В кон. XV в. прп. Даниил нек-рое время провел в обители, игуменом к-рой был его родственник, Иона (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 616). В 1540 г., после смерти прп. Даниила, свящ. Андрей начал собирать материалы к его биографии, чтобы составить Житие святого. Работу над ним свящ. Андрей продолжил в Москве, куда переехал в 1549/50 г., став царским духовником. Предания, связанные с П.-З. Н. м., к 1561 г. были включены им в «Книгу степенную» царского родословия (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 248-249). В 1-й пол. XVI в. интерес агиографов к Переславлю-Залесскому и его святыням не был случайным. Город входил в традиц. богомольный маршрут Московских вел. князей. Их поездки сопровождались посещением окрестных мон-рей Переславля-Залесского. Помимо вел. князей в обитель приезжали молиться и делать вклады сопровождавшие их родственники, бояре и служилые люди. Так, перед смертью 14 февр. 1521 г. угличский кн. Дмитрий Иванович Жилка завещал монастырю «селцо Микитино з деревнями на Оулече в Ванине слободе, что за Олешкою за Оупиным поместье» (ДДГ. 99. С. 410). Значение Переславля-Залесского и его обителей выросло в кон. 1-й четв. XVI в., когда Московский вел. кн. Василий III Иоаннович начал строительство новой резиденции - Александровской слободы ( Пуришев. 1970. С. 15). Традицию выезда на богомолье вел. кн. Василия III, духовником к-рого стал старец Мисаил (Сукин), продолжил его сын, царь Иоанн IV Васильевич Грозный, крестный сын прп. Даниила Переславского. В 60-х гг. XVI в. он начал в мон-ре строительство каменной крепости. Монашеская жизнь в обители не всегда отличалась благочестием. Это было связано с пострижением в монахи богатых вкладчиков, к-рые, оставаясь в мон-ре, иногда пытались сохранить черты светской жизни. Так, напр., поступал влиятельный старец Мисаил (Сукин), к-рый в окт. 1533 г. был вызван из Москвы в Волок Ламский по приказу умиравшего вел. кн. Василия III Иоанновича для сопровождения его при возвращении в столицу. В ночь на 4 дек. 1533 г. вместе с Московским митр. Даниилом Рязанцем он был участником пострижения монарха в монашество и свидетелем его кончины ( Кром М.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

Зимой 1156/57 г. Н. отправился в Киев («иде... в Русь», понимаемую в XII в. в узком смысле как район Ср. Поднепровья), где в то время княжил Юрий Долгорукий, «и лишиша и епископьи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347). Недавно прибывший на Русь митр. Константин I стремился к обновлению рус. епископата, прежде всего тех его представителей, к-рые поддерживали Климента Смолятича (кроме того, новый первосвятитель лишил сана священников - ставленников последнего). Н., однако, не был замечен в симпатиях к Клименту. Причину лишения его кафедры поэтому следует искать в др. сферах церковной деятельности; не исключено, что сыграло свою роль несовпадение позиций нового митрополита (сторонника строгой аскетической практики) и Н. по вопросу о постах в Господские праздники, активно обсуждавшемуся в то время в Византии и на Руси (см.: Виноградов А. Ю., Желтов М., свящ. Конфликт аскетических практик на Руси в сер. XII в.//ДРВМ. 2017. 3(69). С. 26-27). Н., вероятнее всего, придерживался более умеренной студийской традиции, принятой и распространяемой Киево-Печерским мон-рем, к-рая вошла в противоречие с практикой, поддерживаемой митр. Константином I, а затем и митр. Константином II (1167-1169/70). Новым Ростовским епископом в 1158 г. стал, очевидно, разделявший взгляды Константина I грек Леонтий II (Леон, Леонт). Судя по тому, что Леон не был ставленником Владимиро-Суздальского блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (епископ впосл. дважды изгонялся с кафедры по инициативе князя), смещение Н. с епископии произошло по митрополичьей, а не по княжеской инициативе. По позднейшим сведениям Никоновского летописного свода (20-е гг. XVI в.) (далее: Ник.), Нестор «от своих домашних оклеветан бысть... и в запрещении бысть» (ПСРЛ. Т. 9. С. 207). Согласно этому же источнику, Н. был изгнан еще раз в 1157 г., причем ему вменялось в вину то же учение о постах, что и Леону, изгнанному со своей кафедры позднее (Там же. С. 210-211). В Ник. Н. при описании событий кон. 50-х - 60-х гг. XII в. фактически замещает фигуру еп.

