Кучинко М. М.Древний город Владимир на Волыни//Древнерусский город. Киев, 1984. С. 68. Тихомиров М. Н.Древнерусские города. 2-е изд. М., 1956. С. 315—316. Успенский сборник. С. 96. Рорре A.Chronologia utworow Nestora hagiografa//Slavia Orientalis W-wa, 1965. R. XIV, N 3. S. 292—297 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211. По мнению М. Д. Приселкова, это было после 1089 г. (см.: Очерки. . . С. 155—156). Поппэ относит создание кафедры к 1078—1085 гг. Рорре A.Panstwo i Kosciol. S. 178. НПЛ. С. 60, 261. О дате см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 260. Митрофан был встречен в. Новгороде 17 марта 1219 г., но Антоний мог быть поставлен в Киеве на перемышльскую кафедру и ранее, зимой 1218/19 г. НПЛ. С. 64, 269; Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 269. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 793. Podskalski G.Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus> (988—1237). Munchen, 1982 (Anhang Ib (zusammengestellt von A. Poppe)). S. 296; см. также Прил. I в настоящей книге. Раппопорт П. А.Указ. соч. С. 112. Длугош упоминает епископскую кафедру в церкви Иоанна под 1104 годом. Крип " якевич I. П.Галицько-Волинське khязibcmbo. Kuib, 1984. С. 17—18, 30—31. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 731; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М.; Л., 1950. С. 200;/Срия " якевич/. П.Указ, соч С 89 Татищев В. Н.Указ. соч. М.; Л., 1964. Т. 3. С 88 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 731. Там же. Т. 1. Стб. 445. Theiner A.Vetera monumenta historiam Hungariae sacram illustrantia Roma, 1859. T. 1. N 65; Грушевський M.Icmopiя Ykpaihu — Pyci. Льbib 1905 Т. III. С. 42; см.: Крип " якевич I. П.Указ. соч. С. 91. Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 198—207 Darrouzes J.Op. cit. P. 367. Татищев В. Н.Указ. соч. Т. 3. С. 60. Darrouzes J.Op. cit. P. 367. См.: ЩаповЯ. И.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в сообраниях Польской Народной Республики. Вып. II. С. 140. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 314. Возможно, что здесь в Ипатьевской летописи оказалась использованной запись о митрополичьих освящениях за этот год — в ней указаны две акции: освящение церкви св. Апостолов в Белгороде и поставление туровского епископа.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 706—707; Т. 15. Стб. 230. Там же. Т. 1. Стб. 706, 707; см. также: Тихомиров ?. ?.Указ. соч. С. 303. Воронин ?. ?.Житие Леонтия ростовского и византийско-русские отношения второй половины XII в.//ВВ. М., 1963. Т. 23. С. 30. Голубинскии Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 334. Патерик. С. 76. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457. Воронин ?. ?.К вопросу о начале ростово-суздальского летописания//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 22. Приселков М. Д.Очерки. . . С. 139. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Рорре A.Panstwo i Kosciol. S. 180—181. Великие минеи четьи. Октябрь, 19—31. СПб., 1880. 29 октября. Стб. 2026—2027. Приселков М. Д.Очерки. С. 291, 309. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 445 (припоминание под 1222 г.); Т. 2. Стб. 228 (1096 г.). Приселков М. Д.Очерки. . . С. 309—310, 324. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Срезневский И. И.Древние памятники русского языка и письма. СПб., 1882. Стб. 39. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347. Последнее комментированное издание грамот Смоленской епископии: Российское законодательство X—XX вв., М., 1984. Т. I. С. 212—223. Исследование документов: Щапов Я. Н.Смоленский устав князя Ростислава Мстйславича//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 37—47; Он же.Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. С. 136—150; Поппэ А.Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 59—71; Рорре A.Fundacja biskupstwa smolenskiego//Przeglad historyczny. 1966. Т. 57, ?. 4. S. 538—557; Рорре А. D.Dziedzicena Rusi//Kwartalnik historyczny. 1967. Z. 1. S. 4—15; Алексеев Л. В.Устав Ростислава Смоленского 1136 г. и процесс феодализации Смоленской земли//Slowianie w dziejach Europy. Poznan, 1974. С. 85—113; Он же.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 20—25. «Том же лете поставлен бысть епископ Василиць Переяславлю, а другого Кузму поставиша епископом в Галич» (ПСРЛ. Т. 25. С. 63; см. также: СПб 1856. Т. 7. С. 66).

