Между же Духовенством благочестивым и Униатским происходят обоюдныя притязания, споры и неустрой ства... [Сменивший генерала Беклешова генерал Гудович просил Президента Юстиц-Коллегии Римско-Католических дел Митрополита Сестренцевича]... употребить о скорейшем деле сего решении ходатайство. Приказали: как из представления Г[осподина] Военного Губернатора усматривается, что Именные Высочайшие указы об уничтожении излишних Униатских монастырей и размещении из них монахов в другие монастыри доселе не исполнены, потому что Униатские Духовные начальники не соответствовали в полной мере распоряжениям как предместников Управлявшего Подольскою Губерниею Г[осподина] Военного Губернатора Розенберга, так и его собственным, то и предписать Католической Духовной Коллегии [чтобы она]... без промедления времени учинила положение, какие из Униатских монастырей, по силе тех Высочайших указов, следуют к упразднению и какие могут быть оставлены, и представила бы оное в Сенат на рассмотрение, с приложением обстоятельных списков всем Униатским монастырям ПСЗ-1. Т. XXVIII. 21291. 1804 г., августа 10. – Именный, данный митрополиту Римско-Католических в России церквей. – О предоставлении ему всех прав и преимуществ, от Папы Пия VI дарованных Признав за благо прервать всякие с Римским Двором сношения, доколе продолжатся обстоятельства, к тому Нас побудившие, яко Митрополит Римско-Католических церквей в Империи Нашей, дабы подданные Наши Римского исповедания, как Духовного звания, так и Светского, не оставались в нуждах своих без справедливого удовлетворения; и на таковый конец имеете употреблять все права, преимущества и власть, от папы Пия VI вам доставленные. Дознанное усердие ваше к службе Нашей есть верным для Нас залогом, что благоразумным употреблением власти, вам вверяемой, все Российские Римско-Католические Епархии, под надзором вашим состоящие, сохранят надлежащее устройство и тишину. ПСЗ-1. Т. XXVIII. 21421. 1804 г., сентября 14. – Именный, объявленный Митрополиту Римско-Католических в России церквей Товарищем Министра Морских сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот доклад пространно цитируется также у Знаменского (Прав. соб. 1872. 3. 408 и след.). 1236 ПСЗ. 6. 3746; 4669а (в приложении к т. 40 от 6 февраля 1725 г.); 4490а (там же); 9. 6994; 11. 8287; 30. 23254; 32. 25658, 28396; 2 ПСЗ. 12. 10605. 1237 2 ПСЗ. 2. 1081; 3. 1697, 2034, 2245; 4. 3323. Закон от 6 декабря 1829 г. (4. 3323) включал также новые положения о земельных наделах приходского духовенства. 1238 2 ПСЗ. 16. 15152; 17. 15189, 15470, 15873; Извлечения… за 1839 год. С. 48 и след.; Извлечения… за 1844 год. С. 55–57; см. также: 14. 12458. 1239 2 ПСЗ. 18. 16678, 16852; Извлечения… за 1854 год. С. 41. 1240 2 ПСЗ. 33. 32788; Извлечения… за 1861 год. С. 161; Филарет. Собрание мнений. 5. 1. С. 291–298. Святейший Синод даже разработал в 1859 г. проект, по которому все приходское духовенство должно было обеспечиваться жалованьем, но за неимением средств такие планы оставались лишь благими пожеланиями. 1241 Извлечения… за 1867 год. С. 163 и след.; Извлечения… за 1868 год. С. 238; Извлечения… за 1870 год. С. 239–243; Извлечения… за 1871 год. С. 197, 207; 2 ПСЗ. 48. 52048; Отчет… за 1894–1895 гг. С. 427 (имелось уже 19 000 приходов, в которых духовенство получало жалованье); Обзор… Александра III. С. 387–398, 405–410; 3 ПСЗ. 4. 2219, 2503, 2629. Однако вместе с увеличением государственных субсидий росло также число новых приходов (Победоносцев. Письма. 2. С. 43). 1242 3 ПСЗ. 22. 22581; 30. 33701; 31. 