Арзамас. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена как второй храм обители в 1585 году из дерева. Строилась как теплая - для отопления в подклете и в самой церкви были устроены печи. За три века существования церковь многократно перестраивалась. Кирпичный трапезный храм, поставленный на высоком подклете, построенный во 2-й пол. XVII в. Пятиглавый четверик, вытянутый по поперечной оси, с трехчастным алтарем и обширной трапезной. Второй престол Сретенский. Закрыт в 1929 г., венчания сломаны. Был занят под хлебопекарню и общежитие. Полуразрушен - цела только трапезная часть с частично рухнувшими сводами. На начало XXI beka - одноэтажное ветхое здание. http://drevo-info.ru/articles/21319.html Церковь Рождества Пресвятой Богородицы являлась зимним (теплым) соборным и трапезным храмом Арзамасского Спасо-Преображенского (Спасского) монастыря. К 1585 году относится первое краткое описание монастыря, в котором наряду с главным храмом Преображения Господня названа и теплая церковь Рождества Богородицы с приделом св. великомученицы Анастасии. Эти строения были деревянные. Другой архивный документ, датируемый 1626 годом, добавляет к сведениям об облике деревянной Рождественской церкви лишь то, что она имела трапезный прируб: «А в монастыре храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянна, а другой храм теплой и трапеза, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, да в приделе Святой мученицы Настасеи, да в храме церкви строения…» Данные о времени возведения ныне существующего каменного теплого монастырского храма расходятся. В описи монастыря, хранящейся в РГАДА, составленной капитаном А. Тихменевым в 1763 году, сообщается, что о церкви Рождества Богородицы, «в котором году построена и по какому указу известия не отыскано». А.С. Петряшин считает, что «церковь возведена предположительно в 1660-1690 годах, на что указывают даты освящения антиминсов: в алтаре самой церкви антиминс в приделе Сретения Господня напечатан на полотне 73 году (1665-1666 гг.)…». Таким образом, точная датировка церкви Рождества Богородицы остается под вопросом. Если признать, что дата на антиминсе Сретенского придела воспроизведена правильно (в чем есть сомнения), то каменный храм уже существовал в 1666 году. Следует обратить внимание, что церковный придел в это время был освящен в честь Сретения Господня, а не в честь св. Анастасии, как это было ранее у деревянного храма.

