкин), но, вероятнее, в 1067/68 г. по договору с Изяславом произошло перераспределение владений на Руси, в результате к-рого Святослав к своим землям прибавил Новгород, а В. Я.- Волынь или оставшиеся 2/3 Смоленска. В апр.- нач. мая 1069 г. Святослав и В. Я. по просьбе киевлян выступили гарантами их защиты от ограбления и мести со стороны возвращавшегося в Киев с польск. помощью кн. Изяслава.

http://pravenc.ru/text/155466.html

С масштабным походом русов на столицу Византийской империи, состоявшимся летом 860 г., принято связывать т. н. первое К. Р. Окрестности К-поля подверглись жестокому разграблению. Свидетелем этого нападения стал патриарх св. Фотий I (858-867, 877-886), который описал его в гомилиях «На нашествие росов». Для защиты города вдоль его стен был организован крестный ход с облачением Богородицы. Русы отступили, а через нек-рое время, согласно хронике Продолжателя Феофана (ок. 950), от них прибыло посольство с просьбой о крещении. О факте крещения русов в «Окружном послании» (866/7), обращенном к вост. патриархам, Фотий свидетельствует, что они «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», поставив себя «в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего разбоя и великого дерзновения против нас». Здесь же он сообщает, что русы приняли «у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам» ( Кузенков. 2003. С. 75). Следует отметить, что 60-е гг. IX в. были отмечены особыми миссионерскими усилиями Византии в деле распространения христианства на землях славян. К 864 г. относится начало просветительской миссии славянских первоучителей святых Кирилла (Константина Философа) (827-869) и Мефодия (815-885) в Вел. Моравии, а к 864/5 г.- крещение равноап. кн. болг. Бориса и его бояр. Согласно ПВЛ, военный поход 860 г. (в летописи он ошибочно отнесен к 866) на К-поль возглавили киевские князья Аскольд и Дир . Над могилой Аскольда, вероятно, во 2-й пол. XI в. была поставлена ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Это дало основание предположить, что князьям-соправителям принадлежала идея К. Р. Никоновская летопись XVI в. сообщает о К. Р. при «князи Рустемъ Осколде» (ПСРЛ. Т. 9. С. 13). Впрочем, достоверность этого свидетельства мн. исследователи ставят под сомнение. Поздняя визант. традиция приписывает К. Р. имп. Василию I Македонянину (867-886) и К-польскому патриарху Игнатию (847-858, 867-877).