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Феодорец был казнен в 1169 г. Эта правильная дата, содержащаяся в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 356), приводится выше и самим митр. Макарием (c. 297). Черниговский епископ Порфирий упоминается уже в 1177 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 606). Объединение Белгородской и Юрьевской кафедр в кон. XII в. было временным (Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. С. 37). В источниках имени Владимира нет, да и вряд ли оно было возможно, так как в нач. XIII в. оно еще не было крещальным (см. коммент. Ярослав Изяславич и Ярослав Георгиевич Туровский, о котором упоминает Слово о мнихе Мартыне, не могут быть отождествлены, как полагает владыка Макарий, потому что Изяслав Мстиславич, отец Ярослава Изяславича, в крещении получил имя не Георгий, а Пантелеимон (Назаренко А. В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого//Отечественная история. 1993. 2. С. 65–70, 75. Прим. 23). Очевидно, имеется в виду Ярослав Юрьевич, упоминаемый как князь пинский (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 631). Есть вероятные данные, что преемниками Лазаря были епископы Афанасий и Иоанн (Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. 3. Ч. 1. С. 224; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. С. 212). Попытку реконструировать эти запутанные события, связанные с именем Иоасафа см. в книге: Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 202–203. Прим. 10. Правильно: 1183 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 201). Имени Марии в Ипатьевской летописи нет (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 612). По крайней мере, Димитриевский монастырь надо признать суздальским, так как Владимирский епископ Симон говорит о Поликарпе, пожелавшем «игуменити у святаго Дмитриа»: «...А не бы тебе принудил и князь, и аз» (Киево-Печерский Патерик. Слово 14). Если так, то и в Космодемьянском монастыре приходится, скорее всего, видеть владимирскую же обитель, игумен которой Арсений упоминается в связи с гибелью Андрея Боголюбского в 1174 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 591). После исследования В. О. Ключевского (Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871) житие прп. Евфросинии Суздальской датируется 2-й четв. XVI в. (Дмитриева Р. П. Григорий (XVI в.)//Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 169–172).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Т. 42. С. 65–66). Когда могло быть в таком случае составлено Поучение – при настоловании в 1036 г., отъезде на суд в 1055 г. или же незадолго до кончины святителя – определить не представляется возможным. См.: Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе… С. 19, 95; он же. Стефан//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 446. НПЛ. С. 473. В летописях Новгородско-Софийской группы, несомненно, опирающиеся на список Новгородских владык, говорится, что «поставлен бысть Новугороду архиепископ Стефан» в 6569/1060-61 г. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 121; Т. 42. С. 66). НПЛ. С. 161, 191. См.: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарые очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001. Гиппиус А. А. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции//Русь в IX–X вв.: археологическая панорама. М.; Вологда, 2012. С. 55, 61. ПВЛ. С. 71. По сообщению позднейшего псковского летописания Всеслав также предприняв безуспешную осаду Пскова, «пороками шибав» его городские стены, но «отъиде ничтоже успев» (Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 18; ср. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 122; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 154). Как показал Т. В. Гимон, это известие исторически недостоверно ( Гимон Т. В. Сообщение о походе Всеслава Полоцкого на Псков в 1065 г. в летописании XV в.