http://pravenc.ru/text/2565130.html

Топографическое положение средневекового мон-ря «святаго Данила» XIII-XIV вв. в наиболее ранних письменных источниках обозначено неопределенно - «за рекою» ( Присёлков. 1950. С. 360; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45). Сведения эти изложены в завершающей части сложной по структуре и хронологии летописной статьи 1330 г. Согласно этому тексту, составленному в митрополичьей канцелярии частично со слов «древних старцев» московского в честь Преображения Господня мужского монастыря в Кремле, кн. Даниил Александрович «имеяше» архимандритию в монастыре «святаго Данила за рекою»; в обители находилась ц. во имя прп. Даниила Столпника. В 1330 г. мон-рь был перенесен вел. кн. Московским Иоанном I Даниловичем Калитой в Московский Кремль и на новом месте получил иное посвящение, в честь Преображения Господня. Из мон-ря св. Даниила в Спасский мон-рь кн. Иоанн Калита перевел архимандритию во главе с Иоанном (впосл. епископ Ростовский). Т. о., к нач. XV в. сведения о Д. м., в т. ч. и о его местоположении, сохранили только «древние старцы». Монастырь, очевидно, запустел еще в 30-40-х гг. XIV в., в первую очередь в связи с упразднением в нем архимандритии. В митрополичьем своде 1409 г. утверждается также, что останки кн. Даниила Александровича († 1303) были погребены «в церкви святого Михаила на Москве» ( Присёлков. 1950. С. 351). Согласно «Книге степенной царского родословия» 60-х гг. XVI в., кн. Даниил принял постриг, скончался и был погребен на территории основанного им мон-ря. С переносом архимандритии и мон-рь, «и села, и все наследие» обители были переданы под начало архимандрита Спасского мон-ря, «да вкупе оба монастыря под единем началом и под единою паствою нескудно устраяются». Со временем «нерадением архимандритов Спасских» Д. м. перестал существовать, на его месте осталась церковь прп. Даниила Столпника, расположенная рядом с поселением, носившим название «сельцо Даниловское» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 298). Кладбище с могилой кн. Даниила на месте древнего мон-ря при с. Даниловском запустело. Произведенные в 80-х гг. XX в. в Д. м. археологические раскопки не обнаружили следы храма XIII в., но найденные многочисленные захоронения, остатки каменных надгробных плит с надписями, датируемые кон. XV - 1-й пол. XVI в., указывают на существование здесь кладбища, к-рое находилось рядом с несохранившейся деревянной ц. во имя прп. Даниила Столпника.

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

пристройки Архангельского собора, где они находятся и в наст. время ( Забелин. 1905. С. 248 - 270; Воронов. 2009. С. 56-89). В кон. XIV - нач. XV в. начинается строительство в Кремле каменных великокняжеских домовых храмов. В 1393 г. вел. кнг. Евдокия Димитриевна на своем дворе заложила каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы (освящена свт. Киприаном, митр. Московским, 1 февр. 1394) на месте деревянной ц. Воскрешения Лазаря, престол к-рой был помещен внутри вновь построенного храма (ПСРЛ. Т. 8. С. 64; Т. 24. С. 160; Т. 25. С. 221). В 1404 г. впервые в летописи упоминается Благовещенский домовый храм московских государей, что было связано с установкой в Кремле при вел. кн. Василии Димитриевиче первых часов: «Того же лета князь великий на своем дворе за Благовещеньем часы постави чудны вельми и с луною…» (Там же. Т. 8. С. 77; Т. 25. С. 232 - 233). В Троицкой летописи об этом событии сообщалось более пространно: «Въ лто 6912, индикта 12, князь beлukiu Василеи Дмитреевичь замысли часникъ и постави е на своем двор за церковью за святымъ Благовщеньемъ Ciu же часникъ наречется часомрье; на bcяkiu же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бо человкъ ударяше, но человковидно, самозвонно и самодвижно, страннолпно нкако створено есть человческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему бяше нкоторые чернецъ, иже отъ святыя Горы пришедыи, родомъ Сербинъ, именемъ Лазарь» ( Присёлков. 1950. С. 457). Летописи не сообщают, когда был построен 1-й каменный великокняжеский домовый храм. Его обычно датируют в широком диапазоне - от кон. 60-х до нач. 90-х гг. XIV в. Изображения на пилястрах сев.-зап. галереи собора, по к-рой некогда совершались торжественные выходы из дворца, нек-рых из московских князей (Даниила Александровича, Димитрия Иоанновича Донского и его сына Василия) можно рассматривать как своеобразные ктиторские портреты. Появление княжеского домового храма относится ко времени правления 1-го московского князя, 1-й каменный храм, известный по летописному упоминанию 1404 г., был, вероятно, возведен при кн. Димитрии Донском, а в 1416 г., при кн. Василии Димитриевиче, он был перестроен (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2564228.html