http://pravenc.ru/text/2459053.html

В 1484/85 г. вел. кн. Иоанн III выдал жителям Вычегодской Перми подтвердительную жалованную грамоту на наследственное владение реками, озерами и угодьями. Грамота разделяла имущество жителей Перми и кафедры и запрещала еп. Филофею и его слугам чинить «обиды великие» местным жителям, у к-рых они «поимают… сильно их дедины и отчины, печища, реки, и озера, и куньи участки». Грамота запрещала вымским князьям и «большим» волостным людям отдавать в закуп или на помин души деревни, реки, озера и иные угодья Пермским епископам, их слугам, десятинникам, игуменам и священникам, к-рые не имели права вмешиваться «в волостные дела». Грамота устанавливала, что за совершение Крещения, др. треб архиерей и его люди не имели права брать с жителей Перми в качестве вклада волостные угодья и пожни. По содержащимся в грамоте косвенным указаниям можно считать, что эти запреты были установлены раньше - при еп. Ионе. Чтобы избежать злоупотреблений, вел. князь поручал сбор владычных и церковных даней местным старостам, к-рые затем передавали их десятинникам еп. Филофея. В грамоте упомянуты существовавшие в епархии Троицко-Вознесенский мон-рь «на Удоре ж на Вондюге» и домовые архиерейские мон-ри в Сысольской земле: во имя свт. Афанасия Великого «на Сысоле ж на Воче» и во имя свт. Николая Чудотворца «на Сысоле ж на Пылде» (Там же. 291а. С. 308-311). 19 нояб. 1490 г. вел. кн. Иоанн III выдал еп. Филофею новую жалованную грамоту на деревни, дворы, пустоши, земли, пожни, реки, участки озер и др. угодья Пермской кафедры в вымских и вычегодских землях. Грамота также содержит упоминания о землях, озерах, реках и угодьях, к-рые «поимали передние владыки Пермские и владыка Филофей». Вел. князь запретил Пермскому епископу вступать в эти владения, земли были записаны в тягло Вычегодской земли и переданы своим прежним владельцам (Там же. 291б. С. 311-315). После присоединения в 1492 г. к Великопермской епархии Вологды Усть-Вымь в продолжение почти столетия оставалась центром епархии, хотя архиереи продолжительное время проводили в Вологде и в летописях в 1-й пол. XVI в. часто назывались Вологодскими. В 1493 г. «в своем монастыре на Вологде» еп. Филофей повелел строить «церковь вверх Святое Вознесение Господа и Бога и Спаса Иисуса Христа» (ПСРЛ. Т. 26. С. 288). С. Герберштейн отмечал в 1-й четв. XVI в., что в Вологде «епископы Перми имеют свое местопребывание, но без власти», о коми-зырянском и коми-пермяцком населении австр. посол писал, что «до сих пор еще повсюду в лесах многие из них остаются идолопоклонниками, и монахи и пустынники, отправляющиеся туда, не устают отвращать их от заблуждений и ложной веры» (С. 154, 163). В Вологде архиерейское подворье до 60-х гг. XVI в. находилось в районе Ленивой площадки на р. Вологде.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Несмотря на состоявшееся под давлением архиереев осуждение еретиков-новгородцев, З. продолжал, по свидетельству прп. Иосифа, оказывать покровительство членам московского кружка жидовствующих, укреплял их влияние в столице, преследовал борцов с ересью: «...овех убо от Божественнаго причащениа отлучаеть, елици же священици или диакони сих от священьства отлучаеть» (Там же. С. 474), клеветал на них вел. князю. Помимо «Сказания о новоявившейся ереси» данная ситуация нашла отражение в др. сочинениях прп. Иосифа: Послании Суздальскому еп. Нифонту (традиционно датируется 1490-1494, возможно написано не ранее 1502-1504; см.: Там же. С. 419-433) и в 12-м Слове «Просветителя». В 2 последних трудах обсуждается вопрос, сохраняет ли архиерей-еретик власть «вязать и разрешать», и опровергается мнение о том, что проклятие архиерея-еретика является действенным (о др. обвинениях прп. Иосифа в адрес З. см. ниже). З. возглавил неск. архиерейских хиротоний выходцев из Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря , насельники к-рого, как и насельники Симонова мон-ря, были подсудны вел. князю во всех делах, кроме духовных (АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280). 18 нояб. 1490 г. митрополит возглавил хиротонию игум. Николо-Угрешского мон-ря Авраамия во епископа Коломенского. На поставление Авраамия не дал повольной грамоты архиеп. Геннадий, т. к. в послании митрополита к свт. Геннадию с требованием о присылке повольной грамоты не было названо имя поставляемого. 4 мая 1493 г. З. возглавил хиротонию игум. Николо-Угрешского мон-ря Силуана во епископа Сарского и Подонского. Благоволил З. и к Троице-Сергиеву монастырю, которому 17 окт. 1490 г. выдал жалованную грамоту, освобождавшую монастырские церкви в Переславском у. от пошлин и суда десятинника (РИБ. Т. 32. 60. Стб. 82-83). В февр. 1492 г. митрополит «по повелению» Иоанна III (ПСРЛ. Т. 25. С. 333) передал в ведение Пермского еп. Филофея «из своея митрополиа на Вологде, в городе и на посаде, все свои церкви» (Там же. Т. 24. С. 209; Т. 6. Вып. 2. С. 332; Т. 26. С. 287-288; см. ст.: Вологодская и Великоустюжская епархия ). Пермской кафедре также была передана часть территории Новгородской епархии (что следует расценивать как меру, направленную против Новгородского архиеп. Геннадия).