http://sobory.ru/article/?object=14407

«Помяни, Господи, в царствии Своем небесном благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославовича, создавшего монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой». Слова синодика Елецкого Преподобный Нестор, рассказывая в своей летописи о преподобном Исаакии, пишет: «В си же времена приключися притти Изяславу из ляхов; нача гневатися Изяслав на Антонья из Всеслава, и прислав Святослав в ночь поя Антонья Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову, возлюби Болдины горы, ископав печеру, ту ся всели. Есть ту монастирь святое Богородицы на Болдиных горах и до сего дне» 1 . По другим летописям, Изяслав возвратился из Польши с войском Болеслава и выгнал Всеслава из Киева в 1069 году 2 . Следовательно, удаление Антония в Чернигов было в 1069 году. Из слова летописи, повторенной в Патерике: «есть ту монастирь святое Богородицы», Галятовский справедливо замечает: «Любо тут не придано и неприписано: Елецкой, еднак мается разумети монастирь Богородицы елецкой, поневаж на горах Болдиных, близко Чернигова инший монастирь Пресвятой Богородицы ся не знайдует» 3 . Преосвященный Зосима Прокопович в предмове к Елецкому синодику пишет: «Монастирь Пресвятой Богородицы Елецкой на горах Болдинских, близ города Чернигова, збудован есть от князя черниговского Святослава Ярославича, року от сотворения света 6568», и затем приводит слова Патерика 4 . Галятовский в подтверждение того, что Елецкий монастырь построен князем Святославом, приводит, кроме Патерика и Синодика, отзывы князей Одоевских и Воротынских, потомков князя Святослава, с которыми сносился он письменно и через посланных иноков; по их отзывам, в роде их постоянно сохранялось предание, что князь Святослав был строителем как Печерской лавры, так и монастыря Елецкого 5 . То же наконец предание записано 1698 года в синодике черниговской кафедры, где молятся: «Помяни, Господи, благочестивого князя киевского и черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой». О времени основания обители Елецкой преосвященный Зосима говорит: «збудован есть в лето 6568», хотя вместе показывает, что преподобный Антоний был в Чернигове в 1069 году. Указание на время событий преосвященный Зосима занял, без сомнения, из какого-нибудь памятника древности, ныне неизвестного. Преподобный Нестор говорит: «Есть ту монастырь святое Богородицы и до сего дне». Слова эти в устах преподобного означают, что монастырь, получивший молитвенное благословение великого подвижника, существует, невзирая на бури времён. Но он не против того, что монастырь существовал прежде прибытия преподобного Антония в Чернигов. Таким образом, древнейший известный ныне памятник, хотя не определяет, с какого года стал существовать Елецкий монастырь, но он дозволяет верить, что монастырь существовал до прибытия преподобного Антония в Чернигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Без очереди к поясу Пресвятой Богородицы пропускают только инвалидов и беременных 17 ноября, 2011. Редакция " Правмира " Владимир Якунин прокомментировал информацию, поступающую от некоторых верующих, о том, что якобы во время поклонения святыне в отдельных российских городах некоторые делегации проходили без очереди. Не существует деления верующих, желающих поклониться поясу Богородицы, на VIP-nepcoh и обычных людей, заявил глава Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин, сообщает Интерфакс . «Никаких виповских подходов и проходов на протяжении всего принесения не организовывалось. В некоторых местах пытались сделать липовые пропуска, но это мгновенно пресекалось», — подчеркнул он в беседе с журналистами в четверг в Москве. Так В.Якунин прокомментировал информацию, поступающую от некоторых верующих, о том, что якобы во время поклонения святыне в отдельных российских городах некоторые делегации проходили без очереди. Без очереди, по словам главы Фонда, проход обеспечивался только для инвалидов и беременных. 17 ноября Святыня находилась в Ставрополе. 19 ноября святыня прибывает в Москву. В Кафедральном Храме Христа Спасителя, Пояс Пресвятой Богородицы будет находиться с 19 по 27 ноября 2011 года. Когда привозят святыню? 19 ноября 2011 года, в Храме Христа Спасителя, в 16.00 часов начнется всенощное бдение. В 17.00 Пояс Пресвятой Богородицы прибудет в Храм. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и сослужащее духовенство выйдут встречать Святыню. После того, как духовенство и максимальное число прихожан войдут в Храм, доступ в него будет прекращен и будет формироваться очередь на улице. Когда будет открыт доступ? После Полиелея откроется доступ, находящимся в Храме к Святыне и только после этого Святыня будет доступна для поклонения всем, кто не успел войти в Храм и ожидает на улице (предположительное время 24.00). Доступ прихожан для поклонения Великой Святыне планируется осуществлять круглосуточно. Освященные от Пояса Пресвятой Богородицы ленточки (маленькие пояски) будут раздавать афонские монахи у ковчега со Святыней тем, кто уже к нему приложился.

http://pravmir.ru/bez-ocheredi-k-poyasu-...

Боровск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Роще. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Иоанна Богослова , Василия Великого Год постройки:1708. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща Координаты: 55.21444, 36.52528 Проезд:На маршрутном автобусе Балабаново-Боровск до остановки " Роща " , далее по ул. Шмидта 400 метров до кладбища. На территории погоста и находится этот храм. На этом же автобусе можно доехать и с Боровской автостанции. Автобус ходит через 10-15 минут Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1708 году в селе Роща (Рощинская слобода) на деньги прихожан был построен храм. Кирпичное здание храма включало в себя холодный четверик и трапезную часть с печным отоплением, на зиму холодная половина закрывалась. Храм и примыкающее к нему кладбище обнесены каменной оградой. Престола три: центральный освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, южный - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный - во имя святителя Василия Великого. Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в реке Протве. Из утвари особо замечательно Евангелие небольшого размера, напечатанное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. В 1840 году московский купец И. В. Волков построил при храме богадельню. До 1905 года на приходе действовала одноклассная земская школа для мальчиков. В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в нем совершались регулярно. Церковь Рождества Богородицы, каменная, обнесённая каменной оградой, которой отведено кладбище. Построена в 1708 г. прихожанами. На небольшом удалении от обители прп. Пафнутия Боровского расположен храм, по некоторым данным построенный в 1709 г. Строение кирпичное. Престолов три. Один во имя Пресвятой Богородицы. Два в теплой половине: по правую сторону - св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по левую - во имя св. Василия Великого. Утвари было достаточно - Евангелие небольшого размера, печатано в 1668 г. при государе Алексее Михайловиче. Церковные деньги хранились в высокоустроенной стене каменной кладовой с металлической дверью, за двумя замками, внутренним и наружным. При приходе была земская одноклассная школа для мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=01763

