М., 2003. Вып. 9. С. 428. 23. 887 См.: Макарий, архимандрит. Сосланы на Спас-Камень//Вологда. Краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 215–217. 890 Собрание государственных грамот и договоров (далее – СГГД). М., 1813. Ч. 1. С. 414–415. 149; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1788. 4. 3. С. 26. 892 СГГД. Ч. 1. С. 439– 443. 159; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М„ 1791.4. 3. С. 74–83. 893 Судные списки 1971. С. 90. См. также: Список с судного списка. Прение Митрополита Московского и всея Руси со иноком Максимом Святогорцем//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Раздел II: Материалы отечественные. С. 1, 11–13. 896 Зимин 1976. С. 145. Позднее, в год кончины епископа Досифея, Чудовский настоятель был посвящён во епископа. См. о нём: Макарий, архимандрит. Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548)//АО 39/1. 2004. С. 143–154. 901 Подробнее об этом см.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 195–205; Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 222–229. 906 ПСРЛ. Т. 8. С. 279. О храме Вознесения см.: Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980. С. 29–42. 910 ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 295. О поездках святителя Макария см.: Макарий, архимандрит 2002. С. 63–68. 911 ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 16; Платон, митрополит Московский. Краткая церковная Российская история. М., 1805. Ч. 1. С. 380; ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. 4.1. С. 91, 92. 912 О мятеже князя Андрея Старицкого см.: Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30–50-х годов XVI века. М.; Л., 1958. С. 53–74. В Новгороде по благословению святителя Макария в связи с этим, как молитва о мире, было составлено житие преподобного Михаила Клопского (Макарий, архимандрит. Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси//Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 43–51). 913 Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 201; ПСРЛ. Т. 13. Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1389 г. на Соборе в Константинополе было принято решение о низложении Пимена и восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси. По свидетельствам русских летописей, в этом же году или в начале следующего он прибыл в Москву, причем Суздальская и Воскресенская лет. называют имена русских епископов, прибывших вместе с ним (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 537; Т. 8. С. 60). По Никоновской лет. скончался святитель 16.09.1407. Память – 27.03 и 16.09. 1903 По Никоновской лет. в 1414 г. по инициативе Великого князя Литовского Витовта был собран Собор из литовских архиереев, на котором было принято решение избрать отдельного митрополита, независимого от Москвы (ПСРЛ. Т. 11. С. 223). В 1416 г. этим митрополитом был избран Григорий Цамблак (ПСРЛ. Т. 11. С. 227). Поставление Григория Цамблака (племянника митрополита Св. Киприана) в митрополиты Киевские состоялось в Новгородке по постановлению Собора литовских епископов. Ему подчинялись семь епархий: Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Смоленская, Холмская и Туровская. В 1418 г. на Соборе в Констанце отринул унию с Римом. В 1419 г. возвратился из поездки в Константинополь и Рим: «Въ лто 6927/1419, Сентября. Митрополитъ Григорей Цамблакъ въ Литву, бывши въ Рим и Костянтинград» (Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 11. С. 234). Скончался в Киеве в том же году (ПСРЛ. Т. 11. С. 235). «...По свидетельству же одного молдавского летописца, отнюдь не скончался, а только переселился, неизвестно почему, из России в Молдавию, где будто бы жил еще очень долго, и в 1439 г. утвержден Охридским архиепископом в звании молдо-влахийского митрополита» ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. M., 1995. С. 69). У ААО Τ. 1. С. 5 перед Григорием Цамблаком указаны без дат Геронтий и Зосима. 1904 В 1416 г. упоминается в числе членов Собора, избравшего митрополитом Григория Цамблака. Затем был на Смоленской кафедре. Будучи митрополитом, продолжал пребывать в Смоленске. По Супрасльской лет. в 1432 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