В 1504 г. Г. по распоряжению вел. князя и митрополита был удален с кафедры и поселился в московском Чудовом мон-ре. В офиц. великокняжеском летописании причинами были названы «немощь» архиерея, а также тот факт, что Г., вернувшись после Собора в Новгород, «начят мзду имати у священников от ставлениа наипаче перваго, через свое обещание, съветом единомысленаго своего любовника диака Михаила Иванова сына Алексеева» (ПСРЛ. Т. 8. С. 244; Т. 12. С. 258). Однако можно думать, что удаление Г. с кафедры стало следствием его позиции в вопросе о церковной собственности. Отреченная грамота Г. («своея ради... немощи оставил есмь свою архиепископию») датируется 26 июня 1504 г. Покидая Новгород, Г. мог взять с собой в Москву нек-рые рукописи, сохранившиеся в Чудовском собрании ГИМа ( Розов Н. Н. Библиотека Сильвестра//Исследования источников по истории рус. языка и письменности: Сб. ст./Ред. Л. П. Жуковская. М., 1966. С. 200). По сведениям, приведенным в рукописи РНБ. Соф. 984 (л. 213), незадолго до смерти Г. принял схиму с именем Галактион. Архиерей был погребен в правом предалтарии собора в честь Чуда арх. Михаила, в могиле, где покоились мощи митр. св. Алексия до перенесения их в посвященный святителю храм ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 135; Описание о российских святых. С. 262). Архиеп. Сергий (Спасский) пишет о нетленности останков Г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 375). После уничтожения собора в 1929 г. погребение Г. было утрачено. С кон. XV в. встречаются свидетельства о почитании «премудрого Генадия», «исправляющего и научающего» Церковь. В приписке к Евангелию, написанному в кон. XV в. на Валааме (Евангелие Закхея, или Валаамское), сообщается о создании рукописи во время архиерейства Г., «егоже благословением архиепископиа его мир глубок приемлет, церкви же Божиа православна одеждею свыше истинною одеяся, исправлением его и научением и светлеется паче солнечных зарей и напаяется, яко от источника приснотекуща» (цит. по: Смирнова. Лицевые рукописи. С. 364). «Книга степенная царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. восхваляет просветительские труды Г. (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 367). «Русский временник» 20-х гг. XVII в. возглашает вечную память «премудрому Генадию, и преподобному Иосифу, и всем благочестия поборником» (цит. по: Насонов А. Н. История русского летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 432).