34890, 35315; Стенограф. отчет Государственной думы 3 созыва. Сессия 2. Заседание 34. С. 2091; Сессия 5. Добавление 119; 4 созыва. Сессия 4. Заседание 27. Добавление. С. 2379. К началу 1913 г. жалованьем были обеспечены в целом 31 218 приходов (Отчет… за 1911–1912 годы. С. 174–188); здесь дана сводка, из которой видно, что размеры жалованья в разных епархиях были весьма различны (с. 184–186). 1243 Теодорович. К сорокалетию пастырства: Воспоминания. 2. С. 109. 1244 Шимко. Ук. соч. С. 101–104; Доброклонский. 3, в: Душеп. чт. 2. С. 121–124, 135–136; Юшков. Ук. соч. С. 18 и след., 44 и след.; Уложение 1649 г. Гл. 18. Ст. 10; ОАМЮ. 2 (1875) (Опись… 1620–1705 годов); ПСЗ. 2. 633. Ст. 14, 889, 1044. Ст. 3, 700. Ст. 18. См. также: Завьялов. С. 283 и след. 1245

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Далее, указ от 13 августа 1651 года служит прямым свидетельством, что и по Уложению, так же как и прежде, крестьяне казенные, или живущие на черных землях, и крестьяне владельческие составляли еще одно нераздельное сословие свободных людей, членов Русского общества. По этому указу положена одна и та же пеня, десять рублей в год, за держание беглого ямщика, которая положена 10 статьею XI главы Уложения за держание поместных и вотчинных беглых крестьян. В указе сказано: «Имать пени по десяти рублев за беглого ямщика» (ПСЗ. 68). А царская грамота от 23 августа того же года свидетельствует, что вотчинные и поместные крестьяне относительно сбора податей и отправления повинностей были в одном разряде с крестьянами, живущими в дворцовых селах и черных волостях, и даже верстались между собою службами, так что и вотчинные, и поместные крестьяне, наравне с черными и дворцовых сел, участвовали в мирских выборах Целой волости или уезда и назначались в выборные должности. Так из грамоты видно, что Севрюков крестьянин Пятого Семен Кулюскин был выбран в старшие целовальники на Белозерский казенный рыбный двор; в грамоте сказано, что целовальник Сенька Кулюскин с товарищи подали за руками челобитную, а в челобитной их написано: «В нынешнем в 159 году 256 Стретеньева дни да по Стретеньев же день 160 году Белозерского уезда помещики дворяне и дети боярские, Смольняне и монастырских вотчин старосты и целовальники, и крестьяне выбрали их на наш Белозерский рыбный двор в целовальники, и выборы на них на рыбный двор приказчику Якову Коскову за своими руками дали, а им дали приговоры за своими ж руками» (Доп. к акт. ист. Т. III. 82). Указы от 11 мая 1656 года и от 15 июля 1657 года свидетельствуют, что крестьяне помещичьи и вотчинничьи наравне с другими тяглыми людьми несли военную службу по переписным книгам, а холопы, рабы, напротив, не несли вместе с крестьянами военной службы и не платили никаких государевых податей. В первом указе сказано: «С поместий и вотчин бояр, окольничих и думных людей, стольников и дворян, и дьяков, которым по государеву указу нынешнего лета на государеве службе быть не велено, взять на государеву службу даточных людей по переписным книгам с крестьянских и с бобыльских тридцати дворов по человеку, конных и оружных со всею с полною службою и с запасы» (ПСЗ. 177). А второй указ свидетельствует, что служба эта была распространена на крестьян и других ведомств; в указе написано: «Для обереганья от приходу Немецких людей и Латышей указал государь в селах и погостах и в волостях и в деревнях, которые по берегу Ладожского озера и по рекам, и с тутошних жилецких и со всяких чинов людей выбрать в пеший строй две тысячи человек» (ibid. 208). Это был старый порядок, и в XV и в XVI столетиях, еще при свободном переходе, на чьих бы землях ни жили, несли временно военную службу; и полное прикрепление крестьян к земле по Уложению нисколько не нарушило этого порядка; следовательно, не изменило государственного значения крестьян как сословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

