Подвиг столпничества превышает человеческие силы; он возможен лишь при содействии особой благодати Божией, которая изменяет не только душу, но и само тело человека. В глазах людей столпник был подобен Ангелу, сошедшему на землю. Жизнь столпника – это непрестанное чудо, которое воочию видит народ. Святой Исе, епископ Цилканский, получил в наследство от своего духовного отца, игумена Иоанна, дар непрестанной молитвы и его монашеский посох. Этим посохом, подобным жезлу Моисея, он совершал дивные чудеса: изводил из скалы источники вод, исцелял его прикосновением больных, отгонял демонов от одержимых. Адские силы не могли сопротивляться ему, как Моисею – египетские волхвы Ианний и Иамврий. Однажды после литургии он вместе с народом пришел к берегу реки Ксани и, помолившись, трижды опустил посох своего духовного отца в воды реки, а затем отправился обратно в Цилкани, и струи реки потекли, пошли за его жезлом, как стадо овец за пастырем. Огнепоклонники построили у самых дверей Некресского собора свою молельню, где днем и ночью горел огонь – как неугасимое адское пламя. Они хватали христиан, идущих в церковь на молитву, и заставляли их поклоняться огню. Святой Авив в праздник Ормузда вышел на бой с демоном, как Георгий Победоносец – с драконом, и победил персидское божество кувшином воды. Святой Неофит, арабский полководец, увидев над Шио-Мгвимским монастырем Ангелов и самого преподобного Шио в небесной славе, пораженный дивным видением, сменил свой меч на крест, воинские доспехи на монашескую мантию и стал воином Христа. Он прошел все монашеские послушания и за свою подвижническую жизнь был избран игуменом обители, а затем стал полководцем духовного войска, получив епископский сан. Ночью огнепоклонники похитили Неофита, увезли его за город и предали побиению камнями, как первомученика и архидиакона Стефана. Христиане привезли тело святителя-страстотерпца в Шио-Мгвимский монастырь, где он начинал свой монашеский путь. Он вернулся, словно победитель после боя в свой родной город, даровав обители, как трофей, свое мученическое тело, обагренное кровью [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

После долговременной жизни, прославленной деяниями и чудесами, как бы в осуществление слов Спасителя: «Верующий в Меня совершит дела, подобные Мне, и даже более Меня совершит» ... блаженный Иоанн получил в откровении извещение о своей кончине. Со страхом и трепетом устремлял он свой мысленный взор за пределы мира земного... «Если великий Апостол Павел мог сказать про себя: что надлежало мне сделать, то я сделал, и всё-таки остаюсь неключимым рабом Господа, – проносилось в памяти предстоящего перед Небесным Судьёй последнее земное представление, – то могу ли считать себя в безопасности?» Завещав ученикам своим похоронить его в той пещере, в которой он подвизался, Иоанн причастился Святых Таин Христа Спасителя. По принятии Святых Таин, душу его осенил Божественный восторг и среди неизъяснимой отрады он предал Богу свою чистую душу. По погребении его стали истекать многие чудеса от гроба его, не истощающиеся и поныне. Теперь труженическое тело блаженного Иоанна, просветившего народ Иверский не только примером собственной жизни, но и посредством учеников своих, покоится у самого жертвенника в приделе церкви в честь Иоанна Крестителя, построенной на южной стороне пещеры, где подвизался и был погребён Иоанн. Церковь Иверская празднует 7-го мая память его с 12-ю его учениками. Кончина Иоанна Зедазнийского последовала между 557–560 г. при католикосе Макарии. Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского Жизнь преп. Шио (в переводе на другие языки это имя может означать: Симеон) есть также благодатный плод почвы, удобренной христианским воспитанием, которое постарались дать ему благочестивые родители, с детства его тщательно прививавшие слово Божие к разумению их единственного сына. И так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио любовь к слову Божию, что он постоянно держал его в уме своём, и даже всегда носил при себе Евангелие, послания Апостола Павла и псалтирь. – Родители его, опасаясь наконец излишнего умственного напряжения сына их и желая доставить ему отдых, решились однажды отобрать у него эти книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Этот эпизод со всей ясностью показывает как ревность преп. Саввы к соблюдению установленного им в лавре чина всенощного бдения, так и то значение, какое он сам и эконом лавры придавали вопросу питания иноков во время агрипнии. Преподобный, считая вескими доводы эконома лавры к отмене всенощного бдения за отсутствием в обители какой-либо пищи для вкушения во время бдения и в то же время горя ревностью к церковной службе и, отсюда, не желая отменять богослужение, предпочел послать в город с каким-либо ценным сосудом или ризой, чтобы продали их и купили необходимые для совершения всенощного бдения продукты питания. Обряд хлебоблагословения совершается, по всем памятникам, чтением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов», причем по рукописи 1096 Синайской библиотеки, отражающей практику лавры преп. Саввы, в этой молитве упоминается его имя 351 , а по рукописи 1097 той же библиотеки, отражающей практику Синайского монастыря, здесь упоминаются пророки Моисей, Аарон, Илия и Елисей и великомученица Екатерина 352 . Рукопись 1097 указывает иерею взять один из благословляемых хлебов в руки и начертать им образ креста 353 , по рукописи 1096, иерей левой рукой держит корзину, а правой трижды благословляет 354 . По Шио-Мгвимской рукописи, «священник берет один из хлебов, осеняет крестообразно и говорит» 355 . Рукопись 311 Иерусалимской патриаршей библиотеки уточняет Шио-Мгвимскую: иерей берет в руки один из хлебов и им делает образ креста 356 . Непосредственно после молитвы, по всем памятникам, читается 33-й псалом до слов «не лишатся всякаго блага», священник становится перед Святыми Вратами и, благословляя крестообразно, говорит: «Благословение Господне на вас»; по рукописи 1096 Синайской библиотеки: «Благословение Господне да приидет на нас» 357 ; то же по рукописи 1097 той же библиотеки 358 . О раздаче и вкушении хлеба рукопись Шио-Мгвимского монастыря говорит: «Келарь разламывает один из благословенных хлебов и дает братии, а также и по чаше вина „ради усталости», как это предано нам отцами» 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

– Зачем, старче, ты кормишь его? Скажи мне. – Я заповедал ему не нападать ни на человека, ни на скота. «Приходи, – сказал я ему, – ежедневно ко мне, и я буду давать тебе корм». И вот семь месяцев как он приходил ко мне дважды в день, и я кормлю его» гл. 163, сс. 389–390]. Преподобный Кириак: «Когда мы ели, пришел лев и стал пред нами; старец же, встав, дал ему кусок хлеба, говоря: – Иди, стереги овощи» с. 642] (29 сентября) Преподобный Шио Мгвимский, обращаясь к волку говорил: «Ты будешь питаться той же пищей, которую вкушаем мы». Далее в житии святого говорится: «Все дивились такому чуду и славили Бога, даровавшего рабу Своему силу повелевать даже дикими зверями. Но вот что еще особенно удивляло всех: волк в продолжение всей своей службы не ел мяса. Он довольствовался только тем, что давал ему преподобный Евагрий, а святой обыкновенно утром и вечером бросал ему по куску хлеба, намоченного в воде. Вечером, приняв обычную пищу из рук Евагрия, волк уходил в свою берлогу, выкопанную для него в горе самим святым Шио близ его пещеры. Шесть лет служил волк всей братии» Преподобный Флорентий, обращаясь к медведю, приказал: «Иди, выгони овец сих на пастбище, и паси их; около же шестого часа возвратись вместе с ними. И всегда зверь поступал так, приняв на себя порученное ему попечение об овцах; таким образом, тот, кто привык всегда вкушать добычу, растерзав ее, пас овец, томясь голодом и препобеждая свой естественный нрав» с. 398] (23 августа). Хищники «препобеждали свой естественный нрав» и избегали кровавой пищи под действием