http://pravenc.ru/text/200033.html

Свт. Нифонт, еп. Новгородский, среди псковских святых в молении. Фрагмент иконы «Псково-Покровская Божия Матерь». Нач. XVII в. (Троицкий собор Пскова) Неск. миниатюр (Лаптевский том. F. IV. 233) в цикле подробно освещают последнее пребывание Н. в Киеве и чудесное видение ему в тонком сне, когда святителю было дано увидеть себя в храме Киево-Печерского монастыря. Текст, к к-рому относятся миниатюры, восходит к Ипатьевской летописи, он может включать сведения из Кассиановских редакций Киево-Печерского патерика (60-е гг. XV в.). Рассказ открывается миниатюрой (Л. 109), на к-рой Н. показан 5 раз: выезжающим из Новгорода, въезжающим в Киев, ожидающим там митр. Константина и тут же - стоящим рядом с ложем на молитве и спящим, причем начиная с эпизода молитвы и сна и далее до конца святитель изображается с нимбом. В тексте при миниатюре имеется важное упоминание, что видение было за 3 дня до кончины Н. Следующая миниатюра (Л. 109 об.) иллюстрирует само видение. Если в Ипатьевской летописи Н. рассказывает о себе в этом видении как о стоящем на «Святошине месте» в церкви Киево-Печерского монастыря, то в тексте Лицевого летописного свода это место названо подробно: «...на месте блаженного князя инока Николы Святоши». Оказавшийся в монастырском храме во время службы Н. молился Пресв. Богородице, «дабы видел преподобного игумена Феодосия». На миниатюре совмещено неск. эпизодов: на фоне 5-главого храма, с арками и со сводчатыми перекрытиями, перед крупным изображением иконы Божией Матери в изводе Дексиократусы (с Младенцем на правой руке; Младенец Христос благословляет Мать, а Она касается Своей правой рукой Его десницы) стоит слева молящийся Н. Справа от него - группа иноков, один из братьев, в черном клобуке и с нимбом (вероятно, прп. Николай Святоша), протягивает руку, собираясь вести Н. (согласно тексту, Н. явился некий брат («сбирающися много братее в церкве и приступив един рек ми…» - Ипатьевская летопись//ПСРЛ. Т. 2. 1908 (2-е изд.). Стб. 483)). В правой части миниатюры тот же инок, оборачиваясь к Новгородскому владыке, подводит его к прп.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

С. 3; в издании Степенной книги по древнейшим спискам эта родословная роспись также отсутствует, см.: Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам/Отв. ред.: Н. Н. Покровский, Г. Д. Лёнхофф. М., 2007. Т. 1). В «Описании о российских святых» XVIII в. указаны П. и Ф. и дата их кончины - 6745 (1227) г. (Описание о российских святых. С. 242),- возможно, дата возникла под влиянием Степенной книги, отождествившей П. из Повести с сыном муромского кн. Юрия Владимировича кн. Давидом Юрьевичем (правил с 1203 по 1228). В Лаврентьевской летописи, восходящей к великокняжескому своду нач. XIV в., ничего не сообщается ни о 2-м имени, ни о св. жизни Давида Юрьевича и точно названа дата его кончины - пасхальная неделя 1228 г., Пасха была 26 марта: «Умре сын (!) Давидов Муромьскаго месяца априля святыя недели праздныя. Тоя же недели преставися и сам Давид Муромскыи в черньци(х) и в скиме» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 450; о Давиде см.: Там же. Стб. 402 (известие о том, что он был послан в 1186 вместе с братом Владимиром вел. кн. Всеволодом (Дмитрием) Юрьевичем Большое Гнездо под Коломну), Стб. 405 (в 1186/87 присутствовал во Владимире на свадьбе дочери Всеволода Юрьевича и черниговского кн. Ростислава Ярославича), Стб. 413 (об участии князя в походе Всеволода Юрьевича в 1197 на Чернигов), Стб. 430-432 (об участии во главе муромского войска в походе Всеволода Юрьевича в 1207 на Чернигов, об отправлении владимирским князем Давида на переговоры с рязанскими князьями и об активном участии в осаде Рязани)). В Повести, Прологе и Службе годы жизни и смерти святых отсутствуют, к.-л. очевидные временные признаки тоже. В Повести указана только дата кончины (25 июня), под к-рой обычно и размещаются памятные тексты о П. и Ф. Игум. Никита (Добронравов) даже предположил, что 25 июня произошла не кончина святых, а перенесение их мощей. Недостаток фактов породил неск. гипотез о том, когда жили П. и Ф. и можно ли говорить о них как об исторических личностях. В 60-х гг. XIX в. архиеп. Филарет (Гумилевский) поддержал версию Степенной книги и «Описания о российских святых», соединив данные Повести с данными летописей о муромских князьях Давиде (в иночестве Петр, по мнению архиеп.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