ПСЗ. 16. 11598. Соловьев. 5 (Общ. польза). С. 1370; к коронации Екатерины была отчеканена медаль с надписью: «За спасение веры и отечества» (там же. С. 1372). Сборник. 36. С. 188. Наказ/Изд. Чечулин (1907). Ст. 1, 79, 352, 494–497, 552. Важнейшая литература о «Наказе»: Чечулин Д. Об источниках «Наказа», в: ЖМНП. 1902. 4 (также во введении к изданию «Наказа» 1907 г.); Латкин. Учебник (1909). С. 627; он же. Законодательные комиссии. С. 185; Поленов Д. В. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения нового уложения. СПб., 1872; Дитятин И. И. Екатерининская законодательная комиссия о сочинении проекта нового уложения, в: Юридич. вестник. 1879. 3–5 (и отдельным изданием: Ростов-на-Д., 1905); Флоровский А. Состав законодательной комиссии 1767–1774 гг. Одесса, 1915; Andreae F. Beiträge zur Geschichte Katharinas II: Die Instruktion vom Jahre 1767 für die Kommission zur Abfassung eines neuen Gesetzbuches. Berlin, 1912; Sacke G. Die gesetzgebende Kommission Katharinas II: Ein Beitrag zur Geschichte des Absolutismus in Rußland. Breslau, 1940; Сергеевич В. Откуда неудача Екатерининской законодательной комиссии, в: ВЕ. 1878. 6; Тарановский Ф. В. Политическая доктрина в «Наказе» имп. Екатерины II. Киев, 1903. О церковных вопросах, связанных с «Наказом»: Барсов Н. Дополнительные пункты к указам Св. Синода избранному им депутату в Комиссии 1767 г., в: Христ. чт. 1877. 11–12; Прилежаев Е. М. Наказ и пункты депутату от Св. Синода в Екатерининскую комиссию о сочинении нового уложения, в: Христ. чт. 1878. 9. Материалы комиссии, в: Сборник. 4, 8, 14, 32, 36, 43, 68, 93, 107, 115, 123, 143, 147; по церковным вопросам: там же. Т. 4, 36 и особенно 43 (соответствующие материалы есть и в других томах). Наказ (1907). Ст. 351, 495. Там же. Генерал-прокурорский наказ. Ст. 167, 168. Ср.: ПСЗ. 19. 13996 (29 мая 1777 г.), где Екатерина II заявляла: «Как Всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и Ее Величество». См. также во 2 томе о политике Екатерины в отношении старообрядцев. Язвительный князь И. М. Долгорукий, который был известен как «атеист» и «якобинец», объясняет веротерпимость Екатерины II тем, что «терпимость... происходит от совершенного равнодушия ко всему священному» (Чтения. 1870. 3. С. 78). Что степень этой веротерпимости Екатерины могла колебаться, видно по ее политике в отношении униатской Церкви в Белоруссии (см. т. 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Ст. 123. С собственностью умерших настоятеля или настоятельницы монастыря необщежительного поступать, как сказано в статье 115 о собственности архиерея; всякое же имущество, остающееся по смерти настоятеля или настоятельницы общежительного монастыря, хотя бы оно и не значилось по монастырским документам, признаётся собственностью монастыря. Ст. 124. При описании имений умерших настоятелей или настоятельниц, лица, командируемые для сего от епархиального начальства, или старшая братия, должны приглашать для присутствования при сем членов полиции. Источник: ПСЗ-3. 1886. Т. III: 1883 г. (ст. 1485). С. 126–128. 1 В ст. 112–114 регламентировался порядок контролирования Духовной консисторией имущества архиерейского дома и выплаты жалования архиерею в случае перевода того в другую епархию (ПСЗ-3. 