76       Вообще говоря, выражение «и приеха к с(вя)тои Софьи и поклонися с(вя)тои Б(огороди)ци и седе на столе деда своего и от(ь)ца своего» можно понять как указание на посещение также и Десятинной церкви («святой Богородици»), хотя придется признать, что фраза в таком случае построена не совсем удачно. Однако сходные, но недвусмысленные обороты в других местах «Ипатьевской летописи» не оставляют сомнения в том, что ее автор имел в виду храмовую (Софийского собора) почитаемую икону Пресв. Богоматери. Ср.: «...и вси вшедше во с(вя)тую Софью и поклонишася с(вя)т(о)му Сп(а)су и с(вя)той Б(огороди)ци» (о въезде в Новгород князя Мстислава Ростиславича в 1179 г.: ПСРЛ 2. Стб. 607); «Рюрик же вшед во с(вя)тую Софью и поклонися с(вя)т(о)му Сп(а)су и с(вя)тей Б(огороди)ци и седе на столе деда своего и от(ь)ца своего» (Рюрик Ростиславич въезжает в Киев в 1194 г.: ПСРЛ 2. Стб. 681). 77 91 Молчание киевского литописца о поклонении св. Софии при вокняжениях в Киеве как Юрия Долгорукого в 1149, 1150 и 1155 гг. (ПСРЛ 2. Стб. 384, 403, 476), так и Ростислава Мстиславича в 1154 и 1160 гг. (ПСРЛ 2. Стб. 471, 504) не показательно, ибо может объясняться непризнанием обоими князьями законности поставления митрополита Климента, чье служение в кафедрале осквернило, в их глазах, собор. 78 При начале ее отчетливо заметен текстуальный шов: о выступлении Изяслава из Киева говорится дважды: «Изяслав же... поиде по Дюрги, блюда того, абы ся не снял с Володимером Галичскым», и непосредственно затем, но после разделительного троеточия: «Вячеслав же и Изяслав и Ростислав... в вторник... выступиша из города» (ПСРЛ 2. Стб. 433). Внезапно начинающиеся здесь и продолжающися далее указания на дни недели (от вторника до пятницы) при полной неясности, о какой именно неделе идет речь, также свидетельствуют о том, что при вставке в летописный контекст было опущено начало повести, где, по всей вероятности, и была обозначена исходная точная дата – скорее всего воскресная. 80       В этой связи датировка строительства Преображенского собора 1137–1142 гг. (Комеч 1993. С. 41–13; Сарабьянов, Смирнова 2007. С. 108) представляется слишком ранней; вероятно, речь должна идти все же о конце 40-х – начале 50-х годов, как считал П. А. Раппопорт. Впрочем, между постройкой храма и его росписью могло пройти значительное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Иногда именовалась Великобелгородской. 992 Стефан Кириней 353 В статьях, помещенных перед Никоновской лет. содержатся епархиальные списки. Список белгородских архиереев выглядит следующим образом: «1. Никита; 2. Лука; 3. Феодор; 4. Денисей; 5. Иван; 6. Кириней». (ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII). Первым епископом здесь называется Никита. Определить, кто из двух тезоименитых епископов указан в списке Никоновской лет., невозможно. Отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, поскольку список архиереев в летописи не полный. О первом епископе Никите в Никоновской лет. говорится: «Въ лто 992 Того же лта постави Леонтъ, митрополить и всея Руси ... въ Блградъ Никиту». (ПСРЛ. Т. 9. С. 65) (В год 992. В этот же год поставил Леонтий, митрополит Киевский и всея Руси, в Белград Никиту.) 354 Сведения, имеющиеся об этом епископе, довольно скудны. Он упоминается в Софийской первой лет. под 1072 г. как участник перенесения мощей Свв. Бориса и Глеба. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 198). Причем эти сведения противоречат аналогичному известию из Никоновской лет. где в качестве участника перенесения мощей указан епископ Стефан, т. е. преемник Никиты. (ПСРЛ. Т. 9. С. 99). 355 Упоминается в ПВЛ в связи с рассказом об освящении храма в Киево-Печерской обители. «В лто 1089 священа бысть церкви Печеръскаа святъуя Бца манастъуря едосыева . митрополитомъ Лукою Блогородьскъумь епископомь Исаиемь Черниговьскъу епископомь при благородьнмь князи Всеволод державному Русьскъуя земля и чадома Володимера и Ростислава воеводьство держащю тъусяща Мневи игуменьство держащю (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207–208). (В год 1089 освящена была церковь Святой Богородицы в Феодосиевом Печерском монастыре Митрополитом Иоанном, Белгородским епископом Лукой, Черниговским епископом Исаией, при благородном князе Всеволоде, правителе Русской земли и чадах его – Владимире и Ростиславе, при воеводе киевской тысячи Яне (Иоанне), при игумене Иоанне.) Упоминается, также, в Киево-Печерском патерике при повествовании об этих же событиях. См. также Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. M., 1997. С. 565. Память 23 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никитский А .Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879. С. 103–104). См. Протоиерей К. Никольский. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 37–38. См. также Красносельцев Н. К истории православного Богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся: Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. С. 12–19; Неселовский А . Указ. соч. С. LV–LVII. Насонов А. Псковские летописи. Вып. 1. С. 104. Подобные мысли встречаются и по отношению к Новгородскому святителю Ионе (†1470, пам. 5 нояб.): “Бысть же при его святительстве мир со всеми землями и тишина и гобзование плодом и ныне его молитвами помилуй нас” (Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Ч. 2. Отд. 3: Книги Богослужебные. М., 1917. С. 223). ПСРЛ. Т. 3. С. 148. Строев П . Указ. соч. Стб. 35. Веселовский С. Б . Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 250. РГБ. Ф. 256. 9. Л. 1 об.–2. Присутствие москвичей в это время заметно в Новгороде. В 1529 году там была переписана Цветная Триодь “рукою многогрешнаго раба Божия Якова Москвитина” (НГМ. Триодь цветная XVI b. Л. 278). Волнянский Н. (Псевдоним). Митрополит Макарий — светоч русской культуры XVI века//ЖМП. 1947. 6. С. 27. ПСРЛ. Т. 3. С. 148; см. также примеч. 3 на с. 157. Следующий такой случай имел место в XVII веке, когда Всероссийским Патриархом стал Новгородский митрополит Никон. Об их взаимоотношениях см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и Святейший Патриарх Никон//Макарьевские чтения. Монастыри России: Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. С. 28–33. ПСРЛ. Т. 3. С. 248. ПСРЛ. Т. 34. С. 179. АИ. Т. 1. СПб., 1841. С. 329. ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 142. ГПНТБ. Собр. М. Н. Тихомирова. 15. Летописец о Ростовских архиереях. XVIII в. Л. 13 об. РГАДА. Ф. 201. Собр. К. М. Оболенского. 161. Минея четья. XVI в. Л. 617 и сл.; ААЭ.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Сборник к 50-летию служения Сигурда Оттовича Шмидта Историко-архивному институту. М., 2000. С. 71–76. ПСРЛ. Т. 8: Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 271. См. также: ПСРЛ. Т. 13: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. Ч. 1. СПб., 1904. С. 45; То же. Т. 20. Ч. 1: Львовская летопись. СПб., 1910. С. 403–404; То же. Т. 26: Вологодско-Перм­ская летопись. М.–Л., 1959. С. 313; То же. Т. 6: Софийские летописи. СПб., 1853. С. 264–265. ПСРЛ. Т. 3: Новгородские летописи. СПб., 1841. С. 148, 185; То же. Т. 30: Владимирский летописец. Новгородская вторая (архивская) летопись. М., 1965. С. 176. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвертая летопись. Вып. 3. Л., 1929. С. 613. Там же. С. 547. Алмазов А. Сообщения западных иностранцев XVI–XVII вв. о совершении Таинств в Русской Церкви. Казань, 1900. С. 46. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний (Опыт историко-археологи­ческого исследования). Каменец-Подольск, 1906. С. 277. См. также Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования Таинства. Историко-археологическое исследование. Казань, 1884. С. 369. Неселовский А . Указ. соч. С. 278; Дмитриевский А. Указ. соч. С. 370. Неселовский А . Указ. соч. Приложение. 22. С. XVI–XXI. См. Жмакин В . Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 145. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 414, 442, 590, 655, 730, 1030, 1034. См. Игумен Макарий . Берестяные грамоты, как источник русской церковнойистории (К постановке вопроса)//БТ. Сб. 24. М., 1983. С. 314. Антонова В., Мнева Н . Каталог древнерусской живописи. Т. 2. М., 1963. С. 126–127. 518; Диакон П. Веретенников . Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542)//ЖМП. 1978. 8. С. 75. Прим. 6. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984. С. 438. Из Жития преподобного Варлаама Хутынского, которого особо почитал Великий князь, известно о видении ему Святого, повелевшего назначить настоятелей в новгородские монастыри — Хутынский, Юрьев и Антониев ( Дмитриев Л.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

7 Лебедев А. П. Указ. соч. С. 291. Об этом печальном событии см. Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, Х и XI веках. Изд. 2. М., 1902. С. 350–381; Скабаланович М. Разделение Церквей при Патриархе Михаиле Керулларии//Христианское чтение. СПб., 1884. Ноябрь – Декабрь. С. 626–656; Христианское чтение. СПб., 1885. Ч. 1. С. 95–145. 8 Чичуров И. С. Антилатинский трактат Киевского Митрополита Ефрема (ок. 1054/55–1061/62 гг.) в составе греческого канонического сборника Vat. Gr. 828//Вестник Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Богословие, философия. М., 2007. 3(19). С. 122. 9 Чичуров И. С. Указ. соч. С. 120. Автор допускает прибытие Митрополита Ефрема в Киев “(самое позднее) летом — осенью 1055 г.” (Там же. С. 121). 