//Псков, русские земли и Восточная Европа в XV–XVI вв. Псков, 2011. С. 13–33). Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. С. 227. С. 470 (список князей Комиссионного списка НПЛ, восходящий к концу XI в.). «В се же лето (6571/1063) в Новегороде иде Волхов въспять; се же знамение не на добро бысть: на четвертое лето пожьже Всеслав град» (НПЛ. С. 183–184); «В лето 6575. Заратися Всеслав, сын Брячиславль, полотьскыи, зая Новгород» (Там же. С. 186). Больше подробностей приводит НПЛ старшего извода, опирающаяся на новгородского летописание XI в.: «Приде Всеслав и възя Новъгород, с женами и съ детми; и колоколы съима у святыя Софие. О, велика бяше беда в час тыи; и понекадила съ има» (Там же. С. 17; ср.: «…зая Новгород от Неревского конца и пожже; и поимав все у Святеи Софии, и паникадила, и колоколы, и отъиде» (ПСРЛ. Т. 42. С. 67). В Ипатьевской летописи сохранилось известие, что более чем через сто лет, весной 1180 г., новгородский князь Мстислав Ростиславич предпринял поход на Полоцкую землю, стремясь отомстить за обиду, причиненную некогда Новгороду Всеславом Брячиславичем, который «взял ерусалим церковныи и сосуды служебные и погост один завел [за Пол]теск» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 608), т. е., видимо, захватил часть пограничной территории ( Куза А. В. Новгородская земля//Древнерусские княжества X–XIII вв. М., 1975. С. 194).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

34       В качестве типологической аналогии укажем, что в похвале киевскому князю Рюрику Ростиславичу по случаю закладки им под­порной стены для церкви св. Михаила на Выдубичи выражение «прао(ть)скымъ стопам воследовати» имеет в виду киевского князя Всеволода Ярославича, прапрадеда Рюрика (ПСРЛ 2. Стб. 710). 35 49 См. литературу, приведенную в книге: Подскальски 1996. С. 282 и примеч. 741; по недосмотру здесь в русском издании пропущена работа С. И. Смирнова (1912. С. 309–319, 383–395), в которой также критикуется предположение Е. Е. Голубинского . Справедливости ради надо отметить, что недавно с надписанием, указывающим на авторство митрополита Георгия («Неведомых словес изложено Георгием митрополитом киевским Герману игумену вопрошающу, оному поведающу»), открыт текст, который обнаруживает существенное сходство в содержании с «Заповедями» (Турилов 2004. С. 211–262, особенно 221–223). 36 50 В качестве косвенного аргумента в пользу предположительной датировки обновления Десятинной церкви временем Святополка – в частности, именно 25 ноября 1093 г. – А. Ю. Карпов приводит полуторамесячную паузу между смертью 1 октября 1093 г. князя Ростислава Мстиславича, племянника Святополка, и его погребением в Десятинной церкви 16 ноября (ПСРЛ 1. Стб. 225–226). 38       В 1169 г.: «...и грабиша за 2 д(ь)ни весь град, Подолье и Гору, и монастыри, и Софью, и Десятинную Б(огороди)цу и не быс(ть) помилования никомуже ни откудуже ц(е)рквам горящим» и проч. (ПСРЛ 2. Стб. 545); в 1203 г. «...и митрополью с(вя)тую Софью разграбиша, и Десятинную с(вя)тую Б(огороди)цу разграбиша, и монастыри все, и иконы одраша» и т. д. (ПСРЛ 1. Стб. 418). 39 В «Лаврентьевской летописи» статья 1172 г. – ультрамартовская, а в «Ипатьевской» датировки сдвинуты на три года вперед (Бережков 1963. С. 77, 187). 40 «Дивно же есть се, колико добра сотворил Русьстеи земли, крестив ю. Мы же, христиане суще, не воздаем почестия противу оного воздаянию... Да аще быхом имели потщание и мольбы приносили Богу за ны, в день преставления его, видя бы Бог тщание наше к нему, прославил бы и» (ПСРЛ 1. Стб. 131; 2. Стб. 117).