1886. Т. III: 1883 г. (ст. 1495). С. 126). 2 Ссылка источника (библиографическое описание наше. – М.Б.): Свод законов Российской империи [изд. 1876 г.]. СПб., Б/и. 1876. Т. X. Ч. II. Устав гражданского судопроизводства. (ст. 1401–1460). С. 187–194.   Документ 2 Российский «Свод законов о состояниях»: об имущественных правах православного монашествующего духовенства По изданию 1899 г. Ст. 397. Лица духовного состояния, за исключением монашествующих, могут приобретать и отчуждать всеми законными способами земли и дома в селениях и городах, с соблюдением установленных на то правил. Ст. 405. Духовенство православное разделяется на монашествующее и белое. Ст. 406. Духовенство монашествующее составляют: 1) духовные власти: митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, строители, игуменьи и настоятельницы монастырей женских и ризничий Московского синодального дома; 2) прочие монашествующие братия. Ст. 416. Монашествующие не могут приобретать никакого недвижимого имущества, ни по договорам, ни по наследству. Монашествующим запрещается равномерно удерживать за собою сие имущество, хотя бы оное приобретено ими было и до вступления в сие звание; посему вступающий в монашество, из какого бы то ни было звания, обязан до пострижения отдать родовое своё имение законным наследникам; благоприобретённым же имением должен распорядиться в чью-либо пользу по своему усмотрению; в недостатке такового распоряжения, имение в обоих случаях обращается к законным наследникам безвозмездно, по распоряжению Правительства.

http://bogoslov.ru/article/3016070

Там же. С. 66. Там же. С. 288. По некоторым данным, «количество поселившихся на постоянное жительство в Москве армян, которых в конце 17 в. было около 2 тысяч». См.: Айвазян К. В . История отношений русской и армянской церквей в средние века. С. 133–134. Тихомиров М. Н . Средневековая Москва. М., 1997. С. 143. См.: Амирханян А. Т . Тайны Дома Лазаревых. Фрагмент истории московской армянской общины XIV–XX вв. М., 1992. С. 16; Цар ёва Т. В . Армяне Москвы. От прошлого к настоящему//Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2018. 4. С. 97. См.: Там же. О предоставлении армянским купцам двора в Нижних Садовниках//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 126. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. 7. Л. 5–6. См. также: Предоставление торговых дворов армянским и индийским купцам в Москве//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 126–129. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. 8. Л. 13, 15–20, 24–25. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. I. М., 1833. С. 67, 142–145. ПСЗ РИ. Собрание I. Т. I (1649–1675). СПб., 1830. С. 692–695. ПСЗ РИ. Собрание I. Т. I: (1649–1675). СПб., 1830. С. 695; Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. I. М., 1833. С. 151. См.: Переговоры представителей армянской торговой компании Степана Рамадамского и Григория Лусикова с русским правительством об условиях заключения торгового договора и торговый договор 31 мая 1667 г.//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 62. Перевод арм. текста см. по: Письмо Закара Саградова Алексею Михайловичу об отправке в Москву художника Богдана Салтанова — автора копии «Тайной вечери»//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. Док. 7, 8. О даче живописцу иноземцу Армянския веры Богдану Салтанову Государева жалования, жилья и корму, для его иноземчества//РГАДА. Ф. 396 (Архив Московской Оружейной палаты (объединенный фонд)). Оп. 1. Ч. 8. 11011. Л. 1–5.