Завалье 1-е. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Богородицы, кирпичная, выстроена в 1827 г. на средства прихожан на месте обветшавшего каменного храма. Трапезная и колокольня перестроены с увеличением площади во второй половине XIX в. Небольшой бесстолпный одноапсидный храм стиля ампир создан по «образцовому» проекту. В советские годы храм закрыли, со временем были разрушены его ротондовое завершение, глава и кровля колокольни. Внутренняя отделка и убранство церкви утрачены. В 1991 г. здание храма передано верующим. Из истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы (с.Завалье) Село известно с XVI в. Возникло Завалье в 18 верстах от  современной Каширы, между дорогами на Венев и Зарайск, между двумя горами в глубокой лощине, при речках Петеринке и Колче. Завалье в писцовых книгах записано было за И.С. Нащокиным в 1578 г. как деревня. Стало селом, когда в нем была построена деревянная церковь. В первой половине XVII в. на месте деревянной была построена каменная церковь во имя Рождества Божией Матери. В 1827 г. при владелице села В.И.Шондоровой (Шонуровой) в селе был построен новый каменный храм на месте старого обветшалого, в честь Рождества  Пресвятой Богородицы. С тех пор Завалье стало центром прихода, куда на богомолье ходили жители деревень Никулино, Сухановка и Рожновка. Во 2-й половине XX в. была расширена трапезная и построена новая колокольня, были возобновлены живопись и иконостас храма. Во время коллективизации в Большом Завалье был  организован колхоз «Обновленный колос». Закрыт и разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы, разрушены ротонда и главка над ним, главка и кровля на колокольне. Внутренняя отделка и убранство храма утрачены. В храме были устроены конюшня, потом мельница и гараж для тракторов. Рядом с храмом стоит красивый дом, который украшает село. И живет в этом доме женщина, предприниматель, Заслуженный  строитель России, Сердюк Тамара Ивановна, которая и решила восстановить этот храм. А начиналось все так…

http://sobory.ru/article/?object=17206

Ивангород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в крепости. Карта и ближайшие объекты Ивангородская крепость была заложена в 1492 году высочайшим повелением великого князя Московского, первого Государя Всея Руси Ивана III-ro. По тем временам крепость была одним из самых мощных укреплений, оберегающих западные границы Руси. В 1498 году внутри крепости строится деревянная Никольская церковь. В царствование Государя Иоанна Грозного на ее месте строится каменная церковь. В 1558 году рядом с Никольской возводится церковь во имя Успения Божией Матери с приделом-пристройкой Покрова Пресвятой Богородицы. Смотри также: Николая Чудотворца в крепости, церковь . Ивангородская крепость находится на берегу реки Наровы, на холме, называемом «Девичья гора», и названа так по имени основателя великого князя Иоанна Васильевича III. Церковь имеет два престола: холодный – во имя Успения и теплый на правой стороне - во имя Покрова. В теплом приделе антиминс новый. Освященный епископом Никанором 1830 г. сентября 19 и полписанный митроп. Серафимом. О перестройке придела в ведомостях Нарвского Преображенского собора за 1755 г. говорится: «При Ивагородской Успенской церкви была запустелая церковь во имя Покрова Богородицы и получено было дозволение, обновив сию, обратить в теплую, а 1755 г., по прошению, получен и св. антиминс.» Здешняя церковь была построена вместе с крепостью, а крепость построена в 1492 г. В формуляре крепости Нарвы сказано: « По воле вел. кн. Иоанна Васильевича III в 1492 г. построен Ивангород, крепкий замок, с тройною к реке стеною… Построение начато выписанными из лучших краев мастерами в день св. Троицы и окончено в день Успения Пресвятой Богородицы. Внутри замка построена церковь св. Николая чудотв., а потом Успения Пресвятой Богородицы». Церковь Ивангородская квадратная. С севера, запада и юга она окружена каменною крытою галереей; с востока находятся три полукружия алтаря. С запада к галерее и алтарю примыкает каменный храм Успения Божией Матери, а над ним колокольня. Церковь в длину 2 саж., в ширину – 8 саж. 1 арш., высота до креста 15,5 саж., ширина пристройки 3 саж. 1 арш. Стены церкви сплошные, сложены из местной плиты, на известковом растворе… Стены сохраняют первобытный вид; связи стен железные. Наружные стены гладкие, оштукатурены и выбелены. Карниз сделан из выдающейся плиты, «теремки» под карнизом полукруглые.