фасада к востоку, до барабана купола и пересечения среднего нефа, шли 3 гребня кровли. Их прерывала идущая от барабана над трансептом к северу и югу также 2-скатная кровля, формирующая фронтоны на сев. и юж. фасадах. С вост. стороны, над полусводами апсид, во всю ширину храма был возведен фронтон, от которого к барабану шла 2-скатная кровля. Покрытие храма было, по-видимому, свинцовое. Изменения произошли и в интерьере храма. Во многом сохранившиеся древнерус. мозаики были дополнены новыми настенными росписями: «...иже о украсию [Успенскую ц.] красотою, якоже б мощно, такожде и внутръ иконными nucahieм, но единаче не тако, якоже прежде, исперва бо мycieю сажена бысть, не токмо по стнам, но и по земли, и обогати ю златом и сребромъ и сосуды црковными» (Густынская летопись - ПСРЛ. 1843. Т. 2. С. 358). В результате археологических исследований 1998 г. в южной части нартекса XI в. был выявлен погребальный комплекс из 5 шиферных саркофагов, в одном из к-рых обнаружена серебряная монета кн. Владимира Ольгердовича 60-80-х гг. XIV в. Комплекс имеет вторичный характер, о чем свидетельствуют обнаруженные под нижними плитами саркофагов следы погребальных сооружений XI-XII вв., а также особенности использованных строительных материалов. Эти данные позволяют считать, что комплекс был сооружен ко времени восстановления собора в 1470 г. и являлся родовой усыпальницей Олельковичей ( I bakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Поховальний комплекс XV ст. у hapmekci Успенського собору Києво-Печерськоï лаври//Лаврський альманах. 1999. Вип. 2. С. 76-86). В 1482 г. собор пострадал при нападении на Киев войск хана Менгли-Гирея, было также разрушено здание трапезной ( Харламов В. О., Гончар В. Н. Хозяйственно-бытовой комплекс XIII-XIV вв. на территории Печерского монастыря//Древняя история населения Украины. К., 1991. С. 67-71). Несмотря на тяжелое время, строительные работы в мон-ре не прекращались. Так, в нач. 90-х гг. XV в. к юж. стене Успенского собора пристроили небольшую (4,54×3,96 м) усыпальницу.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В течение жизни М. основывал новые монастыри и постоянно занимался храмоздательством. В годы 1-го периода управления М. епархией (1325-1330) в летописях нет сообщений о закладке каменных храмов. В 1327 г. владыка построил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Десятинном мон-ре (по более ранним данным, заказчицей этой церкви была «княгиня Святославля» - см., напр.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 260; в Новгородской III летописи XVII в. говорится о том, что заказчицей была «княгиня Ярославля», что является очевидной ошибкой, исправленной издателями летописи), однако этот храм, видимо, был деревянным (сведения Новгородской III летописи о строительстве каменного храма не подтверждаются др. источниками). Постригшийся в схиму и живший на покое архиепископ выступил в 1335 г. в качестве заказчика 1-го каменного храма, построенного в Новгороде после значительного перерыва,- Воскресенской ц. основанного им Деревяницкого мон-ря. Храм, разобранный в кон. XVII в., был частично изучен в ходе археологических работ 2013-2015 гг., проведенных Архитектурно-археологической экспедицией СПбГУ (И. В. Антипов, В. А. Булкин, А. В. Жервэ). Воскресенская ц.- небольшой 4-столпный одноапсидный храм с широким притвором с зап. стороны и достаточно сильно выступающей на восток апсидой. Церковь была уничтожена почти целиком, остались рвы от разборки фундаментов храма, сохранились только кладки стен зап. притвора. В этой связи реконструировать детали плана постройки невозможно. В зап. притворе собора Деревяницкого мон-ря были похоронены Новгородские архиепископы 2-й пол. XIV - 1-й трети XV в.- свт. Алексий, Иоанн (Стухин) и Евфимий I Брадатый, возможно, здесь же похоронен и владыка Симеон (погребения не изучены). В 1348 г. Воскресенская ц. была расписана по заказу архиеп. Василия, ок. 60 тыс. фрагментов фресок обнаружено в ходе археологических работ. По мнению Н. Н. Кузьминой и Л. А. Секретарь, в 1335 г. владыка возвел и каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы ( Кузьмина, Секретарь. 1999. С. 226; Секретарь. 2011. С. 150), исследователи ссылаются на известия Краткого летописца новгородских владык (НовгорЛет. С. 136; в публикациях Кузьминой и Секретарь ошибочно приведена ссылка на Н2Л). В то же время в этом позднем источнике говорится о строительстве только Воскресенской ц., а также об основании Деревяницкого мон-ря, к-рый ошибочно назван Успенским. Каменная Успенская ц. впервые упоминается в 1414 г., однако дата ее основания неизвестна; вероятно, это постройка 2-й пол. XIV - нач. XV в.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010