10 Чичуров И. С. Схизма 1054 г. и антилатинская полемика в Киеве (середина XI – начала XII в.)//Russia mediaevalis. München. T. 9, 1. С. 49; Чичуров И. С. Избранные труды. К 60-летию Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2007. С. 234. 14 Византийские тексты, посвящённые данной тематике, см. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI–XII веках. Опыт исторического исследования. СПб., 1879. С. 325–405. 16 Турилов А. А.; Флоря Б. Н. Христианская литература у славян в середине Х–середине XI в. и межславянские культурные связи//Христианство в странах восточной, юго-восточной и центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 439. 17 Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. С. 276. 18 ПСРЛ. Т. 43. М., 2004. С. 54–55; ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 122; ПСРЛ. Т. 15. СПб., 1863. Стб. 152; ПСРЛ. Т. 9. М., 2000. С. 91. Некоторые соображения о причинах осуждения иерарха см. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Кн. 1. М., 1901. С. 300. 19 Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения в середине XI в.//История СССР. 1970. 3. С. 121–122. 20 Святые Новгородской земли, или история Святой северной Руси в ликах X–XVIII вв.Т. 1: X–XV вв. Великий Новгород, 2006. С. 41. См. также: Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 80.

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ef...

Тем не менее внешне логичные датировки «Слова» М. С. Грушевским неприемлемы, потому что плохо вяжутся с содержанием памятника. Говорить в похвале свт. Клименту, что его молитвами «рати без успеха взвращаются» (Сл 38–39), сразу после того, как Киев был разграблен, а Десятинная церковь осквернена 38 , можно было бы разве что с горькой иронией, отнюдь не уместной в церковном энкомии. Кроме того, весной 1169 г. Андрей Боголюбский посадил на киевском столе своего младшего брата Глеба Юрьевича, который, с полуторамесячным перерывом, оставался киевским князем до своей смерти в январе 1171 г. (НПЛ. С. 33, 222; ПСРЛ 1. Стб. 363; 2. Стб. 563 39 ). После Глеба в Киеве с позволения Андрея Боголюбского вокняжился Роман Ростиславич (1171–1173) (ПСРЛ. 2. Стб. 567–568); таким образом, ни к Глебу, ни к Роману, подручникам Андрея, совершенно невозможно было обратиться как к «старейшин- ствующим» «в князех» (Сл 62). Следовательно, надо прибегать к малоубедительному предположению, что обновление произошло позже и более четырех лет дворцовый княжеский храм, каким была Десятинная церковь , был закрыт для богослужения. Да и Рюрик, снова получивший Киев в 1204 г. из руки владимирского великого князя Всеволода Юрьевича и благодаря уступчивости галицко-волынского князя Романа Мстиславича (ПСРЛ 1. Стб. 419), тоже вряд ли мог быть прославлен в качестве «старейшинствующего» без риска вызвать скептические ухмылки слушавших. 2.1.4. " Слово» отражает строительную деятельность киевского князя Рюрика Ростиславича? И. Я. Франко (1905. С. 276), допуская датировку вскоре после 1169 г., предпочитал все же говорить о времени Рюрика Ростиславича, но не о его княжении в Киеве с 1204 г., а о первом длительном правлении в 1194–1201 гг., ссылаясь на строительную активность Рюрика. Действительно, в «Ипатьевской летописи» последовательно отмечена постройка князем кафедрального собора свв. Апостолов в Белгороде и церкви свт. Василия в Киеве, а по поводу закладки и окончания строительства подпорной стены под соборной церковью фамильного монастыря св. архангела Михаила в летопись включены две пространные похвалы Рюрику (ПСРЛ 2. Стб. 706–715).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Катков Петр Михайлович (? –1895) — выпускник университетских курсов Императорского лицея в память цесаревича Николая (1877); позже — штаб–ротмистр Кавалергардского императрицы Марии Федоровны полка; старший сын С. П. и М. Н. Катковых — 271 Каткова Наталья Михайловна, дочь С. П. и М. Н. Катковых — 271 Каткова Софья Михайловна, дочь С. П. и М. Н. Катковых — 269, 271, 293 Каткова Софья Петровна — жена М. Н. Каткова; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 247, 254, 264, 269, 271, 293 Катя, дочь Г. И. и Е. И. Вениаминовых — 288 Катя, племянница А. А. Ставиской — 90 Катя, племянница отца Николая — 121 Кауфман Юлия Николаевна — инспектриса Императорского Николаевского сиротского института в Москве — 273 Каченовский Афанасий, отец — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1853) — 301 Кикуци, семинарист — 215 Киреев Александр Алексеевич (1833–1910) — генерал–лейтенант, состоял при великом князе Александре Иосифовиче — 145 Кирилл, диакон Александро–Невской лавры — 115 Кирилл (826 или 827 — 869) и Мефодий (до 820 — 885) — братья, создатели славянской азбуки, просветители и проповедники христианства — 268 Ключарев — см. Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович) Ключевский Василий Осипович (1841–1911) — доцент (с 1875 г.) и профессор (с 1880 г.) Московской Духовной академии; историк, академик — 293 Кнопп — петербургский фабрикант — 108 Ковалько Авдотья Дмитриевна, практикантка в петербургском Училище слепых воинов — 135, 141, 142, 159, 237 Кованько — см. Ковалько Ковригин Николай, священник из Сан–Франциско — 123, 129, 132, 133, 135, 187, 239, 241 Кожевников В. О. — см. Кожевников В. Ф. Кожевников Василий Федорович — генеральный консул в Иерусалиме (в 1880 г.) — 178 Козлов Александр Александрович — обер–полицмейстер Москвы; состоял в свите его императорского величества, генерал–майор — 276, 279 Колесова Александра Филипповна — жена почетного гражданина А. Н. Колесова, члена Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 291 Колоколов Алексей Петрович — выпускник Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1857); священник церкви петербургской Георгиевской общины сестер милосердия (с 1872 г.), протоиерей этой же церкви (с 1876 г.); член Санкт–Петербургского епархиального попечительства (с 1876 г.); известен как общественный благотворитель — 133, 153, 219

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Там же. С. 122–123; Соловьев С . М . История России. Кн. 1. Санкт-Петербург, 1862. С. 1535. Тихомиров М . Н . Древняя Москва. Москва, 1947. С. 142. Хачикян Л . С . Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. Ереван, 2014. С. 95–105. См.: Слово о Куликовской битве Софония Рязанца//Воинские повести Древней Руси/под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Москва; Ленинград, 1949. С. 37; Сыроечковский В . Е . Гости-сурожане. Москва; Ленинград, 1935. С. 46; Хачикян Л . С . «Гости-сурожане» в русских летописях и Сказании о Мамаевом побоище (к вопросу об их национальной принадлежности)//Русская и армянская средневековые литературы. Ленинград, 1982. С. 333–357; Хачикян Л .  С . Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. С. 104–105. Лаврентьевская и Троицкая летописи//ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 233; ПСРЛ. 1948. Т. 1. С. 81; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавления); Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 467; Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 122. См.: Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 455 (Л. 388); Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 118; Новгородская четвертая летопись//ПСРЛ. 1915. Т. 4. С. 311; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавления); и др. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века/ред. С. С. Аревшатян. Ереван, 1989. С. 98. Памятники древней письменности и искусства. Повесть о Царьграде Нестора-Искандера XV века (по рукописи Троице-Сергиевской Лавры нач. XVI века, 773)/сообщил архимандрит Леонид. Санкт-Петербург, 1886. С. 12–14; См. также: Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1901. Т. 12. С. 84–86; Русские повести XV–XVI вв. Москва; Ленинград, 1958. С. 225–226. См., например: Лаврентьевская и Троицкая летописи//ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 233, 240 (Прилож.); ПСРЛ. 1948. Т. 1. С. 81; Ипатьевская летопись//ПСРЛ. 1908. Т. 2. С. 3; Новгородская четвертая летопись//ПСРЛ. 1915. Т. 4. С. 311; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавл.); Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 467; Воскресенская летопись//ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 14; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 145–148; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1901. Т. 12. С. 84–86; Дополнения к Никоновской летописи//ПСРЛ. 1906. Т. 13. С. 386; Симеоновская летопись//ПСРЛ. 1913. Т. 18. С. 104, 140; История о Казанском царстве (Казанский летописец)//ПСРЛ. 1903. Т. 19. С. 130; Львовская летопись//ПСРЛ. 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 33; Русский хронограф. Ч. II. Хронограф западнорусской редакции//ПСРЛ. 1914. Т. 22. С. 86–87; Московский летописный свод конца XV века//ПСРЛ. 1949. Т. 25. С. 183; Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 122.

http://bogoslov.ru/article/6192778

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010