http://pravenc.ru/text/162054.html

Вместе с тем в памятниках летописания, таких как Воскресенская летопись (ПСРЛ. Т. 7. С. 313) и Новгородский свод 1539 г. (ПСРЛ. Т. 43. С. 44), воспроизводилась запись Новгородско-Софийской группы памятников летописания XV в. Версия Никоновской летописи была в 50-60-х гг. XVI в. воспроизведена в официальном памятнике летописания - «Книге степенной» царского родословия, а также в тексте «Устава Владимира», включенном в «Стоглав» (ДРКУ. С. 54). По-видимому, с этого времени такой взгляд на раннюю историю Киевской митрополии стал общепринятым и укрепился в церковной традиции. Мон. Афанасий Кальнофойский , описывая мощи М. в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря, называл его святым крестителем Руси ( Афанасий Кальнофойский. Тератургима. К., 1638. С. 15), так же он назван и в издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. и в историческом сочинении киево-печерского архим. Иннокентия (Гизеля) «Киевский Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцов о начале Славенороссийского Народа и первоначальных Князех Богоспасаемого града Киева» (К., 1674), хотя архим. Иннокентий в главах, где упоминалось имя М., ссылался на устное народное предание ( Иннокентий (Гизель). 1823. С. 54). Историчность личности М. долгое время не вызывала сомнений у ученых, хотя не было единого мнения о времени его жизни. Приверженцев церковной традиции возглавлял митр. Киевский Евгений (Болховитинов) . В 1839 г. предпринял попытку подтвердить первенство М. на Киевской кафедре студент Киевской Духовной Академии, иером. Евсевий (Ильинский; впосл. архиепископ Тверской и Кашинский) ( Евсевий (Ильинский). 1839). Этой же точки зрения придерживались: митрополиты Платон (Левшин) , Филарет (Гумилевский) , историк С. М. Соловьёв . Митр. Макарий (Булгаков) полагал, что М. как 1-й митрополит Киевский занимал кафедру с 988 по 992 г., а свт. Леон(тий) был 2-м митрополитом Киевским с 992 до 1003 г. В наст. время наиболее последовательно мнение о М. как 1-м митрополите Киевском отстаивает архим. Макарий (Веретенников) .