благодати, исходившей от святых. Кто готов проявить веру библейскому свидетельству о благом начале Божьего творения, тот не усомнится услышать и пророческое слово о благом конце его в Царстве Христа Примирителя: И пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет со козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я; и вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы ( Ис.11:6–7 ). Библия и вся святоотеческая мысль принципиально исключает возможность существования хищничества, пожирание одними животными других, как вообще болезней и смерти в мире – от его сотворения до грехопадения Адама, равно как в грядущем веке Господа Иисуса Христа, «Егоже Царствию не будет конца». Грехопадение как начало смертности и общее воскресение как конец смертности – вот те границы, за которые естественно-научный интерес человеческий не должен простираться. Закон джунглей, смерть, кровопролитие, борьба за выживание и прочие проявления жестокости царят в нашем мире по Божиему попущению. Это видят все. Но эволюционисты считают, что так было всегда и по-другому быть не может и не будет, а христиане, напротив, верят в то, что это зло не изначально и не вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Об иеговистах и сектантах старец говорил так: «Они видимые демоны, сатанисты. Споры и дискуссии с ними вести нельзя. В Евангелии написано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас» ( Мф. 7, 6 ). Однажды профессор Гоги Бочоришвили с семьёй побывал в монастыре. Старец лежал в шезлонге перед своей кельей. Гости подошли к нему, с почтением поздоровались и сказали, что могут пригласить к нему врача. Старец отверг это предложение: «Извините, но я монах, и мне не положено поступать так, как я хочу. Сначала Господь меня лечит, а потом уже врач». Профессор удивился. Слово за слово разговор старца с профессором перерос в спор. Я извинилась перед сыном профессора и сказала, что старец Гавриил – необычный монах. Он засмеялся и ответил, что его отец тоже чудак и они хорошо поймут друг друга. Однажды в знак благодарности старец подарил своему лечащему врачу Зурабу Варазашвили барана, которого пожертвовали в монастырь, со словами: «Труженик достоин награды. Кто не благодарит врача, не благодарен перед Богом». Бескорыстный доктор вежливо отказался от подарка. В тот же день баран издох. При встрече старец упрекнул врача: «Ближний, почему ты оказался непослушным? Впервые в монастыре пожертвованный баран издох». В следующий раз он всё-таки подарил Зурабу другого барана, и врач уже принял его. Двадцать второго мая 2000 года, в день преподобного Шио Мгвимского 17 , сестры Самтаврийского монастыря по традиции побывали в Шио-Мгвимском монастыре. Литургию отслужил владыка Даниил, а вечером в монастырь приехал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и отслужил молебен у гробницы преподобного. Потом все поднялись в трапезную. С балкона хорошо были видны иконостас и фрески храма. Я стояла и молча молилась, потом начала думать об отце Гаврииле, оглянулась и своим глазам не поверила: передо мной была фреска преподобного Гавриила Иверского, Святогорца. Он держал образ Иверской Божией Матери, рядом с ним я увидела иконы великомучениц Шушаники и Кетевани 18 . «Любимые святые отца Гавриила», – невольно подумала я. Необычное чувство овладело мной. Сколько раз бывала раньше здесь, но никогда не замечала этих икон. Я не могла скрыть своей радости. Так через преподобного Гавриила Святогорца, имя которого носил наш старец, мне было послано утешение. Протоиерей Вахтанг (Асатиани):