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Кирик ставит перед владыкой острый вопрос. В середине XII в. вокруг него шли ожесточенные споры, пророй перераставшие в неустроения. В 1157 г. со своего поста был смещен ростово-суздальский епископ Нестор, который запрещал мясоедение по Господским праздникам (ПСРЛ. Т. 9. С. 210–211). Его преемник Леонтий был смещен по той же причине в 1159 г., а после возвращения на кафедру в 1162 г. продолжал проведение жесткой бескомпромиссной линии, распространяя жесткие аскетические правила на всех мирян. Оппонентом Леонтия выступил сменивший в 1164 г. Леона самозванный епископ владимирский Федорец, который выступал активным сторонником отмены ограничений, если среда и пятница попадали на Господские и Богородичные праздники (там же. С. 221; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349, 352; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520). В обличении ереси Федорца принял участие Константинопольский патриарх Лука Хрисо- верг. В его послании, адресованном Андрею Боголюбскому, включено разрешение мясоедения для мирян, тогда как для монахов по главным церковным праздникам рекомендовались сыр и яица в пост (ПСРЛ. Т. IX. С. 228). Но когда в соответствие с подобными рекомендациями киево-печерский игумен Поликарп ввел соответствующую практику, то попал под запрещение митрополита (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354). Г. Подскальски считает раздел о постах в грамоте Луки Хрисоверга вставкою (см. работу указ. автора. С. 78), ибо он входит в пространную редакцию памятника (РИБ. Т. VI. СПб., 1906. Стб. 73– 74. Краткая версия известна по списку РНБ. Кир.-Бел. 1270. Л. 219–221). Раздел действительно имеет много общего с такими древнерусскими поучениями, как «Слово о посте устава церковного Петра недостойного» и «Слове о посте и восстании церковному чину». Острота проблемы была вызвана тем, что главные церковные праздники приходились на даты, совпадающие с дохристианским календарем, сакральные дни в котором отмечались обильными пиршествами (см. об этом: Мильков В. В. Древнерусское еретичество в идейно-политической борьбе второй половины XII в.//Общественная мысль исследования и публикации. Вып. 1. М., 1989. С. 22–23). Как следствие, проблема пощения неизменно сопутствует антиязыческим поучениям (см.: Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества. М., 1913. 1, 4, 16, 23, 24, 29, 31). С подобного рода практикой боролись такие представители духовенства как Нестор и Леонтий. Рекомендации Нифонта, как и при решении других вопросов церковной дисциплины, компромиссны. Учитывалась необоримая практика отступлений от церковных установлений, если запреты касались глубоко традиционных праздников, и вековой привычкой отмечать их обильными трапезами и возлияниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

В России посвящения Е. мон-рей сравнительно редки и известны не ранее XVI в. Посвящения Е. церквей (в основном придельных) до XVIII в. были только в больших городах. В Новгороде ц. во имя Е. на Торгу («на Козьей Бородке») перечислена среди деревянных церквей, сгоревших в 1310 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 93, 334), позднее (по крайней мере с рубежа XIV и XV вв.) она фигурирует как каменный придел ц. Успения на Торгу (ПСРЛ. Т. 11. С. 172). Приделы во имя Е. известны в Новгороде также при храмах Космы и Дамиана на Козмодемьянской и Холопьей улицах (Роспись новгородских церквей 1615 г.//Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 2. С. 284. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)). В псковском монастыре Пятницы в Бродах в 1534 г. была освящена каменная ц. прп. Параскевы с приделом во имя Е. (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 106). В Москве ц. Е. на Всполье (Б. Ордынка) упоминается в «Новом летописце» в связи с освобождением Москвы Вторым ополчением от поляков в окт. 1612 г. (ПСРЛ. Т. 14. С. 125). Придел во имя Е. существовал в кремлевской ц. Рождества Богородицы на Сенях (упом. с 1613 - Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 154). Е. была посвящена также походная церковь, сопровождавшая русское войско во время победоносного похода на Казань в 1552 г. (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 205; Ч. 2. С. 500). В Твери ц. во имя Е. (каменная с 1781) находилась в Затверецком посаде ( Комаров Б. Чертеж города Твери до перепланировки XVIII в.