http://pravenc.ru/text/2563462.html

В сер. XIII в. Волковыск упоминается как центр небольшого княжества во главе с кн. Глебом. Волковысский князь занимал подчиненное положение по отношению к правителю Новогородка и Литовского великого княжества . Ок. 1253/54 г. в результате мира, заключенного между литов. правителем и галицко-волынскими князьями, сын вел. кн. Даниила Галицкого Роман († ок. 1260), женившись на дочери Глеба Волковысского, получил от литов. стороны в держание Новогородок, Волковыск, Слоним и ряд др. городов. Позднее эти владения перешли к его брату кн. Шварну Даниловичу (ум. ок. 1269). В нач. XIV в. Волковыск запустел. В кон. столетия, во время подчинения города вел. кн. Витовту , жизнь в городе оживилась. Наряду с Городно и Новогородком Волковыск считался одним из адм. центров понеманских волостей. В списке «А се имена всем градом рускым, далним и ближним», где названы Гродно, Лида и Новогородок, Волковыск не упоминается (ПСРЛ. Т. 3. С. 476). Верхняя церковь в Гродно. Кон. XIII — нач. XIV в. Реконструкция А. Трусова Верхняя церковь в Гродно. Кон. XIII — нач. XIV в. Реконструкция А. Трусова Галицко-волынские князья утратили контроль за Понеманьем в период правления Литовского вел. кн. Тройдена (ок. 1270-1282), к-рый в 1276 г. поселил в подчиненных ему Городно и Слониме язычников-пруссов, бежавших от крестоносцев. В 1289 г. литов. князья братья Бутигейд и Пукувер отдали Волковыск владимирскому и берестейскому кн. Мстиславу Даниловичу († после 1300), «абы с ними мир держал» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 933). В нач. XIV в. Городно начал управлять ближайший соратник вел. кн. Литовского Гедимина - правосл. кн. Давид († 1326), сын псковского кн. св. Довмонта (Тимофея) . В 60-х гг. XIV в. в Городно правил кн. Патрикий Кейстутович, а после его смерти - его младший брат Витовт (с 1374), в руках к-рого в 80-х гг. XIV в. сосредоточилась власть почти над всеми крупными городами Понеманья и Подляшья. С сер. XIV в. Городно и Волковыск входили в состав Трокского судебно-адм. окр. Великого княжества Литовского. После 3-летней борьбы с польск. кор. Владиславом (Ягайло) Витовт в 1392 г. был поставлен правителем Великого княжества Литовского, получил города Городно (к-рый стал 2-й после Вильно столицей Великого княжества Литовского), Троки, Волковыск и др. В кон. 90-х гг. XIV в. в Городно Витовт построил вместо деревянного каменный готический замок (этого требовала необходимость обороны города: в кон. XIII - нач. XV в. он более 10 раз подвергался осадам, преимущественно войсками ордена меченосцев), в 1389 г. на Торговой пл. была возведена фара Витовта - Пречистенский деревянный костел (с 1587 каменный, в 1807 освящен как правосл. Софийский собор, в 1961 взорван). В 1406 г., после похода на Псков, Витовт поселил в районе Борисоглебской ц. часть пленных жителей псковского пригорода Коложа, название к-рого перешло на гродненский посад.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Почитание Довмонта в Пскове поддерживалось великокняжеской властью. В 1460 г., когда в Пскове на княжение сел сын вел. кн. Василия II Васильевича кн. Юрий (Георгий), псковичи «посадиша его на столе в Святей Троицы и даша мечь в руце его князя Даманта» (ПСРЛ. Т. 18. С. 213). Псковские печати этого времени имеют изображения Довмонта, на печати 1469 г. изображен также его меч. В правление царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича Грозного в 1560 г. был отлит колокол, в надписи на к-ром упоминался Довмонт В 1567 г. в Пскове был построен посвященный св. князю храм. Почитание князя-победителя приобрело особую актуальность в период Ливонской войны (1558-1583). Довмонту посвящены 11-я и 12-я главы 9-й степени составленной в нач. 60-х гг. XVI в. «Степенной книги...». Здесь сказано о мнимом кровном родстве Довмонта с Войшелком и Миндовгом, описаны принятие Довмонтом христианства в Пскове, его победы над ливонскими немцами и над крестоносцами (Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и коммент.: В 3 т./Отв. ред.: Н. Н. Покровский; Г. Н. Ленхофф. М., 2007. Т. 1. С. 544-548). Покровительство Довмонта, как полагали современники, помогло жителям Пскова во время осады города войсками кор. Стефана Батория в 1581 г. (пскович кузнец Дорофей видел Довмонта в числе др. Божиих угодников, молившихся вместе с Пресв. Девой за спасение города). В кон. XVI в. имя Довмонта было включено в синодик патриарха св. Иова (1589-1605), широко распространенный в списках, особенно старообрядческих. Составитель «Нового летописца» приписывает «милости же Живоначальные Троицы и Псковских чюдотворцов Всеволода и Доманта» неудачу войск швед. кор. Густава Адольфа Вазы во время осады Пскова в 1613 г. (ПСРЛ. Т. 14. С. 137). В кон. XVII в. зафиксировано почитание св. князей Довмонта и Всеволода (Гавриила) в Сибири и на Дальн. Востоке, возникшее там, вероятно, благодаря выходцам из Псковской земли. В кон. 80-х гг. XVII в. была создана «Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довманта, во святом крещении нареченных Гаврила и Тимофея, Псковских чудотворцев». В основу «Повести...» положен рассказ, записанный в 1689 г. в Якутском остроге, о чудесном явлении казакам в 1679 г., во время похода по рекам Амур и Уда для соболиного промысла и сбора дани, 2 вооруженных всадников на белых конях - Довмонта и кн. Всеволода. Святые князья рассказали казакам о судьбе Албазинского острога в 1685-1687 гг., во время будущей войны с Китаем (см. Албазинцы). 20 мая 1899 г. в Пскове торжественно праздновалось 600-летие кончины Довмонта.