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Шио Мгвимский (7 мая) «Когда Святой кончил говорить, все звери пустились бежать от него, и остался перед ним один только волк , которому Святой сказал: – Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе повелеваю: с этого времени паси ослов братии моей. За убытки же, которые понесли иноки, ты будешь питаться той же пищей, которую вкушаем мы . Выгоняй ослов утром, – продолжал Святой, – а пригоняй вечером, береги их; я назначаю тебя пастухом их. Волк повиновался словам Святого, каждый раз с холма он воем давал знать, что настало время выходить ослам на пастбище, днем волк пас их на горах, а к вечеру пригонял к обители. Все дивились такому чуду и славили Бога, даровавшего рабу Своему силу повелевать даже дикими зверями. Но вот что еще особенно удивляло всех: волк в продолжение всей своей службы не ел мяса . Он довольствовался только тем, что давал ему преподобный Евагрий, а Святой обыкновенно утром и вечером бросал ему по куску хлеба, намоченного в воде . Вечером, приняв обычную пищу из рук Евагрия, волк уходил в свою берлогу, выкопанную для него в горе самим святым Шио близ его пещеры. Шесть лет служил волк всей братии» Преподобный Флорентий (23 августа) «Флорентий приказал медведю, сказав: – Иди, выгони овец сих на пастбище, и паси их; около же шестого часа возвратись вместе с ними. И всегда зверь поступал так, приняв на себя порученное ему попечение об овцах; таким образом тот, кто привык всегда вкушать добычу, растерзав ее, пас овец, томясь голодом и препобеждая свой естественный нрав » с. 398]. Хищники «препобеждали свой естественный нрав» и избегали кровавой пищи под действием благодати, исходившей от Святых. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) «У батюшки была особенная кошка. Во время поста все ели постный борщ, и она тоже. Если кто-то давал ей в это время колбасу, она не брала. Когда все становились на молитву, кошка садилась тут же и тихо высиживала все правило» [XII, с. 91–92]. Удивительный пример говения – строгого поста, который вместе с людьми разделили животные – содержится в Священном Писании. Животные (хотя и вынужденно) полностью воздерживались от пищи и воды, и даже были облечены во вретища.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1991, резиденция Католикоса-Патриарха всей Грузии); Антиохия, св. Стефана первомученика (г. Мцхета, жен., основан в сер. VI в. сир. отцами, возобновлен 10 апр. 2002); Гвтаеба, св. Антония Марткопского (гора Иално, в 5 км от с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан в VI в. прп. Антонием Марткопским, закрыт в 1934, возобновлен в 1989; находятся мощи прп. Антония Марткопского); Джвари (Крест), Воскресения Господня (вершина горы у слияния рек Арагви и Куры, близ г. Мцхеты, муж., основан в VI в., возобновлен в янв. 1989); Зедазени, св. Иоанна Зедазнийского (в 8 км к северо-западу от г. Мцхеты, муж., основан в VI в. прп. Иоанном Зедазнийским; находится могила прп. Евфимия (Кереселидзе)); Ольгинский, св. Екатерины (г. Мцхета, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XIX в. женой рус. инженера Ольгой Горнич, в советское время не закрывался); Шиомгвиме (в 9 км к западу от г. Мцхеты, муж., основан в VI в. прп. Шио Мгвимским, закрыт в 1932, возобновлен в 1989; находятся мощи прп. Шио Мгвимского); Бетаниа, Рождества Пресв. Богородицы (в 17 км к западу от г. Тбилиси, муж., основан не позднее XI в.; в мон-ре находятся могилы преподобных Иоанна (Маисурадзе) и Георгия (Мхеидзе)); Самтавро, св. Нины (г. Мцхета, жен., основан в 1820, закрыт в 30-х гг. XX в., возобновлен в 90-х гг. XX в.; находятся могилы св. блгв. царя Мириана и его супруги св. Наны); Преображения Господня (г. Тбилиси, р-н Авлабари, жен., основан в 1821-1822, закрыт в 20-х гг. XX в., возобновлен в 1990); св. прор. Илии (г. Тбилиси, Патриархия Грузинской Церкви, жен., основан в 1978 Католикосом-Патриархом Илией II); Дидубе, Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (г. Тбилиси, р-н Дидубе, жен., основан в 1992); Телети, св. Георгия (с. Телети, Гардабанский р-н, муж., основан в 1992); Шавнабада, св. Георгия (с. Квемо-Телети, Гардабанский р-н, муж., основан в 1992); Рождества св. Иоанна Крестителя (г. Тбилиси, р-н Авчала, жен., основан 27 июня 1994); Цхнети, Успения Пресв. Богородицы (с. Квемо-Цхнети, Тбилисский р-н, жен., основан в 1996); Дзегви, св.