http://sobory.ru/article/?object=00522

Монастырщино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Монастырщино. Церковь Рождества Богородицы построена в 1894 г., архитектор А. Бочарников. Основана как мемориал Куликовской битвы на легендарном месте братской могилы русских воинов. Рядом современный памятник Дмитрию Донскому и отдел музея Куликовской битвы. Каменная церковь построена на средства прихожан в 1869-1894 гг. Три престола: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезной правый придел - во имя Архистратига Михаила, левый - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., лл. 456, 464 С момента создания храм в селе Монастырщина обладал не только культовым значением, не менее важным была его мемориальная ценность как памятника Куликовской битвы. По преданию, на месте села Монастырщина, русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда же была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а царские врата иконостаса для храма были подарены Сергием Радонежским. Не одна деревянная церковь была возведена в селе Монастырщина в честь престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, прежде чем здесь появился каменный храм. Его строительство было начато по проекту архитектора Александра Бочарникова в 1850 году и растянулось на годы, поскольку велось на средства местных прихожан. В период с 1867 по 1875 годы здесь был выстроен придел во имя архистратига Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля. После завершения строительства церкви здесь стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от Храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стали проводить крестный ход до памятника колонны Дмитрию Донскому на Красном холме. В 30-е года XX века храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, помещение стало использоваться как зерновой склад.

http://sobory.ru/article/?object=00872

Нижний Новгород. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Гнилицах. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первые достоверные сведения о церкви Рождества Пресвятой Богородицы относятся к 1745 году. Окончательно храм был построен к 1822 году. В советский период закрыта в конце 1937 года. Первое богослужение после 55-летнего перерыва было совершено в феврале 1992 года. С этой даты начинается отсчет новейшей истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Освящена в 1993 году. В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви были прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских бывший псаломщик церкви Рождества Богородицы Иаков Гортинский (+1937) и инокиня Анна (+1937), которая с 1931 по 1937 год жила при храме после закрытия Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря. В 24 км от окского устья с левого берега в Оку впадает речка Гниличка. Издавна на ее левом берегу стояло село Гнилицы. Первые достоверные сведения о церкви Рождества Пресвятой Богородицы относятся к 1745 году. Окончательно храм был построен к 1822 году. По инициативе отца Иоанна Белякова при храме в 1894 году была открыта библиотека. К 1912 году в ней насчитывалось 210 томов духовного содержания. В 1902 году по инициативе благотворителя купца Егора Косова было начато расширение трапезной храма на тысячу человек, устроено отдельное помещение для библиотеки на 70 человек. В 1903 году перестройка трапезной была завершена. Правый придел был освящен 26 сентября в честь Смоленской иконы Божией Матери, а левый 28 сентября – во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Приход Гнилицкого храма заботился о просвещении крестьян окрестных деревень, занимался благотворительной деятельностью. Так, в 1910 году были открыты земские школы в деревнях Нагулино и Стригино. В это же время при церкви существовала богадельня для старушек – небольшой дом, пожертвованный бывшим церковным старостой Александром Чуманиным (занимал должность с 1910 по 1918 год).