http://bogoslov.ru/article/6194919

Промышленные районы, населенные преимущественно старообрядцами, также подлежали ведению Православной Церкви, действовавшей через подготовленных миссионеров-проповедников, поддерживая на крупных фабричных предприятиях свой высокий авторитет. 242 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1890–1891 гг. СПб., 1893. С. 41. 243 О поселении при заводах рекрут, присылаемых на оные//ПСЗ РИ. Т. 9. 1735. 6831. П. 10. С. 597. 244 См.: Устройство церкви при Илгинском казенном винокуренном заводе//ПСЗ РИ. Изд. 2. Т. 15. 1840. Производство свяшенно-церковным служителям при казенных горных заводах увеличенных окладов жалованья//Там же. Т. 18. 1843. 16632; Об окладах содержания священно- и церковнослужителей Нерчинских горных заводов//Там же. Т. 19. 1844. 17952; О пенсиях духовенству оружейных и пороховых заводов//Там же. Т. 20. 1845. 19007; Число священников при церкви Сестрорецкого оружейного завода//Там же. Т. 26. 1851. 24794 и др. 246 Федоров С. А. О воскресном отдыхе//Труды высочайше утвержденного торгово-промышленного съезда 1896 года в Нижнем Новгороде. СПб., 1897. Т. 3. Вып. 5: Улучшение быта рабочих. С. 398. 248 Двадцатипятилетие Глуховского начального училища на фабрике компании Богородско-Глуховской мануфактуры (1870–1895 гг.): Историческая записка, составленная заведующим Глуховскими, Министерства народного просвещения, училищами, священником Богородского Богоявленского собора А. Ф. Каптеревым. М., 1895. С. 19. 249 См.: Васильев В. Численность, территориальное размещение, состав фабрично-заводского пролетариата Центрального района России в эпоху империализма//Пролетариат Центрального промышленного региона в 1907 – феврале 1917 г. Иваново, 1984. С. 28. 252 См.: Ромашова В. И. Образование постоянных кадров рабочих в пореформенной промышленности России//Рабочий класс и рабочее движение в России 1861 – 1917. М., 1966. С. 153. 257 ГА РФ. Ф. Р–7952. Оп. 3. Д. 271. Л. 232. Автобиографии и биографии рабочих завода Московского металлического завода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О избрании же, государь, патриарха, мню, достоит до времени обождати, да во всем всего сам твое самодержавие изволишь усмотрети. Ко усмотрению же над всеми и собранию домовыя казны достоит, государь, избрати, кого тебе, государю, от усердных. Зело, государь, ныне во всем видится слабо и неисправно. Также, государь, о чем я доносил тебе, государю, в первом моем писании, чтоб во архиерейских и монастырских имениях усмотреть и волости переписать, отдать все в охранение, избрав кого во всяком радении тебе, государю, усерднаго, учинив на то расправный приказ особливый. Истинно, государь, премногая от того усмотрения сбиратися будет казна, которая ныне погибает в прихотях владетелей. Школа, государь, которая была под призрением святейшаго патриарха и вручена монаху Палладию, – зело, государь, в ней живущие, с полтораста человек, скорбят и всего лишаются, и учиться в ней не возможно. Потолоки в печи и иное строение обвалилося. Требуют, государь, твоего всемилостивейшаго усмотрительнаго милосердия. Мог бы я, убогий, тебе, всемилостивейшему государю, и о ином доносити, но не вем о сих моих письмах. Истинно, государь, посреде хожду сетей многих. Едино упование и во всем надежда моя – твоя государева милость. Из архиереев, государь, для временнаго в духовных управления, ежели тебе, государю, угоден, мнится многим добр быти Холмогорский. Из монахов же казначей патриарший, Карион меньшой, Палладий, школ учитель, да Чудова монастыря монах Феолог. Из мирских, государь, в начальство усмотрения в собрания казны, ежели угодны тебе, государю, боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин или стольник Дмитрий Петрович Протасьев, зело, государь, человек доброй. Самодержавия твоего всеусерднейший и свыше достоинства помилованный последний твой, государь, раб, Лешка Курбатов. – 1700. Октоврия дня 25». – ГА., Кабинет II, 1, л. 108. 137 ПСЗ. 1876. – Указом 4 июля 1701 года велено нижегородскому митрополиту Исаии, чтобы все дела судные, допросные и по завещаниям передал в московский судный приказ, а если не отдаст, то взять его приказных и держать в московском судном приказе, пока не отдаст. – ПСЗ. 