http://pravenc.ru/text/639853.html

33 Там же, стр. 22–23 и «Очерки Кавказа» Евгения Маркова. Изд. Вольфа. СПб. 1887 г., стр. 170–180. 37 Сведения о Вахтанге Гург-Аслане и его деятельности на пользу церкви заимствованы из соч. «История грузинской церкви до конца VI b.» М. Сабинина. СПб. 1877 г., стр. 72–99. 38 Подробности о ней можно найти в цитованном сочинении В. Потто «Кавказская война»... стр. 225–226. 45 Монастырь «Неусыпающих» был основан в V веке в Константинополе преподобным Александром († 430 г.), по смерти которого иноки этой обители переселились в Вифинию, северо-западную область Малой Азии, где основали свой монастырь и откуда впоследствии возвратились опять в Константинополь. «Неусыпающими» иноки этих монастырей назывались потому, что в обителях их богослужения совершалось непрерывно, в течение целых суток. См. «Жития Святых» на русском языке. Изд. Московской Синодальной типографии. Москва 1902 г., ноябрь, стр. 238, примечание. 46 Мцхета и его собор Свэти-Цховели. А. Натроев. Тифлис. 1901 г., стр. 437–456; История грузинской церкви до конца VI b., стр. 94–95 и 101. Краткая история грузинской церкви. Платон Иосселиани, стр. 142–152. 47 Священник И.А. Протопопов. Краткое жизнеописание главнейших деятелей грузинской церковной истории. 1902 г. Москва, стр. 17. 48 Там же, стр. 17–20; Муравьёв «Грузия и Армения», т. I, стр. 334. Мцхета и его собор Свэти-Цховели, стр. 187. 50 Подробную историю этой обители и подвигов св. Шио можно читать в брошюре «Преподобный отец наш Шио Мгвимский и его монастырь», М. Квирилы. 1802 г., стр. 1–54. 52 Подробности об этом камне в брошюре «Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни». Е.К. Тифлис. 1899 г., стр. 1–15. 53 Наивозможно полная история жизни св. Давида и его монастыря изложена в брошюре «Давид Гареджели и его лавра». Е.К. Тифлис. 1901 г., стр. 1–14. Ср. Краткое жизнеописание главнейших деятелей грузинской церковной истории. Священник И.А. Протопопов. Москва. 1901 г., стр. 23–24. 54 Сведения о жизни св. Антония см. в брошюре «Жизнь и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Е.К. Изд. 2-е. Тифлис. 1899 г., стр. 1–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово «Зедазени» означает «ввысь и ввысь». Зедазенский монастырь похож на орлиное гнездо, свитое на вершине горы. Как молодые орлы, первыми покинули это гнездо два монаха – Исе и Авив, которые по воле Католикоса и царя были рукоположены в епископы двух древних епархий – Цилканской и Некресской. Исе прославился даром чудес, Авив – борьбой с огнепоклонством, которая окончилась для него мученическим подвигом. Прочих своих учеников преподобный Иоанн после вторичного явления ему Божией Матери разослал во все концы Карталинии и Кахетии, а сам остался на Зедазени вместе с диаконом Илией. Как двенадцать пламенно горящих светильников, двенадцать учеников Иоанна озарили Карталинию и Кахетию неугасимым духовным светом евангельской проповеди – от Триалетских до Кавказских гор. Грузинская Церковь прославляет преподобного Шио как анахорета и пустынника, духом подобного пророку Илие и преподобному Антонию Великому. Он имел власть над дикими зверями и понимал их язык, как Адам в Эдеме. Его монашеская мантия разверзала волны Арагви как милоть пророка Илии – Иордан. Он основал Шио-Мгвимскую обитель в ущелье гор, как преподобный Савва – Лавру близ Иерусалима, с кельями, высеченными в скале, спускающимися уступами вниз на дно глубокого оврага. Скалы около Мгвимского монастыря испещрены пещерными кельями, словно гора стала ульем пчелиных сот, где монахи собирают мед благодати с цветов молитвы и безмолвия. В конце