//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 153, 155). Частицы мощей Е. содержались в 2 реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля - наперсном кресте-мощевике (ГММК, инв. МР-3671) 70-х гг. XV в. (?) (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 266-268; кат. 94) и в резной иконе-складне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте (ГОП. Инв. 236БЛ) 3-й четв. (?) XV в. ( Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - 1-й четв. XVI в. М., 1971. С. 58-59, 40). Появление частиц мощей и распространение почитания Е. в Москве в это время исследователи связывают с приездом на Русь Софии Палеолог.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Ставленник митрополита Мелхиседека (Паевского), объявившего самочинную автокефалию, но подчинявшегося обновленческому ВЦУ. 4255 Имя еп. Игнатия встречается в рукописном житии преподобного Авраамия Смоленского, в XIX в. хранившемся в библиотеке Смоленской семинарии, в котором сказано, что он рукоположил преподобного в иерейский сан. На эту рукопись ссылается автор «Историко-статистического описания Смоленской епархии» (СПб., 1864. С. 73). Но время жизни преподобного Авраамия относится к кон. XII – нач. XIII в. Следовательно, произошла ошибка, и эти данные следует отнести к тезоименитым епископам Игнатию и Лазарю, имена которых помещены ниже. Дата приведена по: Н.Д. Девятисотлетие... С. 31. Известно, что многие сведения у H. Н. Дурново почерпнуты им из утраченных ныне местных, епархиальных источников. Составители вынуждены оставить имя этого архиерея в списке (как и имя следующего), так как не выяснена мотивация H. Н. Дурново для их помещения в список. Возможно, он опирался не неизвестные ныне источники, тем более, что о наличии в Смоленске епископов раньше 1135 г. есть косвенные указания в грамоте князя Ростислава (см. выше). 4257 Первые сведения о поставлении смоленского епископа содержатся в летописях под 1137 г. Лаврентьевская лет.: «В лто 1137 Поставиша епископа Мануила скопца Смолиньску». (В год 1137 поставлен епископ Мануил-скопец в Смоленск.) (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 304). Никоновская лет. приводит 1136 г., как точную дату поставления (ПСРЛ. Т. 9. С. 160). В. Л. Янин отнес время поставления еп. Мануила к 1135 г., приведя убедительные суждения в пользу этой даты (Янин В. Л. Заметки о комплексе документов Смоленской епархии XII века//Историография. Источниковедение. Методы исторического исследования. M., 1994. С. 109). Упоминается в Ипатьевской лет. под 1147 г., как участник собора, избравшего митрополитом Климента Смолятича (ПСРЛ. Т .2. Стб. 341–342). Упоминается в Воскресенской лет. под 1167 г. (дата ошибочная ?) (ПСРЛ. Т. 7. С. 79). В предварительных статьях Никоновской летописи приведен следующий список Смоленских архиереев: Мануил, Феофилакт, Парфений, Даниил, Михаил, Наассон, Мисаил (ПСРЛ. Т. 9. C. XXIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В старом труде «Историко-статистическое описание Минской епархии...» со ссылкой на Синодик Туровской Сторожевицкой Покровской церкви (вне сомнения, ныне утраченный) приводятся имена 23 туровских архиереев, записанных в смешанном порядке: архиепископ Иона (1522 ?), епископ Василий, епископ Даниил, епископ Димитрий, епископ Симеон (1072), архиепископ Петр, архиепископ Киприан, архиепископ Феодотий, епископ Арсений (1509), епископ Дионисий, епископ Иасон (Насон), епископ Исакий, епископ Феодосий (1389), епископ Алексий, епископ Иоаким (1144 или 1458), епископ Ефрем, епископ Иона (1566), епископ Вассиан (1498 или позднее), епископ Арсений, епископ Ефрем, епископ Симеон, епископ Тихон, архиепископ Симеон (Историко-статистическое описание Минской епархии, составленное ректором Минской духовной семинарии Архимандритом Николаем. СПб., 1864. С. 53–54). 