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Государя Императора Петра Великого 1721 года Ноября 19 дня указа, в Губернии и Провинции послать указы, дабы в том поступано было по вышеобъявленному Его Императорским Величеством указу неотменно... ПСЗ-1. Т. XIV. 10353. Царствование Екатерины II (1762–1796) 1762 г., декабря 4. – Манифест. – О позволении иностранцам, кроме Жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество Русских людей, бежавших за границу По вступлении Нашем на Всероссийский Императорский Престол, главным правилом Мы себе постановили, чтоб навсегда иметь Наше Матернее попечение и труд о тишине и благоденствии всей Нам вверенной от Бога пространной Империи, и о умножении в оной обитателей. А как Нам многие иностранные, равным образом и отлучившиеся из России Наши подданные, бьют челом, чтоб Мы им позволили в Империи Нашей поселиться: то Мы Всемилостивейше сим объявляем, что не только иностранных разных наций, кроме Жидов, благосклонное с Нашею обыкновенною Императорскою милостию, на поселение в Россию приемлем, и наи торжественнейшим образом утверждаем, что всем приходящим к поселению в Россию, Наша Монаршая милость и благоволение оказывана будет, но и самим до сего бежавшим из своего отечества подданным возвращаться позволяем, и обнадеживаем, что им хотяб по законам и следовало учинить наказание, но однакож все их до сего преступления прощаем, надеясь, что они восчувствовав к ним сии Наши оказываемые Матерния щедроты, потщатся, поселясь в России, пожить спокойно и в благоденствии, в пользу свою и всего общества... ПСЗ-1. Т. XVI. 11720. 1763 г., июля 22. – Манифест. – О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованных им правах Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между протчего усматриваем наивыгоднейших к поселению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся не малое число, из которых многие в недрах своих скрывают неизчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и к коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и протчих заводов способность великая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

119. Частный Пристав имеет попечение о призрении убогих его части, и оных покровительствует и защищает от обид, притеснений и насилия, и доставляет неимущим честное пропитание, отдаляя их от распутной и праздной жизни, старается устроить их к месту или к пропитанию или прокормлению работою, промыслом, рукоделием или ремеслом; чего же сам учинить не в силе, о том предложит Управе Благочиния. ПСЗ-1. Т. XXI. 15379. 1783 г., января 28. – Именный указ, данный генерал-поручику Каменскому. – О дозволении подданным Магометанского закона избирать самим у себя ахунов На донесение ваше от 30 декабря сим ответствуем. 1. Что касается до свободы подданным нашим закона Магометанского строить в селениях их мечети, где прежде оные были и где они по числу людей необходимо нужны, також и наблюдения, дабы те мечети без надобности в тягость их собственную умножаемы не были, в том поступать по прежним указам. 2. Мы приемлем за благо представление ваше о неудобности выписывать им ахунов из Бухарии или другой чужой земли и соизволяем, чтоб они сами у себя таковых ахунов избирали и поставляли. 3. Что же касается до заседания духовных их в нижних и верхней расправах, не надлежит, чтоб звание их духовное давало к тому какое-либо особливое право; но ежели ахуны или тому подобные избраны будут добровольно обществом на основании учреждений, во что вступаться, однако ж, со стороны управления не следует, в верхнюю или нижнюю расправы в заседатели, в таком случае и могут они тем выбором пользоваться. ПСЗ-1. Т. XXI. 15653. 1785 г., сентября 4. – Именный, данный Генерал-Поручику Барону Игельстрому. – О построении школ и о заведении караван-сараев при мечетях Татарских Видев из донесения вашего от 6 Августа, что построенные для подданных Наших Магометанского закона мечети в крепости Троицкой и в Оренбурге открыты; не сомневаемся, что таковое сооружение мест для публичной молитвы привлечет и прочих в близости кочующих или обитающих к границам Нашим; сие и может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольств лучше всяких строгих мер. В следствие того нужно есть: 1) при помянутых мечетях построить Татарские школы по примеру Казанских и тут же завести караван-сараи или гостинные дворы каменные для выгоды торгующих Магометан. 2) Мечети обвести каменным забором, осведомяся от Татар, как то пристойнее по их обычаю. 3) Где же вновь следует построить мечети и особливо в таких местах, кои удобнее других посещаемы быть могут, стараться оные так расположить, чтоб хотя и до 1500 человек в них вместиться могло...; о людях потребных для Татарских школ, не оставьте снестися с нашим Генералом и Казанским Генерал-Губернатором Князем Мещерским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010