своей жизни преподобный заточил себя, как судья узника, в каменное подземелье, похожее на глубокий колодец. Во тьме затвора душа его созерцала Божественный Свет. Он встретил смерть в своем каменном гробе как вечную жизнь. Церковь называет его «стеной и защитником Грузинского Царства». Преподобный Давид Гареджийский поселился на горе, возвышающейся на западе Тбилиси. У него был особый дар молитвы. Казалось, что он приносил покаяние за всех жителей Тбилиси, даже за тех, кто отступал и отвращался от Христа, и своими молитвенными слезами, похожими на мученическую кровь, хотел угасить огни в капищах Зороастра, которые по ночам сверкали, как глаза волчьей стаи, собравшейся у подножия горы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Итак, Грузия стала великим православным царством. Сознание того, что их страна есть удел Самой Девы Марии, укрепляло души и сердца грузин в радости непоколебимой Христовой веры. В V веке великий и славный царь Вахтанг I добился независимости Грузинской Православной Церкви, но все же еще какое-то время епископы присылались сюда из Антиохии. Царь Парсман VI, находившийся под покровительством византийского императора Юстиниана I , сделал следующий шаг: по разрешению императора и восточных патриархов иверские епископы стали сами выбирать себе католикосов. И это всегда уже был грузин, часто из родовитых дворян, князей и представителей царствующего Дома. Все они хорошо знали состояние и нужды своей Церкви. Греки, назначавшиеся до этого из Антиохии, не знали ни народа Иверии, ни языка. Было даже время, когда в молодые годы Вахтанга I персы завоевали некоторые грузинские области, хотя и ненадолго, – зороастрийские маги бродили по горам Кавказа и старались отвратить народ от Христовой веры. Слава Богу, царь Вахтанг, собравшись с силами, изгнал персов вместе с их магами вон. Наступил VI век. Иверскому католикосу (напомним, что так назывался в Грузии патриарх), пребывавшему во Мцхете, однажды явился Ангел Божий и привел его в сильное изумление. «Вот идет Господень раб Иоанн с учениками своими, – сказал он. – Идет не на время, а для того, чтобы слиться с твоим народом. Они идут по стопам святой Нины, но уже не насаждать, а укреплять веру Христову». Католикоса звали Евлалий (Евлавий). Ангел велел ему выйти на дорогу. «Встреть их со всем радушием, ибо они посланы Самой Богородицей», – сказал Ангел. Облачившись в ризы, Евлалий собрал свой клир и вышел на дорогу. Долго он ждал, вглядываясь в даль. Наконец показалась как бы небольшая толпа нищих, запыленных, босых, в порванных одеяниях, но в куколях с крестами на голове, по обычаю сирских иноков. Это был святой Иоанн Зедазнийский, келейник его диакон Илия и двенадцать учеников его. А эти двенадцать были: преподобный Шио Мгвимский, образец слез и плача христианского, крепость Грузинского царства; преподобный Давид Гареджийский, блистающий жемчуг святости; преподобный Антоний Марткопский, многосветлое солнце постничества; преподобный Исе (Иессей) Цилканский, сосуд всесвятой любви и непорочности; преподобный Иосиф Алавердский, вожделенный цвет девственности; преподобный Стефан Хирсский, исполненный духовной силы и Божественного ведения; преподобный Авив Некресский, украшение святомученичества; преподобный Пирр Бретский, благоухающий небесный цвет плача; преподобный Зенон Икальтский, столп всепобеждающего послушания; преподобный Михаил Улумбийский, ревнитель Христовой правды; преподобный Исидор Самтавийский, цветущий вертоград всех добродетелей, и преподобный Фаддей (Тате) Мамебский, образец всякого воздержания Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010