http://pravicon.com/info-2188

Свт. Геннадием был составлен «Окозрительный устав» (или «Последование церковного пения и собрания вселетнего»), призванный облегчить практическое применение введенного в XV в. в Новгородской епархии Иерусалимского устава. Кроме того, ко времени архиерейского служения свт. Геннадия относится 1-е свидетельство (в «Повести о белом клобуке») совершения рус. архиереем «шествия на осляти» в Вербное воскресенье. В дек. 1492 г., после несбывшихся эсхатологических ожиданий, свт. Геннадий по просьбе митр. Московского Зосимы составил новую пасхалию на 70 лет, разослав ее по епархии с посланием соборному духовенству (ПДРКП. Стб. 801-803. 119). Важнейшим достижением книжников и переводчиков, работавших при Новгородском владычном дворе в кон. XV - нач. XVI в., т. н. Геннадиевского кружка (см. в ст. Геннадий , свт., архиеп. Новгородский), стало создание к 1499 г. Геннадиевской Библии - 1-го полного свода библейских книг в истории слав. кириллической письменности. Несмотря на то что вслед. конфискационной политики московских властей Дом Св. Софии нуждался в средствах, на Новгородского владыку была возложена обязанность финансирования строительства нового каменного Детинца, которое было начато в 1484 г. еще при архиеп. Сергии, и закончено, вероятно, в 1490/91 г. ( Мильчик М. И. Итальянские мастера - строители Ивангородской крепости//НИС. СПб., 1995. Вып. 5(15). С. 186-188, 201; Гордиенко. 2001. С. 49, 100): треть средств должен был выделить архиепископ, две трети - вел. князь (ПСРЛ. Т. 18. С. 270; Т. 43. С. 209; Т. 4. Ч. 1. С. 459). В дек. 1499 г. свт. Геннадий в сопровождении новгородского духовенства дважды ходил крестным ходом «около города новаго каменного» и «около города старого... деревеного» с молением «о государех великих князех (об Иоанне III и о его сыне Василии.- М. П.), и о всем православном христианстве» (ПСРЛ. Т. 30. С. 152-154). С 1491/92 г. велось описание Новгородской земли московскими писцами, с 1495/96 г. сохранились писцовые книги отдельных новгородских пятин (Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 1). В янв. 1499 г. на Новгородской земле после длительного перерыва возобновилось изъятие у Церкви недвижимой собственности - «поимал князь великои в Новегороде вотчины церковные, и роздал детем боярским в поместье, монастырьские и церковные, по благословению Симона митрополита» (ПсковЛет. Вып. 2. С. 252). Только в Деревской пятине Новгородской земли кафедра лишилась 75% владений, мон-ри и отдельные храмы потеряли 27% земель, но получили частичную компенсацию (реальная убыль составила 16%), всего Церковь лишилась 48% вотчин ( Фролов. 2004. С. 58-60).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Житие Сергия Радонежского в составе Никоновской летописи читается под 6900 г. и имеет заголовок «Повесть о преподобнем Сергии». Текст основан на Пространной редакции и Второй Пахомиевской, самое начало взято из сообщения Симеоновской летописи, имеются также заимствования из Повести о Куликовской битве (той же Никоновской летописи). Текст на всем протяжении подвергся значительной литературной обработке. Составителем данной редакции жития, как и всего летописного свода в целом, следует считать митрополита Даниила (1522—1539). Никоновская летопись в первоначальном составе, доведенном до 1520 г., была создана в конце 20–х — начале 30–х годов XVI в. и сохранилась в оригинале: РГАДА, ф. 201 (Собрание М. А. Оболенского), 163 (большая часть текста переписана рукой митрополичьего писца Юшки Сасинова) . Публикация (по списку БАН, 32.14.8): ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11. С. 127—147. Вставки из жития Сергия имеются и в других местах Никоновской летописи. Под 6886 г., в «Повести о Алексеи митрополите всея Русии», эпизоды об основании Андроникова монастыря и о попытке склонить Сергия занять митрополичий престол заимствованы из жития Сергия Пространной редакции (ПСРЛ. Т. 11. С. 30—31, 31—32, 33—34). Составленная в 60–х годах XVI в. Степенная книга включает ряд эпизодов из различных редакций жития Сергия Радонежского. В разделе, посвященном жизнеописанию митрополита Алексея, рассказы «О Стефане, брате великаго Сергия», «О составлении Андроникова монастыря», «Беседование святаго Алексия с преподобным Сергием о митрополии» — заимствованы из Никоновской летописи, а рубрики «О начале игуменьства преподобнаго Сергия чюдотворца», «О збытии пророчества святаго святителя Алексия и преподобнаго игумена Сергия» самостоятельно извлечены составителем Степенной книги из Пространного жития Сергия (имеется и отсылка: «яко свидетельству–еть в житии самого того преподобнаго Сергия»). Конспективный пересказ этого жития, озаглавленный «О Сергии чюдотворце», помещен после известия о преставлении Сергия под 6900 г. (с отсылкой, что деяния и чудеса Сергия «явлена суть в торжественом словеси великого жития его»).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010