4783 Епископы Туровские – Симеон, Игнатий, Иоаким и Георгий – упоминаются в Житии преподобного Мартина Туровского, у каждого из которых преподобный служил поваром (Мельников A. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 50). В этом перечне имен отсутствует имя епископа Кирилла. 4784 Лаврентьевская лет.: «В лто 1114 Том же лте поставиша Кирила епископомъ месца въ 6 днь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 289–290). (В год 1114. В этот же год был поставлен Кирилл епископом 6 ноября.) Кафедра епископа не указывается, но мог быть только Туровским. Дата кончины – по: Мельников A. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 50. 4785 Первая дата – дата поставления, по Ипатьевской лет. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 314). По Лаврентьевской лет. в 1146 г. был захвачен князем Изяславом в числе знатных горожан (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 313–314). 4786 Согласно сообщению Ипатьевской летописи, «1146 года ... поставлен Турову епископ Иоан». Летописец, однако, в данном случае совершает ошибку, ибо после этот же епископ назван уже Иоакимом – так же, как и в «Слове о Мартине мнихе» (Мельников A. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 50). К сожалению, автор не дает ссылок на издание, по которому ему известна эта статья летописи. Поставление епископа Иоакима, с которым автор отождествляет Иоанна, относится к 1146 г., но в Ипатьевской лет. под этим годом сообщается о пленении Туровского епископа Иоакима (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 330). Имя Иоанна не встречается также и в 1144 г. (ПСРЛ. Т. 2 Стб. 314–317), причем не только в Ипатьевской, но и в прочих летописях. Имя епископа Иоанна следует отнести к сомнительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в след. прим.). 981 ПСРЛ. Т.1. Стб. 13–16 (с выдержками из Хроники Георгия Амартола о древних язычниках, нравы которых рисуются столь же амбивалентными). 988 См. последний комментарий (с англ, переводом): Mango С. The Homilies of Photius (прим. 48). P. 74–110. 990 Он упоминается в описании похода князя Олега на Константинополь, неизвестного византийским источникам: ПСРЛ. Т.1. Стб. 30 (под 907 г.); о почитании св. Димитрия см.: Lemerle Р. Les plus anciens recueils de S. Demetrius et la penetration des Slaves dans les Balkans. Paris, 1979–1981. T.l–2. 991 ПСРЛ. T.l. Стб. 32–37 (под 912 г.), 46–53 (под 945 г.), 72 и сл. (под 971 г.). См. выше, прим. 70 и сл. 992 Там же. Стб.32 (под 907 г.). После 988 г. чин крестоцелования постоянно упоминается в Повести временных лет: Стб.52 (под 945 г.), 162 (под 1059 г.), 167 (под 1067 г.), 245 (под 1096 г.), 257, 265, 270 (под 1097 г.) и особ. 172 и сл. (под 1068 г.). 994 Там же. Стб.48 и сл. (под 945 г.). О местоположении этой церкви см.: Janin R. (прим. 630). Р.256 f. (со ссылкой на Антония Новгородского); idem, (прим. 631). Р.314 (цитируемый текст происходит из договора не 911 г., а 944 г.). (См.также: Pargoire J. Le St. Mamas de Constantinople//Изв. Русск. Археологич. ин-та в Константинополе. 1904. Т. 9. Р. 261–316; idem. St. Mamas, le quartier russe de Constantinople//EchOr. 1908. T.ll. P. 203–210; Литаврин Г.Г. О юридическом статусе древних русов в Византии X столетия (Предварительные замечания)//ВО. 1991. С.60–82; он же. Условия пребывания (прим. 70).) 998 ПСРЛ. Т.1. Стб.68 и сл. (под 969 г.). См. выше, в разделе III, 2, о Памяти и похвале Иакова Мниха. 1000 Предвозвещает их богопротивное зачатие Святополка, ставшего убийцей своих братьев Бориса и Глеба. 1001 ПСРЛ. Т.1. Стб.82 и сл. (под 983 г.). Проложный текст мучения варягов-христиан (их имена в позднейшей традиции – Феодор и Иоанн) издан С. Бугославским: Отчет о занятиях в библиотеках С.-Петербурга//Унив. Изв. 1913. Октябрь. С. 31; Pontsko B.G. Les Martyrs varègues de Kiev//AnBoll.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010