http://sobory.ru/article/?object=04809

Николаев. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Старокупеческая церковь Карта и ближайшие объекты В 1799 году была заложена, а в 1800 году была построена однопрестольная каменная церковь во имя Рождества Богородицы за счет пожертвований российских купцов, поэтому ее еще называли «Старокупеческая». Строителем церкви был протоиерей Карп Павловский (1771-1832). Общая высота храма 38 метров. Храм имеет мощные стены из тесаного камня-ракушняка. Колонны изначально были позолочены. В 1828 году к главному в честь Рождества Пресвятой Богородицы приделу были достроены еще два придела. Левый был освящен в честь святых царей Константина и Елены, а правый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. В этом же году церковь получила статус Собора. В 1835 году, когда возник вопрос о названии улицы, на которой находится Собор, Г.Г. Автономов предоставил на утверждение адмиралу М.П. Лазареву проект, в котором эта улица получила название Рождественской в честь Собора Рождественско-Богородичного. При соборе было учреждено в 1874году церковно-приходское попечительство, почетным членом которого в начале 20века состоял настоятель Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Сергиев (ныне – прославленный святой праведный Иоанн Кронштадтский). Расположен храм в исторической части Николаева, т.н. «Городовой», на перекрестке ул. Рождественской (Лягина) и Купеческой (Потемкинской). Когда в 1922 г. происходило изъятие церковных ценностей в фонд помощи голодающим община собора сдала 172 кг. серебра. 31 января 1930 года власти сняли колокола весом 10,2 тонн цветного металла, а 8 ноября 1936 года собор был закрыт. В довоенное время здание собора использовали как гарнизонный Дом Красной Армии и Флота, после войны оно получило название «Дом офицеров». В начале 90-х гг. собор передан Украинской Православной Церкви МП и с тех пор полюбился многим горожанам. В нем находятся мощи священномученика Сергия пострадавшего за веру, а также частица мощей св. прав. Феодора Ушакова. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (ранее называемая «Старокупеческая Рождества Пресвятой Богородицы» церковь) - одно из старинных сооружений г. Николаева. Он расположен в центре исторической части города (тогда «Городовой») на перекрестке улиц Лягина (Рождественской) и Потемкинской(Купеческой). В XIX веке это был купеческий район, где размещались склады и магазины, а также купеческие особняки. Церковь была построена по желанию и с помощью николаевского купечества.

http://sobory.ru/article/?object=09919

Руза. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о существовании Покровской церкви на посаде находим в писцовых и дозорных книгах 1624 и 1628 гг. Рузского уезда: «В Рузе, на посаде, Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит пуст без пения, церковь не покрыта и обвалилась, а живёт у той церкви поп Симеон…». Храм по словам местных краеведов восстановили в 1699 г. В 1781 г. на месте своей предшественницы построили кирпичную церковь. Стиль храма можно охарактеризовать как переходный от барокко к классицизму. После Войны 1812 г. была сооружена трапезная палата, в 1870-м г. приделы. В 1980-х гг. церковь отремонтировали, обнесли оградой и разместили в ней Рузский краеведческий музей. В 2000- м г. в храм вернулись прихожане, возобновились богослужения. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рузе является одной из четырех сохранившихся городских церквей. Каменное здание в стиле классицизма с элементами барокко было возведено в конце XVIII века, а расширено и достроено в 1840-е годы. В храме особо почитают русских святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, в честь которых освящены два придела. В Покровской церкви есть большая чтимая икона новомучеников и исповедников, в земле Рузской просиявших. Согласно данным, собранным летописцем приходов Московской епархии В. И. Холмогоровым, впервые церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рузе упоминается в 1620-х годах. Вот как описывается этот храм в дозорных и писцовых книгах того времени: «В Рузе на посаде храм Покров Пресвятыя Богородицы древян клетцки, стоит пуст без пения… церковь не покрыта и обвалилась, а живет у тое церкви вдовой поп Семион… свадьбы венчает и молитвы говорит, а правила у церкви не бывает». Покровский храм представлял плачевное зрелище: деревянный сруб стоял без крыши, стены завалились, службы не совершались, и лишь время от времени некоторые требы исполнял живущий при храме одинокий священник. Виной тому послужило, видимо, разорение, связанное с нашествием польско-литовских банд в Смутное время.

http://sobory.ru/article/?object=01775

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010